Мирон Амусья: Антисемитизм и я

 470 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Мне скажут — боялись потерять работу, лишиться успешной карьеры. А в Европе под нацистами ставкой тоже была только работа и карьера? Не судите, и не судимы будете.

Антисемитизм и я

(Простые замечания на очень сложную тему)

Мирон Амусья

Антисемит Антанте мил
Антанта — сборище громил.

В. Маяковский

Если бы в одно прекрасное утро мы обнаружили, что отныне все люди — одной нации, одной веры и одной расы, то ещё до обеда мы бы изобрели новые предубеждения.
Джордж Эйкен

Палата. Ночь. Больничное оконце —
Вглядишься, сразу оторопь берёт:
Евреи все: и шведы, и японцы —
Вошла Земля в последний поворот.

Игорь Хентов, «Кошмар юдофоба»

Антисемитизм в моей жизни, как и в жизни почти каждого еврея, играл, да и играет большую роль. Возникший крайне давно, как об этом свидетельствует такой крупный историк, как Бенцион Нетаньяху в своей книге «Истоки инквизиции в Испании XV века», думаю, существовавший куда ранее XV века, он, как кажется, подчиняется некоторому закону сохранения. Этот закон можно сформулировать в форме, подобной хорошо доказанному закону сохранения энергии: «Антисемитизм не создаётся, и не уничтожается, но лишь переходит из одной формы в другую».

У меня нет ни знаний, ни сил для досконального и исчерпывающе полного изучения этого вопроса, которое, как я думаю, просто невозможно, поскольку всегда у антисемитизма, явления необыкновенно глубокого и сложного, как вся политика, экономика и психология человека, вместе взятые, останутся недораскрытые черты и грани. Но есть та часть этого вопроса, которая открывалась на моих глазах, касалась меня и близких мне людей, определяла их и мою жизнь. Об этом я кое-что знаю, и хочу написать в данной заметке. Непосредственным толчком послужили статьи и интервью литератора-физика А. Гордона, публиковавшиеся в интернет-журнале «Мы здесь». В №578 в 2018г. «Украина во мгле. Евреи в тумане или при свете прожекторов?» (2680 обращений и 74 комментария), № 444 и №445 в 2014 «Весь мир насилья» (14034 обращения и 62 комментария) и № 313 «Пройдя по городу резни» (с рекордным, если не повредился счётчик, числом обращений — 54549 и 11 комментариями). В дискуссиях по поводу последних по времени двух статей я принял участия.

В этих статьях, Гордон развивает соображения о том, что евреям не следует лезть в нееврейские дела, и, напротив, следует сконцентрироваться на проблемах, касающихся своей страны, а до других нам, мол, и дела нет! В этих статьях он много говорит также об антисемитизме, особо присущем украинцам, что сделало в его глазах Киев столицей антисемитизма в СССР. Именно этим он объясняет то, что, сам киевлянин, уехав в Израиль в 1979 в возрасте 32х лет, с тех пор в Киев не приезжал и совсем не интересуется там происходящим. Поверить в последнее трудно, если не невозможно, имея в виду, сколь чётко в упомянутых статьях и множестве авторских комментариев и дополнений к ним, проходит одна и та же мысль. А именно, как подчёркивает Гордон, прошлое евреев в Украине было трагично, и будущее им не сулит ничего хорошего, о чём уже сейчас есть ясные и убедительные предупреждения.

Я не гадалка, не берусь предсказывать будущее, особенно далёкое, хотя уверен, что глубочайшие изменения в стране не могут не отразится на жизни всех народов, её населяющих. Пока, судя по составу кандидатов в будущие руководители всех уровней, да и самих сегодняшних руководителей, признаков наступающего антисемитизма там нет. Замечу, что я не указчик евреям в деликатном вопросе, чем и где им следовало бы заняться. Думаю, однако, что те, кто раньше искал широкие арены для представления своих впечатляющих широкомасштабных инициатив, продолжат это дело, как делали раньше, пренебрегая чьими бы то ни было советами.

Своё несогласие с объявлением тех или иных народов средоточием особо злобного антисемитизма, я уже отмечал в связи с якобы антисемитскими законами, принятыми некоторое время тому назад польским сеймом, в заметке «Прощение или месть?». Обвинение всех, оптом и в розницу, народов Европы, добавляя к этому иногда и население США, сейчас очень распространено. Начиная с необдуманной формулировки «давно пора реабилитировать Гитлера», которая подразумевала, что вину за Холокост несут, помимо немцев, и другие народы Европы, как те, что были оккупированы нацистской армией, так и те, что раньше или позже вступили с нацистами в войну. Подобные обвинения всех и вся в сотрудничестве с нацистами в Холокосте, стали широкоупотребительными. Я всегда полагал, что в обозримый для меня период времени антисемитизм был всюду и везде в первую очередь орудием государственной власти, проводившей свою политику и использующей антисемитизм как инструмент в её достижении.

