Арье Барац: Антропный принцип («Лех леха»)

Loading

Заявка в патентное бюро на изобретение «сильного антропного принципа» поступила за тысячелетия до появления астрофизики. Причем из всех народов, прилежно занимавшихся астрологией и считавших себя элементами единой вселенной, лишь Израиль подал такую заявку.

Антропный принцип

(«Лех леха»)

Арье Барац

Арье БарацИзраилецентризм

В недельной главе «Лех Леха» рассказывается об одном странном свидетельстве, которое Всевышний привел Аврааму в качестве подтверждения своих слов — Он показал ему звездное небо: «После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика. И сказал Аврам: Господи Боже! что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиэзэр из Дамаска. И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне. И вот, сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать. И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое. И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность» (15:1-6).

Пожалуй, нет ничего более впечатляющего и загадочного, чем расцвеченное звездами ночное небо. Древнее, точнее, докоперниканское человечество в целом легко ужилось с этой пугающей, но привычной картиной. Народы признали связь между своей жизнью и движением этих непостижимых крошечных светил, они посчитали себя каким-то образом связанными со звездами в рамках единого космоса.

Раши следующим образом поясняет описанную в нашей главе историю: «и Он вывел его наружу. Согласно прямому значению, вывел (Аврама) из его шатра, чтобы увидел звезды. А согласно аллегорическому толкованию, сказал ему: «Оставь свою астрологию. По звездам ты видел, что не будешь иметь сына. Авраму (действительно) не иметь сына, но у Авраама будет сын… Сарай родить не суждено, но Сара родит. Я нареку вам другое имя, и судьба переменится»

Итак, признавая правоту астрологии, признавая связь человека с бесчисленными непостижимыми для него мирами, иудаизм одновременно ставит человека над всем этим величием! Всевышний заставляет звезды служить нуждам Авраама, вопреки их природному влиянию, и поверх него!

Между тем, по мере того, как природа светил и истинные масштабы вселенной стали открываться человеку, стали расти его страхи и ощущение потерянности. Коперниканский переворот и новые астрономические исследования, производимые с помощью телескопа, изобретенного Галилеем, безусловно внесли большую неуютность в человеческую жизнь. Влияние этих открытий на распространение атеизма переоценить трудно. Сегодня существует немало людей, которые не верят ни только в Израиле-центризм, но даже и в астрологию, и подавленные размерами вселенной и сроками ее существования, почитают себя за ничто.

Сигнал Творца

Этим людям стоило бы обратить внимание на то, что во второй половине ХХ-го века наука совершила определенный поворот и вновь предложила рассматривать человека в качестве центра мироздания. Речь идет о так называемом антропном принципе, введенном в обиход астрофизиком Робертом Диком и развитым его коллегой Брендоном Картером.

Кант некогда заметил:

«хотя мы из опыта и узнаем, что объект обладает теми или иными свойствами, но мы не узнаем при этом, что он не может быть иным».

Антропный принцип состоит в открытии того, что на самом деле объекты вселенной «не могут быть иными». Точнее, если бы они были иными, то их… просто некому было бы наблюдать! Например, установлено, что атом водорода стабилен за счет того, что свободный нейтрон несколько тяжелее системы протон-электрон. Если бы нейтрон был легче хотя бы на десятую долю процента, атом водорода стремительно бы превращался в нейтрон, в результате чего материя имела бы исключительно ядерный уровень организации, а атомов и молекул вообще бы не существовало. И за что ни возьмись, все так: что-нибудь убери, или что-нибудь добавь, и возникновение жизни оказывается невозможным. Например, если бы соотношение кислорода и азота в атмосфере было иным, то либо были бы невозможны окислительные процессы живых организмов, либо все живое выгорело от пожаров.

Итак, наблюдать вселенную и задаваться вопросами о ее устройстве (в том числе, почему она именно такая, а не другая) можно только в такой, но никак не в какой-то другой Вселенной. Ведь все наблюдения показывают, что в наличной Вселенной всё на всех уровнях подчинено задаче возникновения Наблюдателя!

Итак, вопрос: «почему эта вселенная устроена так, а не иначе?» трансформируется в вопрос: «почему вселенная устроена так, что в ней возможно зарождение жизни и возникновение разума?». В 1973 году астрофизик Брендон Картер назвал такую постановку вопроса «слабым антропным принципом». Но одновременно он сформулировал и «сильный антропный принцип», который утверждает приблизительно следующее: если зарождение жизни во вселенной и возникновение разума не игра случая, а происходит закономерно, то значит, законы мироздания создавались такими, чтобы в результате Большого взрыва во Вселенной появился ее Наблюдатель! «Именно такие, а не другие» физические константы — это сигнал, посылаемый Творцом своему творению! Иными словами, Вселенная действительно создавалась, и создавалась ради своего Наблюдателя! Кто же этот Наблюдатель? Ученые?! Астрофизики? Безусловно. Голова Эсава, праотца западной цивилизации, не напрасно покоится в одной усыпальнице с останками его близнеца Иакова-Израиля. Но все же не только и даже не в первую очередь. Во всяком случае, заявка в патентное бюро на изобретение «сильного антропного принципа» поступила за тысячелетия до появления астрофизики. Причем из всех народов, прилежно занимавшихся астрологией и считавших себя элементами единой вселенной, лишь Израиль подал такую заявку.

Более того, в этой «заявке» была указана одна важная деталь подтверждающая законность претендента, а именно, в ней были названы устрашающие посткоперниковские параметры вселенной. Так в Талмуде сказано:

«Сион говорит: покинул меня Господь и Бог меня позабыл» (Ишайя 49:14)

Не только покинул, но и позабыл. Раби Шимон Бен Лакиш разъясняет:

«Дух еврейского народа сетует: «Владыка мира! Кто берет вторую жену, помнит о первой. Ты же покинул меня и позабыл меня». На это Всевышний возражает: «дочь Моя, на небесах Я создал двенадцать созвездий, и в каждом созвездии тридцать армад, и в каждой армаде тридцать легионов, и в каждом легионе тридцать скоплений, и в каждом скоплении тридцать когорт, и в каждой когорте тридцать групп, и в каждой группе триста шестьдесят пять сотен миллинов звезд, по сто миллионов звезд нас каждый из дней года. И все это ради тебя. А ты сетуешь, что Я покинул и позабыл тебя» (Брахот 32)».

Как утверждает Б. Циммерман, указанное здесь число звезд соответствует тому, которое установила современная наука — десять в девятнадцатой степени. Но даже если наука по этому вопросу свое мнение еще изменит, это решительно ничего не изменит в существе вопроса. Приведенный талмудический образ с полной ясностью указывает одно: созданная ради Израиля вселенная, создана в устрашающих по отношению к нему масштабах.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Арье Барац: Антропный принцип («Лех леха»)

  1. Уважаемый автор, Арье Барац!

    1. Можно ли получить ссылку на источник по
    упомянутому в конце статьи имени Б.Циммермана?
    2. В итоговом постулате, в конце статьи, во фразе
    «Устрашающий масштаб» мне видится безисходность.
    Я бы закончил конструктивом, в котором был бы
    позитив. «Mы все созданы как наблюдатели этой
    жизни. Иначе было бы незачем создавать все вокруг.
    Дерзайте, наблюдайте, сверяйте свои жизни с тем,
    что предначертано Высшим разумом для нас.»

  2. «Когда я размышляю о кратковременности моей жизни, поглощаемой предшествующей и последующей вечностью… о ничтожности пространства. которое я наполняю и даже которое вижу, погружённое в бесконечную неизмеримость пространств, которых я не знаю и которые не знают меня, то содрогаюсь при одной мысли о том, по чьему повелению и распоряжению мне назначено именно это место и это время». Блез Паскаль.
    Вот и меня когда-то (да и теперь) поражало, что из мириадов клеток, из невообразимого, не подвластного никакой статистике количества возможных сочетаний случилось как раз то, что именно я обрёл своё существование и вижу мир. Мириады человеческих существ, подобных мне, так никогда не осуществятся; мне выпал шанс, ни с чем не сравнимый в статистическом отношении… (М.Тартаковский. Человек — венец эволюции. М. «Знание», 1990).
    Вот и в рассматриваемом тексте ставятся те же, по сути, вопросы и, как можно понять, решаются с позиций веры. Да, это единственно возможный путь — увы и увы, глубоко чуждый мне.
    Позавидую автору Арье Барацу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.