611 total views (from 2022/01/01), 2 views today
«Крейчман совершенно верно понял сущность водевильной техники актёра: решающее качество — лёгкость — достигается тем, что самые невероятные поступки водевильного персонажа актёр передаёт как абсолютно естественные, единственно необходимые».
Строка в истории МосГОСЕТа
Aктёр Борис Нуделевич Крейчман
Публикация Леонида Флята
От публикатора. Набрёл я на газетную рецензию 1938 года. Интересно: на фотографии из-за широких спин корифеев Михоэлса и Зускина выглянул молодой актёр Крейчман. Привожу сперва саму рецензию, затем — сканы, на которых наш персонаж может присутствовать.
Адольф Готлиб. Ошибка Гордона Крэга
Ростовщик Калмен, застав у себя Гершеле Острополера, выбрасывает его ночью на улицу. Оправившись от падения, Гершеле вновь поднимается по лестнице и стучиют в дверь: «Я забыл пожелать Вам спокойной ночи!». Он вежливо кланяется разъярённому хозяину и забирается под скамейку, философически утешая себя: «Некоторые живут в квартирах без крыши, у меня же — крыша без квартиры»…
Гершеле не унывает никогда: жизнерадостным, смелым, находчивым рисует нам шутника Гершеле Острополера играющий эту роль в водевиле того же названия молодой актер Московского государственного еврейского театра Борис Крейчман.
Как часто приходится видеть актёров, превосходящих Крейчмана актёрским стажем и опытом (свою первую роль Крейчман сыграл в 1932 году), которые, играя водевиль, тратят своё мастерство на дешёвые, но якобы обеспечивающие успех мелочи, на «трючки», «фортели» и пр., и пр. Крейчман совершенно верно понял сущность водевильной техники актёра: решающее качество — лёгкость — достигается тем, что самые невероятные поступки водевильного персонажа актёр передаёт как абсолютно естественные, единственно необходимые. Очень плохо, если в парадоксальной ситуации актёр бы кричал зрителю: «Смотрите, смотрите какое необычайное положение, какое удивительное и комичное стечение обстоятельств!» Острая водевильная ситуация доходит до зрителя тем лучше, чем меньше «нажимает» на неё актёр.
Крейчман очень прост, а потому и предельно убедителен. Особо точного мастерства требует от актёра типичнейший приём водевиля — трансформация. В цилиндре и накладной бороде мнимого «доктора из Киева» Гершеле — Крейчман важен и солиден ровно настолько, чтобы этому могли поверить те, для кого он переоделся. Конечно, зрители знают и хорошо видят, что это всего лишь переодетый Гершеле, да шутник Гершеле и не очень старается скрыть это от своих друзей из зрительного зала, которым он изредка по секрету от окружающих посылает хитрые улыбки. Так — легко, без нажима — проводит Крейчман все сцены довольно многочисленных переодеваний Гершеле, пользуясь двумя-тремя тонкими штрихами для создания нового образа (например, не меняя голоса, актёр меняет манеру произношения).
Часто приходится слышать, что секреты водевиля утеряны в наше время, что ими владеют немногие мастера весьма почтённого возраста. Тем более радостна победа в этом трудном жанре молодого советского актёра. Конечно, эта работа Крейчмана не лишена недостатков, но они устранимы; общий же рисунок сделан совершенно верно, с хорошим вкусом, внутренним изяществом, со всей привлекательностью умного дарования.
Зрителю, с удовольствием следящему за весёлыми похождениями Гершеле, трудно представить себе, что исполнитель на следующий вечер наденет костюм одного из мрачнейших персонажей Шекспира — герцога Корнуэльского («Король Лир»). Казалось бы, что фигуры балагура Гершеле и надменного герцога, с жестоким наслаждением выкалывающего глаза старому Глостеру, находятся на противоположных полюсах актёрского амплуа, Крейчман воплощает эти столь разные характеры с одинаковой силой, простотой и убедительностью. Гордон Крэг, известный английский режиссёр, видевший в ГОСЕТ спектакль «Король Лир», назвал четырёх актёров, восхитивших его своим мастерством, игравших, по его определению, «подлинно по-шекспировски». И имя Крейчмана стояло в этом почётном кратком списке. Пройдя за кулисы, Крэг попросил познакомить его с исполнителем роли герцога Корнуэльского и был чрезвычайно удивлён молодостью актёра. “Видя вас на сцене, — сказал он, — я был убеждён, что герцога играет уже зрелый мастер”…
В 1929 году в театральную студию московского ГОСЕТа приняли застенчивого провинциального юношу. С большими трудностями он добрался в столицу, чтобы посвятить себя театру, о котором страстно мечтал в маленькой часовой мастерской, где был учеником. Актёрскому мастерству Крейчман учился с самозабвением, глубоко страдая от каждого взгляда своих педагогов, казавшегося ему неодобрительным.
Крейчман работает в театре с увлечением и любовью, с большой творческой честностью и полным сознанием той ответственности, которую заключает в себе звание советского актёра.
В ближайшей постановке ГОСЕТ — «Беспокойной старости» Рахманова — он играет очень сложную роль Воробьёва и сейчас поглощён интересной работой.
* * *
От публикатора. Я долго искал портрет актёра Б. Н. Крейчмана в жизни. Не повезло. Но обнаружилась фотография выхода участников спектакля «Король Лир» МосГОСЕТа на финальный поклон. Алла Вениаминовна Зускина-Перельман считает, что левее Михоэлса облачён в костюм герцога Корнуэльского Борис Крейчман.
А на этом фото-триптихе наш герой — крайний справа.
Фотография «Первый набор Студии ГОСЕТ, 1929» была опубликована в журнале «Театральная жизнь», №10, май 1990 г. без «расшифровки». На снимке, который точно мне датировать проблематично, удалось идентифицировать далеко не всех участников съёмки.
В нижнем ряду (слева направо): 1. Сара Фабрикант, 2. Роза Курц, … 8. Мотя (Макс) Рейнгольд.
Второй снизу ряд: … 2. Хаим (Ефим) Гельфанд, 3. Моисей Литваков, … 5. Соломон Михоэлс, 6. завуч Студии, режиссёр Эфроим Лойтер, 7. Михаил Шапиро.
Третий ряд: … Эльша Безверхняя … (единственная жинщина в ряду).
4-й, верхний ряд: крайним слева, на мой взгляд, стоит актер, игравший герцога Корнуэльского — Борис Крейчман.
Флят Л. : А сколько откликов из 43-х принадлежат Вам, Aleks B?
::::: Вы правы. Из 43-х – 5 моих. Однако, 1-ый – ответ Выпускающему редактору, 2-ой – за Э.Рабиновича (в Гостевую не проходит), 3-ий – поправка. Такие смягчающие обстоятельства. Если погулять по Мастерской, можно обнаружить, среди немногих комментов к интересным (imho) работам, отклики Aleksа B.
Решил ответить под Вашей, очень неординарной работой. Извините, с опозданием, оправившись от грехо-падений и компиляций…Компиляцией, как заметила уваж. А.К., занимаюсь вместе с коллегами Х, М, Ш и др. Стремлюсь избегать отсебятины, отчего прибегаю к неумеренному цитированию. За что бываю наказан.
“ Оправившись от падения, Гершеле вновь поднимается по лестнице и стучи(ю)т в дверь: «Я забыл пожелать Вам спокойной ночи!». Он вежливо кланяется разъярённому хозяину и забирается под скамейку, философически утешая себя: «Некоторые живут в квартирах без крыши, у меня же — крыша без квартиры»…Крейчман совершенно верно понял сущность водевильной техники актёра: решающее качество — лёгкость — достигается тем, что самые невероятные поступки водевильного персонажа актёр передаёт как абсолютно естественные, единственно необходимые… Гордон Крэг, известный английский режиссёр, видевший в ГОСЕТ спектакль «Король Лир», назвал четырёх актёров, восхитивших его своим мастерством, игравших, по его определению, «подлинно по-шекспировски». И имя Крейчмана стояло в этом почётном кратком списке …”
Спасибо Вам за уникальный материал.
Благодаря случаю, не пропустил важную строку в Еврейской истории.
а вы не пробовали искать в архивах «советской культуры»?
http://portal-kultura.ru/archive/year/1932/
качество сканов на грани, но нерядовой информации о госетах, и в первую очередь московском, есть
https://image.ibb.co/m4y9Az/1934_09_11_Page_4.jpg
Большое спасибо автору публикации Леониду Фляту за прекрасную статью, в ней представлен уникальный материал!Фотографии впечатляют.
Как важно не потерять из памяти нашего народа имена талантливых актеров МосГОСЕТА! Леонид Флят познакомил современников с замечательным актером Борисом Крейчманом.