Александр Левинтов: Октябрь 18-го. Продолжение

Loading

Формирование личности идёт всю жизнь, оформление личности — в старости. Общество несет огромные потери, отпуская с миром и в небытие людей, не требуя и не обеспечивая этого оформления как дара и наследия остающимся. Возможно, это — самая большая интеллектуальная и нравственная потеря человечества.

Октябрь 18-го

Заметки

Александр Левинтов

Продолжение. Начало

Homo ascetici и homo hedonic: смена парадигм

В педагогике и практике образования представителей «серебряного» возраста очень важны и вместе с тем слабо изучены психологические аспекты. Психология старых людей многофакторна и отличается от всей педагогической психологии повышенной динамичностью, ведь в психике пенсионеров присутствуют не только актуальные мотивы, но и мотивы прошлого, порой весьма отдалённого прошлого: детского, юношеского, зрелого.

При этом, прошлое, даже грамматически, богаче настоящего и будущего: настоящее дано нам исключительно в несовершенной форме; будущее и перфектно (деятельностное будущее, творимое нами) и имперфектно (грядущее, которое движется и наступает независимо от нашей воли, его также можно представить себе как календарное будущее — завтрашнее); прошлое не только перфектно как совершённое нами (собственно прошлое) или имперфектно (календарное прошлое, прошедшее), но ещё и как не состоявшееся, прошлое в сослагательном наклонении, о котором мы более всего и чаще всего сожалеем, особенно в старости, как упущенной нами же самими собственной жизни и судьбе.

Прошлое цепко держится в нас и не отпускает нас.

В этой связи весьма любопытна психологическая ситуация парадигмальной смены в нашем обществе, точнее в наиболее возрастной части общества.

Доминантой советского человека является его аскетичность: аскетичность образа жизни, модели поведения и ментальности.

Этот аскетизм обуславливался социалистическим способом производства, ориентацией плановой экономики не на потребление, а на производство, тотальным дефицитом всего необходимого и тем более излишнего, тотальным воспитанием аскетизма, превалированием общественных и государственных интересов над индивидуальными, замкнутостью экономики и даже таким экзотическим фактором, как природно-климатические условия, своей суровостью располагающие именно к аскетизму.

Аскетизм как осознанный отказ от всего лишнего и даже необходимого проистекает из пролетарской этики (этики неимущих), сформулированной на X съезде РСДП (б) в 1921 году. [Керженцев П. М. К новой культуре. Петербург, 1921. Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании школьников. — М.: Просвещение, 1987. Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с.]

Процесс пролетаризации был закреплен коллективизацией, индустриализацией, урбанизацией и милитаризацией экономики и жизни в 20-30-е годы 20 века, закреплен в Конституции 1936 года, а также знаменитом тезисе Сталина: «вот мы и создали новый тип человека, винтика социалистического способа производства».

Именно аскетизм советских людей, их непритязательность, способность жить в самых трудных, даже невыносимых условиях, во многом позволил пережить огромным массам людей и войну, и массовые репрессии (ГУЛАГ и принудительные переселения народов).

Аскетизм тесно увязывался с идеями и практикой альтруизма, неоплачиваемого труда (субботники и воскресники, тимуровское движение по социальной помощи и т. п.), жертвенности и массового героизма и в условиях войны, и в мирное время.

Одновременно в обществе осуждалась или игнорировалась гедонистическая модель жизни. Гедонизм открыто считался пороком и обливался презрением как проявление мещанства и эгоизма.

В результате в обществе, да и на индивидуальном уровне, явно, по сути на 99% доминировала аскетическая парадигма, советский человек был безусловным аскетом, homo ascetici, что отражалось, например, в «Моральном кодексе строителя коммунизма»:

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Семь из 12 тезисов этого кодекса (2, 3, 4, 5, 6, 7, 9-ый) так или иначе сопряжены с аскетизмом, а 7-ой и 9-ый прямо призывают к аскетизму и осуждают гедонизм.

Этот же образ практически повторяется и в образе советского человека:

Бескорыстная любовь к Родине, к Отчизне;

Непоколебимая уверенность в завтрашнем дне;

Стремление к «светлому будущему», оптимизм, но в то же время и реализм, основанный на здравом смысле и научном марксизме;

Глубокое ощущение принадлежности к великой общине подобных советских людей;

Обостренное чувство справедливости, абсолютная честность, человечность, гуманизм, неприятие тщеславия, порядочность семейная и коллективно-трудовая;

Прирожденное и приобретенное в профессиональной деятельности мужество, революционно-социалистическая храбрость, неодолимая сила, рабочий энтуазиазм неведомый западному человеку, готовность на великие судьбоносные свершения;

Толерантность к согражданам и иностранцам социалистического лагеря.

Даже спустя 30 лет после коллапса СССР официальная пропаганда и СМИ, прежде всего, ТВ, открыто внедряет этот образ и эти аскетические устои вопреки экономическим реалиям современной жизни и в противовес всей машине рекламы, что наиболее контрастно и выпукло выглядит при показах советских фильмов, прерываемых рекламными роликами и клипами. Это не более, чем предположение, но государственная политика реанимации аскетизма есть форма подготовки населения к предстоящей войне (или войнам), глубоким затяжным кризисам (или кризису), к самоизоляции страны от остального мира.

Тем не менее, уже в 80-е годы в обществе начали нарастать гедонистические настроения. В начале 90-х они стали явно доминировать, а в последние 20 лет гедонизм стал доктринальным принципом общества.

В рыночную экономику мы так и не вступили (по той простой и очевидной причине, что рыночная экономика как доминанта, перестала существовать в мире ещё в середине 50-х годов), но обществом потребления безусловно стали. В настоящее время в обществе и на индивидуальном уровне гедонистические настроения, homo hedonic, господствуют на 80-90%, сугубо оценочно, разумеется.

Атавистические признаки аскетизма, по-видимому, сохранятся в нашем обществе и по этому показателю мы будем неопределенно долго отличаться от людей западного мировоззрения, где аскетизм — скорее экзотика, чем социально значимое явление.

Всё это имеет прямое отношение к практической преподавательской деятельности в Серебряном университете. В аудитории преобладают люди 55-60 лет (почти исключительно женщины). Это значит, что они родились в 1958-63 годах и являются детьми предвоенного поколения, то есть воспитанными на семейном и школьном уровне в аскетическом стиле, с острыми воспоминаниями родителей о военных невзгодах. Крах СССР они пережили уже будучи вполне зрелыми и сложившимися тридцатилетними людьми, поэтому переход к гедонистической парадигме для них затянулся и гедонизм, если и преобладает, то весьма умеренно: как на уровне социума, так и во внутреннем мировоззрении.

Через пять лет основной контингент аудитории Серебряного университета, благодаря проводимым реформам пенсионной системы, будет иметь возраст 60-65 лет (1963-1968 годы рождения), вступившие в постсоветскую эпоху общества потребления, в эпоху гедонистического мировоззрения 20-25-летними, только-только начинающими самостоятельную семейную жизнь, не обременённые по большей части семьями и, что весьма существенно, ставшими практически первой женской генерацией, взявшей на себя ответственность, в том числе материальную, денежную ответственность — полностью или на равных основаниях с мужьями.

Все последующие поколения будут монотонно гедонистическими.

В связи с этим период более или менее равновесного аскетического и гедонистического настроения в аудитории продлится всего несколько лет и потом, если ничего катастрофического не случится (что маловероятно, гораздо очевидней именно катастрофическая перспектива), гедонизм будет и нормой, и модой, и медианой общества, говоря языком мат. статистики.

Но именно это неустойчивое и зыбкое равновесие и является «нервом» возрастной педагогики: и аудиторию в целом и каждого серебряного студента в отдельности раздирают весьма противоречивые и несогласуемые между собой интересы и наклонности:

homo ascetici homo hedonic
Преобладающие мотивы образования получение знаний, освоение профессии приобретение знаний, общение
Модус поведения дисциплина и прилежание требовательность к преподавателю и вольница
Вариативность и версиальность уникальность истины и верность только одного мнения плюрализм и согласие на множественность истин
Ориентация на продукты образования результаты образования

В этой противоречивой ситуации преподаватель вынужден всё время лавировать и приспосабливаться к различным запросам и ожиданиям, а, главное, быть предельно внимательным и флексичным, уповая только на то, что это продлится всего несколько лет.

Четыре конфессиональные модели просвещения

В 90-е годы позапрошлого века видный российский просветитель Капнист (внук знаменитого украинского поэта и драматурга В. В. Капниста), опубликовал в «Московских ведомостях» несколько статей со сравнительным анализом прусской и российской системы гимназического образования. Более всего его беспокоило то, что российские гимназисты имеют заметно меньшую учебную нагрузку практически по всем годам обучения и, как следствие, уступают по уровню подготовки к университетской учёбе, где разрыв достигает уже критических значений и делает российских выпускников университетов неконкурентоспособными относительно Германии. Речь, разумеется, идёт о средних показателях и результатах, а не о единичных выдающихся примерах.

Надо заметить, что сегодня людей, занимающихся теорией и практикой образования и просвещения, стало настолько больше, чем 100-150 лет тому назад, что это племя полупрезрительно стали называть образованцами (я вполне отношу и себя к этому разряду людей), некоторого рода разночинцами на ниве и поприще образования, в отличие от образовательского и просвещенческого дворянства и аристократии. Последней такой дворянкой просвещения была для меня Лариса Гавриловна Соколова.

Лариса Гавриловна Соколова, педагог с дореволюционным образованием (она родилась в 1877 году и дожила до глубокой старости, прожив более 90 лет), начиная с 30-х годов, была признанным педагогическим и моральным авторитетом (тогда это было одно и то же), сама опытный практик, она давала практическое педагогическое образование в местном педучилище, доводя и достругивая учительское племя до кондиций и требований, понимаемых ею.

Вокруг неё были и те, кто учился в её педучилище, и кто не учился, но учительствовал в Измайлово — и все они считали себя учениками школы Соколовой.

Она была первым зав. районо, тогда Сталинского районо, пестуя измайловских учителей и у себя на работе, и у себя дома, не очень отделяя одно от другого. Каждое её слово и каждое её наставление воспринимались как незыблемый и непререкаемый закон. Сразу и спустя десятилетия. Она давно покинула все свои посты, но к ней тянулись и старые её ученики, и вновь прибывающие, смотревшие на неё с робостью и почтением, почти благоговейным.

А после войны в нашем Измайлове появились школы, много, и даже несколько десятилеток. И в этих школах появились те, кто повзрослел под крылом и эгидой Ларисы Гавриловны: Михаил Борисович Ценципер (437-я, где я учился), Валентин Михайлович Пичугин (707-я, где учились две мои старшие сестры, средняя сестра стала здесь заслуженной учительницей РСФСР, а младшая сестра работает до сих пор), Наталья Александровна Колесова (440-я, моя родная тётя, любимая ученица Соколовой, ставшая потом зав. районо нашего Первомайского района Москвы, здесь же училась моя жена, ставшая потом учителем физики на французском языке), Раиса Александровна Глухова (Миркина), подруга Колесовой, добившейся, чтобы 440-я школа называлась именем братьев Глуховых, братьев Раисы, погибших на войне и ставших Героями Советского Союза).

Следующая генерация, ещё хорошо помнившая прожившую долгую и праведную жизнь Соколову, когда население Измайлова стало измеряться сотнями тысяч человек, для меня была представлена Екатериной Ивановной Жуковской (директор начальной школы на 10-ой Парковой, позже директор школы имени Россолимо для умственно отсталых девочек, позже директор школы при Измайловском спортинтернате), Юрием Оскаровичем Крассом (спортинтернат, где работали и две из трех моих сестер, и кузина, и моя будущая жена, и Екатерина Ивановна Жуковская).

Поговорить же я хотел о другом. Это — так, воспоминания на полях.

В дополнение к государственной системе образования всегда и во многих странах существовало дополнительное, конфессиональное образование.

Так как в России важнейшими были четыре конфессии:

— староверие,
— никонианское православие,
— ислам,
— иудаизм,

то интересно сравнить различные подходы и системы конфессионального образования.

Древнейшим следует признать ислам, где медресе сформировались уже к 8-му веку.

В современных медресе изучают:

— арабский язык,
— Коран и комментарии к нему,
— хадѝсы — предания о Муххамаде (нечто вроде Евангелий),
— калам -толкования священных писаний, основы мусульманской теологии,
— шариат — мусульманскую этику,
— историю ислама.

Медресе доступны и для мальчиков, и для девочек, но учение дается строго раздельно.

Иудейская традиция хедеров возникла в 12-13 веках в западноевропейских городах.

Основные предметы — Танах, Талмуд, иврит и его грамматика, арифметика.

Предваряют учебу в хедере занятия в дардике для детей начиная с трёх лет: азбука и чтение на иврите без перевода и часто без понимания текста (считается, детская Тора Б-гу милей всего именно своим невинным лепетом). С 5 до 7 лет в хедере изучают Пятикнижие с комментариями Раши и получают начальные сведения о Талмуде, а с 8 лет до 13-ти (обряда инициации, бармицве) проходят Талмуд. Продолжением хедера является ешива, уже необязательное духовное просвещение.

Отличительной чертой иудаисткого просвещения является фигура меламеда (учителя), которому могут помогать бехелферы. В других конфессиях роль учителей выполняют священники.

В староверии, особенно там, где староверы оказались в этническом и конфессиональном меньшинстве (дунайские липованы — в мусульманской Порте, староверы Латвии и Аляски — в протестантской среде и т. д.), домашнее духовное образование сменилось школьным, под руководством священников.

Здесь ведущими были три предмета:

— изучение Библии с упором на Новый Завет и Евангелия,
— труд (все необходимые в домашнем и сельском хозяйстве занятия и ремёсла),
— русский язык (чтение и письмо).

В Оттоманской Турции преподавание русского языка в школах при церквях и в общинах липован было запрещено, поэтому родной язык дети изучали на уроках труда.

В современных воскресных школах РПЦ обязательными считаются три предмета:

— Закон Божий,
— церковно-славянский язык,
— хоровое пение.

Кроме того, допускаются и поощряются многие другие занятия, близкие к кружковой традиции (рисование, танец, ритмика, аэробика и т. п., прежде всего развлекательные или досуговые занятия), но с непременным духовным содержанием.

Возвращаясь к идеям и проблематике Капниста, приходится констатировать:

современное просвещение в пределах РПЦ носит скорее несистематический и пиар-характер. Практически это мало отличается от идеологической накачки в советской школе: в октябрятской, пионерской и комсомольской организациях. Оно было бы и неплохо, если бы не острая внутристрановая конкуренция между конфессиями и конфессиональными школами. А это неизбежно приведет не только к отставанию русского большинства населения, но и к социальным конфликтам на конфессиональной почве, что мы уже имели в своей истории. Зачем же наступать на грабли ещё раз?

Капниста так и не услышали, нагрузку и серьёзности в образовании не прибавили, слабозанятые учёбой гимназисты подались кто в эсеры и бомбометатели, кто в монархисты и черносотенные погромщики. Понятно, куда пошли-поехали их правнуки-недоучки: в Донбасс, в Сирию, в ЧВК, в митинговые хулиганы.

Пенсионеры как предприниматели

В старости люди уже не обуреваемы большинством страстей, но три жизненных интереса в этом возрасте сохраняют свою силу и привлекательность:

— азарт,
— страсть к путешествиям,
— малый бизнес и предпринимательство.

Как ни странно, все три интереса психологически очень близки и совместимы.

Строго говоря, азарт овладевает двумя возрастными категориями людей: тинейджерами последних лет тинейджерства и людьми после 40-ближе к пятидесяти.

Первые азартны из соображений романтического протеста и попытки достижения признания самым простым и быстрым образом. Вторые впадают в азарт, убедившись, что никаких своих ранних грёз они не осуществили, в жизни ничего значимого не достигли, так и прожили жизнь никем и ничем, а потому только быстрый выигрыш может дать удовлетворение от угрызений гордыни и честолюбия. И то, и другое — типичный фашизм, если понимать под фашизмом попытку достижения сложных целей простыми средствами.

Уже вне зависимости от гендерных особенностей, азартны также жители стран с тоталитарным режимом и империй. Это прекрасно и тонко разработано Ф. М. Достоевским в романе «Игрок», где азартны практически все русские: и аристократка la babulya Антонина Тарасичева, и гордая Полина, и разночинец Алексей, главный герой и повествователь, и старая развалина Загорский, и… сам Достоевский. Их азарт — подспудный протест против давящей неволи. Недаром в статье «Штандорт Лас-Вегаса» я позволил себе злую шутку: «здесь, на Стрипе, ты видишь только китайские лица и слышишь только русскую речь».

Люди, впавшие в азарт, сохраняют эту слабость до конца жизни. Для русских старушек в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе специально организуются бесплатные авиатуры в Лас-Вегас, предоставляются бесплатно номера в отелях и обеды в ресторанах, даются для зачину 400 долларов, которые можно тратить только в казино: за два-три дня они просаживают годовые пенсионные накопления в несколько тысяч долларов и являются надежнейшим источником дохода игорных заведений Невады.

Весьма близкая по накалу страстей и тяга к путешествиям. В Европе, Америке, Японии, Ю. Корее и других развитых странах, пенсионеры составляют долю, значительно бóльшую, нежели их доля в структуре населения. Это поощряется государством, религиозными организациями, турагентствами, обществом. Люди мечтают, выйдя на пенсию, объехать весь мир и посетить места, недоступные работающим просто в силу их изнурительной занятости и обремененности семьёй и домом.

Отечественные пенсионеры идут на подвиги, совершая недельные туры по Германии, Франции, Италии или Испании с посещением 20 и более городов, сломя голову и ноги, не досыпая, питаясь самым отвратительным образом — им надо успеть взять реванш за десятилетия статуса невыездных.

Примерно треть европейских и американских пенсионеров, накопив кое-что на «чёрный день», открывают на старости лет свой маленький бизнес: кафе, ресторанчик, магазинчик, лавочку, рукомесло и т. п. С другой стороны, половина малого бизнеса США принадлежит пенсионерам: это придает жизни некий новый смысл, это азартно, это — занятость, это — работа на себя, а не по найму, это — форма общения с миром и его обитателями.

Особенности психологии, педагогики и организации образовательного процесса для лиц пожилого возраста

Московский Серебряный Университет действует с ноября 2017 года, однако его открытию предшествовали исследования[1], позволившие, в частности, понять особенности психологии и ментальные особенности людей старших возрастов, определяющие особенности aging-педагогики (возрастной педагогики), а также организационные ограничения и требования образовательного процесса.

В 1990 г. в развитых странах 18% населения была старше 60 лет, к 2030 году их доля возрастет до 30%, а доля тех, кому за 80, вырастет с 3% до 6% [2]. В Латинской Америке и Африке доля пожилых за этот же период удвоится и достигнет 14%, в Китае она возрастет с 10% до 22%.

Гамбургская декларация ЮНЕСКО (июль 1997 года) гласит:

«… мы обязуемся обеспечивать создание среды образования, благоприятствующей всем формам обучения пожилых людей: а) путём предоставления пожилым людям доступа ко всем службам и системам, обеспечивающим обучение и профессиональную подготовку взрослых и способствующим тем самым их активному участию в жизни общества; б) посредством планирования в 1999 году, объявленном ООН Годом пожилых людей, мероприятий, показывающих, как образование взрослых может содействовать усилению роли престарелых людей в деле строительства наших обществ.»

Старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определённого возраста, например, 60 или 65 лет. Скорее наоборот. Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других же случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.

Именно поэтому учёные различают понятия календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь человека. Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:

В работе[3] выделяется два старческих возраста: собственно старость (the Young Old): 65-70 лет у мужчин и 60-79 лет у женщин и глубокая старость (the Old Old) — после 80 лет.

Если поколением считать 30 лет (дистанция от рождения родителей до появления у них первенца), третий возраст наступает после 60 лет. Если взять этимологию слов «старик» и «старость», то обнаруживается, что они восходят к таким смыслам, как толстый, большой, сильный, важный, мужественный, крепкий. Английское old (и все европейские модификации этого корня) связано со смыслами «большой» и «питающий». Подобно тому, как понятие «ребенок» связано с началом трудовой деятельности, так и старик — с выходом из нее, но принятие функции хранителя огня, весьма сакральной и витальной для племени.

Хронологический возраст (и старость) — календарны. По данным ВОЗ, пожилые занимают нишу 60-74 года, старые — 75-89 и долгожители — свыше 90.

Биологический (физиологический, функциональный) возраст и старость — состояние 24 важнейших органов, в первую очередь нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Психологический возраст (и старость) (самооценка) — перенос жизненной точки опоры с устремлений в будущее на опыт в прошлом. С этим же связано сужение круга интересов и общения.

Социальный возраст (и старость) — смена социального статуса, выход на пенсию, появление внуков.

Как показывает [4], старость сопряжена с шлейфом стереотипов, заметно сдерживающих «серебряное образование» и со стороны мнительных стариков и со стороны недоверчивого общества:

— все старики похожи друг на друга;
— пожилые социально изолированы;
— большинство из них имеет слабое здоровье;
— увольнение с работы порождает больше проблем у мужчин, чем у женщин;
— большинство старых изолированы от своих семей или пренебрегают ими;
— в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто неспособны к ней;
— старый человек не может учиться;
— умственные качества с возрастом ухудшаются.

По большей части эти стереотипы вздорны.

Многие пожилые люди ищут защиту в семье, семья становится «фактором страховки», финансовой, материальной, эмоциональной и социальной поддержки. Если на Западе для пожилых характерны стабильные внутрисемейные роли при достаточно активной поддержке внешних связей, то для российских представителей третьего возраста характерно отсутствие социальных ролей, кроме, пожалуй, семейных.

Вопрос социального взаимодействия пожилых людей за пределами семьи очень важен. Здесь возможны два основных направления

— насколько пожилые включены в местное сообщество — как взаимодействуют с соседями, насколько включены в социальные сети и т. п.,

— как складывается взаимодействие пожилых людей с другими в рамках вторичных групп.

Старый человек быстро утомляется, но гораздо более усидчив и усерден, нежели молодой.

Что касается умственных способностей, то память, разумеется, заметно слабеет и спотыкается (но ведь знания устаревают еще до того, как доходят до социального потребителя и потому недержание знаний порой даже благодатно), зато не затихают креативные способности, почти не деформируется внимание и мышление, нарастает такая интеллехия как понимание (за счет накопленного жизненного опыта и более глубокого погружения в культуру).

Имеется довольно широкий круг социальных факторов и стимулов образования в старости[5,6]:

— непрерывность обучения (человек привык учиться и получать от этого удовольствие);
— социализация;
— поиски новых жизненных ориентиров;
— саморазвитие;
— организация собственной биографии.

К сожалению, долгий перерыв в образовании и отсутствие практики учения часто приводит к функциональной неграмотности. В России она составляет (в зависимости от региона) от 15 до 33%.

Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей — психологическая основа общественной и профессиональной пассивности стариков.

Важна также и внутрисемейная атмосфера. Геронтолог В. Д. Альперович [7] выделяет три типа семей «золотого возраста»:

— сосуществователи (нечто вроде мини-коммуналки);
— партнеры (помощники друг другу, ведущие общее хозяйство и делящие семейный бюджет);
— влюблённые друзья.

Последние две группы — реальный потенциал «серебряного образования», при этом первые из них ориентируются главным образом на деятельностное образование, а вторые — и на деятельностное, и на жизнедеятельностное (искусства, путешествия и т. п.)

Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторое из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

О. В. Хухлаева[8] весьма подробно дает портрет благополучной старости:

— врожденный высокий интеллект, хорошая память,
— любовь к окружающим и стремление помогать им,
— любовь к жизни во всех её проявлениях,
— оптимизм и хорошо развитое чувство юмора,
— продолжающаяся способность творить,
— способность вносить новое в своё окружение,
— свобода от тревоги и озабоченности.

Л. Толстой сетовал на то, что трагедия старости не в самой старости, а в ощущении человеком своей молодости в старости.

Любопытны поло-возрастные различия в поведенческих характеристиках [9]:

Таблица 1. Поло-возрастные различия в интеллектуальных характеристиках взрослых людей

до 25 лет 26-40 лет 41-55 лет старше 55
м ж м Ж м ж м ж
Креативность 6.8 6.5 6.8 6.4 6.9 6.2 6.0 5.9
Широта познавательной потребности 4.1 4.2 3.5 3.6 3.1 3.4 3.6 3.4
Гибкость поведения 5.5 5.0 5.1 4.4 4.3 4.0 3.7 3.5
Субъективный контроль 5.8 5.4 5.4 5.1 5.4 4.3 4.4 4.6

С годами и у мужчин, и у женщин с очевидностью падает гибкость поведения (растет упрямство) и слабеет самоконтроль.

Благополучную старость сопровождает:

— высокая самооценка;
— фиксация на позитивных чертах своего характера;
— снижение идеальных и достижимых самооценок до реального уровня;
— высокий уровень самоотношения и ответственности;
— ориентация на жизнь детей и внуков (это также отмечал Э. Фромм — шансы выжить в концлагерях дольше всех сохраняли те, кто заботился не о себе, а об оставшихся вне концлагеря или об оставленной работе и творчестве);
— ретроспективный характер самооценки.

Здесь весьма уместно привести высказывание Леонида Андреева:

«Человек рождается без зубов, без волос и без иллюзий. Человек сходит в могилу без зубов, без волос, без иллюзий».

Афористически эту сентенцию можно переформулировать следующим образом:

формирование личности идёт всю жизнь, оформление личности — в старости.

Общество и, обобщая, человечество несет огромные потери, отпуская с миром и в небытие людей, не требуя и не обеспечивая этого оформления как дара и наследия остающимся. Возможно, это — самая большая интеллектуальная и нравственная потеря человечества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Cоциально-демографические предпосылки и предпроектные исследования по организации образовательных структур для пожилых и пенсионеров (серебряный университет). Научный отчет. Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО, 2014.
  2. Ключарев Г. А. — Образование пожилых: новые проблемы и новые подходы. Образование для третьего возраста: опыт, проблемы, перспективы. Орёл, 1999, 109 с., с. 17-24
  3. Добраньков В. П., Кравченко А. И. — Фундаментальная социология в 15 томах, т.9 «Возрасты человеческой жизни». М., ИНФРА-М, 2005
  4. Виктор К. — Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии. «Социальная геронтология: современные исследования». Реферативный сборник. М., РАН, 1994, стр. 41-57
  5. Андрагог в открытом обществе. Материалы российско-польского семинара. СПб-Иркутск-Plock, 2000, 242 с.
  6. Андреев Э. М. — Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры. В ж. Социально-гуманитарные знания», 1999, 5, с. 22-31
  7. Хинцен Г. — История и истории. Образование взрослых и прогресс: 25 лет институту международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов. М., 1996, 448 с., с. 9-55
  8. Хухлаева О. В. — Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., Академия, 2002
  9. Канатов А. И. — Интеллектуально-личностное развитие взрослого и его обучаемость. Андрагог в открытом обществе. Материалы российско-польского семинара. СПб-Иркутск-Plock, 2000, 242 с., с. 68-73
Окончание
Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Александр Левинтов: Октябрь 18-го. Продолжение

  1. “Старость — опасный период, не такой, разумеется, как подростковый, но все же допускающий известные сюрпризы. Старики порой расслабляются, и вместо того, чтобы собраться с последними силами, и выложиться на финишной прямой — сходят с дистанции. Кто-то пускается в доступные ему тяжкие, кто-то, подобно герою чеховской «Скучной истории», деморализуется. Проживший 94 года Бернард Шоу писал в этой связи: «Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается все; а старости, которая все себе прощает, ничего не прощается»…
    (Истолкование от противного -«Хайей Сара» — Арье Барац
    Скучная история, Мастерская)
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Желаю Вам А.Е., здоровья, много сил и удачи.
    Помню, давным-давно, навещая родных в пригороде Хайфы, прохлаждался в районном клубе здоровья и слушал историю главврача из Петрозаводска, чей опыт, увы, НЕ был востребован в Израиле.
    А.Л. — “вот селёдочка с картошкой — всё путём,
    остальное думами рассею…”
    умирать не время, подождём,
    я ещё не ведел ни Енисея,
    ни Стеньки Разина, ни Елисея

    1. Сегодня в Блоге (+ Гостевая) Виктор (Б.) поместил
      стихотворение Алексея Цветкова —
      “за ближним востоком есть дальний восток…”
      По неизжитой привычке строит. прораба,
      соединявшего ~ ¼ века подрядчиков из Прибалтики
      и Ср.Азии с субподрядчиками Востока 🙂 , решился поместить,
      как комментарий, под вашей работой.
      Если что не так, легко убрать (оба ком-рия)
      * *
      за ближним востоком есть дальний восток
      там был в старину император жесток
      из жителей жег смоляные огни
      чтоб ночь со стены освещали они
      а днем подмываемый ленью
      был слаб к соловьиному пенью
      за ближним востоком есть дальний восток
      там новые сутки пускают росток
      давно император вмурован в скалу
      но в чанах начальники месят смолу
      вперяя чиновные очи
      в чертог наступающей ночи
      за ближним востоком есть дальний восток
      там птица садится на шаткий шесток
      там ходят у самой рассветной каймы
      примерно такие же люди как мы
      по каменным стенам и башням
      огнем полыхая всегдашним

Добавить комментарий для Aleks B. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.