[Дебют] Семён Грудский: Исаак Кремье — правозащитник, адвокат, политик, министр, сионист

 296 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Кремье приобрёл славу серьёзного, принципиального адвоката и был приглашён в Париж к Одильону Барро, крупному адвокату и лидеру либеральной оппозиции, в качестве сотрудника по политическим и юридическим вопросам.

Исаак Кремье — правозащитник, адвокат, политик, министр, сионист

Семён Грудский

Из цикла очерков «Нам есть кем гордиться!»

Слева: портрет Исаака-Адольфа Кремьё (30/04-1796, Ним—10/02-1880, Париж); франко-еврейский государственный деятель, защитник прав евреев Франции и Мира, видный деятель масонства. В центре: Эмблема «Всемирного еврейского Союза» —«Скрижали Завета»— две каменные плиты, на которых с обеих сторон были начертаны «Десять заповедей, данных, Согласно Пятикнижию, Моисею Богом на горе Синай». Изображение Скрижалей Завета— излюбленный еврейский символ; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей. Две руки, объемлющие Земной шар, символизируют желание народа, рассеянного на планете Земля, к объединению. Девиз союза взят из Талмуда:

«Все евреи ответственны друг за друга».

Справа: «Альянс израэлит юниверсель» («Всемирный еврейский союз») XIX век — эпоха грандиозных событий во всех сферах жизнедеятельности стран и континентов планеты земля: в политике, в искусстве, в науке, в литературе.

В политике появились выдающиеся деятели: Франция дала Наполеона; Великобритания-королеву Викторию, находившуюся на престоле 64 года (сейчас этот рекорд побит нашей современницей-Елизаветой II), Пальмерстона, Дизраэли; Россия— императора-освободителя Александра II, Канцлера А. М. Горчакова, С. Ю. Витте, М. М. Сперанского; США-президента Авраама Линкольна, давшего свободу рабам из Африки; Германия— политика и дипломата Отто Бисмарка.

Наука, искусство, литература переживают второй Ренессанс. В науке Англия дала: У. Гершеля, Т. Юнга, М. Фарадея! Д. Джоуля, Д. Максвелла! Франция: П. Лапласа! Ж. Фурье, С. Беккереля, Л. Пастера! П. и М. Кюри! Германия: К. Гаусса! В. Рентгена! Россия — Э. Ленца, Д. Менделеева! И. Сикорского, Н. Пирогова, С. Боткина.

В литературе и искусстве Европы россыпь гениев: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, В. Гюго, Ж. Верн, Э. Золя, О. Бальзак, Д. Байрон, Ч. Диккенс, Н. Гоголь, О. Кипренский, К. и А. Брюлловы, французские импрессионисты, И. Айвазовский, Д. Верди, Д. Россини, Бизе, П. Чайковский, М. Глинка, М. Мусоргский.

И всё это на фоне непрекращающихся войн и революций, коих было в 19 веке около 200! Практически был завершён международный территориальный передел планеты Земля; были созданы огромные Империи: Французская (при Наполеоне), Великобритания, Российская, Австро-Венгерская, Оттоманская. Одновременно с их расцветом, в результате революций и национально-освободительных движений, начался их распад. Ренессанс ренессансом, а кровь лилась рекой; к примеру, только Крымская война 1853—1856 годов, между, Россией, с одной стороны и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой, унесла жизни более полумиллиона человек. Немногие знают, что театр военных действий развернулся на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, на Камчатке и Курилах. Французский десант высаживался на Камчатке! Наибольшего напряжения военные действия достигли в Крыму, поэтому в России война получила название «Крымской», а у союзников — «Восточной». Россия потерпела сокрушительное поражение, несмотря на героизм сухопутных сил и военно-морского (парусного флота).

Одним из условий унизительного договора был запрет России иметь морской флот в акватории Чёрного моря. Войну проиграл Император Николай I, которого все убеждали переводить флот на паровую тягу, а он убеждал своё окружение в преимуществах русского матроса в управлении парусами; после поражения и осознания своей вины, Император впал в депрессию, перестал нормально принимать пищу, лекарства, простыл и быстро угас. Однако эта война дала большой импульс в развитии науки, медицины, военной техники и в России, и в мире. Все морские державы стали активно переходить от парусного деревянного флота к паровому, броненосному. В сухопутных войсках повысилась роль стрелкового оружия; начался переход от гладкоствольного оружия к нарезному; появился новый боевой порядок — стрелковая цепь. Было положено начало использованию телеграфa в военных целях.

В медицине: Флоренс Найтингейл, сестра милосердия и общественная деятельница Великобритании, заложила основы современной санитарии и ухода за ранеными в госпиталях — менее чем за шесть месяцев после её прибытия в Турцию смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %. Впервые в истории войн к уходу за ранеными были привлечены сёстры милосердия; в российских госпиталях трудились около 300 сестёр. Великий российский хирург Николай Пирогов, впервые в русской полевой медицине, и в мире, применил гипсовую повязку, что позволило ускорить процесс заживления переломов и избавило раненых от уродливого искривления конечностей.

Появилась первая информация с театра военных действий, когда сразу после Синопского, сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские моряки достреливали плававших в море раненых турок. В 1855 году журнал «Современник», основанный в 1836 году А. С. Пушкиным начал печатать «Севастопольские рассказы» — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны. Впервые писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом! Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе на Четвёртом бастионе, участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города.

Впервые для освещения хода войны используется фотография; Роджер Фентон — один из первопроходцев британской фотографии и первый официальный военный фотокорреспондент. Его серия фотографий, насчитывавшая более 300 снимков, снятых с места событий Восточной Войны, была закуплена Библиотекой Конгресса США..

Англо-французская армия испытывала острый недостаток продовольствия. Зима 1854-1855 годов выдалась очень суровой, а ноябрьский шторм разметал на рейде Балаклавы союзный флот, уничтожив несколько судов с запасами вооружения, зимнего обмундирования и продовольствия. После шторма возникла идея постоянного прогнозирования погоды. Уже через несколько лет Франция и её колонии покрылись сетью метеостанции.

В России сеть станций наблюдения за погодой появилась в период Великой Северной экспедиции. Инструкцию для наблюдателей написал Даниил Бернулли. За период с 1733 по 1744 год по всей Сибири было организовано 24 метеостанции.

Именно в этот период еврейский народ обрел нескольких лидеров, к которым стала прислушиваться международная политическая и финансовая элиты. Среди них два парламентария: английский — сэр Мозес (Моше) Монтефиоре и французский — Исаак Кремье; вторая же половина 19-го века дала Исраэлю вождей, которые и приведут народ к созданию в 1948 году еврейского государства: Теодора Герцля, Владимира Жаботинского, Бен-Гуриона и других.

* * *

В 2016 году исполнилось 220 лет со дня рождения Исаака Адольфа Кремьё, известного французского государственного деятеля (министра юстиции и депутата Национального собрания), блестящего адвоката и оратора. Он родился в Ниме в 1794 году в еврейской семье. Предки Исаака-марраны, бежавшие из Испании. Отец, Исаак Мойше, республиканец, дал сыну светское образование. Исаак был одним из первых учеников-евреев Императорского лицея в Париже. В 1817 году он закончил юридический факультет университета. Помимо обычной присяги при вступлении в адвокатское сословие, он должен был принести еще и специальную присягу, необходимую для адвокатов-евреев. Он счел эту процедуру нарушением закона и унизительной и, через суд, добился освобождения от нее.

Исаак родился в стране, в которой впервые в Европе Великий Наполеон осуществил эмансипацию еврейского народа! Тогда же молодой юрист дал клятву превратить личную свободу в свободу для всего еврейского народа. В годы правления Наполеона I, несмотря на ряд антиеврейских мер, эмансипация проводилась весьма последовательно. В 1806 году на основе рекомендаций Собрания еврейских нотаблей (выборных делегатов еврейских общин) и французского Синедриона была учреждена Консистория; таким образом были регламентированы вопросы религиозно-общинной жизни евреев Франции. Синедрион, съезд представителей еврейских общин Франции и её колоний, состоялся в Париже в 1807 году и на открытии присутствовал сам Император! На основании решений Синедриона, в 1808 году, декретом Наполеона, была учреждена Консистория — официальный орган еврейских общин, как средство эффективного контроля над еврейством Франции и интеграции евреев во французское общество.

Процесс перехода евреев от едва терпимого обществом религиозного меньшинства, чья жизнь была ограничена множеством предписаний и запретов, к полному равноправию, не мог быть одномоментным и одинаковым в разных странах. Более того, само провозглашение равноправия и его реальное осуществление также различались по времени. Евреи, как этнос и иудеи, как религиозная группа, стали полноправными гражданами (подданными) разных государств в разное время: 1783 год — США; 1791— Франция; 1796 — Нидерланды; 1830 — Греция; 1832 — Канада (ещё колония Великобритании); 1839 — Османская империя; 1870 — Австро-Венгрия; 1890 —Британская империя; 1910 — Испания; 1918 Германия; 1917 —Россия; 1923 год — Румыния.

В России в 1791 году указом Екатерины II была определена черта оседлости, где разрешалось селится и торговать евреям; исключение: купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники, отслужившие (25 лет!) рекруты, караимы, горские и бухарские евреи. «Ареал оседлости» евреев по этому указу — городские местечки в царстве Польском, Литве, Латвии, Белоруссии, Бессарабии, южных губерниях России (Украина).

Наполеон юридически оформил эмансипацию, дав евреям свободу, равенство, братство! История не терпит сослагательного наклонения, однако, если бы Наполеон, во время Египетского похода, взял бы крепость Акко в марте 1799 года, после 62-х дней осады, судьба еврейского народа на земле предков изменилась бы кардинально. Текст прокламации Бонапарта к евреям Палестины во время осады Акко:

«Израильтяне, законные наследники Палестины, воспряньте духом, о изгнанники! С помощью Франции Вы навеки останетесь хозяевами своего отечества!»

Ввиду нехватки артиллерии, (а он блестящий артиллерист!), Наполеон вынужден был снять осаду и отправиться в Египет. О своих планах Бонапарт в мемуарах, на острове «Святая Елена, писал:

«Если бы Акко был взят, французская армия двинулась бы на Дамаск и Алеппо и в одно мгновенье была бы на Евфрате. Шестьсот тысяч христиан присоединились бы к нам, и как знать, что бы из этого вышло? Я дошёл бы до Константинополя, до Индии; я изменил бы лицо мира. Я завершил бы войну с турками (Палестина была бы передана евреям) при посредстве арабов, греков и армян. Я мог бы сделаться императором Востока и вернуться в Париж через Константинополь; («Второй Рим» стал бы Христианским!)».

Особенно успешным для Кремье, адвоката по политическим делам, стал 1819 год, когда он защищал трёх молодых людей, привлечённых к ответственности за пение Марсельезы. Пресса писала:

«Кремье пригвоздил к позорному столбу власть, сажающую на скамью подсудимых славу Франции, он сам, несмотря на протесты председателя суда, пропел Марсельезу, превратив зал суда в бурный народный митинг и вырвал оправдательный приговор».

Подобный успех члена комиссии нотаблей марсельской Консистории (с 1828 год) не мог оставить Францию без внимания. Кремье приобрёл славу серьёзного, принципиального адвоката и был приглашён в Париж к Одильону Барро, крупному адвокату и лидеру либеральной оппозиции, в качестве сотрудника по политическим и юридическим вопросам.

Приглашение в Париж совпало с падением Бурбонской монархии (июль 1830 года). С 1834 по 1843 год он вице-президент, а с 1843 по 1845 годы — президент Центральной Консистории евреев Франции. Этот пост он вынужден был покинуть, так как его жена, католичка, крестила их детей (без его ведома), однако вице-президентом он оставался до конца своих дней.

В 1840 г. возникло знаменитое «дамасское дело». 15 февраля 1840 года, в Дамаске произошло исчезновение монаха, отца Томаса и его слуги-грека. Капуцины распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки мацы. Поскольку католики Сирии находились под официальным покровительством Франции, расследование должно было проводиться французским консулом Рати Матоном, ярым антисемитом. Дамасский губернатор принял сторону консула и монахов и потребовал от евреев найти пропавших в течение трех дней. Были арестованы три раввина и ещё несколько евреев. Двое из них умерли под пытками, один перешел в ислам; парикмахер Соломон Негрин дал под пытками вынужденное признание в убийстве и оговорил других евреев. Власти Дамаска объявили это признание бесспорным доказательством вины евреев в двойном убийстве. Последовала новая серия арестов и жестоких пыток; 63 еврейских ребенка были взяты в заложники, с тем чтобы выпытать у их родителей место, где спрятана кровь жертв. Христианские и мусульманские толпы фанатиков громили еврейские общины по всему Ближнему Востоку. Многочисленная христианская похоронная процессия, посвященная отцу Томасу (без его тела), прошла по улицам Дамаска. На могильной плите было выбито: «… убит евреями 5 февраля 1840 года». Табличка с арабским переводом этой надписи до сих пор висит на францисканской церкви в Дамаске.

Передовая интеллигенция и общественность Европы откликнулись на очередную еврейскую беду. В Англии первым был сэр Моше Монтефиори, которого поддержали семьи Ротшильдов, Гольдсмит, Соломонс и другие. Первым во Франции был Кремьё; с его стороны это было подвигом: во-первых, потому, что страна была на стороне консула Рати Матона, очернявшего евреев, во-вторых, на стороне евреев была Англия — политическая противница Франции. Сочувствие евреям Дамаска расценивалось, как измена стране. Кремьё писал в дневнике:

«Поставленный лицом к лицу с дилеммой покинуть ли на произвол судьбы дело справедливости и участь своих соплеменников или вступить в борьбу с нацией, освободившей нас от рабства».

Будучи патриотом страны, он, тем не менее, избрал трудный путь, считая для себя, что Франция «временно» отклоняется от пути истины и справедливости. На яхте, под флагом королевы Виктории, Монтефиори и Кремьё отправляются в Египет. Их работе активно противодействует консул Франции, однако именитые правозащитники, в тяжёлой дипломатической борьбе, добиваются от Султана огромной Османской империи подписания фирмана (указа), запрещающего обвинять евреев в ритуальных убийствах на всех подвластных ему территориях!

«Во имя любви к нашим подданным мы не можем допустить, чтобы еврейская нация, чья невиновность в приписываемых им преступлениях очевидна, подвергалась преследованиям и мукам в результате обвинений, не имеющих под собой и доли правды…»

Это было торжеством справедливости, о которой узнал мир! Оставшиеся в живых евреи по «дамасскому делу» были не помилованы, как того хотели арабы, а освобождены за отсутствием состава преступления!

Необыкновенное гражданское мужество, высокий профессионализм, раскрытие сети иезуитских дипломатических интриг, заставили одних забыть «измену еврея Кремьё отечеству, а других — превозносить его имя и преклоняться перед „величайшим евреем Франции“.

После провозглашения республики в 1848 году, Исаак избирается парижанами в состав временного правительства и становится министром юстиции. По его инициативе выходят несколько указов, обессмертивших его имя; отменены: смертная казнь по политическим мотивам, публичная казнь, рабство во всех французских колониях! За этот указ во Франции его прозвали «французским Авраамом Линкольном». А ведь Временное переходное правительство просуществовало всего три месяца.

Узнав о погромах в Румынии, Кремьё и Монтефиори прибывают в Бухарест, и Кремьё произносит в парламенте страны свою знаменитую речь:

«Во Франции славная революция 1848 г. провозгласила равенство между белыми и черными. Декрет о свободе подписал французский еврей, который стоит сейчас перед вами и умоляет вас сделать для евреев Румынии то, что он сделал для негров французских колоний».

В 1858 году возникло дело Эдгара Мортары; папские гвардейцы в итальянском городе Болонье отняли у еврейской семьи Мортаров их 6-ти летнего сына Эдгара. Служанка-католичка в доме Мортаров, призналась на исповеди, что за четыре года до этого, тайно крестила двух летнего малыша, когда ребенок был серьёзно болен; об этом немедленно сообщили в Рим. Последовал приказ отобрать ребенка у родителей и воспитать его в христианстве. Ошеломленные родители полагали, что произошло недоразумение. Тем не менее, бесчисленные просьбы и требования вернуть им сына ни к чему не привели. Еврейские общины Сардинии обратились за помощью к своему правительству, прокатилась волна митингов по Европе. Прибывшего в Рим сэра Монтефиоре (о нём речь впереди) к Папе не допустили, ему объяснили, что дело исчерпано: Эдгар Мортара —христианин. Пожалуй, это было первое фиаско Монтефиоре и помогавшего ему Кремьё. Мальчик не был возвращен родителям; воспитанный в монастыре под патронажем Папы Пия IX, он, впоследствии, часто появлялся в еврейском квартале, дабы досадить своим безутешным родителям; приняв имя Пия, он стал миссионером.

«Дамасское дело» и последующие погромы в разных странах подвигли передовую еврейскую интеллигенцию на создание в 1860 году, при поддержке еврейской финансово-промышленной элиты (семьи Ротшильдов, де Гирш, Монтифеори, Неттера и других), Всемирного Еврейского Союза — «Альянса» АЛЬЯ́НС — (Кол Исраэль хаверим), первая современная международная еврейская организация. Ее деятельность стала знаком поворота евреев от ассимиляции к национальному движению, целью которого являлось объединение народа и возрождение государства на территории исторической родины. С 1863 года Кремьё бессменный председатель Альянса до конца своих дней!

Таким образом, 1860 год — судьбоносный год в истории всемирного еврейства: это год создания «Альянса», год создания политического движения «Сионизм» и год рождения вождя евреев Теодора Герцля!

Основатели «Союза» собрались в Париже, в доме Ицхака (Шарля) Неттера. Их манифест подчеркивал необходимость солидарности в еврейском вопросе и провозгласил Альянс «важнейшим стимулом к еврейскому возрождению». Цели союза были сформулированы в трех пунктах:

  1. способствовать всюду эмансипации и моральному развитию еврейских масс;
  2. оказывать помощь всем, кто страдает за свое еврейство;
  3. поощрять публикации, которые могут содействовать осуществлению этой цели.

Устав Альянса основан на принципе централизма. Общее собрание всех членов организации избрало центральный комитет с центром в Париже. В состав комитета входили 30 человек, из которых 20 обязательно должны были быть жителями Парижа. Все региональные и местные комитеты предоставляли свои средства центральному комитету или, с его разрешения, частично использовали их на местах. Все президенты Альянса были французскими евреями, за исключением немецкого еврея С.Х. Гольдшмидта (президента в 1881—98 гг.).

Кремьё — автор знаменитого «Манифеста» ко всем евреям мира «Манифест» гласил:

«Союз, который мы хотим создать, не есть французский, английский, швейцарский, немецкий; он иудейский, он всемирный. Еврей станет другом христианина или мусульманина не раньше того времени, когда свет иудейской веры, единственной религии разума, засияет повсюду среди других народов и стран, враждебных нашим правам и интересам. Мы, прежде всего, хотим быть и оставаться евреями, национальность наша есть религия наших отцов, и мы не признаем никакой иной; мы живем на чужбине и не можем заботиться об изменчивых вожделениях совершенно чуждых нам стран, пока наши собственные материальные и нравственные задачи находятся в опасности. Еврейское учение должно наполнить собою мир. Израильтяне! Сколько бы ни разбрасывала вас судьба по всем концам земли, всегда глядите на себя как на членов избранного народа. Если вы понимаете, что вера ваших праотцов есть ваш единственный патриотизм; если вы сознаете, что, вопреки вашим показным национальностям, вы повсюду образуете лишь один и тот же народ; если вы веруете, что только иудаизм представляет собою религиозную и политическую истину; если во всем этом убеждены вы, израильтяне вселенной, то придите, услышьте наш зов и докажите нам свое согласие!.. Наше дело велико и свято, а успех его обеспечен. Близится время, когда Иерусалим станет домом молитвы для всех народов и знамя еврейского единобожия взовьется на отдаленнейших берегах. Станем же пользоваться всеми обстоятельствами. Могущество наше огромно — поучимся применять его к делу. Чего нам страшиться?..»

Итак, в 1863 году президентом «Всемирного еврейского Союза» был избран Исаак Адольф Кремье — автор написанного ещё в 1860 году «Воззвания к евреям мира», в котором говорилось:

«Союз, который мы хотим создать, он иудейский, он всемирный!»

Обращение Кремье легло в основу устава союза. В нем декларировалось, что все евреи, в какой бы они стране ни жили, представляют «особую нацию», интересы которой всегда выше национальных интересов государств, в которых они проживают, что для еврея только «иудаизм представляет собой религиозную и политическую истину».

Манифест явился не колоколом, который был создан А. Герценым в эмиграции для России, а набатом, звон которого был услышан и понятен каждому еврею, где бы он не находился. Вклад самого Кремьё переоценить невозможно!

Друзья, внимательно вчитайтесь в текст, где каждое слово отлито из свинца, как пуля. Однако он сумел не только написать текст; ему удалось создать сплав идеологии и финансов! Огромную роль в работе «Союза» с самого начала играли Ротшильды и их родственник — Моисей Монтефиоре. Девиз союза был тоже взят из Талмуда: «Все евреи ответственны друг за друга».

Три легальных цели «Союза» были провозглашены в Манифесте, однако основная деятельность союза осуществлялась вне легальной плоскости и была направлена на усиление «влияния еврейства во всех цивилизованных странах» для установления контроля над их правительствами и жизненно важными центрами влияния, а также на борьбу с противниками иудейско-талмудического мира. Как заявлял сам Кремье (1867 г.):

«… эта организация, которая находит себе путь к могущественнейшим престолам. Она всегда готова требовать защиты наших прав и сражаться с теми, кто является врагом нашего народа».

«Никогда ещё в рассеянии, — резюмировал работу «Всемирного еврейского союза» исследователь еврейства Бикерман, — единство еврейского народа не выражалось столь ярко, столь действенно, как в наши дни, когда в общении и взаимодействии живут евреи разных концов света…».

К тому времени семейство Ротшильдов уже стало оказывать влияние на финансовые потоки Франции, Англии, Германии, Италии и аккумулировало финансы «Всемирного еврейского союза». Только по открытым отчетам (а большая часть его деятельности осуществлялась тайно) официальное число членов достигало 50 тыс. с ежегодными взносами свыше миллиона франков.

Продвижение интересов «еврейства» и формирование «еврейской элиты», осуществлялось постепенно и всеми возможными методами, в том числе, через масонские ложи. Так Кремье, с 1870 года возглавлявший «Великую ложу шотландского обряда», провозгласил в одной из речей:

«Иерусалим нового порядка должен занять место королей и пап».

Деньги решают не всё, но многое! Счастье евреев заключалось в том, что в этот переломный период времени вливания Ротшильдов и других еврейских банкиров и промышленников были своевременными и огромными! С французской ветвью Ротшильдов хороший контакт имел сам Кремьё. К примеру, Эдмон Ротшильд (Франция) только на переселение иудеев в Палестину выделил около $5 млн; для сравнения, Россия продала огромную Аляску за $7,2 млн. Эдмон как-то сказал: «без меня сионисты мало чего достигли бы, но без сионистов мое собственное дело погибло бы». В английскую ветвь Ротшильдов входил как член семьи сзр Мозес, и поэтому финансовые дела «Союза» решались совместно и оперативно; однажды он сказал на страницах «Аршив израэлит»: «Прессу захватите, а через неё все остальное придет само собой». Этот совет был подхвачен членами «Союза»:

«В руках современных государств имеется великая сила, создающая движение мысли в народе, — это пресса. Роль прессы — указывать на якобы необходимые требования, передавать жалобы народного голоса, выражать и создавать недовольство. В прессе воплощается торжество свободы слова. Но государства не умеют пользоваться этой силой, и она очутилась в наших руках. Через нее мы добились влияния, сами оставаясь в тени; благодаря ей мы собрали в свои руки золото, невзирая на то, что нам его приходилось брать из потоков крови и слёз».

Как президент Альянса (1863-1880), Кремьё защищает интересы евреев в Марокко, Сербии, Бельгии, Швейцарии, Турции, России. В 1866 г. Кремьё отправился в Санкт-Петербург, чтобы успешно защитить евреев Саратова, жертв кровавого навета. И везде одно и то же: фантазии церкви хватает только на «кровавый навет с целью примеси крови в мацу». В 1869 году он выступил с призывом создавать школы Альянса в Палестине, особенно восхвалял мысль об основании земледельческой школы в Палестине. Тогда им была произнесена его известная речь, свидетельствовавшая о глубокой любви Кремье к земле предков в Палестине.

«Помогите нам, евреи, возвратить жизнь и плодородие земле, которая есть наша колыбель. Какое сладостное удовлетворение для нашей души, если мы можем сказать себе: я один из работающих для восстановления прав древней расы, которая одна бодро стоит среди могил и развалин всех древних народов и которая с непоколебимым достоинством твердо держит старое священное знамя, на котором написаны божественные слова: Слушай Израиль, Господь наш Бог — Бог единый!»

При содействии И. Неттера, убеждённого сиониста и щедрого благотворителя, был приобретен участок земли близ Яффо, где в 1870 г. основали сельскохозяйственную школу «Миква Исраэль». Молодежь обучалась там основам агротехники в тяжелейших климатических условиях Палестины. Тем самым закладывалась основа нынешнего аграрного процветания Израиля.

На призыв Кремьё о строительстве школ откликнулись во многих странах и, в частности, в Германии. В 2008 году усилиями немецких и израильских историков вышла из печати книга «Алем. История еврейской садоводческой школы».

Книга рассказывает о садоводческой школе в пригороде Ганновера Алеме и ее основателе Моритце Симоне и охватывает отрезок времени 1893-1942. У истоков этой школы стоял ганноверский банкир Александр Моритц Симон (1837-1909). Он родился в Ганновере в семье торговца антиквариатом Александра Симона. Известно, что он закончил еврейскую гражданскую школу в Ганновере, а затем учился банковскому делу в Англии и в США. После возвращения из Америки он вместе со своим отцом основал банк, успешно процветавший. К концу XIX века Моритц Симон был одним из богатейших людей в Ганновере. Личная жизнь его не сложилась, он не был женат и жил в роскошном особняке с овдовевшей женой своего брата, ведшей домашнее хозяйство. Симон, находясь в США, воочию столкнулся с трудностями евреев из восточной Европы, бежавших от погромов и резко возросшего антисемитизма. Не владея специальностями, связанными с землей и строительством, они тщетно пытались найти себе применение. Так, исподволь, в нем сформировалось мнение, что еврейским детям еще со школьного возраста необходимо дать не только общее образование, но и привить навыки к труду, введя дополнительно и профессиональное обучение. На могильной стелле Симона выбито его знаменитое выражение, сконцентрировавшее его мысли:

«Не через подаяния, а только через воспитание любви к труду можно помочь нашим бедным товарищам по вере».

Он часто говорил своим соплеменникам:

«Еврей за плугом есть аргумент против антисемитизма много лучший, чем тысячи теологических статей».

По наследству ему достался довольно большой земельный участок в деревне Алем, что тогда находилась в пяти километрах к западу от Ганновера, а теперь является одним из районов города. Этот участок и явился местом основания школы. Началось строительство здания школы с символическим названием «Дом трудолюбивых». К этому же времени было закончено финансируемое Симоном строительство трехэтажного здания в черте города, в котором разместились еврейская гражданская школа, детский сад и благотворительный пункт.

Уже после смерти Симона в 1911 году еврейская община разместила в этом же здании и религиозную школу. Школа в Алеме была рассчитана на 60 учеников, в первую очередь для детей-сирот и выходцев из бедных семей. Школа кроме общеобразовательных знаний прививала детям навыки в садоводстве и земледелии, а также в профессиях сапожника, портного, столяра, пекаря. В начале 1905 года Симон неожиданно умирает, но продолжает жить его школа, руководимая специальным обществом, основанным им. В фонд этого общества он перевел 200 тыс. марок.

В период 1942-1945 гг. одно из 7 зданий школы использовалось как «Еврейский дом», то есть как один из 16 домов в Ганновере, в которые насильно переселялись в нацистское время евреи. Отсюда отправлялись евреи в концентрационные лагеря. В 1942 году школа по приказу нацистов была закрыта.

За время существования школы ее закончило около 2000 человек. Выпусники школы рассеялись по всему миру и внесли значительный вклад в архитектуру ландшафта многих стран. География стран, где работали выпусники школы, весьма обширна: здесь и Германия, и Палестина, и США, и Англия, и Бразилия, и Австралия, и многие другие страны.

Но главным богатством школы были люди, учителя и ученики. Исаак Енович (1912-1995) закончил учебу в Алеме в 1929 году. В 1936 году он эмигрировал в Палестину, где значительное время работал ландшафтным архитектором. Моше Бустанай (1908-1984) в Палестине прославился как исследователь применения соленой воды для подкормки растений. Как опытного специалиста по сельскому хозяйству правительство Израиля посылало его на Кубу. Длинен список выпусников школы и нет конца делам их на всех континентах. Это и Соломон Дик с его организацией промышленного производства овощей в Германии, это Хаим Латте с созданными им садами во многих киббуцах Палестины, это и Шломо Вайнберг-Орен с его садоводческой школой, подобной школе в Алеме, которую он создал в Палестине, это и многие другие выпусники.

Мечта Моритца Симона, что основанная им школа даст возможность многим еврейским детям стать полноправными гражданами общества, осуществилась. Моритс Симон отдал евреям значительную часть своей активной жизни, все свое громадное богатство, весь свой духовный пыл. «Человек — это то, что он отдает другим»— это скромное надгробие-лучшая характеристика великому благотворителю!..

Кремьё никогда не поступался принципами. В 1865 г. он выступил против Императора Наполеона III, который в своей книге «Жизнь Юлия Цезаря», говоря о народах-варварах, ставящих преграды гениям, сравнил их с евреями, распявшими Спасителя. Выходка высшей особы Франции возмутила бывшего министра. Он выступил со статьей, которая была напечатана многими газетами мира. И Император Франции публично извинился и взял свои слова обратно.

В 1870 году началась Франко-Прусская война, справоцированная обеими сторонами. Однако главным инициатором была Пруссия во главе с Бисмарком. Пруссия, после победы над Данией (1864 год) и Австро-Венгрией (1866 год), объединила северные и центральные немецкоговорящие образования (более 30 курфюрств, королевств, герцогств), а присоединению южных, (Баварии, Бадена и других более мелких), препятствовала Франция. Война завершилась блицкригом — Франция была разбита в течение полугода. Поражение было жестоким и унизительным; потери армии — 720 тысяч, из которых 500 тысяч пленными, гигантская контрибуция — 6,0 миллиардов франков, отторжение Эльзаса и Лотарингии. После двух революций и Наполеоновских войн страна только начала оправляться, как её постигла новая напасть — поражение в войне и пленение Императора — Наполеона III. Великий Бисмарк завершил создание 2-го Рейха (1870-1914), став его первым Канцлером.

Ещё большим унижением для Франции стала коронация Короля Пруссии — Вильгельма I императорской короной в Версале. В 1870 г. Франция стала 3-ей Республикой, и Кремьё вновь становится министром юстиции.

Первым его декретом алжирские евреи были признаны полноправными гражданами Франции.

Страна бедствовала: химики трудились над изготовлением похлёбки из желатина; было съедено 5000 кошек, 1200 собак, исчезли крысы; камины остались без топлива; великий Пастер отложил микробиологию и готовил рецепт французского пива, которое должно было стать лучше немецкого. Возле русского посольства толпились очереди: русские дипломаты кормили голодных французов.

Кремье, как Гражданин и Патриот страны, предложил всенародную подписку для покрытия гигантской контрибуции и оценил свой вклад в 100 тысяч франков. Увидев, как быстро гордая Франция поднимается с колен, Бисмарк решил добить её и ввести свою армию на территорию Франции на 14 лет! На помощь французам пришла Россия, которая забыла потери и обиды Наполеоновских Войн. Началась «битва железных канцлеров»; российский канцлер, Светлейший Князь А.М. Горчаков сказал Бисмарку: «в Европе создана великая Германия, теперь нам, русским, нужна сильная Франция». Итог переговоров: контрибуция была уменьшена на 1 миллиард, начальник немецкого Генштаба Мольтке (старший) получил от Бисмарка приказ об отводе немецких войск вдоль всей границы с Францией.

«Самый знаменитый еврей Франции» умер 9 февраля 1880 г. на 86-м году жизни. Он был похоронен за государственный счёт, «как оказавший государству великие услуги гражданин». Могила Кремьё находится на кладбище Монпарнас в Париже.

Его коллега в борьбе за права евреев в мире — Сэр Мозес Монтефиори, пережил друга на пять лет и умер на 101-м году жизни, в 1886 году. До дела Дрейфуса, до жестоких погромов в Российской империи, до мощной алии (бегства из России) в Палестину, до первых судьбоносных Международных Конгрессов Сионистов оставалось не так уж много времени!

Р.S. В памяти благодарных потомках-соплеменниках Исаак Кремьё останется:

  1. Как непреклонный защитник прав евреев в странах Европы, Азии, Африки.
  2. Как Автор Манифеста, разбудившего и побудившего еврейский народ к созданию Государства Исраэль на земле Предков.
  3. Как Министр, давший свободу аборигенам колоний, запретивший публичные казни и многое другое.

Использованная литература:

1) Даниэль Амсон «Адольф Кремье».
2) Википедия.
3) «Альянс Исраэльтян»
4) «Ahlem. Die Geschichte einer jüdischen Gartenbauschule»; Л. Городницкий «След на Земле..»

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «[Дебют] Семён Грудский: Исаак Кремье — правозащитник, адвокат, политик, министр, сионист»

  1. Статья интересная, но есть неточности: Игорь Сикорский родился в 1889 году, так что к XIX веку принадлежал лишь по факту рождения. Эмансипация евреев в Австро-Венгрии произошла в 1867-1868 г.г. после превращения Австрийской Империи в двуединое государство. Более, чем сомнительно утверждание о еврееях из Восточной Европы «не владея специальностями, связанными с землей и строительством, они тщетно пытались найти себе применение». Они, как и нашли себе применение и самое широкое: от легкой промышленности — до инвестиционных банков и медицины, от госслужбы — до мафии.

  2. Интересная статья, многое для меня новое, спасибо автору.
    И несколько замечаний:
    1. Непонятно, на каком основании определены даты когда «Евреи, как этнос и иудеи, как религиозная группа, стали полноправными гражданами (подданными) разных государств … 1839 — Османская империя; 1870 — Австро-Венгрия; 1890 —Британская империя; 1910 — Испания; 1918 Германия;…»
    1839 год, Османская империя – автор имел ввиду очевидно «танзимат». Но 1839 года – это только его начало и можно говорить только о начале процесса;
    Почему для Австро-Венгрия именно 1870? Евреев стали призывать в армию в 1788 году, раньше, чем во французскую;
    1890 —Британская империя!!! Первый еврей, Лионель Ротшильд стал членом Парламента в 1959 году;
    1910 — Испания. А сколько евреев было тогда в Испании?
    1918 Германия??? Мне трудно спорить о евреях Германии с немецким евреем, но мне кажется, что намного раньше.
    2. Считать, что если бы Бонапарт вял Акко, то еврейское государство возникло бы полтора столетие раньше… нет оснований. Достаточно вспомнить какова была численность еврейского ишува и из кого он состоял.
    3. Мне кажется, что не правильно называть Кремье «сионистом». Сионизм – это ПОЛИТИЧЕСКОЕ народно-освободительное движение, а Кремье, Монтефиори, Ротшильд (который долгие годы был ярым антисионистом) были благотворителями и просветителями. В Хайфе до сих пор есть школа «Альянс»
    4. » Три легальных цели «Союза» были провозглашены в Манифесте, однако основная деятельность союза осуществлялась вне легальной плоскости и была направлена на усиление «влияния еврейства во всех цивилизованных странах» для установления контроля над их правительствами и жизненно важными центрами влияния, а также на борьбу с противниками иудейско-талмудического мира». Это что – из Протоколов сионских мудрецов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *