Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваэтханан

Loading

Проверка Торы и заповедей, Вера в Б-га и послушание, обусловленные пользой, которую эта вера может нам принести, сравнение «затрат» и «прибыли» при соблюдении и не соблюдении Торы, это тот камень преткновения, на котором наши предки споткнулись много раз, на всём протяжении истории еврейского народа.

Недельный раздел Ваэтханан

Михаил Ривкин

Не испытывайте Г-спода, Б-га вашего, как испытывали вы в Массе (Деварим 6:16)

В Торе немало примеров того, как Б-г испытывает человека. Про жертвоприношение Ицхака прямо сказано «Б-г испытал Авраама», в других эпизодах биографии Первого Патриарха сам термин «испытание» не употребляется, но Мудрецы, Благословенной памяти, «прочитали» все события из жизни Авраама как десять испытаний, сменяющих друг друга, от более простого к более сложному, вплоть до самого сташного и трагичного. И мы, в общем, понимаем, что имеется в виду под словами «Б-г испытывает человека»: Творец своей волей и властью смещает «привычные» «рутинные» параметры Бытия, создаёт некую искусственно заострённую ситуацию, в которой человек обязан сделать свой судьбоносный выбор, в которой нельзя уклониться от однозначного решения, как бы ни хотелось, в которой, в принципе нет места компромиссным варианетам поведения типа «и ты права, и ты права».

Но что же означают слова «не испытывайте Меня»? Да разве человек в состоянии, даже если очень захочет, испытать Б-га? Многие комментаторы задумывались над этим вопросом. Автор «Книги воспитания», Р. Аарон а-Леви, включил в свой список заповедей специальную заповедь, запрещающую испытание Б-га, суть которой в следующем:

«мы должны избегать чрезмерно испытывать пророка, который возглавляет народ и поучает его путям праведным, после того, как мы убедились в истинности его пророчеств, и об этом сказано: Не испытывайте Г-спода, Б-га вашего, как испытывали вы в Массе, т. е. Не испытывайте возмездие Б-жественное и наказания, о которых вам было объявлено»

Такое объяснеие делает понятным словосочетание «испытывать Б-га», приближает его к описанным многократно в ТАНАХе ситуациям, включает в круг умопостижимого и проверяемого опытом. Но при этом слишком далеко уводит от простого смысла термина. Речь в «Книге воспитания» идёт скорее об испытании пророка, а не об испытании Б-га. Испытание пророка нам, безусловно, запрещено Торой, и не раз этот запрет повторяется. Но, всё-таки, это другая заповедь, не то же самое, что испытание Б-га. Для того, чтобы правильно понять, какой смысл Тора вкладывает в слова «испытать Б-га» нам следует ещё раз вернуться к тому эпизоду, где эти слова впервые упомянуты:

«И ссорился народ с Моше, и говорили: дайте нам воды, чтобы пить нам. И сказал им Моше: что вы ссоритесь со мною? что искушаете Г-спода? /…/ И нарек месту тому имя Масса и Мырива, из-за ссоры сынов Исраэйлевых и потому что они искушали Г-спода, говоря: есть ли Г-сподь среди нас, или нет?” (Шемот 17:2,7).

Хотя в русском переводе в Разделе Бешалах дважды фигурируют слова «искушать Г-спода», а не «испытывать», ивритский оригинал и в нашем разделе, и в разделе Бешалах использует то же самое слово לנסות. Мы уже писали ранее об этом испытании у Масса и Мерива, в частности, объяснили, почему именно в данном контексте слово לנסות следует переводить как «искушать». Речь не идёт о проверке или испытании того или иного аспекта, той или иной сферы земного влияния, той или иной ипостаси Создателя. Нет, вопрос ставится тут «с последей прямотой», вполне в стиле самонадеянных «мальчиков» шестидесятых годов позапрошлого века: есть Б-г или нет? От Всевышнего требуется, ни больше не меньше, доказать, для начала, своё существование, своё бытие, причём доказать не с помощью «пятого доказательства Канта», а физически ощутимым, телесно осязаемым, снимающим все сомнения способом. Евреи у Масса-Мерива хотят увидеть своими глазами если не самого Б-га, то его явное и несомненнное присутствие в нашей трёхмерной материальности. И это желание, это страстное вожделение, эта «духовная жажда» сильнее, чем жажда телесная, именно она неумолимо подталкивае евреев бросить вызов Моше. Вот что пишет по этому поводу РАМБАН:

«Не испытывайте Г-спода — и добавлено объяснение: как испытывали в Массе. И чтобы не говорили: если есть ли Г-сподь, совершающий чудеса среди нас, то мы будем служить Ему, «и ели мы (тогда) хлеба досыта и благодействовали” (Йермияху 44:17), и будем соблюдать Тору. Ибо их намерение там (в Массе) состояло в том, что если увидят они, что Г-сподь дпёт им воду сверхъестественным способом, то пойдут они за Ним в пустыне, а если нет -то оставят Его. И это было им засчитано, как великий грех, ибо после того, как было удостоверено, что Моше — Пророк Г-сподень, не должно более делать никаких испытаний, а тот, кто такие испытания, всё-таки делает, тот испытывает уже не Пророка, но испытывает самого Г-спода, испытывает, доколе простирается длань Его.

И потому запрещено нам во веки вечные испытывать Тору или пророков, ибо недостойно служить Г-споду в сомнении, или же постоянно требуя от Него чудес и знамений, ибо не творит Г-сподь чудеса и знамения для каждого отдельного человека, и недостойно служить Ему, чтобы получить награду, а должно принимать всё, как Суд Праведный» (РАМБАМ Деварим 6:16).

Именно эта склонность проверять Бытие Б-жье всякими внешними признаками, это стремление обусловить нашу веру, наше послушание, наше принятие Всевышнего и принятие Его заповедей теми или иными условиями и оговорками, это и есть тот грех, о котором идёт речь в нашей Недельной главе.

Проверка Торы и заповедей, Вера в Б-га и послушание, обусловленные пользой, которую эта вера может нам принести, сравнение «затрат» и «прибыли» при соблюдении и не соблюдении Торы, это тот камень преткновения, на котором наши предки споткнулись не только единожды, во время странствий в пустыне, но много раз, на всём протяжении истории еврейского народа. И самое большое испытание для верующего человека состоит именно в том, будет ли он верить без испытаний Всевышнего. Пророкам Израиля много раз приходилось упрекать свой народ в том, что именно этого испытания народ не выдерживал. Первым упрекал в этом евреев Моше, при Массе, и ещё раз, уже в нашей Недельной главе. Последним говорил об этом самый поздний по времени из пророков. Малахи, которому тоже довелось услышат от своих современников о том, что без предварительной проверки всех выгод и невыгод они служить Г-споду не готовы:

И скажете вы: «Что говорили мы о Тебе?» Сказали вы: «Тщетно служить Б-гу! Какая польза, что исполняли мы службу Его и что ходили унылыми пред Господом Ц-ваотом? А теперь считаем мы счастливыми нечестивых: и устроились делающие нечестие, и Б-га испытали, и спаслись» (Малахи 3:14-15)

И не только циничный вывод «тщетно служить Г-споду», не только откровенное восхищение нечестивыми, которые «и Б-га испытали, и спаслись» являются великим грехом. Сама по себе постановка вопроса «какая польза?» — глубоко порочна, и в этом состоял Великий грех, страшные последствия которого ощутили на себе далёкие потомки современников Малахи, те последствия, о которых предупреждал последний Пророк Израиля:. «Ибо вот приходит день тот, пылающий, как печь; и станут все надменные и все творящие преступление, как солома, и спалит их день грядущий тот, сказал Г-сподь Ц-ваот, так что не оставит им ни корня, ни ветви “(Малахи 3:19) Люди, которые ходят унылыми перед Г-сподом Ц-ваотом только потому, что нет никакой пользы исполнять Его волю, потому что на их глазах нечестивые благоденствуют, рано или позно получат для своего уныния вполне реальные основания.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.