Ахмад Хашеми: Вторая арабская весна не удалась из-за антисемитизма. Перевод с английского Игоря Файвушовича

Loading

Ахмад Хашеми

Вторая арабская весна не удалась из-за антисемитизма

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Около двух лет назад, когда в ближневосточном регионе началось так называемое демократическое движение, более известное как «арабская весна», многие комментаторы провозгласили его как «большой шаг вперёд», «поворотный пункт в современной мировой арабской истории» и как «четвёртая волна демократизации». Я помню те дни очень хорошо, потому что мои коллеги из министерства иностранных дел Ирана были очень взволнованы. Как и большинство иранцев, они поддержали свержение старых тиранов в арабском мире. Многие из моих коллег говорили — разумеется  в частном порядке, — что Иран станет следующим в этом «эффекте домино», и весь ближневосточный регион двинется одним броском по пути к демократии.

Я не был столь оптимистичен. Я утверждал, что в отличие от оппозиции «Зелёного Движения» Ирана, — которое было восстанием при поддержке преимущественно светским средним классом и прозападными слоями общества, — основные оппозиционные силы на арабских улицах состояли из исламистов и даже салафитов из бедных кварталов, которые не были реальной силой для изменений к лучшему. Я утверждал, что обстоятельства не созрели для позитивной трансформации, и что быстрые и кровавые изменения только усугубят ситуацию путём привлечения антизападных экстремистских элементов во власть.

Мой скептицизм получил дополнительный импульс от прослушивания и чтения новостных заголовков, таких как: «После более чем 2000-летнего еврейского присутствия Египет закрывает последнюю синагогу» или «Нападения на коптские храмы продолжаются», «Египетские высшие должностные лица называют евреев «обезьянами», «Давид Герби, ливийско-итальянский еврей, вернувшийся на свою историческую родину, получает смертельные угрозы», «закрыта последняя синагога в Ираке, что является сигналом окончания там 2700-летнего еврейского присутствия».

Эти и другие подобные примеры были признаками того, что не только оставшиеся небольшие христианская и, особенно, еврейская общины вымирают в мусульманском мире, но и сокращается без того уже низкая терпимость по отношению к «другим». Это основная причина, почему я продолжаю считать, что арабские восстания вряд ли приведут к каким-либо изменениям к лучшему.

Политика: «Во всём обвинять Израиль»

С началом революций «Арабской весны» как правители, так и оппозиция попытались изобразить положение дел в свете нелепой, но странно распространённой теории, что за всеми этими событиями стоят евреи, и они занимаются заговором против мусульман и арабов. Посредством фабрикации встречной антисемитской пропаганды и организации заговоров с целью указания пальцем на Израиль и евреев каждая сторона пыталась очернить другую, связывая её с Израилем. В Ливии повстанцы, с целью опорочить диктатора-антисемита, утверждали, что мать Муаммара Каддафи была еврейкой; иранские чиновники не стеснялись назвать сирийское восстание, в его ранней стадии, заговором, спланированным сионистами; а Башар аль-Асад повторил те же самые обвинения. И этот список можно продолжить.

Недальновидность удерживала лидеров и сторонников восстаний от использования всех существующих возможностей. Вместо того, чтобы иметь дело с корневыми причинами проблем, они избрали «единый диагноз, подходящий ко всем болезням», с одинаковым рецептом от всех бед: каждый раз, когда возникает путаница, дилемма или сложная ситуация, просто указывать пальцем на Израиль и евреев.

Такая специфическая стратегия широко использовалась во внутренней политике Ирана после исламской революции 1979 года: и в качестве поисков козла отпущения за свои внутренние проблемы, и в качестве рычага против политических противников. Например, после того как президент Ахмадинеджад проигнорировал верховного лидера Хаменеи, ультра-ортодоксальные группы навесили на него ярлык «скрытого еврея». Его наставник, Рахим Машаи, и сторонники Рахима были помечены присными Хаменеи как «Течение заблудших». Это произошло отчасти потому, что, несмотря на то, что Рахим Машаи отрёкся от своих слов и сурово критиковал политику Израиля, он однажды высказал мнение, что два народа, две страны — Иран и Израиль — должны быть друзьями. В этом контексте, евреи — синоним зла, и они считаются источником всех грехов, страданий и злоупотреблений.

Мой личный опыт

Обычно я писал на персидском языке, но пару месяцев назад я, чтобы внести свой вклад в израильскую прессу, решил написать на английском. К моему удивлению, мои близкие друзья пришли в ярость и сказали мне, что «публикация в еврейских СМИ является красной линией, и ты таким образом ставишь на карту кредит доверия и своё будущее». Я ответил им, что и впредь буду это делать, невзирая на гнев моих старых друзей и  коллег.

К сожалению, наше общество так предвзято и несправедливо, когда дело доходит до Израиля и его политики, что даже многие сторонники реформ, продемократические группы в Иране и за его пределами сознательно дистанцируются от всего, что может дать повод обвинить их в связи с евреями. Тексты и разговоры о Бней-Исраэль (Сынах Израиля) и их прошлых страданиях по-прежнему являются табу, и никто не хочет слышать свободную от предубеждений информацию о евреях и их трагической истории, такую, как о принудительном исходе в двадцатом веке, массовой высылке и резне евреев на Ближнем Востоке.

Я твёрдо верю, что если мы собираемся создать здоровое, толерантное общество, которое уважает разные конфессии и проводит политику плюралистической демократии, мы должны признать, что евреи и еврейская община — это неотъемлемая часть наших собственных общин. Это утверждение сосуществования представляет сущность современной цивилизации. «Арабская весна» без религиозной терпимости, которая зиждется на сильных антисемитских настроениях, не может привести к подлинной демократии и свободе. Преуспевание и процветание возможно только в условиях мирного и демократического Ближнего Востока.

В качестве наиболее успешной демократии, обладающей сильной и диверсифицированной экономикой и динамичной многопартийной политической системой в регионе, поражённом тиранией, Израиль может быть образцом для подражания. Я искренне верю, что есть много других вещей, которым мы можем учиться друг у друга при условии, что мы оставим в стороне предубеждения и ненависть и с открытой душой примем новые идеи. Нам нужны изменения в менталитете, и, как мусульмане, мы должны наладить сильную сердечную связь с израильским народом и строить будущее нашего общего Ближнего Востока вместе с евреями и христианами. Тогда израильтяне будут готовы пожертвовать некоторыми спорными землями и пойти на компромиссы ради достижения прочного мира, гарантирующего их безопасность и существование во враждебном регионе, будучи в настоящее время окружены противниками.

Интеллектуалы, так же как и светские и религиозные учёные мусульманского мира, должны понять, что без решения основного принципа — терпимости по отношению к «другим», начиная с Израиля, — они не смогут достичь подлинной демократии и мира. Мы должны искать внутри себя корни наших проблем. Вековые проблемы неравенства и дискриминации, насилия, неуважения к правам человека, женоненавистничества и поведения, лишающего женщин прав, равных с мужчинами, нетерпимости и расовой ненависти, сектантства, коррупции, фундаментализма и экстремизма глубоко укоренились в нашей социально-политической структуре. Наш регион столкнулся с этими проблемами задолго до создания еврейского государства в 1948 году, и они не имеют ничего общего с сегодняшним Израилем.

Мы должны быть самокритичными и пересмотреть наши ценности и способ мышления, который привёл нас к этому хаосу. Нам следует заняться этим, если мы хотим жить в лучшем будущем. Мы должны признать и приветствовать само существование еврейского государства и его народа, как долго бывшую в рассеянии, но коренную и древнюю региональную нацию. Большинство войн и столкновений на Ближнем Востоке и в Северной Африке происходили между самими арабскими и мусульманскими странами. Несмотря на бессмысленные замечания, сделанные определёнными экстремистскими мусульманскими и даже еврейскими священнослужителями, например, — «Нетурей Карта», исчезновение Государства Израиль не решит затянувшихся проблем в регионе. Существующая практика братоубийства и бесконечных столкновений между враждующими группами в арабских и мусульманских странах действует независимо от Государства Израиль и не имеет с ним ничего общего.

Некоторые меры, которые могли бы исцелить наши раны, как то: культурный релятивизм, уважение прав человека,  учёт того факта, что евреи и христиане жили в этом регионе до мусульман, религиозная терпимость и уважение всех религий, включая авраамические (иудаизм, христианство и ислам) и неавраамический монотеизм (как Вера Бахаи, сикхизм и зороастризм), а также агностицизм и атеизм.

Государство Иран — спонсор антисемитизма

 Бедствие антисемитизма имеет долгую и позорную историю, которую не следует принижать и ограничивать только нацистскими преступлениями. Например, даже слова «еврей» и «еврейский» до сих пор несут в себе оскорбительные и негативные коннотации в наших пословицах и повседневных разговорах. Самым отвратительным примером государственного антисемитизма является теократический Иран, особенно, нынешняя его администрация.

Любой, кто порочит евреев, отрицает Холокост и отвергает существование Израиля, может превратиться в героя в течение одной ночи. Тому примером отрицатели Холокоста и антисемиты, подобные Эдоардо Аньелли, сыну владельца автогиганта «Фиат», покойный французский мыслитель Роже Гароди (психически неуравновешенный отрицатель Холокоста, которого, как я сам видел несколько лет назад, встречали как героя в семинарии «Feyziye» иранской провинции Кум), и антиизраильские раввины, такие как Исроэль Довид Вайс и Мойше Арье Фридман, радушно встреченные в Иране только потому, что они ненавидят Израиль и отрицают его право на существование.

Как писатели, учёные, активисты борьбы за права человека и рядовые граждане ближневосточного региона, мы обязаны принести исторические извинения израильтянам за нападки, преследования и массовое изгнание со своих исконных земель. Это явление мы можем классифицировать как «малый Холокост», который привёл к уничтожению еврейских общин в большинстве арабских и мусульманских стран. Даже если мы ничего не можем сделать, чтобы исправить то, что случилось в прошлом, мы должны иметь мужество признать эти реальности, с надеждой на более светлое будущее, обогащенное мозаикой различных культур, религий и рас.

Ахмад Хашеми — бывший переводчик иранского МИДа. Он был участником протестов продемократического «Зелёного Движения» в 2009 году. В начале 2012 года его включили в список кандидатов на парламентские выборы в Иране. Однако вскоре Хашеми был исключён из списка Советом Стражей иранской конституции.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Ахмад Хашеми: Вторая арабская весна не удалась из-за антисемитизма. Перевод с английского Игоря Файвушовича

  1. Дело в том,.что именно в Арабских странах экономически существует огромный временной разрыв между феодализмом до современного алигархического устройства..
    Феллахи или основная ,более половины населения стран, представляют собой абсолютную голытьбу(по К.Марксу-пролетариат,который являлся потенциальным могильщиком капитвл.).
    Видел своими глазами ту степень нищеты и нужды их и .естесственно самых радикально верующих и легко внушаемых.
    Плюс к этому ,представьте себе к тому же,обычную человеческую нужду….,как жениться..
    Женитьба(колым) стоит невероятно огромных денег. Если их нет-не думай об этом.(поэтому и 40 дественниц на небесах!)
    А какой демократии может идти речь у этих людей! В революции они ишут только удовлетворение своих жизненных потребностей. А вера ведь та же!.
    Другое дело центральные города.
    Там организовался новый более средний класс-производительные силы общества, менее гелигиозно-фанатичны,значительно более образованный,но они в меньшинстве. И результат мы видим!

    Другой вопрос вообще стоит о самой «Исламской религии»
    Лично для меня эта «религия» не понятна.
    Если мы говорим об 3 Авраамических религиях,между которыми есть «Ислам»,то как эта религия уничтожает христианские обозначения,где вера об едином Б-ге. Если говорить о запрете на символику,то у евреев ее нет!
    В этих религия есть огромное фундаментальное отличие,что дает основание сомневаться в их идентичности и, как следствие, эта ненависть и борьба!
    Но что? Может ли кто-то копнуть поглубже?.
    Поверхность видна…
    Одно отличие существенное ,я вижу….Это при Иудаизме,человек получил СВОБОДУ и ЗАКОНЫ, как условие интеллектуального и свободного развития личности, в равной степени .как мужчин,так и женщин.
    Христианство пощло по этому пути!
    Ислам не проповедует этого пути и СВОБОДЫ!.
    Если Ислам не подтверждает ЭТОГО, то какой Б-г их наставник?

  2. 4. Святыня 2х (а не 3х) религий. Израиль является окончательным домом евреев, и святейшим местом для евреев и христиан. Только иудаизм и христианство имеют основание называть эту землю своей наивысшей святыней, где жили, ходили и проповедовали их величайшие пророки. Ни в одной другой религии не описываются события, происходящие на земле Израиля. Исламское присутствие на земле Израиля — это результат захватов и колонизации предыдущих веков. Мечети в Израиле вообще, и особенно на Храмовой горе, должны быть упорядоченно снесены, подготовив условия для восстановления Третьего Храма — окончательной цели в иудаизме и христианстве.

  3. Борис Э.Альтшулер
    — Mon, 13 May 2013 15:17:24(CET)

    А Они утверждали, что Гитлер принял ислам и взял мусульманское имя Гейдар.
    ================================
    Лидера российских исламо-фашистов зовут Гейдар Джемаль.

  4. Хорошая аналитическая статья. Жаль только, что автор, как и многие другие, ошибочно пользуется словом антисемитизм. Можно говорить об антисемитизме персов или других народов, если таковой есть. Но какой может быть антисемитизм у арабов? Ведь они точно в такой же степени семиты, как и евреи.
    ——————————————————————————————————————————————————————-
    Термин «антисемитизм» был в более 130 лет назад использован Вильгельмом Марром именно для определения своей позиции по отношению к только евреям.
    В отношении иранских шиитов, у которых этот термин ещё смешан и с расовой компонентой, надо указать на тезиз о расистской прокламации персидских Сасанидов, выдвинувших в III-м в. н. э. «идею Ирана» в ещё и сегодня подчёркнуто многонациональном государстве, что позволило его правителям объявить потомков израилитов, скифов-саков на севере и мидийцев на западе, в
    Центральной Азии, Афганистане, Месопотамии (Ираке) и на Кавказе, особенно в тюркском Азербайджане, «иранскими народами».
    Эта прокламация имела уже в конце средневековья и начале Нового времени оглушительный пропагандистский успех. Успех этот был массивно поддержан военными завоеваниями (с перерывами), ассимиляцией, аккультурацией и, в особенности, позже исламизацией Кавказа и Центральной Азии. Само название Ирана, происходящее от авестийского «Эран-вэдж», т. е. «страна ариев», было принято шахом Реза Пехлеви I – вместо традиционного «Персия» – в 1934 г. по совету германской дипломатической миссии. В 1940 г. немцы приступили к строительству в Иране «Назьябада» – города ариев-нацистов.
    Специальным декретом германское правительство Гитлера освободило иранцев как «чистокровных арийцев» от ограничений нюрнберг-
    ских расовых законов. Более того, расовое управление СС даже санкционировало браки германских «чистокровных арийских» девушек с видными представителями политической, военной и экономической элиты Ирана. Например, разведённая супруга свергнутого шаха Реза Пехлеви II, шахиня Сорайа, была результатом такого брака.
    Все это сопровождалось заигрыванием с исламом – немцы объявили шиизм, господствующий в Иране, «истинно арийской» религией, отличной от арабского ислама «семитского суннитского толка».
    Кроме того, немецкие пропагандисты распространили среди иранцев-шиитов слухи, что Адольф Гитлер родился с зеленой каймой вокруг пояса (несомненным признаком мусульманской святости) и является не кем иным, как ожидаемым мусульманами Махди – двенадцатым «сокрытым» имамом, мессианским потомком пророка Мухаммеда, который в конце времен придёт руководить мусульманами и восстановит справедливость на земле. Они утверждали, что Гитлер принял ислам и взял мусульманское имя Гейдар.
    Так что термин «арабский антисемитизм», особенно шиитского толка, имеет свою давнюю историю.

    1.  Давайте назовем антисемитизм словом “проект”. Тогда станет понятней, что у этого феномена не может не быть своей логистики и своего Автора.
      Зачем Богу антисемитизм? А зачем солнцу пыль? Без пылинок в темной комнате солнечный свет не виден. По многим признакам, антисемитизм ничто иное, как фон для еврейской избранности. Кстати, как народ относится к предложению вместа слово “антисемит” ввести термин “антист” – т.е. человек против всего нового, против прогресса?
      Кстати, термин этот свободен — не имеет никакого иного толкования.

  5. Хорошая аналитическая статья. Жаль только, что автор, как и многие другие, ошибочно пользуется словом антисемитизм. Можно говорить об антисемитизме персов или других народов, если таковой есть. Но какой может быть антисемитизм у арабов? Ведь они точно в такой же степени семиты, как и евреи. Это всё равно, как если бы о поляках, настроенных антиукраински, говорили, что они анти…славяне. Уж лучше воспользоваться словом юдофобия, хотя и это не вполне точное определение.

  6. РАСКАЧИВАТЬ ЛИ ЛОДКУ?..
    «…Я утверждал, что в отличие от оппозиции «Зелёного Движения» Ирана, — которое было восстанием при поддержке преимущественно светским средним классом и прозападными слоями общества, — основные оппозиционные силы на арабских улицах состояли из исламистов и даже салафитов из бедных кварталов, которые не были реальной силой для изменений к лучшему. Я утверждал, что обстоятельства не созрели для позитивной трансформации, и что быстрые и кровавые изменения только усугубят ситуацию путём привлечения антизападных экстремистских элементов во власть…».

    >>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<

    Здесь переставлены местами причина и следствие.
    "Оппозиционные силы на арабских улицах" по преимуществу представлены были относительно образованным и относительно обеспеченным городским населением — атеистами или, в большинстве, умеренными мусульманами. Движение противостояния невежественному агрессивному исламизму.
    Боролись за демократию европейско-американского (опять же, относительно) образца.

    Тут-то и парадокс. Демократия это, так или иначе, власть выдвинутая большинством. Но большинство в арабских странах (особенно лишённых нефти — экономического стимулятора) — неграмотные и, в силу этого, сплошь религиозные феллахи и нищие обитатели городских трущоб.
    Вот и пришли к власти их выдвиженцы. "Хотели — как лучше, а получилось — как всегда".
    Теперь бунты "по второму кругу" — с участием подонков, которым любая власть, хоть как-то обеспечивающая порядок, ненавистна.

    Американское насаждение "демократии" без разбора и любым путём совершенно идентично советскому насаждению "социализма" — кстати, почти всегда в тех же странах.

Обсуждение закрыто.