Игорь Волошин: Open House Chicago 2018

Loading

Перед нами совсем новое 26-этажное здание, разработанное с учетом энергосберегающих технологий. Окна и фасад расположены под оптимальным углом, с учетом солнечной активности и, как результат, квартиры заполнены ярким натуральным светом максимально возможное время суток.

Open House Chicago 2018

13 октября, часть 1

Игорь Волошин

“Председатель хотел было спросить о цели приезда лейтенантского сына в Арбатов, но неожиданно для самого себя жалобно улыбнулся и сказал:
— Церкви у нас замечательные.”
(Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой теленок»)

«Ну вот, — скажете вы, — опять он про церкви писать собирается, будто в Чикаго уже и смотреть нечего». Есть в Чикаго что смотреть, но и «церкви у нас замечательные». Да, так уж вышло, что этот OHC для нас оказался насыщен церквями. Кто-то поехал в Downtown, кто-то в популярные пригороды, а мы первый день провели в печально знаменитой южной части города South Side, куда, как нас многократно предупреждали, белому человеку лучше не соваться. Но что поделать, если в конце 19 и первой половине 20 веков эти места были населены весьма почтенными господами, почитавшими Бога, уважавшими власть и крепко стоящими на ногах. Эти господа не скупились, они могли позволить себе жертвовать большие суммы на церковь, которая заказывала проекты храмов самым выдающимся архитекторам того времени, которые и сами нередко были прихожанами этих же церквей. Увы, времена изменились, весьма почтенные граждане оставили юг Чикаго, и их потомки живут в совсем других далеких отсюда районах большого Чикаго, но здания остались, хотя и перешли в другие руки. Сами постройки внешне не изменилась, но вот содержание иных нередко оставляет желать лучшего. Впрочем, не буду вносить сразу так много негатива, ибо некоторые церкви остаются вполне ухоженными, несмотря на скромные доходы прихожан.

Итак, начнем, пожалуй. Так получилось, что первыми на пути у нас оказались две бывшие синагоги, расположенные в ближайшем южном районе Bronzeville.

Ebenezer Missionary Baptist Church
4501 S. Vincennes Ave., Bronzeville, Chicago
Архитектор: Данкмар Адлер (Dankmar Adler), 1899 год

Мне бы хотелось назвать это здание так, как оно было названо теми, кто его построил — Temple Isaiah. Но не думаю, что те, старые прихожане, позволили бы себе осыпающуюся с потолка штукатурку, обшарпанные стены и не шибко чистые полы. Так что пусть остается под нынешним именем.

А как все славно начиналось. В 1899 году один из самых выдающихся чикагских архитекторов, сын раввина, приехавшего в Америку из Германии, Данкмар Адлер (1844-1900) построил синагогу Temple Isaiah. Увы, сам архитектор прожил после этого совсем недолго и умер на следующий год в возрасте всего лишь 56 лет, однако список выполненных им за сравнительно недолгую жизнь проектов вызывает и удивление и восхищение. Среди построенных зданий мы видим уникальные Auditorium Theater и Garrick Theater (оба в партнерстве с еще одним чикагским гением Луи Салливаном), Transportation Building для всемирной выставки World’s Columbian Exposition и целый ряд первых в мире небоскребов. Адлер был высоко оценен и коллегами и потомками. Достаточно сказать, что сам Фрэнк Ллойд Райт называл его “the ‘American Engineer’ my ‘Big Chief’”, хотя о не менее выдающемся архитекторе Луи Салливане отзывался довольно сдержанно — “lieber meister”, впрочем, не исключено, что на то могли быть личные причины.

Однако, вернемся к церкви-синагоге. Здание построено в стиле классического возрождения (Classical Revival style, хотя иногда стиль этой синагоги относят к Georgian Revival), и первоначально синагога служила евреям выходцам из Германии. Громадный зал с подковообразным балконом, охватывающим три четверти периметра, вмещает 1200 человек.

Не вдаваясь в нюансы архитектуры отмечу одну важную особенность здания — как бы парящий свод обеспечивает характерную для проектов Адлера отличную акустику. Находясь в глубине балкона мы отчетливо слышали негромкий рассказ гида, ведущего группу экскурсантов по сцене. Большие витражи окон обеспечивают прекрасное освещение.

С сожалением должен отметить, что здание синагоги Isaiah Temple не очень долго служило еврейской общине — уже в 1921 году, в связи с быстрым ростом черной общины, его перекупила Ebenezer Missionary Baptist Church.

Надо отдать должное новым хозяевам — при том что здание находится в не самом лучшем состоянии, все еврейские символы сохранены, да и нынешнее название церкви напрямую связано с Торой и еврейской историей, ибо Авен Езер (Ebenezer) — это камень, воздвигнутый пророком Самуилом между Массифой и Сеном в честь победы евреев над филистимлянами.

Впрочем, почти за 100 лет существования Ebenezer Missionary Baptist Church, она стала настоящим культурным центром черной общины не только Чикаго, но и всей страны, поскольку именно здесь в 20-е годы зародилась американская евангельская музыка в блюзовых ритмах (American gospel music in “bluesy rhythms”), а в 1931 году возник первый черный евангельский хор. Здесь начинали такие известные в общине певцы как Thomas A. Dorsey, Mahalia Jackson, Dinah Washington и Sallie Martin. Да, я понимаю, что большинству из нас эти имена ничего не говорят, но будем уважать культуру наших соседей. Самая известная песня одного из основоположников жанра Томаса Дорси (Thomas A. Dorsey) “Precious Lord, Take My Hand” была переведена на 50 языков, и ее исполнял даже Элвис Пресли. Прослушать эту песню можно здесь:

Mount Pisgah Missionary Baptist Church
4600 S. King Dr., Bronzeville, Chicago
Архитектор: Алфред Алшулер (Alfred S. Alschuler), 1912 год

Блестящий чикагский зодчий Алфред Алшулер (1876-1940) не нуждается в моем представлении. Я уже дважды описывал, созданные им здания: занимающий одно из центральных мест в городе LondonHouse Hotel Chicago (London Guarantee & Accident Building) (OHC-2016) и синагога K.A.M. Isaiah Israel Temple в Hyde Park (OHC-2103).

Здание синагоги Reform Jewish Sinai Congregation было построено Алшулером в 1912 году в нео-классическом стиле. Также как и расположенная неподалеку Isaiah Temple, она служила выходцам из Германии. В то время в Bronzeville процветали еврейские бизнесы и селились состоятельные члены общины. Синагога служила им не только как место для богослужения, но и как общинный, интеллектуальный, образовательный и спортивный центр, включающий гимнастический зал и бассейн. Кроме того здесь размещалась школа для подрастающего поколения. В лучшие времена в главном зале собиралось до 1800 прихожан. Однако с началом Великой Миграции евреи покинули эти места, и в 1944 году здание синагоги было преобразовано в принадлежащую Corpus Christi католическую школу African American Catholic school, но уже в 1962 году Corpus Christi перепродал здание баптистской конгрегации Mount Pisgah.

Однако новые хозяева постарались сохранить многие архитектурные и религиозные элементы, оставшиеся от синагоги: резное дерево, обрамлявшее органные трубы, витражи, звезды Давида.

Первоначальное название бульвара, на котором расположена церковь, было Grand Boulevard. Это был период расцвета городского юга. Затем, когда времена начали меняться, его переименовали в South Parkway. В 1967 году Мартин Лютер Кинг посетил церковь и участвовал в богослужении. После убийства Кинга, бульвар был снова переименован и теперь называется Martin Luther King Drive.

Как ни парадоксально, при почти стопроцентном черном населении района, количество прихожан ныне сократилось до 200, и громадный зал во время служб остается едва заполненным.

Corpus Christi Catholic Church
4920 S. King Drive, Bronzeville, Chicago
Архитектор: Джозеф Маккарти (Joseph William McCarthy), 1914

Католическая церковь Corpus Christi была построена в 1914 году по проекту Джозефа Маккарти (1884-1965), пожалуй самого известного архитектора чикагских церквей. В начале своего профессионального пути Маккарти 8 лет отработал в мастерской Даниэля Бернхама (Daniel Burnham), и именно здесь он сформировался как мастер высочайшего уровня. Впоследствии он создал уникальный комплекс католического университета St. Mary of the Lake в пригороде Чикаго Mundelein, красивейшую церковь в стиле арт деко Queen of Angels в Чикаго и множество других. Я уже неоднократно упоминал его имя в своих очерках, и, думаю, еще не раз к нему вернусь. По программе OHC-2018 были открыты для посещения три, расположенные недалеко друг от друга, церкви, построенные Маккарти. Мы воспользовались такой удачей и все посетили.

Церковь Corpus Christi создана в архитектурном стиле возрожденного ренессанса (Renaissance Revival) из бедфордского камня (Bedford stone), доставленного из штата Нью Йорк. Конструкция несущего стального каркаса церкви выполнена аналогично конструкции небоскребов, что дало возможность установить громадный свод, опирающийся только на наружный каркас, с хорошо заметными четырьмя ребрами, собранными в узел под куполом. Свод выложен пятьюстами восьмиугольными кессонными ячейками, первоначально прикрепленными к потолку жгутами из конского волоса. Впоследствии конский волос был заменен металлическими тросиками.

Купола двух башен первоначально были покрыты бронзой, и их блеск был виден за много миль. Увы, сейчас уж нет тех куполов…

Особую гордость прихожан вызывают витражи, выполненные знаменитым немецким мастером Зетлером (F.X. Zetler) из королевского Баварского института витражей (Royal Bavarian Institute for Stained Glasses). Зетлер, уже давно снискавший европейскую славу, впервые прибыл в Америку для участия во Всемирной Колумбовской Экспозиции, проводившейся в Чикаго в 1893 года (World’s Columbian Exposition). Неожиданно для всех он взял главный приз, обойдя знаменитого американца Луи Тиффани, благодаря уникальному смешению цветов и реалистичности образов на витражах. После этого “Munich Style” стал очень востребован и в Америке.

На главном витраже изображено шествие процессии с папой Пием Х во главе, за которым следуют спонсоры данной церкви. Такой художественный прием не нов, еще в период Возрождения художники создавали картины, на которых знатные граждане изображались приближенными к главе церкви, а то и к святым. Однако, живя в Чикаго и зная неплохо историю города, мне было бы интересно узнать, кто же были спонсорами церкви Corpus Christi. Увы, такой информации мне пока найти не удалось. А это безусловно были самые влиятельные граждане города.

Однако не витражами едиными славится церковь. Две стены украшены фресками Via Dolorosa (Путь страданий, Крестный путь Христа), написанными отцом Грегори Геррером, известным художником и монахом-бенедектинцем, лауреатом всемирной выставки 1904 года в Сент Луисе. Его имя носит художественный музей в Оклахоме.

Не менее интересны и мозаичные панно церкви. Особенно выделяется расположенная на алтаре, тщательно проработанная мозаика, выложенная по «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.

До 30-х годов церковь Corpus Christi была преимущественно ирландско-американской, но с нею произошло тоже самое, что и с описанными мною выше синагогами, поскольку Corpus Christi находится в том же районе. Но, видимо, прихожане здесь несколько иные. Я пытаюсь судить об этом по состоянию церкви и по гидам, которые сами обычно являются прихожанами этих церквей. В первых двух церквях гидами были какие-то малограмотные женщины, с трудом запомнившие что-то из выданных им распечаток. В Corpus Christi нам повезло. Гидом оказался интеллигентный господин средних лет, блестящий знаток истории, архитектуры, искусства.

Очевидно и сейчас у церкви есть состоятельные спонсоры, поскольку в ней интенсивно ведутся реставрационные работы. Несколько юных мастеров восстанавливали фрески Via Dolorosa.

Фрагмент шествия процессии с папой Пием Х во главе, за которым следуют спонсоры церкви.

Мозаика по «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.

Ну а дальше наш путь лежал в хорошо знакомый и любимый район Hyde Park, расположенный совсем неподалеку от Bronzeville, но, благодаря находящемуся здесь знаменитому университету University of Chicago, почти сохранившему свою первоначальную прелесть и значимость. Однако и здесь осталось немало мест, которые мы не посещали в прошлом, а значит сейчас пришло время их посетить. Увы, дорогие читатели, и здесь наш интерес в первую очередь распространялся на церкви, поскольку многие иные места мы посещали раньше, и они мною описаны. Посему не вижу необходимости возвращаться к ним еще раз.

United Church of Hyde Park
1448 E. 53-d St., Hyde Park, Chicago
Архитектор: Грегори Виджент (Gregory A. Vigeant), 1889

Мало кто сейчас помнит имя архитектора Грегори Виджента (1953-1918), однако в конце 19 века оно было на слуху. Несколько построенных им церквей и крупный отель Victoria в Чикаго были хорошо известны и чикагцам и приезжим.

Однако нынешнее название церковь получила не сразу, а после нескольких слияний и преобразований, чем не стоит забивать голову ни вам ни мне. Протестантская община района росла, и ей было необходимо новое здание, тем более, что руководство хотело привлечь в число прихожан студентов близлежащего быстро-растущего знаменитого университета. Построенная в 1889 году в возрожденном романском стиле (Romanesque-Revival) церковь украсила район.

Несколько раз впоследствии ее достраивали и расширяли, добавляли новые элементы декора, витражи. Самый известный витраж “Service” создан в память о члене попечительского совета Уильяме Генри Рэе (William Henry Ray). Увы, мне немного удалось найти информации об этой красивой церкви, не нашел ничего о художниках, но так ли это важно? Важно, что сюда можно прийти и ею просто полюбоваться. Кого оставят равнодушными стрельчатые арки или тщательно проработанные витражи, псевдо-крепостные стены и изящные светильники? Даже будучи абсолютным атеистом трудно не попасть под обаяние работы зодчего или художника.

Но, пожалуй, отвлечемся ненадолго от церквей, сделаем передышку. В соответствии с маршрутом мы посетили одну из новостроек Hyde Park.

Solstice on the Park
1616 E. 56th St.
Архитектор: Studio Gang Architects, 2018

Архитектурная студия, построившая это многоквартирное здание, более чем известна в Чикаго, да думаю не совру, если скажу, что и в мире она занимает одно из ведущих мест. Основательница студии Жанна (Джейн) Ганг (Jeanne Gang) (1964-го года рождения!) стала знаменита сразу после одного из своих первых самостоятельных проектов — небоскреба Aqua в центре Чикаго, за который она получила престижную премию Emporis Skyscraper Award — 2009 (проект лучшего небоскреба года).

В данном случае перед нами совсем новое 26-этажное здание, разработанное с учетом энергосберегающих технологий. Окна и фасад расположены под оптимальным углом, с учетом солнечной активности и, как результат, квартиры заполнены ярким натуральным светом максимально возможное время суток. Удачное расположение здания обеспечивает прекрасные виды из окон на Hyde Park, Музей науки и промышленности (Science and Industry Museum), озеро Мичиган и центр города. Для жильцов созданы современный тренажерный зал, игровые комнаты, библиотека, комнаты и площадки на веранде для вечеринок, а также мойка автомобилей.

Библиотека и комната отдыха.

Ну а теперь с новыми силами бросимся в поход по церквям, хотя есть сомнение, что первая церковь вызовет у вас восторг. Впрочем…

Augustana Lutheran Church of Hyde Park
5500 S. Woodlawn Ave.
Архитектор: Эдвардом Дарт (Edward Dart), 1968

Честно говоря, даже находясь рядом с церковью, не сразу сообразишь, что вот эта глухая кирпичная стена с небольшой калиткой и фактически без фасада, и есть церковь, построенная еще одним знаменитым архитектором Эдвардом Дартом (1922-1975), с которым мы в этот OHC еще раз встретимся, и тогда я о нем напишу немного подробнее, но пока что об идее, заложенной в Augustana. Эта церковь построена в характерном для 60-х годов аскетичном модернистском стиле. По замыслу архитектора, заходя в калитку посетитель/прихожанин сразу попадает в маленький бетонно-кирпичный дворик, который должен создать некое ощущение монастыря и настроить на медитативный лад, на внутреннее само-созерцание. Хотя мне, честно говоря, в таких условиях становится не по себе — «оставь надежду, всяк сюда входящий». Впрочем, лютеранство — конфессия строгая, не допускающая излишеств.

Однако и здесь я неожиданно нашел нечто привлекательное, поскольку во дворике оказалась скульптура Христа, выполненная известным скульптором Эгоном Вайнером (Egon Weiner), что меня несказанно удивило, поскольку Вайнер (или в немецком варианте — Вейнер) был полуевреем, бросившим процветающий скульптурный бизнес в Австрии и бежавшим в 1938 году в Америку. Он осел в Чикаго и здесь также заслужил широкую известность. Наверняка жители Чикаго и приезжие помнят выполненный им скульптурный портрет Фрэнк Ллойд Райта в Оак Парке. Как оказалось, по приезде в США, Вайнер принял христианство и стал прихожанином этой церкви.

Далее, заходя в саму церковь, попадаешь в почти голый бетонный зал, с очень низким потолком, в котором проводится служба. Отсутствие всяких украшений должно означать полное подчинение богу, взгляд и мысль человек не должны отвлекаться на посторонние предметы, пусть даже это иконы. Только в задней части зала расположен небольшой орган. Однако алтарь ярко освещен дневным светом — прямо над ним открытое пространство до перекрывающей его стеклянной крыши. Это место резко контрастирует с мрачным залом. Идея такого дизайна пришла от Фрэнк Ллойд Райта, который назвал такой тип помещения “compression and release” («сжать и отпустить»).

Однако сам алтарь весьма скромен. Он украшен простым деревянным крестом с небольшой статуей Христа, на которого без слез жалости смотреть невозможно. Эту странную скульптуру привез из Камеруна один из прихожан, и ее так и называют «камерунский Христос». Кажется некоторые посетители OHC в этот день сдержанно улыбались при виде «бедняги». Впрочем судите сами.

В коридорах церкви развешены работы японского художника Садао Ватанабе. После чудотворного спасения от туберкулеза, он принял христианство и стал известен как создатель художественного стиля Soaku Hanga. Это название с некоторым сомнением можно перевести с японского как «творческое искусство». Художник создавал свои работы под влиянием византийских икон, буддийских иллюстраций и японского народного искусства.

Про историю и архитектуру этой скромной церкови можно еще немало любопытного рассказать, но мне не хочется перегружать вас информацией.

Hyde Park Union Church
5600 S. Woodlawn Ave.
Архитектор: Джеймсом Роджерс (James Gamble Rogers), 1906

Hyde Park Union Church была спроектирована архитектором Джеймсом Роджерсом (1867-1947) в 1906 году в романском стиле. Несмотря на то, что построил он в Чикаго не очень много, имя его в нашем городе хорошо известно, в первую очередь благодаря корпусам Northwestern University, и особенно библиотеке Charles Deering Library, которую язвительный Фрэнк Ллойд Райт обозвал «свиньей на спине» (подробнее об этом можно прочесть в моем очерке OHC-2015).

Несмотря на традиционный романский стиль архитектуры, церковь является баптистской и задумана была как место, где себе могут найти приют люди разных конфессий, поэтому мы видим здесь кельтский крест, еврейскую менору, евангельскую кафедру, африканские языческие символы и атрибуты других конфессий.

Особую гордость составляют витражи, которые церковь получала в качестве даров от своих прихожан, заказывавших их у самых известных мастеров, таких как Louis Comfort Tiffany, Franz X. Zettler и C.J. Connick. Витражи отражают главные ценности церкви — скрижали закона, четверых евангелистов, Христоса и приветствующего его детей, сцены из Библии, а также героев двух мировых войн.

На восточной стене установлен массивный витраж «Роза», представляющий мессию, а также пророков и апостолов Христа.

На протяжении всех лет существования церковь оставалась центром социальной защиты, без предубеждения приветствуя всех бедных и униженных. В ней также работают образовательные классы для детей и взрослых.

Алтарь.

Витраж Роза.

Витраж Тиффани.

UChicago, Rockefeller Memorial Chapel
5850 S. Woodlawn Ave. Hyde Park
Архитектор: Бертран Гудхью (Bertram Grosvenor Goodhue), 1928

«Я хочу, чтобы по крайней мере полтора миллиона долларов были использованы для возведения и меблировки университетской часовни. Университет должен быть пропитан духом религии, контролироваться ею, поэтому здание представляющее религию, должно быть центральным и доминирующим в университете, а все остальные здания должны вдохновляться его духом религии.» Джон Рокфеллер (John D. Rockefeller), декабрь 13, 1910 (сокращенный перевод)

Я не зря начал заметку о часовне выдержкой из статьи самого Рокфеллера, в честь которого она и названа. Не могу утверждать, что не будь часовни не было бы и университета, поскольку он к моменту ее постройки уже треть века благополучно существовал, но она стала подлинным центром университетской жизни.

Архитектор Бертран Гудхью стал знаменит задолго до строительства часовни Рокфеллера. По всей стране от Бостона до Гавайев стоят его здания. Мы видели его великолепные творения в Нью Йорке, Бостоне, военной академии West Point и других городах. Построенная в готическом стиле часовня, очевидно, из лучших. Она будто парит над университетом, приковывая взгляд. К работе над часовней Гудхью привлек целый ряд известных скульпторов и мастеров мозаики. Это скульпторы Ли Лори (Lee Lawrie) и Улрик Эллерхазен (Ulric Ellerhusen), мозаист Хилдрет Майер (Hildreth Meiere). Можно подолгу рассматривать, выполненные ими тщательно проработанные скульптуры и утонченные элементы декора.

В 1932 в часовне был установлен один самых больших в мире карильонов. Его пожертвовал университету Джон Рокфеллер Младший (John D. Rockefeller, Jr) в память о матери Лоре Спелман Рокфеллер (Laura Spelman Rockefeller), известной не столько тем, что была женой магната и спонсора университета, сколько как борец за права меньшинств, учитель и филантроп.

Ну и наконец в часовне стоит прекрасный орган, созданный знаменитым мастером Эрнестом Скиннером (Ernest Martin Skinner). Орган украшен восхитительной резьбой по дереву работы Элоиза Лэнга (Alois Lang).

Времена постепенно меняются, и сейчас часовня используется не только для богослужений, но и для свадеб, университетских собраний, концертов и даже демонстрации фильмов, благо что вмещает она около 2000 человек.

В летнее время по выходным дням в часовне устраиваются колокольные концерты на корильоне, и слушатели размещаются прямо под ее стенами на лужайке. Иногда мы тоже с удовольствием сюда приезжаем послушать переливы колоколов.

Skinner Organ.

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Игорь Волошин: Open House Chicago 2018

  1. Спасибо, уважаемый Игорь! Все очень познавательно. По расшифруйте, пожалуйста, абревиатуру ОНС. Возможно в предыдущих очерках Вы ее вводили. Интуитивно это понятно. Тогда в одном месте, там, где Вы пишете об Исакиевском соборе в Гайд-Парке, возможно надо исправить ОНС-2103 на ОНС-2013? С наступающим Новым Годом!

    1. OHC — это сокращенное названия очерка — Open House Chicago. И вы правы, я ошибся. Должно быть OHC-2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.