Александр Левинтов: Ноябрь 18-го. Окончание

 357 total views (from 2022/01/01),  1 views today

В своё время Госплан СССР заявил, что работы, использующие данные ЦСУ СССР, рассматриваться не будут. Российская же гос. статистика отличается от советской тем, что а) коммерциализирована до полной, панельной продажности, б) представляет собой дырявое информационное сито, и в) не вызывает никакого доверия.

Ноябрь 18-го

Заметки

Александр Левинтов

Окончание. Начало. Продолжение

К происхождению понятия «продюсер»

Генезис любого понятия таится в этимологии слова, стоящего перед этим понятием.

Казалось бы — очень тривиальная фраза.

Увы, в несчастном (а вовсе не великом и могучем) языке уже более века слова и понятия, как правило, сильно расходятся. В методологическом сообществе это называется понятийной катастрофой и, начиная с середины 80-х основные интеллектуальные усилия методологов сосредоточились на понятийной работе, на восстановлении и построении понятий, на возвращении русскому языку понятийности. Исторически это понятно и объяснимо — именно тогда мы начали своё возвращение в мировое сообщество, в общемировую культуру и историю.

И можно только сильно пожалеть, что этот фронт был практически брошен — страна вернулась к своему одиночеству и противопоставлению себя всему миру. Остались лишь слабосильные крохи тех, кто всё ещё пытается говорить, писать и думать понятиями и смыслами, погружёнными в понятия.

Но это — всего лишь небольшой плач Ярославны в качестве предисловия или присказки.

Открываем Etymological Dictionary online:

producer (n.)
1510s, «one who produces;» agent noun from produce (v.). Of entertainments, from 1891; in political economy, opposed to consumer, from 1784 (Adam Smith).

impresario (n.)
«one who organizes public entertainments,» 1746, from Italian impresario «operatic manager,» literally «undertaker (of a business),» from impresa «undertaking, enterprise, attempt,» fem. of impreso, past participle of imprendere «undertake,» from Vulgar Latin imprendere, from assimilated form of in- «into, in, on, onto» (from PIE root *en «in») + prehendere «to grasp» (from prae- «before;» see pre-, + -hendere, from PIE root *ghend- «to seize, take»).

entrepreneur (n.)
1828, «manager or promoter of a theatrical production,» reborrowing of French entrepreneur «one who undertakes or manages,» agent noun from Old French entreprendre «undertake» (see enterprise). The word first crossed the Channel late 15c. (Middle English entreprenour) but did not stay. Meaning «business manager» is from 1852. Related: Entrepreneurship.

film-maker (n.)
also filmmaker, 1859 as a solution used in developing photographs, later «a producer of film for cameras» (by 1889), from film (n.) + maker. As «producer of a cinematographic work, movie-maker,» from 1905.

* * *

Шоу-бизнес как бизнес сформировался, согласно Этимологическому словарю, в середине 18 века в Италии (первое упоминание о слове «импресарио» относится к 1746 году). Мне мило, что это слово как-то связано с попыткой, с предвосхищением чего-то нового, необычного, зрителепритягательного. И, конечно, это рискованно, авантюрно и попахивает провалом, что, собственно, и происходило весьма регулярно на подмостках, аренах и в раёшниках.

18 век вернул человечество в мир игры, переодеваний, в мир азарта и потустороннего карточного мира, где мы, простолюдины, начинаем общаться и становиться сами королями и дамами, рыцарями-валетами и даже необычайно важными тузами, побивающими всех. Мы возвращаем себе карты как средство видения и предсказания судьбы и будущего. В 18 веке появляется, как массовое явление, итальянская опера, комедия масок, балаганные, цирковые и театральные зрелища. Даже в скучной и сумрачной России появляется театр, опекаемый сумасбродной монаршей милостью.

Антрепренер (первое упоминание — 1828 год) понимается как менеджер или промоутер театрального бизнеса. Лишь в 1852 это слово приобретает смысл «бизнес менеджер».

19 век — век профессионализма (спасибо братьям Гумбольдтам, создавшим университет, производящий массовые профессии). Появляются театральные профессии — актеры, режиссеры, художники, музыканты, антрепренеры. Это уже не авантюристы и искатели приключений на разные части тела, начиная с головы — это подлинные предприниматели, как их описывает Й. Шумпетер (предпринимательство — деятельность по порождению новой деятельности): появляются новые театральные жанры и новые виды театра: оперетта, варьете, кабаре, ревю, а позже — мюзикл. Появляется шоу-капитализм, делание денег и капиталов на развлечениях. Публика превращается из толпы зевак, имеющих хоть что-то в кошельке или кармане, в объект изучения и маркетинга.

Кинопродюсер родовым, корневым образом связан и с театральным антрепренером и с фотографом: фотограф-фильммейкер появился на сцене в 1859 году, в съемочном кинопавильоне — в 1889 году, а как непременный участник процесса кинопроизводства — в 1905. Следует обратить внимание, что только кино в шоубизнесе мыслится как производство: театр, цирк, спортивные зрелища, художественные галереи — не производства, здесь крепко настояно на искусстве и мастерстве. Именно. Начиная с кино, можно говорить о продюсинге как процессе. И как всякий производственный процесс, кинопродюсинг распадается на процедуры и операции, следовательно, технологизируем:

— скрипт,
— сценарий,
— кастинг,
— съемка,
— монтаж,
— озвучка,
— прокат.

Ни в чем этом продюсер не участвует — он занимает относительно этого управленческую и/или предпринимательскую позицию.

Следующий шаг, даже два шага на пути продюсинга совершает Давид Сарнов: в 1922 году он запустил радиотеатр и радиоконцерты как глобальный социокультурный феномен, а в 1939 году — телевещание как коммерческий проект. Собственно телепродюсинг стал настоящей диффузией кинопродюсинга.

И мир замер в ожидании дальнейшей диффузии: появились музейные и галерейные продюсеры, продюсеры зрелищ, спортивные продюсеры. Всё, что не укладывается в промышленное или сельскохозяйственное, материальное производство, стало — актуально или потенциально — подвластно продюсингу, всё, включая проектирование (вспомним американца Альберта Кана в СССР), образование и науку.

Волею судеб в 90-е годы я сотрудничал в нескольких выборных PR-кампаниях, одну даже возглавлял и попытался описать политтехнологии. Безусловно, политический продюсинг есть и имеет право на существование. Жаль, что у нас так быстро оброс грязью и откровенным криминалитетом: власть, использующая власть для удержания своей власти, преступна.

Таким образом, продюсинг распространился и распространяется на всю сферу гуманитарного производства, создавая свои гуманитарные технологии, отличающиеся от материальных технологий спонтанностью, протуберанцами творчества, непредсказуемостью, свободой и флексичностью.

Научный продюсинг — устройство

На этот счёт уверенно опираться я могу лишь на собственный опыт, поскольку в течение почти десяти лет работал в Лаборатории региональных исследований и муниципальных программ (РИМП), созданной мною же. Понятно, что это — весьма специфический и индивидуальный опыт, но он был изложен в статье [Левинтов А. Е. Особенности и принципы менеджмента и маркетинга региональных и социогеографических исследований в разработках. Известия РАН. Серия географическая, 1995, №2, с. 114-118] в весьма почтенном научном журнале «Известия РАН. Серия географическая», № за 1994 год, стр. и получил свою долю сочувствия и понимания коллег-географов.

Научный продюсинг как управление технологическим процессом

Научный продюсинг начинается задолго до начала собственно исследований и заключается в формировании некоторого имиджа исследователя, а также в поиске потенциального покупателя/заказчика. При этом, довольно быстро становится понятным, что, кто бы ни был покупателем/заказчиком, потребитель, стоящий за ним, значительнее и важнее, и что это всегда — самозаказ, инициатива исследователя, гораздо более взыскательная и требовательная, нежели любой заказчик.

Именно поэтому практически во всех договорах на НИР имелся пункт, предусматривающий оплату (в размере 10% от всей стоимости работы) на теоретико-методологические и понятийные разработки, строго говоря, заказчику совсем не нужные, но необходимые как научный багаж исполнителей и как основание деятельности, разворачивающейся в ходе реализации НИР…

Разумеется, фигура заказчика (в договорах всегда — Заказчика, хотя денег это не прибавляет) очень важна:

— это должен быть платежеспособный субъект;

— он должен находиться в достаточно витальной и острой ситуации, нуждающимся в помощи и поддержке;

— должен быть здравомыслящим и понимающим: он должен понимать, что имеет дело с интеллектуальным процессом, а не производством мухараек, и его первоначальные представления о конечном результате, и представления исполнителя могут сильно разниться с реальным результатом, что результат вообще может оказаться отрицательным (мы все — ужасные трусы и мастерски умеем самообманываться: придумывать позитивные результаты даже там, где они отрицательны с очевидностью).

Собственно исследование как технологический процесс может быть разбит на следующие этапы и процедуры:

SEARCH (поиск, изыскание)

— литературный и библиографический поиск: какой бы узкой или авангардной темой ты ни занялся, очень быстро выясняется, что по данному вопросу имеется бездонная литература, в которой надо найти:

а) ценную информацию,
б) неожиданные аспекты рассмотрения,
в) теории и модели, желательно несколько,
г) лакуны и пустоты, которые и надо заполнить.

Полнота библиографического поиска — сама по себе необычайная ценность; при работе над Крымской программой были привлечены лучшие библиотекари и библиографы Москвы, которые собрали в Москве, Киеве и Крыму библиографию в несколько тысяч единиц;

— информационный поиск: как ни странно, Интернет в этом смысле практически также пуст, как и наша отечественная горе-статистика; чаще всего информацию и статистику приходится создавать самому за счёт наблюдений, соц. опоросов, глубинных интервью и т. п.;

— поиск освещённости в СМИ и СМК (средства массовой коммуникации, например. Интернет);

— поиск исполнителей (никогда команда исполнителей не формируется заранее или сразу);

— поиск реальных потребителей (помимо и поверх заказчика) и каналов реализации.

RESEARCH (исследование, рефлексия поиска)

Реально исследование может идти параллельно, на полях поиска: мысль остановить невозможно. Однако оформление исследования всё-таки проходит последовательно за изысканием.

Исследование имеет два независимых и параллельных направления:

development mastering
появление новых знаний и представлений, моделей, теорий и макетов

появление новых проектных и предпроектных идей

расширение и смещение рамок, деятельностных и мировоззренческих

появление новых методов, способов, путей и средств исследований

появление нового методологического аппарата и арсенала

проблематизация и дефектная ведомость НИР

расширение и углубление понятийного аппарата

Mastering — второй уровень рефлексии, возможный только, если имеет первый уровень рефлексии относительно изысканий, development.

Окончание собственно НИР означает начало следующего, реализационного этапа, также достаточно технологизированного:

— практическая апробация,
— внедрение результатов НИР через образование.

Иногда эти два типа реализации сливаются. Так, например, социально-экологический мониторинг в Горном Алтае был построен, а строительство Катунской ГЭС, из-за которой и был затеян СЭМ, было отложено на неопределённый срок — так появилась идея Горноалтайского Экологического Университета.

Другим примером подобного слияния является Серебряный Университет.

Место продюсинга в науке

Продюсер — ключевая фигура на предварительном этапе, но не центральная: центральная фигура, имидж и авторитет — научный руководитель НИР. Это он, научный руководитель, является для заказчика залогом успеха и гарантом качества.

Продюсер играет второстепенную, штрих-пунктирную роль в собственно НИР: он отвечает за поиск исполнителей, поиск освещённости в СМИ и СМК, реальных потребителей.

Продюсер становится решающей фигурой тогда, когда НИР закончена. Его главная печаль и забота — не дать работе лечь на архивную полку, чтобы умереть, дать ей жизнь. Его фронты: PR и реклама, интервью и обсуждения, проведение семинаров и конференций, но самое важное — образовательные курсы и программы для привлечения к осуществлённой НИР и её результатам свежих новых и энергичных сил. Всё это — более, чем осмысленно, если… ещё не найдена сфера применения и использования НИР. Если эта задача решена на доисследовательском или исследовательском этапах, в целях обеспечения конкурентных преимуществ необходимо придание работе статуса конфиденциальности и закрытости. И это установление степени секретности также — прерогатива научного продюсера.

Функции, назначение и употребление научного продюсинга

Маркетинг — это не продажа того, что ты можешь производить, а производство того, что ты можешь продать.

Чья-то очень правильная и умная мысль

На наш взгляд, научный продюсинг должен выполнять следующие функции:

— менеджмент научно-исследовательских работ в условиях неопределённости результатов и их практической пригодности;

— маркетинг, прежде всего понимаемый как социология внедрения;

— бюджетирование (времени, финансов, людских и интеллектуальных ресурсов, материально-технических ресурсов);

— целеполагание и осмысление в условиях goal-целей (целей с неопределенным описанием образа результата и путей его достижения);

— PR и реклама в случае, если область и способ применения до или в ходе исследования не найдены.

Понятно, что в плановой и централизованной экономике, каковой по преимуществу остаётся российская, возможности и надобность в научном продюсинге сильно ограничены, но именно поэтому необходимы значительные усилия по его формированию и становлению.

Научные знания -товар весьма скоропортящийся и долгому хранению не подлежит. Кроме того, этот товар обладает удивительным свойством — нарастать по мере употребления, но — при определённых условиях. В настоящее время торгуют уже не научными разработками и опытными образцами, а хорошо налаженными и достаточно раскрученными бизнесами, имеющими массовый и устойчивый спрос, саморазвивающимися и высококонкурентными.

Современный научный продюсинг должен предлагать спросу готовые и хорошо сколоченные коллективы, обоймы, команды, способные не только вести тот или иной бизнес, основанный на НИР, но и воспроизводить, мультиплицировать себя.

Тьюторство как терапия
(заметка на полях)

Это было в декабре 1984 года. Мы шли ранним, как всегда в это время года, туманным утром не то Босфором, не то Дарданеллами — после вчерашнего это было достаточно всё равно: голова болела ужасно. Фарватер жался к левому, европейскому берегу пролива так близко, будто плывешь по реке. Из рванины тумана и абсолютной, ватной тиши утра возник маленький деревенский причал, рассчитанный скорее на лодки, чем на суда. Над причалом, как положено, на растяжке название портопункта на двух языках. Латиницей было написано ТHERAPIA — и головную боль как рукой сняло. Я понял, что мы только что прошли местный курорт, давший название самой гуманной отрасли медицины.

Примерно в те же времена я увлекался кумранскими ессеями и читал всё, что касалось их. У Филона Александрийского, в частности, прочитал об особой секте ессеев, которые называли себя терапевтами и действительно творили чудеса врачевания людей — но не тел, а их душ.

Тут нет никаких аналогий и аллегорий: учитель даёт знания и формирует такие интеллехии как мышление, логику, онтологию (воздействует на мировоззрение, в отличие от него тьютор помогает развитию другой интеллехии — понимания, которое не универсально, как универсальны знания, законы мышления и логики, а всегда индивидуализировано и потому уникально. Учительство — процесс трансляционный, с односторонним движением (у учителя происходит накопление в ходе учения не предметных, а педагогических знаний и умений), тьюторство — коммуникативный процесс двустороннего взаимопонимания, двустороннего потому, что понимается в основном не объект, а субъект понимания.

Терапевтическое (в ессейском понимании терапии) тьюторство сродни консалтингу — и та и другая помощь строится на особых средствах и способах работы, отличных от педагогических и пропедевтических. Консалтинговые средства «таинственны» тем, что индивидуализированы и представляют собой личное достояние, личный капитал консультанта и тьютора, а потому и не разглашаются, по большей части. Научить, транслировать тьюторские и консультационные средства и техники, инструментализировать их, можно лишь в самом общем виде — и в этом одна из коренных проблем распространения тьюторства, а равно и одна из причин распространения в тьюторской, консультационной и терапевтической практике шарлатанства — тут простор для кашперовских, чудо-бизнесе-консультантов, в том числе методологизированных, а также совершенно безответственных тьюторов-заклинателей.

Пособие по безработице

В 2004 году я потерял работу, и кто-то из друзей посоветовал мне обратиться в государственную службу по выплате пособий по безработице в нашем городе. Я нашёл эту контору и без затей, в течение восьми месяцев, получал каждую неделю чек на 400 долларов в обмен на заполненный бланк, подтверждающий, что я ищу работу и рассылаю резюме. 1600 долларов чистыми в месяц — не бог весть какие деньги, но нам вдвоем этого вполне хватало на жизнь и оплату квартиры. Конечно, я ещё немного подрабатывал, потому как привык жить не на одну зарплату, но подрабатывал очень умеренно, будучи трусом и человеком не законнопослушным, но старающимся казаться таким.

Вспомнилась мне моя американская безработица неслучайно.

В России пособие по безработице выплачивается 24 месяца, но это — совершенно бессмысленный срок, поскольку размер пособия установлен в 850 рублей в месяц или 13 долларов. Для пущей наглядности: это эквивалентно двум килограммам мяса или литру водки среднего качества, или килограмму какой-нибудь краковской колбасы, или 13 килограммам картошки, или… Один саратовский депутат-коммунист, чтобы опровергнуть мнение местного министра не то экономики, не то соц. защиты (барышню за это мнение уволили) попытался протянуть месяц на «прожиточный минимум» в три с половиной тысячи в месяц. Депутат сильно потерял в весе и здоровье, убедился, что даже месяц на таких харчах не вытянешь, а ведь на 850 рублей предлагается не только питаться, но и платить за квартиру, ездить в поисках работы и иметь иждивенцев. Как это всё умещается в 13 долларах и головах наших верховных, понять невозможно.

Премьер-министр Медведев на днях торжественно провозгласил: с февраля месяца пособие по безработице увеличится почти вдвое и будет составлять 1500 рублей как минимум, 8000 — как максимум.

И вот с такой экономикой, с таким отношением к своему народу, эти хотят развязать Третью мировую, чтобы на неё и Запад списать все свои грехи, преступления и бездарность.

P.S. Гос. затраты на науку и образование в очередной раз рухнули. Нам, работающим пенсионерам, вновь заморозили повышение пенсии, несмотря на инфляцию. Более того, опять рассматривается вопрос о лишении нас пенсии — уже не в Думе, а просто в министерстве труда и соц. защиты, не законом, а простым циркуляром. С Нового года цены начинают фронтальное наступление — ни один товар не останется не месте, подорожает всё, кроме одного, подешевеет человеческий труд, заметно подешевеет.

Мы бодро идём

В Интернете появилась новая компьютерная игра: Третья Мировая Война. Весь мир ополчился против несчастной России и долбит её всеми видами вооружений в реальном времени. Выбери себе имя и участвуй, спасай Россию от всемирного зла.

И какое имя ты бы ни выбрал, ты победишь, пусть и ценой десяти собственных жизней. Игра-стрелялка рассчитана на тинейджеров и студентов. К концу игры они прекрасно начинают разбираться в цене, мощности и убойной силе каждого вида вооружений: танков, самолетов, ракет, подводных лодок, спутников, вертолётов. Игра показывает им, что Россия непобедима и что весь мир одолеть можно, запросто, пусть и за счет собственных десяти жизней.

Но это — чёрт с ним, кому охота терять за вечер десять собственных жизней, пусть тратят на эту игру хоть каждый свой вечер. Но в этой игре нет ни слова, ни кадра про потери мирных жителей. Их в игре просто нет.

И это и есть идеология и военная доктрина государства под названием РФ: мы раздолбаем всех своих врагов, но среди них как бы нет и не будет мирных жителей, ведь они — не более, чем малозаметный элемент ландшафта в театре военных действий. То, о чем даже помыслить запрещается: мы будем воевать армиями против армий, оружием против оружия, а то, что жертвами войны станут не хорошо и надёжно защищённые военные и тем более власти, а мы — безоружные и беззащитные, и они -такие же безоружные и беззащитные, все те, кого советская пропаганда называла миролюбивыми людьми. Западных жителей несомненно будут защищать и спасать и даже, возможно, некоторую часть спасут — нас защищать никто не думает, не собирается и, конечно, не будет — нет такого в военной доктрине РФ. Мы заведомо обречены.

И еще — очень важная пропагандистская уловка, которой так ловко пользовался в своё время Гитлер: Россия — обижаемая всеми страна, россияне — обижаемые всеми люди. Но — последние станут первыми, потому что бить надо первым, потому что наша земля и всё, что в ней зарыто, у нас хотят отнять, а нас заставить работать. Мы лучше умрем, а еще лучше убьём всех, но работать не будем и вымрем — последними, непременно последними, после всех хотя бы на полчаса, ведь у них всего по одной жизни, у всех, а у нас — по десять на каждого.

Дети и подростки, молодёжь играют в войну, в которую их подталкивают взрослые негодяи, дети играют в смерть, которую им готовят: ужасную по своей массовости и лютости.

Вот вполне вероятная картина: в вагоне метро сидящие играют в Третью мировую, а наверху она уже началась, очередная ракета попадает в этот туннель — и две войны сливаются в одну.

И мы молчим? мы — допускаем? — мы такие же мерзавцы, как и эти поджигатели.

«Никогда такого раньше не было — и вот опять!»

Режим Путина задышал на ладан и когда-никогда кончится. Самым бесславным образом, если со смертью своего изобретателя и носителя, в кругу закадычных врагов и с их, разумеется, помощью, не своей, но похожей на свою, смертью. Пропоют славу, как Соловью Разбойнику, не сразу, конечно. Не на следующий день, но проклянут со всех амвонов и навешают на него грехов, втрое тяжёлых, что этот мерзавец натворил.

А потом.

А потом взойдёт ещё чья-нибудь омерзительная звезда, и люди скажут: «Никогда такого раньше не было — и вот опять!».

И ведь так было во всю нашу диковинную и страшную историю: был Иван Грозный, Ioann Terrible, казалось, ужаснее и не придумаешь, а за ним — на общую погибель детоубийца Годунов, царствование которого перешло в Смуту и эпоху Лже-Димитриев.

За Тишайшим, казнившим протопопа Аввакума и тысячи староверов, прославивший своё время Расколом и бунтами: медным, соляным, разинским и другими, пришёл Бешеный, Пётр I — и пошло-поехало: то царь-цареубийца (Екатерина II, Александр I), то убиенные Иван V, Пётр II и III, Павел I, Александры II и III, Николай II. Из 19 российских императоров 10 — убийцы или убитые.

Из советских правителей тоже далеко не все ушли добровольно — свергнуты либо убиты: Ленин, Рыков, Троцкий, Сталин, Маленков, Хрущёв, Горбачёв. Ельцин.

Не вдаваясь в подробности нелегитимности власти и переходов её от одного к другому, следует отметить: это государство всегда было разбойничьим, агрессором и оккупантом, неспокойным внутри и беспокойным для дальних и ближних соседей.

И невольно затевается сомнение: а имеет ли оно моральное и любое другое право на существование?

Мне представляется, что проявление истинного патриотизма России как страны должно проявляться в неприятии государства российского и пожелания ему скорейшего исчезновения с лица земли.

И даже не надо дробить и крошить его на мелкие фрагменты, как это было сделано с СССР: живого здесь ничего уже не осталось. Люди, к сожалению, развращены бездельем, вороватостью и стяжательством до безобразия. Их надо лечить и приучать к нормальной жизни, к человеческим, а не чекистским отношениям, к самоуважению. А как будут называться эти резервации, санаториями или протекторами, неважно. Но люди, пока живы, излечимы, вполне излечимы. И если так, то через 5-10 лет, когда кончится этот кошмар, они будут вполне достойны к самоорганизации, самоуправлению и самостоятельному существованию — на своей земле, но совсем в другом государстве: государстве, которое они построят сами.

Бюджетные причуды

Чем дальше, тем российская экономика становится всё более непредсказуемой, удивительной и необъяснимой, по крайней мере, в экономической действительности. Все объяснения — за пределами хозяйственной деятельности.

Вовсе не получают никаких дотаций Петербург и Москва, Московская и Ленинградская области, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, Татария, Калужская, Самарская, Свердловская области и Сахалин.

Первые четыре из названных — типичные нахлебники и дармоеды, крово- и сокососущие. Зачем им дотации, если Газпром, Роснефть, Норильский Никель, РусГидро, Русал, Росатом — все монополии и холдинги сидят здесь, платят сами себе налоги, зарплаты — миллионами в день — получают здесь. Тюмень, Салехард и Ханты-Мансийск — это нефть и газ, нефте— и газоповоды, Казань, Самара и Екатеринбург — монстры ВПК, Калуга удачно использует своё географическое положение и весьма привлекательна для европейских инвестиций, а вот Сахалин… здесь самые заоблачные розничные цены, самая вывозная экономика, отсюда — бегут.

Посмотрим десятку лидеров по дотациям:

субъекты дотации Численность населения Дотации на 1 жит.
млрд. руб. место тыс. чел. место[1] тыс. руб. место[2]
Дагестан 60266 1 3064 2 19669 6
Якутия 46907 2 964 8 48659 3
Камчатка 37390 3 316 10 118323 1
Чечня 30441 4 1437 6 21184 4
Алтай 26838 5 2350 4 11420 7
Крым+ Севастополь 23279 6 2343 5 9936 8
Ставрополье 22083 7 2801 3 7884 9
Бурятия 19875 8 984 7 20192 5
Тыва 16933 9 322 9 52587 2
Башкирия 15612 10 4064 1 3842 10

Дагестан и Чечня, в отличии от других кавказских республик, ведущих малоподвижный и интровертный образ жизни, угрюмый и нищенский, доят Россию дважды: дотационно и торгово-криминальным образом.

Густо населенные и, в общем, аграрные, кормящие Европейскую Россию и Сибирь, Ставрополье и Алтай, традиционно дотационные, потому что со времен Ленина поставлены в несправедливые ценовые условия.

Крым — головная боль и финансовая дыра, которую не залатать. Соседний Краснодарский край, где рекреационное убожество — просто кричащее, тем не менее процветает, а Крым — всё далее и далее от цивилизации.

Якутия со своими алмазами, золотом, углем и лесом не в состоянии жить самостоятельно. Её беспощадно грабят, не в пример ЮАР и Ботсване.

Бурятия, сколько себя помнит, всю жизнь была в отстающих и отсталых. Единственное своё богатство, Байкал, она стремительно теряет — в стоимостном выражении.

Крошечная Тыва должна молиться на своего Шойгу, потому что, кроме Сергея Кужугетовича Шойгу, у неё ничего нет. Вот только одолевает сомнение: а сколько рублей из этих 53 тысяч на человека в год доходит до собственно жителей Тывы?

На ещё более крошечную Камчатку дотации просто валятся: Кремлю очень хочется, чтобы крошечные Южно-Курильские островки жили как в Японии. Куда там! Строятся городки и городочки наподобие брошенных ныне северных городов-призраков. Это — мёртвые дотации.

Ну, и в заключение — как обухом по темени: это только то, что достаётся «советской власти», потому что основной поток бюджетных отчислений идёт по линии ВПК, армии и бандформирований типа Росгвардии.

___
[1] Среди перечисленных.
[2] Среди перечисленных.

Фантастическая география

Российская география, только в глазах советских географов бывшая передовой и лидирующей, безнадёжно отстала и от американской, и от европейской, и от азиатской — отстала настолько, что мы даже не видим их горизонтов, лишь тылы учебной — школьной и университетской — географии: передовые направления коммерческой, политической, социальной и художественной географии, географии человека нам уже не понять и не объять — как они это делают?

Одна из причин этого удручающего обстоятельства: информационная, в частности, статистическая катастрофа. Государство наше настолько изолгалось в своей гос. статистике, что в своё время Госплан СССР во всеуслышание заявил: работы, использующие данные ЦСУ СССР, рассматриваться и приниматься не будут. Российская же гос. статистика отличается от советской тем, что а) коммерциализирована до полной, панельной продажности, б) представляет собой информационное сито, к тому же дырявое и в) в результате не вызывает никакого доверия.

Так называемая ведомственная статистика откатилась ещё дальше и никаких независимых статистических бюро, институтов и служб в «рыночной» экономике России так и не наросло.

Другой видимой причиной стало обычное советское научное чванство: мы убедили сами себя, вопреки очевидному, что у нас — несомненный приоритет в фундаментальных исследованиях, коими мы называли довольно унылые региональные обзоры (так называемые «синяя серия». «голубая серия» и т. п. многотомья) с быстро устаревающей фактурой и фактологией, практически в рамках одной, весьма сомнительной теории ТПК и экономического районирования.

Есть, разумеется, и множество других причин, например, вынужденная, но самоизоляция, многодесятилетняя, породившая привычку вариться в собственном соку.

Одним из современных направлений современной географии является художественная география: художественное описание путешествий, географические аспекты wine writing, cousine writing, sport writing, theater writing, art writing, event writing. Во многих университетах география преподается не в привычных для нас Departmens of Science, а в Departmens of Letter & Arts. География такого толка доступна только богатым и состоятельным, готовым не зарабатывать географическим образом, а тратить на географию свои финансовые и денежные средства, не заботясь об отдаче этих расходов в виде доходов. География для комфортабельных приключений, развлечений и путешествий.

Единственное, что у нас, кажется, ещё осталось, если не в избытке, так в изобилии — это наша фантазия, точнее, наше воображение, то есть такое фантазирование, которое включает в создаваемые фантомы сознания самого создателя. Мы умеем жить собственными фантазиями и внутри собственных фантазий, наверно, потому, что обыденная реальность наша гораздо беднее этих фантазий, унизительно беднее их и нас самих, фантазёров.

Я далёк от идей «догнать и обогнать», но и плестись в хвосте — совсем не почётно и даже зазорно. Вот я и подумал о фантастической географии — описаниях несуществующих мест и народов, ландшафтов и городов, приснившихся, пригрезившихся, причудившихся.

Это должна быть именно география, а не селенография, венерография, марсография, галактикография или иксография неведомых никому миров.

И я вспомнил, что у меня даже наберется с десяток текстов, написанных в этом жанре: притч и сказок.

Не знаю, найду ли я себе сообщников, но даже, если не найду, всё равно поскребу по сусекам и наскребу эти тексты. Это и будет мой посильный клад в отечественную географию, по большей части унылую и готовую преклонить свою повинную на плаху цифровизации и числовизации всего и вся в этой стране.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария к «Александр Левинтов: Ноябрь 18-го. Окончание»

  1. Вспомнилась мне моя американская безработица неслучайно.
    В России пособие по безработице выплачивается 24 месяца, но это — совершенно бессмысленный срок, поскольку размер пособия установлен в 850 рублей в месяц или 13 долларов. Для пущей наглядности: это эквивалентно двум килограммам мяса или литру водки среднего качества, или килограмму какой-нибудь краковской колбасы, или 13 килограммам картошки, или… Как это всё умещается в 13 долларах и головах наших верховных, понять невозможно.
    :::::::::::::::::::::::
    Вот и появилась в “Интернете новая компьютерная игра: Третья Мировая Война.
    Весь мир ополчился против несчастной России и долбит её всеми видами вооружений в реальном времени. Выбери себе имя и участвуй, спасай Россию от всемирного зла…”
    Бей … этих.. как их там, ёлы-палы… спасай Россию…

  2. …убиенные Иван V, Пётр II и III, Павел I, Александры II и III,

    *************

    Уважаемый г-н Левинтов! Иван V был с детства очень болезненным и умер от естественных причин, Пётр II умер от оспы, Александр III — от быстро развившегося нефрита, который не сумели вовремя диагностировать.

    ======

    Из советских правителей тоже далеко не все ушли добровольно — свергнуты либо убиты: Ленин, Рыков, Троцкий, Сталин, Маленков, Хрущёв, Горбачёв. Ельцин.

    ****

    Ленин умер своей смертью, Сталин тоже (разговоры о том, что его убили не имеют под собой никакого основания). Троцкий никогда правителем не был. Рыкова и Маленкова можно к правителям отнести условно: власть реальная была у руководителей партии Сталина и Хрущева. Ельцин? — Как сказать

    1. Спасибо за уточнения с царями, мы с Вами ещё забыли Николая II и престолонаследника. Что касается советских персонажей, то Троцкий был бОльшим авторитетом, чем Ленин (см. «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида), но, я согласен, тут была полная неразбериха с авторитетами: Рыков занимал первое кресло в государстве СССР, а Сталин — всего лишь партийное.Потом партийный пост стал главным и т.п. кульбиты

    2. я вот, что забавное подумал: у советских лидеров по преимуществу была насильственная не смерть, а жизнь (Ленин, Брежнев, Черненко, Андропов, смерть Сталина также несколько дней скрывали «счастливое» исключение — Хрущев). Вот, может, и Путин давно бы уже хотел сдохнуть, а не дают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *