Лев Мадорский: Пять «Всё» от пяти евреев

 293 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Стала ли любовь к ближнему приоритетом человечества в XXI веке? Утвердительно ответить на этот вопрос после 11 сентября 2001 года и под аккомпанемент взрывов смертников, криков задавленных грузовиками и террористических атак ИГИЛа и Аль-Каеды вряд ли представляется возможным.

Пять «Всё» от пяти евреев

Лев Мадорский

 Лев Мадорский Каждый из нас выстраивает в жизни собственные приоритеты: «Это главное, а это, в конце концов, не так существенно и может немного подождать». Таких приоритетов великое множество: благополучие семьи, карьера, заработать побольше зелёных, сделать научное открытие, (например, для математика Григория Перельмана, доказавшего, казалось, недоказуемую гипотезу Пуанкаре и отказавшегося от 1 млн. долларов премии), сыграть 24 каприса Паганини, выиграть чемпионат мира или хотя бы дома отдыха по шахматам и т. д и т. п. Иногда приоритеты-предпочтения попроще: чтобы нашлась «трёшка» на бутылку, а там гори всё огнём.

Есть приоритеты и у человечества в целом. И тоже разные. Хочу поговорить о пяти таких приоритетах, или пяти «всё», которые предложили землянам пять великих евреев:

Всё — это Он (Моисей)

Всё — это Он (Моисей) — ХIII в.
ХIII в. до н. э. Прожил 120 лет

Со времени появления Homo sapiens и заселения Земли кроманьонцами вера в Высший разум (это не всегда был Бог в нашем понимании) становится одним из важнейших приоритетов человечества. Если в древней истории земляне верили в многообразные, политеистические силы и объектом такой веры становились не только боги (у древних римлян их количество приближалось к сорока), но и духи, планеты, животные, явления природы, даже отдельные предметы, то основатель иудаизма Моисей положил начало монотеизму. Вере в одного Бога. Как известно, Моисей (его существование и роль признают не только последователи Торы или Нового Завета, но и Корана) вывел по повелению Бога евреев из Египта, и получил от Него на горе Синай заповеди на каменных скрижалях. От иудаизма «есть пошли» христианство и мусульманство. И хотя появление восточных верований (буддизма, индуизма, многих других) не связано с именем Моисея, но его причастность к переходу на единобожие не вызывает сомнений у всех верующих.

С тех пор прошло более трёх тысяч лет, но и в 21 веке религиозная доминанта в жизни землян сохраняется. Под влиянием этой доминанты, если вынести за скобки 2 % атеистов и, примерно, 8 % агностиков, находятся около 90 % населения голубой планеты и автор этого очерка в том числе.

5 мая 1818 года, Трир — 14 марта 1883 года, Лондон
5 мая 1818 года, Трир — 14 марта 1883 года, Лондон

Всё — это экономика (Маркс)

Как для отдельного человека, так и для человечества в целом стремление заработать побольше денег (зелёных, тугриков, бабок, капусты и т. д.) всегда был и остаётся важнейшим приоритетом. Великий еврей и, по совместительству, антисемит, основоположник и вождь пролетариата Карл Маркс впервые показал и доказал, что в созданной им политической экономии (в институте мой самый нелюбимый предмет) надо порядок слов поменять местами. Потому что в основе большинства политических событий от государственных переворотов и убийств политических деятелей до войн и революций лежит экономика. А выражаясь проще — деньги. Большие деньги.

Ну, например, рассекреченные документы об убийстве Джона Кеннеди подтверждают, что за его убийством стояли мафиозные структуры и, в частности, крупные наркоторговцы, теряющие миллиардные доходы, так как при 35-ом президенте США количество судебных дел против мафии возросло на 800% (!).

По мнению многих финансистов, причиной развала СССР стала полная экономическая несостоятельность страны, когда производственные фонды износились до крайности и не было денег на их обновление. Да и откуда деньги, если все государственные средства уходили на гонку вооружений и помощь странам соцлагеря. Подобных примеров, показывающих правоту Маркса, вынесенную в подзаголовок, (речь не идёт о марксистской политической утопии и неизбежности прихода социализма-коммунизма) можно привести множество.

Всё — это секс (Фрейд)

6 мая 1856 г (Фрайберг, Австрия)— 23 сентября 1939 г. (Англия)
6 мая 1856 г (Фрайберг, Австрия)— 23 сентября 1939 г. (Англия)

Ещё один приоритет человечества открытый Зигмундом Фрейдом, который, возможно, следовало бы поместить в самом начале. Сексуальное желание, половой инстинкт или либидо (у древних греков Эрос, а в христианской философии «срамная похоть плоти»), согласно теории великого психолога становится основным стимулом для любой, в том числе, научной и художественной деятельности человека. Фрейд ввёл понятие сублимации, то есть перехода сексуальной энергии (почему-то особенно активно у мужчин) в творческую. По сути, согласно великому австрийско-еврейскому психологу, любые виды социальной жизни и поведения человека стимулируются, предопределяются сексуальными влечениями. Именно либидо подталкивает человеку к успеху, славе, самоутверждению.

Учение Фрейда трудно понять и, ещё трудней, принять. Если верить учёному, то даже вечные творения великих художников, писателей, композиторов были созданы не столько в силу дарованного свыше гения, сколько как следствие сексуального влечения. Это учение идущего напролом бунтаря и революционера сделало переворот во всей мировой культуре ХХ — ХХI в. в. Мы стали под другим углом смотреть на наши действия и наши приоритеты. Даже причины религиозных представлений человека («Моисей и единобожие» 1927 г.) Фрейд напрямую связывает с его либидиозной сущностью.

Всё — это любовь (Иисус Христос, Иешуа)

приблизительно с 12 года до н. э. по 4 год до н. э. Назарет— умер в период с 26 по 36 год, Иерусалим
Приблизительно с 12 года до н. э. по 4 год до н. э. Назарет— умер в период с 26 по 36 год, Иерусалим

К этой теме, учитывая отрицательное отношение многих иудеев к фигуре Иешуа, а также то, что евреи за тысячелетия в полной мере испытали на себе последствия христианской «любви», приступаю с осторожностью. Некоторые даже не считают Назаритянина евреем. Но это не так. Христос, если, конечно, такая личность действительно существовала (туринская плащаница, согласно последним исследованиям, скорее всего, подделка), был евреем, который хотел реформировать иудаизм. За ним пошли тысячи евреев — первых христиан.

Иисус предложил миру главенство любви. Как говорил ученик и последователь Назаритянина другой еврей, апостол Павел (Саул): «Бог не просто любит, но Сам есть любовь. Поэтому любовь всегда была и будет». Великая, парадоксальная идея любви к ближнему, непротивления («Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую») и всеобщего братства лежит в основе учения Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Стала ли любовь к ближнему приоритетом человечества в XXI веке? Утвердительно ответить на этот вопрос после 11 сентября 2001 года и под аккомпанемент взрывов смертников, криков задавленных грузовиками и террористических атак ИГИЛа и Аль-Каеды вряд ли представляется возможным. Но сам призыв к любви заложен в любой религии. Как в иудаизме: «Тора требует любить ближнего как самого себя», и в мусульманстве: «Однако Аллах, в Своей премудрости, обещал Свою любовь тем, кто дарит любовь окружающим», так и в буддизме: «Те, кто достиг цели жизни, любят ближнего, и служат ему…»

Всё — относительно (Эйнштейн)

14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США
14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США

Великий учёный принёс в мир эту печально-радостную парадигму. Всё относительно. Может быть, перед нами самое значительное высказывание за всю историю человечества. Относительно время и относительно пространство. Ведь, если задуматься, то это человек придумал искусственные деления времени на — часы, день, месяц, год, век. Другими словами, время — иллюзия. То же самое можно сказать и в отношении пространства. Но я не хочу углубляться в физику, в которой не очень-то силён. Я хочу только обратить внимание на то, что высказывание Эйнштейна имеет отношение не только к физике, но и ко всей нашей жизни…

Всё относительно чего-то. Как бы ни было хорошо, может быть лучше и как бы ни было плохо, может быть хуже. Как бы долго мы ни прожили, наша жизнь не больше, чем мгновение в космическом временно-пространственном измерении. Ты сделал карьеру, заработал кучу денег, был любим женщинами, получил большую власть. Всё относительно и всё это не приносит настоящего удовлетворения. Если внимательно присмотреться, то понимаешь, что парадигма Эйнштейна об относительности всего сущего перекликается, а, порой, звучит в унисон с печально-вечной мудростью Екклезиаста: «Суета сует — всё суета», «И это пройдёт», «Нет ничего нового под солнцем». Тебе кажется, что ты нашёл истину, но не забывай, что истина эта относительна.

Гам зэ йаво
Гам зэ йаво (Пройдёт и это)
Print Friendly, PDF & Email

21 комментарий к «Лев Мадорский: Пять «Всё» от пяти евреев»

  1. Хочется разделять ваше, Лев, оптимистическое ожидание, но увы! Надежды юношей питают, отраду старцам (нам) придают…

  2. Ваше, Лев, оптимистическое предположение:
    Лично я думаю, что земляне придут не к атеизму, а к одной, мировой религии

    вряд-ли осуществимо. На мой взгляд, несовершенно устроенное людское сообщество не станет единым. Таков . видимо, Закон Природы, или ,по версии верующих, замысел Всевышнего.Но. если хватит разумения и решимости у людей преодолеть не прекращающуюся взаимную враждебность, грозящую наступлением Апокалипсиса, то. появится вероятность, что в весьма очень отдаленном будущем, сможет осуществиться фантастическая мечта гуманистов, о наступлении мира во всем мире, с всеобщим благоденствием.Одним словом,наступит пора некоего модернового коммунизма. Скорее всего. этого не произойдет и останется лишь в желаемых намерениях мечтателей,не совпадающих с их возможностями. Таковы мои интуитивные ощущения.

    1. Скорее всего. этого не произойдет и останется лишь в желаемых намерениях мечтателей,не совпадающих с их возможностями.
      —————
      Это, Сава, точно не произойдёт никогда, даже в самом отдалённом будущем, если не появится человек с новым мышлением, о котором писала Блаватская. А человек этот не появится до той поры пока наши потомки не поймут, что учитывая огромный запас средств массового поражения, выбора нет: измениться или самоуничтожиться. В этом , на мой взгляд, специфика нашего времени. Человечество страстно хочет жить и когда земляне ударятся лбом в эту альтернативу, мышление может измениться. Во всяком случае, такой шанс появится…

  3. Принципиальная разница, Лев, между верующими иудеями и евреями в диаспоре (Германии) в том, что в Израиле репатрианту не достаточно еврейского самоощущения, чтобы его признавали своим, многие урожденные в Израиле и непременно религиозные евреи. Их ортодоксальным представителям поручено властью, скорее вытребовано ими , решать полноценность еврейства новых репатриантов.

    1. Хочу отметить, Сава, что несмотря на религиозную доминанту, американские учёные социологи сделали недавно сенсационный вывод : мир, особенно, цивилизованный, теряет веру и количество атеистов постоянно растёт. Учёные посчитали даже , что мир будущего-мир атеистов. Лично я думаю, что земляне придут не к атеизму, а к одной, мировой религии

  4. 1.Всё — это Он (Моисей).
    Приоритет этот несомненно продолжает оставаться устойчивым.Но с поры кроманьонцев многое изменилось. По известным объективным причинам приоретет религиозного сознания постепенно существенно утратил свое прежнее доминирующее значение. Евреи, особенно в Диаспоре, как и многие прочие цивилизованные народы, разделились на светские и религиозные общины. Известно. что между ними не всегда и не везде устанавливается какая-то толерантность.Но.в отличие от стран Запада, где религия отделена от государства ((политики), толерантность в Израиле весьма далека от совершенства.
    Ваше , Лев,утверждение:
    С тех пор прошло более трёх тысяч лет, но и в 21 веке религиозная доминанта в жизни землян сохраняется. Под влиянием этой доминанты, если вынести за скобки 2 % атеистов и, примерно, 8 % агностиков, находятся около 90 % населения голубой планеты и автор этого очерка в том числе.

    если и справедливо. то для оценок в планетарном масштабе.
    В более узких рамках, в пределах цивилизованных сообществ, соотношение между численностью светских и религиозных близко к уровню:фифти- фифти. В Израиле-оно в пользу светских.При этом, острота непримиримых противоречий между ними, доходящих не редко до враждебности, буквально зашкаливает допустимое терпение.Основными носителями светского мировоззрения являются еврейские выходцы из Диаспоры.Они же являются основным объектом нападок влиятельных ультра ортодоксов, настроенных на непризнание за многими из них права называться евреями. Вряд-ли эта ситуация может способствовать вовлечению светских евреев в общину хоредим, в расширении которой те заинтересованы.

    1. Вряд-ли эта ситуация может способствовать вовлечению светских евреев в общину хоредим, в расширении которой те заинтересованы.
      ———————-
      В Германии, Сава, если брать еврейскую иммиграцию, то светское большинство достигает 90 % и «наши» пожилые, ( молодых очень мало ), если ходят в общину, то не для молитвы, а для общения. Помню раввин мне говорил: «Вы русские не евреи. Вы ничего не соблюдаете». Это, впрочем, не удивительно, так как мы приехали из бывшего атеистического пространства. В Израиле я думаю, среди выходцев из бывшего Союза такая же ситуация, как в Германии. Но местные немцы почти все, хотя и редко ходят в церковь, считают себя верующими. Хотя тоже пост не соблюдают. Это менее заметно, чем у евреев, так как заповедей в христичнстве меньше, чем в иудаизме.

      1. Лева, статью не читал, судя по помещенным поцретам — пересказ бородатого анекдота. Но ты совершенно зря заявляешь, что ситуация с религией у выходцев из б.Союза в Израиле такая же, как в Германии. Я понимаю, что ты имеешь в виду еврейское самосознание и образ жизни. Сообщаю тебе, что жизнь в Государстве Израиль с его еврейским национальным характером, организована, прежде всего, для укрепления и развития еврейских принципов, в т.ч., и в бытовой рутине. У нас выходной — суббота, когда работы, кроме ряда специфических, запрещены законом. У нас надо повозиться, чтобы питаться, не соблюдая кашрут, а питаться кашерно — не требует усилий. У нас — полновесные праздники идут от Торы. У нас дети, даже в русскоговорящих семьях, в учреждениях просвещения обучаются на иврите, впитывая его танахический дух. И т.д., и т.п. Это я пишу тебе о так называемых израильских «светских». У религиозных, разумеется, вс еще более организовано.

        1. У нас дети, даже в русскоговорящих семьях, в учреждениях просвещения обучаются на иврите, впитывая его танахический дух
          —————-
          Да, конечно, если речь идёт о детях, тем более, родившихся в Израиле, то здесь процесс религиозного воспитания может быть очень эффективным и привести к ортодоксальному иудаизму. В Германии, христианской стране, всё наоборот от иудаизма детей удаляет. Многие даже не знают, что они евреи. Вспомнию случай. Летел в самолёте рядом с банкиром из Швейцарии. Его 17 летний сын поехал в дяде в Израиль и за три недели превратился из атеиста в религиозного , познакомившись с ультраортодоксом. Даже остался учиться в иешиве. Что же касается взрослых атеистов, то даже в Израиле, они религиозными становятся редко. Сужу по знакомым и родственникам.

          1. А тебе не приходит в голову, что бывают разныу уровни религиозности, даже, среди ортодоксов? Или твои израильские родные-знакомые, в Йом Кипур гоняют на ревущих мотоциклах, жуя свиные шашлыки? Или, все-таки, на всякий случай, хоть частично, постятся и заглядывают на Кол Нидрей в синагогу, чтобы быть, как все? А кашерные продукты едят? Или специально ищут некашерные? Прынцыпиально! И в шабат вкалывают по две смены!

          2. твои израильские родные-знакомые, в Йом Кипур гоняют на ревущих мотоциклах, жуя свиные шашлыки?
            ————
            Тут я согласен, Мои израильские родные и приятели, которые были атеистами в Союзе, хотя и не стали ортодоксами, но, безусловно, стали немного ближе к Нему. Они не ходят в синагогу, но стараются не есть свинину. Хотя до полного кошера, поста и соблюдения шаббата дело, как правило, не доходит.

  5. Дорогой Лев! То, что Вы так наукообразно изложили — это персказ известного мимического анекдота, в котором на упомянутые Вами евреи отвечают на вопрос «откуда все вокруг взялось»: Моисей указывает пальцем вверх, Христос — на сердце, Маркс — на живот, Фрейд — между ног, а Эйнштейн пожимает плечами.

    1. То, что Вы так наукообразно изложили — это персказ известного мимического анекдота,
      ———————
      Так, наверно, и есть, дорогой Михаил. И, как я уже написал об этом ниже Анатолию, мне это огорчило. Я был уверен, что придумал тему сам. Но сейчас всё же думаю, что читал об этом, но забыл.

  6. «искусственные деления времени на — часы, день, месяц, год, век». Cуточное вращение Земли и годовое по эклиптике вполне естественно

    1. «искусственные деления времени на — часы, день, месяц, год, век». Cуточное вращение Земли и годовое по эклиптике вполне естественн
      ——————
      Это верно, Аарон,но такое деление достаточно условно. Поэтому календари ( их было огромное количества) древнеегипетский, юлианский, григорианский, исламский,древнееврейский ( это то что сразу приходит в голову) и многие другие основывались всё-таки , в основном. не на объективных факторах, а приноравливались к потребностям разных народов. Это была насущная неорбходимость.Я это к тому, что в космическом понимании возможны самые разные временные понятия. Мне кажется, что эйштейновское « всё относительно» во временно-пространственном контексте особенно уместно и особенно впечатляет. Долгая человеческая жизнь-одно космическое мгновение, а расстояния в сотни световых лет-крошечный кусочек пространства…

      1. Вращение Земли с определённой скоростью задано Всевышним, и мы наблюдаем день и ночь, зиму и лето и ничто не изменит таким образом заданного отсчёта времени,какие-бы календари не придумывали люди,как бы близко не приближались к пониманию Замысла.

        1. Вращение Земли с определённой скоростью задано Всевышним
          ——————-
          С этим я,Аарон, как человек верующий; согласен. Но это не меняет парадигму относительности в пространственно-временном измерении…

  7. Что обсуждаем? Обсуждаем приоритеты человеческой жизни. Здесь возможны разные подходы к пониманию того, что есть приоритет. С одной стороны, приоритет – это главная причина происходящих событий. С другой стороны, приоритет – это главная цель нашей жизни.
    Чтобы в этом разобраться, уместно вспомнить известный анекдот о великих евреях (см. в интернете, например, по запросу «Анекдот о пяти великих евреях» мног8о вариантов этого анекдота).
    При этом есть две основные версии: пять великих евреев (как в данном очерке), – Моисей, Христос, Маркс, Фрейд и Эйнштейн и шесть, где после Моисея упоминается Соломон (см., например, выступление Андрей Кончаловского в Совете Федерации, – «Кончаловский. Анекдот про шесть евреев – YouTube).
    Однако, на мой взгляд, настоящих приоритетов в жизни любого человека (да и человечества в целом) не пять и не шесть, а всего два. Либо мы подчиняем свою жизнь духовным и интеллектуальным ценностям (мечтам, идеям, понятиям), либо материальным и чувственным (осязаемым, обоняемым и т.п.). Иначе говоря, либо мы с Моисеем, Соломоном и Христом, либо с Марксом и Фрейдом.
    Известно, в частности, что в поведении человека могут проявляться личностное начало и животное. В
    первом случае человек стремиться к духовным сущностям. Этот момент отражен во многих
    девизах, например: «Сам погибай, а товарища – выручай», «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Один за всех, все за одного»», «Служа другим, себя трачу. Светя другим, сгораю»
    Когда в поведении проявляется животное начало, то все происходит наоборот, например: «Падающего толкни», «Отстающего не жди».
    Таким образом, по сути дела остается один приоритет – подчинять жизнь мечтам, идеям и любви.

    1. Таким образом, по сути дела остается один приоритет – подчинять жизнь мечтам, идеям и любви.
      ————————-
      Вы меня, Анатолий, расстроили в том смысле, что мне казалось я сам придумал объединить в одной теме этих пять евреев. Теперь, когда вы написали про выступление Кончаловского и даже про анекдот, то я понял, что скорее или то или другое, или оба источника разом всплыли у меня в подсознании. Что касается Вашего предпочтения возвышенному приоритету ( мечта, идея, любовь),то я далеко не уверен, что большинство человечества его разделяет. Всё-таки, согласитесь, основная масса живёт более приземлённо и на стороне большинства бабки, секс и, что особенно, печально вместо любви ненависть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *