Иосиф Келейников: Возвращение со смартфоном к И.С. Тургеневу

Loading

Заблудились ли мы во Вселенной? Или неосознанно добираемся до сути, а Бог, еврейский Бог, помахав нам вослед, подслушивает Хокинга?

Возвращение со смартфоном к И.С. Тургеневу

Иосиф Келейников

 Иосиф Келейников Кваканье, мычание, чириканье… И вдруг — Слово! А слову нужен простор. Радио, телефон, Интернет… И вдруг — молчание! Ни возни, ни визга. Наши детишки перестают общаться. Сидят на спортивных площадках, уткнувшись в смартфоны. Каждый сам по себе. По светящемуся экранчику скользят нежные пальчики. Сплошь — аутисты. Птички поют, а тишина страшная.

Слова окунаются в мысли. Мысли тонут в подсознании. Безмятежно. Без паники, без кваканья и чириканья. Вчера — миллиарды лет эволюции. Сегодня — сновидный апокалипсис. Завтра — мудрое молчание.

Не об этом ли думал Тургенев, подслушавший разговор двух гор по обеим сторонам небосклона — Юнгфрау и Финстерааргорн? А диалог-то был серьёзный. От реплики до реплики тысячи лет — одна минута:

— Всё ещё копошатся козявки, знаешь, те двуножки, что ещё ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня…

И ещё тысячи лет — одна минута:

— А теперь?

— Теперь хорошо, опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь… Везде наш снег и лёд. Застыло всё. — Хорошо теперь, спокойно.

А наши детишки уткнулись в смартфоны. Им не до Тургенева. Да и масштабы уже не те. Не альпийские вершины перекликаются друг с другом, а каббалисты со Стивеном Хокингом. Миллиарды лет — один мизерный миг. От взрыва до коллапса. Пульсация… Наноастрофизика… И до Бога так близко, что дальше некуда.

Где же мы сейчас? Как недавно звучал Ланнеровский вальс, и гасли свечи! Как хороши и свежи были розы!..

Заблудились ли мы во Вселенной? Или неосознанно добираемся до сути, а Бог, еврейский Бог, помахав нам вослед, подслушивает Хокинга?

Дети, не торопитесь! Выключите смартфоны на тысячи лет — одну минуту! Почитайте Тургенева, а потом скажите нам, старикам, что нас ждёт!

Дети что-то знают, но ничего не скажут… Слов-то нет… Экраны смартфонов просвечивают нежные пальцы, озаряют непроницаемые лица. Дети так далеко от нас, что ближе некуда…

Но это всё — лирика. Патриархальная ностальгия. Прошлое известно и дорого. Будущее неизвестно и опасно.

Отсюда и нынешние тревоги: канцерогенное облучение, пагубное воздействие на психику. С первым пусть разбираются онкологи. Нас интересует психическое здоровье. Давайте, подумаем о некоторых предостережениях современных психологов, интеллектуалов и добропорядочных обывателей.

К. Холмов, ст.н.с. лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС сообщает:

«…радиус активности детей с 1970 года сократился на 90 процентов». «…если взаимодействие с живыми людьми сведено к минимуму, а физический мир заменяется виртуальным, если запоминать информацию нет нужды, потому что всё можно найти в Интернете, то участки мозга, отвечающие за память, самоконтроль и т. д., атрофируются за ненадобностью».

Однако, автор замечает, что

«мы живём на высоких скоростях: очень быстро происходит обмен информацией, наблюдаются изменения во многих областях, и человеку нужно уметь к ним приспосабливаться. Так вот, у тех детей, которые активно пользуются гаджетами и компьютерами, гораздо сильнее развиваются структуры мозга, позволяющие быстро переключаться на разные задачи и отслеживать сразу несколько процессов — управление проектами, современные СМИ или другая работа с информацией». Автор оптимистичен. Предполагая, что «в будущем одиночество, тревожно-депрессивные нарушения будут превалировать над остальными типами расстройств,»

он полагается именно на гаджеты, которые будут снижать уровень тревоги и эмоционального напряжения.

Получается, что создав некую компьютерную программу, мы волей-неволей позволяем ей перестраивать свои ассоциативные процессы в мозгу, так, чтобы задачи решались максимально быстро и точно, не отвлекаясь на излишне соблазнительные закоулки и тупики. И это только начало психической перестройки, цель которой — молниеносное рациональное мышление на квантовом языке. Для этого существуют резервные структуры мозга. Именно пробуждение этих резервов провоцирует психические нарушения в виде депрессий, тревожности, неадекватных эмоциональных реакций. Ползающие младенцы приспосабливаются к потоку информации благодаря защитным биологическим механизмам: надо выживать. Те, кто боятся, игнорируют или консервируют эти резервы, обречены оставаться в первобытных кущах. Говорят, что в кущах до сих пор живут африканцы.

Не следует тревожится и по поводу атрофии самоконтроля и памяти. Разве не достаточно запечатлевать информацию непроизвольно, в обход сознания, которое, увы, под влиянием эмоций создаёт массу информационного шума? Так ли необходимо вызубривать таблицу умножения, если проще пользоваться электронным арифмометром? Каковы тайны генетической памяти? Не пора ли всерьёз заинтересоваться людьми, способными производить молниеносные расчёты по умножению или извлечению корней любых цифр: не пробуждаются ли в них те самые резервы? И, наконец, мой бараний вопрос перед новыми воротами: не следует ли считать мозг неотъемлемой подсистемой Системы Мироздания, а каждую функцию мозга рассматривать как единство Всего, и только с этой позиции оценивать частности?

Что касается снижения сексуальной активности, так это — протест биологической эволюции: она всеми силами цепляется за атавистический животный мир. Как следствие, — искусственное оплодотворение и генная инженерия с одной стороны, а с другой — анорексии, половые извращения и операции на половых органах. Протест отразился и на искусстве: задолго до компьютеров рафинированную красоту классицизма пытались подорвать и Босх, и Пикассо, и Дали, и Дикс, и Малевич, и примкнувшие к ним Бодлер, Кафка, Шнитке, и все те, кто был разочарован искусством и оторопел перед естеством. Искусство на глазах рассыпается на мелкие осколки «концептуализмов». Перед нами открывается грандиозная перспектива Рациональной Информации. Мир алгоритмов, о котором пишет Ю. Харари («Homo Deus», М., 2018). Нам остаётся набраться смелости и идти вперёд с чувством благодарности за биологическое прошлое с его Ланнеровским вальсом и Сикстинской капеллой. Проблемой «отцов и детей», вернее детей и родителей, обеспокоена и Е. Чеботарёва, доцент Департамента психологии НИУ «ВШЭ»: дети позже взрослеют, не стремятся к самостоятельности, не усваивают ролей мужчин и женщин в семье и обществе. И это беспокойство исходит из атавистических чувств. На самом деле дети и взрослые отстают в биологических функциях и быстро развиваются в сфере информации.

Интеллектуальный и технологический прогресс необорим, благословен и ждёт нашего сотрудничества. Метафорические альпийские горы Тургенева могут быть спокойны: мы возвращаемся к ним, но уже совсем не козявками. Мы возвращаемся домой.

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Иосиф Келейников: Возвращение со смартфоном к И.С. Тургеневу

  1. Да, Харари эрудит. Но чем шире диапазон эрудиции, тем менее отчётливы границы и перспективы. Вот он и теряет ориентацию. Но эта потеря хороша тем, что вызывет апетит к запредельному. Пусть ищет почву под ногами и нас подзуживает.
    __________________________________
    Что там у него с его «ориентацией», это другой вопрос. А я спрашивала вот о чем. Согласно Харари, все можно будет облечь в формулы, вывести алгоритмы, уже сейчас машины сочиняют стихи, музыку. Оказывается, между музыкой Баха и сочинениями эстрадных композиторов разница лишь в количестве информации и ни в чем больше.
    А как в этот мир информации вписать древнейшие духовные учения с их медитативной практикой, расширяющей границы индивидуального сознания, и постижением истин совсем другого масштаба? Вот такой возникает вопрос, но Харари этого не касается, хотя отдает в своей жизни предпочтение им.

    1. Инна, думаю, что от древнейших до современнейших духовных учений одна дорога. Дорога сбора, обработки и обмена информации. Кажущее снижение духовности, наверно, объясняется увеличением осадка отсталых и сопротивляющихся. Косвенно, или между строк, Харари пишет об этом.

  2. Очень хорошо! Впрочем, как всегда.

    Действительно, было бы странно надеяться, что наши внуки будут нашим продолжением — в смысле традиций и предпочтений. Между нами — грань. Как станок Гутенберга и появление книги изменили мозг человека, так же и компьютер и особенно смартфон. Впрочем, какое там «так же»! Трансформация невиданных масштабов! Современным подросткам труднее фокусироваться, читать большие тексты, понимать юмор, подтекст и абстракцию. Но легче схватывать на лету детали, делать несколько заданий одновременно (multitasking). Они не боятся потоков информации и прекрасно ориентируются в них. И очень телефонозависимы. Если вдруг на три дня человечество останется без мобильной связи, они перевернут планету верх тормашками.

  3. Да, Харари эрудит. Но чем шире диапазон эрудиции, тем менее отчётливы границы и перспективы. Вот он и теряет ориентацию. Но эта потеря хороша тем, что вызывет апетит к запредельному. Пусть ищет почву под ногами и нас подзуживает. Думаю, что противоречие сенсорного и экстрасенсорного не в мироздании, а в нашем узком понимании. В самое ближайшее время пошлю Берковичу комментарии на его первые книги. Страниц пятнадцать. Многовато. Не знаю куда Беркович их поместит, в блоге или в мастерской.

  4. Михаил, за творчество можно не беспокоиться. Оно осуществляется интеллектом. Чувства создают положительную ауру, они — реактор творчества. Возможно, без чувства новизны можно прожить, а вот без овладения информацией можно существовать долго, но на тараканьем уровне. Накопление информации резко ускоряется. Современные гаджеты ещё не плоды, даже не цветочки, а завязи. Когда мы соединимся с гаджетами, мы станем киборгами. А тупик… он в нашей голове. Это не я сказал.

  5. Может и неплохо, что у людей развивается способность мгновенно овладевать иформацией, но как насчет творчества? Ведь без него, без новизны мы попадаем в тупик! А с гаджетами мы только потребляем, но НЕ создаем информацию. Михаил Поляк.

  6. Перед нами открывается грандиозная перспектива Рациональной Информации. Мир алгоритмов, о котором пишет Ю. Харари («Homo Deus», М., 2018).
    _____________________________________
    Полета фантазии у Харари не отнять. Мир алгоритмов, искусственный интеллект, роботизация, датаизм, генная инженерия – чего только нет в его книге. Человек предстает каким-то полностью управляемым и подконтрольным механическим существом, разъятым на ДНК, молекулы, химические структуры.
    Но вот сам Харари в течении пятнадцати лет, как он пишет в «Благодарностях», практикует медитацию Випассана, которой его обучил сам Шри Сатья Нарайян Гоенка, и которого он в первую очередь благодарит.
    Как вам кажется, Иосиф, нет ли тут противоречия? Читаешь-читаешь книгу, а потом вдруг раз! и наталкиваешься на две строчки о парапсихологических феноменах и экстрасенсорном восприятии. И совершенно очевидно, что он не чужд этому. Но он оговаривается, что таких людей объявляют или ненормальными или наркоманами. Что вы на это скажете?

Добавить комментарий для Inna Belenkaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.