Элла Грайфер: Нужна ли нам правда?

 593 total views (from 2022/01/01),  3 views today

И вот, взглянув, в зеркало Холокоста, не искривленное легендами и оправданиями, Ванагайте увидела там народ свой таким, что… ну, в общем, можно понять, почему он — народ — такой образ себя принять никак не желает. Потому что хочет жить, а не умереть.

Нужна ли нам правда?

Элла Грайфер

Элла Грайфер«Плохой конец заранее отброшен!
Он должен, должен, должен быть хорошим!»
Б. Брехт

История Руты Ванагайте — героическая, трагическая, безысходная — заставила меня задуматься. Ну хорошо, реакция официальной Литвы на ее выступления и книгу мне не нравится, это ясно, но… а какой бы я хотела реакции? Такой как в Германии?

Я имею в виду не возмещения пострадавшим — против подобных компромиссов, хотя, конечно, в меньшем масштабе, похоже не возражала бы и Литва — но ведь Ванагайте-то не об этом. Ванагайте — об «образе себя», какой есть у каждого человека и каждого народа, о самооценке, которая в конечном итоге должна, обязана быть положительной (то, что Мелихов называет «Грёзой», Виктор Франкл предпочитает в этой связи говорить о «смысле жизни», а Рахель Торпусман уточняет: «Смысл жизни в том, чтобы наполнять жизнь смыслом»). И вот, взглянув, в зеркало Холокоста, не искривленное легендами и оправданиями, Ванагайте увидела там народ свой таким, что… ну, в общем, можно понять, почему он — народ — такой образ себя принять никак не желает. Потому что хочет жить, а не умереть.

…Слышу, уже слышу ваши возражения: А как же Германия? Это ли не идеальный пример для подражания? Не в смысле возмещений (хотя они, конечно, не лишние), а вот именно в смысле «покаяния», согласия принять «образ себя», соответствующий правде о Холокосте…

Понимаю, что очень многим евреям хотелось бы верить, что это в самом деле так. Также как во время самого Холокоста хотелось верить, что гуманная европейская цивилизация не допустит массового уничтожения невинных законопослушных граждан, а сразу после него в Израиле — что были возможности сопротивления, просто их плохо искали…

Многолетнее общение с немцами открыло мне простую истину: все они, за редким исключением, к нацизму (и Холокосту) относятся отрицательно, но еще более редким исключением является попытка понять, как же могло на самом деле произойти то, что произошло. Инстинктивно нащупали они способ, попросту не включать эти события в «образ себя», отделить, отгородить, представить чем-то вроде несчастного случая, за который, конечно, приходится нести ответственность, но это еще не причина для самоубийства.

Единственным, что дозволялось осознавать про нацизм, оказался вот именно Холокост, причины коего, ввиду строгого табуирования всех прочих обстоятельств, оказались сведены к немецко-еврейским отношениям. Так возникла прекрасно описанная Тувией Тененбомом немецкая одержимость евреями — от преклонения до ненависти и обратно. (Не простят немцы евреям Освенцима!) Ожидание от нас кролика из шляпы, нездоровый интерес к синагоге и даже клейзмерам, эпидемия обгиюриваний — реальных или вымышленных — на моей памяти было уже два громких разоблачения самозванцев, что и гиюра-то не прошли, но клялись и божились, что «чувствуют себя евреями», аналогичный случай описан в романе Гюнтера Грасса «Траектория краба». Вы как хотите, но у меня лично такое покаяние восторга не вызывает.

Нет, есть, конечно, отдельные нетипичные, не делающие погоды… Тот же Брехт, что все понял и описал еще ДО ТОГО. Все, что произошло потом, легко вычитать в «Добром человеке из Сезуана», в «Что тот солдат — что этот», в «Легенде о Хорсте Весселе». Но Брехт — сторонний наблюдатель, он все видел, но видел не изнутри, сам он не пережил ни очарования, ни разочарования нацизма. Куда интереснее свидетельство Генриха Бёлля, предъявляющего нацизму свой личный счет: он верил, и он был обманут.

Нет, это не привычные отговорки «наивных» граждан, что обманули-де их ловкие пропагандисты. Бёлль делает шаг, на какой в немецкой культуре решаются немногие и по сей день: Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми. Хотели верить в возможность выиграть войну «на энтузиазме», в свое «правильное» происхождение, в «народное единство» на фоне всеобщего стукачества… Это было причиной, остальное — следствия, которые Бёлль не рассматривает, разве что упоминает вкратце. В частности, лично я очень ему благодарна за то, что ничуть не одержим он евреями…

Трагедия произошла в тот момент, когда человек во имя Грёзы сознательно предпочел правде ложь… Грёза оказалась соблазном, и потому Бёлль к ней безжалостен. В романе «Биллиард в половине десятого» она прямо противопоставляется ценности человеческой жизни: из идейных соображений предает Отто Фёммель родного брата, мать Марианны накидывает ей, малышке, на шею петлю; американский офицер из уважения к культурному наследию извиняется перед старым немецким архитектором за уничтоженную бомбами церковь 12-го века, не подозревая, что в той бомбежке погибла невестка старика, которую он любил как родную дочь, оставив ему двух сироток-внучат.

Положительные герои романа либо сознательно отвергают Грёзу, взрывая (или отказываясь восстанавливать) аббатство, воплощающее продолжение культурной традиции народа (три поколения Фёммелей), либо изначально непричастны к ней (семейство Шрелла, мальчик Гуго).

Позицию Бёлля я понимаю и даже эмоционально очень ему сочувствую, сознавая, с какой болью и кровью отрывал он от себя Грёзу, с которой родился и вырос, но… результаты одобрить все-таки не могу.

Целые поколения немцев с подачи (невольной!) Бёлля и его единомышленников демонстративно выражают презрение к собственной культуре, конвертируя это презрение в… новую Грёзу, как минимум, не менее иллюзорную. Теперь они себя уважают за… образцово-показательное покаяние.

Их уже снова обманывают, потому что они хотят быть обманутыми. Хотят верить в возможность мира без войн, в «вину белого человека», в светлое будущее мультикультурализма. Причем, новая эрзац-Грёза не только не лучше, а как бы еще не хуже прежней. Хуже для самих немцев, ибо обесценивает и отвергает великий труд самосовершенствования, равнения на лучших, на порядочных и умелых, чем издавна славилась Германия.

Хуже и для нас, евреев, ибо традиционная юдофобия оказывается той самой соломкой, которую подстилают в месте (в) падения в зависимость от уверенно самоутверждающейся культуры пришельцев-мусульман. Если вчера они обвиняли евреев в «расовой чуждости», то сегодня — в «чуждом расизме» — тех же щей да пожиже влей…

Итак, немецкий опыт, по-моему, трудно считать удачным, что далеко не всегда заметно тем, кто «не в теме». Тем, кто либо вполне удовлетворяется красивыми словами и увлечением клейзмерами, либо, как Тувия Тененбом, ищет признаки «покаяния» там, где их быть не может, да и не должно, например, упрекает немцев, поселившихся после войны в Дахау ради дешевизны жилья. Как, в самом деле, можно жить рядом с таким местом?..

О Господи! Мне бы ваши заботы, господин учитель… Вы же на посттоталитарной территории не жили никогда. Вы двадцать лет не ждали квартиру в Бутове, не заливало ваш квартал пульпой из размытого Бабьего Яра, не сплавлялись на байдарках по северным рекам, по которым каждую весну кости плывут, и даже на круизном лайнере не катались по каналу «Москва-Волга».

По точному определению Ю. Кима:

В любом из здешних мест,
Куда ни обернешься —
Ставь свечу и крест,
И ты не ошибешься.

Генрих Бёлль это про Германию понимал, понимали (без всякого удовольствия) его читатели в Германии. Зато читателям в России как-то даже в голову не приходило, что это и про них. Что каждый из нас вполне мог бы, подобно герою «Глазами клоуна», припомнить прошлое своих заботливых родственников и милых соседей — примерно с теми же результатами. Величайшая заслуга Солженицына (вот ведь — в нужное время в нужном месте!), что в этот факт, как кутенка в лужу, носом ткнул нас «Архипелаг».

Солженицын, кстати, не сразу понял, что натворил, а поняв, кинулся, совершенно по немецкому сценарию, оправдываться и переводить стрелки: Да, конечно, мы это сделали, но… ведь по сути-то, на глубине нашей широкой души, нам это чуждо. Не от нас это происходит, нам навязали, нас соблазнили…

Подозреваю (хотя проверить, конечно, не могу), что не в последнюю очередь именно этот перепуг вдохновил его на «200 лет вместе». Страх не перед репрессиями, которых вне России ожидать, вроде, неоткуда, но перед травмой, нанесенной подрывом Грёзы собственной психике и психике потенциальных читателей. …Впрочем, оправдания, судя по реакции патриотических личностей, не помогли.

Призыв ко «всенародному покаянию», ни в одном народе отклика пока что не встречал, если, конечно, не принимать за исторический факт сюжет библейской Книги пророка Ионы. Не соглашаются на него и литовцы, воспринимающие поступок Ванагайте как покушение на их «образ себя», да еще, по крестьянской привычке (а народ они по психологии своей именно крестьянский), не одобряют вынесение сора из избы…

Так, может, вообще не стоит подставлять людям «прямое зеркало»? Ничего кроме вреда не приносят попытки, навязать им правду, которую они воспринимают как опасность для своей Грёзы?

…Вот тут-то, сдается мне, и зарыто то самое четвероногое…

Немного есть на свете народов, расправляющихся с собственной историей так круто как еврейский ТАНАХ, регистрируя не только моменты, которые авторы считали нормой, а люди современной западной культуры — патологией (типа жертвоприношения Исаака), но и множество явлений, что и тогда считались отрицательными: продажа Иосифа в Египет, пляски вокруг золотого тельца, трусость Барака перед войной с Сисарой, историю Давида и Бат-Шевы (Вирсавии), социальную несправедливость и т.д., и т.п. Причиной потери Страны и Храма мудрецы Талмуда единодушно сочли «напрасную ненависть» в народе.

Национальную Грёзу это не задевает, поскольку она вкратце формулируется: «Мы — избранные», что в переводе означает вовсе не «Мы — хорошие» или «Требуем привилегий», но: «Наше существование как народа имеет смысл».

Есть у нас в истории, чем гордиться, есть — чего стыдиться… ну, в общем, как у всех. Но ни то, ни другое не является основанием для оправдания или осуждения нашего существования как такового, ибо в первом оно не нуждается, а второго не объясняет.

Мы принимаем себя такими как есть, т.е. грешными. И как данность принимаем тот факт, что за грехи и ошибки надо платить катастрофами и невзгодами. В каждом несчастье приучены мы искать прежде всего свою вину и только потом уже чужую. Не потому, что мы всех виноватее, а потому что за чужие грехи чужим и расплачиваться, нам до них дела нет.

Современные ассимилированные евреи от этой традиции в значительной мере отошли, не случайно их так возмущает призыв религиозных собратьев, разобраться со своей долей ответственности за Холокост. Нет, не в смысле согласия с лживыми наветами юдофобов, но в смысле обнаружения наших ошибок и иллюзий, извлечения опыта на будущее.

Их Грёза, любимый «образ себя» есть очень модный в наше время статус «жертвы», дающий право на моральное превосходство. То, что за последние два тысячелетия мы действительно чаще других оказывались в этом статусе, есть факт, но можно ли считать его ОПРАВДАНИЕМ нашего существования? Да и нуждается ли оно в оправдании? С какого перепугу должны мы свои права доказывать авторством Библии или открытием теории относительности, если не сомневается никто в правах племени Мумбо-юмбо, что и читать-то не умеет?

Увы, прогрессивные «мудрецы» по умолчанию переняли мнение юдофобов, будто существование наше не разумеется само собой, но нуждается в обоснованиях, оправданиях, особых предназначениях и общечеловеческих миссиях. Какой же я еврей, если нет у меня как профессиональной жертвы морального права, открывать заблудшему человечеству путь к всеобщему братству? В чем тогда смысл еврейского моего бытия?

…А ведь моральное превосходство «жертвы» есть точно такая же иллюзия как «невинность» литовцев. Пускай за ней в данном случае скрывается не массовое убийство чужих, но чем дальше — тем явственнее проступает предательство своих: Израиль не вписывается в образ «жертвы» — Израиль должен быть разрушен. Нас обманывают, потому что мы хотим быть обманутыми.

И тем не менее, история еврейского народа подтверждает: сохранение Грёзы возможно и без отторжения правды. Если только… не собственным совершенством гордиться, а просто без комплексов учиться на собственном опыте. Только так можно избежать опасности, о которой предупреждал Генрих Бёлль: в погоне за иллюзорной Грёзой проглядеть реальную пропасть. И, может быть, первым шагом на этом пути станет (не только для литовцев) отчаянное прозрение Руты Ванагайте.

Print Friendly, PDF & Email

50 комментариев к «Элла Грайфер: Нужна ли нам правда?»

  1. Маркс Тартаковский:
    Почему хотели быть?.. Успехи гитлеровской Германии на протяжении всех тридцатых вполне очевидны. …
    1. Полагаю. что честное признание Г. Белля состоит в том, что он позволил себе, в свое время, осознанно закрыть глаза на преступный злодейский план Гитлера по ОРЕВ. Он оказался одним из немногих своих соотечественников, решивших признаться в свершенном Грехе. проявив искреннее намерение в раскаянии и покаянии.
    2.Для вовлеченных, по призыву фюрера в погромную антисемитскую вакханалию нацистов, при молчаливом и громогласном согласии значительной части населения, не требовалось отыскивать повода ( с убийством немца доведенным до отчаяния еврейским юношей.) Это слишком очевидно.Но для дополнительного разжигания антисемитских страстей подобные измышления часто использовались в лживом пропагандистском арсенале Гебелльса.

  2. «Куда интереснее свидетельство Генриха Бёлля, предъявляющего нацизму свой личный счет: он верил, и он был обманут… Бёлль делает шаг, на какой в немецкой культуре решаются немногие и по сей день: Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми».

    Почему хотели быть?.. Успехи гитлеровской Германии на протяжении всех тридцатых вполне очевидны. Рейнская зона, Австрия, Судеты, Богемия, Моравия, Польша, даже Франция, могущественейшая доселе страна, приникшая к сапогам фюрера едва ли не от единого щелчка (тогда как в Первую мировую сопротивлялась и победила)…
    И в самом Рейхе дела шли лучше, чем до победы национал-социализма. Безработица исчезла. Был усмирён хаос в экономике, инспирированный во многом социалистическими экспериментами, к которому приложили руку вдруг нивесть откуда взявшиеся еврейские лидеры («Мюнхенская коммуна», Баварская республика, венские и будапештские социалисты…).
    Социальная опека заводских рабочих, как и свободный труд бауэров, были на высоте. Гитлер угодил патриотическому тщеславию, покорил желудки, а вслед за этим — души.
    Евреям отводилось как бы место на задворках. Поощрялась их эмиграция — куда угодно, хотя бы и в Палестину. У нацистов были любезные контакты с сионистами. Советский Союз принимал евреев, но многие эмигрировавшие рвались обратно — «в цивилизованную Германию». Обратно нацисты не пускали. Эксцессы на границе были причиной убийства еврейским юношей немецкого дипломата и поводом «Хрустальной ночи» — поводом, который УЖЕ многие благонравные немцы сочли существенным для последующих утеснений (далеко не убийств).
    Замечу, что подлинные злодеяния совершались в основном на территории Польши, западных и прибалтийских республик Союза руками обычно тамошних мерзавцев.

  3. Л. Беренсон:
    Тема народного признания своей вины и покаяния мне знакома. Мне не нужно их самоедство за содеянное, не нужна их унаследованная поколениями ответственность за грехи предков.

    Разделяю ваше восприятие, т.н.всеобщего всенародного покаяния немцев, притом еще не ограниченного во-времени. Нет сомнений, что для большинства из них, вскоре после краха нацистского режима, это была нежеланная, вынужденная мера. Схожее .видимо. ощущение испытывают и многие немцы последующих поколений. Сомнительно, что и правители пост-нацистской Германии, инициировавшие этот процесс, испытывали внутреннею потребность к покаянию.Их принудили к этому Победители.
    Но и среди победителей морда в пуху. Особенно близкими к нацистским за совершенные военные и преступления перед человечеством могут быть отмечены руководители советской России. Но, победителей не судят.Оснований там для всенародного покаяния более. чем достаточно.
    Юдофобская идея Гитлера пришлась по нраву также многим до поры затаившимся в своей злобе к евреям антисемитам прочих народов Европы, попавших под оккупацию нацистов. Особо широким размахом отличился на уровне Холокоста геноцид евреев , учиненный многими представителями местного населения в оккупированных зонах советской России. (см. Хона Лейбовичюс. Холокост, Россия, предыстория )
    https://ru.delfi.lt/opinions/comments/hona-lejbovichyus-holokost-rossiya-predystoriya.d?id=80211563

  4. «Нет, спор начался с Ахад ha-Ама, Бубера и Магнеса…»
    … И продолжается в Канаде, в Торонто, на Хоккайдо и в сети,
    Пикейными, жолтыми и в крапинку, жилетами и др. владельцами умов

  5. Ontario14
    — 2019-01-31 20:42
    Принцип, доведенный до абсурда — «Не выносить сор из избы» свойственен не только литовским крестьянам. Вот, уже прямо здесь, под статьей, автора уже обвинили в осквернении святынь («презрении к тем евреям, которые погибли … из-за якобы желания быть обманутыми»)
    ============.
    Уважаемый Ontario14,
    Только сейчас в поисках совсем иного, заметил это Ваше замечание без упоминания имени того, кто позволил себе такое, то есть меня! Тема больная, и, возможно, не стоит мне останавливаться на ней еще раз. Но хор согласия коллег с сентенцией: «Их обманули, потому что они хотели быть обманутыми», побуждает меня еще раз произнести «диссидентское» слово.

    Во-первых, выставлять как следствие призыва: «Не выносить сор из избы» сказанное мною – бессмыслица.

    Во-вторых, я достаточно хорошо понимаю позицию автора (Эллы) , чтобы не обвинять ее в презрении к евреям, которые погибли. Было сказано: «мне видится в словах Эллы, извиняюсь за резкость, презрение к тем евреям, которые погибли в реальности Холокоста, из-за якобы желания «быть обманутыми». Слова, опубликованные, уже живут отдельно от их автора, и как они отзываются не тождественно со звуками в душе автора. Надеюсь, автор не присоединилась к Вам и не думает «меня обвинили», но проблема все-таки остается.

    Элла правильно и многократно подчеркивала: «История не знает сослагательного наклонения!» Но также верно: «История не знает повелительного наклонения». Нет предначертанной единой линии ее развития, чью Правду можно зафиксировать, открытая неким «провидцам» (известным нам задним числом!) как непреложная и доказанная истина, и если люди не принимают ее, то потому, что хотят быть обманутыми. Для меня фраза: «Они (да ведь и мы неизбежно) были обмануты, потому, что хотели быть обманутыми» не имеет смысла (сколь бы психологически она не пришлось по душе большинству читателей) и является только красивой фразой.

    P.S. Поскольку нам известно, что случилось в итоге с Германий, можно сказать, что немцы были обмануты Гитлером, потому что хотели быть обманутыми, но поскольку тогда оказывается, что все со всех сторон хотели быть обманутыми, то объяснение истории этим «хотением» оказывается беспочвенным, кроме, повторю, психологического эффекта псевдо-объяснения. При этом я должен поблагодарить Эллу за остроту постановки вопроса, побуждающей думать. История вообще, Холокоста в частности, того заслуживает

    1. Борис Дынин

      3 февраля 2019 at 6:49 |
      Борис Дынин
      3 февраля 2019 at 6:49 
      **********

      Можно было просто написать, что вас неправильно поняли, без навешивания хлетких ярлыков «бессмыслица» и т.д.

      1. Ontario14
        — 2019-02-04 19:12

        Можно было просто написать, что вас неправильно поняли, без навешивания хлетких ярлыков «бессмыслица» и т.д.
        =================
        Верно! Буду внимательнее.

  6. Уважаемая Элла, позвольте выразить Вам свою благодарность. Я редко соглашаюсь с Вашими текстами, но под этим мог бы подписаться. Спасибо.

  7. Майя — 2019-02-01 (682)
    ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ.
    ВЫ ПОЙМЁТЕ НЕМЕЦКИЙ ХАРАКТЕР…
    ЧТО КАСАЕТСЯ ПОКАЯНИЯ НЕМЦЕВ И ДРУГИХ НАРОДОВ ПЕРЕД ЕВРЕЯМИ — ПУСТЭ ХАЛОЙМЕС
    :::::::::::::::::::::::::::::::
    Что тут скажешь, — мнение М., как и Л.Б-сона, имеет право на
    существование. Подправил бы ПУСТЭ (по-украински) на ПИСТЭ ХАЛОЙМЕС, — для гармонии.

  8. Benny
    — 2019-02-01 22:03:09(704)
    Ontario14: …. Если считать, что спор их был о том, станет ли Израиль государством-вечной-жертвой, таким коллективным галутным (в плохом смысле этого слова) евреем ….
    ===========
    По-моему, этот спор начался в «израильских элитах» только в конце 1970-ых, не раньше.

    ************
    Нет, спор начался с Ахад ha-Ама, Бубера и Магнеса.

    Benny
    — 2019-02-01 20:45:18(685)
    Ontario14: … «haДар» Жаботинского таких «репараций», в таком виде, как в 1950гг, не терпит. …
    —————
    В 1956-ом и 1967-ом были войны, в которых Израиль не имел права проиграть — а войны не терпят нищету в минобороне и безнадёгу в обществе.

    *************
    Соотношение сил в 1947-48 гг было куда хуже для нас, чем в 1956-ом и 1967-ом. Если деньги лечат «безнадегу» в обществе, то недалеко и до «территории в обмен на американские гарантии по займам». О чем я и пытаюсь вам втолковать.:-(

    А «haДар» Жаботинского ещё будет, дай Бог.
    ***********
    Хороша ложка к обеду.

    1. Ontario14

      Benny: А «haДар» Жаботинского ещё будет, дай Бог.
      ***********
      Хороша ложка к обеду.
      :::::::::::::::::::::::::::::
      А это смотря кто где и что обедает и по каким часам. Алимы по-алимьему, ватики из Италии по ватикански, кошерные по-кошерному, субботники
      по-воронежски, а в Аляске совсем по-эскимосски и т.д.

    2. Онтарио14: …. Соотношение сил в 1947-48 гг было куда хуже для нас, чем в 1956-ом и 1967-ом. Если деньги лечат «безнадегу» в обществе, то недалеко и до «территории в обмен на американские гарантии по займам». ….
      ============
      Может быть это и верно, но может быть и нет. Это важный, но слишком сложный для меня вопрос и у меня сейчас нет достаточно знаний чтобы в нём разобраться.

  9. Не впервой обсуждается вопрос о покаянии народов, в первую очередь – немецкого, страны, в которой были совершены чудовищные преступления против своих сограждан – евреев. Выражается удивление, сколь быстро немецкий народ, по меньшей мере, заметная часть его, поразительно быстро потерял весь культурный лоск, стала доносить на соседей, издеваться над ними, захватывать их имущество. Сейчас объектом внимания, под влиянием не в последнюю очередь книги писательницы Р. Ванагайте «Наши» о добровольном участии литовцев массовых убийствах и грабежах евреев, осуществляемых как в обстановке оккупации Литвы нацистской армией, так и непосредственно перед вступлением этих войск, попала Литва. Вопрос поднят почти на философскую высоту, начиная с заголовка статьи «Нужна ли нам правда?», который, глядишь, и дополнится знаменитым «Что есть истина?». Тема живо и по делу комментируется.
    Обсуждаются сравнительно далёкие страны, но как-то забывается, что примерно в это же время, в огромной стране, в которой множество лет жили автор и диспутанты, их родители и родные процесс уничтожения людей шёл с весьма широким размахом, хотя и, к счастью для меня и их, по иному принципу отбора жертв. Легко найти куда лучше знакомые примеры потери культурного лоска, доносительства, наживы от захвата имущества жертв, массового подчинения пропаганде и полного неучастия соседей, подчас даже родных и близких в какой-то осязаемой помощи жертвам. Какие там «Праведники Мира»? Семьи жертв, если их в тех или иных случаях формально и не преследовали, как правило, были окружены стеной отчуждения. Вот в применение к чему стоило бы поприводить конкретные хорошо знакомы примеры, пообсуждать на философские темы «Нужна ли нам правда?», «Что есть правда?» и т.п. Но об этом как-то почему-то не принято…

    1. М. Амусье
      Обсуждаются сравнительно далёкие страны, но как-то забывается, что примерно в это же время, в огромной стране, в которой множество лет жили автор и диспутанты, их родители и родные процесс уничтожения людей шёл с весьма широким размахом,

      Как такое «забывается»? В тексте про это открытым текстом

  10. Benny

    31 января 2019 at 21:59

    От Европы и очень-очень многих либеральных евреев всего мира: вы враг всего прогрессивного человечества, надо применить к вам «протокол Кавано».

    *************

    Да, я не люблю пролетар«прогрессивное человечество» и ко мне надо применить высшую меру.

     

    Сэм

    31 января 2019 at 23:33

    будь Вы лет на сколько то помоложе и живя в 1952 году в Израиле, Вы бы били среди тех, кто штурмовал Кнессет, протестуя против договора с ФРГ о репарациях.

    Но всё последующее показало, что правы были не они во главе с Бегиным, а прав был Бен Гурион, договорившийся о…

    **********

    Если считать, что спор их был о том, возможно ли срубить бабки с немцев, то БГ был прав.

    Если считать, что спор их был о том, станет ли Израиль государством-вечной-жертвой, таким коллективным галутным (в плохом смысле этого слова) евреем (да, с танками, подлодками и F-35, но страстно желающего быть обманутым, как в Осло), каким его привыкли видеть в Европе и каким его очень не хотели видеть отцы-основатели сионизма, левые и правые, то прав был Бегин. Хотя, конечно, бывает так: что правому смерть, то левому хорошо.

    1. Ontario14: …. Если считать, что спор их был о том, станет ли Израиль государством-вечной-жертвой, таким коллективным галутным (в плохом смысле этого слова) евреем ….
      ===========
      По-моему, этот спор начался в «израильских элитах» только в конце 1970-ых, не раньше.

  11. Интересная работа! Обычная для этого автора убедительная логичность и доказательная аргументация. -Привычная агрессивна стилистика уступила уместной страстности. По прочтении текста я ещё раз просмотрел недавние публикации Е. Берковича «Граница понимания и безграничность непонимания» и «Пять фараонов» И. Ефимова. В сопоставлении этих трёх текстов открываются новые (для моего понимания) глубинные причинно-следственные связи той трагической реальности.
    Тема народного признания своей вины и покаяния мне знакома. Мне не нужно их самоедство за содеянное, не нужна их унаследованная поколениями ответственность за грехи предков. Меня устраивает «КОНСТРУКТИВНОЕ ВОЗМЕЗДИЕ», предложенное Бен-Гурионом, принятое Аденауэром, продолженное его последователями вплоть до Меркель. Из своей статьи на эту тему («Никогда не говори «никогда») напомню следующее:
    В конце сентября 1951 года на заседании бундестага Аденауэр сделал следующее историческое заявление-признание:
    «Федеральное правительство, а вместе с ним значительное большинство немецкого народа сознают, сколь безмерным было страдание, причинённое евреям в Германии и оккупированных странах в период господства национал-социализма… Именем немецкого народа были совершены неописуемые преступления, требующие морального и материального возмещения как в отношении индивидуального ущерба, нанесённого евреям, так и в отношении имущества евреев, у которого в настоящее время не осталось владельцев или наследников».
    Он говорит «ИМЕНЕМ НЕМЕЦКОГО НАРОДА», а то, что он называет «возмещением ущерба» по сути — бессрочная КОНТРИБУЦИЯ низвергнутого побеждённого победителю, восставшему из пепла. Мне не важны чувства Ганса и Гретхен по этому поводу, мне важны их голоса поддержки на политических форумах и наши подлодки с их стапелей.
    «Даже в спорных вопросах мы на стороне Израиля…. гарантировать право Израиля на существование — является частью наших государственных интересов» (канцлер ФРГ Меркель.) Это тот компромисс, на котором потомки жертв Холокоста сходятся с потомками палачей. Без объятий, без прощения. Конструктивное возмездие. Долгосрочное. Эта правда нам нужна.
    Автор права, рассматривая в одной связке низкое поведение и ответственность масс в подчинении Гитлера и Сталина, она права оценивая вклад Солженицына, но, мне кажется, она ошибается в его «реабилитационных» написания «200 лет…». Антисемитские настроения автора чувствовались уже в «Архипелаге «, а «Красное колесо» ими перенасыщено.
    Ещё одно спасибо автору за ссылки на «Бильярд в половине десятого». Разместив сотни три привезенных книг по разным библиотекам хостелей для репатриантов, большую часть из них подарив Российскому культурному центру в Т-А, эту любимейшую книгу я никому не отдал. Издания иностранной литературы 1961 г. в переводе Людмилы Чёрной иногда просматриваю с тем же чувством восторга перед мастерством Бёлля.

  12. Элла:
    Ничего он не придумал, он просто умело подслушал, чего хотел народ. А эрзац-греза далеко не так безобидна, как вы думаете. Она — гибель Европы.

    1.Он придумал Майн Камф, с программой ОРЕВ и построения нац. социализма только для немцев. Его слова не расходились с обещаниями и призывами. Немцы получили свой социализм в полном объеме. Фюрер достиг абсолютного доверия среди народа (до 95% , по данным Гетца Али)., в том числе и в одобрении его плана по уничтожению евреев.
    Конечно, он ожидал такой поддержки, но не только потому.что знал антисемитский его настрой ( он -не более острый,чем у прочих европейцев), а потому . что ловко увязал его с реальным достижением благ для страны и народа.
    2. У Меркель с ее абсурдной мигрантской идеей такое не случится. Проблемы есть и будут, но Европа не рухнет. Не тот случай.

  13. “.. всё последующее показало, что правы были не они во главе с Бегиным, а прав был Бен Гурион, договорившийся о репарациях с Аденауэром. Которому этот договор был нужен для того, чтобы быть признанным этим «антисмитским миром»
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Да будь я хоть п-цом преклонных годов, не стал бы заботиться, чтобы Аденауэр был “признан антисмитским миром»? В гробу у белых тапках видел ваши репарации -:) А моя израильская мишпоха в Стране разделилась: 1/4 пошли за Бегиным — примерно, как в США, ¾ мишпохи пошли за репарациями. Евреи часто ходят, куда не надо. Пока петух жареный в ж..у не клюнет, как в Осло и в Германии, в Кёльне. Бегин был прав, а кто не видит, то это – до первых петухов.

    1. Прошу автора, Э.Г. , извинить, что увлёкся переключился С темы- Нужна ли правда, на тему — Нужны ли репарации. Прошу также убрать ? — после: “антисмитским миром»

  14. В политике часто со сцены вещают на весь мир одно, а за кулисами делают совсем ДРУГОЕ !!!!!

    1. Мужик!
      Даже в закулисных компаниях мужики дадут по морде тому, кто специально выльет водку на пол.
      Ибо у настоящих мужиков всегда и везде есть Грёза «чтоб у нас хватило водки».
      Так вот: в закулисах политики это тоже так.

  15. https://www.novayagazeta.ru/articles/2008/12/26/35283-yuriy-mihaylik
    ***
    Нам досталась такая страна,
    Что она и беда, и вина —
    Лет по триста любым разговорам.
    Да и птице, видать, не впервой
    Убеждать вологодский конвой —
    Я не мельник, я ворон…
    Эту землю, как Книгу из книг,
    Сочинял не монах, но ледник,
    Русла завтрашних рек нацарапав,
    Валунами утыкав гряду
    Вдоль пути в Золотую Орду
    От Хвалынска и вниз, на Саратов.
    На широтах сумы и тюрьмы
    Государство страшнее зимы,
    Все декабрьские бунты — гусарство….

  16. Слышу, уже слышу ваши возражения: А как же Германия? Это ли не идеальный пример для подражания? Не в смысле возмещений (хотя они, конечно, не лишние), а…

    **************

    Возмещения возмещениям рознь. Они, конечно, не только лишние, но и вредные, если выглядят как подачка в ответ на занудное клянчанье. «haДар» Жаботинского таких «репараций», в таком виде, как в 1950гг, не терпит.

    Это именно то, что Европе, судя по всему, и надо: Израиль, коллективная жертва, просит компенсаций за ущерб и унижение.

    Европа, если хочет покаяться, должна поддерживать Израиль не как государство-жертву (Холокоста, арабского террора и иранских замыслов), которую удобно жалеть, платить «вомещения» в том или ином виде и всегда хранить такой ее статус, а как государство, не желающее быть жертвой. Теперь вопрос — есть ли в Израиле статус-кво по вопросу «не быть жертвой»,  как принятие репараций во все это вписывается и какой ущерб это нанесло

     и продолжает наносить?    

     

    история еврейского народа подтверждает: сохранение Грёзы возможно и без отторжения правды. Если только… не собственным совершенством гордиться, а просто без комплексов учиться на собственном опыте

    ***********

    Тех, призывает «не собственным совершенством гордиться, а просто без комплексов учиться на собственном опыте», били, бьют и будут бить, возможно — ногами. Принцип, доведенный до абсурда — «Не выносить сор из избы» свойственен не только литовским крестьянам. Вот, уже прямо здесь, под статьей, автора уже обвинили в осквернении святынь («презрении к тем евреям, которые погибли … из-за якобы желания быть обманутыми») и  опровергли — «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей» («техника с эмблемой ЦАХАЛа»).

    Элле — спасибо за текст.

    1. Ontario14: … Европа, если хочет покаяться, должна поддерживать Израиль не как государство-жертву (Холокоста, арабского террора и иранских замыслов), которую удобно жалеть, платить «возмещения» в том или ином виде и всегда хранить такой ее статус, а как государство, не желающее быть жертвой. …
      ========
      От меня: браво !!!
      От Европы и очень-очень многих либеральных евреев всего мира: вы враг всего прогрессивного человечества, надо применить к вам «протокол Кавано».

    2. Я понимаю, Онтарио, что будь Вы лет на сколько то помоложе и живя в 1952 году в Израиле, Вы бы били среди тех, кто штурмовал Кнессет, протестуя против договора с ФРГ о репарациях.
      Но всё последующее показало, что правы были не они во главе с Бегиным, а прав был Бен Гурион, договорившийся о репарациях с Аденауэром. Которому этот договор был нужен для того, чтобы быть признанным этим «антисмитским миром».

    3. Ontario14: … «haДар» Жаботинского таких «репараций», в таком виде, как в 1950гг, не терпит. …
      —————
      В 1956-ом и 1967-ом были войны, в которых Израиль не имел права проиграть — а войны не терпят нищету в минобороне и безнадёгу в обществе.
      А «haДар» Жаботинского ещё будет, дай Бог.
      Бела Моше: Мир Жаботинского, «Хадар»: https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bela-moshe/mir-zhabotinskogo/32

      Сэм : … всё последующее показало …. прав был Бен Гурион, договорившийся о репарациях с Аденауэром. …
      —————
      Согласен.

  17. Игорь Ю.
    Ох, Элла, умеете же вы устроить читателям бессонную ночь. …вот сейчас лежи, смотри в потолок и думай: а не о нас ли речь? В данном узком смысле: не обо всем еврейском народе, а о его маленькой почти уже ассимилированной, почти уже и не заметной американской части.
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Дорогой И.Ю., а почему – не обо всём большом еврейском народе, включающем и маленькую часть ассимилянтов американских, и много других ассимилянтов, да и , сорри, — симулянтов. Извините, повторюсь: тончайшая, невидимая плёнка, отделяющая ИДЕАЛЬНЫЙ еврейский Мир – Мир Торы, Маккавеев, Трумпельдора и Жаботинского, Шолом Алейхема, Фейхтвангера, …. Павла Когана, И. Бабеля, Башевича-Зингера, … А. Оза и т.д…, который, мы не застали (да и был ли он – идеальным ?) , — от нашего Мира Выживания и Компромиссов ( МВК -:)) — отодвигается всё дальше. И, увы, этой плёнки практически НЕ ОСТАЛОСЬ. IMHO.
    Mне — сегодня, — необходима именно такая правда. А завтра – будет день, будет новая ПИЩА, Будет и новый трезвон. На всех языках, на всех каналах. Или — ?
    Элле Грайфер и Смотрящим в потолок – поклон. Всемхорошего мирного дня.

  18. Мысль Г. Белля : » Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми».
    отражает реальность, не не объясняет, как такое случилось.Уместно было бы упомянуть. что такое стало возможным благодаря тому, что Фюрер, с дьявольской изощренной гениальностью придумал и воплотил в жизнь иезуитский способ принятия подданными идеи обретения социальных благ, посредством осознанного причинения Зла другому народу. О том, как это произошло изложено в исследовании историка Гетца Али: НАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО ГИТЛЕРА.
    Новая, абсурдная по замыслу эрзац-Греза, упомянутая Э.Г., по уровню причиняемого зла народам, не может сравниваться с той. о которой тоскует Белль.Это примерно также не сопоставимо, как сравнивать последствия укуса кровожадного комара с буйством взбесившегося слона.

    1. Саве
      Фюрер, с дьявольской изощренной гениальностью придумал и воплотил в жизнь иезуитский способ принятия подданными идеи обретения социальных благ, посредством осознанного причинения Зла другому народу.

      Ничего он не придумал, он просто умело подслушал, чего хотел народ. А эрзац-греза далеко не так безобидна, как вы думаете. Она — гибель Европы.

  19. В сознании и подсознании практически каждого человека есть ВСЕ: и альтруизм, и эгоизм, и агрессия, и садо-мазохизм, и грёза (идеология) и еще много чего. Как все это проявится в его поведении на индивидуальном уровне зависит от генетики, воспитания, условий среды и т.д. Но это есть и у животных. Кардинальное отличие поведения человека от животных в том, что он способен посмотреть на себя со стороны, дать моральную оценку своим поступкам. Если индивидуальном уровне моральные запреты в большинстве случаев срабатывает (патологические преступники сравнительно редки), то снятие таких запретов на общественном уровне ведет к катастрофам. При рассмотрении практики нацистов, коммунистов (классовая борьба), исламистов (уничтожение неверных) это очевидно. Такие практики распространяются, когда утопическая идеология овладевает массами. Ключевое слово — утопия/грёза. Самое опасное из них — это представление о том, что можно изменить психологию человека, т. е. создать новое/другое поколение людей. Нынешняя утопия конструирования ультралиберального человека так же опасна, как и все предыдущие. Но грёза не распространяется сама, ее насаждают либо государство (нацизм, коммунизм), либо религия (ислам), либо «общественное мнение», сейчас — через СМИ. Однако противодействовать этим тенденциям можно только через те же механизмы. Главное, чтобы они не переходили грань — святость человеческой жизни.

    1. Михаилу:
      Но грёза не распространяется сама, ее насаждают либо государство (нацизм, коммунизм), либо религия (ислам), либо «общественное мнение», сейчас — через СМИ. Однако противодействовать этим тенденциям можно только через те же механизмы.
      Греза не поддается конструированию. Чтобы иметь успех, пропаганда должна обещать людям то, чего они на самом деле хотят. Иначе получается как у нас — доверие к СМИ ниже плинтуса.

      1. Элла: Греза не поддается конструированию. Чтобы иметь успех, пропаганда должна обещать людям то, чего они на самом деле хотят. ….
        ===========
        Люди ИНОГДА одновременно очень сильно хотят взаимоисключающие вещи, одна из которых это «гарантия деградации в утопию» а другая — «некий шанс на нормальное развитие».
        В таких ситуациях очень трудно, но всё же возможно ЗАРАНЕЕ попытаться конструировать эту самую «грёзу» косвенными методами.

        Конкретный пример: говоря с JStreet и с их израильскими единомышленниками с их ультимативным требованием «двух государств для двух народов» надо много-много раз повторять что-то вроде:
        Это для нас второстепенно. Главное то, что еврейский Израиль категорически не желает быть государством-жертвой «прав пелестинцев» как белые в ЮАР стали жертвой «прав негров». И в Израиле нет никакого апартеида, речь идёт о «праве палестинцев» продолжать убивать евреев и одновременно жаловаться на оккупацию, даже оккупацию Сектора Газы.

        1. Бене
          надо много-много раз повторять что-то вроде:
          Это для нас второстепенно. Главное то, что еврейский Израиль категорически не желает быть государством-жертвой «прав пелестинцев» как белые в ЮАР стали жертвой «прав негров».

          Конечно, надо, но это не конструирование греёзы, а всего лишь разоблачение ее лживости.

      2. Элла: … Греза не поддается конструированию. Чтобы иметь успех, пропаганда должна обещать людям то, чего они на самом деле хотят.
        ========
        Греза ДА поддается конструированию, но мой прошлый пример был неудачный.
        Фундамент теории этого «конструирования» основан на «Rules for Radicals: A Pragmatic Primer for Realistic Radicals» Сауля Алински.
        Конкретный пример, один из примерно десятка мне известных: недавно была очень эмоциональная ситуация «500 ракет из Газы, но Израиль был вынужден молчать потому, что ре-оккупации Газы бессмысленна без создания там еврейских поселения».
        Этот случай вполне может быть использован для буквально УНИЧТОЖЕНИЯ идеи «Палестинское Государство в Иудее и Самарии» среди умеренно правых, которые НЕ хотят создавать там новые еврейские поселения. Эта идея напрямую связанна с утопической Грёзой «Европа признает нас своими» и для её уничтожения надо только при любой возможности высмеивать это «Палестинское Государство с правом ракетного обстрела Израиля и бессмысленностью израильского ответа» 🙂 Надо также предложить альтернативу, например «палестинские эмираты» Мордехая Кейдара, которые после неизбежной и скорой кончины Махмуда Аббаса могут де-факто образоваться «сами по себе». Вроде-бы вполне возможно и даже не очень трудно — но израильские идеологически-правые явно ждут «сделку века» Трампа чтобы сказать ей «нет» и позволить высмеивать себя. Кстати, это тоже немного сдвинет Грезу, но только влево и очень плохим методом «выученной беспомощности» для правых.

        1. Бене
          Нет, конструированию грёза НЕ поддается. Школа Алинского — методы выявления и эксплуатации этой грёзы. Грёза израильской левой — вот именно завоевание расположения ну очень цивилизованной Европы. Это — реальная опасность, но не искусственная конструкция.

          1. Уважаемая Элла:
            Вы называете «грёзами» тот феномен, который групповая психология описывает примерно так: «общепринятые в социальной группе убеждения, часто явно НЕ осознанные — но создающие очень сильные желания, общие для всех членов соц. группы и этим разделяющие Своих от Чужих».
            Эти «грёзы» действительно нельзя создать из ничего, но можно косвенно влиять на эволюционное развитие уже существующих «грёз». Но есть два Смертельных Греха, которые деградируют это «развитие»:
            1) люди очень НЕ хотят ИЗВЛЕКАТЬ УРОКИ из противоречия своих грёз реальности.
            2) люди очень НЕ хотят ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШАНС переманить в свою соц. группу членов конкурирующих соц. групп своего народа или государства.

            Так вот: современные израильские и западные «левые» довольно плохи с ИЗВЛЕЧЕНИЕМ УРОКОВ и очень хороши с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАНСОВ. А современные израильские и западные «правые» полностью наоборот: уроки они извлекают относительно хорошо, но до Трампа они практически никогда НЕ упускали шанс упустить шанс 🙁

            Например, «бессмысленность для Израиля наказать Газу за унижение от обстрела 500+ ракетами» это уникальный шанс повлиять на центристов и вынудить их изменить своё «мягкое отрицание» Палестинского Государства в Иудее и Самарии на «глубокое осознание ужасных последствий» его создания — и у этого НЕИЗБЕЖНО будут далеко идущие последствия.
            Это валяющийся на дороге алмаз, который надо поднять, отмыть, продать и получить на свой банковский счёт эквивалент нескольких годовых зарплат. В последние несколько лет я знаю около десятка таких «алмазных шансов» — но правые никогда НЕ упускают шанс упустить шанс 🙁
            Значит, для правых время ещё не пришло.

  20. Элла: И тем не менее, история еврейского народа подтверждает: сохранение Грёзы возможно и без отторжения правды. Если только… не собственным совершенством гордиться, а просто без комплексов учиться на собственном опыте. Только так можно избежать опасности, о которой предупреждал Генрих Бёлль: в погоне за иллюзорной Грёзой проглядеть реальную пропасть
    ==============/
    Мне кажется, сентенции типа: «Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми», есть выражение грезы что можно предвидеть будущее и гарантировать себе не быть обманутым в своих ожиданиях как разрешатся проблемы сегодняшнего дня. В погоне, за какой иллюзорной Грезой евреи проглядели реальную пропасть? Германия 20-30-40-х годов и почти вся западная Европа (Англия – особая статья) погрузились в убийственный антисемитизм. Но до последствий Первой мировой войны, да еще и до середины 30-х, был ли Холокост реальной пропастью? Был ли он той правдой, которой определялась Европа в эти годы и которую евреи отторгали, хотя и видели ее? Эх, наш реализм задним числом! А существование Израиля тогда было уже Правдой, которой евреи пренебрегли? Да и Германия Гете, Гейне, Бетховена, правовое государство, вхождение евреев во все сферы культурной жизни страны, не было ли реальностью, или только грезой будущего рая в Германии? Да, уже были в ее истории пожары и сейсмические толчки. Нам говорят: Cохранение Грёзы возможно и без отторжения правды Как измерить соотношение Грезы и реальности? Противопоставлять реальность грезе, особенно в истории евреев, полагать, что знаешь правду, которая освободит тебя от чрезмерного влияния грезы, есть греза, не менее иллюзорная, чем та, о которой говорит Элла. И более того, мне видится в словах Эллы, извиняюсь за резкость, презрение к тем евреям, которые погибли в реальности Холокоста, из-за якобы желания «быть обманутыми». Хотеть жить и работать с грезой достойной и совместной жизни, не значит быть хотеть обманутыми, даже если и обманулся. История и жизнь была и есть многогранна, настоящее беременно будущим, но каким будет ребенок не известно (достаточно часто не тем, каким грезился родителям и всякая мать имеет грезу, потому многие и решаются забеременеть). Сводить трагедию к самообману есть оправдание преступников, кто якобы знали реальность и были господами истории. А не было ли у них грезы, из-за которой они проигнорировали реальность. Через трагедию, евреи победили! (См. вопли Гитлера об этом в конце его завещания). А если нет, то разговор о самообмане оборачивается презрением к жертвам, пожертвовавшим не только своей жизнью, но и жизнью детей, ради Грезы, игнорируя правду, которая якобы была им открыта при их жизни. Игорь Ю. откликнулся: «Вот сейчас лежи, смотри в потолок и думай: а не о нас ли речь?», скорее надо было бы сделать вывод: «Вот сейчас лежи и принимай цикуту или прими правду антисемитов». Что с ней делать еврею? Противопоставлять себя миру, вооружившись так, чтобы мир узнал «правду евреев», отказавшихся от Грезы, чтобы евреи жили бесконечной реальностью войны. И это будет правдой истории? Будущего? Дана ли «правда» как глыба гранита среди песка грез? Но такое представление о ней, есть иллюзия. И потому фраза: «Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми», есть только красивая фраза.

  21. Подавляющее большинство современных американских евреев-либералов и современных литовцев-националистов хотят поменьше личной ответственности (=»НЕ хотят взрослеть») и поэтому они ХОТЯТ БЫТЬ ОБМАНУТЫМИ.

    Евреи-либералы очень хотят именно «французскую модель демократии» (источник Прав Человека, мед. страховки и прочей соц. защиты это Гуманное Правительство а не Гуманное Общество) и они упорно игнорируют, что слишком часто — в самые тяжёлые периоды истории такого правительства или просто нет рядом или его приоритеты очень далеки от гуманизма к евреям.
    А литовцы-националисты игнорируют то, что войну против коммунистов нужно было стремиться вести как финны: СОЗДАВАЯ единство своего народа уничтожением коммунистов в Финляндии и защитой тех евреев и прочих меньшинств, которые были лояльны к национальному капиталистическому государству финского народа.

    P.S.: зато я белый и ооооочень пушистый: я верю в себя, в свой еврейский народ, в Бога и в Его Тору — письменную и общую с Ним устную.
    Мне очень кажется, что я НЕ обманываю себя, воспринимая случайности как «гашгаха пратит ве-клалит» (Божественное Провидение, индивидуальное и общее). Но даже если я и ошибаюсь, то всё равно это очень помогает мне СТРЕМИТЬСЯ взять на себя личную ответственность по максимуму своих сил и этим создать более лучшую жизнь для себя и своих близких.

  22. Сильная логика. Ведь так и есть. «Нас обманывают, потому что мы хотим быть обманутыми.» И в России такое есть.
    Хотя это же так легко ощутить, вспоминая, Пушкина «ах обмануть меня не трудно…», Беранже «честь безумцу. который навеет…». Этой пуповиной мы связаны с историей Родины, а как порвешь? Подобное ощущение привито в значительной степени литераторами.
    PS Я многое узнаю об истории еврейского народа, слушая лекции Леонида Мациха. Все письменное наследие (Тора. мидраши, беседы и толкования мудрецов…) и традиции — пока еще не вполне оценимый вклад в мироощущение различных народов.

  23. «Увы, прогрессивные «мудрецы» по умолчанию переняли мнение юдофобов, будто существование наше не разумеется само собой, но нуждается в обоснованиях, оправданиях, особых предназначениях и общечеловеческих миссиях. Какой же я еврей, если нет у меня как профессиональной жертвы морального права, открывать заблудшему человечеству путь к всеобщему братству? В чем тогда смысл еврейского моего бытия?
    …А ведь моральное превосходство «жертвы» есть точно такая же иллюзия как «невинность» литовцев. Пускай за ней в данном случае скрывается не массовое убийство чужих, но чем дальше — тем явственнее проступает предательство своих: Израиль не вписывается в образ «жертвы» — Израиль должен быть разрушен.
    Если только… не собственным совершенством гордиться, а просто без комплексов учиться на собственном опыте»
    ======================
    Я наверное должен устыдиться за свою примитивность, но я, «простой израильский инженер» не понял:
    «А кто хочет разрушить Израиль»?
    Имела Элла ввиду иранских аятолл?
    Почему то кажется, что не их.
    А кого имела ввиду уважаемая Элла под «своими», стремящимися разрушить Израиль?
    Всё намного проще, прозаичнее и… и замечательней.
    Израиль – это немного запоздалое дитя европейского национально-освободительного движения, которое получило сильнейшее распространение в конце позапрошлого-начале прошлого веков в той, такой нелюбимой уважаемой Эллой Европе.
    И не зародись в конце позапрошлого века ПОЛИТИЧЕСКИЙ сионизм, не будь в начале прошлого века молодых евреев, решивших построить СОВРЕМЕННОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО, вот тогда существование нашего народа, потерявшего в своей численности из-за ассимиляции больше, чем из-за всех погромов и даже Шоа, действительно стало бы под вопросом.
    И уважаемый Игорь, Вы можете ночью спать спокойно. А днём требуйте от ваших власть предержащих поставлять нам оружие и накладывать вето в Совбезе. Что они прекрасно и делают.
    И сегодняшний Израиль – это нормальная страна Западного мира, но находящаяся в ненормальных условиях – «Вилла в джунглях», как точно определил Эхуд Барак.
    И волнует израильтян самые обычные вещи – цены в магазинах, ближайшие выборы, конкурс Евровидения, очередной проигрыш футболистов…
    И не надо, Элла, стучаться в открытые двери — давно уже научился Израиль на собственном – в смысле на еврейском опыте. И поэтому отмечают в Израиле День памяти катастрофы и ГЕРОИЗМА, поэтому пролетели самолёты наших ВВС на Овенцимом.
    А что касается «ор легоим», то по замечательному совпадению именно сегодня в Мастерской опубликована статья Михаила Ривкина: Недельный раздел Мишпатим. Правда пока её прочитало в два раза меньше, чем эту статью.

    1. Дорогой Сэм! Как «простой инженер» (по первому образованию) «простому инженеру» скажу, что не докажете Вы никому и ничего, тем более, уважаемой Элле. Не увидят они ни самолетов с эмблемой израильских ВВС, ни другой техники с эмблемой ЦАХАЛ, потому что «самый слепой тот, кто не желает видеть», как говорят англичане. Про «обманутых» могу только сказать, что, если тебе тысячу раз расскажут, что Обама не родился в США, что израильский генералитет сплошь состоит из предателей, то воленс-ноленс начнешь в это верить. И те же немцы тому пример. В 1932 году евреи в Германии составляли меньше 1% населения, половина их жила в Берлине, остальные в нескольких крупных городах, так что чисто статистически подавляющее большинство немцев еврвеев в глаза не видело, не говоря уже о каких-то социальных или, тем более, сексуальных контактах. Поэтому в 1932 антисемитские лозунги Гитлера немцев интересовали, как прошлогодний снег. Он их и снял, сконцентрировавшись на вопросах экономики и благосостояния. Но за шесть лет нацистского режима благодаря пропаганде, прежде всего, «Дер Штюрмеру», все немцы, особенно молодые, евреев «узнали», да так, что во время польской кампании издевались над ними и убивали их. Касательно же литовцев, поляков и прочих. В Польше и на оккупированных территориях за ЛЮБУЮ помощь евреям полагалась смертная казнь как помогавшим, так и ВСЕМ членам их семей. Вот поставим себя на их место, упаси Господи, и решим, что легче в контексте разговоров о нынешних мусульманских иммигрантах: участвовать в «окончательном решении мусульманского вопроса» или пойти на эшафот вместе со всей семьей за то, что разрешил мусульманке перепеленать своего ребенка на твоем крыльце

      1. Илье Г.
        участвовать в «окончательном решении мусульманского вопроса» или пойти на эшафот вместе со всей семьей за то, что разрешил мусульманке перепеленать своего ребенка на твоем крыльце

        Действительно, ужасно было бы… если бы это было так. Но беда-то вся в том, что сравнивается то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО происходило с евреями, с тем, что с мусульманами никто и не пытается делать. Самые решительные предлагают им придать начальное ускорение коленом под зад, но большинство с этим не согласно… Не важно, ведь уничтожение начинается с отрицательного отношения, так кто же нам запретит любое отрицательное отношение уже сразу к уничтожению приравнять? Учитесь, студенты!

        1. Элла Грайфер: … Не важно, ведь уничтожение начинается с отрицательного отношения, так кто же нам запретит любое отрицательное отношение уже сразу к уничтожению приравнять? Учитесь, студенты!
          ========
          Совсем НЕ любое: сейчас в американских и канадских университетах продвигают Теорию Интерсекциональности и прочие «научные» идеологии. У евреев там есть «двойная белая привилегия», то есть именно у евреев там есть самая большая ГЕНЕТИЧЕСКАЯ вина перед «прогрессивным человечеством» и «мирным палестинским народом».
          И это только теория «необходимости отрицательного отношения», практика гораздо интересней.

          1. Бене:
            Ваша правда. По-ихнему отрицательное отношение к арабам куда хуже уничтожения евреев.

  24. Многолетнее общение с немцами открыло мне простую истину: все они, за редким исключением, к нацизму (и Холокосту) относятся отрицательно, но еще более редким исключением является попытка понять, как же могло на самом деле произойти то, что произошло
    ————
    Думаю, что Элле удалось нащупать нерв, суть, квитэссенцию этого сложнейшего, почти сакрального вопроса как мог цивилизованный народ в течении короткого времени опуститься до звероподобного варварства.

  25. Ох, Элла, умеете же вы устроить читателям бессонную ночь.
    «Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми». «Нас обманывают, потому что мы хотим быть обманутыми». — вот сейчас лежи, смотри в потолок и думай: а не о нас ли речь? В данном узком смысле: не обо всем еврейском народе, а о его маленькой почти уже ассимилированной, почти уже и не заметной американской части.

    1. вот сейчас лежи, смотри в потолок и думай: а не о нас ли речь?

      Да, а что?

    2. Игорю Ю.
      вот сейчас лежи, смотри в потолок и думай: а не о нас ли речь?
      Да… а что?

  26. Э.Г.: “И вот, взглянув, в зеркало Холокоста, не искривленное легендами и оправданиями, Ванагайте увидела там народ свой таким, что… ну, в общем, можно понять, почему он — народ — такой образ (себя) принять никак не желает. Потому что хочет жить, а не умереть.
    …Инстинктивно нащупали они (немцы) способ, попросту не включать эти события в «образ себя», отделить, отгородить, представить чем-то вроде несчастного случая, за который, конечно, приходится нести ответственность, но это еще не причина для самоубийства…”
    Всё это точно и, наверное, — справедливо. Но ЧТО же так неприемлемо , какие СЛОВА не может принять – ни литовский, ни немецкий, ни, полагаю, другие народы – итальянский, румынский, болгарский…- о чём рассказывает нам Р. Ванагайте?
    Мы, дорогая Эллa, евреи, пытаемся НАЙТИ такой народ. Недавно я нашёл (для себя) целый греческий остров, на котором во время войны не был уничтожен ни один еврей. Греческий остров. Если, однако, не торопясь, отдавая долг уважения и благодарности мужеству людей на острове, которые сумели сохранить всех островитян-евреев, то мы поймём, что это – везенье. Совпали несколько факторов – порядочность священника, его личное знакомство с Гитлером, — совпадение и, разумеется – ЖЕЛАНИЕ спасти.
    Слова же, тексты, книги Р. Ванагайте объясняют , что никакой народ (весь народ) не может спасти другой народ. Нет такого народа-спасителя. Нам необходимы сказка, мифы о том, что это – с л у ч а е т с я. Разумеется, случается, но так редко.
    А мы-тo сами, если нам дать не роль ЖЕРТВЫ, не судьбу гонимых и нуждающихся в милосердии, сможем ли мы (за исключением одного “острова”) справиться с той достойной ролью, с которой не справился ни один народ?
    Однако, это – не причина для самоубийства – ни для них, ни для нас. Но, — причина задуматься – как эта литовская женщина, Р. Ванагайте, сумела придти к своим выводам, хватит ли у неё мужества не изменить им, несмотря на, практически, всеобщие непонимание и осуждение.
    P.S. “Нас обманули, потому что мы хотели быть обманутыми. Хотели верить в возможность выиграть войну «на энтузиазме», в свое «правильное» происхождение, в «народное единство» на фоне всеобщего стукачества… Это было причиной, остальное — следствия, которые Бёлль не рассматривает, разве что упоминает вкратце. В частности, лично я очень ему благодарна за то, что ничуть не одержим он евреями…”
    Присоединюсь и я к Вам, уважаемая Элла. Тончайшая, невидимая плёнка, отделяющая мир, который, мы не застали (да и был ли он ?) , — от нашего мира выживания и компромиссов, увы, останется для меня невидимой. Т.е., как бы, — несуществующей. Нам, виноват, — мне, сегодня, необходима именно такая правда. А завтра – кто знает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *