Александр Левинтов: Январь 19-го

Loading

Слово воистину — в сути начала всего, дело же всегда вторично. Как человек народа Книги, я дорожу данной мне возможностью говорить и писать слова, за которыми следуют дела: дети, внуки, университеты. Слово недолговечно — оно вовсе не для того, чтобы быть памятником, оно — для начала всех наших дел.

Январь 19-го

Заметки

Александр Левинтов

Послесловие 2018

Вот так всегда: одни уходят, не прощаясь, другие прощаются и не уходят.

Мне хочется дожить до ещё одного цветения сирени у нас на бульваре, до троицких берёзовых веток, до своего семидесятипятилетия, до первого арбуза и последнего заморозка — пусть всё это будет, опять и опять, пусть даже и без меня. Многое в этой жизни повторяется, почти всё, кроме новых текстов. Пусть текут…

Детские стишата внучке Соне к пятилетию

вот тебе стишата —
шустрые мышата
рот не разевай —
так запоминай

все принцессы —
как из леса,
все невесты —
как из теста,
только наша Сонечка
из себя немножечко

одуванчик рано утром
разлетелся парашютом,
одуванчик, не спеши —
не проснулись малыши

за столом
идёт погром:
мама испекла пирог,
все наелись, кто как смог

я и так могу и так,
и бостон, и краковяк,
танцевать мне мало,
жалко, что устала

это всем известно:
вкусное — полезно,
сладкое — приятно,
горькое — отвратно

ШАХМАТЫ

поиграть мой папа сел
и мою фигуру съел:
папа! разве можно так —
кушать лошадь натощак?

Ваня наш — миллионер,
богатей-коллекцинер:
собирает деньги он
и собрал их — миллион!

ein, zwei, drei, fier —
in die Schule gehen wir,
раз, два, три, четыре, пять —
Ваню всё же не догнать

после зимнего мороза
расцвела у нас мимоза,
речка снова разлилась —
это Соня родилась

феюшки и крёстные
дарят платья новые,
чтоб принцесса на балу
заслужила похвалу

РОЗОВОЕ

розовое платье,
розовые губки,
розовое счастье,
потому и хрупко

розами украшу
садик свой любимый,
ротик напомажу,
чтобы быть красивой

ЕЩЁ РОЗОВОЕ

В розовом цвете
платья и птицы,
в розовом свете
сон мне приснится

в розовом мире —
девочка Соня,
немножко — задира,
немножко -— тихоня

ВАНЯ

Ваня — мой любимый брат,
он умён, силён, богат
знает — всё, умеет — всё,
даже кройку и шитьё

Два мира — два взгляда

Здравствуй, Ваня!

Ты растёшь — и это значит, ты видишь мир всё более сложным и интересным. Вот об этом я и хочу с тобой поговорить.

Всё, что окружает нас, может быть обыденным — простым, привычным и легко объяснимым либо доказуемым, а может быть — чудесным, сказочным, загадочным, полным тайн и непредсказуемостей.

Чтобы пояснить свою мысль, я расскажу несколько параллельных географических, точнее геологических историй.

Ты, конечно, знаешь, как образуются алмазы — в магматических интрузиях, под огромным давлением и высоких температурах. Это происходит в кимберлитовых трубках там, где когда-то была активная вулканическая деятельность. Но в представлениях древних людей алмазы — это слёзы Бога, который, сотворив мир, умилился его красотой до слёз.

Ты скажешь — это миф, и я соглашусь с тобой, потому что древнегреческое слово «миф» означает «рассказ об истинном».

Вот ещё пара историй. Земля — и это известно всем — имеет форму не очень правильного шара, геоида Красовского, у этого тела экваториальный радиус не равен полярному, к тому же с южного полюса этот шар слегка приплюснут, а с северного — вытянут, так что это слегка напоминает грушу. Различия столь небольшие и незаметные, что невооружённым глазом это не видно, и космонавты, например, видят Землю как идеальный шар. Но когда-то люди считали, что Земля имеет форму диска, диск покоится на трёх слонах, которых зовут Красота, Чистота и Доброта, слоны стоят на черепахе по имени Мудрость, а черепаха плавает в безбрежном океане Невежества. Если честно, мне такое представление о Земле нравится гораздо больше, чем геоид Красовского или даже идеальный шар, потому что в нём заложены глубокие смыслы, гораздо более значимые, нежели геометрические или геодезические.

В истории Земли, уже на памяти людей, произошло редкое астрономическое явление — Земля замедлила своё вращение или даже остановилась в этом вращении. Это произошло на рубеже 14-го и 13-го веков до н. э. У иудеев в Ветхом Завете Библии есть рассказ о том, как Господь повелел Ииусу Навину войти в землю обетованную (нынешний Израиль) и истребить все ханаанские племена, населявшие эту землю, за один день. Началось сражение, и Иисус Навин понял, что за день не победит пять ханаанских царей. Тогда он поднял высоко над собой меч, остановил Солнце в самом зените и удерживал его до тех пор, пока не истребил всех ханаанян.

По другую сторону Средиземного моря, в Древней Греции сохранилась другая память об этом событии.

Жили два брата, Атрей и Фиест, первый был царём, а второй — простым пастухом, и потому очень завидовал своему брату. Однажды Фиест надругался над женой брата, Аэропой, и, как ни умолял Атрей Фиеста не разглашать случившееся, тот публично насмеялся над Атреем и его женой.

Ничего не ответил Атрей брату, но через некоторое время пригласил того с женой в гости и, когда те наелись мяса, сваренного в огромном котле, убедительно показал несчастным, что они съели собственных сыновей. Свою жену Атрей затащил на высокий утёс и сбросил в море. Увидев все эти бесчинства, бог солнца Гелиос воскликнул: «Я никуда больше не пойду!». Вслед за Солнцем остановилась Луна и все звёзды. Остановилось и даже пошло вспять время: люди перестали рождаться, а из земли полезли кадавры, жившие прежде.

У китайцев есть сказка, как родители оставили на попечение старшего брата младшего, но тот потерялся, потому что старший увлёкся игрой с другим мальчишками. Старший бросился искать младшего, когда солнце уже склонилось к заходу. Солнце сжалилось над ним, запуталось в прибрежных камышах и так и стояло, пока старший брат не нашёл младшего.

Обрати внимание, Китай гораздо восточнее Иудеи и Греции, поэтому, когда в Средиземноморье полдень, на берегу Тихого океана был уже вечер. Китайцы никак не могли договориться с иудеями и греками, а потому остановка вращения Земли несомненна.

Да, Ваня, мир двояк, но обе его ипостаси — истинны. Так, уже известный тебе историк Иосиф Флавий считал, что причиной Иудейской войны было притеснение иудеев римлянами и осквернение иудейского Храма римскими воинами, а извечный оппонент Иосифа Флавия Юст Тивериадский называл причиной этой войны простое падение цен на оливковое масло, основную статью экспорта Иудеи. Правы оба, но чьему мнению ты больше доверяешь? Я — Иосифа Флавия.

А теперь самое сложное.

Да, мир двояк — оба мира, материальный и духовный, мир вещей и мир идей, существуют как истинные. Но одни люди видят только материальный мир, и таких людей — безусловное большинство, другие люди видят только духовный мир, их мало, обычно их называют мечтателями, блаженными, а чаще просто дурачками. И есть совсем немного людей, видящих оба мира, живущих в обоих мирах, знающих законы того и другого мира и, кроме того, знающих, как правильно переходить из одного мира в другой, не разрушая их и себя.

Этих людей называют мистами, и я потратил больше полжизни своей на пути к мистам. Я также хотел бы, чтобы мы стали с тобой попутчиками и хотя немного прошли этой дорогой вместе.

Студентам. 25 января

Татьянин снег, Татьянин смех
до колик, до упаду
для всех студентов и для тех,
кому январь — отрада

бить фонари — камнями, кулаками,
на улицах, в пивнушках,
и пышными, с капустой пирогами
закусывать в кругу хмельных подружек

пусть денег нет — их никогда не будет,
зато затей и мыслей — через край,
оставь учёбу для унылых буден,
пей, веселись, шути и пой, играй!

Игровые и клубные формы образования для серебряного возраста

Исследователи игорного бизнеса утверждают: самыми азартными социальными группами являются люди после пятидесяти лет и представители тоталитарных режимов, режимов с ограниченной либо вовсе отсутствующей демократией.

Этот феномен описан и объяснён Ф. М. Достоевским в «Записках из Мёртвого дома».

Ситуация пересыльной тюрьмы в ожидании приговора суда или даже после его оглашения очень сходна с окончанием жизни, с ощущениями человека, чувствующего конец жизни, его приближение, с моральным постарением. Люди шли на обмен приговорами, даже заведомо зная, что могут получить более тяжкий срок и наказание, н — не сейчас! не сейчас! а чуть отсрочив свою судьбу. Сама же тюремная обстановка совершенно недемократична даже в цивилизованных странах, а в России, как и во всех восточных деспотиях, лишь мимикрирующих под цивилизованные (Китай, Иран и т. п.), эта антидемократия лишь усиливается и множится.

После 50 (раньше — после сорока) лет весьма част кризис окончательного крушения иллюзий, мечтаний и ожиданий: человек окончательно убеждается в том, что не состоялся и не добился успеха по лекалам своей юности, что карьера не построилась, а талант оказался зарытым в землю. И совершенно не важно, человек винит в этом себя или обстоятельства — его уныние столь глубоко, что граничит с суицидом и другими экстравагантными и экстраордирарными тело— и душедвижениями. Единственный путь к успеху для многих остаётся — одним махом обыграть свою незавидную судьбу и выиграть миллион/миллиард/кучу денег — в карты, в рулетку, в лотерею или ещё каким полуволшебным образом. Так люди в возрасте становятся жертвами азарта и любой игры вообще, поскольку игра (карточная, шахматная, в жмурки — любая игра) есть прежде всего имитация настоящей жизни, которая уже прошла и теперь недоступна, малодоступна.

Тоталитаризм усугубляет азартность, поскольку во внеигровом пространстве есть прежде всего мощное ограничение свободы и волеизъявления человека. Индустрия азарта в Лас-Вегасе началась в период выхода Америки из Великой Депрессии — строились дороги и гидроэлектростанции, в том числе знаменитая Гуверская плотина на Колорадо, рядом с Лас-Вегасом. На этой стройке, как и на других, рабочим платили гроши, 50 центов в день — это мало, чем отличалось от германских концлагерей и советского ГУЛАГа. И это заработанное просаживалось в игорных домах Лас-Вегаса, по ставкам в один пенни. Мафия, встроившая и владевшая невадскими казино, платила государству бешеные налоги. Америка строила своё величие, могущество и богатство практически на халяву.

Азартность людей серебряного возраста можно обратить во благо им в сфере образования, используя игровые методы обучения. Тут важно соблюдение нескольких принципов:

— это должны быть игры на приращение, а не с нулевой суммой (никто никому не проигрывает, но выиграть может каждый)

— выигрыш должен быть материальной обманкой, «морковкой», приносящей пусть мизерное, но материальное приобретение и моральное удовлетворение; это могут быть ручки, книжки, блокноты, флешки и т. п. канц. мелочь

— это могут быть как индивидуальные, так и групповые/командные выигрыши

— это должны быть короткие игры или многотуровые игры с выигрышами в каждом туре (чтобы никто не мог оторваться от пелетона и уйти в отрыв).

Здесь уместны, помимо симуляций и имитаций, викторины, конкурсы, лотереи и т. п. мероприятия.

Имеется ещё одна очень важная социальная особенность людей серебряного возраста.

Выйдя на пенсию и отойдя от дел, они чувствуют усталость от иерархически построенных служебных отношений, вне зависимости от своей позиции в иерархии: «начальники» к концу своей служебной карьеры устают от своей личной ответственности за коллектив подчиненных, последние устают от того, что всю свою трудовую жизнь вынуждены были быть подневольными, в той или иной степени. И те, и другие непроизвольно и часто неосознанно стремятся к неформальным, флексичным — клубным — отношениям, когда все равны, все имеют право слова, своё мнение и право на принятие решения, когда мнение одного является всеобщим не в силу иерархии, а потому, что нет иного мнения, противоречащего ему. И ещё очень важны такие особенности клубного общения как необязательность принятия какого бы то ни было решения или резолюции и отсутствие общего регламента: если общение тематически не закончено, оно может быть просто перенесено на следующее заседание.

Клубность предполагает безболезненную сепарацию сообщества по интересам или симпатиям, при этом ядрами конденсации выступают обычно содержательные, а не организационные лидеры, а также be nice, те, что являются душой общества и заводилой.

Главное же достоинство клуба — свобода и независимость, самоценность каждой личности, то есть то, что непрерывно угнеталось у людей всю их допенсионную жизнь.

К понятию «человек»

Я убеждён, как только мы разгадаем тайну своей сущности, мы исчезнем, растворимся. И ведь всё к тому идёт. Кажется, мы совсем близко подошли к пониманию и познанию себя и в такие глубины собственного мозга, своего сознания и мышления залезли, настолько истончили мембрану между своим существованием и небытием, что, кажется, ещё одно пытливое или неуклюжее движение — и эта плёнка лопнет и порвётся окончательно. Я бы хотел продлить наши мучения и страдания — просто потому, что туда, в Небытие, мы всегда ещё успеем и, разумеется, не избежим. Этому торможению и посвящена данная работа

Неуправляемость под гнетом управления

Существует гигантская асимметрия и диспропорция между наукой и техникой управления и практикой управляемости, которую никто не изучает и которой не учат ни в каких бизнес-школах и институтах управления. Чем изощрённей и «гуманистичней» наука управления, чем мягче гуманитарные технологии управления, тем инстинктивней и упорней человеческое сопротивление управлению, тем более каждый из нас чувствует себя человек и каждый из нас гордится тем, что ускользает из-под управления, даже если мы сами участвовали в создании новой управленческой системы, технологии или простого приёма.

Человек нерационален, но разумен

Рациональность всегда векторальна — вот в чём неистребимый порок и управления и экономики, исходящих из фундаментального предположения, что человека можно пустить по вектору выгоды, комфорта или любой другой рациональности, но человек по своей разумной природе сферичен — и в каком направлении он будет двигаться и действовать — уму не постижимо, ни его, ни постороннего. При этом и внешние границы этой странной сферы неизвестны ни самому человеку, ни его внешнему наблюдателю и исследователю. Понятно лишь, что человек часто нацелен на преодоление этих границ — в силу упрямства, любопытства, пытливости, из баловства, склонности к риску и азарту, но неведению, глупости и ещё по тысяче причин и резонов, а главное -— беспричинно.

Многосубъектность

Разрабатывая социально-экологический мониторинг для Горного Алтая — а это было около 30 лет тому назад — мы исходили из модели человека:

— человек одновременно существует во многих средах (социальной, культурной, духовной, биологической, хозяйственной, образовательной, смертной, финансовой, разумной и так далее — число сред принципиально неопределённо), он в каждой из них является субъектом и никогда не путается со своими субъектностями, чётко зная, где он — пассажир, где — зритель, где — член семьи, член партии или пациент; субъектность — вот с чем он расстается в самую последнюю очередь, когда захлопывается шторка и вылетает птичка души;

— ни одна из этих сред не может быть заменена другой, и ни одна из них не является главной — важны все, а, стало быть, субъекты человека независимы друг от друга настолько, что фактически не коммуницируют между собой, не связаны между собой; человек — это огромное поле, на котором он играет в футбол, карты, шахматы, на гитаре, трубе, нервах — и никто его этому не учил, но он прекрасно ориентируется в этих играх и даже точно знает, как и когда нужно пнуть ногой шахматную королеву, чтобы зазвучала любимая мелодия.

Самомогильщик

Космический Разум, воплотившись в человека, безусловно понимал, насколько ненадёжна такая инвестиция, сколь хрупка и трепетна биологическая плоть, сколь рискованно принятое решение: скорей всего у Него не было иного выхода.

Сложнейший процесс антропогенеза продолжается и даже, кажется, близок к завершению — в этот механизм заложена идея, как и чем человек заменит себя, носителя Разума. Вероятно, мы должны закончить процесс антропогенеза сами, передав космическое имущество более совершенным и надёжным существам: роботам, киборгам, компьютерам и прочим своим мухарайкам. Тут важно, что мы не только изобретаем их, но и активно, жадно. Взахлёб пользуемся ими и тем самым ускоряем замещение себя ими и свой уход. Нам эти изделия кажутся пока только протезами, но это лишь пока — уже сейчас многие из них обгоняют нас и наши способности.

При этом мы совершенно не беспокоимся о том, что наши города, дороги, ландшафты, наши музеи и библиотеки, партитуры и скульптуры, даже если всё это будет отцифрованно, этим нашим наследникам будут совершенно без надобности и не интересны.

И будущим пришельцам, если они придут, в чем можно и нужно сильно сомневаться, всё это будет без надобности и не интересно, как это было бы без надобности и неинтересно динозаврам, трилобитам и птеродактилям.

Бессмертие как конец человеческого

Человек всю свою историю страдает от своей смертности, стремится к бессмертию — и вот мы стоим на пороге его достижения, на реальном пороге: ещё лет тридцать, и оно будет достигнуто. Многих это пугает, но пугает вовсе не по существенным основаниям, а прежде всего потому, что нас свойственно бояться всего нового, грядущего и будущего. Мы, например, громоздим возможные этические проблемы, которые могут возникнуть при нашем бессмертии. Мне же кажется, что всё это преодолимо, всё, кроме одного: став бессмертными, мы очень сомнительно, что сохраним себя живыми. “The God who gave us life, gave us liberty at the same time” (Томас Джефферсон). Перестав быть живыми (не в биологическом, а в другом, более значимом смысле), мы потеряем (или Бог отнимет у нас) самое ценное, самое человеческое, чем мы владеем — свободу.

А теперь представьте себе вечное, бесконечное рабство…

Обрубленные цитаты

Порой, сознательно или по недоумию, сокращая фразы, люди предают чужим мыслям другие смыслы, настолько другие, что порой они кажутся противоположными.

Вот, например, знаменитую фразу основателя иезуитского Игнасия Лойолы «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства» Лев Троцкий обрубил до тезиса «цель оправдывает средства», то есть прямо противоположного Лойоле. Потом эту циничную фразу повторяли все коммунистические политики и политинформаторы, особенно во время войны. Победа любой ценой была достигнута самой дорогой ценой — жизнями и здоровьем десятков миллионов человек. Ещё более безнравственна фраза Ленина, которую бубнил чуть ли ни каждый выступавший на Х-ом съезде РСДРП (б) в 1921 году в дискуссии по этике: «этично то, что полезно для партии».

Свой нравственный императив Иммануил Кант перефразировал в «Критике практического разума» (1788) следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». В абсолютном большинстве цитирований и комментариев к этой формулировке упускается вроде бы малозначащее слово только, но эта купюра напрочь разрушает весь смысл императива: чем являются родители, пастыри и учителя, например, относительно своих детей, паствы и учеников, как не средством? И всякий, служащий людям, от парикмахера до депутата — средство для других людей и в этом, разумеется, нет ничего безнравственного.

Плиний Старший учил: in vino veritas, in agua sanitas (в вине — истина, в воде — здоровье»). Тем самым человеку предлагается неочевидная альтернатива, а вовсе не указание пить вино. Здесь более уместна и адекватна мысль из Экклезиаста «многие знания — многие печали» ибо воистину воду поглощает всё живое, а питие вина, печаль и знание истин — удел исключительно человека.

На исходе жизни Сократ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Ему ответил в том же духе римлянин Сенека: «Век живи — век учись тому, как следует жить». Мы же, обрубая мысль Сенеки на полуслове, обычно добавляем — «дураком помрёшь». Не думаю, что при этом мы действительно думаем мудрее Сократа и Сенеки, а заодно и Николая Кузанского который в своём «Знании о незнании» утверждает, что всякое прибавление знания приумножает наше незнание:

В маленьком круге, означающем все знания, сектором выделены известные знания, а всё остальное — неизвестные знания. Если это так, то неважно, мы расширяем наши знания в пределах этого круга или выходим за его пределы, мы в любом случае увеличиваем долю неизвестных нам знаний в общем объёме знаний. Достаточно представить себе, что это не круг на плоскости, а шар, сфера: всё то же самое, только объём неизвестного будет расти с каждым новым открытием. По сути, мы движемся, не столько узнавая что-то новое, сколько открывая горизонты того, что нам предстоит узнать. Вдохновляющая перспектива!

Спартанец Хилон (VI в. до н. э., то есть сильно до Сократа и Платона, живших в V в. до н. э.) сказал: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Но нам привычно врать и привирать, даже когда провожаем в последний путь отчаянных негодяев любого калибра. Разумеется, это никак не характеризует покойников, но исключительно говорит о нас, живых, о нашей лживости и трусости сказать правду.

А это не только оборвано, но и переврано: “arts longa, vita brevis”. Фраза Гиппократа в полном своём виде звучит так: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно», при этом вместо arts знаменитый врачеватель употребил слово τέχνη, тэхне, что ближе к таким понятиям как мастерство, техника, ремесло. Вся фраза, таким образом, посвящена тому, что любая практика, основанная на умениях, навыках и знаниях, то есть на компетенциях, весьма ненадёжна.

Парадоксы

Человеку важно быть услышанным, но ещё важнее — сказанным; именно сказанным, а не сказавшим — это особенно хорошо чувствуют музыканты, ведь через них говорят инструменты и сама музыка.

Мощи св. Иуды фон Искариота.

Мечта оптимиста: вот, наконец, и начинается п#здец!

После выступления певица искренне поблагодарила дирижёра и оркестр за то, что, хотя они ни разу не попали с ней ни в одну ноту, сыграли всё чисто и правильно.

Чем больше забота о благосостоянии народа, тем больше дырок приходится делать в ремнях.

Вот так живёшь, живёшь, п потом внезапно — раз!, и после этого опять живёшь.

Длительные снегопады в Москве — это Божья кара для Киргизии и Таджикистана.

Чем мы старше и больнее, тем сильней в нас страх не смерти, но бессмертия — так, наверно, и возник миф о вечных муках ада.

Что значит кубанский казачий хор? — это кавказские танцы на украинском языке с военно-патриотической пафосной истерией.

Как утверждают все хроникёры и мемуаристы конца 18 века, любимой приговоркой Марии-Антуанетты было: «Голову даю на отсечение» — вот и доболталась.

Похороны и поминки для покойника — это «праздник, который всегда с тобой».

Всё труднее вставать по утрам и со стула, всё труднее ходить и переносить любой транспорт, всё легче думается и работается.

Саломнение, салолюбие, саловлюблённость, салоопределение, салодеятельность, салостоятельность, салочувствие, салонадеянность — как это, в сущности, вредно, и как это про меня.

Буран в Москве

«День обычный, день субботний,
А похож на воскресенье»

Егор Исаев, советский поэт

с утра метёт — домов не видно,
таджики валятся без ног,
но снег с энергией завидной
сметает все следы дорог

в метелях тонут светофоры,
прохожих гнёт рожном пурга
растут сугробы словно горы
как будто не Москва — Юрга

под снегом лёд — а как иначе?
потом машин едва ползёт,
такси не имеют сдачи,
а Гидромет всё пули льёт

американцев это козни,
циклоны крутит янки-мельник:
обычный день, ведь день субботний,
а как похож на понедельник

К 100-летию старейшего проектного института страны

1 февраля 1919 года было принято совместное постановление ЦК РСДРП(б) и ЦИК о создании небольшого по началу главка подростковой уголовщины (ГПУ), с которого началась история нынешнего Государственного проектного института чрезвычайных молодёжных объединений. ГипроЧМО.

ГипроЧМО представлен сегодня головным институтом в Москве и четырнадцатью филиалами в крупнейших городах страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Волгограде, Воронеже, Ростове, Екатеринбурге, Перми, Уфе, Челябинске, Омске, Новосибирске и Красноярске, а также многочисленными лабораториями, опытными станциями, испытательными полигонами и межгородскими исправительно-трудовыми лагерями круглогодичного или сезонного режима.

ГипроЧМО имеет двойное подчинение. Официально он находится в ведении Комитета по делам молодёжи и молодёжной политики, но основное финансирование и кадровое обеспечение исходит от ФСБ. Все сотрудники ГипроЧМО, включая обслуживающий персонал, имеют воинские звания, как правило, офицерские. Двойное подчинение означает также тот факт, что все сотрудники занимают две должности, гражданскую и военную, но имеют не двойные, а полуторные зарплаты за свою работу, при этом гражданская составляющая заметно ниже военной. Разумеется, двойным является и пенсионное обеспечение, начинающееся в разном возрасте и весьма разнящееся по выплачиваемым пособиям.

ГипроЧМО разрабатывает проекты различной сложности и масштаба. Из разработок последних лет наиболее выдающимися, отмеченными правительственными наградами и премиями, являются:

  • возрождение пионерской организации,
  • возрождение комсомола,
  • валдайские слёты и лагеря,
  • проект «Достоинство»,
  • формирование искусственных экстремистских группировок,
  • проект «Новое величие»,
  • летучие митинговые отряды,
  • образцово-показательные исправительно-трудовые лагеря Ново-Новосибирск (в Туруханске) и «Столичный» (под Новокузнецком),
  • сочинские молодежные форумы,
  • детский оздоровительный лагерь «Артек»,
  • восстановление молодежных дружин в студенческих общежитиях МГУ, МГТУ, МФТИ и других крупных московских вузов.

В силу особой секретности менее заметны для СМИ и широкой общественности разработки ГипроЧМО по созданию добровольческих отрядов «СССР» для действий на территории ЛНР и ДНР, а также создания частной рекрутинговой фирмы по найму окончивших срочную службу в ВДВ, морской пехоте, береговой охране и погранвойсках в ОСО (отряды спец. операций) и их боевой переподготовке для ведения миротворческой деятельности в Сирии, ЦАР, Ливии, Венесуэле и других зон государственных интересов РФ.

ГипроЧМО ведёт и крупные научные исследования по широкой тематике:

  • психологическое воздействие на студенческо-молодёжную среду,
  • теоретические основы молодёжного терроризма и экстремизма,
  • методологические основы коммуникации и допросов молодых,
  • молодёжный сленг и участие в его формировании,
  • теория интернет-пропаганды и контрпропаганды,
  • проблемы принудительного размещения и принудительной занятости, молодежных контингентов в организациях ФСИН,
  • детские и молодежные праздники и игры как школа патриотического воспитания,
  • фармакологические проблемы спорта высоких достижений,
  • сетевой маркетинг психотропных и наркотических средств.

Важное место в деятельности ГипроЧМО играют международные связи института: через него идёт основной поток экспортных докладов научной молодёжи на международных конференциях и форумах, здесь же реализуются заявки на обучение элитной молодёжи в престижных западных университетах и колледжах, наконец, здесь формируются очень популярные во всём мире экспортные потоки эскорт-услуг.

На просторах Сибири
(рассказ школьника)

Мы только что сдали ЕСЭ[1] по оптимизму и теперь тупо три дня стали ждать результатов. ЕСЭ по патриотизму я сдал вполне прилично, сделав всего одну серьёзную ошибку: отметил, что что предшественницей СФР была РСФСР, а не РФ — это минус пять баллов, мелочь типа, в каком веке была перестройка (я отметил в 19-ом, а, оказывается, в 20-ом), стоила мне всего один балл. И ещё один балл потерял в малтипул чойзе: надо было выбрать из четырёх слов пэтен, патон, путин, питон пресмыкающееся, я зачем-то выбрал путин, просто, наугад — ни одного слова из этого ряда не знаю. С такими баллами, если так пойдёт дальше, меня в любую казарму примут.

Это — моя мечта: попасть после нашего школьного барака в казарму, лучше всего, конечно, в элитную, оленеводческую, или хотя бы привилегированную, кавалерийскую — кому охота махать всю жизнь кайлом на Таймыре, добывая вечную мерзлоту? Нас информировали, что она идёт на экспорт, куда-то в Московию. На край света. Что они там с нею делают, ума не приложу: неужели и вправду, жрут сырьём или всё-таки перерабатывают, как мы, по методу Пиролиза-Крекинга на комбипищу?

Всё-таки мы живём в прекрасной стране! И самой большой в мире по площади тундры на одного жителя и даже в абсолютном измерении. Собственно, кроме тундры, у нас больше ничего и нет — когда-то в нашей Сибири росли деревья и была тайга, но это было ещё до победы за независимость. Сейчас хвойный подрост иногда, правда, появляется, но мы тщательно выбриваем и уничтожаем эти сорняки тундры, потому что они — вредители вечной мерзлоты, нашего самого ценного естественного ресурса.

Вчера был праздник и военный парад «Маточкиншарнаш!» — мы вернули себе огромный архипелаг Новая Земля, незаконно оккупированный самопровозглашённой Поморской республикой[2]. Это неважно, что мы им никогда не владели, но ведь Поморская республика незаконна и вполне могла бы вся войти в состав нашей СФР, будь мы чуть порасторопней тогда. Наверно, я зря выпил столько нашего лишайникового пива, признанного, кстати лучшим лишайниковым пивом в мире, потому что голова до сих пор болит и оба глаза чешутся изнутри.

Вообще-то я мечтаю стать космонавтом. Вот закончу какую-нибудь казарму, и буду поступать в отряд. Я только ещё не решил, в какой — марсианский или лунный, наверно, всё-таки лучше в марсианский: мы создаем там плантации по выращиванию биомассы, потому что марсианские почвы признаны более плодородными, чем наши. Вот, где я, наконец, отожрусь!

___

[1] ЕСЭ — Единый Сибирский Экзамен, введен приказом министра образования и просвещения Сибирской Федеративной Республики (СФР).

[2] Фашиствующие бандеровцы и проамериканские прихвостни, натовские ставленники, прокитайские политиканы, угнетатели братского поморского народа, захватили власть в несчастной и одичавшей стране в ходе майдановского путча, так называемой «ягельной революции» по типу цветных революций в арабских странах.

Прогноз

Прочитал 31 декабря 2018 года чей-то здравосмысленный прогноз о том, что к концу 2019 года в России произойдет революция, которая через 2-3 года закончится сменой власти и режима [очевидно на еще более мерзкие и отвратительные, но не сразу, а со временем], однако Россия не расколется, а только переформатируется.

До нового года ещё оставалось пару часов, и я помечтал, а вдруг она всё-таки расколется?

На семь неравных частей:

  1. Дальний Восток
  2. Сибирь
  3. Урал
  4. Поволжье
  5. Московия
  6. Северá (от Питера до Воркуты включительно)
  7. Югá (от Тамбова до Ростова)

Ставропольский и Краснодарский края отошли Украине в качестве компенсаци за Крым и Донбасс. От Кавказа Московия, а за ней и все остальные дружно отказались по простой причине неуправляемости этими территориями и народами. Калининградская область и Латвия упросили Германию установить над ними протекторат. Литва, в пику своим соседям, стала протекторатом Польши, с которой установила унию.

Дальний Восток подписал мирный договор с Японией и вернул ей Южные Курилы и Южный Сахалин.

Четыре из семи новых удельных государств отказались от ядерного, ракетного и космического оружия. Три новых ядерных державы полностью потеряли урановые и другие радиоактивные рудники, а также могильники ядерных отходов. Технологические и научно-инжениринговые связи ракетно-ядерного ВПК оказались разрушенными, поэтому Поволжье, Урал и Московия оказались в патовой ситуации: не хватало сил даже на поддержание имеющегося и быстро устаревающего на уровне безопасности.

Крым и Донбасс оказались ничейными, поскольку Украина отказалась от их возвращения, к тому же Кавказ наотрез отказался от Крымского анклава. Они, было, толкнулись в ООН, но там с ними просто никто не хотел говорить. К несчастью, обе территории, особенно Крым, оказались зашкаливающе милитаризированными, а содержать эти войска и технику уже некому.

В конце концов Руанда присоединила к себе оба анклава в качестве подопечной территории с целью аукционной продажи вооружений как высоколегированного металлолома. В дальнейшем шахты Донбасса стали использоваться африканцами как исправительные учреждения и для выращивания грибов — Африка открылась как самый ёмкий рынок нового для неё вида питания.

В отличие от других фрагментов бывшей РФ, Московию долго не принимали в члены ООН, но после длительного карантина и фильтрации бывших бизнесменов, чекистов и чиновников всё-таки приняли, учитывая исторической прошлое этой территории.

С надеждой на прошлое

а может, а может? —
мы встретимся снова,
и Бог нам поможет,
мановением слова

в дымке будущих времён
еле различимы,
побредём с тобой вдвоём,
призрачны и мнимы

тихий чокот двух бокалов,
словно цокот двух коней,
и струя — легко и ало —
пей смелей и не жалей!

всё настанет, всё настанет:
время вертится и вспять,
на неведомых росстанях
повстречаемся опять

жизнь, увы, неповторима,
но судьба… кино в прокате…
силуэт знакомый мимо,
с памятью моей в разладе

Предисловие к ПСС-2018

Вот уже который год я выдерживаю темп 30 текстов в месяц + какие-то крупные работы. В 2018 году в феврале уехал в Черногорию, в горы, где так хорошо работалось в непогоды, снегопады и ливни, так много писалось — и «Чалдон», и ещё три десятка текстов. В этом же году прошло два крупных исследования, создано и прочитано фактически три учебных курса для Серебряного Университета, началась подготовка не то четырёх-, не то шеститомного издания Небольшой Советской Энциклопедии — мне хочется сдаваться и поднимать лапы: устал, хотя иногда подступает отчаяние от глупости и несправедливости нашей жизни, постоянных вторжений людей наглых, хищных, бесцеремонных, откровенно и безнаказанно ворующих и грабящих на интеллектуальной ниве, а тут ещё наши политические недоумки и подонки…

Я не знаю и сильно сомневаюсь в долговечности того, что пишу, но ведь это, хоть и важно, но не самое важное: своей интеллектуальной работой мы противостоим вселенской энтропии, если бы не мы, мир давно бы разлетелся в мельчайшие дребезги и осколки. Любая новая мысль останавливает этот губительный разбег. Пенелопа потому и могла распускать (по-гречески — анализировать) рубашку Одиссея, что сама же её и сшила (по-гречески — синтезировала). Слово воистину — в сути начала всего, дело же всегда вторично. Как человек народа Книги, я дорожу данной мне возможностью говорить и писать слова, за которыми следуют дела: дети и внуки, университеты и мастерские.

Слово недолговечно — оно вовсе не для того, чтобы быть памятником, оно — для начала всех наших дел.

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Александр Левинтов: Январь 19-го

  1. Замечательно написано — как, впрочем, и всегда. Но все же добавлю — не в качестве комментария, а по ассоциации:
    «… историк Иосиф Флавий считал …», и т.д.

    Иосиф Флавий. Стихи Ю. Михайлика

    * * *
    В Гамале все погибли, кроме двух сестёр Филиппа.
    Во время тройной зачистки их не смогли найти.
    Гамала относилась к городам крепостного типа,
    куда очень трудно ворваться и откуда нельзя уйти.

    С трёх сторон высокие стены, а с четвёртой — гребень обрыва,
    висящий над чёрной прорвой, куда страшно даже смотреть.
    Около пяти тысяч жителей, когда ещё были живы,
    бросились в эту пропасть, предпочитая лёгкую смерть.

    С ними были деньги и вещи — довольно странный обычай!
    Спуститься туда сложно, подниматься ещё трудней.
    Но кое-кто из солдатиков всё же вернулся с добычей.
    (И некоторые предметы сохранились до наших дней.)

    Хронист, описавший все это, был горек, сух и спокоен.
    Он пришёл туда с победителями, в одних цепях, налегке.
    До того, как попасть в плен, он был храбрый и стойкий воин,
    и командовал обороной в небольшом городке.

    Потом их загнали в пещеры и обложили туго,
    и когда между смертью и рабством им пришлось выбирать,
    они после долгих споров поклялись, что убьют друг друга.
    Он остался последним. И он не стал умирать.

    Он писал прекрасные книги. Он улыбался славе.
    Его любили красавицы. У него удалась судьба.
    Он и сегодня известен нам как Иосиф Флавий.
    Флавий — это имя хозяина. А Иосиф — имя раба.

    Мы обязаны памятью предателям и мародёрам.
    Мы обязаны сладостью горьким всходам земли.
    Мы обязаны жизнью двум девочкам, тем, которым
    удалось спрятаться так, что их не нашли.

    * * *

    1. Иосиф бен Маттафий, попав в плен к командиру римского легиона Веспасиана Флавия, будущего императора, поступил так, как велят поступать во всех цивилизованных армиях тех и нынешних времен (советская и российская армии к цивилизованным не относятся): спасал свою жизнь. И никто не вправе считать его предателем. Он ни разу не поднял оружия против Иудеи, но именно благодаря его рассказам мы знаем о подвиге Массады (включая двух чудом уцелевших старушек) и о ессееях Кумранских пещер. В эти рассказы никто не верил до середины 20 в., когда были обнаружены свитки Мёртвого моря и артефакты, подтвердившие рассказ о Массаде. Он — единственный, кто был свидетелем захвата Храма Титом Флавием, сыном Веспасиана. И он — единственный нехристианский историк, упомянувший в своей «Иудейской войне» Иисуса Христа. Спасибо Б. Тенненбауму: впредь буду избегать чтения Ю. Михайлика как чересчур легковесного.

      1. https://www.novayagazeta.ru/articles/2008/12/26/35283-yuriy-mihaylik
        93-й год
        Перспективы русского верлибра,
        видимо, зависят от калибра
        пушек на московских мостовых.
        Батареи на прямой наводке,
        в сущности, работают на водке,
        что само собой рифмует стих.
        Артналет — дискуссия по-русски.
        Требованье также и закуски
        губит государственный бюджет.
        Любопытствуя, глазеет масса.
        Путь фугаса, как полет Пегаса,
        короток. Разрыв — и ваших нет…
        Танки бьют. И снайперы стреляют.
        Чуть в сторонке граждане гуляют.
        Чья берет — никто не разберет.
        Но процесс, как сказано когда-то,
        много интересней результата,
        результат известен наперед.
        Как обычно в сложные моменты,
        гаубица в виде аргумента
        предпочтительней, чем автомат.
        И еще докажут эрудиты
        то, что победившие бандиты
        лучше побежденных во сто крат…

  2. “Правы оба, но чьему мнению ты больше доверяешь? ..”
    ::::::::::::::: АБ::::::::::::
    Я — Иосифу Флавию.
    :::::::::::::::::::::::::::::::::
    А.Л. — ..одни люди видят только материальный мир, и таких людей — безусловное большинство, другие люди видят только духовный мир, их мало, обычно их называют мечтателями, блаженными, а чаще просто дурачками…
    ::::::::::::: АБ::::::::::
    … Познавать — непознаваемое?…поздно, останусь тем, кем стал.
    Автору — поклон и — до 120!
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    А.Л. -А это не только оборвано, но и переврано: “arts longa, vita brevis”. Фраза Гиппократа в полном своём виде звучит так: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно»…
    ::::::::::::::::::::::::::::::
    Как и популярное: “Убей неверного..” В оригинале: “ Убей неверного в себе..”
    :::::::::: А.Л. :::::::::
    “С надеждой на прошлое
    а может, а может?
    — мы встретимся снова,
    и Бог нам поможет,
    мановением слова…”

Добавить комментарий для Б.Тененбаум Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.