Борис Баншац: От Волги до Вислы

Loading

В этот день были подобраны и доставлены в госпитали еще трое тяжелораненых красноармейца без документов и в бессоз­нательном состоянии, которые в списках умерших значатся как «неизвестный». Их похоронили в братской могиле…

От Волги до Вислы

Борис Баншац

 Борис Баншац Бер Давыдович (Давидович) Минкин родился в 1914 г. в мест. Хисловичи Смолен­ской области. После окончания физико-математического факультета Ростовского пединститута преподавал математику в средней школе. 27 июля 1941 г. Бер был призван в армию Орджони­кидзевским РВК г. Ростов-на-Дону. Дома остались жена с грудным ребенком, которые эвакуи­ровались из города летом 1942 г., и престарелые родители (отец был парализован), расстрелян­ные немцами в августе 1942 г. в Змиевской балке.

В связи с угрозой прорыва немецко-фашистских войск к Сталинграду с начала июня 1942 г. на пространстве между большой излучиной Дона и нижней Волгой инженерные войска в спешном по­рядке развертывали строительство четырех оборонительных полос полукольцевого начертания, фланги которых упирались в Волгу севернее и южнее города. Одновременно проводилось и мини­рование танкоопасных направлений. Минновзрывные заграждения сковывали маневр противника, замедляли темпы его наступления, но масштабы применения их в целом были еще недостаточными. Часто саперы сами вели бой с противником на заграждениях. С 10 июля 1942 г. проходил службу сапером инженерной роты 326-го армейского инженерного батальона 62-й Армии. Перед ин­женерными частями армии стояли особенно остро три важнейшие задачи: устройство заграждений перед передним краем и в глубине, а также маневр средствами заграждений в ходе обороны; строи­тельство оборонительных сооружений в опорных пунктах, в том числе приспособление к обороне заводских и жилых зданий; обеспечение переправы войск и грузов через Волгу. Все эти задачи были успешно выполнены. В ходе обороны саперы активно вели инженерную разведку, помогая командо­ванию правильно оценивать обстановку и принимать решения. Бойцы батальона отбивали атаки немцев на Тракторном заводе, участвовали в приспособлении зданий к обороне, в строительстве огневых точек, убежищ, блиндажей, в отрывке окопов. До подхода вражеских войск к Сталинграду на Волге были оборудованы паромные переправы на баржах с грузовой площадью на 25-30 автомо­билей каждая, где в ходе сражения за Сталинград Минкину пришлось работать, обеспечи­вая снабжение подразделений армии пополнением, боеприпасами, продуктами питания и эвакуируя раненых. После завершения Сталинградской битвы в марте-апреле 1943 года инженерные соедине­ния 62-й армии разминировали советские и немецкие минные поля, участвовали в строительстве оборонительных сооружений на левом берегу реки Оскол.

5 мая 1943 года за массовый героизм воинов в Сталинградской битве 62-я армия была пере­именована в 8-ю гвардейскую армию. В июле 1943 года на Юго-Западном фронте в ходе Изюм-Барвен­ковской операции гвардии ефрейтор Минкин обеспечивал форсирование частями армии реки Северский Донец. 30 августа 1943 г. он был награжден медалью «За оборону Сталин­града».

Приказом командира 31-й гвардейской Барвенковской отдельной танковой бригады Юго-за­падного фронта № 5/н от 16 сентября 1943 г. Минкин Б.Д. был награжден медалью «За от­вагу» за то, что

«…при наступлении на пункт Ново-Ивановка впереди наступающих танков 506 танкового батальона под шквальным огнем немецких автоматчиков производил разминирова­ние дороги. При этом обезвредил и снял 26 мин ТМ-42, тем самым обеспечил успешное и безопасное движение наших наступающих танков. После разминирования, взяв командование группой на себя, вытащил с поля боя на расстояние 1.5 км тяжело раненного командира от­деления гвардии старшего сержанта БЫЧИХИНА и гвардии красноармейца ЧАРОДИЯ, чем спас жизнь своему командиру и товарищу.»

Minkin1

Следующим испытанием для инженерных частей 8-й гвардейской армии стала река Днепр. По­сле завоевания и закрепления плацдармов на правом берегу реки сапёры 326-го армейского инже­нерно-сапёрного батальона осуществляли переправу подразделений и вооружения у села Лоцманская Каменка. Успешно форсировав Днепр, части 39-й гвардейской стрелковой дивизии начали стремитель­ное наступление на Днепропетровск и Днепродзержинск. Но лодочная переправа у Лоцман­ской Каменки имела недостаточную пропускную способность. В результате на переправе скопилось большое количество военных грузов, а войска испытывали острую нехватку боеприпасов. В сложившихся условиях саперы двое суток самоотверженно работали на переправе без сна и от­дыха, перевезя грузы через Днепр. Зимой — весной 1944 года на 3-м Украинском фронте Бер Давидо­вич участвовал в освобождении Правобережной Украины и части Молдавии (Никопольско-Криворожская, Березнеговато-Снигирёвская и Одесская операции), форсировал реки Ингулец, Ингул, Южный Буг и Днестр. В феврале 1944 г. 326-й АИБ участвовал в освобождении г. Нико­поль и приказом Верховного Главнокомандующего 13 февраля 1944 г. ему было присвоено на­именование НИКОПОЛЬСКОГО.

Minkin2

23 февраля 1944 г. командир 326-го АИБ гвардии майор КОЗЛОВ представил Минкина к награждению орденом Красной звезды, указав в представлении, что

«Тов. МИНКИН при выполнении заданий командования служит образцом мужества, отваги, настойчивости, саперной выучки и беззаветной преданности Родине. Являясь парторгом роты, он всегда на­целивает партийцев, комсомольцев и беспартийный актив роты на быстрейшее и качествен­ное выполнение всех заданий. Требует от них примера в работе, не считаясь при этом ни с какими трудностями и опасностями. В основу своей воспитательной работы он кладет свой личный пример. Группе саперов во главе с т. МИНКИНЫМ было приказано выдвинуться на высоту 112.5, что южнее с. Николай-Моисеевка, и построить там один на­блюдательный пункт и один блиндаж для разведчиков ВПУ. Высота находилась перед перед­ним краем нашей обороны и противник, опасаясь, что на ней будет построен НП, вел по ней сосредоточенный огонь из пулеметов, автоматов и минометов. Снаряды и мины падали в непосредственной близости от высоты и среди бойцов появилась нерешительность. Тогда т. МИНКИН с возгласом: «Партийцы, за мной!» первым двинулся на высоту и приступил к ра­боте. Работать приходилось лежа, но бойцы, воодушевленные примером парторга, быстро углублялись в землю. Несмотря на неослабевающий огонь, несмотря на то, что три сапера были ранено, работы по оборудованию НП были закончены ранее установленного срока.»

Но начальник инженерных войск 8-й гвардейской Армии гвардии полковник ТКАЧЕНКО снизил награду до медали «За отвагу», которой отважный сапер и был награжден приказом коман­дующего армией № 206/н от 29 марта 1944 г.

Минкин3

5 июня 1944 г. инженерные части 8-й гвардейской армии были сведены в 64-ю инженерно-сапёрную бригаду (2-го формирования), куда вошел и переименованный в 270-й инженерно-сапер­ный Никопольский батальон 326-й ОИБ. 15 июня 1944 года 8-я гвардейская армия вошла в состав 1-го Белорусского фронта. Во время Люблин-Брестской операции Бер Давидович участвовал в форсировании рек Турья, Западный Буг и Вепш, освобождении городов Любомль и Люблин.

При форсировании реки Висла в районе с. Тарнов Ласкажевского гмина Гарволинского по­вита Варшавского воеводства (Польша) в результате которого подразделениями армии был захва­чен плацдарм на левом берегу реки, получивший название Магнушевского. Вся река в местах возмож­ных переправ была пристрелена дальнобойной артиллерией, крупнокалиберными миномё­тами. В. И. Чуйков в книге «От Сталинграда до Берлина» вспоминал об этих днях:

«Дони­мала нас авиация противника. Вражеские самолеты без конца атаковали наши переправляющиеся войска. Поскольку пехоты на этом участке у противника оказалось немного, он все надежды возла­гал на свою авиацию, в то же время подводил резервы к захваченному плацдарму. Фашистские са­молеты звеньями и поодиночке на бреющем полете вырывались из-за леса к переправе и сбрасывали кассеты с мелкими бомбами. Десятки лодок и катеров получали повреждения. Но наши бойцы бы­стро восстанавливали их и снова спускали на воду».

1 августа 1944 г. немецкие штурмовики атаковали переправу, осколками бомб было пробито несколько понтонов, а от прямого попадания зажигательного снаряда один из понтонов загорелся. Согласно донесению о безвозвратных потерях 64-й ИСБр, когда огонь был ликвидирован, саперы недосчитались пятерых бойцов и среди них Б.Д. Минкина. Как написал его сестре сослужи­вец:

«Минкин 3 августа 1944 г. при выполнении боевого задания пропал без вести. Розыск его в течении продолжительного времени положительного результата не дал. Тело его, если бы он был ранен или убит, нигде не обнаружено.»

Извещение

12 августа семье было выслано извещение, что Минкин Б.Д. пропал без вести 1 августа 1944 г.

Извещение

Место форсирования р. Висла 1.08.1944 г. и захоронения войнов 270-го ИСБ
Место форсирования р. Висла 1.08.1944 г. и захоронения войнов 270-го ИСБ

На самом деле один из пятерых — КРУГЛИК Николай Демьянович был тяжело ранен, подобран санитарами и доставлен 2 августа в ППГ-2381, где умер 5 августа. Согласно доне­сения начальника 109-го полевого эвакопункта в этот день ниже по течению были подобраны и доставлены в госпитали еще трое тяжелораненых красноармейца без документов и в бессоз­нательном состоянии, которые в списках умерших так и значатся как «НЕИЗВЕСТНЫЙ». Их похоронили в братской могиле в селе Лущув, а после войны перезахоронили в г. Гарволин, где на двух воинских кладбищах значатся неизвестными более 8000 советских войнов. Воз­можно, что среди них и Бер МИНКИН…

Военное кладбище в повят Гарволинский, Гарволин, 1 км от г. Гарволин в сторону Вар­шавы (правая сторона) около шоссе Варшава-Люблин
Военное кладбище в повят Гарволинский, Гарволин, 1 км от г. Гарволин в сторону Вар­шавы (правая сторона) около шоссе Варшава-Люблин
Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Борис Баншац: От Волги до Вислы

  1. Полагаю, что безымянных героев, захороненных в братских могилах и вообще сгинувших в неизвестности жерла войны, и многих не учтенных в статистике общих потерь, было не менее. чем чудом сохранившимся их однополчан.Благородное дело поисков, находящих сведения о некоторых из них. в частности по отважному Б.Д. Минкину, заслуживает чести и большой человеческой благодарности.

  2. Спасибо, дорогой Борис, за вашу замечательную статью. Теперь мы знаем об обстоятельствах гибели еще одного прекрасного человека, нашего соотечественника Бера Давидовича Минкина. Вечная ему память!
    В свое время Вы помогли прояснить обстоятельства гибели моего деда, без вести пропавшего в районе Керчи Израиля Иосифовича Мереминского. Еще раз благодарю Вас.
    Продолжайте пожалуйста вашу исследовательскую и розыскную деятельность. Она всем нам очень нужна, потому что возвращает из небытия дорогие нам имена.
    Еще раз с глубокой признательностью, Игорь Мереминский, Бостон, США.

  3. Бер Давидович Минкин: родился в 1914, пропал без вести 1944 — но теперь с высокой вероятностью его близкие знают, как он погиб и где он похоронен.

    Да будет благословлена его память.
    И не только его.

  4. Как много их, друзей хороших,
    Лежать осталось в темноте
    У незнакомого поселка,
    На безымянной высоте.

    м.Матусовский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.