Лев Мадорский: Индекс счастья и индекс несчастья?

 232 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Мы виделись с ним в больнице за несколько дней до смерти. Исхудавший, измученный постоянными болями, которые уменьшались инъекциями морфия, дед Андрей был как всегда весел и создавалось ощущение, что это он успокаивал меня.

Индекс счастья и индекс несчастья?

(20 марта — Международный день счастья)

Лев Мадорский

«Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания»
Жюль Ренар, писатель

В прошлом году уже писал об этом дне, но тема слишком большая и всех её аспектов в одной статье не охватишь…

Да и случилось кое-что за этот год…

При бесконечном разнообразии человеческих желаний, убеждений, принципов, целей и т. п., есть одна цель, к которой стремятся все люди, практически, без исключения. Все хотят быть счастливыми. Все хотят поймать за хвост птицу счастья, или, как поётся в песне Андрея Макаревича, «… птицу цвета ультрамарин». Сделать это не просто:

Подкрадёшься. Она обманет.
И вот уже навсегда ушла.
И только, только вдали поманет
Синим взмахом её крыла…

Так оно и есть. Даже, если тебе кажется, что ты волшебную, синюю птицу поймал, то только на мгновение. Об этом все знают. Или почти все. И обычные люди, и гениальные, и миллионеры, и бедняки, и короли, и нищие…

Королевство Бутан

Не знают это только, кажется, в королевсве Бутан. С 2012 года проводились опросы в разных странах на не совсем обычную тему — уровень или индекс счастья населения, и неожиданно выяснилось, что есть одна крошечная, (750 тысяч человек) страна Бутан между Индией и Китаем, в которой самое большое количество людей считают себя счастливыми. И это несмотря на бедность и почти поголовную неграмотность. Каждый второй бутанец не умеет ни читать, ни писать. Кстати, Международный день счастья, который мы отмечаем сегодня, учреждён по инициативе правительства Бутана. Тут даже есть министерство счастья, а ВВП заменён на ВНС — валовое национальное счастье. Министр счастья отвечает за четыре конкретных направления, которые, по мнению бутанцев определяют индекс счастья: сохранение природы, превышение экспорта над импортом (что не всегда получается), справедливое правительство (это при правящем-то короле) и сохранение традиций. Но главное, конечно, не в этих, достаточно условных направлениях, а в буддистском отношении бутанцев к жизни, в их философском понимании счастья. Да, именно так!

Дворец великого счастья

Малограмотные жители королевства Бутан — философы. Счастье, в их представлении, это не количество денег, не прибыльная или интересная раборта, не удача, не благополучие в жизни, и даже не состояние здоровья. Счастье это то, как ты сам оцениваешь свою жизнь. Это твое личное мироощущение. Это то, что находится внутри тебя. Может, если мы научимся думать по-бутански, то тоже будем счастливы?

Эпикур (340-270 гг. до н.э.)

И тут нельзя не упомянуть о философии античного мыслителя Эпикура, которого соврменники называли, как Иисуса, Спасителем. Эпикур указывал своим ученикам путь к счастью. Путь, который, если вдуматься, принципиально мало чем отличается от пути простых бутанцев, большинство из которых вряд ли знало не только о философии мудреца, но даже о его существовании. Суть отношения к жизни древнегреческого мудреца можно сформулировать в трёх пунктах:

  1. Цель жизни — удовольствие. Безмятежное и радостное состояние души (разве это не есть счастье?), которое никакие жизненные неприятности не могут изменить.
  2. Этой цели легко достичь, если получать удовлетворение от того что имеешь, и соблюдать чувство меры.
  3. Отсутствие страха перед смертью. Она «… не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть отсутствует; когда же она приходит, нас уже нет».

На первый взгляд, стать счастливым по Эпикуру не так-то уж и сложно, но есть одно условие. Которое от нас не всегда зависит. Для постижения учения Эпикура надо обладать качеством, которое на Земле в дефиците — мудростью.

Индекс счастья и индекс несчастья

Почему же тогда в странах мира, где всеобщая грамотность, и в которых люди живут намного богаче бутанцев, количество людей, которые ощущают себя счастливыми, сравнительно невелико, а количество самоубийств на Земле, которое я определил бы как индекс несчастья, постоянно увеличивается. Так в 2018 году в результате суицида на нашей планете погибло более 800 тыс. (!) человек.

Вообще, международный рейтинг уровня счастья, который проводится ООН, начиная с 2012 года, вряд ли можно считать полностью обьективным. Этот рейтинг зависит от ВВП на душу населения, возможной продолжительности жизни, уровня свобод, ощущения уверенности в завтрашнем дне и некоторых других показателей. Рейтинг не учитывает мироощущения самих жителей. Согласно таким критериям Бутан даже не попадает в первую десятку (Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия, Швеция, Нидерланды, Канада, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия). Кстати, Израиль, несмотря на все неурядицы, в этом списке на 11 (!) месте.

Что касается индекса несчастья или количества самоубийств, то здесь картина перечёркивает предыдущие показатели. Среди лидеров (количество самоубийств на 100 тыс человек, такие развитые страны как Япония — 18,5, Финляндия — 14, США — 13,7, Франция — 12, Литва — 13, ЮАР — 12,4, Швейцария — 11,3, Канада — 12. В России — 20. Для сравнения, в конце списка Гватемала — 2,9, Гренада — 1,7, Сирия с её проблемами — 2,4, Барбадос — 0,4. Израиль -тоже на не плохом месте — 5,2. Таким образом, статистика ещё раз подтверждает, что главное в счастье не то, что у человека снаружи (деньги, работа, семья, климат и т. д.), а то, что внутри.

Смерть деда Андрея

В прошлогодней статье я написал об этом удивительном, счастливом человеке. Других таких я в своей жизни не встречал. Осенью прошло года дед Андрей умер от слишком поздно замеченного рака простаты. Рак этот на ранних стадиях легко оперируется, но дед не любил ходить по врачам. В память о деде расскажу коротко ещё раз как мы с ним познакомились.

Дед Андрей

Машина передо мной резко затормозила и я врубился. Это произошло в городе, скорость была небольшая, но передний и задний бамперы — вдребезги. В такой ситуации для того, кто ударил сзади, шансы доказать невиновность равны нулю. Но пожилой мужчина, сидевший в машине передо мной, невысокий, с худым, морщинистым, склонным к улыбке лицом, неожиданно (и я, и приехавший позже полицейский, были поражены) принял вину на себя. Он сказал, что дорогу перебегала кошка, он вынужден был затормозить и у меня шансов вовремя остановиться не было. Поразило и другое: водитель в этой экстраординарной ситуации вёл себя спокойно и приветливо. Он улыбался и, прямо-таки, излучал доброжелательность…

О необычной, близкой к бутанской, философии деда я уже писал. Мы виделись с ним в больнице за несколько дней до смерти. Исхудавший, измученный постоянными болями, которые уменьшались инъекциями морфия, дед Андрей был как всегда весел и создавалось ощущение, что это он успокаивал меня:

«Смерть не страшна, — сказал он улыбаясь. — Что с того, что меня не будет. Меня и раньше не было. Ничего не изменилось. А если душа перейдёт в другой мир, то это тоже совсем не плохо. Жалко только дочку и внучку. Как они там без меня. Ты уж их навещай».

Недавно, перечитывая Платона «Апология Сократа», я с изумлением обнаружил почти такие же слова древнегреческого мудреца:

«Есть два варианта. Или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место».

На похороны деда Андрея пришли десятки людей. Наверно те, кому он в жизни помогал. Говорили много хороших слов. Запомнились слова пожилой, интеллигентной женщины: «Если бы таких людей, как дед Андрей, на Земле было бы больше, то мы бы жили в совсем другом мире. В мире, радости, любви и счастья».

В заключение разные версии счастья комментаторов под прошлогодней статьёй:

Андрей из Тироля: счастье это когда человек ощущает себя выполяющим (желательно не сильно отклоняясь от графика) возложенную миссию. И когда она для начала чётко понята. Верующий человек скажет — в шхине.

Игорь: Поверь, Лёва, в бабах и в «бабках» — для мужика суть счастливой жизни.
Те, кто говорят иначе, либо врут, либо выкобениваются …

Григорий Писаревский: Сделайте так, чтобы вечером, лёжа в постели перед сном, вы могли бы припомнить три хороших вещи, которые произошли с вами за день (пусть самые простые, как красивый закат солнца, который вы видели из окна или бокал вина, который вы выпили с приятелем). И одно доброе дело, которое вы сделали за день. Кто знает, а вдруг почувствуете себя счастливым.

Яков: Счастливым нельзя быть в одиночестве… Скажу сразу, я не знаю как определить точно, что же это такое — счастье. Мне кажется, что с одной стороны, счастье — штука очень конкретная, с другой же — совершенно расплывчатая.

Мужик: Быть всегда счастливым человеком это для меня — психологическое заболевание! Я чувствую себя счастливым, когда вспоминаю прошлые удачные события. Настоящие счастливые события воспринимаю со страхом. По моей теории «Постоянного Баланса», после счастья приходит несчастье.

Марина: Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

Соплеменник: Счастье, это когда утром хочется на работу, а вечером — домой.

Джек Оверт: Счастье — это жить в советской стране. А несчастье — это иметь такое счастье…

Алекс: Сегодня я таки знаю ЗА счастье и хочу с Вами поделиться этим маленьким знанием. Вполне серьёзно. Счастий много есть на свете и каждый день может быть новое счастье…

Так что же такое, всё-таки, счастье? Много ответов и, одновременно, нет ответа. Прямо по Гоголю: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Print Friendly, PDF & Email

16 комментариев к «Лев Мадорский: Индекс счастья и индекс несчастья?»

  1. К восприятию понятия счастья бонжом безрубашечником можно не без основания предположить, что он в своих откровениях лукавит. Трудно допустить, чтобы для человека с нормальной психикой было в радость преднамеренно лишить себя элементарных для сохранения человеческого облика условий бытового комфорта. Для него это происходит от безысходности. Упомянутый вами, Лев, немецкий Бонж, должно быть, из той же когорты хвастунов, да еще возможно , сохранившим чувство юмора.Это может вызвать к нему даже симпатию и поверить, что он сделал свой выбор осмысленно.Хорошо было бы выпытать у него эту тайну, узнать побудительный мотив.Фантазируя и домышляя, можно предположить, что ему предстоял нелегкий выбор между плохим и очень плохим вариантом действий.Он выбрал разумно .-первый. Подобная ситуация могла,например, возникнуть в результате разрыва непримиримых семейных с супругой отношений. Она могла оказаться злобной, агрессивной фурией, в облике ведьмы. Такое теперь нередко встречается, среди ставшим модным и престижным в загнивающем лево-либеральном обществе широким движением феминисток.
    Если так, то бонж сделал верный выбор. Для него это оказался счастливый случай.

    1. К восприятию понятия счастья бонжом безрубашечником можно не без основания предположить, что он в своих откровениях лукавит.
      ——————-
      Я согласен,Сава, что для человека с нормальной психикой испытывать неудобства, а подчас,мучения бездомной жизни, особенно, если он без проблем может получить квартиру, вряд ли возможно. Но это только означает, что в Германии число психически больных так же значительно, как и число бомжей. Здесь, кстати, выходит специальная газеты для бомжей, которых согласно статистике десятки тысяч. Как-то разговаривал с человеком ) бывшим лётчиком), который бомжует, так как не хочет обращаться в социальное ведомство. Считает это унизительным. Не уверен, что такой мотив можно приравнивать к больной психике…Среди наших, приехавших в не молодом возрасте от социального ведомства зависит подавляющее большинство

  2. Давным-давно читал рассказ «Рубашка», по-мооему,Альфонса Доде. Король захандрил, и врачи посоветовали ему носить рыбашку счастливого человека. Король приказал купить у какого-нибудь счастливого человека рубашку, но все, кого считали счастливыми — объяснали, что сами себя счастливыми не чувствуют. После долгих поисков одного счастливчика нашли — это был городской бродяга, у которого не было рубашки.
    Можно попробовать написать продолжение — как ему дали поносить рубашку и он стал несчастным.

    1. все, кого считали счастливыми — объяснали, что сами себя счастливыми не чувствуют.
      ——————
      Мне, Александр, показалось в Вашем комменте самым интересным, фраза вынесенная сверху. Это, действительно, некий феномен. Те кого окружающие считают счастливыми, таковыми себя не ощущают, а те кого, как бродягу, не имеющиешл даже рубашки, по определению считают несчастным, счастлив. Мне было интересно понять почему в Германии, где каждый живущий легально может получить квартиру, есть немцы- бомжи. Поговорил с несколькими и убедился, что бездомные именно в своей бездомности (!) ловят кайф…

  3. У меня как-то очень рано (по-моему, ещё до войны) появилась всё более осознаваемая с годами ответственность перед жизнью. Т.е. возник вследствие невероятного стечения обстоятельств — и обязан оправдать это появление на свет. Тем более, что не менее дюжины раз какие-то почти, опять же, невероятные случайности спасали меня от, казалось, неминуемой смерти или, по меньшей мере, инвалидности. (Об этом в моих автобиографических очерках).
    Вот с ощущением этой ответственности дважды женился по счастливой любви, в наличии 17-ть потомков, написал и представил читателям только то, что считал нужным (иногда халтурил, писал проходные вещи, но никогда — сервильные); сберёг здоровье самой простой (и в Германии) едой, своей системой упр-й… Делаю всё те же, что и 70 лет назад (кроме подтягивания на перекладине, которой в обиходе нет).
    Понимаю — жизнь удалась. В мои 89-ть нет страха смерти (но не могу предсказать — может появится).

    1. Вы меня, Маркс, заинтриговали.. Не могли бы Вы дать ссылку на автобиографические очерки и рассказать какие физические нагрузки у Вас ежедневно.

      1. Об этом кое-что: Форум-«Идеи и открытия»: «В поисках счастья»; Форум-Проза: «Вольный стиль». Подробно — объёмная книга «Акмеология», 2-я часть.

  4. Я об этом писал. Как спорт.тренер я должен был подойти к названной проблеме сугубо практически. Когда-то я выстроил проверочный тест, опираясь, думаю, на абсолютные жизненные приоритеты. Первый из них, само собой, – ЗДОРОВЬЕ. Ему бесспорный приоритет. Менее существенное привёл в случайном порядке. Последовательность определял каждый в очередности, важной для него самого без оглядки на какие бы то ни было мнения.
    Для кого-то СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА более важны, чем МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, для кого-то – наоборот; кто-то сразу же вслед за здоровьем ставил свою РАБОТУ (УЧЕБУ), кто-то – свое ЖИЛИЩЕ как совокупность места и условий проживания; кто-то задумался, что для него важнее: отношение к нему коллег, друзей, соседей, окружающих в целом, иначе говоря, — СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, ощущение своего общественного положения, или отношение к себе лиц противоположного пола – СЕКСУАЛЬНЫЙ СТАТУС.

    Итого, СЕМЬ факторов, вполне исчерпывающих, как нетрудно убедиться, круг банальных человеческих устремлений. Расположив их колонкой по убывающему для них значению, каждый проставил себе оценку в обычной пятибалльной системе, как в школе:
    очень доволен, ни малейших претензий к данному обстоятельству – 5 баллов;
    хорошо, грех жаловаться – 4;
    так себе, средне, могло бы быть лучше – 3;
    плохо – 2; очень плохо, хуже некуда – 1 балл.

    Далее несложные арифметические действия: оценка за здоровье умножается на 7, оценку за второй по значимости фактор – на 6, за третий – на 5, за четвертый – на 4, за пятый – на 3, за шестой – на 2; последняя оценка остается как была (помноженная на единицу).
    Складываются полученные числа. Нетрудно понять: если набирается сумма, большая 120-ти, человек ощущает себя счастливым, больше ста – ощущает удовлетворенность жизнью, меньше – неудовлетворенность, ниже 70-ти — постылость…
    Понятно также, что решающей здесь оказывается оценка собственного здоровья. Без чего счастье как-то не просматривается.

    1. Итого, СЕМЬ факторов, вполне исчерпывающих, как нетрудно убедиться, круг банальных человеческих устремлений
      ——————-
      Очень интересно Маркс. Спасибо. Не могли бы Вы уточнить некоторые моменты:
      -По какому виду Вы были тренер?
      -Ваши семь параметров и тест, в целом, Вы придумали сами или есть такая методика?
      — Могли ли респонденты вносить другие направления теста, например, «возможноть путешествовать» , « уровень известности, популярность», «спортивные или творческие достижения» и др.?

      1. Лев Мадорский: «Очень интересно Маркс. Спасибо. Не могли бы Вы уточнить некоторые моменты:
        -По какому виду Вы были тренер?
        -Ваши семь параметров и тест, в целом, Вы придумали сами или есть такая методика?
        — Могли ли респонденты вносить другие направления теста, например, «возможноть путешествовать» , « уровень известности, популярность», «спортивные или творческие достижения» и др.?»

        Был тренером по плаванию. Тест разработан мной с полвека назад и апробирован на сотнях занимавшихся; вошёл в публиковавшиеся мной методики и в книгу «Акмеология» (М. 1992; 35 тыс.экз.)
        Указанные вами «другие направления» входят, по сути, в обобщающие: материальное положение, социальный статус… Дробление дезориентирует тестируемого.
        Другие методики есть. Вот, выбрана наиболее соответствующая предлагаемой теме.
        «Группа британских психологов вывела недавно формулу, по которой можно вычислить полноту человеческого счастья: P+ (5 x E) + (3 x H). Разъясняется, что P – это «личностная характеристика, включающая мировоззрение человека, его способность переносить неприятности и степень адаптации к новым условиям»; E – это качественные характеристики бытия тестируемой личности, а H – «индекс высших стандартов».
        Под конец скромно добавлено: «Обычному человеку (! — М.Т.) воспользоваться формулой не под силу. Для этого требуется консультация со многими специалистами…»

  5. Для понимания сути счастья имеет смысл обеспокоиться этимологией слова. Оказывается, счастье означает быть с частью того, что ты хотел, т.е. с некоторой долей желаемого. А несчастье есть обездоленность.
    Опираясь на это понимание, можно сказать, что человек сам может регулировать для себя меру счастья. Если ему достаточна та доля желаемого, которая у него есть – он счастлив, как дед Андрей, жители Бутана и просто мудрые люди.
    Тот же человек, которому всегда всего мало, недостаточно той доли, которая у него есть, – тот постоянно будет несчастлив.
    Однако, если довольствоваться малым, удовлетворяться необходимым, то куда же тогда девать любовь, разнообразные страсти, жизненный азарт, бурлящую кровь, желание победить, стремление помочь, как можно большему числу людей?
    Кто же все таки счастлив: орел или ворон?
    Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. … Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! А. С. Пушкин, \»Капитанская дочка\».
    Может быть у каждого свое счастье и нет общей мерки?

    1. Для понимания сути счастья имеет смысл обеспокоиться этимологией слова. Оказывается, счастье означает быть с частью того, что ты хотел, т.е. с некоторой долей желаемого. А несчастье есть обездоленность
      ——————-
      Спасибо, Анатолий, за замечательный коммент, раскрывающий понятие счастья с новой стороны. Для меня «быть с частью желаемого…» означает иметь возможность заниматься делом, которое по душе…. Тогда утром просыпаешься с улыбкой, как герой романа Джек Лондона «Маленькая хозяйка большого дома», каждый день превращается в праздник, а материальное положение не так уж важно…

  6. Счастье понятие относительное и каждым воспринимается . как индивидуальное состояние души.
    ————————
    Самое удивительное, Сава, что часто у люднй, выросшихе в близкой культурной и социальной среде ( подчас, в одной семье) понятия о счастье бывают разные. Знад двух братьев-близнецов. Один всегда мечтал о тихой, размеренной семейной жизни, а другой такую жизнь считал мучительной и рвался к переменам, путешествиям, обожал неожиданные сюрпризы и приключения…

    1. . Приведу вариант счастья , присланный на почту художнеиком Б.Аксельрод:
      Я думаю, что у каждого оно своё. Корень несчастья -это потеря близких, холод, голод и завист
      Для меня счастье- это когда все здоровы,в доме тепло и сытно,пахнет пирогами, а я практически в свои 85 могу целый день писать, не думая, как реализовать картину, но думаю, к какой выставке успеть

  7. Счастье понятие относительное и каждым воспринимается . как индивидуальное состояние души.
    Всеобщее счастье было возможным только в СССР.
    Потому придерживаюсь того же мнения. что выразил мудрый комментатор:

    Джек Оверт: Счастье — это жить в советской стране. А несчастье — это иметь такое счастье…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *