Лев Мадорский: За что уважать стариков, или Пересекается ли мудрость с молодостью?

 346 total views (from 2022/01/01),  1 views today

… у меня всё более складывается ощущение, что в 21-м веке сакральная парадигма уважения к старикам, много веков стоявшая прочно и незыблемо, пошатнулась. Уважание к старости уменьшается как шагреневая кожа. Вечное противостояние отцов и детей перешло в новую фазу, где преимущество на стороне детей.

За что уважать стариков, или
Пересекается ли мудрость с молодостью?

Лев Мадорский

 Лев Мадорский «Не жалейте о том, что стареете, многим в этом было отказано. Жизнь дается всем, а старость — избранным»
Ольга Аросева

«Старость — это искренность. И естественность. И полное отсутствие позы»
Владимир Зельдин

Почему-то запомнил, как в семидесятые годы прошлого века в Москве показывали пальцем на старика, ковыляющего с палочкой: «Ты представляешь, ему 80!» В 21-м веке по оценкам геронтологов старческий возраст сдвинулся и наступает после 90 лет.

В отношении к старикам все религии, хотя в других вопросах они ни на йоту не хотят приблизиться друг к другу, придерживаются единого мнения: стариков надо уважать.

В Иудаизме:

«Пред сединой вставай, уважай старца и бойся твоего Б-га, Я Г-сподь» (Левит-19.32).

В Христианстве:

«Старца не укоряй, но увещевай, как отца…, стариц, как матерей» (1 Тим.5:1-2).

В Исламе:

«Уважение к старикам, является следствием уважения, которое человек испытывает к Аллаху» (Бухари).

В Буддизме:

«Первый долг — уважение к старикам».

За что, собственно, уважать?

Несмотря на такое единство, у меня всё более складывается ощущение, что в 21-м веке сакральная парадигма уважения к старикам, много веков стоявшая прочно и незыблемо, пошатнулась. Её всё сильней и сильней раскачивают голоса молодых: «А за что, собственно, уважать? Только за прожитые годы? Так это не их заслуга. Это заслуга генетики, здорового образа жизни, современной медицины, наконец. Уважать надо за дела, а не за возраст». В этих голосах есть здравый смысл. Если человек в молодости (возьмём крайний случай) был негодяем и антисемитом, или, скажем, доносчиком во времена Гулага, то за что его уважать, если он достиг возраста «божьего одуванчика? Думаю, что европейское правосудие, подчас, излишне толератное, проявляет высшую гуманность, когда не придерживается срока давности для нацистских преступников.

Впрочем, у сторонников «неуважения» есть и другие причины, которые они не афишируют, но которые присутствуют, так сказать, на подсознательном уровне. В 21-м веке на волне технологической революции разрыв между молодыми и стариками стал чудовищным и постоянно увеличивается. Сегодняшние старики в глазах молодых — динозавры. Они не вписываются в современную жизнь, которая тесно связана с компьютерными наворотами, интернетом, вотсапом, другими новациями. Неповоротливые, медлительные, подверженные деменции люди старческого возраста для юного поколения перстали быть носителями мудрости. Это не удивительно. Из интернета можно получить больше информации, чем от помнящих прошлую жизнь бабушек и дедушек. В мире властвует (что, впрочем, совсем неплохо) культ молодости, движения, радости жизни, обогащения.

Есть за что…

Все, приведённые выше «недостатки» стариков, действительно, существуют. Тут возразить нечего. Но за плечами старческого возраста есть и другие качества, которые отсутствуют у молодых: жизненный опыт, осторожность в принятии решений, большая чем в молодости склонность к компромиссам, а, иногда, всё-таки, та самая жизненная мудрость, которая рождается от перенесённых трудностей и страданий. Боль, страдания, потери, сильные потрясения помогают пожилым по другому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней тот смысл, который раньше они не замечали. Молодость и мудрость редко пересекаются. Старики знают то, чего не могут знать молодые. Они знают, что на смену радостям приходит разочарования. Они знают, что быстрые, импульсивные действия часто бывают ошибочными. У стариков больше терпения и терпимости. Они лучше, чем молодые, могут понять и оценить глубину соломонового Экклизиаста: «И это пройдёт», «Что было — уже есть, и чему быть уже было», или «Всё идёт в одно место. Всё произошло из праха и всё возвратится в прах». Молодые читают афоризмы, старики их творят.

Итак, что в сухом остатке? В 21-м веке уважание к старости уменьшается как шагреневая кожа в одноимённом романе Бальзака. . Вечное противостояние отцов и детей перешло в новую фазу, где преимущество на стороне детей. На глазах молодеют главы государств: С. Курцу (Австрия), Э. Макрону (Франция), Ким Чен Ыну (КНДР), Р. Варадкару (Ирландия), М. Бахтадзе (Грузия), многим другим 30-40 лет. В старческом возрасте остаются лидерами либо диктаторы (Ким Чен Ын — наследник диктатора), либо царствующие особы и президенты, которые выполняют представительские функции. Тенденция омолаживания власти набирает силу. Старикам уступают место в транспорте, но к мнению их не прислушиваются. Как хорошо сказал американский педагог Лоуренс Питер (1941-1995 г. г.): «Старость это когда знаешь все ответы, но никто тебя не спрашивает».

На мой взгляд, спрашивать надо. Молодые, в большей степени, чем имеющие жизненный опыт старики, способны на радикальные, необдуманные решения. Они легче развязывают войны. Как пел 26-летний Виктор Цой ( «Звезда по имени Солнце»):

И две тысячи лет война —
Война без особых причин
Война — дело молодых
Лекарство против морщин

Когда я написал выше, что старость и мудрость не пересекаются, то, выходит был не совсем прав.

