Елизавета Деревянченко: Убить неверное. Продолжение

 110 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Известный исследователь Устной Торы Йосеф Агур рассказывает, что в древнем Израиле публичное чтение Торы зачастую начиналось с пролога, который являлся введением к тому, что должны были услышать люди. Это называлось «открыть врата».

Убить неверное

Елизавета Деревянченко

Продолжение. Начало

 Елизавета Деревянченко Ужесточения

Как относился Иисус к еврейским законам и заповедям Торы? В электронной еврейской энциклопедии сказано: «Иисус скрупулезно исполняет все предписания Галахи своего времени. Он недвусмысленно объявляет: «Не думайте, что я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона…» (Мф., 5:17, 18)».

Отменял ли, изменял ли Иисус Христос заповеди Торы? Рассмотрим следующий эпизод.

«И вот, некто, подойдя, сказал ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Б-г. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною» (Мф., 19:16-21).

Получается, Иисус Христос самовольно ужесточает требования Закона Моисея, то есть заповеди Торы? Он вводит нечто дополнительное, свое, чего нет Торе? Получается, вводит. Но подобное не противоречит еврейской религии.

С чего начинается играющий столь значимую роль в иудаизме трактат Пиркей Авот? Мишна 1:1 говорит следующее:

«Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины — пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы»».

«Создайте систему запретов, ограничений и установлений, дополняющую запреты и предписания Торы, чтобы «оградить» людей от случайного нарушения ее законов. Так, к примеру, был введен запрет перемещать в субботу определенные предметы и орудия труда, входящие в категорию «мукцэ» (букв, «отделенное»); это было сделано для того, чтобы предохранить людей от совершения в субботу работ, запрещенных в этот день. Создание такой системы предписано в Торе: «Стойте на страже Моего предостерегающего закона…» («И соблюдайте Мною доверенное» — букв. «храните хранимое Мной» /»Сончино»/ — Е. Д.) (Ваикра, 18:30). По словам Талмуда, это означает: «Создайте ограду вокруг Моей ограды, которую представляет собой Мой предостерегающий закон» (Моэд катан, 5а). Необходимость в этом евреи почувствовали особенно остро в период возвращения из вавилонского плена. В то время многие из них состояли в браках, запрещенных Галахой, нарушали субботу, о чем упоминается в книге Нехемья (10:31,32)», — отмечал комментатор Танаха и Талмуда, философ рабби Менахем Меири.

«Известно из Талмуда, что большинство ужесточающих постановлений, предписаний и указаний предостерегающего характера были введены законодателями именно в период Второго Храма. Это объясняется тем, что освобождение евреев от ига других народов не было полным, поскольку цари-язычники продолжали властвовать над ними. … Поэтому в тот период не было свободы… Именно этим и объясняется введение мудрецами определенных указаний и постановлений предостерегающего характера: они хотели предотвратить «подпитку» внешних духовных элементов зла»,

— объяснял рабби Цемах Цедек.

«… Указание «строить ограду для Торы». Традиционно его понимают как необходимость дополнительных ограничений, имеющих целью свести к минимуму опасность нарушения Закона»,

— утверждает и наш современник главный раввин Российской Федерации Берл Лазар.

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй», — говорит Иисус (Мф., 5:27). «Не прелюбодействуй» — это 7 Заповедь. Почему же далее следует: «А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф., 5:28). Он ужесточает сказанное в 10-ти Заповедях? Да, но это опять же не противоречит еврейской традиции.

Выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар рабби Йосеф-Юзл бар Шломо-Залман Горовиц писал:

«Об этом говорят наши благословенной памяти мудрецы (Бава батра 57б): «Закрывающий глаза, чтобы не видеть дурного, — это тот, кто не смотрит на женщин в час, когда они нагибаются за стиркой». И поясняют: если у него есть возможность обойти, пойти другим путем, а он сознательно идет туда, где женщины заняты стиркой в не самых скромных позах, он совершает грех. И подчеркивает Рашбам: «Даже закрывая глаза». Итак, человек может полностью закрыть свои глаза в попытке уберечь их от нескромных зрелищ, но если существует у него альтернативный путь — далекий от всех соблазнов, тот, где потребность закрыть глаза вообще не возникает, а он все равно идет сомнительным путем с закрытыми глазами — злодей он и грешник! Потому что движет им в его выборе подспудное желание посмотреть, увидеть. И так как, на самом деле, не умом, а сердцем он желает не закрывать глаза, а, наоборот, открыть их пошире, то, в конечном итоге, этим все и закончится! Его поход, не дай Б-г, может закончиться падением. Не случайно наши благословенной памяти мудрецы называют подобное поведение грехом».

Но только ли к другим он предъявлял повышенные требования? Наверное одним из наиболее трудно достижимых ужесточений им собственного предназначения было то, что он в основном контактировал не с благополучными образованными людьми, а с мытарями и грешниками, блудниц защищал. Кому легче дается познание и исполнение заповедей: подготовленным благополучным людям или не являющимся таковыми? Получается он обращался к тем, кому законы Торы менее известны и в силу сложившегося образа жизни трудней в исполнении. «… на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии», — утверждал он (Лк., 15:7). Но это опять же не его личная позиция, а известное положение иудаизма, утверждающего, что: «Совершенные праведники не могут достичь той ступени, на которой стоят раскаявшиеся грешники».

Упомяну еще один хорошо известный эпизод Евангелий.

«И всякий, кто будет прелюбодействовать с женою замужней, кто будет прелюбодействовать с женой ближнего своего, смерти предан будет прелюбодей и прелюбодейка», — предписывает Закон Моисея («Ваикра»/Левит, 20:10). «… привели к нему (Иисусу — Е. Д.) женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: ты что скажешь? Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». (Ин., 8:3-5; 7; 9).

Он вновь нарушает Закон и действует по своему усмотрению? Разумеется, нет. Что важнее? Что действенней? Слово в слово исполнить Закон или пробудить у множества жаждущих расправы людей совесть? Еврейские мудрецы дают на это однозначный ответ.

«И поступай справедливо и хорошо в глазах Г-спода, чтобы хорошо было тебе и пришел ты и овладел доброй землей, которую клятвенно обещал Г-сподь твоим отцам, отбрасывая всех врагов твоих пред тобою»,— говорил Моисей сынам Израиля («Дварим»/ Второзаконие, 6:18-19). А что именно «справедливо и хорошо в глазах Бога»? За что обещаны такие блага? За скурпулезно-пунктуальное исполнение Его заповедей? Нет, не автоматической исполнительности ждет от людей Всевышний, а нечто большее. «Следует обратить внимание на то, что в этом предложении понятия добра и справедливости разделены и даже в какой-то степени противопоставлены друг другу. Тора предупреждает, что одного лишь стремления поступать справедливо, т. е. в любой ситуации действовать в соответствии с постановлениями строгого закона, недостаточно. Если бы люди всегда и во всем придерживались буквы закона, они не обладали бы чувствительностью и отзывчивостью. Человек должен осознавать, что пути справедливости не могут быть раскрыты для него полностью. Он не может учесть всех обстоятельств. Существует Б-жественная справедливость, которая предполагает учет таких факторов, которые не могут быть известны каждому человеку. Поэтому обязанность любого еврея — уметь отступить в любой ситуации и не быть ярым приверженцем претворения в жизнь требований закона. «Человек обязан делать более того, что требует от него закон», — говорят мудрецы Талмуда. Они утверждают, что Иерусалим был разрушен, потому что в его судах выносили постановления в соответствии со всей строгостью закона, не учитывая требование Торы стремиться к «йошер» (прямоте)» — говорится в классических комментариях к Торе «Сончино».

В материалах «Толдот Йешурун» (всеизраильской общественной организации, занимающейся религиозно-просветительской деятельностью) говорится: «В еврейском Законе есть такое понятие «лифним ми-шурат а-дин», что в переводе означает — «выход за пределы буквы закона». Что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. … Иную грань концепции «лифним ми-шурат а-дин» раскрывает Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания — Эрец Исраэль, конец 12-го — начало 13-го вв.), анализируя поведение человека с точки зрения оговоренной в Торе морали.

Чтобы оградить себя от ошибок, — пишет он, — человеку следует воздерживаться от поступков, в которых по закону, казалось бы, нет ничего предосудительного, но которые не вызывают чувства благоговения и не могут быть «этапами» на пути служения Всевышнему. Таким образом, у человека появляется возможность постичь более высокий смысл еврейских законов».

Получается, реакция Иисуса на осуждение блудницы была не чем-то принципиально новым гуманным, противостоящим «жестоким» еврейским законам, а полностью соответствовала им.

Есть ли однозначные, неоспоримые истины? Да. — На вопрос «какая первая из всех заповедей» Иисус Христос фактически ответил словами главной еврейской молитвы: «слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш есть Г-сподь Единый» (Мк., 12:28-29).

Разделение

Стержень иудаизма —10 Заповедей. 5-я заповедь предписывет почтение к родителям: «Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе» («Шмот»/Исход, 20:12). Как же расценивать следующий эпизод Евангелий?

«Когда же Он еще говорил к народу, матерь и братья его стояли вне дома, желая говорить с ним. И некто сказал ему: вот матерь твоя и братья твои стоят вне, желая говорить с тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь моя? и кто братья мои? И, указав рукою своею на учеников своих, сказал: вот матерь моя и братья мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12:46-50).

Как это согласуется с заповедью прочтения к родителям? Ведь он фактически говорит в присутствии множества людей: «Не стану прерывать проповедь. Мама подождет. Она для меня не главное». Нетипичное для еврейского парня отношение к маме… Но в этом не нарушение 5-й Заповеди, не предательское отречение от ближайших родственников, а свидетельство того, что духовное родство, единство веры и убеждений сближает и роднит людей не менее крепко, чем кровные узы. Может поэтому еще до исхода из египетского рабства, когда Всевышний в первый раз обратился к Моисею из горящего куста сообщить о необходимости Исхода, то есть в предверии дарования еврейскому народу Торы, Он впервые говорит обо всем народе в единственном числе: «И скажи Паро: Так сказал Господь: Исраэль Сын Мой, первенец Мой» (Шмот»/Исход, 4:22). Поскольку Тора рассказывает о духовных процессах, то единственное число по отношению к целому народу, говорит о духовном единстве, то есть о духовном родстве. В вашей жизни появится то, что сделает вас единым народом. Говоря о миссии еврейского народа в книге пророка Йешайя/Исаия, также фигурирует единственное число: «А ты, Исраэйль, раб мой, Иааков, которого избрал Я, семя Авраама, возлюбившего Меня. Ты, которого Я взял с концов земли, и призвал тебя из великих ее, и сказал тебе: ты раб Мой, Я избрал тебя и не отверг тебя» (41:8-9). … Так в чем же причина слов Иисуса о разделении самых близких людей?

Он предельно правдив с теми, кому предназначено его учение. Он в отлиичие от самопровозглашенного апостола Павла ничего не приукрашивает, не идеализирует, не упрощает. Не убеждает, что с принятием и распространением его учения сразу же придут единомыслие, взаимопонимание, будут общие цели, интересы, исчезнут противоречия, непонимание, враждебность…. Наоборот. Он подчеркивает хорошо известную всем неизбежную закономерность нашего мироздания. Морально-этические, идеологические, религиозные убеждения способны разделить, развести в разные стороны даже самых близких людей, превратить их в непримиримых противников. Поэтому с распространением морально-этических ценностей иудаизма проблем поприбавится. Человечеству суждено проийти долгий непростой путь их «освоения». О тяжком и болезненном разделении людей на этом пути его следующие слова: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч, ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня; и кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня» (Мф., 10:34-38). Звучит ошеломляюще жестоко. Можно ли так поступать с родными людьми? Как это согласуется с «золотым» правилом иудаизма, предписывающим: «Люби ближнего твоего, как самого себя» («Ваикра»/Левит, 19:18)?

Полагаю единственным ответом на этот вопрос может быть то, что Тора в ситуациях, связанных с верой, предписывает посупать еще жестче. Вот, что Моисей говорил народу:

«За Г-сподом, Б-гом вашим, следуйте и Его бойтесь, и заповеди Его соблюдайте, и голоса Его слушайте, и Ему служите, и Его держитесь. Если подговаривать будет тебя твой брат, сын матери твоей или твой сын, или твоя дочь, или жена твоего, или твой ближний, кто дорог тебе, как твоя душа, втайне говоря: Пойдем и будем служить божествам иным, — каких не знал ты и твои отцы, то не соглашайся с ним, не слушай его и не щади его, не жалей и не покрывай его».

«Сончино» разъясняет:

«Если ты промолчишь и никому не расскажешь о том, как совратитель пытался воздействовать на тебя, то тем самым ты покроешь преступление и подвергнешь опасности других людей, которые могут оказаться менее грамотными и опытными, чем ты». «Но убей его, твоя рука первая да настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после. И побей его камнями, чтобы умер; ибо он желал отвратить тебя от Г-спода, Б-га твоего, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. И все сыны Исраэля услышат и убоятся, и не будут более делать такого зла в среде твоей. Если услышишь ты, что в одном из твоих городов, какие Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, чтобы жить там. Выступили люди негодные, (т. е. люди, сбросившие с себя бремя Вездесущего, поступки которых противоречат закону, но и тем, у которых дурные помыслы — «Сончино») из среды твоей и совратили жителей своего города, говоря: Пойдем и будем служить божествам иным, каких вы не знали. То дознай и расследуй и расспроси хорошо; и вот, если правда и верно изреченное, совершена эта мерзость в твоей среде. То поразить мечом должен ты жителей того города, обреченным сделай его и все, что в нем, а скот его — мечом. А всю добычу его собери на его площади, и сожги огнем город со всей его добычей всецело Г-споду, Б-гу твоему, и будет он руиною вечной, не будет воздвигнут более» («Дварим»/Второзаконие, 13:5-17).

Разумеется слова и Моисея, и Исуса — аллегория, показывающая насколько драмматично-тяжкими бывают расхождения в вере и убеждениях. Ни Тора, ни Евангелия не скрывают этого. А может одно из значений дословной жестокости Корана также подразумевает это? У Александра Городницкого есть такое стихотворение:

Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову — создаёт народ.

Не для того ли смертных поражая
Непостижимой мудростью своей,
Б-г Моисею передал скрижали,
Людей отъединяя от зверей?

… Своим происхождением, не скрою,
Горжусь и я, родителей любя,
Но если слово разойдётся с кровью,
Я слово выбираю для себя.

И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе ни прекословь,—
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови — порождает кровь.

Проблема разделения во «Слове» затрагивает один весьма существенный, но зачастую умалчиваемый аспект еврейской избранности. Заключив у горы Синай Союз с Б-гом, произнеся «сделаем и услышим» стали ли мы единым народом? Избранность является объединяющим или разобщающим фактором? Полагаю однозначный ответ, по крайней мере сегодня, невозможен.

В одной из своих притч Иисус говорит и об этом: «… один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово». У многих приглашенных нашлись весьма веские аргументы и причины не пойти на этот ужин, то есть ответить зовущему отказом. И тогда звавший их сказал: «… никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк., 14: 16-17; 24). На мой взгляд, самым красноречивым свидетельством разделения «званных» на «пришедших» и «отказавшихся» является еврейский антисемитизм, то есть более чем явно выраженное внутреннее разделение.

«Все начинается, как правило, с равнодушия к многовековым традициям своего народа, к его духовным идеалам и основным ценностям. На смену такому равнодушию приходит отчуждение, от которого — всего один шаг и до ненависти ко всему еврейскому. В свою очередь, ненависть порождает лживые обвинения в адрес всего, чем дорожит наш народ в течение тысячелетий. Это и есть — антисемитизм. Иначе такое воинствующее противостояние определенной части евреев собственным традициям — не обозначишь», —

объяняет наш современнник рав Элиягу Эссас.

«Если обратиться к источнику знания об избранности, к Торе, и более внимательно её прочесть, то увидим, что этого звания евреи удостаиваются только условно», — отмечает рав Ашер Кушнир.

Так стоит ли осуждать Иисуса за столь резкую и нелицеприятную правду о разделении?

Иисус и евреи

Вопрос нарушал или не нарушал Иисус еврейские законы проливает, на мой взгляд, свет на крайне важный вопрос: могли ли евреи желать его смерти за их нарушения?

Коран дает следющий ответ: «А они не убили его и не распяли, но только это представилось им, и поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением.» (4:157). Почему столько евреев не сомневаются в этом «предположении», яваляющимся по-сути очередном «кровавом наветом»? Полагаю, это следствие однозначно отрицательнго отношения к Иисусу Христу, исключающее желание понять, разобраться. При таком отношении стремление расправиться с ним не вызывает сомнений ни у самих евреев, ни у их главных врагов — антисемитов. Неужели в этом вопросе мы едины? Когда раввин объясняет верящим то ли ему, то ли его дожности людям, что в синагоге запрещается даже произносить имя Иисуса, это означает не сохранение еврейских законов, не преданность своей религии и традициям, а поддержку антисенмитов, уже не одно тысячелетие очень ловко использующих в свою пользу негативное восприятие множеством представителей иудаизма Иисуса. Разумеется, при таком отношении и предали, и «распни, распни его» многотысячсной толпой кричали, и после вынесения смертного приговора всячески издевались над приговоренным к смерти. Кроме того, одной из основ еврейской религии является стремление к справедливости. «К правде, к правде стремись», — велит Тора («Дварим»/Второзаконие, 16:20). «Словосочетание «к правде, к правде стремись», в котором Тора, повторяя слово «правда», подчеркивает принципиальную важность справедливости, можно считать выражением самого духа учения, переданного с горы Синай», — сказано в «Сончино». Так не пора ли восстановить справедливость по отношению и к Иисусу Христу, и к себе самим? Что препятствует этому?

Зачастую «противники» Иисуса обосновывают свое отношениет к нему сказанным в Талмуде. Да, Талмуд негативно отзывается о нем, но давайте празберемся в причинах этого и ответим на вопрос: имеем ли мы сегодня право на иную позицию? Не будет ли несогласие с мудрецами Талмуда отступничеством и предательством собственной веры? Можно ли не соглашаться с Талмудом? В том-то и дело, что можно. Наша вера основана на вдумчивом творческом подходе, а не догматизме.

По мнению известного современного раввина, комментатора и переводчика Талмуда, религиозного мыслителя, педагога Адина Штейнзальца: «Высказывание сомнений не только разрешается, но и поощряется: на этом построен сам Талмуд, на этом построено и его изучение. … Талмуд, хоть он и записан, не может быть завершен по определению: он весь — сплошная дискуссия мудрецов, он взывает к новым и новым дискуссиям. … В определенной мере весь Талмуд построен на вопросах и ответах, и даже там, где вопрос не поставлен прямо, он лежит в основе каждого утверждения.

И не случайно Талмуд содержит такое количество вопросительных слов, начиная с простого «почему?», направленного на то, чтобы удовлетворить обычное любопытство, и кончая фундаментальным «может ли быть, что…», ставящим под сомнение самые основы обсуждаемой проблемы».

Итак, разрешение «не соглашатьтся» получено. Но перед тем как воспользоваться им необходимо понять: почему еврейские мудрецы того времени занимали такую позицию по отношению к Иисусу?

Талмуд и множество произведений раввинистической литературы писали преследуемые, гонимые окружающим большинством великие, но все-таки люди. Писали для таких же преследуемых и гонимых, подверженных неизбежным человеческим слабостям людей.

Как пишут исследователи: «С распространением христианства весь еврейский народ начинают изображать в церковной литературе как народ-богоубийцу; жестокие преследования Средневековья приводят к тому, что образ Иисуса в сознании евреев становится символом бедствий народа и в еврейском фольклоре приобретает всё более отрицательные черты». Преследования, гонения, изгнания, погромы… Агрессивное беспардонное, совершенно некомпетентное вмешательство в еврейскую религию действующего с позиции грубой силы окружающего большинства и оказания давления на евреев с целью навязывания им перехода в христианство и, соответственно, принятия ложного и чуждого еврейской религии. Это давление производилось весьма далекими от библейской морали методами. Как очень верно заметил Изрейел Зангвилл: «Евреи — народ пугливый. Девятнадцать веков христианской любви расстроили их нервы». Иисус Христос для очень многих стал символом главных бедствий еврейского народа.

Анализируя лекции рава Ури Шерки, рав Пинхас Полонский подчеркивает:

«… Талмуд — это перспектива жизни в Галуте: рассеяние, постоянная необходимость выживания маленькой группы в чуждой, часто жестокой среде создают соответствующий настрой. Это касается уже Мишны, которая была записана хоть и в Стране Израиля, но уже в период начала рассеяния (ок. 200 г.), в период увеличения количества язычников в Стране, римского господства и отсутствия еврейской власти; и продолжается в Талмуде и в раввинистической литературе».

К каким бы последствиям привел бы тогда откровенный разговор о подлинном Иисусе и многочисленных искажениях христианства догадаться не трудно. Сегодня ситуация во многом изменилась. Неуемно-активным христианским миссионерам необходимо давать аргументированный веский отпор. Их позиция зачастую оскорбительна для представителей нашей древней основополагающей религии. Пора им не только «вразумлять и спасать», а еще и, коль сами пришли, послушать «старших».

Кроме того, необходимо учитывать следующее. Объясняя учение великого еврейского мудреца современности рава Кука рав Ури Шерки говорит о «процессе извлечения искр из окружающих идеологий». Он пишет следующее: «… внешняя часть иудаизма сформировалась в определенную эпоху (в эпоху галута — рассеяния, изгнания) и подходила для нее; но для новой эпохи (геулы — избавления, возвращения, освобождения) она уже недостаточна. Воспринимая новые идеи как то направление, в котором мы сможем развиваться, надо извлечь из внутренней сущности иудаизма и реализовать в его внешней части тот потенциал, который раньше, в предыдущие эпохи, не мог быть реализован».

Правки и подтасовки

Говоря об искажениях и отступлениях от Торы, якобы свойственных проповедям Иисуса Христа, нельзя не учитывать еще один существенный фактор: Евангелия подвергались многочисленным правкам.

Например, Евангелие от Иоанна. Философ, автор множества книг Александр Владимиров со ссылкой на известного на одного из крупнейших знатоков библейских текстов и и текстологов Брюса Мэннинга Мецгера (1914-2007) пишет:

«… эта рукопись (нач. III в. н. э.) насчитывает около 440 исправлений, сделанных между строк, над стертыми местами и на полях. … Позднее (возможно, в VI или VII в.) группа корректоров, работая в Кесарии, внесла в тексты Нового и Ветхого Заветов большое количество исправлений.

… мы сегодня имеем евангельские тексты лишь в той редакции, которая дошла до нас после времен активной текстологической деятельности конца II века или даже после деятельности отцов константиновой государственной церкви (после 325 г.). Кстати, большинство христиан более тысячелетия не имело никакого понятия о текстологических расхождениях Священного Писания, поскольку сей факт тщательно церковью скрывался. … где изначальный оригинал этого Священного Писания или хотя бы его общепризнанная во всех церквах и во всех христианских странах копия,— никто не знал».

Мусульманские теологи также признают наличие исправлений текста Нового завета. Примеров тому множество. Например, крещение.

Христитанское крещение

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои», — говорится в Евангелиях (Мф., 3:1, 4-6). Или такой, типичный агитационно-миссионерский призыв: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк., 16:16). Слова «крестились, креститься» — явная правка. Во времена Иисуса Христа и Иоанна такого понятия не было. Было ритуальное омовение в водах Миквы.

В электронной еврейской энциклопедии говорится:

«Миквэ (буквально «скопление воды» водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты. … Раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда Библия требует «омыть тело водою». … Омовение в микве практикуется, как средство духовного очищения. … В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом».

Было ли грубым нарушением еврейских законов то, что в Евангелиях омовение происходило не в микве Храма, а в реке Иордан? Думаю вряд ли. Согласно еврейскому закону, только «живая вода» — т. е., вода естественного, природного происхождения — способна принести духовное очищение.

«В случае, когда невозможно совершить омовение в микве, можно совершить очищающее омовение и в естественных водоемах: в роднике, в реке, в озере, в море и т. д.» — объясняет рав Шолем Лугов.

Христианская традиция вкладывает в крещение совершенно иной, принципиально отличающийся от того, который подразумевали Иисус и Иоанн смысл.

«Одной из самых необычных личностей, действовавших в среде евреев Страны Израиля во времена Ирода Антипы, был Иоанн Креститель. О нем рассказывают не только Евангелия, но и Иосиф Флавий. … В действиях Иоанна мы видим три основных мотива: покаяние, омовение (очищение) и аскетизм. Эти мотивы взаимосвязаны: покаяние, то есть сожаление о совершенных грехах, получает физическое подтверждение в момент ритуального омовения, которое призвано очистить тело в знак покаяния души. Покаяние и омовение являются необходимыми атрибутами пришествия Царствия Небесного. … Он (Иоанн — Е. Д.) призывал всех евреев без исключения покаяться и пройти процедуру очищения ритуальным омовением», — сказано в материалах Открытого израильского университета «Евреи и христиане».

В Еваангелиях говорится:

«… пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк 1:9-11). Вот как реагирует Иоанн на желание Иисуса «креститься у него: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф., 3:11).

При чем тут огонь? Ни еврейское омовение, ни христианское крещение не связаны с огнем. Полагаю, упомининие огня является свидетельством следующего: то ли Иоанн знал о двойственной, наполовину ангельской природе Иисуса — стража Царства Небесного, то ли признавал то, что Иисус олицетворял себя с обладающим огеннным вращающимся мечом стражем Царства (см. публикацию ).

Христианское крещение христиане объясняют следующими словами Иисуса: «… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин., 3:5). Но это опять же не что иное, как одна из его непонятых аллегорий, означающей духовное возрождение. Почему?

Вода в еврейской традиции означает Слово Всевышнего. «Наши мудрецы сравнивают Тору с водой. Комментируя стих из книги пророка «Все, кто жаждет, — пусть идут к воде…» (Йешайя, 55:1), они утверждают, что в любом месте Священного Писания, где упоминается вода, иносказательно говорится о Торе», — объясняет рав Давид Палант. Если практикуемое христианами окунание с головй в воду основывается на приводимом высказывании Иисуса, то оно подразумевает проникновение в глубины Слова Б-жьего, а вовсе не его смерть и воскрешение. Такое, всеохватывающее человека вхождение в Слово порождает «Духа», то есть «Шхину» — ощущение постоянного Б-жественного присутствия. Это и есть то «возрождение», которое подразумевал Иисус. Поэтому столь часто упоминаемое, обещаемое и весьма упрощаемое христианами рождение свыше, означает на самом деле не веру в его искупительную жертву, а внутреннее преобразорвание человека под воздействием Слова и Шхины, его нравственное возрождение. Меняются взгляды и ценности. Начинается новая жизнь в другом измерении, по другим законам.

Видимо этот процесс духовного возрождения и новой жизни подразумевают и слова Корана о «переселении на пути Аллаха» и обретении благ на этом пути. Они, разумеется, не означают, что взорвал себя с «неверными» и и вкушай блага райского сада. Б-гу нужны не вера в чью-то искупительную жертву, умаляющую значимость столь важного понятия, как «тшува» — наиболее ощутимо и действенно приближающего к Б-гу раскаяния, не взрывчатка и кровь, а искренняя благотворная работа души и разума. Разумеется зачастую такая непростая и нелегкая работа требует помощи извне, нуждается в поддержке, в подпитке. Подсказать, объяснить, направить — в этом одно из главных предназначений царства священнослужителей. Неспроста еврейская традиция придает такую значимость понятию «учитель». Слово «раввин» — означает учитель. С этим, на мой взгляд, связаны следующие весьма резкие высказания Иисуса: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. (Мф., 23:13). «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк., 11:52).

Могут ли одни люди «затворять Царство Небесное» другим? Еще как могут. Сколько бед принесли и еще принесут человечеству ошибки в трактовках Священных Текстов. Как это связано с упоминаемым Иисусом «ключом разумения»?

С помощью ключей открываются двери. Человек обретает возможность увидеть, что за дверью, шагнуть туда. С глубоко аллегоричным весьма непонятным Словом Б-жьим похожая ситуация. Его постижение аналогично постояному раскрытию неисчислимого множества дверей. Ключи от них крайне нужны человечеству, поскольку в сферах человеческой морали «взломы» с применением грубой физической силы, стремящейся управлять нашим мирозданием, заканчивались роковыми ошибками и заблуждениями, то есть имели весьма печальные последствия. Такие «ключи» были даны еврейскому народу в Синайском Откровении поскольку вместе с Письменной Торой (Пятикнижием) мы получили основы Устной Торы, разъясняющей и объясняющей столь непонятные, сокрытые множеством «дверей», говоря библейским языком «врат», многозначные аллегории Торы Письменной. И наши учителя не единожды использовали этот термин.

Известный исследователь Устной Торы Йосеф Агур рассказывает, что в древнем Израиле публичное чтение Торы зачастую начиналось с пролога, который являлся введением к тому, что должны были услышать люди. Это называлось «открыть врата». У нас есть такое понятие, как «Врата мидраша». В предислови к одному из основополагающих хасидских источников книге «Тания» сказано: «Слово «шаар», ворота, на иврите означает также «введение в книгу». Получается «ворота» подразумевают раскрытие Книги (Торы), ее глубинного смысла. Но почему же Иисус в столь резкой форме говорит об этом? Полагаю эта резкость подчеркивает важность возложенной на евреев миссии. Кроме того, как уже было сказано, библейские пророки также зачастую достаточно жестко разъясняли евреям их прегрешения и ошибки, Например, пророк Иешаягу: «О, племя грешное, народ, обремененный беззаконием, племя злодеев, сыны испорченные! Оставили Г-спода, презрели Святаго Израилева, — отступили назад. Зачем вам продолжать отступничество?» (1:4-5). Но, как со ссылкой на Талмуд объясняет рав Зеев Дашевский, целью этого было «научить их дополнительной глубинной мудрости». Кстати, выдающийся еврейский философ средневековья Рамбам также достаточно резко отзывался о «невеждах из раввинских масс.

«Горе вам», — говорит Иисус знающим Слово. В этом, на мой взгляд, еще один любопытный, вынуждающий призадуматься нюанс. Как правило от чьих-то ошибок, заблуждений, недоработок «горе» другим. Почему за еврейские просчеты «горе» нам самим? Неужели в этом одна из неизбежных составляющих еврейской избранности? А может, обращаясь к евреям, царству священнослужителей, он подчеркивает какой ценой будут платить они за собственные ошибки и эта резкость вызвана болью за свой народ?

Говоря об адресованных евреям суровых нелицеприятных упреках библейских пророков, нельзя не упомянуть еще об одной евангельской фальсификации. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» — якобы говорит Иисус (Лк., 13:34).

В электронной еврейской энциклопедии говорится:

«В Евангелии содержится параллель между судьбой Иисуса и судьбой древних пророков Иерусалима, пользовавшегося якобы славой города, избивающего пророков. В действительности ни один пророк не только не был казнен, но и не был подвергнут преследованиям в Иерусалиме, за исключением Иеремии, который в разгар войны с Вавилонией призывал покориться Навуходоносору и категорически отрицал правомерность Б-гослужения в Храме. Несмотря на это Иеремия был лишь временно заключен в тюрьму».

Это очень удобная ложь. Ведь получается, что и распятие Иисуса Христа было укоренившейся в еврейской традиции агрессивно-непримиримой реакцией на пророков Б-жьих. Следует подчеркнуть, что приведенные в Евангелиях события, связанные с распятием Иисуса являются самой абсурдно-чудовищной фальсификацией Евангелий.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *