Анатолий Зелигер: Убийство Михоэлса — начало уничтожения еврейской культуры

Loading

В 1943-ем году хозяин страны послал Михоэлса в США, Канаду, Англию, Мексику. Выступая перед жителями западных стран, Михоэлс призывал открыть второй фронт, оказывать всемерную поддержку Советскому Союзу. Его деятельность не прошла даром. Хозяин страны отблагодарил его, бросив под колеса грузовика.

Убийство Михоэлса — начало уничтожения еврейской культуры

Анатолий Зелигер

13 го января 1948 года, более семидесяти лет тому назад был убит Соломон Михайлович Михоэлс. После убийства Михоэлса, совершенного по приказу хозяина страны, началось уничтожение еврейской культуры в СССР, что и было осуществлено в последующие четыре года. Живой Михоэлс несомненно был бы препятствием в осуществлении этого злодеяния.

Художественный руководитель театра ГОСЕТ — государственного еврейского театра, председатель антифашистского комитета СССР был широко известен среди еврейского населения страны. Его часто называли главным евреем Советского Союза. Он был некой неофициальной инстанцией, к которой обращались евреи со всей страны за помощью в беде.

Популярность его среди еврейского населения была необычайной.

Михоэлс был великий артист. Упомянем ряд ролей, сыгранных им. Это Реб-Алтер из спектакля “Мазлтов” по Шолом-Алейхему, Шапшович в пьесе Шолома Аша “Бог мести”, Гоцмах в спектакле “Колдунья” Гольдфадена, Шимеле Сорокер в спектакле “200 000”, Менахем-Мендель по циклу рассказов Шолом Алейхема, Вениамин в театре и в кинофильме “Еврейское счастье” по рассказу “Путешествие Вениамина Третьего” Менделя Мойхер-Сфорима, Зайвл Овадис в спектакле П. Маркиша “Семья Овадис”. Крупнейшим достижением Михоэлса артиста была роль Тевье в спектакле “Тевье-молочник” по Шоломь Алейхему и роль короля Лира в трагедии Шекспира.

Михоэлс был не только великим артистом, но и великим режиссером. Он поставил знаменитые спектакли “Суламифь” Самуила Галкина (по Гольдфадену), “Бар-Кохба” Самуила Галкина, “Пир” Переца Маркиша, “Блуждающие звезды”по роману Шолом Алейхема, инсценировка М. Добрушина, “Фрейлекс” З. Шнеера.

Квартира Михоэлса была широко открыта для московской интеллигенции. Это был своеобразный клуб, действующий до глубокой ночи. Его друзьями были Иван Козловский, Алексей Толстой, Вениамин Каверин, Игнатьевы муж и жена. Александр Таиров, Петр Капица, Василий Качалов, Иван Москвин, Михаил Тарханов. Всех не перечислить.

Он сделал все возможное для победы над фашистской чумой. Стране, напрягавшей все свои силы для сокрушения фашизма, необходимо было открытие второго фронта. Нужна была материальная помощь.

В 1943-ем году хозяин страны послал Михоэлса в США, Канаду, Англию, Мексику. Выступая в 1943-м году перед жителями Нью-Йорка, Михоэлс сказал:

“Плакать и рыдать теперь бесполезно. Это не поможет. Каленым железом надо выжечь позор, называемый фашизмом”,

Вновь и вновь выступая перед жителями западных стран, Михоэлс призывал открыть второй фронт, оказывать всемерную поддержку Советскому Союзу. Его деятельность не прошла даром. Резко возросла материальная помощь и, кто знает, возможно, вызванное Михоэлсом народное давление на правительства западных стран ускорило открытие второго фронта.

Хозяин страны отблагодарил его, бросив под колеса грузовика.

О вечере памяти Михоэлса, состоявшемся в 1995-ом году в Иерусалиме, было рассказано в моей книге “Из записок сумасшедшего”, 1995 г.

Привожу этот текст с рядом изменений и дополнений.

* * *

Крепко навсегда построен еврейский университет на Гар ха-Цофим. Гордо возвышается он над Восточным Иерусалимом и старым городом. Суровый белоснежный замок, гимн знаниям. Я люблю бродить и вокруг него, и внутри. Бесконечные коридоры, залы с высоченными потолками, аудитории, аудитории.

Здесь в одном из залов состоялся вечер памяти Соломона Михайловича Михоэлса. Выступали дочери Михоэлса, театроведы, артисты. Обстановка была торжественная, публика была одета по парадному. Еще бы отдавали дань памяти великого человека.

А у меня в голове звучало и звучало

За него дрожу,
как за зеницу глаза,
чтоб конфетной
не был
красотой оболган.

Понимают ли эти интеллигентные и сдержанные люди, что значил для нас Михоэлс? Понимают ли они, что это не просто известный человек былого времени, а часть нас, нашего человеческого потока, разбивавшегося о берега там в России и пробившего себе путь сюда в Израиль.

Михоэлс, наш Михоэлс. Творил Михоэлс, существовал его театр, и советские евреи знали, что они живут дома. Убили Михоэлса, закрыли его театр, и еврейские люди вдруг почувствовали, что они незваные гости. Повеяло отдаленной опасностью, надвигающейся катастрофой.

Вначале многие верили, что умер он естественной смертью. Но очень скоро стало известно, что его зверски убили. Помню приехала к нам в Ленинград из Минска Зелда, моя троюродная сестра.

Ты не знаешь от чего умер Михоэлс? — спросил ее отец.

— Ничего он не умер. Его убили, зарезали. Ужас! Вся машина была залита кровью.

Об этом знает весь Минск — ответила Зелда.

Конечно, истинные подробности убийства Михоэлса стали известны много позже.

Было о чем задуматься. Тревога и мрачные предчувствия омрачили жизнь.

Почему убили? Кто убил? Зачем скрывают факт убийства? Я думал об этом, как и многие другие, неизвестные мне люди. Искал и не находил ответа.

* * *

Когда-то в двадцатые годы Грановский создал в Петрограде недавней столице Российской империи еврейский театр на языке идиш. Через короткое время Михоэлс занял в этом театре ведущее положение.

Впервые в истории в этом великом городе зазвучала со сцены еврейская речь. Могли ли предположить такое депутаты Государственной Думы Марков, Пуришкевич, Шульгин, министры Плеве, Щегловитов и сам император всероссийский?

Грановский и Михоэлс как бы заявляли: “Мы евреи больше не жалкие бесправные жители черты оседлости. Мы такие же хозяева страны, как и все другие граждане Советской России”.

Наличие этого театра в Петрограде морально приподнимало еврейского человека, освобождало его от комплекса приниженности и неполноценности. В самом деле, у него есть свой театр в Петрограде, а значит он не гость, не проситель, он живет здесь не из милости. Советская Россия — это его страна, Петроград — это его город. Ему нечего стыдиться из-за чего-то и скрывать свое естество.

А потом театр Михоэлса был в Москве. И каждый еврей знал, что в столице еврейские актеры играют на идиш и что, если он приедет в Москву, то может пойти в свой еврейский театр. Михоэлс был символом равноправия, стабильности жизни, уверенности в завтрашнем дне. Убили Михоэлса, земля заколебалась, будущее покрылось туманом.

Верно говорили ораторы. Он великий актер, великий мастер. Он был замечательный человек, прекрасный отец своих дочерей, присутствующих в зале. Но для нас русских евреев он был нашим флагом, нашей былой надеждой на будущее. Он — наш Михоэлс, наша жизнь, наш былой мир, наша судьба.

Понимаете ли вы старожилы Израиля, собравшиеся здесь в Еврейском университете на Гар ха-Цофим, что значил для нас Соломон Михайлович Михоэлс?

Литература

1. Гринвальд. Михоэлс, ОГИЗ, Госиздательство, “Дер Эмес”, Москва, 1948.

2. С. М. Михоэлс. Статьи, беседы, речи. “Искусство”, Москва, 1960.

3. Михоэлс Соломон Михайлович. Статьи, беседы, речи. М. “Искусство”, 1964.

4. Михоэлс М С Статьи и воспоминания о Михоэлсе М. “Искусство”, 1981.

5. М. Гейзер. Соломон Михоэлс. М. “Прометей”, МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.

6. Михаил Гольденберг. Жизнь и судьба Соломона Михоэлса. Информационное агентство “Вестник”, Балтимор, США, 1995.

7. М. Гейзер. Михоэлс, “жизнь и смерть” М. Журналистское агентство “Гластность” Союза журналистов РФ, 1998.

8. Матвей Гейзер. Реквием по растоптанной культуре. Газета “Секрет”. Номер1259, 17.06.2018. (Тель Авив).

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Анатолий Зелигер: Убийство Михоэлса — начало уничтожения еврейской культуры

  1. По-моему Михоэлса убили, чтобы он «не мешал» разворачивать антисемитскую волну сталинских репрессий 1949-53 г.г. Вообще же российское общество поражено антисемитизмом во всех его слоях. Читал когда-то мемуары князя Сергея Голицына, оставшегося в СССР. Он был «лишенец» избирательных прав, его не принимали в вузы, он выучился топографии и работал техником на строительстве гидротехнических сооружений, был писателем. Его талантливая книга содержит очень живые, объективные картины советской жизни. Интеллигентный автор вызывал симпатию. Недавно мне попалась другая его книга, где он описывает свою работу во время ВМВ как военного строителя. Там все так же честно описываются безобразия в армии и в тылу в 1941 г. Но начав читать, я с отвращением прекратил из-за большого количества антисемитских выпадов: то обилие евреев в штабах, то «длинноносый еврей-толстяк», то «толстозадая еврейка». И это старорежимный интеллигент!

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.