Исраэль Дацковский: Кредо

Loading

Исраэль Дацковский

Кредо

בס»ד

В этом длинном тексте мы постарались выразить наши мысли по четырем основным вопросам сегодняшней еврейской повестки дня:

1. Соотношение учебы Торы и изучения естественных наук. «Светские» евреи пытаются изучать ТОЛЬКО естественные науки, «харедим» — ТОЛЬКО Тору. Мы пытаемся показать необходимость сочетания глубокого изучения и Торы, и естественных наук как для «светских» евреев, так и для «харедим».

2. Необходимость производительного труда как часть религиозных обязанностей еврея.

3. Построение системы образования. К сожалению, наше предложение никак не ограничивается идей соединения религиозного и естественно — научного образования, так как обе системы страдают слишком большими недостатками, чтобы их можно было «механически» соединить — в больших изменениях нуждаются обе системы, но они несомненно должны стать одной системой.

4. Еврейская армия и ее отличия от нынешнего ЦАХАЛа.

Часть мыслей, изложенных в этом тексте, в разбросанном и неполном виде встречается в наших комментариях на отдельные недельные главы (Берешит, Ноах из книги Берешит, Шлах из книги Бемидбар, Аазину из книги Дварим). Часть мыслей опубликовано в наших ранее вышедших статьях. Однако, мы увидели важность в едином, собранном изложении сложных и неочевидных в современном мире, хотя и ясно изложенных в Талмуде, в трудах мудрецов, и в самой Торе мыслей о соотношении Творения и Торы и о соотношении их изучения в качестве одного из вступлений к нашему комментарию, одному из бесчисленных комментариев на недельные главы.

Тв-рец создал этот мир, среди иных аспектов, как инструмент сокрытия Себя от человека, сокрытия Своего Единства и единства творения. Фактически, мы можем судить о непознаваемом человеческим мышлением Тв-рце только по его действиям. Он произвел всего два явных действия, которые мы можем рассматривать в качестве относительно завершенных — «сказал» и «сделал» (Оставим в стороне открытые чудеса и скрытое управление историей). Хронологически в человеческой истории — сначала «сделал», затем «сказал». В комментарии ко второму благословению перед «Шма» утренней молитвы Пинхас Полонский пишет (молитвенник «Врата молитвы», Изд-во Маханаим. 1998, нусах сфарад, стр. 71): «Если первое благословение перед «Шма» посвящено Сотворению Мира — космическим явлениям, физическому свету…, то второе говорит о духовном свете –Торе, которое еврейская Традиция рассматривает как второй акт Творения«. Об этом же пишет царь Давид в 92 — ом псалме, стих 6: «Как величественны дела твои, Г-споди, очень глубоки Твои помыслы». Давид явно различает два аспекта —«сделал» и «сказал». Следующим стихом царь Давид очень нелицеприятно припечатывает тех, кто видит только один из этих аспектов: «Человек невежественный не знает и глупец не понимает этого». РАШИ относит 7-ой стих только к последующему, но РАДАК относит этот стих и к предыдущему, и к последующему стиху. Мы в этом месте идем по линии РАДАКа.

Аспект «сделал» («маасим» в терминологии царя Давида) нам дан в виде сотворенного мира со всем его наполнением живыми и неживыми структурами, во всей его сложности и многообразии, со всеми законами природы, заложенными Тв-рцом в Его творение, включая творение самого человека в бесконечно сложном его устройстве и чудесном функционировании. И предложено понять Творца через понимание Его Творения, через открытие законов и принципов устройства и функционирования Творения.

Аспект «сказал» («махшевот» в терминологии царя Давида) нам дан в виде Торы — устной, письменной, в трудах мудрецов всех поколений, в выведенных ими законах, написанных комментариях, в продолжающемся выводе законов и создании комментариев для изучения, понимания и реализации в мире Его слов, желаний, указаний. Из изучения аспекта «сделал» можно понять устройство мира, но нельзя вывести правила поведения задачи и цели человека в мире. Эту сторону Творения открывает нам изучение аспекта «сказал».

Кроме этих аспектов Он, несомненно, постоянно присутствует в мире, руководит историей в целом и каждым созданием в частности, реализует свою власть через законы природы и через действия людей. Его инструментами управления этим миром являются редкие явные чудеса, нарушающие им же установленные законы природы и, в качестве главного способа влияния — частое, непрерывное создание маловероятных ситуаций, стечения обстоятельств. И не забудем, что и наши мысли и действия во всей их полноте подчинены Ему, что никоим образом не ограничивает нашу, данную Им свободу воли и свободу выбора. Но, кроме явных и редких чудес, Его присутствие в мире, Его непрерывное управление миром скрыто от явного человеческого рассмотрения.

Рассмотрим основные аспекты этого мира и наши задачи по познанию Тв-рца через изучение Его действий.

1. Аспект «сказал». Тора.

История еврейского народа именно в качестве народа, принципиально отличающегося от других народов мира, начинается у горы Синай с получения Торы непосредственно от Тв-рца мира. Моше рабейну записал текст Письменной Торы и передал народу (Йеошуа бин Нуну, старейшинам, всему народу) гораздо более широкое учение, называемое Устной Торой. Все дальнейшее развитие знания Б-жественного учения шло методом развития именно Устной Торы, которая в дальнейшем стала записываться и образовала огромную библиотеку текстов. Только дошедшие до нас тексты составили более 50.000 книг. А сколько еще источников мудрости не дошло до нас или вообще не было записано!

Мир не просто сотворен и оставлен в пользование человеку полностью на его (человека) усмотрение. К миру приложена Инструкция Изготовителя. Этой инструкцией и является Тора во всей полноте письменной, устной, законодательной, комментирующей, объясняющей и других ее частей. Всю еврейскую историю Тора во всей ее полноте являлась и является стержнем, фундаментом, атмосферой еврейской жизни. Изучение Торы было главным делом жизни еврея. Поведение еврея, его жизнь от самого начала и до самого конца строились в соответствии с этой Книгой. Мы названы народом Книги не потому, что мы много книг читаем, много разных книг пишем, много их издаем и ежегодно в начале лета устраиваем книжные ярмарки. А лишь потому, что мы — народ, неразрывно связанный с одной — единственной Книгой. Народ Книги — это народ Торы. Собственно, главной, если не единственной задачей еврейского народа является познание Тв-рца, изучение его Торы и исполнение ее заповедей. Поэтому необходимость ее глубокого и постоянного изучения не должно и не может быть отменено или заменено легкими рассказами из «еврейского эпоса по мотивам древнего еврейского культурно-литературного памятника». Ежедневное и массивное изучение Торы, как детьми, так и взрослыми, привитие любви к ее Автору, к ней и к ее непрерывному изучению, глубокое проникновение в ее бесконечную сложность и бесконечную же красоту должно быть важнейшей частью образования и воспитания каждого еврейского ребенка и содержанием существенной части жизни взрослого. Именно жизнь в Торе, в ее изучении и соблюдении ее заповедей сильно расширяет возможности как ребенка, так и взрослого познать этот мир во всей его полноте, повышает шанс реализовать себя во всем спектре данных человеку возможностей в осмысленной и высокодуховной жизни, построить крепкую и теплую семью, обрести человеческое счастье. Не богатство, не ум, не карьеру, ни академические степени — просто человеческое счастье. К сожалению, остальные пути самореализации и поиска счастья оказались тупиковыми. Даже такие высокоинтеллектуальные и просто очень интересные пути, как посвящение себя сложнейшей науке, высокому искусству, путешествиям, спорту или другим очень важным занятиям.

Для полноценной реализации такого изучения Торы требуется много составляющих, и часть из них сегодня трудно найти или сделать. Нужна атмосфера Торы дома и на улице. Нужно соответствующее Торе построение государства, в первую очередь, его судебной системы и армии, подчинение Торе экономической жизни и системы воспитания и образования. Наиболее близкий и он же начальный аспект — нужна еврейская Школа, которая подразумевает длинный учебный день с серьезным и глубоким, по возрасту, изучением Торы всю первую половину этого дня. И в такой школе должны учиться ВСЕ еврейские дети.

Получение таких знаний Торы для взрослых, которые в детстве были лишены возможности еврейской учебы, сопряжено со многими трудностями, но никакие трудности не могут оправдать отказ от такой учебы. Среди не самых сложных из этих трудностей — и сверхнепривычная форма подачи материала, и незнакомая логика, иная терминология и иной, непривычный понятийный аппарат, незнакомые методы анализа данных и ситуаций, и отсутствие точных и ясно сформулированных пунктов инструкции, а значит — долгое изучение материла до появления хотя бы смутных представлений о картине в целом. Оставим в стороне трудности языка. Картина не собирается из ясно ограниченных частей мозаики — каждая часть мозаики постепенно выплывает из тумана. И над всем этим — совершенно непредставимый объем материала для изучения. Недаром о Торе сказано: «длиннее земли ее мера и шире моря» (книга Йова (11:9)).Это изучение требует, на самом деле, не столь уж многого — ежедневное выделение часа — двух (а это ой, как немало и нелегко) на уроки и самостоятельную учебу (самостоятельную — не сразу даже для людей привычных непрерывно учиться в науке). По мере продвижения в познании — жизнь в соответствии с приобретенным уровнем Знания. Без прямого и ежедневного использования уже полученных знаний, без жизни, полностью погруженной в атмосферу Торы, наращивание знаний «в запас» оказывается невозможным. Эта погруженность в атмосферу Торы ни в какой мере не ограничивает активность человека в мире, а наоборот, дает мощный импульс и созидательную активность и к познанию Его мира, и к активной, полной, бьющей через край активной жизни в Его мире.

