Ефим Богомольный: Сотворение Мира. Тора и наука

 406 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Шесть фаз развития Вселенной — «шесть дней» — разделяются на два цикла. Первый, связан с образованием инфраструктуры мира, необходимой для существования и благополучия человека. Второй, связан с возникновением животного мира и его кульминацией — появлением человека…

Сотворение Мира. Тора и наука

Публикуется а порядке дискуссии

Ефим Богомольный

I. Первый день. Согласно теории Гамова (1946г.), Вселенная возникла 15 миллиардов лет назад. «Большой взрыв», таким образом, является точнейшим воплощением сотворения из ничего. Эта теория построена на том, что эйнштейновская формула связи энергии и материи действует в обоих направлениях: не только материю можно превратить в энергию, но и энергия может быть превращена в материю. Первичный сгусток состоял из световой энергии того же типа, что излучается Солнцем, исходящей из темной огненно-плазменной смеси. Гамов предсказал, что у Большого взрыва должно быть во Вселенной остаточное излучение (радиация), которое может быть обнаружено. В 1965 году американские ученые обнаружили предсказанную радиацию. Библейское выражение «Да будет свет»(1.3) можно, следовательно, понимать как указание на первичный огненный шар — «большой взрыв» — возвещающий возникновение Вселенной. Библейские слова «И отделил Бог свет от тьмы»(1.4) можно истолковать как описание «отделения» света от темного источника.

II. Второй день творения посвящен образованию Солнечной системы. В настоящее время принята космогоническая теория, по которой Солнце и планеты образовались примерно в одно время из гигантского облака газа и пыли, так называемой первичной туманности. Приблизительно пять миллиардов лет назад эта туманность «сгустилась», образовав Солнце. Произошло это благодаря силе притяжения. Процесс эволюции солнечной туманности в планетную систему во многом напоминает явление конденсации пара в капельки воды, завершившейся созданием различных небесных тел. Эта конденсация или разделение солнечной туманности на разграниченные сферы — дальние ледяные планеты и кометы и ближние земные воды,согласуется с библейской фразой «и да отделяет она [пространство] воду от воды«(1.6).

III. Третий день. В Пермский период (245 млн. лет назад) наступила эпоха оледенения, какого не знала наша планета. В результате оледенения огромное количество морской воды замерзло, образовав гигантские полярные ледовые шапки. К концу Пермского периода океаны отступили, многие крупные моря исчезли совсем, и общая площадь суши значительно увеличилась. Эти уникальные события соответствуют библейской фразе «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша»(1.9). «Одним местом», куда собрались все воды, был южный и северный полюса. В Пермский период произошло также бурное распространение растительной жизни на Земле. Произошло «завоевание суши растениями».

IV. Четвёртый день. Библейский текст, где Луна включена в число небесных тел, определяющих «времена года, дни и годы», соответствует современным научным взглядам… Возникновение ситуации, при которой времена года, сутки и годы определяются существующим ныне взаимным расположением Солнца, Луны и Земли, связано с четвертым днем творения. В этом и заключается смысл библейской фразы «Да будут светила на тверди небесной, для времен, и для дней и годов» (1.14). Луна сыграла решающую роль в установлении протяженности суток и числа дней в году. Подобно всем небесным телам, Солнце и Луна имеют как истинные, так и видимые размеры. Наукой установлено, что видимые с Земли размеры Солнца и Луны абсолютно одинаковы (Солнце в 400 раз больше и дальше от Земли, чем Луна). Таким образом, библейское выражение «два светила великие» (1.16) можно понять, как описание их видимых размеров, тогда как следующая фраза, называющая Солнце «светилом большим», а Луну «светилом меньшим», относится к их истинным размерам.

V. Пятый день. Древние скалы, содержащие окаменелые остатки ранних форм жизни, образовались почти одновременно с затвердеванием поверхности Земли. Это показывает внезапное появление живых организмов на Земле, как только она охладилась настолько, чтобы жизнь на ней могла существовать… Важнейшие молекулы живой клетки — это белки и нуклеиновые кислоты. Последние вызывают воспроизводство клеток. Тщательные исследования показали, что механизмы воспроизводства нуклеиновых кислот и производства белков одинаковы у всех живых организмов, без малейших признаков постепенного эволюционного развития. Все живые клетки, от простейшей бактерии до сложнейшего млекопитающего, содержат те же две нуклеиновые кислоты, ДНК и РНК. Точно так же, воспроизведение нуклеиновых кислот и производство белков происходят у всех видов совершенно одинаковым образом. Это универсальное свойство известно под названием «биохимического единства». Френсис КрикЗарождение жизни представляется почти чудом, столь велико количество условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы это произошло. Библейские слова «Бог сотворил»(1.21), в приложении к первым живым существам, означает трансформацию неживой материи в живые организмы. Идея о происхождении живых организмов из неживой материи никак не противоречит библейскому рассказу о появлении первых животных.

Гипотеза И. Гиля. Как в библейские времена, так и в наши дни длительность суток определяется временем полного оборота Земли вокруг своей оси. Его основное предположение о библейском времени состоит в том, что вращение Земли вокруг своей оси в те годы началось с нулевой скорости, постепенно увеличиваясь, и потому длительность каждого из шести оборотов Земли вокруг своей оси (или, соответственно, суток) оказалась в миллионы или даже в миллиарды раз больше длительности суток настоящего времени. Суммарная длительность всех шести библейских дней творения соответствует возрасту Земли и равна 4,7 — 4,6 миллиарда лет. Наукой было установлено, что примерно 530 миллионов лет назад произошел «кембрийский взрыв», когда внезапно началось одновременное возникновение многих многоклеточных видов морской фауны. Тогда впервые в истории появились многоклеточные организмы, причем это возникновение было внезапным. Согласно Торе, такое явление состоялось в пятый день творения. Из геологии известно, что 245 миллионов лет назад произошла пермская катастрофа, когда в относительно короткое время погибло около 95 процентов всей существовавшей фауны.

VI. Шестой день. Можно предположить, что шестой день творения начался примерно 195 миллионов лет назад, когда, согласно данным геологии, появились на Земле первые звери — ранние динозавры. Соответственно, длительность пятого дня творения оказывается равной 335 миллионам лет (530-195), а продолжительность шестого дня творения составляет 195 миллионов лет. С окончанием шестого дня Земля начала вращаться с постоянной угловой скоростью — 1 оборот за 24 часа. Таким образом, длительность шести дней творения распределяется следующим образом (млн лет):

Таблица

Наука указывает, что 750 миллионов лет назад наша планета была покрыта стометровым слоем льда, а 570 миллионов лет назад Земля представляла собой снежный ком. При переходе участков Земли, на которых расположены моря, с освещенной Солнцем стороны на неосвещенную, на этих участках поверхности земного шара происходят планетарные события: ледниковый период и, как следствие, гибель зеленого покрова земли, гибель морской фауны и животных на суше. Например, вторая половина пятого дня творения, согласно ориентировочным подсчетам, проходила в период от 363 миллионов лет назад до 195 миллионов лет назад. В этот отрезок времени, 245 миллионов лет назад, и произошла «пермская катастрофа». Вторая половина шестого дня творения началась, согласно ориентировочным подсчетам, 97,5 миллиона лет назад. Как раз в этот период, 65 миллионов лет назад, и произошло вымирание динозавров. Через много миллионов лет после гибели зеленого покрова Земли в недрах планеты образовался каменный уголь, а вымершая морская фауна превратилась в нефть и газ. Интересно отметить, что, по данным геологии, в период до кембрийского взрыва никаких существенных следов образования нефти не установлено. А вот спустя значительный период, необходимый для формирования нефти из исходных материалов, — после пермской катастрофы — образовалось около 50 % мировых запасов нефти.

Развитие животного мира происходило в две стадии. Первая стадия завершилась с окончанием Палеозойской эры и включала в себя появление морских животных и насекомых. Эта стадия ознаменовалась двумя драматическими взрывами популяции — сперва, внезапно и в огромных количествах, появилась морская фауна, а затем, точно так же, насекомые. Вторая стадия развития животных наступила после Палеозойской эры, и на этой стадии совершилось заселение суши крупными видами животных. Преобладали среди них гигантские пресмыкающиеся и млекопитающие. Библейские две стадии развития животного мира (1.20) и (1.24) составляют точную параллель двум стадиям, отраженным в палеонтологической летописи. В шестом дне творения (1.24) упоминаются те животные, которые появились после Палеозойской эры (млекопитающие и другие обитатели суши). Во время Кембрийского взрыва популяции появились внезапно десять различных типов морских животных (пятый день), тогда как все крупные обитатели суши (шестой день) принадлежат к одному-единственному типу.

Сотворение Человека. Солнце — источник жизни на Земле. Термоядерная реакция («сгорание») на Солнце будет продолжаться, пока имеется достаточный запас дейтронов. Для этого необходимы два условия. Во-первых, протон должен быть способен соединяться с нейтроном, образуя дейтрон (чтобы получилось нужное топливо). Во-вторых, протон должен быть неспособен соединяться с другим протоном (чтобы не получился взрывчатый материал). Как способность протона соединяться с нейтроном, так и его способность соединяться с другим протоном зависят от энергии ядерного поля. Разве не поразительно, что энергия ядерного поля именно такова, не больше и не меньше, чем требуется, чтобы не допустить ни той, ни другой катастрофы? Благодаря этому, на Солнце идет термоядерная реакция, дающая тепло и свет, абсолютно необходимые для существования жизни на Земле. Изумление, однако, быстро проходит, если усматривать в законах природы не произвольную игру случая, а Божественную цель.

С появлением каменных орудий, около двух миллионов лет назад, началась эпоха, которую археологи называют «Палеолитом» («Древний Каменный Век»). В эту эпоху появился и жил первый тип человека Homo erectus-неандерталец. Наука свидетельствует: «Этот вид существовал более миллиона лет, почти не меняясь». Современный Человек появился внезапно, имея такой же облик, как сейчас (1.27). Сразу после своего появления Современный Человек, пришедший на смену неандертальцу, был не только несравненно лучшим охотником, но и интеллектуально превосходил его во всех отношениях. Затем, примерно 40 000 лет назад, началось невероятное ускорение. Плодами его явились совершенно новые, сложные орудия труда и виды оружия, строительство жилищ, изобретение лодки, добавление рыбы к человеческому меню, далекие морские путешествия (например, в Австралию), заселение Арктики, миграция в Северную и Южную Америки и разнообразие поделок и украшений. Появляется пещерная живопись — ее тоже ничто не предвещало. Все это указывает на появление вида, обладающего современными способностями и потенциалом. Затем, примерно 10 000 лет назад, произошел еще один скачок, еще более грандиозный, сельскохозяйственная революция. Как только человек научился производить пищу и запасать ее впрок, он получил возможность селиться более многочисленными общинами… И вскоре появились такие новшества, как открытие основных принципов механики, ткацкое ремесло, плуг, колесо и обработка металлов. Началась урбанистическая революция. Плотность населения невероятно возросла. Сравнивая изменения, произошедшие за последние 10 000 лет с теми, что произошли за предыдущие четыре миллиона лет, особенно ясно видишь ускорение человеческой истории. Человек был сотворен «по образу Божию» (1:27), что может быть понято как ссылка на уникальные умственные способности, которыми одарен Современный Человек.

Человек как венец творения. Через несколько мгновений после возникновения Вселенной в ней существовали лишь два элемента: водород и гелий. Не было ни углерода, ни кислорода, ни всех прочих необходимых для жизни элементов. Эти элементы образовались лишь значительно позже, в раскаленных внутренних сферах гигантских звезд. На протяжении их короткой жизни термоядерная «печь» в недрах этих звезд производит такие тяжелые элементы как углерод и железо; при их гибели чудовищная сила взрыва сверхновой звезды создает еще более тяжелые элементы и выбрасывает до 90% звездного материала в межзвездное пространство. Все атомы Земли [кроме водорода] образовались внутри звезд, существовавших до рождения Солнца и планет. Поистине, мы — дети Вселенной. Все виднейшие талмудисты придерживаются основного принципа, гласящего: человек есть венец творения; все, что только существует во Вселенной, создано для его пользы. Когда мы вглядываемся во Вселенную, изучая многочисленные стечения обстоятельств в области физики и астрономии, в совокупности своей пошедшие нам на пользу, начинает казаться, что Вселенная словно бы знала заранее о нашем предстоящем появлении. Раши и Саадия Гаон и Сфорно и Рамбан отмечают, что превосходство человека над животными заключается в его речевых и умственных способностях… Человек — единственное живое существо, проявляющее интеллектуальный интерес к вещам, которые не повышают непосредственно его шансы на выживание. Человек — и только человек — способен принимать решения, исходя из абстрактных принципов добра и зла.

Шесть фаз развития Вселенной — «шесть дней» — разделяются на два цикла. Первый цикл, включающий в себя четыре фазы, связан с образованием инфраструктуры мира, необходимой для существования и благополучия человека. Второй, состоящий из двух фаз, связан с возникновением животного мира и его кульминацией — появлением человека. Образование инфраструктуры Вселенной разделено в Книге Бытия на следующие четыре фазы:

День первый: сотворение Мира; День второй: образование Солнечной системы; День третий: образование материков и океанов на Земле; появление зеленых растений; День четвертый: установление времен года в знакомой нам форме.

В отличие от растений, животные описываются в Книге Бытия как живые существа, разделяющие эту особенность с человеком. Поэтому животный мир принадлежит к одной из двух фаз второго цикла, связанного с человеком.

Выражение «Бог сотворил» появляется в первой главе Книги Бытия три раза. Эти слова в библейском тексте описывают три различных акта творения: сотворение Вселенной (1.1), сотворение животной жизни (1.21), сотворение человека (1.27).

Первоисточники
Н. Авиэзер. http://www.machanaim.org/tanach/in_av.htm,
И. Гиль “6 дней Творения”, https://zip-p-per.livejournal.com/2375.html

Print Friendly, PDF & Email

20 комментариев к «Ефим Богомольный: Сотворение Мира. Тора и наука»

    1. Уважаемый Борис,спасибо за Вашу статью на ту же тему.Я акцентирую на соответствии научных и Библейских текстов сотворения Мира в течение 6 Дней, определяя длительность каждого Дня по гипотезе И. Гиля о равноускоренном вращении Земли от 0 до 24 часов и их привязки к научным событиям Творения Мира. Вы акцентируете геологическую сторону Творения Земли и Луны, а также грамматическое соответствие перевода.Две публикации дополняют друг друга.

  1. Уважаемый 3.В. Зайдентрегер, прежде всего, спасибо за отклик. Попытаюсь ответить на Ваши принципиальные вопросы. Сопоставление научных и религиозных данных убедительно показывает непротиворечивость и дополнительность их подходов. Наука является поиском объяснения. Религия является поиском смысла. Фундаментальное исследование Дж. Сакса “Великое содружество”, опубликованное в этом журнале (http://berkovich-zametki.com/Avtory/Sacks.htm) \»(NN173-188), даёт исчерпывающую картину взаимодействия этих подходов…По поводу зачатия, дарованного всему животному миру, включая человека, для размножения. Оно ПОРОЧНО лишь в Христианской интерпретации греховности рождения человека. Иудаизм ОТВЕРГАЕТ грех рождения человека и БЛАГОСЛОВЛЯЕТ людей первой заповедью -Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…

  2. Уважаемый Михаил, спасибо за отклик. Тезис «по образу и подобию Божьему» понимается многими комментаторами как Свобода выбора и творчества человеком. В. Ф. Турчин в фундаментальной книге “Феномен науки” http://www.ets.ru/turchin/ делает вывод, что “Творческая свобода личности — это двигатель эволюции в современную эпоху разума”. Я дополню Вам ответ после изучения трудов Э. Бормашенко. Спасибо за совет.

  3. Уважаемый Хаим. Спасибо Вам за отклик. Все 6 дней Творения завершаются “И увидел Эло’им, что хорошо… И был вечер, и было утро: день первый-шестой”. Т.е. они заложили основы для дальнейшего развития человечества в 7-й день, о котором сказано: “И благословил Эло’им день седьмой, и выделил его, потому что в этот день прекратил всю работу…” Берешит 2.3. Седьмой день-это вся наша Человеческая История от Адама до Социума при будущем царстве Машиаха. Запуском этого процесса является решение Б-га “сделаем Адама по образу нашему, по подобию нашему…”Берешит 1.26. Номер пасука(26) является гематрией (численным значением) имени Ашем. По комментарию Рава Ури Шерки в этом совпадении намёк, что Творец проявляется через Человека, являющегося ЕГО сотворцом в Человеческой истории. Венцом этого процесса служат великие пророчества Йешайа, закреплённые на здании ООН- “и перекуют они мечи свои на орала… Не поднимет народ на народ меча!”

  4. Уважаемый коллега. Спасибо Вам за отклик и приглашение к дискуссии на тему: “из поколения в поколение должна происходить эволюция человечества в сторону совершенствования разума…”.20-й век показал фантастический взлёт научно-технических достижений Человечества (интернет, Космос, ядерная энергия и др.) и трагическое падение в двух Мировых войнах и исламском экстремизме. Тезис «по образу и подобию Божьему» понимается многими комментаторами как Свобода выбора и творчества человеком. В. Ф. Турчин в фундаментальной книге “Феномен науки” http://www.ets.ru/turchin/ делает вывод, что “Творческая свобода личности — это двигатель эволюции в современную эпоху разума”. Он видит фундаментальное противоречие конструктивной эволюции человеческого общества: между социальной интеграцией и личной свободой. “Как достичь органического синтеза интеграции и свободы — вот вызов, который природа бросает человеку.”Буду признателен за отклик.

  5. Михаил
    » Скорее всего он был добавлен самими людьми. Поэтому я не могу молиться,
    т. е. обращаться к Создателю как к человеку. Это будет какое-то
    христианство, которое считаю язычеством. »
    —————— РЛ ———————
    Когда вашу душу, Михаил, прижмут бесы на этапе мытарства, то вы сразу поймёте, что обращаться за помощью кроме как к Иисусу, по образу и подобию которого и создан человек, вам будет больше не к кому. Но будет поздно… Не плюйте в колодец, из которого потом всем пить, в том числе и евреям.
    По поводу 6 дней Сотворения мира полностью согласен именно с днями, а все эти многомиллионные эпохи ни к чему. То есть понятно, что «мировая биологическая наука»(в основном, из околонаучных жуликов и карьеристов любой ценой) зашла с Дарвиным и этими миллионами лет в тупик и надо как-то выкручиваться, сохранив лицо. Получается удивительный казус. Человек не желает признать, что его сразу и в человеческом обличии Создал Господь, потому что этот человек не желает ни от кого зависеть, но при этом с лёгкостью принимает теорию, что его «дедушка» слизняк навозный. Вот они парадоксы гордыни.

  6. Прежде всего я хочу подчеркнуть, что я другой Михаил, а не тот, который «Михаил 8 января 2019 at 16:59». Я было думал, что мой «близнец» оставил сайт. Теперь буду всегда подписываться — Михаил Поляк.
    По существу статьи: мне импонирует соответствие в периодизации Вселенной по науке и по Торе, проведенное Ефимом. Хотелось бы уточнить некоторые биологические аспекты. Невозможность межвидовой гибридизации (такие гибриды бесплодны) свидетельствует против гипотезы Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Это разные параллельно развивающиеся виды. Развитие я понимаю как адаптацию к разным условиям среды. Неандертальцы были очень близки к Хомо сапиенс: у них могла быть речь, огонь, они оставили наскальные рисунки и орудия. Я бы сказал, что их отличия расовые, а не видовые. Понятие сотворения объясняет практически все явления, которые не в состоянии расшифровать эволюционное учение. А непротиворечивая гипотеза по определению есть теория, отражающая истину. Единственное что я никак не могу принять тезис «по образу и подобию…». Скорее всего он был добавлен самими людьми. Поэтому я не могу молиться, т. е. обращаться к Создателю как к человеку. Это будет какое-то христианство, которое считаю язычеством. Посоветовал бы Ефиму обратиться к известному физику-теоретику Эдуарду Бормашенко из Ариэльского университета. Он пишет на темы науки и Торы.

  7. В. Зайдентрегер — В порядке дискуссии: кто бы разъяснил, что должна означать эта паралеллизация двух страничек из Торы и многотомных научных трудов? В чём смысл статьи?
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Уважаемый соплеменник Зайдентрегер В., я бы Вам, учитывая ваши интересы в дискуссиях, перевёл бы и раз’яснил, если бы уважаемый Михаил уже не попытался это сделать, см. — ниже:
    “Прочтя эту статью, поневоле поражаешься грандиозным замыслам и могуществу Всевышнего, а также тому, как можно расшифровать сотворение мира по Торе. Для такого профана, как я, приведенное построение выглядит вполне убедительно. Однако в самом ли деле человек создан по образу и подобию Божьему? Окружающая действительность заставляет меня в этом усомниться. Многие «человеки», с которыми я общаюсь, выглядят как существа неразумные, а некоторые индивидуумы — это просто дерьмо…” — — Вот здесь, надеюсь, многоуважаемый автор и мой коллега по машиностроению ж-д., Ефим Соломонович Б. — в порядке дискуссии — “по логике и Божьему замыслу” – подправит дорогого Михаила – на тему: “из поколения в поколение должна происходить эволюция человечества в сторону совершенствования разума…” Однако, Автор с Михаилом знают всё это лучше меня и сделают все необходимые замечания для Владимира З.
    А я поблагодарю дорогого коллегу Е.С.Б. — за гигантскую работу (от лица всех 134-х читателей).

    1. В Торе когда Бог создал человека слово адам (человек) стоит с определенным артиклем (ха), то есть создан был только один конкретный человек а не весь человеческий род. Кстати, « по образу и подобию» используется здесь первый раз но не единственный. В другом месте он используется по отношению к зверям. Видимо это бал один из способов показать соотношение типа родители-дети в древних текстах.

  8. В порядке дискуссии:
    Кто бы разъяснил, что должна означать эта паралеллизация двух страничек из Торы и многотомных научных трудов? В чём смысл статьи?
    Догадываюсь, что есть верующие учёные, которые стремятся показать, что наука подтверждает Тору или что Тора вполне научна. Мне кажется, что под любую сказку, народную или авторскую, всегда можно подвести научную базу. Но это не сделает сказку былью.

    » … начинает казаться, что Вселенная словно бы знала заранее о нашем предстоящем появлении.»
    Мне вовсе так не кажется. Я еще понимаю, для чего человеку Солнце. Источник энергии. А для чего человеку Луна? Чтобы любоваться приливами-отливами? Для чего человеку другие планеты? И таких вопросов бесконечное количество.

    Не понимаю, зачем человеку оставлено порочное зачатие, как у животных, по образу и подобию которых он в основном создан? Только чтобы однажды продемонстрировать чудо непорочного зачатия, оставленного Создателем для появления своего сына? Ну так теперь — две тысячи лет спустя это чудо медики творят столько, сколько есть желающих за него заплатить. Все суррогатные матери вынашивают непорочно зачатых детей.
    Возвращаюсь к своему вопросу: что даёт сравнение нынешних научных представлений о происхождении всего и религиозных текстов тысячелетней давности на ту же тему?

    1. А каковы они, нынешние научные представления о происхождении всего?
      Всё произошло по законам природы? А что такое законы природы? Законы природы — это чуть информация. А у любой информации есть источник. Значит у законов природы есть Источник. Этот Источник и есть бесконечный Бог. Тут просто логика. Физика уже не нужна.

    2. Тору начали писать 3.5 тысяч лет назад и канонизировали 2.5 тысячи лет назад. Ученые пытаются разобраться что из того что там написано реально происходило. Пока что многое подтверждается. Самым «слабым» местом считается «сотворение мира», поэтому ему уделяется так много внимания.

  9. Позвольте обратить внимание ещё на одно обстоятельство: и по Торе, и по науке человек — это не венец Творения, венцом Творения является человеческий социум: семья, род, племя, государство, соединения государств. Но наука не разделяет этот единый процесс, а в Торе человеческий социум не вошёл в 6 Дней Творения.

  10. Формулирую вопрос иначе: по Торе — сотворение, а по науке? Главное ведь не в том, нет ли противоречия между двумя картинами, а в том, что по науке — сотворение или….?

  11. Прочтя эту статью, поневоле поражаешься грандиозным замыслам и могуществу Всевышнего, а также тому, как можно расшифровать сотворение мира по Торе. Для такого профана, как я, приведенное построение выглядит вполне убедительно. Однако в самом ли деле человек создан по образу и подобию Божьему? Окружающая действительность заставляет меня в этом усомниться. Многие «человеки», с которыми я общаюсь, выглядят как существа неразумные, а некоторые индивидуумы — это просто дерьмо. Казалось бы, по логике и Божьему замыслу из поколения в поколение должна происходить эволюция человечества в сторону совершенствования разума. Однако если это и происходит, то с большим перекосом. Люди получают знания, чтобы овладеть природой для собственного потребления, но так и не научились жить в гармонии с ней, в мире и согласии между собой. Вместо этого они создали и постоянно совершенствуют оружие для самоуничтожения. Это ли Божий замысел?

  12. Вопрос уважаемому автору: почему заглавие не такое: «Сотворение Мира по Торе и по науке»?

    1. Вопрос уважаемому автору: почему заглавие не такое: «Сотворение Мира по Торе и по науке»?
      — Уважаемый Хаим. Вы совершенно правы грамматически. Я озаглавил так ИМЕННО для дискуссии с заголовка. Спасибо Вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *