Леонид Смиловицкий: По следам еврейских кладбищ Беларуси. Лужки

Loading

Стебли выше человеческого роста надежно скрывали монумент жертвам Холокоста в Лужках. Чьи-то заботливые руки выкосили в кукурузе тропинку, по которой можно пробраться к скорбному месту.

По следам еврейских кладбищ Беларуси

Главы из будущей книги
Лужки

Леонид Смиловицкий

Продолжение. Начало

 Леонид Смиловицкий В Лужки мы приехали под вечер. Солнце садилось, и нужно было торопиться. Нас ждала Ада Эльевна Райченок (1937 г. р.). Райченок человек душевный, живёт в посёлке Германовичи Шарковщинского района, что совсем рядом с Лужками. Несмотря на преклонный возраст, женщина полна сил и новых планов, проводит активную общественную работу. Ада Райчёнок из Витебска. Во время войны чудом спаслась из витебского гетто, а потом от расстрела в лепельском концлагере, куда попала вместе с матерью. После войны Ада закончила Полоцкое педагогическое училище, а потом и Псковский педагогический институт, работала учительницей русского языка и литературы в деревне Германовичи. Она основательница нескольких музеев и художественных галерей, с 1999 г. — возглавляет «Культурно-просветительский центр им. Язэпа Дроздовича». Режиссер Владимир Колас в 2009 г. снял про Аду Райчёнок фильм «Галерея Ады», который прошел по телеэкранам десятков стран мира и получил несколько престижных премий. В 2010 г. Ада Райчёнок стала лауреаткой премии им. Василя Быкова «За свободу мысли».

Ада, прежде всего, повела нас в Лужках к памятному знаку, установленному в честь уроженца этих мест Элиэзера Бен-Иегуды (Лейзер Ицхак Перельман, 1858-1922 гг.), общественный деятель, языковед, возродивший древнееврейский язык иврит.

Валун был установлен в сентябре 2014 г. силами местных властей, проекта «Лимуд-Беларусь» и Союза Белорусских еврейских общественных организаций и общин. Имя уроженца Лужков в Израиле известно несравнимо больше, чем в Беларуси. Его знает каждый школьник, любой человек, который соприкасается с изучением иврита. Это имя увековечено в названиях улиц, площадей моей страны. В том числе в центре Иерусалима — «Мидрахов Бен-Иегуда», пешеходная улица, излюбленное место для всех кто живет или приезжает в Святой город.

Ада Райченок у своего детского портрета. Лужки, август 2016 г.
Ада Райченок у своего детского портрета. Лужки, август 2016 г.
Ада Райченок у памятного знака Элиэзеру Бен-Иегуда
Ада Райченок у памятного знака Элиэзеру Бен-Иегуда (Лейзер Ицхак Перельман). Лужки, август 2016 г.

Потом мы спешим к развалинам синагоги, где Лейзер Ицхак Перельман, пятилетний сирота без отца, посещал хедер. Здесь он начал свое образование, которое продолжил в иешиве Полоцка, Глубоком, реальном училище Динабурга (Даугавпилс), а потом изучал медицину в Париже (с 1878 г.). С 1881 г. Бен-Иегуда жил в Палестине, и всю свою кипучую энергию направил на возрождение иврита, не как молитвы, а литературного языка и повседневного общения. В итоге подвижническая деятельность увенчалась редким успехом — в 1922 г. иврит был признан одним из трех официальных языков Палестины.

Синагога в Лужках представляла собой одноэтажное прямоугольное здание из красного кирпича и бутового камня на берегу реки Мнюта. Теперь от нее остались только стены, которые еще украшают оконные проемы арочной формы. На берегу Мнюты видны следы миквы.

Руины синагоги настолько живописны, что на первый взгляд не оставляют сомнений, что синагогу разрушили крестоносцы в средние века. На самом деле, евреи молились здесь до начала июля 1941 г., когда Лужки были оккупированы нацистами. Синагога пережила войну и до 1976 г. здесь еще продавали керосин. Потом керосин стал не нужен и лавку закрыли. До конца девяностых годов еще держалась крыша, а потом и она рухнула. Когда здание стало бесхозным, каждый мог прийти и забрать все, что захочет. Без спроса и страха быть наказанным. Местные жители, разбиравшие синагогу для хозяйственных нужд, не чувствовали себя вандалами. По своей наивности они не видели разницы между заброшенным гаражом колхозной техники, коровником или бывшей синагогой. Так не стало оконных рам, дверей, полов и крыши исторического здания …

Мемориальная доска

В Лужках. Развалины синагоги XIX века, которая пережила

В Лужках. Развалины синагоги XIX века, которая пережила
В Лужках. Развалины синагоги XIX века, которая пережила немецкое нашествие, но не уцелела в годы советской власти

У Лужков богатая еврейская история. В 1766 г. здесь жило 96 евреев, в 1847 г. — 458, в 1897 г. — 761 еврей из 1672 всех жителей. В начале XX века Лужки активно строились, росло население. В 1907 году оно достигло 2468 чел. («Еврейская энциклопедия» изд. Брокгауз—Эфрон, С.-Петербург, т. X, с. 374).

Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович убежден, что синагога в Лужках является частью исторического архитектурного ансамбля, который сохранился в местечке и состоит из усадьбы графов Плятеров, церкви, костела, водяной мельницы, жилой и гражданской застройки. 17 марта 2010 г. решением Республиканского научно-методического совета при Министерстве культуры Беларуси ансамблю синагогального двора в Лужках дан статус культурного наследия и внесен в государственный реестр исторических ценностей. За последние годы это самое знаменательное событие, касающееся Лужков, хотя и мало обсуждаемое его жителями. Они живут другими проблемами.

Совсем стемнело и на старое еврейское кладбище в лесу за Лужками мы не успели. Заехали только поклониться праху 916 евреев, которые погибли тут от рук нацистов летом 1942 г. Чтобы попасть на это место мы остановились на обочине дороги и прошли «сквозь строй» кукурузного поля. Стебли выше человеческого роста надежно скрывали монумент жертвам Холокоста в Лужках. Чьи-то заботливые руки выкосили в кукурузе тропинку, по которой можно пробраться к скорбному месту. Садилось солнце, кроваво-красный закат его огненного диска едва касался земли. Мы шли вперед, раздвигая перед собой плотно стоявшие стебли кукурузы. Наконец, открылся и сам мемориал, установленный, как я и предполагал, на деньги людей с больной совестью, живущих за пределами Беларуси (из США и Великобритании).

Монумент жертвам Холокоста в Лужках.
Монумент жертвам Холокоста в Лужках. Фото Л. Смиловицкого, август 2016 г.

Увиденное в Лужках меня глубоко тронуло. Фотографии руин синагоги и краткие сведения о ней можно без труда почерпнуть в интернете. Однако это несравнимо с тем, что испытывает человек, когда видит перед собой рукотворные руины советского времени. Лужки — место знаковое для каждого еврея, а для израильтян особенно. Это настолько очевидно, что не требует доказательства. Тогда почему до сих пор все в таком запустении? Чтобы запечатлеть увиденное, я еще раз обхожу каменные стены синагоги в траве по пояс и фотографирую. Потом снимаю на камеру видеосюжет и записываю на аудидорожку свои переживания. Нет ни одного посла государства Израиль в Республике Беларусь, который бы здесь не побывал. Тогда почему все остается в таком запустении до сих пор? Вот куда ежегодно нужно привозить колонны израильских школьников, которых пока возят только в Освенцим-Бжезинка (Аушвиц-Биркенау).

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Леонид Смиловицкий: По следам еврейских кладбищ Беларуси. Лужки

  1. 11.01.19 на сайте Немецкой волны опубликована заметка о том, что Евросоюз выделяет 800 млн. евро на каталогизацию еврейский кладбищ в Восточной и Южной Европе: https://www.dw.com/ru/евросоюз-профинансирует-опись-еврейских-кладбищ-в-европе/a-47034645
    Возможно, там можно будет найти финансирование и для вашего благородного дела.

  2. Леонид прав: нужны памятные места не только прошлому и настоящему варварству: историческое здание разрушено в 90-е!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.