Михаил Ривкин: Праздник Суккот. Обряд возлияния воды на жертвенник

Loading

В древности воду просто проливали на землю, никакой регламентации, никаких строгих предписаний о том, как именно нужно исполнять обряд не было. И только позднее, когда обряд был канонизирован и строго регламентирован, было установлено, что воду следует проливать именно на жертвенник.

Праздник Суккот

Обряд возлияния воды на жертвенник

Михаил Ривкин

Обряд возлияния вина на жертвенник исполняли ежедневно, после утреннего обязательного жертвоприношения. Однако в праздник Суккот к этому обряду добавлялся обряд возлияния воды.

Этот обряд можно считать предшественником молитвы о дожде или, если угодно, самой ранней формой такой молитвы. Мудрецы, Благословенной памяти писали:

«Почему заповедала Тора возлияние воды в Праздник? Сказал Пресвятой, будь Он благословен: Лейте передо мной воду в Праздник, чтобы наступающий год был благословен дождями» (Рош а-Шана 16А)

Хотя Мудрецы недвусмысленно ссылаются на Тору, напрасно искать в ней хоть какой-то намёк на этот обряд. Именно поэтому цдуким категорически возражали против такого возлияния, что не раз приводило к серьёзным столкновениям между ними и прушим в самый торжественный момент праздничной церемонии. Этот обряд был окончательно закреплён как часть праздничного жертвоприношения только во времена царицы Шломцион, когда партия прушим окончательно восторжествовала над своим противниками. Однако сам по себе обряд существовал с древнейших времён. Как и многие подобные обряды, он основан на вере в то, что можно повлиять на «возлияния вод небесных» с помощью возлияний земных. В течение длительного времени этот простонародный обычай не входил в официальный порядок храмовых жертвоприношений, да и выполняли его не в Храме, а в тех местах, где издревле практиковались разного рода магические обряды и ритуалы. В древности воду просто проливали на землю, никакой регламентации, никаких строгих предписаний о том, как именно нужно исполнять обряд не было. И только позднее, когда обряд проложил себе дорогу в стены Храма, был канонизирован и строго регламентирован, было установлено, что воду следует проливать именно на жертвенник.

Из описаний Гемары можно составить достаточно точное представление о том, как именно проходил обряд:

Торжественная процессия спускается с Храмовой горы к источнику Шилоах. Во главе процессии шествует коэн, который несёт «золотую колбу». В неё он черпает воду из источника Шилоах. Процессия возвращается, и подходит к Водяным воротам, которые ведут во внутренние пределы Храма. Там ее встречает Великий Коэн, а все коаним трубят в серебряные трубы.

Другая процессия коэнов в это время направляется в Моцу (селение, расположенное ниже Иерусалима) и собирает там побеги аравы (прибрежное растение наподобие плакучей ивы). Ими со всех сторон украшают Храмовый жертвенник, так, чтобы верхушки веточек были склонены к его центру.

Коэн, который несёт сосуд с водой, входит во внутренний придел, где его ожидает огромная масса народа, заполнившая Храм. Ежедневное жертвоприношение уже закончено, и коэн с сосудом в руках восходит на жертвенник. Там для него подготовлены два серебряных кубка — «западный для воды и восточный для вина», исполненных в виде чаш с тоненьким и длинным носиком. Коэн приготовляет себя к тому, чтобы налить воду в кубок, и вылить её через носик на жетвенник, и в это время ему кричат из толпы: «подыми руки!», чтобы все видели, что он изливает воду именно на жертвенник, а не себе под ноги. И это потому, что один раз коэн из партии цдуким умышленно пролил воду себе под ноги, и закидали его этрогами.

После возлияния воды вновь трубят в серебряные трубы, и весь народ обходит вокруг жертвенника. Впереди идут коэны и левиты, которые поют Аллель. И когда доходят до слов «О, Г-споди, спаси нас! О, Г-споди, избави нас!», весь народ начинает раскачивать лулавами и повторяет слова молитвы.

«Как исполняют обряд в будни, так же исполняют его и в субботу». С той разницей, что ростки Аравы собирают в канун субботы, и хранят их в воде, чтобы не засохли. С окончанием возлияния воды и процессии вокруг жертвенника торжественная церемония праздника Суккот ещё не заканчивалась. Наступало время жертвоприношения Мусаф, дополнительного праздничного жертвоприношения. Однако наряду с обязательными ежедневными и праздничными жертвоприношениями, в этот день многие приносили жертвы от себя лично, жертвы по обету и жертвы добровольные — те жертвы, которые в течение истекшего года паломники обязались и обетовали принести в Храме.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.