Люди, не прикасавшиеся к глубинам Торы (а поверхностное ознакомление с сюжетными перипетиями весьма нетолстой книжки даже легким знакомством назвать нельзя), даже не представляют себе объемы, сложность, красоту и важность для них самих скрытых от них материалов. Причем эту важность можно бледно проиллюстрировать важностью операционной системы компьютера по отношению к программным приложениям. Бледно — потому что в данном случае сама «операционная система» играет роль важнейшего «приложения», для запуска которого и создан весь «компьютер», а остальные «приложения» играют не вторую, как в обычном компьютере, а третью роль.

2. Аспект «сделал». Мир, в первую очередь наш материальный мир.

Начнем с пары цитат, принадлежащих величайшим ученым. Они были гигантами в науке и поэтому, с одной стороны, удостоились увидеть Тв-рца через призму научного знания. Но, с другой стороны, они не удостоились прикоснуться к прямому откровению Тв-рца — его Торе и получить полное, разностороннее, максимально доступное рожденному женщиной знание о Нем и Его мире:

Иоганн Кеплер: «Я стремлюсь опубликовать их [исследования] во славу Всевышнего, желающего, чтобы его познали через природу…».

Альберт Эйнштейн: «В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной… Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственней вижу я руку Всевышнего, правящего вселенной.»

Бесконечно Единому Тв-рцу было угодно создать единый мир так, чтобы цельность этого мира предстала перед творениями в скрытом, замаскированном, мозаичном виде, в многообразии его граней. Отсюда, в частности, происходит многообразие естественно — научных дисциплин (физика с ее многочисленными разветвлениями, химия с неменьшим числом смежных наук и проч.). Недаром сказано: «Десятью речениями сотворен мир….» (Трактат Мишны «Пиркей Авот» 5:1). Тв-рцу ничего не стоило сотворить мир одним речением (здесь мы не будем даже поверхностно заниматься вопросом что такое «речение» Тв-рца). Но мир, созданный за один прием, «одним речением» не мог бы скрыть своего имманентного, врожденного, неотрывного и не разделяемого на части единства. А одна из главных задач, поставленных перед сотворенным в последнюю очередь человеком — найти единство Тв-рца в многообразии Его проявлений в Его мире («Так сказал Б-г: «Пусть не гордится мудрец мудростью своей, и не гордится сильный силой своей, и не гордится богач богатством своим. Но тот, кто гордится, пусть гордится лишь тем, что он постигает и познает Меня, … ибо именно это мне угодно.» — Слово Б-га.» Пророк Ирмиягу 9:22-23). Именно поиск единства Тв-рца в Его многообразном мире и является одной из важнейших граней ПОЗНАНИЯ Тв-рца. Для этого и сотворен человек последним — чтобы прийти в «расколотый» многообразием мир, изначально не видя его фундаментального, базисного единства и, выполняя свою функцию в Его мире, собрать мозаичное и лишь кажущееся разнообразие в Единство. А познание Тв-рца нам необходимо для познания СЕБЯ, для нахождения нашего правильного пути в этой жизни и исполнения своего предназначения. То есть, для полноты счастливой жизни. Нашей неповторимой и единственной жизни в современном бушующем, противоречивом, непонятном, разваливающемся мире.

А если так, то невозможно познать Тв-рца, рассматривая, изучая и развивая только одну грань Его проявления в мире, грань «сказал». Совершенно необходимо столь же тщательно и глубоко изучать грань «сделал».

Один из величайших еврейских мудрецов последнего столетия Хазон Иш (р. Авраам — Йешайагу Карелиц, умер в 5713 году по еврейскому летоисчислению от сотворения мира (в 1953 году по ИХ счету), называемый, как это часто встречается в иудаизме, Хазон Иш по названию одной из своих книг) в книге «Эмуна увитахон» («Вера и упование») в конце первой главы пишет (перевод Пинхаса Перлова): «И сколько мудрости заложено в строении глаза — не насытится глаз наш созерцать ее, а ухо — слышать! И поколение за поколением прибавлять будут мудрые к знанию, а разумеющие к пониманию сокровищниц мудрости, сокрытых в устройстве глаза, но до конца никогда не дойдут…». В этой мысли содержится, по крайней мере, два очень разных механизма познания Тв-рца через его проявление в Творении.

С одной стороны, для познания Тв-рца необходимо понять его Творение и законы, Им в нем заложенные. С одной стороны, невозможно наслаждаться мудростью Тв-рца, заложенной, в частности, в устройство глаза, не понимая этого устройства и принципов, механизмов функционирования глаза. С другой стороны, невозможно понять устройство глаза и его функционирование, не изучая его. То есть еврейский мудрец призывает ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МУДРОСТИ ТВ-РЦА изучать анатомию и физиологию. Причем, в качестве примера не случайно выбран именно глаз, а, например, не иной, более закрытый для изучения орган (селезенка, почка, даже головной мозг). На первичном уровне работу глаза уже возможно понять, зная лишь достаточно элементарную, «школьную» физику, точнее, ее раздел «геометрическая оптика» (и «не заметим» пока, что даже элементарная физика — отнюдь не первый по простоте школьный предмет. И уже для начала ее изучения нужно не так уж мало знать о мире, о математике и проч.). Но физику нужно учить. И анатомию глаза. И еще многое. Иначе указание законоучителя не выполнить. А для углубления знания о глазе и понимания его функционирования (нет, не до уровня знаний врача-офтальмолога — всего лишь до уровня знаний, необходимых для общеобразованного, культурного человека) — и физиологию, и химию, и много чего еще. Для чего? ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МУДРОСТИ ТВ-РЦА, то есть для исполнения задачи еврея в этом мире. А если пойти чуть дальше и принять общепринятое «религиозное» утверждение, что задачей еврея в этом мире является нахождение и изучение Тв-рца во всех Его проявлениях («Имя Тв-рца») и все Его проявления есть Тора, то придется признать, что как физика и химия, так и физиология относятся к разделам Торы, но особым разделам — разделам открываемым человеком любознательным. И тогда уже придется признать, что двуединство Торы состоит не в ее построении из Торы письменной и Торы устной, а в ее построении с одной стороны, из сказанного Тв-рцом и, с другой стороны, из сделанного Им же. То есть, интегральной, неотъемлемой частью Торы, частью знания о Тв-рце и его мире, того знания, которое Он нам сообщил в открытом и скрытом изложении, является и Тора аспекта «сделал», открытая и развитая человечеством — объективные знания об устройстве и функционировании Его мира, весь комплекс естественных наук о мире вообще и о человеке в частности. Так как физика, химия и другие науки раскрывают устройство Его мира и законы, заложенные Им в функционирование Его мира, то их познание, по сути, является познанием Тв-рца через Его творение. То есть, изучение блока естественных наук является РЕЛИГИОЗНОЙ обязанностью еврея, изучающего Тору и соблюдающего заповеди.

С другой стороны, в приведенной цитате р. А-Й. Карелиц пишет о РАЗВИТИИ науки. Нам неоднократно приходилось слышать, что все знания уже заложены в Торе (Хумаш, Пророки, Писания, Мишна, особенно Гемара и проч.). Мы не смеем спорить с этим, но такое жесткое утверждение неплохо было бы понять. Понять лучше и легче на примере. В Вавилонский Талмуд включен трактат Мишны, не имеющий Гемары — «Киним» (множественное число от слова Кэн — Гнездо) и рассматривающий проблемы, возникающие при принесении родившей женщиной двух птиц в две разные жертвы для случая, когда женщин много и птицы перепутались. По сути, в этом трактате поставлены и решаются некоторые начальные задачи такого раздела математики как комбинаторика. И авторы Мишны в этом трактате на много сотен, если не тысяч лет обогнали свое время, поставив и решив некоторые задачи из несуществовавшего тогда раздела математики. Но чтобы построить раздел комбинаторики в его современном, сложном и развитом виде, решающем сложные насущные задачи современности, потребовалось развивать идеи этого трактата в течение полутора тысяч лет, прошедших со времени завершения Талмуда. И развивать не в виде комментирования трактата, а в виде математических разработок, внешне отделенных от изучения и комментирования Талмуда. Развивать параллельно и неразрывно с развитием других областей науки вообще и математики в частности. Причем, это развитие шло во многом как ответ на практические нужды, например, нужды инженерии, физики, экономики и непрерывно испытывалось (внедрялось) практикой и из практики же приходили новые вопросы и потребности для развития науки. Можно ли вывести эти законы напрямую из трактата, только изучая трактат и не изучая отдельно математику? Да, можно. Но… Во-первых, для этого понадобятся полторы тысячи лет и многие поколения математиков, каждое из которых сделает свой шаг в развитии теории. Отдельному человеку или даже отдельно взятому поколению совершенно невозможно, оттолкнувшись лишь от глубочайшим образом понятого текста Талмуда с традиционными комментариями, построить даже простенький современный раздел современной чрезвычайно развитой, разветвленной, сложнейшей и объемнейшей науки. Во-вторых, эта работа совершенно бессмысленна — отбросить уже созданное трудом поколений и записанное в учебниках и начать по новой создавать всю науку, «выводя» ее из Талмуда (в котором, естественно, все есть!) своими силами — каждым учащимся отдельно (как же, много этот учащийся навыводит!). В-третьих, и это, пожалуй, главное, почему-то у адептов взгляда, что все можно вывести из Талмуда, проявляется слишком разное отношение к естественно — научному циклу наук и к знаниям собственно Торы. Они ведь не предлагают выбросить труды РАМБАМа и последующих законоучителей и все законы выводить непосредственно из Талмуда. Они также не предлагают отказаться от комментария РАШИ к Талмуду (а зачем нам этот комментарий, когда из самого текста Талмуда можно все понять и все вывести?). И не предлагают современным раввинам перестать выпускать книги по Алахе, когда все и так понятно из Талмуда. То есть, в выводе и развитии Закона адепты этого взгляда (или бреда — кому как угодно это называть) признают непреходящее значение развития теории многими поколениями исследователей Талмуда и пользуются уже современным уровнем развития этой науки. А, вот, математику, инженерию и прочее выводите, пожалуйста, напрямую из Талмуда по мере вашей потребности. Не слишком серьезный подход!

То же самое можно сказать об инженерии и геометрии, элементы которых встречаются в трактате «Суккот». Все можно вывести из Талмуда. Только нужны полторы тысячи лет и многие поколения ученых, еврейских и нееврейских. Это же можно повторить об элементах начального знания анатомии и физиологии, о первичных сведениях о медицине, встречающихся в трактате «Хулин» — можно начать с Талмуда, но опять понадобятся полторы тысячи лет и многие поколения ученых, хотя начальные знания уже даны в тексте Талмуда.

О том, что невозможно все взять из Талмуда и быстренько прийти к необходимому уровню знаний, собственно, и пишет р. А-Й. Карелиц в приведенной цитате. Повторим: «И поколение за поколением прибавлять будут мудрые к знанию, а разумеющие к пониманию сокровищниц мудрости… но до конца никогда не дойдут…». Как это отличается от современных, достаточно примитивных и неправильных воззрений некоторых не самых образованных «законоучителей»: «В Торе есть все, учим только Тору и из нее получаем все необходимые знания об устройстве мира»! Как будто можно сразу от Талмуда перейти к современному знанию о Его мире!

Сказано: «Если скажут тебе, что есть мудрость у народов мира, верь этому, а если скажут, что есть Тора у народов мира — не верь». Обратим внимание на первую часть высказывания — о наличии мудрости у народов мира. Изначально понятно, что мудростью может быть только знание о Тв-рце и Его творении. Если эти знания есть у народов мира, то как мы можем позволить себе не изучать эту долю знаний о Тв-рце, сосредоточившись только на той части, которая есть только у евреев. Мы обязаны («религиозно» обязаны) изучать и уникально еврейскую часть проявления Тв-рца и ту часть Его проявления, которая дана народам мира. Мы, евреи, единственные в мире, кому дано познание сразу обоих аспектов проявления Тв-рца в Его мире. И мы не вправе пренебречь нашей уникальной долей, разделив познание Тв-рца на еврейскую и гойскую составляющие.

Сегодня приходится знания из различных областей науки и практики приобретать, изучая книги об этих областях, а не выводить непосредственно из Талмуда. То есть, изучение специальности и развитие знания (науки) сегодня отделилось от изучения Талмуда. Нет, не сегодня! А, на самом деле, отделилось давно, еще во времена написания самого Талмуда. Покажем это.

В трактате «Шаббат» Вавилонского Талмуда (лист 75А) сказано: «Откуда мы знаем, что учить законы движения звезд и созвездий (астрономию, выражаясь современным языком) — мицва (заповедь Торы, обязательная для исполнения евреями)? [Мы знаем это] из стиха Торы «Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: «как мудр и разумен народ, этот великий народ».» (Книга «Дварим» 4:6). Какая мудрость ваша в глазах народов мира? — это расчеты движения звезд и созвездий. Кто может учиться астрономии и не учится ей, о нем сказано в книге пророка Йешаягу (5:12): «… а на дела Г-спода не смотрят они и творений рук его не видят!»». Повторим: приведенное — прямая цитата из Талмуда! Добавим, что в те времена астрономия была практически единственной областью естественно — научного знания, накопившей хотя бы некоторые сведения, которые уже можно было хоть сколько-нибудь систематически передать от учителя ученику (клинические знания медицины не в счет — они и сегодня могут передаваться не для общего образования, а лишь для профессионального — читай: закрытого — использования. А общенаучных знаний анатомии и физиологии тогда еще не существовало). То есть астрономия в то время представляла собой весь известный комплекс естественно — научного знания и сказанное об астрономии сказано обо всем этом комплексе знаний. Поэтому отрицающий необходимость изучения естественно — научных дисциплин именно в качестве отделенного от изучения Талмуда глубокого изучения накопленных человечеством знаний, сильно противоречит сказанному в Вавилонском Талмуде.

От себя добавим, что приведенная мысль отнюдь не очевидно следует из самой Торы. В предыдущем стихе Торы (книга «Дварим 4:5) Моше говорит о том, что он учил народ «уставам и законам, как повелел мне Г–сподь, Б-г мой, дабы так поступать вам…». На первый взгляд похоже, что следующий стих говорит именно о моральных законах, переданных Моше народу. Но построение фразы «уставам и законам, как повелел мне Г–сподь», а не «уставам и законам Г–спода» открывает возможность того понимания, который приведен в процитированном выше трактате «Шаббат». Это — один из бесчисленных примеров как прямое чтение Торы без комментариев мудрецов не дает даже тени понимания о том, что там на самом деле написано. При полном понимании языка текста и смысла всех слов.

Мы не можем пройти мимо великой песни физическому миру и его законам, которую мы повторяем каждую субботу в утренней молитве вслед за псалмопевцем царем Давидом (Псалом 19:2-5): «Небеса рассказывают о славе Б-га, о делах рук Его повествует небосвод. Изо дня в день ведут они свой рассказ, из ночи в ночь учат мудрости — но безмолвно, без слов; не слышно голоса их. Над всей землей раскинулся купол небес, сказанное ими доходит до краев вселенной…». Здесь открытым текстом пишется о всеобъемлющих физических, химических и иных законах, именно законах Тв-рца, которые действуют неслышно, но постоянно и неизбежно и требуют своего открытия и познания человеком именно для осознания величия Тв-рца. И как мало еженедельно читающих эту песнь, понимают сказанное в ней!

Приведем еще один аргумент в поддержку тезиса о РЕЛИГИОЗНОЙ обязанности соблюдающего еврея знать устройство мира Тв-рца (иными словами, глубоко изучать естественно — научный комплекс наук, да и не только естественно — научный).

В уже цитировавшемся трактате Мишны «ПиркейАвот», в мишне 2:14 записано: «Сказал рабби Элиэзер: «… знай, что ответить неверующему…»». РАМБАМ объясняет это место: «Сказал [рабби Элиэзер] что необходимо, чтобы [соблюдающий Тору еврей] выучил вещи, [известные неверующему, на которых тот строит свои утверждения, то есть «светские» науки] и сумел бы ответить неверующему и спорил бы с ним об этих вещах…». То есть, и РАМБАМ (сам работавший врачом, как до него и после него работали врачами очень многие крупнейшие еврейские мудрецы — мудрецы, великие именно в Торе, в Талмуде, в религиозном Законе — РАМБАН, Сфорно, РАЛБАГ и многие другие) настаивал на еврейской РЕЛИГИОЗНОЙ необходимости серьезного изучения наук.

Он же пишет напрямую об этом в разделе «Знание» («МадА» — первый том его «МишнЕ ТорА»). В подразделе «Фундаментальные законы Торы», глава вторая, закон 1 РАМБАМ пишет (перевод Меира Левинова): «Какой путь ведет к любви и страху перед Ним? Когда человек вдумчиво рассматривает чудесные и великие творения и создания Его и видит в них проявление безграничной, необъятной мудрости — тут же охватывает его любовь, и он восславляет и возвеличивает Его и загорается желанием познать Б-га великого…». Эта цитата из РАМБАМа достаточно параллельна рассмотренной выше цитате из Хазон Иш и так же требует серьезного, научного изучения Творения по-настоящему религиозным человеком. Иначе не увидеть необразованному «в них проявление безграничной, необъятной мудрости». Как сказано у того же царя Давида («Теилим» 92: 6,7): «Как велики деяния Твои, бесконечно глубоки Твои замыслы. Невежде их не постичь, глупцу не понять этого».

Понятно, что о необходимости открытия и изучения законов функционирования Его мира («законов природы»), то есть о религиозной необходимости профессионального занятия наукой писали еще многие еврейские мудрецы прошлого и настоящего.

Интересный комментарий встречается у РАЛБАГа (рабби Леви бен Гершон, Гершуни, Южная Франция, начало XV века, врач, философ, один из крупнейших еврейских ученых и комментаторов). Он пишет (на стих Торы о горящем и несгорающем кусте — книга «Шмот» 3:2), что Моше — рабейну сначала не думал о чуде и подошел к кусту, чтобы понять, что происходит, изучить непонятое поначалу явление природы. Когда Б-г ему там открылся, стало ясно, что Моше присутствует при чуде. Так вот, РАЛБАГ утверждает, что Тв-рец открывается в первую очередь тому, кто не проходит мимо непонятного и старается это непонятное исследовать и понять. То есть, необходимость научного познания, по РАЛБАГу, как раз и вытекает из желания понять и познать Тв-рца, причем это действие (научное познание именно с целью познать Тв-рца) весьма и весьма высоко Тв-рцом ценится.

Нужно хорошо понимать, что до построения современного здания наук, в те еще не столь далекие времена, когда овладение специальностями шло на практике, на примере работы учителя (система мастер — подмастерье, который после приобретения опыта становится мастером, причем не только в ремесле, но и в торговле, в нарождающемся банковском деле, в инженерии и проч.), овладение Талмудом, развитие мозга в детстве и юности на сложное аналитическое мышление, на абстрактное мышление, огромное развитие памяти давало евреям существенные преимущества в овладении навыками и специальностями перед теми, чей мозг не был столь развит многолетней, с раннего детства, сложнейшей учебой. Но с тех пор, когда знания по отдельным специальностям стали объемными и выкристаллизованными в курсы наук, общей сообразительности, способности схватывать материал, размышлять, анализировать, развитой изучением Талмуда, оказалось мало — нужны были конкретные знания этих наук, которые нужно было целенаправленно приобретать, например, в университетах. Оказалось, что юристом можно стать только после окончания юридического факультета, инженером — только после окончания соответствующего инженерного факультета. И теперь преимущества мальчика, прекрасно талмудически развитого, но без конкретных знаний специальности, были утрачены перед гораздо менее изначально развитым мальчиком со знанием наук из университета. Этого, к сожалению, не заметили законоучители ни в XIX, ни в XX веке. А материалов на эту тему в еврейских источниках было предостаточно.

Затронем еще один вопрос — о пророчестве в нашем мире. Наши источники утверждают, что есть два типа пророчества.

Первый тип — открытое пророчество. В этом случае пророку (достойному и избранному Тв-рцом) сообщается некоторая информация (во сне или наяву, в образах ясных или аллегорических, прямым текстом или иначе), которую пророк должен передать без искажений — царю, священникам, народу именно в качестве указания Тв-рца об анализе обстановки или предыдущих действий или как указание о будущих действиях. Такой пророк обычно снабжался бесспорными доказательствами, что он — действительно истинный пророк Тв-рца. Такое пророчество закончилось в начале эпохи Второго Храма (примерно в 3410 году по еврейскому летоисчислению от сотворения мира или в 350 году до начала ИХ летоисчисления).

С тех пор в мире остался только второй тип пророчества — скрытое пророчество. Оно, с одной стороны, проявляется и в интуиции, в прозрении, в некоторых знаниях, которые неизвестно как оказываются в голове человека и передают ему некоторую личную информацию о нем самом или о его близких, включая предсказание на некоторое, обычно ближайшее будущее.

Но нам более интересна вторая сторона скрытого пророчества, иллюстрируемая деятельностью Бецалеля — строителя временного переносного Храма в пустыне. В Письменной Торе нет описания слишком многих деталей Храма — приведены лишь общие размеры элементов, а нужны подробные и многочисленные чертежи. Чертежей не было, но Бецалель выполнил сложные элементы конструкции, ее креплений и многих деталей и бесчисленных украшений без чертежей, получив необходимую информацию напрямую от Тв-рца в свою голову. Этот тип пророчества сегодня живет именно в науке, в создании новых научных теорий. Сегодня понятно (из философии науки, из работ Дэвида Юма — Иммануила Канта — Карла Поппера), что новая научная теория ни в какой мере не является следствием проведенных экспериментов и наблюдаемых фактов. Она возникает в голове исследователя «из ничего» и лишь проверяется тем, насколько полно она объясняет имеющиеся факты. Не будем останавливаться на критериях истинности научной теории (внутренняя непротиворечивость, объяснение всех имеющихся фактов и указание на способы получения новых фактов, которые будут соответствовать той же теории, один факт, лежащий в области действия теории, но противоречащий ей, может опровергнуть теорию, невозможность строго доказать никакую теорию, которая всегда останется в статусе «действующей гипотезы» и проч.). Только отметим две вещи — то, что такое пророчество дается отнюдь не только евреям и то, что серьезно объяснить создание новых научных теорий иначе чем пророчеством, получаемым от Тв-рца, тоже не удалось (как не удалось и доказать это, оставив утверждение о таком пророчестве все в том же ранге «действующей гипотезы»). Само появление новых научных теорий в течение всей истории человечества, чудесная и необъяснимая познаваемость Его мира также свидетельствует о Тв-рце, так же ясно, как и сотворенный Им мир.

В заключение приведем собственный пример комментирования текста Пророков.

В пророческой книге Шмуэля приведена благодарственная песня Тв-рцу от царя Давида после избавления его от всех опасностей и, в первую очередь, от действовавшего царя Шауля. Там есть такая строка: «Ибо все законы Его передо мною» (Шмуэль — II, 22:23). Для понимания этой строчки приведем цитату из Мишны «Брахот» 1:5 (цитата повторена в ПасхальнойАгаде):

«Сказал рабби Элазар Бен-Азария: «Хоть и уподобился я семидесятилетнему, все же не знал, что Исход из Египта должно поминать и ночью, пока Бен-Зома не сделал этот вывод из следующего утверждения Торы: «… чтобы помнил ты день выхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей (Книга «Дварим» 16:3). Слова «дни жизни твоей» Следует понимать буквально «дни», а поскольку сказано «все дни жизни твоей», значит, главу об Исходе нужно читать и по ночам. Мудрецы же толкуют [это место иначе]: «дни жизни твоей» — это мир настоящий, а «все дни жизни твоей» подразумевает и времена Машиаха»

Из этой пасхальной цитаты проявляется дополнительный смысл строки из песни Давида: «законы Его» — это законы, изложенные в Торе (во всех ее разделах и комментариях), «все законы Его» — включая как законы Торы, так и заложенные, встроенные Тв-рцом в конструкцию этого мира «естественные законы природы», которые открываются человеком (с разрешения Тв-рца) и в комплексе составляют вторую неотъемлемую часть Торы — Тору, открытую человеком.

3. Идеальное еврейское общество.

Нам нужно рассмотреть, какое общество мы считаем идеальным. Без представления об идеальном обществе нельзя нарисовать образ идеальной школы, идеальный путь воспитания и образования или идеальный жизненный путь. Без доказательства принимаем постулат, что особость, выделенность еврейского народа является огромной ценностью и идеи ассимиляции (от «быть как все народы», до «смешаться с народами и больше не быть бельмом у них на глазу») мы отбрасываем сразу. Как мы уже указали, еврейский народ выделен именно Торой, ее изучением и соблюдением, а потому и изучение Торы всеми членами общества, соблюдение заповедей, строительство семьи и всей жизни, воспитание детей по Торе является обязательным, иначе задачи народа Израиля как отдельного, особого, Б-гоизбранного народа не могут быть выполнены.

Лозунг «Все учим Тору и только учим Тору» красив, но нереален. Изучение Торы как специальность, как единственное дело жизни — слишком тяжело. Не все могут годами изучать медицину и инженерию, столь же очевидно, что не все могут на должном уровне (как специальность жизни) изучать Тору — слишком тяжел для очень многих такой труд (особенно с учетом упускания возможностей развития глубокого мышления, о чем мы скажем в разделе «развитие ребенка»). Любой достаточно широкий слой любого народа, и еврейского в том числе, всегда состоит из людей разных умственных способностей и разного уровня обучаемости — от гениев до дураков со всеми промежуточными стадиями. Поэтому далеко не всем «показано» постоянное и «полнодневное» изучение Торы как единственное дело жизни — для многих такой «труд» является профанацией, которая приводит в печальным последствиям (полное незнание ни Торы, ни окружающего мира, неспособность нормально существовать в этом мире, невозможность построить нормальную семью и нормально воспитывать детей. В конце концов происходит падение на уровень примитивного биологического существования в попытке реализовывать простейшие инстинкты без всякой моральной оценки происходящего).

Идеальным состоянием еврейского общества (до наступления эры Машиаха (Мессии). После прихода Машиаха мир поменяется неузнаваемо — другие народы будут решать все проблемы материальной жизни евреев, а евреи будут только учить Тору, причем другие народы будут заставлять евреев это делать, а у ВСЕХ евреев будут способности непрерывно учить Тору на глубоком уровне. Но пока эта эра еще не наступила) является такое состояние, когда еврейский «… народ этот отдельно живет и между народами не числится» (книга Бемидбар, недельная глава «Балак» 23:9, параллельная цитата есть в мегилат Рут — в словах Амана Ахашверошу с предложением провести «окончательное решение еврейского вопроса»), имея в своем составе очень ограниченное число представителей других народов. И весь народ учит Тору и соблюдает ее заповеди. Но тогда сразу встает вопрос — а кто лечит заболевших? Таким врачом может быть только еврей, изучающий и соблюдающий Тору — других в округе просто нет и быть не может. Значит, кроме учебы Торы он на высоком уровне должен овладеть медициной (ведь нам слабые врачи-дилетанты не нужны). А кто строит дома? Таким строителем может быть только еврей, изучающий и соблюдающий Тору — других в округе просто нет и быть не может. Значит, кроме учебы Торы он на высоком уровне должен овладеть строительной инженерией (ведь нам слабые инженеры-дилетанты не нужны). А кто разносит почту? А кто ремонтирует раковину? А кто водит автобус? Ведь вокруг только евреи, изучающие и соблюдающие Тору — и только они могут выполнить всю работу общества. Конечно, нам нужны и профессора во всех специальностях, в том числе и в Торе (в этой области они называются раввинами и их преподавательский и исследовательский труд должен соответственно оплачиваться обществом), нам нужны университеты Торы (йешивы), нам нужны научно-исследовательские институты Торы (Батей мидрашим). Нам нужны вечерние кОлели, чтобы врач, инженер, водопроводчик и шофер могли там после работы учить Тору. И большинство евреев должно (ДОЛЖНО!) получить специальность, сегодня ошибочно именуемую «светской», а на самом деле — необходимую для нормальной жизни общества. Эти специальности ошибочно называются светскими, потому что они не отрицают ни Тв-рца, ни Его Тору.

Необходимость созидательного труда следует еще и из мысли о необходимости еврея в течение его жизни преобразовывать, возвышать свою душу. Это достигается изменением мира, который целиком и дан нам как инструмент совершенствования нашей души. Все имеющее в мире (включая даже жену и детей и учебу Торы) дано нам как место работы, полигон изменения и возвышения нашей души. Получаемая за работу плата и существование на нее в материальном мире является не более, чем механизмом функционирования этого (Его!) мира и еврейского народа в нем. «Тот, кто трудился в канун субботы, будет есть в субботу» (Трактат «Авода зара» Вавилонского Талмуда, лист 3А).

Попробуем понять мнение Торы и последующих текстов по поводу необходимости производительного труда в жизни еврея.

Сначала посмотрим как описываются те, кто стоял в основании еврейского народа — наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Нет сомнения, что первые двое работали. Работали на общепринятых сегодня производительных работах. Авраам был пастухом. Мы совсем не хотим утверждать, что он лично бегал за овцами. Будучи богатым человеком, он имел достаточный штат рабов и, возможно, наемных работников для непосредственного ухода за стадами. Но общая организация животноводческого «бизнеса», «предприятия» лежала на нем. Да и когда после обрезания к нему пришли гости (недельная глава «Вайера», третий день после обрезания, ангелы в обличьи бедуинов), он лично давал распоряжения Саре о замешивании теста (и именно он определял количество и сорт затрачиваемой муки), он лично выбирал теленка и бегал за ним (и только поймав его, передал «отроку» на приготовление), лично подавал гостям еду. Нельзя не отметить, что Авраам рыл колодцы. Понятно, что, с одной стороны, в пустынной стране Канаан выходов подземных вод на поверхность земли было мало. Также понятно, что техника рытья колодцев не позволяла осуществлять вертикальную проходку глубоких стволов в скальных породах. Значит, нужны были обширные гидрологические знания, позволявшие определять места приближения к поверхности земли водоносных горизонтов. Эти знания и сегодня редки. А места колодцев определял лично Авраам (позднее — Ицхак). Только это могло быть работой «на полную ставку», хоть лопатой Авраам, скорее всего, не махал. Он фактически работал инженером-гидрогеологом, специалистом по подземным водам. Ицхак, кроме скотоводства и рытья колодцев, еще и сеял (занимался землепашеством) и при этом добивался уникальных (даже по сегодняшней оценке) урожаев. Агрономические знания тоже сами по себе не возникают в голове — нужно учить специальность. При этом нет сомнения, что Тору они учили и соблюдали на уровне, которому нам впору завидовать, и наличие Тв-рца ими сомнению не подвергалось — ведь Он с ними беседовал в явной форме.

Но даже среди этих гигантов выделяется фигура Яакова, фигура идеальная для нашего мировоззрения. Сначала он сидел в шатрах. Мудрецы дают два непротиворечивых, способных существовать одновременно объяснения утверждению «сидел в шатрах» — был пастухом и в то же самое время учил Тору. Затем, когда обстоятельства вынудили его уйти из дома в нееврейское окружение и там жить, работать, строить семью, рожать и воспитывать детей, он идет на несколько лет учиться в йешиву. И затем бесстрашно выходит в широкий мир, в гойский мир, в грязный и лживый мир (ярким представителем которого является Лаван) живет там, выполняет все человеческие функции и при этом ни на йоту не теряет Тору, соблюдение заповедей (которые невозможно соблюдать без непрерывного изучения что и как соблюдать), веру в Хозяина мира. Его дети — пастухи. Именно к стадам он отправляет Иосифа, именно пастухами (или ответственными руководителями групп пастухов) работают его дети, придя в Египет (все дети, кроме колена Леви, которое целиком и профессионально учит и преподает Тору, работая на должностях «профессорско-преподавательского состава» на полную ставку и представляя собой научные и педагогические кадры еврейского народа, и кроме лично Иосифа, занятого руководящей и организационной работой на должности премьер-министра Египта).

Нарушая хронологическую последовательность, в продолжение линии Яакова нельзя не вспомнить величайшего из великих мудрецов Торы в поколениях «ришоним» рабби Моше бен Маймона (РАМБАМа, Маймонида), одного из первых кодификаторов еврейского Закона (14-томный труд «Мишне Тора», он же — «Яд хазака»). РАМБАМ работал (без кавычек) личным врачом египетского визиря в Каире и лечил, кроме самого визиря, его гарема и детей, также и высокопоставленных египетских министров. В современных терминах, он был главврачом «кремлевской» больницы в Каире и одновременно руководил 4-ым Главным управлением минздрава Египта. После работы на очень полную ставку, он еще дома до ночи принимал страждущих. И лишь затем — Тора, но на уровне, который ставит его в первую шеренгу мудрецов всех поколений. Для нас лично именно Яаков и РАМБАМ — путеводные звезды этого мира. А врачами были многие еврейские мудрецы, оставившие яркий след в комментировании Торы и развитии аллахи — достаточно только упомянуть, кроме РАМБАМа, РАМБАНа, РАЛЬБАГа, Сфорно, Авраама Ибн-Эзру — да разве всех перечислить! Например, РАЛЬБАГ, будучи великим в Торе, никогда не занимал никакую «религиозную» должность, зарабатывая на жизнь исключительно практической медициной и занимаясь Торой в «свободное от работы» время. Великий РАШИ руководил огромным винодельческим предприятием с принадлежащими ему соответствующими виноградниками.

Особо следует сказать о разведчиках и поколении пустыни.

Одно из объяснений провала разведчиков в их функции и перевода целого поколения на постоянную жизнь до смерти в пустыне следующее. Разведчики, будучи руководителями народа из глав колен и мудрецами в Торе, хотели, чтобы народ продолжал идеальную, с точки зрения 10 из 12 разведчиков жизнь «Хевры ломедет». В пустыне нет материальных забот — «нога не пухла и одежда не ветшала», пропитание (ман) регулярно падало с неба, вода была из бегающего за станом евреев колодца Мирьям или прямо из скалы — учи и не отвлекайся. Разведчики боялись, что войдя в Страну, народ, будучи вынужденным заниматься «светскими» работами по обеспечению жизни народа (пахать, лечить, строить, воевать, воспитывать, судить, работать чиновниками и рабочими и проч.), не сможет полноценно изучать Тору. И они сказали о Стране, то, что сказали. Тв-рец дал однозначную оценку идеалу «Хевры ломедет» — разведчиков публично казнил, а остальных послал умирать в пустыню и воспитывать то идеальное поколение, которое войдет в Страну, не испугается войны, не побоится производительного труда и приобретения «нормальных» специальностей и при этом не оставит Тору. То есть, Он в Своей Торе привел Свое однозначное мнение об устройстве идеального общества и об идеальном пути людей Его народа. И это Его мнение — отнюдь не в пользу «хевры ломедет».

А что говорит о производительном труде учащего Тору и соблюдающего заповеди еврея (иных просто не было) Мишна? Приведем несколько цитат из трактата Мишны «Пиркей Авот» («Поучения отцов»).

Часть 1, Мишна 10 (далее: 1:10): «Шемая говорил: «Люби труд, возненавидь высокое положение и не становись известен властям.»

1:17: «Шимон, сын его (раббана Гамлиэля — старшего), говорил: «… Не учение главное, а дело…».

2:2: «Раббан Гамлиэль, сын рабби Йегуды — Анаси, говорит: «Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом — ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех.»

2:14: «Рабби Элеазар говорил: «…Знай, что возразить неверующему…». РАМБАМ толкует: кроме Торы ты должен знать и светские науки, чтобы суметь ответить неверующему — по комментарию рава Кеати.

3:17: «Рабби Элеазар, сын Азарии, говорил: «…Эйн кемах — эйн Тора…» (нет муки (для хлеба) — не будет и (изучения) Торы).

6:4: «Больше делай, чем учись».

4:11: «Рабби Йоханан, сапожник, говорил». Мы не будем приводить его слова — нам важнее знать, чем таннай (мудрец Мишны — высота мудрости, нами просто не понимаемая) занимался для заработка, для пропитания, для содержания семьи. А великой мудростью на высочайшем уровне он занимался после работы. Также известно про амораев (мудрецов Талмуда) — один из них собирал хворост на продажу, другой изготавливал швейные иголки, третий плавал матросом, четвертый варил пиво на продажу. И Тору они знали и учили, как нам и не снилось. Хотя среди них, конечно, было немало (даже большинство) преподавателей йешив. А основная масса народа, не мудрецы, всю жизнь тяжело работая, только вечером и по субботам приходила в дом учения. Хорошо, если хотя бы в молодости был период учения целыми днями.

А что по поводу труда говорит Талмуд?

Перед цитатами заметим, что Талмуд писался на сессиях, съездах мудрецов, которые проходили по две-три недели два раза в год — весной и осенью — в перерывах сельскохозяйственных работ, так как многие мудрецы (!) Талмуда(!) работали на обычных «светских» работах — крестьянами, ремесленниками, моряками, учителями, строителями и при этом были великими мудрецами Талмуда. И лишь некоторые из них преподавали в немногочисленных тогда йешивах, то есть работали на должностях профессорско-преподавательского состава в тогдашних высших учебных заведениях.

1. Трактат «Брахот» (лист каф-хей, страница бэт), где приводится спор рабби Ишмаэля и рабби Шимон бар Йохая. Рабби Ишмаэль говорит, что не следует слова: «не покинет эта книга Торы твои уста» понимать буквально. Надо понимать, что это следует сочетать с практической деятельностью в мире (сеять, жать и т.д.). В противовес ему рабби Шимон бен Йохай говорит, что следует заниматься Торой и — ничем больше. В резюме Гемары к этому трактату говорится, что многие действовали по рецепту рабби Ишмаэля и — получалось у них, а другие пытались действовать по рецепту рабби Шимона бар Йохая, и — не вышло у них. (цитируется по третьей лекции д-ра Зева Дашевского о книге Йеошуа).

2. Трактат «Хулин» (лист цади — бэт, страница алеф).

Гемара разбирает стих: «Виноградную лозу из Египта перенес.» (Псалмы, 80). Сказал рабби Шимон бен Лакиш: «Эта нация (евреи) уподоблена виноградной лозе: ветви ее — это баалейбатим (балабосим, хозева мелких, как правило, семейных бизнесов — аналог сегодняшних работающих — как в бизнесе, так и в качестве наемных работников), гроздья ее — это мудрецы, листья ее — это простолюдины, усики (которыми лоза цепляется за опору) — пустые люди, поэтому должны гроздья (мудрецы) молиться о листьях (о простом народе), так как если бы не листья, гроздья тоже бы не существовали.» РАШИ (рабби Шломо Ицхаки): «Потому что, как ветка производит другие мелкие ветки, листья и плоды (причем, плоды, гроздья — главная часть виноградной лозы, цель ее существования), так и баалейбатим, творящие милость и поддерживающие бедных, платят деньги государству за своих братьев-евреев и те существуют благодаря им.» (выражаю благодарность за нахождение этиого места в трактате «Хулин» и его перевод р. Александру Линову).

Аналогичные цитаты о необходимости производительного труда как источника средств существования и необходимости непрерывно совершенствоваться в избранной специальности приводятся во многих местах Талмуда (трактат Брахот лист 8А и многие другие места).

Несомненно, можно привести не меньше цитат из Мишны и Талмуда, ставящих изучение Торы на первое место по важности среди дел жизни и обещающих обеспечение средствами к существованию тем, кто целиком, без остатка посвящает себя Торе, например, «Пиркей Авот» 3:5: «Со всякого, кто берет на себя бремя Торы, снимают бремя власти и труда».

Итак, мы видим, что, по мнению Торы и очень многих мудрецов предыдущих поколений, работа для заработка и пропитания для еврея, идущего путем Торы, является важнейшей частью его дел в этом мире, является самостоятельной ценностью, приближающей еврея к Тв-рцу и деятельностью, формирующей, возвышающей его душу. Поэтому к идеальному состоянию общества мы относим состояние поколения захвата Эрец Исраэль — воюем, сеем, пасем, строим, лечим. И учим, соблюдаем, передаем Традицию. А в качестве идеальной личности мы принимаем нашего праотца Яакова (дела отцов — пример для детей) — сначала учим, а затем не боимся выйти даже в нееврейское окружение, строим семью, работаем, растим детей. И продолжаем учить, соблюдать, передаем детям.

Приведем мнение двух «ришоним» (РАМБАМа и рабейну Бхайя) на эту же тему — тему производительного труда еврея (цитируем по изданию «Ваикра с избранными комментариями РАМБАНа», изд-во «Пардес» 2011 год, стр. 88).

РАМБАН: «А те, кто выполняет заповеди наилучшим образом — из любви к Б-гу, как и следует, сочетая служение с делами этого мира, как упомянуто в Торе, в главе «Бехукотай»: «И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходится будет с севом» (Ваикра 26:5), — удостоятся хорошей жизни в этом мире, в соответствии с его законами, и полной награды в Грядущем мире.»

Рабейну Бхайя на Ваикра 18:5: «И это уровень наших праотцев, которые служили Всевышнему из любви, занимаясь и делами этого мира: выращивали урожай, умножали свои стада и т. п.»

Интересно мнение Торы о том, кого можно назвать мудрым в этом мире (приведенные цитаты ни в какой мере не могут и не имеют целью поколебать понятие мудрости, идущее от овладения огромным пластом теоретических знаний Торы и Закона). «А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками … пряжу и голубую шерсть… и льняные нити [для пологов временного Храма в Пустыне]. И все женщины, которых подвигло сердце к мудрости, спряли козью шерсть» (Глава «Ваякхель» Книги Торы «Шмот», 35:25-26). «И сделают Бецалель и Аолиав и всякий мудрый сердцем, кому дал Б-г мудрость и разумение знать, как исполнить все дело… И призвал Моше Бецалеля и Аолиава и всякого мудрого сердцем, в сердце которого Б-г вложил особую мудрость — каждого, кого сердце подвигло приступить к работе и исполнить ее.» (Там же 36:1,2) «И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу, шатер…» (Там же 36:8). То есть, не вызывает сомнения, что овладение производительной специальностью (которой можно зарабатывать средства для жизни себя и семьи) и работа по этой специальности (которую можно в течение жизни неоднократно менять) является мудростью человека (его сердца) и религиозной необходимостью каждого еврея. Много цитат из еврейских источников, подтверждающих данную мысль, мы уже привели в наших предыдущих текстах. Добавим еще пару — тройку:

«Тот, кто не обучает сына специальности, делает его вором» (Вольный перевод. Трактат «Кидушин» Вавилонского Талмуда, лист 29А).

«Хорошо занятие Торой с ремеслом — ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом — сходит на нет и влечет за собой грех» (Трактат Мишны «Пиркей Авот» 2:2).

Царь Давид в Псалме 90:17 просил за нас: «… Да утвердит Он в мире творения рук наших, творения рук наших да утвердит». Нет сомнения, что речь идет о производительном труде. Кстати, сочинение книг, научные исследования, обучение студентов — бесспорно, производительный труд.

Нигде не сказано, что зарабатывать на жизнь является легким делом. Наоборот, в Талмуде (трактат Псахим 118А) написано, что зарабатывать на жизнь не менее сложно, чем заставить море расступиться.

Только не нужно примитивно усматривать в приведенных цитатах обязанность «харедим» работать в отрыве от обязанности всех евреев глубоко и серьезно изучать Тору.

4. Развитие ребенка. Гомогенные группы обучения. Идеальный путь обучения.

4.1 Развитие ребенка.

Сегодня очень модно пространно и красиво рассуждать об индивидуальности ребенка, о том, что каждый развивается со своей скоростью, своей глубиной, в своей неповторимости. Эта бесспорно правильная мысль противопоставляется советскому школьному «инкубатору», где якобы всех стригли под одну гребенку. Не все так однозначно и с советской школой, но даже в самом утверждении (повторим — внешне бесспорно правильном) не хватает его важнейшей части. Конечно, ребенок развивается индивидуально. Но для развития этого (каждого!) ребенка его нужно РАЗВИВАТЬ, непрерывно с ним заниматься, создавать все время небольшой подпор, некоторое давление информации, ставить перед ним учебные и жизненные задачи чуть более высокого уровня, чем тот, на котором сегодня находится ребенок (и, конечно, не забывать об отработке выученного, его повторении и закреплении). Этой части в израильском воспитании, как светском, так и религиозном, практически нет. И каждый развивается как цветок — куда ветер дунет, по своим желаниям, когда ребенок еще не знает и не может знать, что правильно желать. В Израиле имеется огромное количество отличных обучающих игр для дошкольников — «Профессор аКатан» (Маленький профессор) — 4 набора (фактически — 4 игры) по уровням с возрастающей сложностью, «Шилюв» (Сочетание) — 6 наборов возрастающей сложности с блестящей системой самоконтроля через неосознанное собирание определенного рисунка («пенальчик»), что годится для очень многих задач и обучающих игр. Есть еще много других обучающих игр для разных возрастов и непрерывно появляются новые. Фактически можно при занятии с ребенком почти исключить игры, помогающие ПРОВЕСТИ (впустую) время и наполнить эти занятия обучающими играми (ИГРАМИ!), учащими, среди прочего, ИСПОЛЬЗОВАТЬ время. Но этими играми с ребенком должен заниматься взрослый. Сам ребенок много в них не наиграет. Конечно, ребенку нужно и строить из кубиков, и проводить сюжетно-ролевые игры (погудеть, как увиденная Скорая помощь, поиграть в дочки-матери, никто не призывает исключать физические игры с беготней), но главное и основное — учеба через игру. Да, каждый ребенок освоит дидактическую игру за очень разное время, но эта разница — не повод пускать дело на самотек. Причем такая доведенная до крайности индивидуальность, педагогическая работа с каждым отдельным ребенком — удел дома. Школа останется относительно коллективным обучающим центром, который будет учить ГРУППЫ детей, пусть и выровненные, насколько возможно, по уровню.

Приведем жесткий пример о детской мозаике. Мы слышали в Израиле, что ребенок должен свободно развиваться, создавать из мозаики свободные картины по мере своей фантазии. Собирание по образцу заданных и приложенных к набору мозаики картинок только сужает возможности ребенка самовыражаться. Понятно, что такие «свободные» дети даже после долгих «занятий» с мозаикой не могли ничего собрать из нее, кроме цветных или пестрых бесформенных пятен и полос, но лучше всего у них получалось разбрасывание мозаики. Мы своих детей учили собирать по картинке, считать клеточки, заранее иметь в мозгу еще не созданный рисунок, контролировать себя, находить и исправлять ошибки в сборке картинок. Это было долго и трудно. Но вершиной этого была сборка картинок, на которые НЕ БЫЛО приложено заданных рисунков, чистое «рисование» детей средствами мозаики. Дети, овладев инструментарием творчества, могли ТВОРИТЬ. И так во всем обучении — серьезная и напряженная работа взрослого для освоения ребенком (В ИГРЕ!) новых инструментов творчества, нового уровня знания. Затем — ребенок реализует творчество на основе имеющихся у него ИНСТРУМЕНТОВ. Работа мамы дома со своими детьми, их обучение и развитие (а не только стирка, уборка, готовка) — это тяжелая, самоотверженная, часто нудная работа НА ПОЛНУЮ СТАВКУ!

Затронем еще один важнейший аспект обучения. Сейчас широко известно, что определенные навыки должны усваиваться в строго определенном возрасте. Не усвоенные вовремя навыки мышления позже не могут быть усвоены вообще или могут быть усвоены с большим трудом на более низком, чем позволяли изначальные способности ребенка, уровне. Типичный пример — ребенок, от рождения попавший в среду без человеческой речи (Маугли у зверей) и вызволенный в возрасте 4-5 лет НИКОГДА НЕ НАУЧИТСЯ ГОВОРИТЬ — пропала возможность освоения этого важнейшего, как нам казалось, естественнейшего навыка. Эта способность научиться говорить хотя бы на одном человеческом языке была только до определенного возраста. Сказка о Маугли — только сказка.

Но это касается не только умения говорить, а очень многих навыков мышления (хотя каждый навык — в свое время). Это касается и логического мышления, и пространственного, и многих других аспектов сложного мышления, затухание способности к развитию которого приходится на возраст 9 — 11 лет. Попробуйте начать учить ребенка в 15 лет играть на фортепьяно или серьезно играть в шахматы — какого-то уровня он, несомненно, достигнет, но настоящие высоты ему уже не покорятся. А ведь, возможно, способность покорить эти высоты была в него изначально заложена. Но не реализована вовремя, а потому и безвозвратно пропала.

Из сказанного следует та же идея — необходим подпор, некоторое (небольшое, не разрушающее) давление на ребенка по задачам и навыкам, которые он должен освоить. Одна из ошибок «харедимной» (ультраортодоксальной) системы образования — именно неучет этих свойств развития ребенка. Там сначала (много лет) апеллируют к памяти (чтение, новые слова, заучивание огромных текстов), но не развивают логическое мышление, анализ. А когда начинают развивать — для многих уже становится поздно. Это начало происходит при изучении Талмуда (частично — при изучении Мишны), который из-за своей огромной сложности не может быть предложен детям до определенного, немалого возраста и требует для НАЧАЛА своего изучения огромный пласт пассивно накопленной информации. А «харедимная» система не знает иного инструмента развития логического и аналитического мышления, кроме Талмуда, и ей нечего предложить в этом плане начальной школе, когда именно в начальной школе такой инструмент жизненно необходим, чтобы не упустить ВРЕМЕННУЮ способность ребенка такое мышление освоить. И упускают. Самое печальное состоит в том, что не знают, что что-то упускают и не знают — что именно упускают. В этом — одна из огромнейших, но не осознанных проблем классического ультраортодоксального образования. Из нее последует дальше практическая невозможность большинства «харедим» учить Тору на глубоком уровне в условиях взрослой йешивы.

А такой инструмент, прекрасно заточенный, есть, но его в ультраортодоксальной среде не признают. Это — математика. С ее словесно — сформулированными задачами (как решить жизненную ситуацию, когда три груши в одном ящике, два яблока в другом, а разделить фрукты нужно на пять детей). С ее логическими задачами, когда при минимуме необходимых математических инструментов требуется усилием мышления решать довольно сложные ситуации. С ее головоломками, создающими и игру, и конкуренцию. С ее бесконечным разнообразием логических и «олимпиадных» задач всех уровней сложности, приспособляемых к любому возрасту и любому уровню владения математическими инструментами — от самого начального. Нужно хорошо понять, что все это богатство не является отдельными темами в математике, а является частью каждой темы. Темы математики (дроби, проценты и проч.) дают инструменты решения задач, а сами словесно — сформулированные и логические задачи должны задаваться в каждой теме в соответствии с уровнем группы учеников. Это не делается сегодня и в иных школьных системах — идет наполнение детей инструментами без приспособления инструментов к решению серьезных задач. Этот же логически-«олимпиадный» подход потребуется во всех предметах триады физика-химия-биология: познать именно Тв-рца через сотворенный им мир — огромная по объему и сложности задача, достойная великого народа. Приведем печальный пример. Магазин. У кассы стоит мальчик возраста 5 — 6 класса. Мама дала ему 20 шекелей, а он набрал товаров больше, чем на 40. Кассирша просит отобрать товары на сумму 20 шекелей. Цена написана на каждом товаре. Мы видим испуг мальчика — он не знает, что делать, как отбирать товары, у него и мысли не было, что школьные примеры на сложение имеют хоть какое-то отношение к оплате за несколько товаров в реальном магазине. Школьная арифметика — отдельно, реальная жизнь — отдельно. В его мозгу они не пересекаются.

Можно выделить три значения математики (и следующей параллельно с ней с некоторым отставанием триады физика-химия-биология):

а) своевременное, в соответствующем возрасте, развитие глубокого аналитического мышления. Изучение математики должно начинаться в детском саду.

б) познание Тв-рца, через Им сотворенный мир (аспект «сделал») — это, в первую очередь касается триады предметов физика-химия-биология с добавками географии и других естественных и естественно-описательных наук. Физика, химия и анатомия вполне могут считаться РЕЛИГИОЗНЫМИ предметами, так как раскрывают замысел Тв-рца, заложенный Им в наш мир при его творении.

в) своевременная подготовка к получению специальности и производительному труду. Дело в том, что нельзя начинать овладение научными знаниями и специальностью, когда уже возникнет необходимость в заработке. Получение аттестата зрелости (иврит: теудат багрут) и получение высшего образования (для тех, кто это может) должно заканчиваться в возрасте 21-22 года, близко к женитьбе или после нее. И начинаться на 7-9 лет раньше. А начинать учебу, когда жизнь «прижала» и деньги нужны уже сегодня — поздно.

А сегодня только природно-одаренные дети ВОПРЕКИ системе выходят на приличный уровень. Может быть, поэтому у нас сегодня так мало серьезных мудрецов, как в светских науках, так и в Торе?

4.2 Как учить в школьных коллективах очень разных по уровню детей.

Израиль показал нам прекрасное изобретение. Одной из проблем советской школы был вопрос — как учить очень разноуровневых детей в одном классе, чтобы получить от каждого по способностям. А ведь в классе всегда были разные дети от отличников до двоечников. Израиль сказал: «АкбацОт» (группы по уровням). Допустим, в школе есть три пятых класса и всего два предмета — математика и биология. В каждом классе есть сильные по математике, средние и слабые. Собрать их всех в классы по уровням нельзя — на биологии распределение сил иное и в «слабый» класс (отнесенный к слабым по математике) могут попасть дети, действительно слабые по математике, но сильные по биологии. И наоборот. Поэтому можно построить расписание так, чтобы у всех трех классов одновременно была математика, а в следующий час у всех — биология. Тогда можно на математику собрать детей по уровням в математике, а на биологию — по уровням в биологии. Это делает границы классов гибкими, правда, требует трех учителей биологии (так биология идет одновременно в трех пятых классах), трех учителей математики, но позволяет каждому ребенку каждый предмет учить в соответствии со своим уровнем в коллективе (временном, только на этот предмет) себе подобных. Переходы из группы в группу всегда возможны (при достижении уровня следующей группы или его падении до уровня предыдущей). Нужны большие школы с тремя (или двумя для разделения на два уровня) параллельными классами, но это легко решить в городах даже при существующих школьных зданиях — ведь можно в одном здании (ныне — школе) иметь, например, только третьи и четвертые классы, а в другом — пятые и шестые. И занятость учителей легко регулируется — было бы желание. Конечно, эти группы малоприемлемы для первых и вторых классов, когда расслоение детей по уровням еще не произошло, а общая задача класса — научить учиться, слушать и воспринимать объяснения учителя, писать в нужных местах и в нужном порядке в своих тетрадях, терпеливо сидеть, вовремя вставать. И этот «групповой» подход приемлем не только для научных дисциплин, но в той же мере — и для изучения Торы. А когда все разноуровневые дети учат Тору в одной группе, учитель и там ориентируется на уровень, близкий к уровню наиболее слабого ребенка.

Добавим, что учат детей в ультрарелигиозной системе обучения учителя, как правило, не получившие никакого педагогического образования и понятия не имеющие о системах и способах воспитания и образования. Эти «педагоги» плодят бессчетное количество «систем изучения Торы» (а некоторые направления в иудаизме еще и соревнуются между собой по разнообразию «путей служения Тв-рцу»), основанных на их собственной педагогической темноте — у каждой школы — своя система. Ведь чтобы сказать новое слово в любой области — нужно сначала хорошо выучить уже сказанные, старые слова из этой области. Результат, признаваемый сегодня многими крупными раввинами — резкое, катастрофическое падение знаний в Торе и желания ей заниматься у школьников.

К сожалению, это важнейшее изобретение и в самом Израиле в последние годы сходит на нет — просто не ставится задачи получить успехи в учебе от всех по способностям (иначе слишком умными станут и поймут, что вокруг происходит). Наоборот, в обычные классы вводят заведомо безнадежных в смысле обучаемости детей — больных синдромом Дауна, требующих особых форм обучения («иврит: хинух меюхад), просто запущенных детей, не способных идти в учебе со скоростью их товарищей. Этим резко и сознательно снижается уровень обучения остальных, нормальных детей.

Следует сделать еще одно замечание. Известно из психологии и педагогики, что человек может подняться над группой, в которой он находится, на достаточно небольшую величину. Став первым и уйдя немного в отрыв от группы он теряет и масштаб своего уровня, и желание продолжать подъем. Приведем простейший пример. Оценим силы группы и ребенка (взрослого) по десятибальной шкале от единицы (низкий уровень) до десяти (высокий уровень). Если сильный ребенок попадает в группу со средним уровнем 2, он может подняться над группой до уровня 3, редко — 4. Но если он же попадет в группу среднего уровня 8, то он сможет подняться до уровня 9 или даже 10. Тот же умненький ребенок, он может быть «утоплен» обучением в несоответствующей ему по уровню группе. Учитель всегда должен ориентироваться на почти уровневый низ группы. И массы детей не получают того уровня знаний, который им соответствует. Например, родись А.С. Пушкин в деревне, он стал бы лучшим деревенским стихоплетом, о котором даже в уездном городе никто бы никогда не услышал. Он стал Пушкиным только потому, что был в среде поэтов, только немного уступавших ему в уровне и смог подняться над ними.

Идеальный путь ребенка: школа (с аттестатом зрелости) — йешива (с параллельной учебой специальности вечером (во второй половине дня или большую часть дня в отдельные дни). Возможно, для сложных специальностей типа медицины понадобится продолжение такой учебы целый день после трех — четырех лет йешивы). Далее — работа по специальности с вечерним изучением Торы.

5. Армия

Мы не будем здесь разбирать вопрос почему нынешний ЦАХАЛ ни по одному аспекту не является еврейской армией — достаточно только наших опубликованных текстов на эту тему. Но мы помещаем здесь этот раздел, на первый взгляд, столь мало связанный с темой изучения Торы, так как вопрос о молодых годах юношей, отданных действительной военной службе, очень сильно влияет на все построение жизни общества и на положение в жизни и в Торе этих юношей.

Итак, мы полагаем, что организация армии должна быть четко разделена на армию мирного времени и воюющую армию и это совершенно разные армии. Армия мирного времени должна быть строго профессиональной (как профессиональна сегодня полиция). Армия должна измениться в сторону превращения ее в истинно еврейскую армию, и в этом есть два независимых, но необходимых аспекта: технический — армия должно превратиться в профессиональную в мирное время и всенародную в дни войны (такая армия не требует аспекта еврейства — это техническое построение армии), и армия должна превратиться в еврейскую армию со святостью в стане, с ежедневной серьезной учебой Торы, нормальным кашрутом, по-настоящему преданными Торе раввинами, отсутствием нежелательных/запрещенных контактов между полами. Совершенно необходима всенародная (для ВСЕХ юношей) серьезная военная подготовка (в условиях святости стана и ежедневной глубокой учебы Торы, подготовка, ограниченная по сроку и без выполнения текущих функций армии мирного времени) с поддержанием боевых навыков долгие годы (тренировочный и учебный короткий, но часто-периодический милуим без «таасуки» — без выполнения рутинных задач армии). Если армия будет действительно еврейской, наполненной знанием Тв-рца и учебой Торы, то такая подготовка займет не столь уж мало времени — полагаем, от полугода до года военной учебы для рядового и младшего командного состава (в зависимости от военной специальности, только учеба и тренировка, без того, что сегодня после учебы наполняет время службы). Часть юношей, явное меньшинство (предположим, примерно каждый восьмой) продолжит получать навыки младших офицеров — еще 6-8 месяцев учебы плюс начало службы для тренировки (прохождение стажировки). Итого — полтора — два года службы, но, помним, что для меньшинства. Небольшая часть останется на постоянной кадровой службе с почти непрерывной военной учебой — чтобы стать костяком командования (командирами среднего и высшего звена — от роты и выше) в мирное время и во время войн. Обычно этот слой в мирное время перенасыщен старшими офицерами — это неизбежно, естественно и правильно, это обеспечивает качественный командный состав для сильно расширяющейся на период войны армии. Для ушедших в запас — ежегодные (или чаще — в зависимости от звания и сложности военной специальности) учебные (и только учебные, тренировочные, а потому — короткие по времени) сборы для поддержания и пополнения знаний, навыков, формы.

Необходим полный запрет армейской службы девушек. Все «женские» армейские должности могут заниматься только контрактницами (вольнонаемными) по их свободному выбору, как и другие места работы женщин. При этом многие «женские» места службы станут «мужскими». Необходима нормализация кашрута в армии и приведение в порядок института армейских раввинов, жизненно необходима серьезная многолетняя военная учеба командиров. Необходима «вечная» отсрочка от армии небольшого количества выдающихся учеников как Торы, так и фундаментальных наук (в первую очередь, математики, физики, химии). Нужно давать отсрочку от армии тем, кто получает нужные армии военного времени профессии (инженеры врачи и другие), призывать «отсрочников» после окончания академической учебы на очень ограниченные сроки для согласования полученных ими знаний с нуждами армии, а не огромный срок, как сейчас по программе «атуды».

Вся текущая военная работа (напомним — военная работа мирного времени) — охрана границ и военных объектов, боевые дежурства, обучение новичков, необходимое военное присутствие, содержание техники и оружия и еще очень многие нужды армии мирного времени, всегда готовой к войне — только для контрактников и кадровиков. Обществу гораздо легче заплатить налог на содержание такой армии, чем платить годами молодости своих сыновей.

И, конечно, страна нуждается в срочном создании серьезной военной академии для передачи знаний в области военных наук старшему (кадровому) комсоставу. Создать ее не так уж трудно — в мире накоплен огромный опыт функционирования таких академий, программ обучения, типов специализаций, уровней и сроков необходимой учебы.

Понятно, что при возникновении прямой опасности для Страны и в случаях начавшихся войн — массовый призыв ополчения — уже обученного, оттренированного, уже заранее сформированного в боевые части, снабженные техникой и оружием, в части сразу готовые к бою.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Исраэль Дацковский: Кредо

  1. Уважаемый г-н Дацковский, извините. Прочитав нижеследующее, видимо, в чём-то не разобрался:
    «В Израиле с 1990 года, руководитель проектов инфраструктурных транспортных сооружений (шоссе, мосты, тоннели, развязки, железные дороги). Защитил Ph.D. in Civil Engineering (железобетонные мосты) в 1998 году в Вашингтонском университете (США), профессор Стентонского университета (США, 2000-2011) «.

  2. Уважаемый М. Тартаковский!
    Не для аргументации, а лишь для справки: я с семьей живу уже 23 года в городке Бейт Шемеш в ценре Страны, живу в «харедимном» районе Рамат Бей Шемеш Бет, хотя на работу езжу по всей Стране.
    У нас с женой даже загранпаспортов нет — мы за все эти годы даже в отпуск не выезжали из Страны.

  3. Читем, читаем и начали думать: когда появится Энштейн в подтверждение?
    Не ошиблись, тут как тут.
    Ну, какая цена вашим трудам, после этого?….

    1. Печник
      1 Май 2013 at 0:41

      Читем, читаем и начали думать: когда появится Энштейн в подтверждение?
      Не ошиблись, тут как тут.
      Ну, какая цена вашим трудам, после этого?….
      ==========================================================
      А, действительно, где найти ссылку на первоисточник?

      1. Soplemennik,
        на какую ссылку из какого пкрвоисточника Вы спрашиваете?

        Меня действительно подташнивает, когда притаскивают
        Эйнштейна аргументом в докозательство веры. Удивительная неспособность
        верующих отазываться от мифов (кажется, правильное слово будет —
        мракобесие). Ну не с вами он, не с вами! Сказал/написал об этом в юношестве и
        ещё чётче подтвердил за год до смерти . Сколько можно об одном и том же?
        Это не в порядке жалобы, а для должного освещения собственного кредо.

  4. Такой умный еврей и убеждённый ортодокс, что переехал из Израиля в Америку.
    Оттуда гораздо удобнее учить всех нас святости.

Обсуждение закрыто.