Лев Мадорский: Еврей в Диаспоре как «внедрившийся агент»

 475 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Знаю несколько семей, которые тщательно скрывают свою принадлежность к еврейству. Это в Германии делать легче, чем в бывшем Советском Союзе. В паспорте национальность не указывается, при приёме на работу отсутствует пятая графа, а еврейские фамилии похожи на немецкие.

Еврей в Диаспоре как «внедрившийся агент»

Лев Мадорский

 Лев Мадорский Сын приятеля, еврей (52), назовём его Михаил, человек умный, предприимчивый и целеустремлённый (ставил цель и шёл напролом), за довольно короткий срок сколотил состояние. Ну, может быть, не стал «владельцем заводов, газет, пароходов», но, как минимум, 20 квартир и домов в разных городах Германии ему принадлежали. Жил он с молодой женой и дочкой в большом, двухэтажном доме 480 кв. м. («Люблю чтобы было просторно!»), окружённом хорошо ухоженным участком.

Я учил 5-летнюю дочку Михаила игре на фортепиано, приезжая на уроки не раз в неделю, как принято в Германии, а два, как принято в России. Однажды хозяин пригласил поужинать. После ужина жена с дочкой ушли, мы поднялись на террасу на втором этаже, расположились в креслах и Михаил, который за ужином выпил пару рюмок (я был за рулём), разговорился. Ну, если быть точным, он отвечал на вопросы, которые я любитель задавать. Вопросы опускаю и приведу несколько фрагментов из его рассказа.

Женитьба за две недели

— Я приехал в Германию в 1986 году, сразу после окончания строительного института, когда режим коммунистов, благодаря Михаилу Сегеевичу, только начинал агонизировать. Вкалывать за копейки прорабом не хотелось и у меня на последнем курсе возник сумасшедший план: уехать туристом в приличную капстрану и стать невозвращенцем. Рассказал о плане родителям. Мама расстроилась: «Сынок, как же мы без тебя!», но отец поддержал: «Здесь тебе ничего не светит, рискни. А потом нас вытянешь…» и согласился дать денег. Но в капстрану не получилось: еврей и даже не комсомолец. На втором курсе меня исключили за то, что я летом не поехал собирать картошку. Я тогда влюбился и вместо картошки «закрутил напропалую с самой ветреной…». Слава богу, не отчислили. Короче, на собеседовании в райкоме партии (это тогда было обязательно) сказали: «Сначала поезжайте в соцстрану, а там видно будет». Решил поехать в ГДР. «А вдруг, — мелькала шальная и, как выяснилось позже, наивная мысль, — удастся из Восточного Берлина перебежать в Западный».

В Восточной Германии вариант с «невозвращенцем» не проходил и я понял, что единственная возможность остаться — жениться. План, может быть, и хорош, но трудно выполним. На всё про всё было у меня две недели. Кроме того, немецкий на нулях. Но зато я окончил английскую школу и «спикал» не то чтобы хорошо, но на бытовом уровне вполне прилично. Трудность состояла и в том, что в нашей группе был «наблюдающий», который «настоятельно» просил «не отрываться от коллектива». Предупреждал и по моей теме. Совсем как в песне Высоцкого «Инструкции перед поездкой за рубеж»:

Но буржуазная зараза
Там всюду ходит по пятам.
Опасайся пуще сглаза
Ты внебрачных связей там.

— Впрочем, ко мне эта инструкция относилась не в полной мере, так как меня интересовали не внебрачные связи, а женитьба. Короче, в первый же вечер, когда мы вернулись в отель после экскурсии, я взял такси и попросил водителя отвезти меня на дискотеку. К счастью, была суббота и дискотека работала.

— Так всё началось. Подробности истории женитьбы я Инге (вторая жена — Л. М.) никогда не рассказывал, тем более, что есть в этой истории, если смотреть с высоконравственной точки зрения, сомнительные моменты. Учитывая время, которым я располагал, речь, как Вы понимаете, не шла о женитьбе по любви. Я был согласен на фиктивный брак. Поэтому пригласил танцевать не слишком привлекательную девушку, грустно стоявшую в одиночестве. Сейчас, когда вспоминаю события тех дней, то становится очевидным, что план женитьбы за две недели — безумная авантюра. Но, видимо, я везунчик. За день до отъезда мы с Анной-Марией (так звали девушку) подали заяаление в ЗАГС и я сумел остаться в ГДР на законных основаниях.

Бизнес. Вторая жена

— Несмотря на слабый немецкий, я довольно быстро устроился на работу в конструкторское бюро строительной фирмы. Мне поручили проектировать дома на одну, максимум, две семьи. И, буквально, с первых дней работы появилась «хрустальная» мечта — открыть собственное дело. Чтобы сам себе начальник. Чтобы сколько заработал — столько получил. Чтобы начинать и заканчивать работу не по звонку, а когда захочется. Тем более, что в ГДР, несмотря на все прелести плановой экономики и режима Штази, существовал довольно развитый малый частный бизнес. Коммунисты оставили такую возможность для жителей страны — витрины социалистического лагеря.

— События развивались стремительно. Через три года берлинская стена пала и «хрустальная» мечта начала приобретать реальные очертания. Частный бизнес в ФРГ не просто был разрешен, но и всячески поддерживался государством. Начинающий предприниматель получал необходимую информацию, безвозмездный кредит, освобождался на первое время от налогов. И я решил рискнуть. Уволился из бюро и открыл прямо на квартире фирму по проектированию домов. Уже через год-полтора вышел на уровень, которого придерживаюсь до сих пор: в неделю проект. Довольно быстро заработал на первый дом и начал все свободные деньги вкладывать в покупку недвижимости. Думаю, что это самое перспективное и беспроигрышное вложение денег.

— Что с Анной-Марией? Прожили почти 10 лет. Любви особой не было, детей, к счастью, тоже. Притёрлись друг к другу и, может быть, жили бы и дальше, если бы я не влюбился в Ингу. Расстались по-хорошему. Я оставил первой жене квартиру и до сих пор поддерживаю материально.

Еврей как внедрившийся агент

— О моём еврействе в религиозном смысле говорить особенно нечего. Я вырос в атеистической семье и ничего, что положено соблюдать потомкам Авраама, не соблюдаю. Но евреем себя чувствую и за судьбу Израиля переживаю. Как жить еврею в Германии? — Михаил помолчал, как-то странно улыбнулся, нервно потирая руками подлокотники кресла — На этот счёт у меня своя точка зрения, которая далеко не всем придётся по душе.

— Евреям, 2000 лет рассеянным среди других народов, не повезло. Они не были похожи на окружающих: не так выглядели, по-другому верили, жили изолированно. Такие соседи у простых людей всегда вызывали недоверие, страх и даже ненависть. Вызывали и вызывают. На мой взгляд, если мы хотим избежать антисемитизма, надо жить как… — он снова помолчал, подыскивая слово, — как… внедрившийся агент. — Михаил рассмеялся. — Вы понимаете, что я имею в виду? Что агент делает при внедрении? Ясно что. Работает под своего. Живёт как те, кто его окружает, стараясь ничем не выделяться.

Не почувствовав с моей стороны поддержки, отец ученицы продолжал, подчёркивая слова энергичными взмахами руки:

— Да, да, да! Именно так. Мы должны мимикрировать подобно хамелеону. Внешне, конечно, а не внутренне. Поймите, Лев. Глупо надевать кипу, если она вызывает у окружающих отторжение и даже ненависть. Причём здесь мусульмане? Мусульманам можно одеваться как они хотят. Их много. А нас мало. Очень мало… Израиль — другое дело. Там пускай неевреи мимикрируют…

Михаил снова замолчал. На этот раз надолго. Я хотел уже сменить тему, но неожиданно он продолжил. Так же эмоционально и убеждённо:

— Вы, Лев, утверждаете в некоторых статьях, что антисемитизм на излёте. Я так не считаю. Антисемитизм жив. В том числе в Германии, хотя после Холокоста, редко прорывается наружу. Мы, евреи, живём в тылу врага. Поэтому наша задача не только жить, как окружающие народы, но и выжить.

— Я убеждён, что евреев вырубали под корень не нацисты, не группа фанатиков, а весь народ. Или, скажем так, подавляющее большинство. Значит подавляющее большинство болело. Тяжело. А выздоровело ли? Вот в чём вопрос. Пока Германия процветает, болезнь эта протекает незаметно. В скрытой форме. Что-то вроде вялотекущей шизофрении. Но в трудные времена… Не знаю: безработица, землетрясение, финансовый кризис, ещё какая-нибудь чертовщина. И… всё возможно. Виноватые известны заранее. История ничему не учит…

Послесловие

Восхищаюсь деловыми качествами Михаила, но с его взглядами как надо жить евреям в Диаспоре, не могу согласиться. Думаю, что взгляды эти не понравятся и большинству соплеменников. Большинству, но не всем. Знаю несколько семей, которые тщательно скрывают свою принадлежность к еврейству. Это в Германии делать легче, чем в бывшем Советском Союзе. В паспорте национальность не указывается, при приёме на работу отсутствует пятая графа, а еврейские фамилии похожи на немецкие. Я их не осуждаю, но жить так не хочу. Национальная мимикрия унизительна. Не надо гордиться еврейством, но и стыдиться его у нас нет причин. Так что давайте жить, как недавно ушедший Владимир Войнович — весело и свободно.

«Сколь­ко проживу ещё, столько и про­живу, — сказал писатель в одном из последних интервью. — Но проживу весело, и буду жить так, как хочу. Потому что можно было сидеть и трястись от страха. Или сдаться и весь оста­ток жизни себя презирать».

Print Friendly, PDF & Email

32 комментария к «Лев Мадорский: Еврей в Диаспоре как «внедрившийся агент»»

  1. Яков:
    …вы полагаете, что раби Й.Телушкин НЕ понимает, что пишет, \»летает в облаках благих намерений\» ?
    Он, наверное, понимает- таково его мировоззрение. Но, по представлениям о реальном состоянии проблемы, у меня имеется другое мнение. Увы, я хотя и не Раби…,но это так.

  2. я предлагаю на еврейском сайте спеть только гимн Израиля. Он и только он, может объединить и правых, и левых, и ортодоксов, и атеистов.У меня в голове уже зазвучала эта прекрасная, нежно-величественная, всех объединяющая музыка..
    —————————————————————
    Ну что же Лев, в мире абсурда и крыловский квартет звучит как “прекрасная, нежно-величественная, всех объединяющая музыка..” Другой-то не предвидится 🙂

  3. Это – раз. а ещё – предлагаю спеть весёлую песню
    ———————-
    Ну что ж, Алекс, мне по душе, как подведение итогов разговора, музыкальная концовка. Боюсь только, что пение наше уподобится крыловскому квартету, так как Вы предлагаете, чтобы каждый запел что он захочет: «Милый Августин», «Калину красную» и даже «Хатикву». По русски, по украински и на иврите. Поэтому я предлагаю на еврейском сайте спеть только гимн Израиля. Он и только он, может объединить и правых, и левых, и ортодоксов, и атеистов.У меня в голове уже зазвучала эта прекрасная, нежно-величественная, всех объединяющая музыка..

  4. \» Благие намерения, но бесполезные. Они не есть гарантия сдерживания антисемитской агрессии. \»
    ——————————————————————————————————————
    Уважаемый, Сава !
    Во-первых,
    вы полагаете, что раби Й.Телушкин НЕ понимает, что пишет, \»летает в облаках благих намерений\» ?
    Во-вторых,
    никто НЕ обязан нам давать какие-либо \»гарантии сдерживания …\», и разумеется, в тексте ув. раби их нет.
    Все эти \»гарантии\» — в самих людях, в евреях желающих жить на этой земле, и САМИМ ЗАБОТИТЬСЯ о себе и своей БЕЗОПАСНОСТИ, преодолевая свой страх и враждебное окружение.
    В-третьих,
    где вы обнаружили \» единство всех евреев в Израиле \» ?
    Я с вами согласен, когда вы пишите : \» Но беда в том, что его. к сожалению, не удается до сих пор достичь. \»
    В этом (во многом) драматизм ситуации, которая НЕ помогает репатриации \»несознательных галутников\» в Израиль.
    В-четвёртых,
    я НЕ считаю правильным и обязательным саму репатриацию ВСЕХ евреев в Израиль.
    Для самого Израиля (на мой взгляд) должно быть ВЫГОДНО (не очень удачное слово, простите — другого не нашёл) иметь обширную деятельную, живую диаспору, особенно в развитых странах Запада, которая продвигала бы интересы Израиля во всём мире.
    Мы, евреи диаспоры, могли бы (и должны) принести пользу своему народу, живя в своих странах.
    Меня давно занимает одна провокационная мысль …
    Что может произойти если ВСЕ (до одного) евреи та-ки репатриируются в Израиль ?!
    Это ж какая радость для антисемитов и ненавистников Израиля !
    Теперь можно всех евреев прихлопнуть одним ударом — действительно (не дай Б-г!) \»окончательно решить еврейский вопрос\»…

    1. Саве и Якову от Льва
      Разобщенные и раздираемые острыми противоречиями,по разным поводам и причинам еврейские общины,не поддаются процессу консолидации (Сава)

      Вы полагаете, что раби Й.Телушкин НЕ понимает, что пишет, \»летает в облаках благих намерений\» ? (Яков)

      Мне кажется, Яков, что мнение Савы не противоречит мнению раввина Ребе никоим образом не имеет виду, что если еврей в религиозном отношении будет евреем, то это остановит или смягчит ненависть антисемита. Сава говорит о том, с чем и Вы и я согласны: евреев очень мало и обидно, что наш крошечсный народ раздирается противоречиями. Это видно даже на нашем сайте…

  5. для раби Йосеф Телушкин критерий : жить как еврей . Для антисемита аксиома :еврей не должен жить, Какую жизнь еврей ведёт антисемита не интересует , Смыть вину за факт рождения еврей не может.

    1. для раби Йосеф Телушкин критерий : жить как еврей . Для антисемита аксиома :еврей не должен жить,
      —————————
      Хочу продолжить линию любопытным афризмом французского философа-атеиста Жана Поль Сартра: «Еврей это тот, кого другие считают евреем».

  6. Яков:
    … если кто-то сомневается в иудаизме, или гневается на Б-га, или боится, что антисемитизм сможет снова восторжествовать — он всё равно должен жить как еврей. Поступать иначе — значит позволить антисемитам одержать верх. Иными словами, исполнить дело Гитлера. \\\\\\\\

    Благие намерения, но бесполезные. Они не есть гарантия сдерживания антисемитской агрессии.
    Успеху противостояния ненавистникам евреев всех мастей может способствовать только единство всех евреев в Израиле. Но беда в том, что его. к сожалению, не удается до сих пор достичь. Разобщенные и раздираемые острыми противоречиями,по разным поводам и причинам еврейские общины,не поддаются процессу консолидации. Благо. что такое. пока получатся стихийно, лишь в период грозящей острой опасности самому существованию страны и народу
    (война).
    У евреев Диаспоры нет никаких шансов совладеть с антисемитизмом. Это совершенно очевидно.

  7. Яков.
    \» Гл. 202
    614-я заповедь : «Не даровать гитлеру посмертных побед.»
    Советую прочитать всем сомневающимся, особенно последний абзац главы. \»
    ——————————————————————————————————
    Л.М. — автор.
    \» Спасибо, дорогой Яков, что привели эту новую мицвот. Я иногда перечитывая эту книгу.Вспомнил эпизод, … \»
    ——————————————————————————————————-
    Дорогой, Лев!
    Ты знаешь насколько мне нравиться то, КАК ты пишешь (правда, НЕ всегда то, ЧТО ты излагаешь, а иногда и выводы), но я технарь, и для меня важна точность.
    Посмотрев твой ответ (выше), я предполагаю, что ты так и НЕ прочёл
    (как, впрочем, и другие …) \»последний абзац главы\».
    Это была моя ошибка — надо было не лениться, дать весь текст.
    Исправляю.
    Итак, многоуважаемый мною, раби Йосеф Телушкин :
    \» … 614-я заповедь превосходно отразила настроение значительного числа современных евреев. Гитлер хотел уничтожить евреев, считают они, и поэтому даже если кто-то сомневается в иудаизме, или гневается на Б-га, или боится, что антисемитизм сможет снова восторжествовать — он всё равно должен жить как еврей. Поступать иначе — значит позволить антисемитам одержать верх. Иными словами, исполнить дело Гитлера. \»
    Лёва, более определённо пожалуй не скажешь.
    Обрати внимание (и все мимикрирующие, сомневающиеся) — МЫ ДОЛЖНЫ, чтоб не стать пособниками Гитлера и прочих сегодняшних антисемитов.
    Я соглашусь с тобой, если ты скажешь, что все мы люди, человеки, которым свойственно бояться, а не \»идти пузом на амбразуру\».
    И, я не \»открою Америки\» : того, КТО БОИТСЯ — БЬЮТ.
    Чем больше боится, прячется, \»мимикрирует\», тем больше бьют, и будут бить.
    Я НЕ предлагаю \»геройствовать\» в одиночку — это как минимум НЕ эффективно.
    Давно ПЕРЕзрела необходимость ОБЪЕДИНЯТСЯ нам всем (ЦСЕГ к сожалению, этой задачу НЕ выполняет) по-настоящему, НЕ ФОРМАЛЬНО.
    Кроме того надо помнить, что МЫ НЕ ОДНИ (евангелисты и пр.), а стало быть надо привлечь всех наших сторонников \»под наши знамёна\».
    Только так есть шанс ЖИТЬ НЕ БОЯСЬ, не мимикрируя по-необходимости.
    Над этим нужно ДУМАТЬ, и что-то ДЕЛАТЬ.
    Кстати, этим мы можем и должны (!) помочь Израилю — тогда наш голос в поддержку Святой земли будет услышан (сегодня это \»писк комара\» — не больше).

    1. …даже если кто-то сомневается в иудаизме, или гневается на Б-га, или боится, что антисемитизм сможет снова восторжествовать — он всё равно должен жить как еврей.
      ———————

      Я, Яков, читал Тёлушкина. У меня есть его книга — почти энциклопедия, написанная хорошим языком. Ребе соединяет в цитируемом тобой абзаце, два постулата: жить в Германии можно (1), но в том случае, если ты живёшь как еврей (2). Тут следует добавить, что подавляющее большинство русскоязычных евреев в Германии ( в том числе, и я. Про тебя не знаю) не ведут еврейского образа жизни и значит не соответствуют 614 -ой заповеди, предложенной раввином…Впрочем, Гитлер уничтожал евреев, не разделяя на-верит, не верит. Атеист Фрейд подходил для Освенцима в той же степени, что и раввин.. Что касается объединения, то я не против. Вопрос-как.

  8. 40 лет живу в Израиле и ну никаких прблем с самоидентификацией. Дети говорят на иврите, внучки спрашивают а как то или это по-русски. В Израиле есть и скрытые антисемиты, которые хотят быть лояльными Европе и Гаагскому суду. Как говорил Ильич — детская болезнь левизны. Еврейство — это как свобода оно для некоторых бремя

    1. 40 лет живу в Израиле и ну никаких проблем с самоидентификацией.
      Этим и отличается Израиль от Диаспоры. Как правильно сказал Михаил: «Пусть в Израиле неевреи мимикрируют» Не обязательно носить кипу, но приятно само чувство, что ты её можешь носить без боязни , как, скажем, в Европе-России, получить в морду.

  9. Спасибо, Лев, что осветили важную и острую для евреев тему. Мне представляется. что Миша во многом прав. Он справедливо дает понять, что многие немцы во все времена потенциально готовы были следовать погромным антисемитским призывом. При нацизме они это продемонстрировали во всей полноте.
    Уберечься от истребления не удалось и тем из них. кто в реальности был более самих немцев патриотом Германии и не испытывал потребности к национальной самоидентификации.
    Не сработает в кризисной ситуации и вариант. которому призывает следовать Михаил.
    Его фраза: «Пока Германия процветает, болезнь эта протекает незаметно. В скрытой форме. Что-то вроде вялотекущей шизофрении. Но в трудные времена…»
    отражает суть проблемы.
    Возможно, что одной из причин распространенной. на Западе ассимиляции является и попытка избавиться от причастности к еврейству.

    1. Возможно, что одной из причин распространенной. на Западе ассимиляции является и попытка избавиться от причастности к еврейству
      ———————
      Тут, Сава, не всё однозначно. Антисемитизм, одновременно, и останавливает ассимиляцию. Никто не хочет когда-нибудь, в случае кризиса отношений, услышать от жены- не еврейки или от её родственников: жидовская морда.

      1. Антисемитизм, одновременно, и останавливает ассимиляцию.

        Такое, Лев, тоже возможно, когда антисемитизм обретает скрытую.или явную государственную форму. Быть явным антисемитом становится модным, престижным.
        Бывают и обычные тривиальные случаи-любовные страсти. Но они нередко сопровождаются неблагоприятными последствиями.

  10. Я не сужу,это могут быть комплексы вывезенные из мест предидущего проживания. Имею неоднократный опыт когда сразу после высказанного определения /подозрения -«жид» бросались бить. Иногда бросались бить и уже в ходе потасовки выкрикивали все претензии к народу,к которому они подозревали я отношусь. Т.е. зависимость между еврей и будут бить может храниться у этих людей в спином мозге.

    1. Я не осуждаю Это могут быть комплексы вывезенные из мест предидущего проживания
      ——————————
      К сожалению, Аарон, Вы правы. Тысячелетия преследований и дискриминации не прошли даром. В евреях Диаспоры живёт неуверенность в будущем и тревога. Даже если к этому нет оснований. Те качества, которые нашли своё художественное выражение в творчестве Франца Кафки. Этих качевств, практически, лишены сабры- евреи родившиеся в Израиле. Так в еврейском государстве появляются новые потомки Авраама- уверенные в себе и лишённые комплексов.

  11. «О моём еврействе в религиозном смысле говорить особенно нечего. Я вырос в атеистической семье и ничего, что положено соблюдать потомкам Авраама, не соблюдаю. Но евреем себя чувствую и за судьбу Израиля переживаю».

    Не такой уж он и пропащий еврей. А коли светский и традицию не соблюдает, то и кипу надевать наверно не следует. Мусульмане тут совершенно не причем. Зачем фальшивую «религиозность» мимикрировать, если не верующий?

    «Можно ли евреям жить в Германии после того что там произошло?» На этот вопрос разные раввины отвечают по разному».

    Если Михаил светский, то мнение раввинов ему не указ. Он и сам с этим разберется. Если евреем себя считает, за судьбу Израиля переживает и открыто с вами об этом говорит, значит есть в нем осознание своей еврейской национальности.

    1. Если Михаил светский, то мнение раввинов ему не указ. Он и сам с этим разберется. Если евреем себя считает, за судьбу Израиля переживает и открыто с вами об этом говорит, значит есть в нем осознание своей еврейской национальности
      ———————-
      В чём-то Вы правы, Борис. Но он скрывает еврейство. Почему нужно жить в подполье?. Скрывают то, что плохо. У Михаила еврейская фамилия, а он взял фамилию жены. Всё это унизительно…

  12. община. а также интерес по какой линии приехали. знакомые-евреи,- всё это отсутствует
    поэтому заинтересовало от кого тщательно скрывать то что никого не интересует.
    это мой личный опыт, догадываюсь что вариантов множество.
    Моей маме,когда мы приехали было 83 года, она обнаружила что все говорят на немецком, который она хорошо знает,долго учила,иногда преподавала и она начала бесконтрольно общаться с аборигенами,в начале разговора она сообщала что зовут её Эсфирь и что она еврейка.На мой вопрос кому нужна эта информация не отвечала,но было видно что собой довольна.