Исходя из этого, считал, что в СССР столицей всего, в том числе и важнейшего, государственного вида антисемитизма, была Москва, а номером 2 в этом списке шёл Ленинград. Для царской России первым городом был Петербург, а в годы ПМВ — Петроград. Доказательств этому множество. Достаточно вспомнить участие царя в Союзе русского народа, царскую любовь (и инициативу в написании (?)) «Протоколов Сионских мудрецов», а также решающую роль Сталина в инициировании антиеврейских кампаний конца 40х — начала 50х годов прошлого века.

Несомненно, что между внутренними импульсами, начиная от рядовой неприязни и даже ненависти к соседу, особенно относящегося к меньшинству, и до убийства, включая массовое, подобных соседей, есть дистанция огромного размера. Без руководства государства эту дистанцию пройти крайне трудно. С другой стороны, снятие тормозов власти легко приводит к грабежам, беспорядкам вовсе не обязательно, скажем, антиеврейского характера. Можно вспомнить панику и массовое бегство начальства из Москвы 16-19 октября 1941. Тогда даже частичное исчезновение аппарата власти привело к масштабным грабежам, мародёрству и бандитизму, с которыми было в основном покончено лишь с введением 19 октября осадного положения, нарушение режима которого должны были рассматривать военные трибуналы, имевшие право приговаривать к расстрелу на месте подстрекателей, шпионов, провокаторов, паникёров. Думаю, что продолжись безвластие, появись в достатке немецкие листовки, разжигающие ненависть к евреям, что было проявлением нацистского государственного антисемитизма, и дело кончилось бы погромами.

Несмотря на свою приверженность идее примата роли государств в развязывании антисемитских кампаний, несмотря на недоверие к разговорам об особой заражённости антисемитизмом одних народов (и, вероятно, не заражённости других), решил вспомнить, от кого я и мои близкие видели его проявления.

Впервые я столкнулся с антисемитской выходкой в очереди в продуктовый магазин на ул. Скороходова в Ленинграде, эдак в сентябре 1941, где стоял с мамой. Женщина, тыча в меня пальцем, сказала «Наши на фронте, а такие как он — в тылу!». Мне ещё не было и 7 лет.

Примерно к середине мая 1942, после эвакуации в марте 1942 по «Дороге жизни», мы оказались в посёлке Талды-Курган, сейчас Талдыкорган — город со сто пятидесятитысячным населением. Там живёт 65% казахов 25.5% русских. Я с тех времён могучую речку Каратал, текущую через посёлок, помню, а жителей-казахов — почти нет, за исключением одной семьи. Была там и немецкая семья. Общение с немцами было на немецком, так как тётя, как и мама, была из Латвии. Казахи и немцы детей нашего с братом возраста не имели. Соседские мальчишки и парни меня не трогали (видно — маловат был), а мой покойный четырнадцатилетний двоюродный брат Абраша, не по возрасту сильный и высокий, был для них мишенью постоянных издевательств. Они его спрашивали «Абгаша, где твой папгаша?», и ещё нечто подобное, закидывали камнями, несколько раз били, наваливаясь скопом. Отец его был на фронте, зенитчиком. А некоторые отцы обидчиков, внешне, во всяком случае, здоровые, «ковали победу» в тылу.

В начале лета 1943 мы перебрались в посёлок Текели, сейчас небольшой город, населённый в основном работниками свинцово-цинкового комбината, на котором работал тогда мой папа. Казахов я там не видел -только, когда они привозили из соседних деревень что-то на продажу в воскресенье, образуя рынок. Мои одноклассники, в основном, старше меня на 2-3 года, один раз меня очень жестоко побили, воткнув в голову перо (кто помнит, так называемое 86ое). Больше меня не трогали. Наоборот, когда в начале 44го наш класс стал взводом, и военрук назначил меня командиром, поскольку я единственный очень быстро научился обращаться с пулемётом «Максим», те, кто бил, стали даже подобострастны.

Брат по-прежнему не умел драться, но был самый высокий и сильный в классе. «Абгаша» и здесь работало регулярно. Даже постановка спектакля в школе им пригодилась, когда брата заставили играть роль эсэсовца, а маленький ростом мальчишка, по пьесе партизан, ударил его по лицу с такой силой, что кровотечение остановили лишь в больнице. «Партизан» знал, что делал, поскольку у него в перчатке оказалась свинцовая пластинка.

Не испытывали мы атак не только от казахов, но и от высланных в Текели многочисленных чеченцев. Но я видел как хулиганы, явно русские, атаковывали и нещадно били казахов, когда те возвращались с воскресного базара в свои сёла. Повод тот же — их не было на фронте. Но били вовсе не те, кто вернулись с фронта. Были нередки случаи нападений со стороны всё тех же хулиганов и на чеченцев. Их третировали тоже, как не воевавших с немцами и даже их пособников. Всего два инвалида-милиционера на большой посёлок были бессильны против шпаны. Порядок пришёл лишь осенью 45го, когда привезли пленных японцев. Замечу, что командовал их конвоирами еврей. По его приказу появились патрули автоматчиков, и прекратились, от пары щелчков автоматных затворов, безобразия, и стало не страшно ничуть.

Не помню источник, но помню с середины 1943 разговоры дома о том, что продвижение и награждение евреев в Красной Армии тормозится высшими инстанциями именно по национальному признаку. Не осталось без внимания родителей и возвращение офицерских (вместо командирских) званий в середине 1943, и появление к концу того же года нового гимна, где первые слова были «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь». Не прошёл мимо родительского внимание и знаменитый тост «за русский народ», произнесённый Сталиным на кремлёвском приёме высших военачальников 24 июня 1945:

«За здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».

Отец, неплохо следивший за политикой, сравнил это со словами Ленина в 1922, где тот говорил об обязательном

«интернационализме со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда)».

Родители в указанных словах и слухах увидели возврат к прошлому (чем это и было), которое у них не оставило хороших воспоминаний, поскольку и папина, и мамина семьи столкнулись с чертой оседлости и анти-еврейскими погромами. Папа не был, тем не менее, как бы это помягче сказать, энтузиастом и советской власти — помнил, как красные, действуя по их же законам, ограбили его родителей, моих дедушку и бабушку. Поэтому дома власть иначе, чем «Финстере мелухе», не называл, и стремился из СССР уехать.

В семьях отца и матери все знали идиш и пользовались им довольно часто. Я раньше научился писать на идише для переписки с бабушкой, чем на русском. Мой двоюродный брат, как и я, был обрезан. Это служило дополнительным поводом для насмешек всё над тем же Абрашей.

Весной 1946 мы приехали в Москву, где отцу обещали направление на работу в Ленинград. И там уже вовсе не прохожий китаец, а представитель великого народа, и не единожды, напомнил ему, за кого пил, и за кого не пил Великий Учитель. Отец, а, с его помощью, и я, увидел, что тост нашёл того, кому предназначался. Мы попали в изгои по высшему повелению, открыто и грубо высказанному, поскольку «за вас же Сталин не пил», как напоминали наиболее передовые, в смысле — открытые. После месяца в Москве мы приехали в Ленинград, где председатель Ленгорисполкома П. Попков, с 1946 по 1949 — 1ый секретарь Ленинградского обкома и горкома, согласно упорным слухам, которым я верил тогда, как совсем нередко и сейчас, вычёркивал еврейские фамилии из списков людей, ходатайствующих о реэвакуации — праве на возвращение в Ленинград. Кстати, этот Попков стал одним из главных обвиняемых по «Ленинградскому делу», и был расстрелян в 1950.

В одной из недавних своих заметок, я писал, что принял Израиль с момента его рождения в 1948. Сейчас вспомнил, что был неточен: как своё, близкое мне событие воспринял уже принятие Объединёнными нациями плана раздела Палестины с выделением отдельной еврейской части. Помню передачу в доме моего дяди (там был радиоприёмник) тогда ещё не глушившегося «Голоса Америки», начинавшуюся словами «говорит Лейк Саксесс», где описывался драматический ход голосования 29 ноября 1947 по принятию этого плана. Для окружавших меня взрослых, а, тем самым, и меня, это был важнейший праздник. Впечатляющее описание того, как переживали это событие евреи в Палестине, недавно прочитал у А. Оза. Хорошо помню яркое событие того времени — приезд в Москву осенью 1948 посла Израиля Г. Меерсон (позднее — Меир) в Москву. Рассказы о том, сколь много евреев её встречало, как проходили посещения синагоги, доходили до Ленинграда.

В 1947-1948 уличный антисемитизм пошёл в быстрый рост. Газеты задавали тон своими фельетонами и статьями, а внизу подхватывала чернь. Пошли в ход и «Ташкентский фронт», и «покупка орденов на базаре», и простолюдинам совсем непонятные «безродные космополиты», и много всякой прочей мерзости. Фельетоны не только поджигали ненависть к евреям — они подтачивали еврейское самосознание изнутри. Чтобы насаждаемому настрою не поддаться, мы с приятелем Е. Гарбером, ныне покойным, довольно рано начали искать имена великих евреев в книгах, искать подтверждения эпохальных заслуг нашего народа, именно нашего, еврейского, элементом которого мы довольно рано начали считать себя. Меня всегда, кстати, поражает, как люди, из числа тех, кто был никем, никем и остался, легко выбрасывают из числа евреев то Спинозу, то Пастернака, то Маркса, то ещё кого-нибудь из знаменитых. Не к этому зовёт память об антисемитизме моего детства и молодости. Отголоском когдатошних поисков стала наша с покойным М. Перельманом статья «Гордиться ли нам великими евреями?», и несколько других на схожую тему, публиковавшиеся в 2003-2008 гг.

Дома, в ответ на обиды в адрес учителей, которые, как я считал, меня недооценивают именно по причине еврейства, всегда слышал неизменное «Хочешь получать пять, учись на шесть!». Полезной для меня стала выработанная этим привычка. У бабушки мы отмечали еврейские праздники, я помогал ей, не афишируя, делать мацу. Дома говорили на идиш, чтоб не понимали соседи. Папа регулярно ходил в Хоральную синагогу, расположенную, кстати, близко от того места, где жила его сестра с семьёй и бабушка. На Йом Кипур родители постились.

Постепенно в ходу оказалось ругательство «сионист» — слово малопонятное, но для плебса звучавшее просто мерзко. К моменту окончания мною школы в 1952, еврейский вопрос в его улично-квартирном исполнении достиг такого накала, что я вполне допускал что-то подобное судам Линча. Чтоб так просто не сгинуть, я отлил себе свинчатку, которую удобно было держать в руке. Собирался хоть кому-то разбить башку, когда меня начнут убивать. Передам свои чувства одним эпизодом. Как-то соседка-татарка, несколько старше меня, назвала меня «жидовской мордой». Я быстро зашёл в свою комнату и выскочил оттуда с большим кухонным ножом. Она, однако, поняла, чем может кончиться дело, побежала по нашему длиннющему коридору, и скрылась в конце его в кладовой, закрывшись изнутри. Просидела тихо до прихода моей мамы с работы. И я, и она поняли — нож был в тот момент угрозой реального убийства. Фактически, напряжение и ожидание погрома, да и высылки евреев — у кого с ужасом, у кого с поощряемым и направляемым властью чувством «справедливости наказания», а у кого и жаждой и предвкушением наживы, кончилось лишь со смертью Сталина.

Странно сейчас читать, когда человек, с подобным накалом низких страстей возбуждённой сверху толпы не знакомый, полагает, что Киев середины шестидесятых мог хоть отдалённо походить в «еврейском вопросе» на Ленинград конца 1952 — начала 1953. В то же время, испытав происходившее тогда на себе, я понимаю, насколько это было слабее того, что испытывали мои соплеменники в городах Германии — Берлине, Франкфурте и других в период «Хрустальной ночи» и после неё. Отмечу, однако, и там и здесь вдохновляющую и направляющую роль верхов в творящихся безобразиях.

У всего есть две, если не более, стороны. Я иногда читаю воспоминания людей, которые пишут, что ощутили своё еврейство, стали гордиться им, и даже решили переехать в Израиль после Шестидневной войны. О себе этого сказать не могу. Нет, я не стал евреем под влиянием победы Израиля в 1967 — я её встретил евреем. Меня во многом им сделали антиеврейские кампании конца 40х — самого начала 50х годов, точнее, усилия по внутреннему противостоянию им. А ведь многие евреи и поддавались, в «деле врачей» винили самих арестованных, в клевете «ташкентского фронта» — видели проявление якобы малозаметного присутствия евреев на фронте в годы ВОВ, и т. п. Сокрушительная победа Израиля в 1967, как и позднее, в 1973, часто незаслуженно принижаемой даже самими израильтянами, были для меня прямым продолжением, только на ещё более высоком уровне, разгрома Египта в 1956, и героической эпопеи войны за независимость 1948-49 гг.

С теми или иными проявлениями антисемитизма я сталкивался и после смерти Сталина. Почти в каждом проявлении можно было проследить достаточно высоко расположенную директивную руку, или приоткрывающую кран того, что можно назвать стихийным, посконным, нутряным антисемитизмом, или просто направляющую в желаемом власти направлении обычное раздражение против иначе выглядящего, несколько иначе живущего соседа. Так, буквально ежедневными сообщениями в СМИ о мнимых преступлениях «израильской военщины, известной всему свету» десятилетиями насаждались советской властью антисемитские настроения.

Конечно, существует и странный вид антисемитизма, непосредственно от евреев оторванный. Так, наша хозяйка в колхозе, куда меня послали от ФТИ в 1958, обзывала свою козу, от недокорма дававшую мало молока «У, еврейка!», или «Проклятая еврейка» (заметьте, не жидовка, а еврейка). Евреев, вероятно, она никогда не видела, поскольку ко мне и ещё одному моему соплеменнику, в отличие от козы, относилась очень хорошо. Во время довольно длительной экспедиции по дальнему Подмосковью ничего кроме дружелюбия и гостеприимства не видела моя жена и её покойная подруга, тоже еврейка.

Возвращаясь к тем временам, замечу, что окружали нас в основном русские, из их же числа были хулиганы. Но русскими был целый ряд тех, кто помогал, с риском для своего служебного положения, и гонимым. О нескольких таких примерах я писал в заметке «Честность (Преодоление страха)». Виденное и пережитое позволяет мне отвергнуть утверждения о крайнем антисемитизме, проявляющемся в убийстве многих евреев, как о черте, якобы особо присущей тому или иному народу — будь то украинцы, литовцы, поляки или кто-то другой. Убийства евреев местными жителями в той же Литве при приближении немцев происходили потому, что уже было известно — новая власть за это не только не накажет, но похвалит и поощрит. Кишинёвский погром стал следствием прямого натравливания на евреев слухами в газете и попустительства полиции и армии. Подобные примеры легко множить.

Нередко в заключениях об особом антисемитизме тех или иных народов большую роль играют исторические экскурсы, но чаще всего такие заключения делаются на основании событий времён ВМВ 2, во время которой произошёл Холокост. История для не историка, однако, дело сложное. Еврею трудно, разумеется, забыть, что в именно в центре Киева стоит памятник Б. Хмельницкому, вероятно, до Гитлера, самому массовому убийце евреев. Но вот недавно вычитал, что его автор, знаменитый российский скульптор М. Микешин (см. Википедию) предполагал изобразить, как Богдан «конём сталкивает польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушают песню слепого кобзаря». Осуществиться мерзости помешал малый сбор денег по всероссийской подписке.

Массовая гибель евреев на территории СССР во время Второй мировой войны стала результатом нацистской оккупации и действий нацистских специальных команд. То же самое было на территории Польши, Чехословакии и других оккупированных государств. Уже приближение гитлеровских войск, через листовки и беженцев извещало население о политике немцев по отношению к евреям. Замечу, что в 1918 этнически те же немцы оккупировали Латвию, но кормили население из полковых кухонь, и навели полный порядок, ликвидировав на время своего пребывания какие бы то ни было погромы. Помня о немцах в 1918, многие евреи не уехали из Прибалтики в 1941, что стоило им жизни. Не преуменьшая роли объективных законов развития человеческого общества, стоит признать, что без Гитлера не было бы Холокоста, а без Сталина — ГУЛАГа и чудовищных чисток 30х годов прошлого века.

Неправильно, на мой взгляд, путать действия организованных немцами полиций, да и как будто спонтанно возникающих групп, активно и инициативно убивавших и грабивших евреев, с какой-то врождённой чертой того или иного народа. Всюду прослеживается организующая и вдохновляющая рука власти — нацистской, националистической, большевистской. Всюду, задав вопрос, кому это нужно, кому это, пусть в чудовищном и изуверском смысле слова, выгодно, находишь человека (или человекообразное), обладающее высокой, или даже высшей властью. Трудно априори совершенно отрицать эффект врождённости того или иного преступления, например, убийства по Ламброзо, но это скорее исключение, чем правило.

Для осуществления уничтожения под прикрытием государственной машины достаточно немногих участников. Стоит помнить, что цена, объявленная нацистами за помощь евреям, была очень высока — вплоть до своей и близких смертной казни. И в этих условиях следует скорее удивляться, что таких спасателей оказалось столь много. Нижний предел их числа можно найти в статье Праведники народов мира о почётном звании, присваиваемом Израильским институтом катастрофы и героизма при мемориале «Яд ва-Шем». Там говорится:

«Звание праведников народов мира присваивают неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью».

Всего таких людей 26513, из них (привожу часть стран): в Польше — 6706, Нидерландах — 5595, Франции — 3995, Украине — 2573, Чехословакии — 688, Германии — 601, Италии — 682, России — 204, Белоруссии 641, Латвии — 136, Литве — 891, Эстонии — 12. Это те, кто сознательно рисковал своей, и своих близких, жизнями. Несомненно, помощников «втихаря» и доброжелателей было много больше.

Конечно, те, кто активно спасал, составляли небольшую долю от равнодушного к трагедии большинства. Но и активно действующих убийц и погромщиков, которые ничем не рисковали, как им в момент совершения преступления казалось, а, наоборот, хорошо вознаграждались, было тоже весьма немного. Народ, как правило, в массе безмолвствует. Позволю себе спросить у активных осудителей целых народов, сейчас уж точно своим осуждением ничем не рискующих, сколько им известно «праведников СССР», которые, рискуя собственной жизнью, или жизнью близких, спасали людей из сталинских лагерей и от тогдашних расстрелов? Сколько горожан прорвалось через военные кордоны, чтобы спасать умиравших от голода крестьян? Мне ответят, что людей парализовал страх, и они по наивности верили, что уничтожаемые — настоящие враги народа, а не, в самом крайнем случае, противники Сталина и его камарильи.

А в Европе под Гитлером, что, страха или глупого доверия не было? Неужели сегодняшние «осудители» забыли, как в СССР прерывались всякие связи с семьями арестованных в сталинские времена? А вспомните, как много позже прерывали всякие связи с людьми, друзьями, да и близкими, включая родственников, всё преступление которых состояло в том, что они подали заявление на выезд в Израиль. Мне скажут — боялись потерять работу, лишиться успешной карьеры. А в Европе под нацистами ставкой тоже была только работа и карьера? Не судите, и не судимы будете.

Сейчас нередко слышны голоса, будто людям и народам требуется взаимное покаяние, как основа для примирения. За меня даже покаялся перед А. Прохановым, в его газетке мною не прошенный некто по имени «рав» М. Финкель. Я не готов каяться за других евреев — ни, к примеру, за Л. Троцкого, ни за Г. Ягоду, ни за недавно обнаруженного по открывшимся архивам госбезопасности СССР Н. Турбовского, лично расстрелявшего 2100 человек. Преступен — пусть он и ответит за особо тяжкие свои преступления — бессрочно, перед судом и историей. Не готовый каяться за мифические общееврейские грехи, я не жду и покаяния от других народов, где некоторые люди совершали преступления под чуждой властью и её военной силой. Исключение составляют те случаи, самые кровавые, когда население, своим голосованием, раз за разом поддерживало своё преступное руководство. У человека может не быть возможности для безопасного сопротивления, но возможность не быть среди первых учеников преступного режима есть всегда. Как есть и обязанность осознать, что режим в твоей стране — преступный.

Замечу, что не готов я объяснять антисемитские проявления, вольно или невольно оправдывая их тем, что мол, евреи занимают слишком важное и влиятельное положение не в своём государстве, суют, мол, нос в чужие дела. Не хотел бы слушать поучения на тему, где следует быть еврею заметных способностей, особенно таких ярких людей, как, к примеру, В. Ратенау, министр иностранных дел Германии в 1922, убитый крайними националистами, или Б. Дизраэли с П. Шафировым, или их более современные аналоги. Это им решать.

Но интересен вопрос о том, есть ли польза от евреев, «не сидящих тихо» в своих странах, для Израиля. Ведь там они могут и затруднить жизнь «сидящих тихо» евреев, что может отразиться на отношении той или иной страны к Израилю. Рекомендации «сидеть тихо», «не лезть не в свои дела» сыплются как из рога изобилия. Однако я считаю, что «не сидящие тихо» евреи, борющиеся за демократические преобразования в своих странах, приносят огромную пользу Израилю. Его безопасность много выиграет, если вместо ошалевших от безнаказанности диктатур появятся дружественные демократические страны. Спасибо надо сказать этим евреям за их, лично совсем не безопасное, дело, а не поносить их за это.

Иерусалим

Print Friendly, PDF & Email

18 комментариев к «Мирон Амусья: Антисемитизм и я»

  1. From: Albert G
    Sent: Wednesday, January 23, 2019
    To: Miron Amusia
    Subject: Re: инф

    Дорогой друг,в связи с очередной волной антисемитима у меня возникает естественный вопрос:
    а какой бы был мир без евреев?
    И был.бы.вообще мир без этого вечно гонимого и угнетаемого народа?
    Наверное Вы уже читали высказывание Михаили Веллера на этот счет.Извините,если я повторяюсь.
    Но позволю себе ещё раз привести его мнение:

    *******
    ЕВРЕЙСКАЯ УГРОЗА КАК СРЕДСТВО ОТ НЕВРОЗА

  2. From: Boris Laykhtman
    Sent: Tuesday, January 22, 2019
    To: Miron Amusia
    Subject: RE: инф

    Miron,

    I would like to share with you an experience of my family related to condemning the whole nations.
    My father joined the party in 1941 after the beginning of the war. A few years after this he gave a recommendation to the party to somebody who later was arrested and convicted. (I saw this person only once after the rehabilitation when he visited my father and don’t remember his name and further details). Because of this recommendation hemy father was expelled from the party in 1952 and my parents were waiting for arrest every night. Since that time to the end of their life they could not sleep without pills. I was 14 years old at that time and they told me nothing, Only after 1956 my mother shared with me these memories. Among friends of my father were both Russians and Jews. Nearly all of his friends started to avoid him. He was saved by his Russian friend Василий Леонидович Гаевский who was the secretary of the party Bureau and did not deliver the documents to the Regional Committee. He delayed this till Stalin’s death and in a while after this my father was restored in the party. Sure Гаевский could not foresee Stalin’s death and knew how he risked.

  3. From: isaak
    Sent: Friday, January 25, 2019
    To: Miron Amusia
    Subject: Может, понадобится.

    Мирон, спасибо. Закон сохранения количества антисемитизма принял на вооружение (с указанием на автора открытия). В основном, согласен, но картина сложнее. Есть исторические и социопсихологические причины и обусловленности. К тому же, у серости, под многолетним прессом СМИ антисемитизм входит на генетический уровень. И не обязательно, чтобы в окружении были евреи. В Финляндии евреев кот наплакал, а антисемитизм процветает — чем и как объяснить?
    Натолкнулся на такое сообщение, но книгу не заказывал. Реферат информативен. Кажется, всё в тему.
    Будьте здоровы,
    Ваш Исаак

  4. Теперь — моё мнение об антисемитизме. Вселенная вступила в период кризиса. Кризис этот — на Земле. Глобальный антисемитизм — одно из проявлений этого кризиса. Кризис заключается в том, что, с одной стороны во Вселенной должен произойти переход на новый, следующий уровень структурной организации вещества, то есть должна быть создана единая кибернетическая система «человечество», с другой стороны. она не может быть создана из-за мировоззренческого раскола человечества. Раскол этот состоит в том, что часть человечества считает, что Вселенная создана и развивается по Замыслу, то есть, по законам природы, которые созданы по Замыслу, и всему (в том числе и еврейскому народу) в этом Замысле отведены свои роли и свои места; другая часть человечества считает, что никакого Замысла нет. Именно здесь, по-моему, — корни многовекового, глобального антисемитизма. переход на новый уровень структурной организации вещества должен произойти осознанно, а этого пока нет.

  5. Мирон Амусья:
    Брат по-прежнему не умел драться, но был самый высокий и сильный в классе.
    =================================
    Вот это и есть самое плохое. Мир праху Вашего покойного кузена, уважаемый Мирон, я не о нем. Евреям надо бы поменьше уделять внимания (и денег) обучению своих детей игре на скрипке и побольше — умению постоять за себя в драке. И психологическому (что чрезвычайно важно, говорю из опыта почти 60-летней давности) и спортивного. А пример в этом брать у чеченцев. Пусть кто-нибудь попробует обидеть их мальчишку.

  6. Могут ли, например, евреи в сравнительно нормальных
    условиях «сидеть тихо»? Я лично сомневаюсь, и это
    не об исключит. ситуациях… это т-реПлика в сторону-с
    . . . . . .. . .
    Риторический вопрос —
    “ — почему я водовоз? “
    — потому что в Мастерской
    я – м о л о д о й
    25 иль 60, 9о или 5 —
    если даже без воды, я и туды, я и сюды
    ИНтересно и легко про ООН с Бородино
    Мандельштам и Пастернак
    — какой пу-стяк !
    Если бУКи полетят или Финны налетят
    нам однако наплевать …какая мать
    нам ге-юры не страшны мы канаем из страны
    если станет холод-ать — все под кров-ать

  7. Дорогой Лев, спасибо за поддержку. Но я ещё совсем молодой, мне всего лишь пошёл 94-ый. Я огорчён не столько хамоватостью Мирона, не столько его неуважением к моему возрасту, а его отношением к тем фактам, о которых я говорю в своих публикациях, а именно , о факте существования закономерностей развития нашего Мира, об одной из которых говорил лауреат Нобелевской премии Йотиро Намбу.

    1. Между прочим, Мирон подписал вместе со мной «Манифест группы правых Израиля.»
      А насчёт сути его данной статьи, как, впрочем, и с многими его другими публикациями,то я с ним во многом согласен.

    2. Он считает, что я не вправе писать на такие темы в силу своей недостаточной образованности.

  8. «…Не прошёл мимо родительского внимание и знаменитый тост «за русский народ», произнесённый Сталиным на кремлёвском приёме высших военачальников 24 июня 1945: «За здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».
    Отец, неплохо следивший за политикой, сравнил это со словами Ленина в 1922, где тот говорил об обязательном — «интернационализме со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда)»…»

    Не стоит забывать, что менталитет народа в решающие моменты его истории играет решающую роль. На памяти моего поколения Франция — могущественнейшая европейская держава (да и при поддержке Великобритании, «над чьей империей…») — попросту легла под Гитлера, ошеломив не только Сталина, но и прочих тогдашних властителей мира. Сегодняшний визит в Россию интеллигентнейшего и, бесспорно, гуманного японского премьера всё же вызывает в памяти дичайшие расправы японцев над мирными китайцами — тоже на памяти моего поколения. О многом на территории нашей родины в годы 2-й мировой вспоминать считается некорректным — хотя как раз нам, евреям, следовало бы помнить…
    Встряхнуть бы память, перечитав переписку Черчилля со Сталиным в страшные месяцы 41-го…

  9. М.А.:“Однако я считаю, что «не сидящие тихо» евреи, борющиеся за демократические преобразования в своих странах, приносят огромную пользу Израилю…”
    :::::::::::::::::::::::::::::::
    Интересная и поучительная работа. И политкорректная, здесь и писатель Амоз Оз и казахи, и чечены, и украинцы с киргизами. Хотелось бы уточнить
    некот. детали. Могут ли, например, евреи в сравнительно нормальных
    условиях «сидеть тихо»? Я лично сомневаюсь. Не по-еврейски это. Я не об исключительных ситуациях, ТИПА – многодетный отец семейства терпит годами насмешки хама-начальника нееврея, или – когда евреев ничтожно мало среди криминального окружения в Перми или в Киеве и т.п.
    Ешё сложнее для меня вопрос: что считать “демокр. преобразованиями” и
    чем/КЕМ те или другие ПАРТИИ – в Израиле и США готовы пожертвовать для этих “преобразований”. Понятно, что здесь даже несерьёзно ожидать от ВСЕХ одного ответа. Многие господа готовы лезгинку станцевать для “еврея идейного”, вроде, скажем … Нет , не буду.
    Анклойф (убегай), Хаим, не мои это дела, чтобы нарушать правила. И без того, треть моих “откликов-всплесков” не доходит до Гостевой. А как можно ответить п-цу из Егупеца, извините, который готов на всё, лишь бы уничтожить президента Д.Т., который за два года сделал для Израиля больше, чем другие президенты за 12 лет? А 75% aмер. евреев продолжают “голосовать” против него. Теперь ЗА израильских патриотов-демократов. Заглянули ли они в “чемоданчик” Президента Страны, про который написал, полагаю, Человек, которому судьба Страны не безразлична? 2-3 человека заглянули…Так я считаю: лучше бы они и не заглядывали или лучше — пусть ещё раз заглянут: http://www.vladimirlazaris.com/zametki.HTML ?
    Я, к примеру, читаю всё, что предлагается в Портале – и Л.Беренсона, и Сёму Давидовича (так и не понимаю до сих пор , Сэм и С.Д. — это один или двое? ), и Эд. Бормашенко и др.
    Впрочем , не за то боролись. И если Вы считаете, что мне пора закруглиться, так я не против. Надеюсь, что эта писулька попадёт из Мастерской в Гостевую до того, как Соплеменник в Австралии проснётся к завтраку. В с е м – хорошего вечера и дня.
    Aвтору – здоровья, благополучия, веселья и много нахес без цвахес. Шалом.
    P.S. Ачтобы день был прожит не напрасно, хорошо вспомнить Павла Корчагина и Атоса, и это не пахнет ни маразмом, ни сарказмом. Между моим земляком Павлом К. и Атосом больше общего, чем между А. Озом и Ниk. Островским, IMHO.

  10. Вопрос автора: народ антисемиты потому, что антисемиты вожди, или наоборот: вожди антисемиты потому, что народ антисемитский — повторяет классическую дилемму: что было раньше – яйцо или курица?

  11. Полностью согласен с тезисом Мирона, что причиной погромов и других преследований евреев является не врожденный (т. с. «народный») антисемитизм, а — государственный, исходящий от власти. Просто антисемитизм явление всеобщее, т. к. евреи-чужаки есть везде. Но там где нет евреев, геноцид переносится на других соседей — армян в Турции, хутту и тутси в Руанде и т.д. Согласен, что евреям в диаспоре нельзя «сидеть тихо». Особенно это касается профессиональной деятельности. А вот насчет политической — сомневаюсь, и очень сильно. Причем это касается не только евреев. Например, США взяли на себя обязанность внедрять по всему миру демократию западного типа. Побуждения самые благие, ведь и ежу понятно, что феноменальные успехи американцев обеспечиваются их общественным строем. Но ни русским, ни арабам, ни африканцам не нужны американские (демократические) свободы. Они должны сами до них «дозреть». А пока этого нет, арабы во многом справедливо винят в своей «весне» не себя, а США. Так и евреям не стоит «внедрять» свои ценности в образ жизни других народов. Другое дело — показывать пример, но сначала — у себя дома, а потом … если попросят, конечно.

  12. Замечательная статья ! Огромное Вам спасибо, уважаемый Мирон !
    Почти со всем согласен.
    На мой взгляд, в статье оказалась обойдена тема религии (христианство и пр.) в деле \»воспитания\» антисемитизма в народных массах. Видимо, это произошло из-за Вашей (как учёного) НЕ религиозности.
    Мой личный жизненный опыт показал, что, воздействие церкви в этом \»благородном\» деле, к сожалению велико, даже сегодня, особенно в православии.
    Абсолютно верным считаю Ваше высказывание о \»не сидящих тихо\» евреях. Они НУЖНЫ и самим себе (где бы они не жили), и конечно, Израилю. Прекратить БОЯТЬСЯ — главное, и самое … тяжёлое !

  13. Можно согласиться со многими положениями автора, но его несогласие в особый антисемитизм украинцев удивляет. большего антисемитизма чем на СССР. Даже воспоминания автора о детстве в эвакуации этому не противоречат, так как так называемые «русские» в Казахстане на самом деле — переселенные туда украинцы. Или во времена Столыпина или раскулаченные.

  14. Хочу, Мирон, добавить, хотя это не имеет отношения к теме, что меня удивило, что когда Вы комменируете материалы Брайтермана, Вы забываете ( имею в виду резкость тона), что Хаиму 95 лет…

  15. Интересная статья. Особенно запомнилось: чтобы получить пять нам надо было учиться на шесть и призыв «не сидеть тихо» в своих странах. Спасибо, Мирон!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *