Сначала я возмущался: Освенцим в придачу к экскурсии в Соляную шахту! Но когда на следующий день приехали в Освенцим и увидели тысячи посетителей со всего света я про себя решил: Пусть так. Люди должны про это знать!
В Европу за 25 евро
Шмуэль Данович
Вы бы могли не поддаться соблазну слетать в Европу за 25 евро?
Мы — нет. Я давно уже слышал про компании Low cost, но честно говоря как то не очень верил, что это реально — слетать в Европу за несколько десятков евро. Но вот, спасибо невестке за подсказку, зашёл на сайт Rinayar и…, и широко раскрыл глаза — действительно стоимость билетов определяется не сотнями, но десятками евро. Правда лететь можно не куда хочешь, а куда можно. А можно было в Познань, Папос (Кипр), Вроцлав, Гданьск, Краков, Бургас, Карлсруэ, Бергамо и Рим. Выбрали Краков. Выбрали и не пожалели.
Как случается частенько, этот заголовок немного приукрашивает содержание. Во-первых 25 евро — это в одну сторону. Правда тут никаких финтов нет и заказ делается сразу: туда-обратно. А потом пошли накрутки на цену. Без особого преувеличения можно сказать, что в басисную, прошу прощения — конечно же в базовую, цену кроме самого самолётного кресла входит пожалуй только что воздух, которым дышишь. Ну ещё и маленькая сумка, которую можно запихнуть под сиденье. К билету полагается ещё один чемодан или сумка, весящие вместе с подкресельной сумкой до 10 кг. Вроде не так и мало, но тут есть нюанс. Указаны габариты: 55*40*20. У вас есть чемоданчик толщиной 20 сантиметров? Мы проверили наш чемодан-тролли, который всегда берём в кабину, он оказался толщиной 25 см. Так что пришлось вспомнить молодость, впервые, после наверное 30-летнего перерыва, отправились в путь не с чемоданами на колёсиках, а с рюкзаками. К счастью, у сына оказался большой и очень удобный.
Забегая вперёд. У каждой стойки прохода на посадку есть габаритные ящики, правда где-то с толщиной не 20, а 22, а где-то аж 25 см! Но было уже поздно, рюкзаки на спинах. Кстати, в ТА никто никого не проверял. У нас вообще полный либерализм, даже бутылку с водой можно пронести в салон. А вот на обратном пути в Кракове одного мальчика проверили. Но это ещё не всё. Для того, чтобы соответствующие размером чемоданы/сумки можно было засунуть на полку над сиденьем, надо заплатить по 6 евро! Альтернативный вариант — перед самым подъёмом по трапу в кабину их надо поставить в багажную тележку и получить по прилёте на карусели, там где получают большие чемоданы. За которые надо же конечно тоже платить, причём цена, 25 евро, одинакова за любой вес до 20 кг. В ТА опять-таки никто это правило выполнить не требовал, очевидно левантийская ментальность выше этого, а вот в Кракове пришлось сдать. Излишне упомянуть, что за ланч в полёте надо платить. Похоже, что скоро в самолёт будут брать с собой как когда-то в поезд жареную курицу и яйца вкрутую. И ещё одна фишка. Check in надо обязательно сделать заранее по интернету. Иначе в аэропорту надо будет заплатить если не ошибаюсь по 80 евро с носа. Об этом написано в приложенном к Имэйлу с билетами письме, которое я, естественно, не прочитал. Хорошо, что сын подсказал. В результате мы сделали только одну доплату: за выбор места, заплатив ещё по 5 евро. Хотелось, во-первых, гарантированно сидеть вместе, а во вторых я люблю сидеть у иллюминатора. На пути туда смотреть на Родос и турецкий берег, а на пути обратно на родной тель авивский. Сам самолёт оказался вполне привычным и приличным Боингом 737-800, только расстояния между рядами кресел были очень маленькими и в кресле спереди не было привычного кармана с проспектами. Так или иначе полёт туда-обратно нам обошёлся в смешную сумму 120 евро!!! Улетали мы из 1-го терминала, в котором не были 14 лет. После великолепного 3-го терминала, ничем не уступающего, а чаще превосходящего виденное нами в других городах и странах, 1-ый терминал показался скромненьким и провинциальным. Таким же, как и аэропорт Кракова.
Аэропорт Кракова совсем недалеко от города, на такси ехали около получаса. Интересно, что стоимость определяется не как обычно: посадка плюс стоимость одного километра умноженное на их число, а дискретно. До 4.9 км — 29 злотых, до 9.9 км — 49 злотых, до 14.9 км — 89 злотых (здотый примерно равен шекелю), которые мы и заплатили.
С гостиницей, что заказал через booking, повезло. Она оказалась в самом центре города, минут 5 ходьбы до Рыночной площади, четверть часа до железнодорожного и автовокзалов, к тому же не дорого, 3-е суток — 753 злотых = 175 евро (с завтраком) Краков, вернее его центр — старый город, оказался совсем небольшим и очень симпатичным. Старый город имеет форму овала, с широкой аллей, Планты, по периметру. Раньше тут была крепостная стена, от которой остались одни ворота, Флорианские, 14-го века. От них через весь старый город, пересекая огромную по европейским понятиям, 200*200 метров, Рыночную площадь, ведёт так называемая Королевская дорога, кончающаяся знаменитым Вавельским замком, древней резиденцией королей. Никаких узеньких средневековых улочек шириной 2-3 метра нет, но все очень мило, симпатично и в прекрасном состоянии. Если не останавливаться, то всю Королевскую дорогу можно пройти минут за двадцать-тридцать. Но остановиться захочется обязательно. И на Рыночной площади и зайти в какое-нибудь симпатичное и недорогое кафе.
В первый вечер быстренько дошли до Рыночной площади, полно народу, парень, окружённый зрителями крутит фантастические пируэты давно забытого у нас брейк-данса, в центре на открытой сцене идёт концерт эстрадных певцов и певиц, снимает телевидение, зрителей несколько сот человек и только совсем в стороне — полицейская машина. Вообще в Кракове как будто возвращаешься на десятилетия назад, никаких магнитных рамок и контроля на входе, никаких вооружённых солдат и полицейских, которых мы видели недавно на каждом шагу в Париже.
А перед Рыночной площадью — так называемый Малый рынок, полно прилавков, около которых толпится народ, пьёт пиво и закусывает колбасками. Подозреваю, что не кошерными.

В самом центре — интересное длинное здание, оказался старинный торговый центр под названием Суконные ряды, принявший сегодняшний вид в 19-м веке, перед ним — памятник Мицкевичу.
Мы приехали в Краков не для изучения его достопримечательностей и многовековой истории первой столицы Польши, а просто немного прогуляться по Европе. И это получилось. Но без элементарной подготовки всё же нельзя, особенно если летишь всего на 2 полных дня, плюс вечер дня прилёта и утро дня отлёта. Уже в самолёте прокрутил записанный в телефон путеводитель. Город основан в 7-м веке, с 1038 по 1569 год — столица Польского королевства, с 1569 по 1596 год — Речи Посполитой (унии Польского королевства и Великого княжества Литовского), после 3-го раздела Польши, 1795 год, перешёл под власть Австрии, с 1809 по 1815 годы принадлежал к Варшавскому герцогству, протекторату наполеоновской Франции, после наполеоновских войн с 1815 по 1846 год стал вольным городом — протекторатом Австрии, затем включён в состав австрийских владений вплоть до приобретения Польшей независимости в 1918 году. Во время 2-ой Мировой Войны являлся столицей генерал-губернаторства, колониальной администрации на территории Польши, город в войну, в отличии от Варшавы, пострадал очень мало. Расположен на берегу Вислы, в месте, где она становится судоходной, население сегодня немногим меньше 800 тыс., в городе расположен Ягелло́нский университет, один из старейших в Европе. Всё.
На следующий день пошли в город. В принципе у нас был предусмотрен один день на Краков. Опять по знакомому уже маршруту вышли на Рыночную площадь. На площади вереницы карет, запряжённых очень красивыми и разукрашенными парами лошадей, много серых в яблоках. На козлах сидят, держа вожжи, симпатичные девушки и время от времени призывно машут туристам, приглашая их в поездку по городу. Правда правят лошадями не все, рядом с некоторыми девушками сидит с возничий-мужчина. Но что интересно — на мостовой мы ни разу не видели следы лошадиной жизнедеятельности, а мешков под хвостами, как у их венских коллег, нет. Специальный рацион?

Но чего много к городе, это такого рода магазинов.

Купили сувениры и повернув налево пошли по улице Гродска, южной части Королевской дороги в сторону знаменитого Вавельского замка. В костелы не заходили — было воскресенье, шла служба и висели объявления с просьбой туристам не заходить. Но по дороге на левой стороне улицы увидели у костёла Петра и Павла (бывший иезуитский, 17 век) афишу с объявлением о вечернем концерте.
Вечером, конечно же пошли и не пожалели — концерт был очень-очень хорош: скрипка, альт, виолончель, великолепная пианистка, немного гитары и органа. В программе: Григ, Вивальди, Шопен, Моцарт, Гендель, Бах, Чайковский. Недаром Краков считается музыкальной столицей Польши. Забегаю вперёд. В следующий, и наш последний вечер в Кракове, снова пошли на концерт, но уже не в костёл, а в галерею Шопена. Галерея оказалось небольшим залом на четвёртом этаже обычного дома. В маленькой прихожей вальяжный господин, после он вёл концерт, продав нам билеты напомнил, что к билету полагается бокал вина. Выяснив, что мы из Израиля сразу спросил, что означает и как можно перевести на английский «Ле хаим!» В программе фортепьянного концерта, короткого, минут на пятьдесят, был, естественно, только Шопен, играла, и очень хорошо, пианистка Анна Босцар. Небольшую продолжительность концерта компенсировали, по крайней на мой взгляд, бокалы с вином, стоявшие у выхода из зала — подходи и пей. Я выпил три.
Но вернёмся на улицу Гродска. Буквально через 5 минут мы вышли к знаменитому Вавелю. Расположенный на высоком берегу Вислы, он включает в себя королевский замок, кафедральный собор, и систему замковых укреплений.
Чуть-чуть истории. Со второй половины 11 века и до начала 17-го — резиденция польских королей. Каменные укрепления начали возводиться Вацлавом II в 1290–1300 годах, а в XIV веке холм был перестроен Казимиром III Великим в готическом стиле. В 1609 году, после сильного пожар король Сигизмунд III Ваза, решил, что проще не восстанавливать замок, а перебраться в Варшаву. В 1975 г. после 3-го раздела Польши, Вавель был превращён в казарму австрийского гарнизона, в 1905 г. поляки выкупили Вавель и начали реставрационные работы. Во время 2-ой Мировой Войны в замке размещалась резиденция немецкого генерал-губернатора.
Холм, на котором расположен Вавель, оказался совсем невысоким. Над главными воротами — конная статуя Костюшко.
Внутри — большая площадь, кафедральный собор, где короновались польские короли и где епископом был Кароль Войтыла — будущий Папа Римский Иоанн Павел 2-ой, и 2 капеллы. Рядом с собором спуск в склеп с могилами Пилсудского и Леха Качинского.
Через длиннющую арку проходим на саму Замковую площадь.
Снаружи 3-х этажный замок впечатлил не очень. Не Версаль и не Зимний.

Внутрь замка мы решили не заходить — мы спешили в Казимеж.
Казимеж, основанный в 14-м веке, сегодня просто район Кракова, до 1800 года был самостоятельным городом, отделённым от Кракова рукавом Вислы. От того времени в Казимиже осталась улица под названием Краковская… Рукав давно засыпали, сегодня на его месте — городская магистраль. С конца 15-го века в Казимиже стали селиться евреи, их становилось всё больше и больше, говорят, что было время, когда синагог было больше, чем костёлов. Перед началом войны евреев в Кракове было 64 тысячи, почти четверть населения города. Немцы выселили всех евреев из Казимежа, сначала в Краковское гетто, а оттуда отправили в лагеря Смерти Белжец и Аушвиц. В Список Шиндлера попало, увы, только 1200 человек.
Сегодня в Казимиже евреев нет, осталась только память о них.
Мы спустились с Вавельского холма, повернули на улицу Стародомска и через четверть часа, перейдя проложенную по руслу реки широкую улицу Диэтла оказались на Краковской улице, уже в Казимиже. По правую руку — Старый Еврейский Квартал.
Сегодня в Казимиже евреев нет, остались только следы их многовекового проживания — 3 синагоги, вернее, их стены.
Сначала мы зашли в Высокую синагогу, середина 16-го века. Высокая — потому что находится на втором этаже. Купили билеты — вход платный, в вестибюле — плакаты 30-х годов прошлого века.
По узкой лестнице поднялись на 2-ой этаж. Внутри от синагоги не осталось ничего. Почти ничего.

Вышли из Высокой синагоги, прошли буквально несколько десятков шагов, свернули налево и вышли на небольшую площадь, называется » ul. Szeroka» (Широкая улица).

Справа ступени спускаются к «Старой синагоге», старейшей в Польше, начало 15-го века. Перед синагогой — группы туристов, входит в стандартную программу экскурсии по Кракову.
Сегодня в ней тоже музей — истории и культуры евреев, филиал Краковского исторического музея.
Вышли из синагоги-музея, поднялись по ступенькам. Слева, в небольшом скверике в конце улицы-площади ещё одна синагога — Рему. Оказалось, в отличии от предыдущих, действующая. Заглянули вовнутрь — увидели молящихся евреев. Захотели естественно войти, но у входа молодой парень потребовал купить билет. Нам было не жалко несколько злотых, но платить, чтобы зайти в синагогу! У выхода стояли несколько молодых евреев, пожалуй единственное место, где я видел к Кракове евреев (если не считать многочисленных израильтян-туристов).
Я им сказал: стыдно! Они со мной согласились.
На площади несколько ресторанчиков с еврейской тематикой.

Мы пообедали вот здесь.
Заказали чолнт.
Пообедали и пошли домой.

Сначала я этим возмущался: Освенцим в придачу к экскурсии в Соляную шахту!
Но когда на следующий день приехали в Освенцим и увидели тысячи посетителей со всего света я про себя решил: Пусть так. Люди должны про это знать!
В Освенцим мы поехали на следующий день сами. Заказали по Интернету экскурсию (там можно только с экскурсией) и билеты на автобус, езды полтора часа.
Про Освенцим, вернее Аушвиц-Биркенау я ничего писать не буду. Туда еврей должен поехать. MUST BE DONE.
Рука не поднималась делать фотографии. Единственно, что потом пожалел, что не сфотографировал виселицу, на которой повесили Гесса.
Это фото не моё. За деревьями похоже, что видно дом, к котором он жил с семьей. За домом протекала речка, в которой любили купаться его дети. В эту речку высыпали пепел сожжённых в печах.
Всё. Последнее, третье, утро в Кракове, последняя прогулка по так приглянувшемуся городу.
Мы с рюкзаками за плечами идём к вокзалу, благо он оказался совсем недалеко от гостиницы. Рюкзаки за спины и вперёд! Я, давний железнодорожник, всегда по возможности в любой стране хоть разок, но стараюсь проехать на поезде. Вокзал прекрасный, целиком подземный, построен совсем недавно, а рядом стоит старое здание, превращённое в музей, Билет в аэропорт стоит смешные деньги — 9 злотых. Ехать 20 минут, но поезд опоздал на 5 минут — чтобы не было контраста с нашей израильской реальностью. Зато в аэропорту контраст налицо. Никакого либерализма Бен Гуриона с вопросом: «Кто упаковывал чемоданы?» И всё. Здесь всё было посерьёзнее: «Ботинки снять, бутылки с водой выбросить!» Ну и конечно рюкзаки в салон самолёта пронести не дали. Перед посадкой решили истратить последние злотые и перекусить в кафе. Заказали одну пиццу на двоих (оказалось действительно рассчитанной на двоих). Принесли быстро, но оказалось, что мы не посмотрев выбрали с итальянской ветчиной. Официант улыбнулся, сказал: «Шалом» и принёс другую, обыкновенную Маргариту с помидорами.
Три с небольшим часа полёта и внизу — родные ОГНИ ТЕЛЬ-АВИВА!
Прилетели в привычный 3-й терминал и оттуда снова на поезд, уже свой, израильский. Самое удивительное, что в этот раз поезд не опоздал!
Очень неплохо написано.
И больше всего поразил комментарий про отмену рейса.
История с полетом имела продолжение. На днях две родственницы повторили наш маршрут в Краков той же компанией. Самолёт обратного рейса просто не прилетел. Никаких представителей фирмы в аэропорту не было. Пришлось покупать билеты на другой рейс и снимать гостиницу на ночь
Шмуэль