    1. ,в начале разговора она сообщала что зовут её Эсфирь и что она еврейка.На мой вопрос кому нужна эта информация не отвечала,но было видно что собой довольна.
      ————————
      ReplyВаша мама, Аарон, молодец. Чтобы прояснить тему, расскажу такой эпизод. Я покупал участок в товариществе, где уже имела участок семья, которая «скрывала». Меня сопровождали председатель, два члена правления и молодой человек из этой семьи. Под конец председатель спросил откуда я приехал. Я сказал, что из Москвы. «Вы русский?» «Нет, я русский еврей» Потом, когджа мы остались одни, этот молодой человек из скрывающей семьи ужасно заволновался: « Зачем ты сказал, что еврей? Кто тебя за язык тянул? Сказал бы русский. Теперь они будут думать, что и мы евреи» «Не понимаю, причём здесь твоя семья. Я же о себе говорил». «Раз мы с Вами дружим, то они подумают, что и мы евреи» Слов нет. Одни многоточия…

  13. «и не задал ещё одного, почти сакрального: «Можно ли евреям жить в Германии после того что там произошло?»
    ——————————————————————
    Лев, для меня давно уже НЕТ этого вопроса.
    (из книги » Еврейский мир» — раби Йосеф Телушкин ) ; издательство — «Лехаим Гешарим» — 1997г.
    Гл. 202
    614-я заповедь : «Не даровать гитлеру посмертных побед.»
    Советую прочитать всем сомневающимся, особенно последний абзац главы.

    1. (из книги » Еврейский мир» — раби Йосеф Телушкин ) ; издательство — «Лехаим Гешарим» — 1997г.
      Гл. 202
      614-я заповедь : «Не даровать гитлеру посмертных побед.»

      —————
      Спасибо, дорогой Яков, что привели эту новую мицвот. Я иногда перечитывая эту книгу.Вспомнил эпизод, о котором как-то рассказывал, Пришёл в отделение Сохнут покупать экскурси.. Молодая одесситка взяла поспорт, увидела, что я живу в Германии и запела-заверещала как на Привозе: « Сонечка, или посмотри. Такой на вид приличный мужчина, а живёт в Германии !» Я сидел багровый…

  14. “С немцами, может, и будет покончено, но с нацистами — никогда. Нацисты не с Марса свалились, и они не изнасиловали Германию. Так могут думать только те, кто покинул страну в тридцать третьем. А я еще прожил в ней несколько лет. И слышал рев по радио, густой кровожадный рык на их сборищах. То была уже не партия нацистов, то была сама Германия.”

    Excerpt From: Эрих Мария Ремарк. “Тени в раю.”

    1. И слышал рев по радио, густой кровожадный рык на их сборищах. То была уже не партия нацистов, то была сама Германия.”
      Excerpt From: Эрих Мария Ремарк. “Тени в раю.
      ————————

      Спасибо, Евгений! Эти строчки у живущих в Германии евреев вызывают эмоциональное напряжение. В этом смысле прав Михаил ( герой очерка) , когда пишет об антисемитизме, как о вяло текущей шизофрении, которая обостряется в периоды бедствий..

  15. «тщательно скрывают » в чём практически заключается? интересуюсь поскольку житель и гражданин Deutschland

    1. «тщательно скрывают » в чём практически заключается? интересуюсь поскольку житель и гражданин Deutschland
      ——————-
      Приведу примеродной супружеской пары, которую знаю много лет:
      Никогда и никому не говорят, что приехали по еврейской линии.
      Не ходят в общину
      Стараются как можно меньше общаться со знакомыми-евреями. Ну и т. д. Уверен, дорогой Аарон, что Вы спрашиваете не для собственного пользования. Шутка…

  16. Как писал Эрих Мария Ремарк в «Тени в раю» — Они разбомбили всех немцев, но нацисты остались ( цитирую по памяти)

    1. Как писал Эрих Мария Ремарк в «Тени в раю» — Они разбомбили всех немцев, но нацисты остались ( цитирую по памяти)
      ———————-
      Вы, Евгений (ия?), уместно вспомнили этот малоизвестный широкому читателю, последний роман писателя. Уместно потому, что судьбы мигрантов, бежавших от ужасов войны ( роман об этом) довольно похожи. К сожалению, количество евреев, которые сумели до окончания войны сбежать из третьего Рейха в США, очень невелико.

  17. Дорогой, Лев!
    Интересный и давно ожидаемый текст (как всегда) получился у тебя …
    Понятное дело, что это НЕ рассказ, а некоторое обобщение, приводящее к не очень приятным вопросам : КТО мы, ЧТО мы здесь делаем, КАК правильно жить в этой стране, и КАКАЯ перспектива ожидает нас (евреев) в Германии ?
    Ответы (хотя, и не все вопросы) ты попытался представить устами своего знакомого, не забыв о своём мнении, с которым я соглашусь только частично …
    Прости, продолжу позже.

    1. КТО мы, ЧТО мы здесь делаем, КАК правильно жить в этой стране, и КАКАЯ перспектива ожидает нас (евреев) в Германии
      ————————
      Ты, Яков, поднял много вопросов и не задал ещё одного, почти сакрального: «Можно ли евреям жить в Германии после того что там произошло?» На этот вопрос разные раввины отвечают по разному. Один, марокканский еврей: «Не только можно, но и нужно. Мы разрушает мечту фюрера « Judenfrei ». Другой, русскоязычный, из Израиля: « Приехав в Германию, а не в Израиль, вы совершили отвратительный, аморальный поступок». Возможно, истина лежит где-то посередине. Но убеждён, что мимикрировать, как предлагает Михаил, нельзя. Хотя таких евреев я не осуждаю. Кто я такой, чтобы кого-то осуждать…Что касается будущего евреев в Германии, то я считатаю, что одни ассимилируются, другие мимикрируют, третьи репатриируются. Еврейская община в Германии, особенно, на фоне миграционного окружения, не имеет будущего.

      1. Л.M.-Так что давайте жить, как недавно ушедший Владимир Войнович — весело и свободно.«Сколько проживу ещё, столько и проживу, — сказал писатель в одном из последних интервью. — Но проживу весело, и буду жить так, как хочу. Потому что можно было сидеть и трястись от страха. Или сдаться и весь остаток жизни себя презирать».
        :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
        Taки да, жить надо весело и “не по лжи”, — как Войнович, Солженицын и др. литераторы.
        — — Владимир Войнович известен более громкими произведениями, такими как «Жизнь и необычайные приключение солдата Ивана Чонкина» и «Москва 2042», но я расскажу о менее известном произведении, повести «Хочу быть честным». @https://teatr.audio/voynovich-vl-hochu-byt-chestnym@.
        Это – раз. а ещё – предлагаю спеть весёлую песню, КАК БЫ — народную, украинскую; кто захочет, подпоёт, а кто не захочет, пусть поёт “Ах, мой милый Агустин, Агустин, Агустин…” Если они знают слова, разумеется… песня хорошая и не сложная. Не сложная и легко запомиающаяся. Не то что “ Червона калина” или, скажем, “Только знает ночь колхозная, как мечтает начполит! “
        Про Хатикву не скажу сегодня, не к месту. ЗА Хатикву как-нибудь в другой раз.
        — — — — — — — — — — — — — — — – —
        Не хилися, червона калино, маєш білий цвіт,
        Не журися, славна Україно, маєш вільний рід.
        А ми тую червону калину піднімемо,
        А ми нашу славну Україну гей-гей, розвеселимо!

        Ой, у полі ярої пшениці золотистий лан,
        Розпочали стрільці січовії з ворогами тан,
        А ми тую ярую пшеницю ізберемо,
        А ми нашу славну Україну, гей-гей, розвеселимо!
        ———————————————————————
        p.s. Государственный гимн Израиля — Хатиква — התקווה …
        Транслитерация кириллицей Коль од балевав пенима Нэфеш еhуди hомия Ульфаатей мизрах кадима Аин ле-Цийон цофия Од ло авда тикватейну hатиква бат шнот альпаим Лиhйот ам хофши бе-арцейну Эрец …
        @https://shofar7.com/2012/01/24/государственный-гимн-израиля-х…@

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *