[Дебют] Хелена Томассон: Музей Аристида Майоля в Париже

 382 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Ню в музее очень много, доминанта впечатляющая. Если кому интересно про лямур тужур, то у Майоля была жена, к тому же ревнивая, такая, что могла разнести гипсовые слепки вдребезги в припадках ревности, а Дина в 1938 вышла замуж за кинооператора Сашу Верни.

Музей Аристида Майоля в Париже

Хелена Томассон

Томассон
Хелена Томассон. Фото: Константин Сова

Аристид Майоль — один из выдающихся скульпторов двадцатого века. Его называют французским скульптором номер два после Родена. С этим можно поспорить. Но то, что он был продолжателем традиций Огюста Родена творить на стыке реализма, символизма, романтизма и импрессионизма, модернизма в противовес академизму, сомнений не вызывает.

Дина Верни́ (девичья фамилия — Айбиндер) — основательница музея Майоля, муза и модель скульптора, связанная корнями с Одессой, родилась 25 января 1919 года в Бессарабии. 100 лет со дня ее рождения как раз исполняется в этом году. Точное место ее рождения не так хорошо известно. О себе она говорила, что «Одесса — мой город, где я родилась». Семья ее отца — пианиста Якова Айбиндера эмигрировала в Париж из Одессы в 1926 году. Дине тогда было всего 7 лет. Ее имя звучит в полном названии музея: Музей Майоля. Фундация Дины Верни / MUSÉE MAILLOL FONDATION DINA VIERNY.

История создания музея была долгой. В 1955 году Дина Верни купила квартиру в большом особняке для себя и своей семьи. Постепенно, в течение следующих 30 лет, ей удалось купить все квартиры и выкупить весь особняк. В 1995 году Дина Верни основала фонд и в том же году был открыт музей Майоля в Париже.

Здание Fontaine des Quatre-Saisons, где музей расположен, имеет интересную историю. В 1739 году монахини монастыря Реколлет получили от властей Парижа землю для строительства монументального фонтана в центре этого района. Эдм Бушардон, королевский скульптор, создал величественный Фонтан-де-Кватр-Сезон, построенный между 1739 и 1745 годами во славу города Парижа. Теперь он формирует великолепный передний план напротив фасада музея. В течение первых десятилетий после постройки фонтана монастырь начал возводить основные сооружения, которые сейчас и являются музейными зданиями.

Фонтан возле Музея Майоля. Фото Вера Фредериксен-Жоткевич

Во время революции монастырь был закрыт, а дома проданы с аукциона. Различные части были куплены частными лицами, а затем претерпели значительные преобразования и реконструкции в первые годы 19-го века, в ходе которых особняк и двор получили нынешний облик. В 19 веке в зданиях нынешнего музея жили некоторые известные личности, такие как поэт Альфред де Муссет, художник Поль Жак Эме Бодри — представитель академического направления в искусстве, автор фресок здания Кассационного суда в Париже и оперы Гарнье. У Бодри была обширная мастерская, так как он работал с монументальной живописью. Мастерскую сохранили в период реконструкции музея и теперь в ней размещаются бронзовые скульптуры Майоля в натуральную величину.

Ателье

В 1964 первая скульптура Майоля появилась напротив Лувра. Дина Верни и Люсьен Майоль, его сын, пожертвовали и другие скульптуры Майоля стране и городу. Андре Мальро, министр по делам культуры, решил поместить 18 из них в Jardin du Carrousel, напротив Лувра. Это стало популярным городским парком скультур, его посещают теперь многочисленные гости Парижа.

После 15 лет ремонтных работ, музей, посвященный Майолю, распахнул свои двери публике 20 января 1995 года. Открытый президентом Республики Франсуа Миттераном, он теперь представляет собой самую большую коллекцию работ художника, экспонируя полную картину его творчества. Здесь можно увидеть скульптуры, живопись, графику, терракоты и гобелены Аристида Майоля.

Дина Верни умерла в 2009 году немного не дожив до своего 90-летия и завещала руководство музеем и управление временными выставками своим сыновьям Оливье и Бертрану Лоркен. Однако, после смерти Дины, музей передали управляющей компании Tecniarte.

С 1995 по 2015 годы в музее было проведено множество временных выставок великих художников: Диего Риверы и Фриды Кало, Моранди, Баскии, Бэкона, Кита Харинга, Полякова, Раушенберга, Боннара, Бена Вотье. В 2015 году музей закрылся, — частично из-за финансовых проблем, в том числе из-за падения посещаемости после террористических актов в январе того же года, частично из-за необходимости реконструкции. В сентябре 2016 года музей снова открылся для публики и, по моему мнению, набирает популярности.

До 3 февраля 2019 года в музее проходила выставка швейцарского скульптора Альберто Джакометти. Она интересна тем, что кураторы выбрали работы, которые перекликаются со скульптурами упомянутого уже Родена, Бранкузи́ и, конечно, самого Майоля.

Зал Музея Майоля, Париж

После выставки, посвященной творчеству Джакометти, покажут работы из частной коллекции Эмиля Георга Бюрле/ Emil Georg Bührle (1890— 1956). В музее Майоля можно будет увидеть около пятидесяти произведений: работы импрессионистов (Мане, Моне, Писсарро, Дега, Ренуара и Сислея) и постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог, и Тулуз-Лотрек); работы начала двадцатого столетия набидов[1] (Боннар и Вюйар), фовистов (Брак, Дерен и Вламинк), и парижской школы École de Paris (Модильяни), и, наконец, искусство Пикассо. Как правило временные выставки продолжаются около 4-х месяцев. Упомянутая выше будет открыта с 20 марта по 21 июля 2019.

Вернемся к основной коллекции музея, самому Майолю и его музе — Дине Верни. Аристид Майоль занялся скульптурой поздно, в 40 лет. Он встретил Дину, когда ему было 73, а ей 15 лет. Его работы получили широкое признание во Франции, в Париже их много, некоторые имеют емкие названия — Река, Воздух, Флора. Есть скульптуры в других городах Франции и во всех главных музеях Европы и Америки, наверняка благодаря ей, Дине, — ее настойчивости, таланту организатора и страсти коллекционера.

Майоль работает над скульптурой «Гармония», 1943

Скульптура — моя, автора статьи, любовь, приведшая когда-то к увлеченному, хотя и несистемному коллекционированию мелкой пластики — фарфоровых статуэток. Кстати, первая была куплена в антикварном магазине в 1999, в Одессе. Где когда-то жила Дина Верни.

До посещения музея я знала, что Дина Верни стала наследницей состояния, коллекций и работ Майоля. Ей было всего 25, когда он погиб в автокатастрофе незадолго до окончания войны, в 1944. Она занималась продвижением творчества Майоля всю жизнь, основала еще в 1947-м свою галерею, которая с огромным успехом открывала художников, в том числе и авторов из СССР западному миру. Галерея до сих пор существует в Париже, это отдельная институция и другая история. Про то, что Дина была исполнительницей блатных матерных песен на русском языке, участвовала в антифашистском движении, сидела в тюрьме, отец ее погиб в Освенциме, об этом много писали в журналах в 1990-е и еще больше в 2000-е годы.

О самом музее, вернее его посещении стоит рассказать больше. Расположен он в домах 59-61 по улице Гренель в 7-м округе Парижа. Посетителей много, как и везде, все-таки Париж — один из самых посещаемых городов мира. Однако, по сравнению с очередями на улицах, огромным количеством туристов, да что там, -толпами в больших музеях, — Лувре, Центре Помпиду или музее д’Орсе, что скорее мешает любителю искусства, здесь спокойнее. На первом этаже, кроме залов временной выставки, о которых уже писалось выше, можно увидеть сохраненный или реконструированный вид мастерской Майоля.

Кроме этого, на первом этаже находится выразительная скульптура Майоля Три Грации. Наконец, на втором этаже можно увидеть основную коллекцию музея, поднявшись по лестнице, над которой красуется огромный — во всю стену фотопортрет художника и его молодой музы. Сложно сказать, постоянная это, или временная часть экспозиции. Музей — живой, динамичный, с интересными сменяющимися программами выставок.

«Три Грации», Аристид Майоль, 1930-1938

Кроме скульптур, которые ожидалось увидеть, в экспозиции музея оказалось много рисунков и что особенно удивительно, — живописных работ. У Майоля были проблемы со зрением. Так же как и Дега, он не от хорошей жизни занялся скульптурой. Живописи не создавал много лет, пока не встретил Дину Верни. У них было всего ничего, около 10 лет. А какие роскошные живописные работы были написаны за это время, сколько в них любви и восторга художника, воспевшего красоту и молодость. Представить себе только, глядя на даты написания — война идет, а на полотнах — тело модели в виде тюльпана, парные или тройные портреты телесных моделей на фоне спокойных и умиротворяющих пейзажей.

«Две Дины или Две молодые девушки на берегу реки» / Les Deux Jeunes Filles au bord de la rivière, 1939

Ню в музее очень много, доминанта впечатляющая. Если кому интересно про лямур тужур, то у Майоля была жена, к тому же ревнивая, такая, что могла разнести гипсовые слепки вдребезги в припадках ревности, а Дина в 1938 вышла замуж за кинооператора Сашу Верни. Этот союз во время войны распался, от него осталось имя, точнее — фамилия. Дети, два сына у Дины родились в браке со скульптором Жаном Сержем Лоркеном (Jean Lorquin). Они живы и занимаются фондом Верни — музеем, выставками и изданием книг.

«Две купальщицы у потока или Две сестры в купальне» / Deux baigneuses au torrent ou Les Deux Sœurs au bain, версия 1940

В завершении статьи — совет. Ecли вы летите в Париж или из Парижа через аэропорт Шарля де Голля в период до 8 марта 2019, то загляните на выставку про Дину Верни из Одессы. Называется она — «Дина Верни́ — электрическая эклектика от Майоля до Марселя Дюшана». Terminal 2E Hall M.

Если бы я была работником Одесского Художественного Музея, где директором теперь Александр Ройтбурд, то обязательно инициировала бы организацию выставки Майоля-Верни в Одессе. Если у музея и государства Украины на это денег не хватает, то возможно в других фондах есть, может у фонда Дины Верни или государства Франции найдутся. Страна переживает, правда, не самые лучшие времена сейчас. Однако, революции, войны, демонстрации — дело временное, а искусство — вечно.

Я читала где-то, что страна, которая больше всего тратит денег на культуру в Европе или даже в мире — Франция!

___
[1] bigenc.ru/fine_art/text/2242960

От редакции: все фотографии, кроме первой и архивного фото 1943 года сделаны автором Хеленой Томассон.

Читайте также по теме: «Илья Куксин: Дина Верни»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *