Борис Гулько: Смутное будущее американского еврейства

 551 total views (from 2022/01/01),  4 views today

Будущее еврейского народа, очевидно, принадлежит Израилю, и только ему. Что произойдёт с американскими евреями? Львиная часть их — нерелигиозные и реформисты — растают в американском обществе. В 2013 году 71% браков, заключённых евреями, были смешанными. Понятно, это были не браки ортодоксов.

Смутное будущее американского еврейства

Борис Гулько

Юрий Трифонов в романе про Желябова срифмовал частушкой загадку земной юдоли: «Одни рождаются, чтоб делать революции, другие…» ничего великого в жизни не совершают. Могут быть скромными, порядочными, но не отмечены знаком судьбы. Жизнь прошла — и забылся человек.

У Марка Твена янки, посетив загробный мир, узнаёт, что Шекспир у них там числится лишь четвёртым среди литературно одарённых смертных. Куда шекспировскому дарованию до глухого сапожника, никак в нашем мире не проявившегося!

Эта отмеченность известна наблюдательным людям под словом «судьба». «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нарочно нанял», — сказала Анна Ахматова о преследованиях Иосифа Бродского. Арест, заключение, две психушки, процесс и ссылка проложили Бродскому тропу к мировой славе и к Нобелевской премии. Не было на Руси великих поэтов без трагичной судьбы. Остаётся загадкой: как советские власти угадали — кого преследовать, кто является «нобелевским материалом»? Или у них был особый нюх на таланты?

* * *

Похожа доля народов. Иные проходят свою историю бесконфликтно и благополучно исчезают. Еженедельно на Земном шаре умирают один-два языка — кончаются их носители. Другие народы проживают бурную жизнь, а лишь потом незаметно угасают. Ассирийцы в 24 веке до н. э. создали первую в истории империю. В 8-м веке до н. э. они захватили царство Израиль и отправили в изгнание 10 колен израилевых. Судьба этих колен поныне неизвестна. Но в начале 7 века до н. э. Ассирию завоевали вавилоняне. С тех пор в мировых событиях ассирийцы не замечены. Они тихо угасали. В начале 20 века по разным странам мира было рассеяно около миллиона ассирийцев. Сейчас осталась, наверное, четверть того.

Не такая судьба ровесников ассирийцев — евреев. Нас отличает от безжалостных завоевателей ассирийцев, а также от всех прочих народов, в разные века наших современников, вечная судьба избранного народа, назначенная нам Творцом. Причём эта судьба, похоже, остаётся с нами независимо от нашего поведения.

Евреи как народ возникли в годы египетского рабства, в которое попали из-за низкого поступка: 10 сыновей патриарха Якова продали в рабство своего брата Иосифа. В рабстве история евреев могла и закончиться. Но не судьба.

Появился Моисей с миссией от Всевышнего: вывести евреев из Египта. Такое предприятие — вырваться из рабства — захватило небольшую часть народа. Рабство стало привычным. 80% евреев, как сообщает предание, решили не уходить и сгинули во Тьме Египетской. Этот сюжет: разделение народа в судьбоносный момент — преследует нас всю нашу историю.

Оказавшись в пустыне, евреи — те 20%, что решились покинуть Египет — получили повеление отправиться на завоевание Земли Израиля. 10 из 12 разведчиков, все — главы колен народа, осмотрев Страну Обетованную, отговорили евреев от этого предприятия. «Это земля, поедающая живущих на ней (Бемидбар 13:32)», — сообщили они. Народ поверил клевете, и был за это жестоко наказан. «В пустыне этой падут трупы ваши (кроме двоих разведчиков-оптимистов)». Казалось, история молодого народа закончилась. Но Всевышний продолжил: «Дети же ваши… их введу Я» (14:29-32).

Быть избранным народом не сулит лёгкой жизни. Скорее наоборот. Смерть поколения исхода в пустыне была лишь началом наказания за нашу минутную слабость. Царь Давид поведал в псалме 106: «И пренебрегли они вожделенной землей, не поверили Его слову… Тогда поклялся Он… что повергнет их в пустыне. А их потомство повергнет среди народов и рассеет их по странам» (4-27). Значит двухтысячелетнее рассеяние, заканчивающееся на наших глазах, также стало следствием той давней ошибки.

К началу нашей эры евреи стали многочисленным и крайне воинственным народом. Гражданской войной в осаждённом Иерусалиме в 68-70 годы н. э. они обрекли на разрушение Храм, Иерусалим и Иудею. Казалось, что евреям уготована участь ассирийцев.

Однако судьба евреев иная. Мы не исчезли, и к началу ХХ века вновь размножились. Пришла пора возвращаться в Землю Израиля. Мир, Декларацией Бальфура от 2 ноября 1917 года, включённой Лигой наций 24 июля 1922 года в текст мандата Великобритании на управление Палестиной, признал это.

И тут повторилась ситуация «пустыни». Духовные пастыри европейских евреев, как некогда 10 разведчиков — глав колен израилевых, призвали свои паствы оставаться в Европе. В ту пору среди ведущих раввинов только рав Кук, главный раввин подмандатной Палестины, занимал сионистскую позицию.

Больше 90% европейских евреев остались в Старом свете, более высокий процент, чем в пору нашего выхода из Египта, и сгинули в Холокосте. Из каждого крупного катаклизма выходит лишь малая часть избранного народа. Похоже, евреи постоянно подвергаются искусственному отбору.

С начала 70-х годов ХХ века случился большой исход советских евреев. В России мы провели примерно те же 210 лет — со времени трёх разделов Польши в конце 18 века, как наши предки в Египте. Около половины отправились прямиком в Израиль, остальные предпочли «пустыню» Америки или Германии.

* * *

Сегодня в мире остались две большие еврейские общины — в Израиле и в Америке. И происходящее с американскими евреями всё больше напоминает трагедию евреев исхода, сгинувших в пустыне.

14 мая с. г. в Лос-Анджелесе состоялся праздник выпуска Hebrew Union колледжа, готовящего реформистских раввинов. Торжественную речь пригласили прочесть писателя Майкла Шабона, которому присваивали там почётную степень. Это было примерно, как если бы в начале 30-х годов прошлого века лекцию раввинам Германии прочёл доктор Йозеф Геббельс. Ведь доктор тоже не был абсолютно чужд еврейству — его знаменитая жена Магда имела еврея-отчима, еврея-любовника, её внучка после войны примет иудаизм, а правнук Хаим станет кадровым военным в Израиле.

Шабон в своей речи ратовал за исчезновение евреев. Если еврей женится на еврейке — предупреждал он, пара создаст «гетто для двоих». Такой брак «заключает в круг супружескую пару, отгораживает её и их будущих детей воображаемой стеной традиции, обычаев, общей истории, и общим наследием хромосом и культуры». Напротив, смешанный брак, это — «источник всего человеческого величия».

Шабон высказал пожелание, чтобы иудаизм исчез: «В день, когда умрёт последняя еврейская пара, убедившись, что их дети женились на индусах, лютеранах, атеистах, суннитах, (за что-то Шабон обошёл шиитов), буддистах, вина за это исчезновение ляжет непосредственно на иудаизм… Любая религия, опирающаяся, чтобы выжить, на обязательность эндогамии, на мой взгляд, не имеет аргументов в пользу своей ценности в повседневной жизни людей».

Естественно вспоминаются слова из читаемой в пасхальный Седер Аггады о тесте патриарха Якова арамейце Лаване, желавшем ассимиляции семье зятя: «Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить всех, ибо сказано: «Арамеянин — губитель отца моего».

Впрочем, Шабон сам поминал о пасхальном Седере, утверждая, что вся история о египетском рабстве евреев — выдумка. А злом в сегодняшнем мире — современным фараоном, является, по его мнению, Израиль.

Симптоматична не столько сама речь знаменитого писателя, как высокая оценка её президентом Hebrew Union колледжа рабби Дэвидом Элленсоном и деканом его лос-анджелесского кампуса Джошуя Холо. Из-за этой оценки Каролайн Глик утверждает в эссе для JP: «Послание Шабона является позицией реформистского движения».

Атаку на образовательную систему консервативного иудаизма провела антиизраильская организация «If Not Now» — отросток еврейской антиизраильской J Street. «If Not Now» образовалась во время операции израильской армии «Защитная стена» в 2014. Члены её организовывали тогда бурные протесты у офисов крупных еврейских организаций в Нью-Йорке и Бостоне, требуя прекратить поддержку Израиля и поддержать террористов Хамаса. Члены «If Not Now» читали поминальную молитву Кадиш по террористам Хамаса.

Перед началом нынешнего летнего сезона 15 выпускников престижных детских лагерей консервативного иудаизма Ramah, ставших членами «If Not Now», организовали семинары для индоктринации воспитателей Ramah. Некоторые члены «If Not Now» стремились наняться в эти лагеря воспитателями. Диверсия была остановлена руководством Ramah.

* * *

После того, как антисионистские взгляды распространились в реформистском и консервативном иудаизме, естественно призвать евреев возвращаться в ортодоксальный иудаизм. Но и с ним не всё ладно. 3 июня с. г. около 16 тысяч членов хасидской секты сатмаров собрались в Нассау Колизеуме на Лонг Айленде. Сын основателя секты, нынешний лидер американских сатмаров рабби Аарон Тейтельбаум упрекнул свою паству «во всё большем восхищении ею военными и политическими достижениями Израиля» и поучал её: «Мы не принимаем сионизм. Мы не участвуем в их войнах. Мы не принимаем никакого участия в государстве Израиль. Мы будем вести войну Бога против сионизма во всех его аспектах». Надеюсь, что необходимость созыва такого собрания свидетельствует о зарождении коррупции в антисионистском мировосприятии сатмаров.

Уильям Галдстон в статье для WSJ от 12 июня делает неутешительный вывод: «Израильские евреи превратились в «красное государство», в то время как американские евреи являются «синим государством». На американском политическом сленге «красное» означает республиканское, а «голубое» — демократическое.

В нынешних буднях США демократическая партия, которую поддерживает подавляющее большинство американских евреев, стала антисионистской, если не антисемитской. О политическом расколе между израильскими и американскими евреями свидетельствуют результаты опроса, проведённого недавно Американским еврейским комитетом.

77% израильских евреев одобряют подход президента Трампа к отношениям между США и Израилем, по сравнению с 34% американских евреев. 85% израильских евреев, но только 46% американских, приветствуют решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и переместить туда посольство. 59% американских евреев поддержали бы демонтаж, по крайней мере, некоторых поселений в Иудее и Самарии в рамках окончательного урегулирования с палестинцами; только 39% израильских евреев сделали бы это. 80% американских евреев, но только 49% израильских позволили бы консервативным и реформистским раввинам проводить в Израиле свадьбы, разводы, а также переходы в иудаизм. И 73% американских евреев, но только 42% израильских поддерживают разрешение мужчинам и женщинам молиться вместе у Стены Плача.

53% американских евреев считают, что их мнение должно учитываться при принятии решений по вопросам безопасности Израиля, а 68% израильтян с этим не согласны. Наблюдая такие магистральные расхождения в отношении столь ключевых вопросов, поневоле радуешься, что эти общины разделяет океан.

Будущее еврейского народа, очевидно, принадлежит Израилю, и только ему. Что произойдёт с американскими евреями, которых сегодня, в зависимости от метода подсчёта, от 5,5 до 8 млн человек? Львиная часть их — нерелигиозные и реформисты — растают в американском обществе. В 2013 году 71% браков, заключённых евреями, были смешанными. Понятно, это были не браки ортодоксов. Лишь 33% детей в смешанных браках воспитываются евреями, хотя почему-то в либеральном Бостоне эта цифра вырастает до 60%. Но такие дети, когда приходит время, уже в 90% случаев вступают в брак с неевреями.

Модерн ортодоксы, к общине которых я давно принадлежу, ориентированы на Израиль. Большое количество семей — разделённые. Часть детей ещё в Америке, другие уже в Израиле. По такому пути предстоит пойти и прочим ортодоксам — ведь Земля Израиля — в центре их веры. «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя. Да прилипнет язык мой к нёбу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего…», повторяют они вслед за царём Давидом строки из его 137 псалма.

Членам консервативного движения, недавно ещё самого многочисленного в Америке, а сейчас тающего, предстоит прибиться или к ортодоксам, или исчезнуть вместе с реформистами.

С момента нашего возникновения мы постоянно оказывались на развилке — сохраняться или уходить в небытие. Сейчас на этой развилке оказались американские евреи. К сожалению, решающие уйти, как не раз случалось в нашей истории, уходят не в никуда, а, как правило, в антиеврейские движения. Так сейчас антиизраильских политиков в американском Конгрессе возглавляет едва не ставший президентом США сенатор Берни Сандерс.

Print Friendly, PDF & Email

41 комментарий к «Борис Гулько: Смутное будущее американского еврейства»

  1. Нет серьёзной разницы между американскими и израильскими евреями в части характера и интеллекта. Окружение, в котором живёт еврей может немного изменить его поведение. Для евреев дмократов Америки сострадать врагам больше, чем евреям Израиля, очень типичная позиция. Но то же и характерно для израильских евреев. Советские евреи, приезжая в Америку, все сначала правые, но некоторое время спустя генетика берёт верх и многие становятся демократам. А когда в Израиле идёт война, все евреи забывают о своей партийной наклонности, и все объединяются в защите себя, своих детей и государства Израиль. Так что разница в позициях американских и израильских евреев объхасняется только их местом жизни.
    И последнее на поднятые темы: не имеет большое значение наше индивидуальное мнение о том, хорошо или не хорошо, что мы сохранились, и наши указания другим как с одной, так и с другой стороны ничего не изменят — наша дорога предопределена и нам не известна. Мы, однако, можем и должны поступать так, как мы считаем правильным для нас и для нашего народа. Очень много в мире того, на что мы влиять не можем. Это был мой послений пост о моём мировоззрении.

  2. Евреи с моей точки зрения, действительно избранный народ. Сразу скажу, что многие тупые евреи используют этот постулат для самоутверждения. А тупых среди нас ОЧЕНь много. Количественную оценку этому мы получили в результате последних американских выборов — 78%. Именно такое количество американских евреев голосовали за откровенного врага Израиля, исламиста, Обаму, и за безнравственную и некомпетентную Хиллари (Примечание: понятие «тупой», «идиот» сложное, при желании можем обсудить это отдельно).
    Ему часто необходимо было ускорять изменение в ходе истории человеческого общества, которое в интеллектуальном и в других отношениях очень инерционно. Ему нужен был народ, генетика которого включала бы повышенную активность во всех отношениях. Ему нужен был народ фермент, который бы ускорял все общественные процессы на Земле, как положительные, так и отрицательные с человеческой точки зрения. А потому этот народ должен был бы присутствовать везде, т.е. находиться в диаспоре. Он создал евреев для этой цели, наградил нас нашей генетикой и историей, и рассеял нас по свету. Но это не единственная Его цель. Как известно, прогресс не может продолжаться бесконечно, всё имеет свой конец, своё начало, как поёт Розенбаум😀. Или, по Его же закону энтропии, всё в этом мире обречено на ухудшение, если Он, конечно, не вмешивается. А потому, ему ещё нужен был и народ козёл отпущения, когда дела идут куда-то не туда… Вот это 2-я цель нашей избранности — служить козлами отпущения.

  3. Очень многие позиции на вопрос о Боге находятся на уровне гипотез, потому что доказательства в этой области отсутствуют. Бог нам ничего не рассказал о себе. Легенда о Мойсее и его контакте с Богом неправдоподобна для многих. Но, я думаю, что практически каждый человек думает об этом всю свою жизнь и в процессе всё повышающегося интереса к этому вопросу развивает свой взгляд. Я, как я уверен и многие другие моего склада, на основе своих наблюдений и изучений мира, строят себе систему доверительных гипотез о мире, доверительных ДЛЯ НИХ, в соответствии со свойствами своего ехтраполирующего логического механизма. Многие, чтоб не ломать голову, принимают позицию той или иной религии как готовую систему чужих гипотез
    Вот мои гипотезы на эту тему.
    Существует сила, создавшая этот мир. Называй её Богом, Создателем, Высшим Интеллектом, Дизайнером, — как угодно. Я буду называть её Создателем, чтобы имя «Бог» не уводило нас в область религий. Человеческое сознание не в силах охватить огромность Его интеллекта, и сдержать своё изумление им. Мой вывод на на этот счёт основывается на том, что я усматриваю гениальнейший, необозримый дизайн в мире, что по моей логике, случайно, или «само по себе», возникнуть не может. Нужен дизайнер и его возможности «дизайнать» и создавать (мои выводы, и я думаю Брейтермана тоже, ближе всего подходят к теории Интеллектуального дизайна; но последний я открыл только после того, как сам пришёл к своим собственным выводам, просто не искал чужих взглядов на этот счёт).
    Я считаю, в противоположность взглядам главных религий, что Создатель не дал людям свободу действий, и не судит людей после их прибытия в мир иной. Мы Его «дети», Он нас создал и задал весь путь нашего развития и алгоритмы действй через наш геном и претензии по поводу нашего поведения мог бы предъявлять только к Самому Себе. Эта моя гипотеза ведёт за собой следующую: Он продолжает управлять миром только ему известными способами. в основном, как я думаю, через головы людей. Думаю, что это главное в моих гипотезах о Боге нужное для нашей дикуссии. Так что перейду к следующему вопросу в следующем комменте.

  4. Для начала, уважаемый Борис, позвольте очередной раз сказать Вам, что мне нравится Ваше умение взглянуть на исторический период сверху, как на 20-й век в Вашем очерке «Век мой, зверь мой». или на пару тысячелетий в этом очерке. В комментах на Ваш упомянутый очерк я оставил пожелание увидеть определённый аспект о евреях в Вашем следующем очерке, а, оказывается, он уже написан.
    Несмотря на это, некоторые замечания у меня всё-таки есть (а как может быть, чтобы у еврея «всё же» не было замечаний? 🙂 ). Дискуссия на этой странице коснулась нескольких интереснейших аспектов, сложных самих по себе — о Боге, об его личностноном или всеобъемлющем характере, об избранности евреев, о расхождении между евреями Израиля и Америки. Пытаться высказаться по каждому из них в одном комменте было б непродуктивно для этой дискуссии. Так что я разобью их на отдельные комменты. Просьба к участникам, если сможете, воздержаться от немедленных реакций, дождитесь моего последнего коммента, я его обозначу, чтобы, если пожелаете, продолжить дискуссию по каждому пункту. Почему я так прошу? Потому что иногда, когда знаешь мировозрение в целом, легче понимать и обсуждать позицию по каждому отдельному пункту.
    И последнее, вступительное. Несмотря на прямолинейность моих мнений, которые иногда могут звучать «в пику» другим, намерения кого-либо оскорбить в моих мнениях нет и я глубоко уважаю свободу и право других иметь другие мнения и не соглашаться со мной. Думаю мы все здесь излагаем, а не навязываем свои мнения, well, а иногда даже умудряемся их мирно обсудить.

  5. Интересно, как решают наши религиозные авторитеты, мудрецы это, на мой взгляд, главное противоречие иудаизма: с одной стороны Бог — бесконечность, а с другой Бог — Личность, «Он» говорит, слушает, видит и т.д. ?

  6. Хаим Брейтерман, Иы пишете:
    «Бог не может быть личностью. Личность — это нечто материальное, конечное, а Бог — бесконечен. Бог — личность — это христианство». Ко мне закрадывается подозрение, что Вы не очень хорошо знакомы с иудаизмом. Кому религиозный еврей молится три раза в день? Закону природы? А кому обращает мольбы перед Стеной Плача? Стене?
    Идея, что Бог – это личность – отделила евреев от античных греков, у которых верховный правитель – бездушный Рок.

    1. Не закону природы, а «Автору» этих законов, бесконечному «Автору» этих законов. Ваше «подозрение» отражает реальность. Но, мне кажется, что все человеческие качества Бога, которые приведены в Торе, приведены из-за того, что иначе в те времена говорить о бесконечном Боге было невозможно. Однако, в «Десяти заповедях» Бог, по-моему, безличен. Кроме того, я говорю о научном подходе к понятию «Бог». Такой безличностный, бесконечный Бог вполне приемлем для науки, то есть для светского населения Земли. Такой , «научный» Бог может мировоззренчески объединить людей.

      1. Тора всё-таки подчёркивает, что «Бог не человек …, и не сын человеческий…»
        (Бымидбар, гл. 23, ст. 19 ).

  7. Хаим Брейтерман, мне нравится Ваше предложение: «надо разобраться с самим понятием «БОГ». Бог — это не существо, у него нет нравственности, «Ему» всё равно — уничтожить звезду или миллион ни в чём не повинных детей. Это делают законы природы, созданные бесконечным Источником информации…». Итак, Бог — это «бесконечный Источник информации». Чтобы знать прошлое и будущее, это «бесконечный Источник» должен быть вне времени. Вы сами пишете – он влияет на мир. Иначе он был бы нерелевантен и бессмыслен. Имея всю информацию и влияя на мир – он Всемогущ. Значит, Он и Создатель. Чтобы что-то создать, Он должен иметь волю – значит Он – личность. Получается мистика.

  8. Очень хорошо обобщено и показано, что в истории евреев многократно большая их часть растворялась в окружении, но меньшая часть всё-таки сохраняла свою идентичность и размножалась. Может быть, это одно из предназначений евреев, обогащать мир? Если посмотреть вокруг, огромное количество видных фигур в науке и культуре — евреи, вышедшие из еврейства. А ортодоксы живут по закону, размножаются, читают Тору. Недавно я разговорился с хасидом в Бруклине, каторый вёл группу детишек на прогулку. Сказал ему, что я профессор физики, но человек не знал, что это такое. Тогда я сказал, что физика — это наука, как математика и химия. Но он и этих вещей не знал. Вот такие люди и обеспечивают непреходящесть еврейского народа на протяжении веков. Думаю, что в этом роль ортодоксов, которых много в Бруклине и, например, рядом с нами в Страсбурге, не меньше, чем роль Израиля. Тем более, что сам Израиль неоднороден.

    1. Бог не может быть личностью. Личность — это нечто материальное, конечное, а Бог — бесконечен. Бог — личность — это христианство. Поэтому, слово «Он», я пишу всегда в кавычках и с большой буквы.Что касается воли, то у законов природы нет воли. Замысел есть, но Замысел — это информация, у которой есть Источник — бесконечный Бог.

      1. Конечно, Бог — вне времени и пространства. Время, пространство … созданы «Им».

  9. Уважаемый Владимир Янкелевич, то, что Вы пишете – справедливо по отношению к сегодняшнему дню. Но ведь мы живём в веках, даже – в тысячелетиях. И продолжая существовать, мы уже тем выполняем миссию. Отказавшись креститься в Испании и отправившись вместо этого в болотистые Нидерланды 5 с половиной столетий назад, евреи тем подготавливали победы в войне за независимость и в шестидневной.
    И еврей в диаспоре, смотрящий на Израиль как на убежище на чёрный день, сохраняя своё еврейство, возможно готовит заключительное действие драмы. Машиах, считают, придёт из диаспоры.
    Я, правда, принимаю мнение рава Кука, что Машиах уже на месте. И сегодня диаспора, действительно, обречена. Пора возвращаться.

  10. Владимир Янкелевич
    — 2018-06-21 21:46
    Уважаемый Борис (Дынин),
    =============
    Уважаемый Владимир (Янкелевич).
    Мое участие в этой беседе ограничивается указанием на источник, который, я думал,может заинтересовать автора и читателей.
    Сам же я, повторю, не являюсь самостоятельным исследователем этого вопроса, не являюсь активным участником строительства еврейской жизни в практическом смысле, не являюсь активным исследователем тенденций в ней, часто не подчиняющимся расхожим взглядам. Если кто-то не ценит и такой вклад в дискуссию, ничего поделать не могу. Знаю, что оставаться уверенным в своих взглядах, успокоительно. Мне больше нечего ответить вам, Владимир, по затронутому вопросу. Автор и читатели могут обратиться к профессору Saxe — его данные можно найти через https://en.wikipedia.org/wiki/Leonard_Saxe

  11. Уважаемый Борис Гулько,
    То, что Вы написали о судьбе еврейской общины в диаспоре, в частности в США, для меня очевидно. Но вот, на мой взгляд, имело смысл отметить, что все это объективный процесс. Это не хорошо и не плохо, просто это так. В рассеянии нет иных оснований сохранять еврейство, кроме религиозных. Мы храним очень многое в своей памяти, причем не просто памяти, а очень личного существенного переживания. Память может хранить различные сведения, например о правлении Суллы в Риме, но это знание не затрагивает глубин души, в отличие от того, что мы знаем и помним, как евреи. Это и сохраняет еврейство в нас. Но внуки, в них такая память возможна, но очень уж редко. Да, они знают или, по крайней мере могут знать, но скорее всего по этому поводу душа болеть будет намного меньше. Возможно, что это благо, но это и конец еврейства диаспоры.
    Да и у старшего поколения диаспоры особое отношение к Израилю. Вот уважаемый Илья Гирин написал: «(426) Не закончится — есть Израиль, куда можно уехать». Чисто потребительский подход. Типа — Вы там воюйте, рвите пуп и грейте нам место, чтобы было, куда уехать».
    Так что судьба диаспоры понятна, но убиваться по этому поводу не стоит. «Все это уже было в веках, бывших до нас».

  12. Уважаемый Борис (Дынин),
    Для начала, объявив статью набором шаблонных мыслей весьма необычно ее пространно комментировать. Повесили ярлык, этим все и исчерпывается. Но если начинается полемика, то значит что-то в затронутой теме есть, не так ли?
    На мое «Где Ваши аргументы, кроме ссылок на какого-то журналиста?» Вы ответили, что это не журналист, а профессор, исследующий динамику жизни еврейских общин и социальных тенденций в них. И далее — «приведу аргументацию специалиста, чтобы поставить под вопрос шаблон».
    Тут я стал в тупик. Мнение этого профессора — на ваш взгляд истина? Если «Да», то почему «поставить под вопрос», а не опровергнуть? Если «Нет», то могу добавить к этому, что исследующий «динамику жизни еврейских общин» при выводах, аналогичных сделанным в статье, пойдет на биржу труда. Ему же нужно кормить семью, а потому и «динамика» должна длиться вечно!
    Несколько отвлеченный пример. Некоторое время я входил в Совет Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Так вот на съезде ФЕОР были объявлены результаты российской переписи. Берл Лазар был в шоке. По переписи во всей России оказалось евреев около 300 тысяч! А он утверждал, что является раввином миллионов. Согласиться? Не на такого напали — «Мы проведем свою перепись!» с вытекающими оттуда последствиями.
    Возвращаюсь к этому профессору — он где работает, кто платит ему деньги? В общем, моя пожилая теща говорила, что «Это правда, об этом было написано в газете!»
    Одни профессора говорят, что грядет глобальное потепление из-за деятельности человека, «и имя им легион». Другие говорят, что потепления были и раньше, когда техногенного фактора не существовало, «и имя им легион», но другой. Не убедительно? Чем богаты.
    Опять несколько не по теме. Вот исчез или исчезает язык идиш. Это не злой умысел, а следствие того факта, что нет социума, для которого он служил бы языком общения. Объективный процесс, так сказать.
    То же и еврейство диаспоры. Еврейство может существовать в Израиле, это бесспорно. А вот в диаспоре — его судьба, как и языка идиш. Если, конечно, нет существенного отличительного признака — ортодоксальной религиозной общины.
    По поводу того, что «рост смешанных браков способствует расширению и обновлению американского еврейства», Вы написали, что мое утверждение — «пример абстрактной реакции на нечто кажущееся: «этого не может быть, потому что не может быть»»
    Не знаю, стоит ли доказывать, что человек ассоциирующий себя с еврейством, чаще всего, не всегда, но часто, имеет и соответствующее окружение. А смешанный брак говорит о не очень прочной связи с еврейством вообще и с еврейской общиной в частности. Но если Saxe считает иначе — я ничего не могу поделать.

  13. Борис Гулько :
    Будущее еврейского народа, очевидно, принадлежит Израилю, и только ему.
    ==
    После создания Израиля это стало ясным, как день — зачем же тогда огород городить насчет американского еврейства?!

  14. Борис Гулько :
    Будущее еврейского народа, очевидно, принадлежит Израилю, и только ему. Что произойдёт с американскими евреями, которых сегодня, в зависимости от метода подсчёта, от 5,5 до 8 млн человек? Львиная часть их — нерелигиозные и реформисты — растают в американском обществе. В 2013 году 71% браков, заключённых евреями, были смешанными. Понятно, это были не браки ортодоксов. Лишь 33% детей в смешанных браках воспитываются евреями, хотя почему-то в либеральном Бостоне эта цифра вырастает до 60%. Но такие дети, когда приходит время, уже в 90% случаев вступают в брак с неевреями.
    ===================/

    Скучно читать повторение шаблонных рассуждений об ассимиляционных тенденциях среди американских евреев и о неминуемом их исчезновении. Что нового сказал по этому поводу уважаемый Борис Гулько. Только дал пищу евреям русского разлива (уже достаточно ассимилировавшихся в своем российском прошлом) сказать: «И я об этом говорю!»

    Возможно, коллегам будет интересно познакомиться с иными сведениями (в конце концов, критика шаблонов должна быть интересной). Вот сокращенный перевод статьи «Возвращение к статье журнала Look 1964 года «Исчезающий американский еврей»» (извиняюсь за длинный текст, но не все читают по-английски, но все слышат об ассимиляции американский евреев)
    http://www.tabletmag.com/scroll/190826/revisiting-the-1964-look-magazine-cover-story-the-vanishing-american-jew

    В 1964 году журнал Look обубликовал статью «Исчезающий американский еврей: лидеры боятся угрозы выживанию евреям в современном «кризисе свободы »». (В 1998 году Алан Дершовиц также написал книгу под названием «Исчезающий еврей»).

    В статье представлены четыре причины для беспокойства:
    — Новые исследования указывают на утерю еврейской идентичности, рост числа смешанных браков.
    — Иудаизм может потерять 70 процентов детей, рожденных от смешанных пар.
    — Из-за низкой рождаемости евреи «едва ли воспроизводят себя.
    — К 2000 году процент евреев уменьшится с 2.9 до 1.6 населения США и вскоре сойдет на нет.

    В прошлом году в Tablet профессор университета Брандейса ,Леонард Сакс (Saxe – not Sacks), проанализирова предсказания журнала Look:
    Хотя в 1964 году членство в еврейских общинах и число еврейских религиозных школ достигли рекордных уровней, повествование было недвусмысленно мрачным. Через полвека страшные прогнозы снова в центре разговоров. Для контекста Сакс проанализировал отчет Pew 2013 года «Портрет американских евреев», который рабби Benjamin Blech назвал «призывом к пробуждению для всех нас» и «серьезной проблемой».

    «Грозные предупреждения об опасностях смешанных браков и упадке неортодоксальных форм иудаизма привели к обновлению повествования о мрачном еврейском будущем», — написал Сакс о исследовании «Пью». «Но это искаженная история» — пишет Сакс. Обращаясь к четырем пунктам статьи «Исчезающий еврей» 1964 года, он замечает следующее.

    О росте смешанных браков:
    Мы, можно сказать, находимся в моменте времени, когда смешанный брак, воспринимаемый как вызов, фактически способствует расширению и обновлению американского еврейства. Как это будет развиваться, это не функция демографии, а реакция общин. Уровень смешанных браков напрямую не влияет на будущую форму еврейского населения; скорее, становится ключевым фактором того, будут ли дети воспитываться как евреи в этих семьях (согласно Pew отношение к иудаизму к Америке теплее, чем к другим религиям — https://www.theatlantic.com/national/archive/2014/07/americans-just-think-jews-are-the-coolest/374530/).

    По поводу потери 70% детей, рожденных от смешанных пар.:
    Он приводит данные Pew (См. http://www.tabletmag.com/jewish-news-and-politics/151506/young-jews-opt-in). Они показывают рост неожиданную тенденцию большинства молодых людей с участием смешанных родителей идентифицировать себя как евреев. Вместо роста числа молодых людей, воспитывающихся в еврейских семьях и отказывающихся от выбора, появилась тенденция молодых людей, выросших в нееврейских или частично еврейских домохозяйствах быть евреями.

    По поводу низкой рождаемости евреи «едва ли воспроизводят себя» Сакс пишет:
    Последние данные показывают, что еврейское население США продолжает расти и в настоящее время составляет более 7 миллионов человек. Это сопоставимо с 5,5 миллионами евреев, оцененными в 1990 году Национальным еврейским опросом населения (NJPS). Менее чем через 25 лет еврейское население увеличилось почти на 30 процентов.

    По поводу того, что к 2000 году евреи будут исчезать он пишет:
    Нынешнее состояние американского еврейства не столь тяжело, как некоторые предлагают, хотя и не является однозначно положительным. Ожидаемая кончина неортодоксального еврейства не произошла, и есть много позитивных событий, касающихся еврейских идеалов и поведения среди подавляющего большинства евреев – не ортодоксов. Вместе с тем, как и было предсказано, евреи составляют маленькую часть американского населения, и растет число людей, не считающих себя евреями, еврейского происхождения. Эти тенденции, как положительные, так и отрицательные, можно игнорировать только с опасностью представить картину ложно…. Оживленное будущее не гарантируется. Необходимо создавать условия, а также проявлять политическую и социальную волю для обеспечения еврейского будущего. Но как заметил рабби Blech: «Евреи выжили, а журнал Look исчез».

    1. Борис Дынин
      — 2018-06-21 04:51
      —————————————
      Скучно читать повторение шаблонных рассуждений об ассимиляционных тенденциях среди американских евреев и о неминуемом их исчезновении. Что нового сказал по этому поводу уважаемый Борис Гулько. Только дал пищу евреям русского разлива (уже достаточно ассимилировавшихся в своем российском прошлом) сказать: «И я об этом говорю!»
      =======================
      Борис, чувствуется, уважаемый Б.Гулько наступил на любимый мозоль. Тут же пошло в ход ШАБЛОННОЕ утверждение о шаблонности рассуждений… Ну и повод попутно пнуть «евреев русского разлива». Я пинок почувствовал. Вынужден отметить, что такие методы дискуссии не делают чести комментатору.
      ***
      Возражение на уровне ссылки на публикацию в http://www.tabletmag.com удивила не меньше. Почему мнение журналиста, опубликованное на этом сайте, чем-то более верное? Где Ваши аргументы, кроме ссылок на какого-то журналиста?
      ***
      Профессор университета Брандейса ,Леонард Сакс (Saxe – not Sacks) среди прочего считает, что рост смешанных браков способствует расширению и обновлению американского еврейства.
      Это можно воспринимать серьезно? Может у него такое чувство юмора?
      ***
      Я думаю, уважаемый Борис, что вам известно, что сохранило евреев в рассеянии. Об этом написано столько, что ссылками можно заполнить весь журнал. И вот Сакс считает, что в США эти объективные обстоятельства не работают. Видите ли, «отношение к иудаизму к Америке теплее, чем к другим религиям» (исламу, синтоизму, езидизму и пр.) и, видимо, потому большинства молодых людей с участием смешанных родителей идентифицировать себя как евреев. Только евреев на уровни бирки, названия… Не более того.
      Конечно, есть штучные исключения. Но они только подтверждают правило.
      ***
      Сакс написал, и Вам стало комфортно. С чем и поздравляю.

      1. Владимир Янкелевич
        — 2018-06-21 11:59

        Владимир,
        Вы пишете:

        ”Борис, чувствуется, уважаемый Б.Гулько наступил на любимый мозоль. Тут же пошло в ход ШАБЛОННОЕ утверждение о шаблонности рассуждений.”.

        Совершенно верно! Повторение расхожих мыслей в таких вопросах как динамика еврейской жизни в Галуте без анализа меня раздражает.

        ”Ну и повод попутно пнуть «евреев русского разлива». Я пинок почувствовал”.

        Абсолютно честно говоря, я никакого пинка в Вашу сторону, Владимир, не было. Ваш анализ ситуации в Израиле и вокруг настолько не шаблонен, что несогласие по поводу вопросов вне Израиля, абсолютно не было у меня в мыслях. Но настроенность «евреев русского разлива» на мизантропное видение Запада и положения евреев здесь, думаю, очевидно.

        ”Возражение на уровне ссылки на публикацию в http://www.tabletmag.com удивила не меньше. Почему мнение журналиста, опубликованное на этом сайте, чем-то более верное? Где Ваши аргументы, кроме ссылок на какого-то журналиста?”

        Ссылка не на журналиста, а на профессора, исследующего динамику жизни еврейских общин и социальных тенденций в них. Каждый, кто пишет по этим вопросам, обязан знакомится с такими исследованиями. Я же сам не вовлечен в эмпирико-социологические исследовании и потому собственных аргументов, кроме повторения шаблонов (что не по мне) или вопрошания шаблонов с ссылкой на серьезные источники, у меня нет. И заметьте, я подчеркнул, что приведу аргументацию специалиста, чтобы поставить под вопрос шаблон. Такова была моя цель. А как воспримет это читатель или автор, дело их. Возможно, они углубятся в вопрос! Мое дело будет сделано.

        ”«Профессор университета Брандейса, Леонард Сакс (Saxe – not Sacks) среди прочего считает, что рост смешанных браков способствует расширению и обновлению американского еврейства». Это можно воспринимать серьезно? Может у него такое чувство юмора?”

        Владимир, вот пример абстрактной реакции на нечто кажущееся: «этого не может быть, потому что не может быть». К тому же Сакс заключает, что новые тенденции требуют рассмотрения и картина не однозначно положительная.

        ”И вот Сакс считает, что в США эти объективные обстоятельства не работают. Видите ли, «отношение к иудаизму к Америке теплее, чем к другим религиям»”.

        Будем осторожны, говоря об объетивных обстоятельствах в истории религий, особенно в истории евреев, определение которых как религия (обычно на теологический, чуждый иудаизму, манер).

        ”Сакс написал, и Вам стало комфортно. С чем и поздравляю”.

        Возможно, Владимир, вы не обратили внимание, что Saxe это не Sacks. Но если вы уж вспомнили Сакса, то процитирую Sacks:

        «Один студент, учившийся в Иешива-университете в 1920-х годах, вспоминал, как им говорили, что их работа заключается в чтении кадиш в память ортодоксии. Она умирает. Обеспечьте ей достойные похороны. Мысль, что руководители восточноевропейских иешив и хасидские лидеры могут возродить ортодоксию в Америке, казалась столь сильно противоречащей здравому смыслу, как только вы можете себе представить. Но сегодня ультраортодоксия является самой быстрорастущей группой в американском еврействе».

        «Orthodox Judaism has quadrupled in size in the last 3 generations (grandparent to grandchild)» — https://forward.com/opinion/357517/dramatic-orthodox-growth-is-transforming-the-american-jewish-community/

        Вот вам объективные обстоятельства. И неортодоксальные евреи им не подчиняются! Такова история! «Евреи выжили, а журнал Look исчез»

        1. Борис Дынин: … Повторение расхожих мыслей в таких вопросах как динамика еврейской жизни в Галуте без анализа меня раздражает. …
          —————
          1) Анализ в статье всё-же есть, это вывод из высокой оценки лидерами американских реформистов выступления писателя Майкла Шабона: лидеры американских реформистов АКТИВНО ОДОБРЯЮТ окончательную ассимиляцию своих общин.

          2) В статье есть также субъективное понимание автором «глобальных процессов еврейской истории», которое мне очень интересно, но которое является НЕ объективным анализом, а именно субъективным пониманием, подкреплённом некой выборкой фактов.

          3) Но некоторые другие вещи в статье мне тоже НЕ нравятся.
          Объясню это примерами:
          — плохо говорить старику «ты скоро умрёшь».
          — плохо больше 3-ёх разрешённых Галахой раз говорить человеку «ты сделал плохой выбор в своей жизни». Его уши закрыты, а прово на свой выбор у него есть.

  15. Хаим Брейтерман, не согласен с вами, что история евреев подчиняется «законам природы». Не может у этих «законов» быть закона об избранном народе. Тут нужно обращаться к мистике.
    Одно из двух – или «законы», или «избранный народ».

    1. Дело не в согласии со мною, дело в фактах. Мистика появилась вместе с человеком, это — свойство человеческого сознания. Мистика появилась по законам природы. Закон об избранности еврейского народа — это факт. Природа развивается по закону целенаправленности, который легко обнаруживается анализом пути , фактически пройденного Вселенной от элементарных частиц до систем логически мыслящего человеческого социума на Земле. По этому закону каждому народу отведено (изначальной информацией) определённое место и предопределена своя роль в истории человечества. Мистика — это всего лишь мистика. В этой связи надо разобраться с самим понятием «БОГ». Бог — это не существо, у него нет нравственности, «Ему» всё равно — уничтожить звезду или миллион ни в чём не повинных детей. Это делают законы природы, созданные бесконечным Источником информации-законов природы (которые и есть — информация). Этот «Источник» — «Автор» изначального ЗАМЫСЛА, исполнению которого подчинены законы природы.

    2. Избранность — фундаментальный закон природы. Всё в природе избрано для выполнения своей задачи.

  16. История еврейского народа предопределена законами природы, а законы природы работают на еврейский народ. Одно слово: «Избранный» народ. Изначально. Информационно. Для чего избран? чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться с этими законами природы.

      1. И разбираться с тем, что происходило и происходит с еврейским народом и вокруг него.

    1. Ответ на Ваш, Хаим, вопрос вроде бы прост: еврейский народ избран для служения Всевышненму. Как я понимаю, это служение, кроме соблюдения 613 заповедей, состоит и в подаче примера другим народам, как вести добродетельный образ жизни (тикун олам). Может быть для этого Б-г 2000 лет назад рассеял евреев по миру? Но эффект получился обратный: мир отверг и евреев, и их заповеди, даже фактически не принял 10 важнейших из них. Возможно, что причина была в том, что у евреев не было авторитета из-за отсутствия у них своего гос-ва. Теперь оно есть, авторитет его велик и продолжает расти. И уже есть сдвиги в отношении других народов к евреям. Будем посмотреть!

      1. А что есть «Бог»? Бог — не идол, которому надо служить. Бог — это бесконечный Источник информации-законов природы.

  17. Как говорят все футурологи: «При сохранении нынешних тенденций»… А они ведь не сохранятся. Ассимиляционный восторг в Америке закончится тем же, чем кончился он в Германии и в России.

    1. Элла! Вы правы, что восторг по поводу того, что мы становимся, как все, ведет к исчезновению евреев. Но все же лучше, как в России — исход, чем как в Германии — Шоа.

      1. Вы правы, что восторг по поводу того, что мы становимся, как все, ведет к исчезновению евреев. Но все же лучше, как в России — исход, чем как в Германии — Шоа.

        Да я вовсе не о «восторге» — каждый имеет право оценивать любое явление, как заблагорассудится ему. Ассимиляция срывается не потому, что каким-то евреям она нравится или наоборот, а потому что должность «козла отпущения» незанятой оставлять нельзя. У Америки есть две возможности:
        1. Победят «правые», «общечеловеков» они не жалуют вообще, а насчет евреев у них старые предрассудки. Это — усиление дискриминации, возможно, вытеснение на обочину общества.
        2. Победят «левые» — это затопление страны импортными юдофобами, тут уж и до реальных погромов недалеко.

        Ревнители ассимиляции просто не смогут достичь желаемого, как бы ни хотели.

    2. Не закончится — есть Израиль, куда можно уехать; это же касается вопроса «исчезновения евреев».

      Скорее всего, произойдет вот что: в США и в славянских республиках бывшего Союза евреи просто расстворятся, как это случилось с ними в свое время в Китае и в Армении.

  18. Процесс естественный и очевидный. То, что с ним не согласны в диаспоре — дела не меняет. Меняет дело рост антисемитизма в Европе.
    Желательно, конечно, чтобы Берни Сандерс никак не относился к Израилю, для него в США должно забот хватать…
    Вот J Street, как бы лоббистская организация, целью которой как бы является поддержка Израиля, но на самом деле, как они заявляют — и мирное урегулирование арабо-израильского конфликта в понимании J Street. А оно, само собой, более правильное, чем в Израиле.
    Слегка перефразируя принца Лимона из «Приключения Чиполлино» по поводу J Street можно сказать: «Спаси нас, боже, от таких друзей, а от врагов мы уж как-нибудь сами избавимся!»

    1. Владимир Янкелевич: … Желательно, конечно, чтобы Берни Сандерс никак не относился к Израилю, для него в США должно забот хватать… …
      ————
      Американские и канадские левые не-евреи и правые не-евреи имеют много ВНУТРЕННИХ причин считать «очень важным» своё отношение к Израилю.
      По-моему это просто наблюдаемый факт, причины и следствия которого очень стоит попытаться понять евреям.

      1. Benny
        20 июня 2018 at 16:47
        ——————————
        Американские и канадские левые не-евреи и правые не-евреи имеют много ВНУТРЕННИХ причин считать «очень важным» своё отношение к Израилю.
        ==================
        Это понятно. Проблема в том, что «Американские и канадские левые не-евреи и правые не-евреи» лучше израильтян знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Выметать мусор нужно начинать со своего дома.

        1. Владимир Янкелевич: … по поводу J Street можно сказать: «Спаси нас, боже, от таких друзей, а от врагов мы уж как-нибудь сами избавимся!»
          ————
          По поводу J Street и прочих Берни Сандерсов: израильтянам придётся чётко понять и осознать свою «красную черту».
          По-моему Вам стоит принять, что их поддержка новых «соглашений с Ираном» это ещё ОК, а вот поддержка BDS и прочее натравливание это наверное уже «дин родеф».

  19. В истории евреев явна обнаруживается аналогия с историей развития самой Вселенной: с переходом её с одного уровня структурной организации вещества на следующий (?-из всех элементарных частиц задействованы только кварки, глюоны и электроны-нуклоны-ядра-атомы-молекулы-химич.соединения-клетки-организмы на Земле-семьи-роды (человеческие) племена-государства-соединения государств-?) от прямого участия в развитии Вселенной ОТСЕКАЛИСЬ огромные массивы материи, а носителем информации о будущем оставались единицы, которые превращались в множество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *