Олег Кац: Памяти памятника на Бабьем Яру

Loading

К открытию памятника власти готовились старательно. Готовились, судя по всему, к огромному стечению народа. Поэтому соответствующие органы приняли решение собрать с близлежащих организаций народных дружинников, причем в первую очередь еврейской национальности.

Памяти памятника на Бабьем Яру

27 января Международный день памяти жертв Холокоста

Олег Кац

Организация, в которой я тогда работал, в среде киевских проектировщиков и в шевченковском райкоме называли «гипрожид». Было это потому, что опытный старый директор Боярский смело брал на работу евреев, и на райкоме аргументировал это так — «во-первых, у меня текучки кадров нет — а куда ж им утекать. Во-вторых, работают по совести, причина та же. В-третьих, на зарплату не жалуются. А руководящий состав у меня весь правильный и партийный».

Находился «Гипропрод» (т. е. Гипрожид, а позже — Укргипропищепром) в пятидесяти метрах от нынешнего памятника, то есть метрах в двухстах от действительного места расстрелов.

Решение строить его было принято под давлением мировой общественности и вследствие деятельности Виктора Некрасова. Но главным толчком, конечно, послужило стихотворение, опубликованное Евтушенко в центральной прессе, само название которого звучало как обвинение местным властям. Как это — до сих пор нет памятника? Поставить и забыть о проблеме, черт возьми-так это восприняли. И объявили конкурс.

Результаты конкурса были показаны в выставочном зале союза художников на Красноармейской. Были там три или четыре проекта, кто и по каким критериям выбирал… не будем уточнять. Конечно, любой другой был лучше. Но молчаливая публика готова была принять любой. Это теперь каждый строящийся дом может вызвать бурю негодования, а тогда… нынешняя молодежь даже представить себе не может, как угрюм и обманчиво молчалив был народ. Страсти кипели только в курилках, и никто не позволял себе критиковать решения власти, разве что квалификацию скульпторов. Там же, в курилке института, обсудили и мой проект — засыпать поле глыбами шлака какой-нибудь домны и в этом шлаке воздвигнуть огромные, вздымающиеся к небу скрюченные обугленные руки. А «стекляшку» — круглое застекленное кафе на углу Дорогожицкой и Коротченко (теперь Телиги), там, где теперь стоит памятник Олене Телиге — переоборудовать в маленький музей-мемориал.

Народу мой проект понравился больше всех, покивали и… пошли по рабочим местам.

Скоро в соседнем дворе литейного цеха союза художников появилась модель будущего памятника, и мы все получили возможность внимательно его рассмотреть. Обратили внимание и на то, что центральные фигуры были изображены в вышиванках. Покойный ныне Витя Нудельман, отец которого был в 41-м оставлен для подпольной работы в покинутом Красной Армией Киеве и погиб, несомненно, в Бабьем Яру, сокрушенно крутил головой и вздыхал. А уж когда увидели надпись «35000 советских граждан…».

К открытию памятника власти готовились старательно. Помня о стихийных митингах, решили не оставлять процедуру на естественное течение событий. Готовились, судя по всему, к огромному стечению народа. Поэтому соответствующие органы приняли решение собрать с близлежащих организаций народных дружинников, причем в первую очередь еврейской национальности, для наполнения территории мероприятия и недопущения на нее несанкционированного проникновения. То есть ежели что, то евреи должны были в традициях Бабьего Яра сами обеспечить порядок, и не допустить разных выходок со стороны других евреев.

В основном были задействованы, ясно же, наши дружинники. Но были еще из соседних Гипросельхоза и института усовершенствования врачей. И из морга (только штатные сотрудники, конечно). И с мотоциклетного завода, в качестве заградотряда второго эшелона. Без учета национальности, а просто как проверенные рабочие военизированного предприятия. Ответственным был наш парторг с красноречивой фамилией Деревянко.

Нам раздали пригласительные билеты. Вот он, с обеих сторон. Фамилии приглашенных мы заполняли сами.

С утра указанного на приглашении числа нас собрали в актовом зале. А ближе ко времени события небольшими группами, не создавая толчеи, по 10-15 человек вывели на площадку перед скрытым здоровенной тряпкой памятником. Вот как это выглядело.

Потом была торжественная часть, которой я совершенно не помню, потому что должен был следить за порядком. И наконец, памятник открыли. Тряпку косо и натужно потащили влево, она с треском порвалась, заиграл гимн УССР. И памятник возник перед нами.

Как оказалось, других собравшихся на открытие, кроме нас и официальных лиц, не было. И никаких беспорядков тоже. Скучающий фотограф позади нас стоял на урне и искал что-нибудь фотогеничное. Или скандальное.

Поэтому в следующий раз (который был в сентябре, в Судный День) нас просто собрали в актовом зале и никуда не выгнали. Убедились, что все спокойно, и распустили.

И мировая общественность на время успокоилась. Но не я.

Пепел Клааса стучит в мое сердце.

Хотя мои дедушка и бабушка лежат не здесь, а в городе Кременце Тернопольской области, в пятистах метрах от центра, где еще в 1947 году поставили зеленую деревянную пирамидку с надписью «45000 советских граждан и совслужащих».

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Олег Кац: Памяти памятника на Бабьем Яру

  1. Интересная история. Советская власть упрямо боролась за забвение Бабьего Яра.
    Даже у меня, который был ребенком и далеко от Киева во время войны, есть впечатление об успехах властей в угнетении памяти о той трагедии.

  2. “.. Страсти кипели только в курилках, и никто не позволял себе критиковать решения власти, разве что квалификацию скульпторов…евреи должны были в традициях Бабьего Яра сами обеспечить порядок, и не допустить разных выходок со стороны других евреев… Были и с мотоциклетного завода, в качестве заградотряда второго эшелона. Без учета национальности, а просто как проверенные рабочие военизированного предприятия….”
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Интересная историческая работа уваж. О. Каца из «гипрожид» г. Киева, написана в манере … стремительной…картина маслом, выполненная художниками метрополитена им. Лазаря Моисеевича Кагановича. И правильно: евреям не привыкать обеспечивать — и детей рыбьим жиром, и другие нужды и растущие потребности, возникающие у пролетариата столицы.
    Это – факт и проза жизни. Кому, конешно, интересно, само собой.
    П.С. А вы не знали, что евреи — умная нация — на Земле и разных других планетах системы?

  3. Кому интересно.

    Уважаемый г-н О.Кац! Вы действительно почувствовали момент истории и «сделали» копию (фото). Почему в СССР так упорно сопротивлялись упоминаниям о еврейской трагедии? Началась война и государство спасало предприятия, скот, урожай, организовывало эвакуацию населения и ни разу, ни один гос орган не сказал о том, что делали НЕМЦЫ с евреями… В воспоминаниях киевлянки, печатавшиеся в газете Д.Гордона, проскользнул вопрос: «Разве евреи не видели фильм профессор Мамлок и др., польские евреи бежавшие, кого пропустили на границе, не говорили о том же, радио слушали немецкое…» Не все видели, читали, понимали — они были брошены властью: старики, дети, семьи солдат и офицеров Красной Армии…

    Мамин дядя вернулся, с полдороги в Харьков, обратно в Киев к русской жене, библиотеке, квартире на Пушкинской… и Б-Я. Проводила его туда родная жена, которая вернулась к себе в квартиру, очень далеко не бедную, попрощавшись с ним…

    Стоят памятники и что изменилось, кому они нужны эти памятники в промежутках между стандартно-неискренними и давно пустыми словами. После первого погрома Миноры в Б-Я я вместе с женщиной , которая следила за поставленным крестом и цветами вокруг него, убирал мёртвую крысу и мусор вокруг побитых камней поставленных от имени государства ИзраИль и понял — никому кроме нас еврее это не болит…Пару десятков людей с чувствительностью выше средней и весь сказ… А «представители еврейской общаги» что в Киеве, что в Германии одним дерьмом мазаны и иметь с ними дело последнее дело…

    Вас живущего в Киеве это, видимо, давно не удивляет… Так же как не сильно удивило большинство киевлян когда евреев повели в Б-Я. Привычно-буднично как очередная демонстрация к очередной дате… Осталось у некоторых, кому не досталось, в памяти соседки Цили стёганное одеяло… Как-то так.

    П.С. Гипросельхоз был на пл. Урицкого. Рядом был институт Сельэнергопроект. Женщина помогавшая убирать возле Миноры отказалась взять деньги (работала когда-то на весовом заводе в Киеве)… Вот и весь сказ про нас, историю нашу и с нами…

    1. Фильм «Профессор Мамлок» появился на советском телеэкране примерно в 67г. Так что до 41г. его никто не мог видеть… и вероятно, он вообще не был в прокате.

      1. Oleg
        — 2021-09-26 10:04:53(921)

        Фильм «Профессор Мамлок» появился на советском телеэкране примерно в 67г. Так что до 41г. его никто не мог видеть… и вероятно, он вообще не был в прокате.
        ======
        Ошибаетесь, уважаемый коллега!
        Советкий фильм «Профессор Мамлок» вышел на экран в 1938 году.

        1. Вы правы, Соплеменник. Фильм был снят в 1938г. Но вопрос — кто его видел до 1967? (примерно). И второй вопрсо — какая категория проката ему была назначена? Вероятно, никакая.Или минимальная — третья.Это значит, количество копий начисто отрицала значимый гонорар создателям. А снят фильм в высокой модерниссткой эстетике. Никто из старши людей не сказал мне, что видел этот фильм до войны. Это значит, что он практически лежал на полке.

  4. Неделю назад по украинскому ТВ показали по какому-то малозначительному случаю мужика лет 70. Он на полном серьезе, без тени сомнений или сарказма — да и сам репортаж не располагал к шуткам- он сообщил прямо в камеру, вернее вопрос задал нерадивым зрителям: «А вы разве не знаете что украинская нация — самая умная на земле?»
    Теперь, когда с помощью уважаемого Олега Каца я узнал, что центральные фигуры памятника (по идее и по прискорбному факту — евреи) были одеты в вышиванках (т.е. вроде как героические украинцы), когда именно в Бабьем Яру загинули воины и красные грамодяне в количестве 35 000, я понимаю: это ведь сколько ума надо, чтобы даже в могиле фиктивно присоседиться к покойникам и урвать на этом законный навар.

    1. К слову НАЦИЯ есть множество довесков. Один из них звучит ТИТУЛЬНАЯ. Последнее время на основании различных раскопок, исторических свидетельств и исследований обнаружилось, что на территории украины имеются две ТИТУЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Подразумевается — те национальности, которые проживали (и продолжают проживать) до образования государства. Эти две — крымские татары и евреи.

Добавить комментарий для Oleg Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.