Лермонтов в возрасте Цоя доказал это. В его афоризмах мудрость старости:

«Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка…»,

«Тебя обидел человек, а ты возьми и сделай ему добро, подари ему тепло и ласку своей души, и узелок-то развяжется, якорек спадет с твоего сердца»,

«Люди друг к другу зависть питают; я же, напротив, только завидую звездам прекрасным. Только их место занять бы хотел».

И во множестве других…

Значит, всё-таки, мудрость и молодость пересекаются? Да, конечно. Но, всё-таки, в виде исключения. А исключение, как известно, подтверждает правило.

Print Friendly, PDF & Email

47 комментариев к «Лев Мадорский: За что уважать стариков, или Пересекается ли мудрость с молодостью?»

  1. Пересекается ли мудрость с детством?
    Автор и лектор Leo Buscaglia однажды вспомнил конкурс, где он был судья. Конкурс должен был выбрать самого заботливого ребенка. Вот два случая.

    Четырехлетний ребенок, у которого сосед, пожилой джентльмен, недавно потерял
    жену. Увидев, как старик плачет, маленький мальчик подошел к нему и забрался на колени. Когда мать спросила его, что он делал, маленький мальчик сказал: «Ничего, я просто помог ему плакать».

    И еще:
    Джимми хотел принять участие в школьной пьесе. Его мать знала, что он очень хочет этого, но боялась, что он не будет выбран. В тот день, когда все роли были распределены, она пошла забрать Джимми после школы. Он бросился к ней с сияющими от гордости и волнения глазами. «Угадай, мама! – крикнул Джимми, и сказал незабываемые слова. — Я выбран, чтобы хлопать и подбадривать!»

    1. : «Ничего, я просто помог ему плакать».
      —————
      Я, Борис, как учитель музыки, много общаюсь с детьми и у меня тоже есть примеры детской мудрости. Вот совсем недавний. Мы поём с 8-летним мальчиком «Крокодил Гена» Шаинского: « К сожаленью, день рожденья только раз в году» Спрашиваю: «А ты бы хотел, Миша, чтобы было в году два дня рождения?» Он отвечает сразу, не задумывваясь: «Нет не хотел бы» «Почему??» « Быстро состаришься…»

  2. Забытым в недавней дискуссии «деды-внуки» оказалось то, что резко усугубляет непонимание молодых со стороны поколения старых в эмигрантской среде. Я имею в виду попытку, пусть и вынужденную, стариков остаться при своём языке и при своей, связанной с этим языком, культуре.
    Внуки живут другим языком, литературой, музыкой. Они – граждане других стран. Их пытаются, однако, убедить в важности сохранения языка, в превосходстве базирующейся на нём культуры, значительности той истории. Иногда, сравнительно редко, но это удаётся, и внуки (дети) говорят по-русски. Вместе со стариками они празднуют 9ое мая, ходят с портретами предков шеренгами «Бессмертного полка». Носят колорадские ленты, военную форму – чуть ли не НКВД. Сам видел такие фотографии в применение к Израилю. Ещё хуже – ежевечернее слушанье и просмотр того ТВ, со всем его пропагандистским напором.
    Дедам и бабушкам трудно даётся само-отучение от прошлого, равно как и обучение другому языку, другой культуре, понимание другого общества, в рамках которого, они, тем не менее, вынуждены жить, и от которого теперь полностью зависят. Кстати, сама эта зависимость резко снижает авторитет – «чему у вас научишься, если даже пенсии не смогли заработать?». Да и чему условный дед (бабушка) может научить внука, если они толком не знают языка, все примеры приводит из другой литературы и жизни? Смотрю по сайтам, комментариям, где практически никогда не увидишь цитат из ивритских писателей и поэтов, хотя часто можно найти и вполне хорошие переводы. Со стыдом констатирую, что сам только недавно начал открывать для себя Шалева, Оза, Агнона и ряд других истинных классиков Израиля. Не встретишь и упоминания израильских композиторов и исполнителей.
    Помню, читал рассказ одной весьма интеллигентной дамы, которая, представляя круг известных в русскоязычном секторе Израиля имён, ссылалась на их недавний спор о том, существует ли вообще израильская культура. А чего стоит ряд статей (Гулько, Зив Ами), где говорится об особом, весьма высоком якобы, сегодняшнем предназначении русскоязычных евреев? Даже мне, не только внукам, читать об этом смешно. Доходит до курьёза – член некой академии наук для русскоговорящих даже не знал, как я из разговора с ним выяснил, что в Израиле есть вполне авторитетная организация — Israel Academy of Sciences and Humanities.
    Дети, внуки – наши ближайшие люди, но очень чуткий указатель нашей правдивости, последовательности, искренности. Понятно, как они реагируют на деда (бабушку), ещё вчера бывшего членом КПСС, а сейчас торопливо ставшего правоверным иудеем, подчас сменившим, например, имя Ефим на Хаим или сделавшим нечто подобное. Мало что поколению внуков может предложить поколение дедов. А любить они нас любят, и, надо будет, немножко позаботятся о нас. Пропускают вперёд в дверях, уступают место в транспорте, помогают что-то перенести или отнести. Но возможность духовного влияния ослаблена, и к добру, несказанно.
    ПС Говорилось в дискуссии о потери молодёжью духа Ромео и Джульетты. Во-первых, у нас тоже такого духа не было – это литературщина. А в жизни я не хотел, чтобы моя внучка вступила в романтические отношения с мальчиком в тринадцать лет, когда ему четырнадцать. Говорилось с тоской о потере молодёжью вкуса к бумажной книге, к шелесту станиц, запаху самой бумаги. Про себя могу сказать, что читаю сравнительно немало, но всё на планшете или мобильнике, в памяти которого у меня под 300 книг. И жалею только, что эта возможность пришла столь поздно.

    1. Их ( внуков Л.М.)пытаются, однако, убедить в важности сохранения языка, в превосходстве базирующейся на нём культуры, значительности той истории
      —————

      возможность духовного влияния ослаблена, и к добру, несказанно.
      ———————

      Спасибо, Мирон, за интересный, развёрнутый, хотя и в чём-то парадоксальный коммент В нём переменшаны, на мой взгляд, и верные, и спорные моменты. Верные в том, что не стоит «дедам» подталкивать «внуков» к мысли о том, что еврейско-ивритская литература, музыка, культура в целом занимает второстепенное место по сравнению с культурой их страны исхода. В том числе с российской. Правда меня, например, в детстве, напротив, отец тянул к культуре идиш, особенно, к песням, а я по глупости не слушал его. К спорным отношу то, что любое ослабление духовного влияния дедов к добру. Скажем, День Победы, который будет завтра, а в Европе день траура сегодня , это большой праздник. Особенно для евреев.И не стоит его забывать. Ушедшие письма и бум книги ( я тоже читаю эл.книгу) вызывают ностальгию. Согласитесь, Мирон, что они что-то несли душевное, даже интимное. Другими словами,еврейская классика ( я согласен с Вами) еврейская классика должна войти в душу ребёнка. И если деды это не понимают-это их беда. Поэтому Ваше настроение я понимаю. И ещё. В Германии «внуки» почти забывают русскую классику и это тоже плохо. Что касается русского языка, то забывать его ( не в ущерб, конечно, ивриту или в в моём случае немецкому) тоже было бы обидно. Короче, с чем-то согласен, с чем-то нет…

      1. Как иллюстрация мною сказанного, Лев. Только что прочитал, что под Иерусалимом в лесу им. Красной Армии собрались ветераны, во главе с председателем и заместителем председателя Союза ветеранов ВМВ — борцов с нацизмом. У них вся грудь завешана. Я мало это ценю, поскольку у самого послевоенных этих «наград» 14 штук. Эта увешанность чему-то учит внуков? Есть такой сайт «Подвиг народа», где отмечены награждения орденами и медалями в ВОВ. Вводишь фамилию и имя и получаешь, чем и когда награждён данный человек. Ввёл, имён председателя и его заместителя не нашёл вообще. И они учат?! Нет, пропагандируют нечто, к интересам Израиля не относящееся. Кстати, День Победы — 8 мая, эта дата стоит и под актом капитуляции Германии. Лишь новость о капитуляции пришла в СССР 9го, но сейчас именно 9е навязывают, как День Победы, подчёркивая тем, не что победили, а кто победил. И евреям не стоит помогать тому, что называется победобесием, а они, их организации именно это делают, в том числе и в Германии. От незнания? Едва ли. Языковая проблема — принципиальная. Основным языком может быть лишь один для ребёнка. А ему навязывают равноправие двух.

        1. Ввёл, имён председателя и его заместителя не нашёл вообще.
          ————————-
          Да, частенько,.мы к старости пытаемся приукрасить своё прошлое, не всегда имея на то основания. Любопытно, а какие 14 наград имеете Вы? С Днём Независимости, дорогой Мирон!

          1. Удовлетворяю ваше любопытство, Лев
            1. Медаль «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», Правительство и Губернатор Санкт-Петербурга, 20.01.2019
            2. Medal “Commemorating Jewish fighters with Nazism – 70 years of the WWII Victory”, Ministry of defense, Israel, 2015
            3. Юбилейная медаль «Семьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне», Санкт-Петербург, Россия, 2015
            4. Памятный знак Санкт-Петербурга «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», от имени Губернатора Санкт-Петербурга, 26.01.2014
            5. Medal “Sixty five years of the Victory”, Jewish fighters against the Nazis, Ministry of defense, Israel, 2011
            6. Медаль «Шестьдесят пять лет Победы в Великой Отечественной войне», Санкт-Петербург, Россия, 2010
            7. Медаль «К 65-летию снятия блокады Ленинграда», Санкт-Петербург, Россия, 2009
            8. Medal «To the fighter with fascism», Ministry of defense, Israel, 2007
            9. Медаль «Шестьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне «, Санкт-Петербург, Российская федерация, 2005
            10. Медаль «Шестьдесят лет блокаде Ленинграда», Санкт-Петербург, Российская федерация, 2004
            11. Медаль «300 лет Санкт-Петербургу», Санкт-Петербург, Российская федерация, 2003
            12. «Ветерану Великой отечественной войны, Санкт-Петербург, Российская федерация,, 2003
            13. Медаль «Пятьдесят лет Победы в Великой отечественной войне», Санкт-Петербург, Российская федерация,, 1995
            14. Медаль «Жителю блокадного Ленинграда», Ленинград, Россия, 15.08.1989
            15. Медаль Ветеран труда, Санкт-Петербург, Россия, 02.08.1996

            Замечу, вывешивание всего этого — не безобидная вещь и с точки зрения отношения думающих внуков

          2. Замечу, вывешивание всего этого — не безобидная вещь и с точки зрения отношения думающих внуков
            ————
            Согласен. Спасибо Извините, если отнял у Вас время.

  3. Дорогой Лев, к вопросу о значимости для отцов, расходящимися с детьми во взглядах по принципиально важным жизненным проблемам, может служить достойный пример поступка сына,приведенный в приложении:
    Нам не дадут быть французами! Нас заставят быть евреями
    9tv.co.il/news/2019/03/19/268397.html

    1. Очень сильный рассказ. Спасибо, дорогой Сава. И всё-таки как-то не верится, что здесь нет элементов художественного вымысла. Во всяком случае у немцев такого непонимания, такой ненависти к Израилю и к евреям я не встречал.

  4. Дорогой Лев!
    Позвольте мне ещё раз «втиснуться» в обсуждение. По той причине, что тема касается и меня. Я уже в том поколении, которое испытывает серьёзные проблемы в контакте с молодыми. Изучив все отзывы, я обнаружил, что абсолютное большинство их сводится к «общему знаменателю»: нас, старое поколение, не понимают и не уважают…
    Самое интересное, ни одного высказывания, где бы наше поколение попыталось понять молодых. Может, попытаться приблизиться к внукам? Может, попытаться понять их? И тогда найдутся точки соприкосновения.
    Помнится, лет 30 назад сцепился с сыном. Я, воспитанный на «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» в упор не видел увлечения сына. А потом прислушался. ДДТ Шевчука, Гарик Сукачёв, Чиж и К*… Я проникся.
    Давайте пытаться понять своих внуков. Уверен, они поймут нас.

    1. Может, попытаться приблизиться к внукам? Может, попытаться понять их? И тогда найдутся точки соприкосновения.
      ————————
      Спасибо, Яков К., что Вы, начавший обсуждение, снова в него, как Вы выражаетесь «втиснулись». В отношении музыкальный предпочтений, то я стараюсь понять учеников- «внуков» постоянно. Благодаря им существенно изменился репертуар «мелодий для удовольствия», которые они играют. Особенно мелодии из популярных у подростков фильмов -»Пираты Караибского моря» и другие. Но ко многим песням современной эстрады привыкнуть так не могу, хотя внуки слушают их охотно. Никак не могу…

  5. Спасибо, дорогой Лев, за интересное эссэ
    на довольно «затасканную» тему, которая впрочем, никогда не исчезнет.
    Мне по душе позиция M.Amusia, как и мнение J.Aronovich.
    Больше всего задевает вопрос «За что, собственно, уважать?»
    Я не люблю говорить о других — всё «примеряю на себя». Так вот, (если по-существу) меня этот вопрос ставит в тупик, когда я пытаюсь «поменяться местами», хотя бы, с собственными детьми.
    Догадываешься, о чём это я ?
    За что меня уважать, если я (например) вывез семью не в ту страну ..? А, если в Германии они не найдут того, на что надеялись, или опять столкнутся с антисемитизмом (теперь уже с исламским) ?
    Да, разве только эти вопросы ?
    МЫ сами отвечаем за то, как наши дети будут относиться к нам, будут ли нас уважать, и за что.

    1. Спасибо, дорогой Яков, за отклик. Что касается твоих сомнений, что вывез внуков «не в ту страну», то, конечно, их можно понять, но не в смысле «опасностей», а в более широком смысле выбора, который был у нас: Израиль или Германия. Что касается опасностей , то здесь их ничуть не больше, чем в других европейских странах. Германия стала «другая» ( Аденауэр). Поколение немцев, вопитанное на нацистской пропаганде, уходит-ушло, а послевоенное, в основной массе, избавилось от юдофобского вируса. Оно остановит мусульман-антисемитов. Уверен…

  6. Михаил Светлов
    Старушка (1927)

    Время нынче такое: человек не на месте,
    И земля уж, как видно, не та под ногами.
    Люди с богом когда-то работали вместе,
    А потом отказались: мол, справимся сами.

    Дорогая старушка! Побеседовать не с кем вам,
    Как поэт, вы от массы прохожих оторваны…
    Это очень опасно — в полдень по Невскому
    Путешествие с правой на левую сторону…

    В старости люди бывают скупее —
    Вас трамвай бы за мелочь довез без труда,
    Он везет на Васильевский за семь копеек,
    А за десять копеек — черт знает куда!

    Я стихи свои нынче переделывал заново,
    Мне в редакции дали за них мелочишку.
    Вот вам деньги. Возьмите, Марья Ивановна!
    Семь копеек — проезд, про запасец — излишки…

    Товарищ! Певец наступлений и пушек,
    Ваятель красных человеческих статуй,
    Простите меня, — я жалею старушек,
    Но это — единственный мой недостаток.

  7. «Когда я написал выше, что старость и мудрость не пересекаются»
    /////////
    Я этого выше не нашел:)

    1. Боль, страдания, потери, сильные потрясения помогают пожилым по другому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней тот смысл, который раньше они не замечали. Молодость и мудрость редко пересекаются
      —————
      Огромное спасибо, дорогой Александр, за прекрасную подборку стихов. У Соложенкиной запомнился вечный, немного печальный кроговорот молодости-старости: «…и юношам читаем наставления,а те глядят рассеянно в окно». Вы не нашли, где я пишу о непересечении мудрости и старости, и эти строчки я вынес сверху.

    2. Лев,
      Это вам спасибо за то, что дали повод еще раз вспомнить любимые со студенческих лет стихи.
      А слов о о непересечении мудрости и старости я все равно сверху не вижу. Если вы имеете в виду название — там «Пересекается ли мудрость с молодостью»

      1. Я,Александр, вынес эти слова из текста выше моего предыдущего коммента. Выношу ниже ещё раз
        Боль, страдания, потери, сильные потрясения помогают пожилым по другому взглянуть на свою жизнь, увидеть в ней тот смысл, который раньше они не замечали. Молодость и мудрость редко пересекаются

  8. Борис Слуцкий
    Преимущества старости

    Двадцатилетним можно говорить
    Зайдите через год. Сорокалетним
    Простительно поверить сплетням
    И кашу без причины заварить.

    А старики не могут ошибаться
    И ждать или блуждать.
    Они не могут молча наблюдать
    И падать или ушибаться.

    Нет, оступаться — слишком кость ломка,
    И мало времени у старика,
    И чересчур близка
    Та самая, последняя черта,
    Которую никто не переходит.

    Поэтому так часто к ним приходят
    И высота,
    И чистота.

  9. Светлана Соложенкина

    НАСТАВЛЕНИЯ

    Нам старшие читают наставления,
    а мы в окно рассеянно глядим.
    Не обожгись! — твердят они. – Терпение!
    А мы… о, как обжечься мы хотим!

    Мы с наслажденьем, мы с восторгом падаем,
    и синяки для нас, как ордена…
    И только, много позже мы досадуем,
    что человеку жизнь одна дана.

    Приходят к нам и мудрость и терпение.
    Не пьем — по капле цедим мы вино
    и юношам читаем наставления,
    а те глядят рассеянно в окно.

  10. Меня удивляет такое количество умных людей проходят мимо основных причин «распада» — уменьшения уважения между нами и ими.
    Мне кажется что все на много проще: пожилые/страрики все меньше нуждаются в материальной поддержке детей. 200 лет назад пенсий не было, но были дети. Много детей. Авось поддержат в старости. А сегодня? Демография другая, и .т.д.
    Второе: сегодня значительно меньше людей религиозного склада, и как результат не видящих уважение стариков как обязанность. Заповеди и т.д.
    Я не уверен что достаточно четко изложил, но как то так 🙁
    А эссэ понравилось, спасибо Лев.

    1. И Вам спасибо, Джозеф. Вы интересно расширили тему эссе. Если собрать все комменты, то видно как широка и многогранна проблема отношений поколений.

  11. Лев, несколько слов в связи с упоминанием Вами ромэо-джульетовских отношений. Один из персонажей У. Шекспира весьма серьезно пошутил: «весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Время Шекспира было временем Ромео и Джульетты, временем романтиков. За благосклонный взгляд дамы, рыцари сражались в смертельных турнирах. Я был в Вероне, стоял под балконом где «стаивал и Ромео», видел, как плакали пожилые женщины, как понуро опускали головы пожилые мужчины, вспоминая эту печальную историю: «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Но это реакция людей пожилых, уходящего поколения. А, что же нынешнее поколение, что же молодежь.
    В наши дни, глядя на людей относительно молодых и среднего возраста, на современных юношей и девушек, у многих из которых, практически, нет ничего святого, у которых история Ромео и Джульетты вызывает не слезы, а смех, Шекспир уже без шуток сказал бы: «весь мир — базар, а люди в нем — торгаши и циники». Все покупается и продается. И не только материальное, но и мораль, любовь, совесть, честь, достоинство, благородство.
    Женщины (девушки), на которых во времена Шекспира чуть ли не молились, в наши дни не уступают мужчинам (юношам) ни в наглости, ни в отсутствии совести, налицо гендерность в ее самой разнузданной форме. На первом месте — выгода, а как она достается, не имеет никакого значения. Прошли времена романтиков. Вот такие нынче времена.

    1. Женщины (девушки), на которых во времена Шекспира чуть ли не молились, в наши дни не уступают мужчинам (юношам) ни в наглости, ни в отсутствии совести, налицо гендерность в ее самой разнузданной форме. На первом месте — выгода, а как она достается, не имеет никакого значения. Прошли времена романтиков. Вот такие нынче времена.
      ———————
      Всё о чём Вы пишете, Владимир, имеет место. Недавно наблюдал в центре города двух мужиков, которые откровенно целовалисьв губы, обнимались, в общем, в полной мере демонстрировали голубой кайф и никого из прохожих это не удивляло. Я бы и с Вашей печальной оценкой азгляда на будущее согласился, но останавливает тот факт, что и много веков назад ( задолго до Шекспира) прогнозы были, примерно, такими же:

      « Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие» Сократ ( 5 в.до н.э.).

      «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. ( Гесиоид, 7 в. до н. э.)»

        1. Вы правы насчет древних греков. Ну, так ведь они и сгинули! Может быть также и из-за того, о чем писали Сократ и Гесиод?
          —————-
          Может и так, Михаил. Но времена Возрождения всё-таки пришли, как и Ромэо и Джульета. Так что, будем надеяться и сегодня не всё потеряно…

  12. Общение очень радует меня, ибо мы с ним беседуем, и о политике в том числе. Радует созвучие, которое нахожу в нём. Радует, что онприслушивается ко мне, радует, что в таком юном возрасте у него есть своя жизненная позиция.
    ———————
    Вам, Яков,действительно повезло. Поздравляю. Мой внук такого же возраста (скоро 17), часто живёт у нас, не уходит от разговоров, хорошо учится, вежливый, добрый мальчик. Но, в отличие от Вашего ( это меня больше всего расстраивает), книг не читает и весь погружён в смартфон. Всё свободное время. С детства я с ним занимался музыкой и он делал хорошие успехи, но так как родители не проявили к занятиям должного интереса ( хочешь играй-хочешь не играй), от музыки отошёл. Если дети не видят интереса к своим занятиям со стороны родителей, то занятия эти обречены на провал…

  13. В уважении к старшим и своих детей так воспитают.Однажды мы с ней ехали в её авто, нас обогнал байкер, это был очень большой парень,затянутый в кожу, мотоцикл мощный. Она решила что он опасно превысил скорость и приступила к преследованию. Через какое-то время он остановился,слез с седла,она подошла,парень стал смирно,голову опустил выслушал,извинился,пообещал. После чего мы продолжили поездку. Долг был исполнен. Это Германия ,сказал я себе.

  14. Затронутая вами, Лев, тема: ОТЦЫ и ДЕТИ актуальна во все времена. Острота проявления проблемы зависит от ряда факторов. Среди них -генетические причины, навыки морали привитые воспитанием, просвещенность, образованность и прочее… играют решающую роль. Но самым существенным признаком, определяющим общественный настрой к проблеме, является, по-видимому, господствующий режим власти. Последствия влияния диктаторских режимов самое неблагоприятное. Нет особой надобности в упоминании указывающих на это фактов. Все здравомыслящие, кто прожил лучшие молодые и зрелые годы в прошлой своей советской родине, об этом в достаточной мере информированы. Вспомнить, хотя бы, навскидку, прививаемые большевистской пропагандой лживые песенные рифмы популярной некогда песенки: КАК НЕВЕСТУ РОДИНУ МЫ ЛЮБИМ, БЕРЕЖЕМ, КАК ЛАСКОВУЮ МАТЬ…, или фраза:.., СТАРИКАМ ВЕЗДЕ У НАС ПОЧЕТ..
    Тот прежний “стариковский почет” не изжит еще до конца в сознании совковых наследников.
    Возможно, именно поэтому, в их среде этот фактор, наиболее часто проявляется.
    Нет, конечно, и возражений против тех причин о существующей неблагоприятной тенденции во взаимоотношениях старых и молодых в странах свободного мира, на которые, Вы ,Лев, обстоятельно указали.

    1. или фраза:.., СТАРИКАМ ВЕЗДЕ У НАС ПОЧЕТ..
      ————
      Реальная суть этого «почёта», Сава, проявилась в сталинские времена, когда 62-летнего Мейерхольда чекисты били палкою по ногам, а 58-летнего Михоэлса вдавили грузовиком в стенку.

  15. За что уважать стариков?… А за что уважать молодых?…
    Такая формулировка вопроса простительна только биологам и физиологам, которые ратуют о демографии и популяции, работе эндокринных систем и проходимости кровеносных сосудов. Их ответ будет понятным: стариков уважать не за что, – от них потомства не дождешься, с ними одни хлопоты, болезни и причитания. А вот молодых уважать есть за что – они (в прямо смысле) плодотворны.
    На самом деле, для тех, кто не биолог, вопросы должны звучать так: «За что уважать опытных?» и «За что уважать неопытных?»
    При таком подходе, – социальном, – ответы будут совсем другие. Опытных нужно уважать, – потому что они плодотворны и для того, чтобы не повторять ошибок, а неопытных не за что уважать, – они не плодотворны и делают много ошибок. Как говорится: «За одного битого двух небитых дают».
    А если немного заострить и опытных считать умными, умелыми, а неопытных – неумными, неумелыми, то здесь уместно вспомнить наблюдения за жизнью, выраженные в такой поговорке: «Умного пошли — одно слово скажи, дурака пошли – три слова скажи, да и сам за ним пойди».
    Если же говорит серьезно, то у пожилых и молодых – важные, но разные смыслы в жизни. И эти смыслы необходимы для жизни общества. Без пожилых общество не выживет, потому что будет общество неопытных и неумелых, которое неминуемо придет к краху в результате тех или иных неизбежных ошибок. И, конечно, без молодых общество не выживет уже в прямом смысле, – не будет продолжения жизни.
    Пожилые люди – носители смыслов отношений между людьми, хранители главного содержания жизни в обществе: любить и быть любимым, помогать и принимать помощь. Эти смыслы составляют сущность человеческой жизни в обществе, вечные ценности.
    Исходя из известной молитвы Святого Франциска Ассизского, можно сказать, что роль пожилых людей в жизни общества (только в том случае, если у них есть солидный опыт жизни) состоит в том, чтобы «…Там, где ненависть,… сеять любовь; там, где обида — прощение; там, где сомнение — веру; там, где отчаяние — надежду; там, где тьма — свет; там, где печаль — радость…».
    Молодые же люди – носители и создатели средств жизни, которые действительно меняются с каждым поколением.
    В целом, проблема поколений представляет собой ложную проблему, поскольку каждое поколение, как я пытался показать, необходимо для развития общества: пожилые люди знают «для чего?», а молодые – «как?».

    1. Если же говорит серьезно, то у пожилых и молодых – важные, но разные смыслы в жизни. И эти смыслы необходимы для жизни общества. Без пожилых общество не выживет, потому что будет общество неопытных и неумелых, которое неминуемо придет к краху в результате тех или иных неизбежных ошибок. И, конечно, без молодых общество не выживет уже в прямом смысле, – не будет продолжения жизни.
      —————-
      Спасибо, Анатолий! Вы несколько изменили тему-проблему, разделив молодых и стариков по водоразделу опытные — неопытные и увидев у тех и других разные задачи в социальной и общественной жизни. Вопрос очерка «за что уважать стариков? разумеется, риторический, Уважение к каждому человеку кроме негодяев и бандитов, неизменная и даже обязательная функция любого демократического, цивилизованного общества. Но тема очерка другая Мне кажется, что уважаение к старикам в 21 веке уменьшается, а разрыв между поколениями, который был всегда увеличивается, и вечный конфликт «отцов и детей обостряется. Понравилось как Вы определили-процитировали святого Францизска о роли стариков в обществе : сеять вместо ненависти любовь и вместо обиды прощение. Но не согласен, что надо сеять вместо веры сомнение. Думаю как раз наоборот. Чего нам не хватает это сомнения, которое должно придти на смену слепой вере.

  16. Отношение к старикам сродни отношению к истории, традициям, прошлому. Поучать молодых не надо, но если видишь у кого-то интерес к тому, что и как было, то старик просто обязан честно и подробно отвечать. Одно дело книги и интернет, а другое — живой свидетель. И еще, не зря говорят «старый, что малый». Не вызывает сомнений, что взрослый человек обязан помочь ребенку. Это, кроме всего прочего, возвышает самооценку самого помогающего. Та же ситуация и со стариками, объекту милосердия.

  17. В Германии подружились с дамой довоенного рождения. На меня произвело впечатление то как вели себя молодые, большие немецкие парни когда она обращалась к ним с вопросом или поучениями. Они становились по стойке смирно и слушали внимательно, склонив голову,не возражая. Маленькая старушка задрав голову учила правильному немецкому поведению, и для них было важно знать и следовать.

    1. Маленькая старушка задрав голову учила правильному немецкому поведению, и для них было важно знать и следовать.
      ———————-
      Старушке и Вам, Аарон, очень повезло, что Вы столкнулись с такими воспитанными молодыми людьми. Подчёркиваю, воспитанными, так как они не прерывая, вежливо выслушивали бабушку. Но мой опыт говорит, что слушали они именно как воспитанные ребята, а не потому что собирались «знать и следовать»

  18. Молодое поколение, во-первых, во-вторых, etc., не просто должно, а, безусловно обязано уважать старшее поколение за сам факт рождения, появления на свет божий. Когда человек среднего возраста, ещё имеет возможность, сказать живым родителям папа или мама, уже одно это должно быть для него счастьем по определению, по нескольким причинам. Во-первых, он сам будет чувствовать себя более молодым, во-вторых, появляется надежда на здоровую наследственность и т. д. Во всём остальном, Вы совершенно правы, уважаемый Лев. Отцы и дети — вечная проблема, Тургенев знал, о чем писал.
    К примеру, когда в кругу семьи, рассказываешь всякие юмористические истории прошлого века, анекдоты «с бородой», мансы и побасенки, то ровесники смеются, дети посмеиваются, а внуки, нет, ни то, ни другое. Они не понимают о чём речь, как будто разговариваем на разных языках, буквально, т.е., дети еще как-то — да, а внуки уже – нет. Другие времена, другое поколение, отцы и дети, рвется связь времен, по сути, исчезают семьи в прежнем понимании. Сколько времени, с точки зрения нынешнего поколения, было потрачено нами, с нашей «нелепой» ментальностью, совершенно напрасно. Сколько ушло сил на то, чтобы «построить» положительный имидж, заслужить уважение. На прочие «глупости», не имеющие никакой ценности в нынешнем, отнюдь не сентиментальном, а скорее, беспощадном, и в то же время, «гламурном» мире, в глазах живущих сегодня реальной жизнью, «успешных людей».

    1. Они не понимают о чём речь, как будто разговариваем на разных языках, буквально, т.е., дети еще как-то — да, а внуки уже – нет.
      ——————
      Всё верно, Владимир! Конфликт отцов и детей был во все времена, но из за технологической револиции, буквально, разорвал дедов и внуков. Между ними, подчас, бездна. Другие взгляды,отношения между мужчиной и женщиной, интересы. Даже цели. Кстати, не обязательно у внуков -неправильные. Но многого, что уходит ( бум. книги, письма, ромэо-джульетовские отношения) жалко. Будем надеяться, что общий вектор будущего позитивный и мир станет не «беспощадным», как Вы пишете, а более человечным.

  19. Всё здесь довольно просто — число стариков резко возросло, расходы на их пенсию и медобеспечение (за счёт молодых работников) резко увеличились, занимают они нередко места молодых, затрудняя их служебное продвижение. Что касается мудрости прошлых поколений, которая, с учётом поправок на забывчивость и выдумки за счёт забывчивости, просто не подтверждается прошлой историей и мало чему может научить. В физике издавна новые теории творили молодые — так и говорят — «стар, чтоб сделать открытие». А элемент жалости к старым из-за их сегодняшней шустрости, необоснованной требовательности почтения к себе («поживи с моё», «вытри нос», «имею право как ветеран» и т.п.) тоже исчез. Кстати, перечисляя достижения молодых политиков, не худо вспомнить, что такие были и в прошлом, а сейчас не забывать в списке Зеленского, при наличии какого-то наследственного Кима.

    1. Всё здесь довольно просто — число стариков резко возросло, расходы на их пенсию и медобеспечение (за счёт молодых работников) резко увеличились, занимают они нередко места молодых, затрудняя их служебное продвижение
      ————-
      Вы, Мирон, увидели суть проблемы и подметили нюансы, которые я упустил. Помню, когда пошёл на курсы иврита в Брауншвейге ( есть и такие), то преподавательница, израильтянка, с сомнением оглядела меня и сказала: « Вам придётся заниматься по особой программе». Так говорят для школьников с пониженным интеллектом. Было немного обидно.

      1. Старики склонны к поучениям, всегда нелюбимым молодыми. Сейчас эти поучения с помощью сети интернет расширились необычайно. Доходит до курьёза – человек, для примера, Лев, наш общий знакомый, всю рабочую жизнь прожил в Галуте, в СССР. Он там режиму никогда не сопротивлялся. Потом получил причудой истории и сердобольностью общества убежище в Германии, откуда регулярно поучает израильтян, переживших ряд войн в борьбе за своё государство как им надо преодолеть в себе Галут, как биться, не щадя ничего, с врагом, о котором он сам знает понаслышке!
        Возникла всё увеличивающаяся разница между социальными обязанностями и правами. Семнадцатилетний, нередко работающий, по молодости лишён избирательного права, а девяностолетний, своим выбором ничем не рискующий, нередко от реальности вполне далёкий – избиратель вполне законный.
        Появилась категория, и не маленькая, престарелых людей, получающих пенсию не заработанную, а обеспеченную за счёт молодёжи, с такой же квартирой, по сути бесплатной медициной. Что такие престарелые могут молодёжи сказать, ей интересного, чему научить? Хотя поучениями заняты нередко. Они живут лучше молодёжи, трудно работающей, и каждую эту позицию СВОИМ трудом обеспечивающей, что, ясное дело, авторитет стариков в глазах молодёжи не повышает.

        1. Что такие престарелые могут молодёжи сказать, ей интересного, чему научить? Хотя поучениями заняты нередко. Они живут лучше молодёжи, трудно работающей, и каждую эту позицию СВОИМ трудом обеспечивающей, что, ясное дело, авторитет стариков в глазах молодёжи не повышает.
          ——————
          В своих рассуждениях, Вы, Мирон, двигаетесь в нужном направлении, но всё таки ( «Чему старики могут научить?») временами несколько.прнувелтчиваете Старики, не все, конечно, имеют нечто, чего не имеют молодые: жизненный опыт, рождённый болью, потерями и страданием, стремление «семь раз отмерить…», иногда, мудрость.
          Вас поддерживает другой наш общий знакомый, который предлагает ограничить избирательный возраст 70 годами. Это тоже,по моему, немного перебор…

          1. Старики, не все, конечно, имеют нечто, чего не имеют молодые: жизненный опыт, рождённый болью, потерями и страданием, стремление «семь раз отмерить…», иногда, мудрость
            _______________
            Так тех и слушают. Говорить надо, понимая что молодёжи интересно слушать, отвечает ситуации, в которой она находится, а не выступать со своими воспоминаниями, в основном, непрошенными. К сожалению, старики представлены толкающимися и требующими себе особых благ ветеранскими организациями, непрерывно напоминающими, как они сокрушали «для вас» фашизм, страдали и работали «на вас» в тылу и т.п. Сколь отталкивают от молодёжи эти ежегодные марши увешанных в основном значками и медалями «за выслугу лет», назойливо напоминающих свои прошлые заслуги, убедиться в наличии которых ох как непросто. Я иногда проверяю особо настырных героев войны по специальному сайту награждённых «Подвиг народа». Так совсем нередко этих героев там нет, и за войну они ничем не отличились. Что молодёжи это всё может сказать? А так — места в транспорте уступают, помочь кое-что поднять и перенести — охотно вызываются, но слушать поучения готовы лишь от способных доказать здесь и сейчас, что им есть, чему учить.

          2. Я иногда проверяю особо настырных героев войны по специальному сайту награждённых «Подвиг народа». Так совсем нередко этих героев там нет, и за войну они ничем не отличились.
            ——————
            Тут Вы, Мирон, в точку. Особенно такие «фаниазии» видны в эмиграции, когда никто не знает кем ты был в действительности. Поэтому в еврейской общине, все инженеры-главные, учителя-заслуженные и т. п»… В новой стране есть полная возможность стать тем, кем ты хотел стать, но по тем или иным причинам, в том числе, из за дискриминации, не получилось.

  20. Очень современный очерк. В нём проявились и Жизненный опыт, и накопленная им, опытом, мудрость. И есть в этом очерке оттенок тревоги. Давайте попробуем спроецировать эту тему не на человека, не на поколения, а на цивилизацию. Мы увидим, как, приобретая опыт, в войнах и созидании, накапливая мудрость, старились цивилизации, уступая место «нахрапистым», энергичным, порою циничным. Так ведь и эти — «нахрапистые» и циничные со временем старятся… Всё циклично в этом мире. Какие Империи возникали из ничего и рассыпались под бременем времени…И на их месте возникали те же новые, энергичные и циничные образования…
    И всё же, всё же есть нечто вечное — генетически код, который сохраняет нас, чтобы передать свой опыт и мудрость будущим поколениям. Нынешние молодые ведь тоже со временем состарятся,

    1. И всё же есть нечто вечное — генетически код, который сохраняет нас, чтобы передать своИ всё же, вй опыт и мудрость будущим поколениям. Нынешние молодые ведь тоже со временем состарятся
      ————————
      Спасибо, Яков К., за мудрый коммент. Меня тревожит, разумеется, не «неуважение» молодых ко мне лично, а уменьшение уважение в к самому факту возраста ( стариков преступников, антисемитов и т. п. выносим за скобки). Тут вижу определённую связь с уменьшением интереса к классической литературе, бумажным книгам, письмам. И ещё …к рассказам стариков. Уходит из жизни прелесть старческого, неторопливого повествования о былом. Так любил рассказывать мой папа… Всё перекрывает безграничная информация Интернета. Это прекрасно.Но что-то приобретая, мы что-то теряем. Иногда больше чем приобретаем.

      1. Грустно, но Должен согласиться с Вами. Отчасти. Мне повезло. С внуком, которому вот-вот исполнится 17 лет, к сожалению, встречаюсь редко. Чаще общаюсь с ним по телефону. Общение очень радует меня, ибо мы с ним беседуем, и о политике в том числе. Радует созвучие, которое нахожу в нём. Радует, что онприслушивается ко мне, радует, что в таком юном возрасте у него есть своя жизненная позиция. Леваки добрались до школ и организовали антитрамповские демонстрации школьников в учебное время. Внук принципиально остался в школе, отказавшись идти вместе со всем классом. На всё школу таких оказалось несколько. Спрашиваю, почему он не пошёл? Отвечает: «Не хочу быть вместе со стадом». Книги… Иногда кажется, что «451* по Фаренгейту» вот-вот наступит… Внук начал читать (не в интернете!) бумажные книги с 8 лет. Не засыпал, пока не прочтёт несколько страниц. Марк Твен, «Гари Поттер», Жюль Верн… Сейчас ждёт, когда пришлют заказанного Артура Кларка. Архитектора Гауди знает не понаслышке, вернулся из Барселоны восхищённый им, Сальватором Дали. И очень много рассказывал мне о них. В 13 лет играл нам на альте(такой факультатив был у них в школе — музыкальные инструменты, он выбрал альт) «Оду к радости Бетховена».Любит в музыке классику и как молодой человек любит молодёжную, отдавая предпочтение музыке молодёжи 80-ых годов.
        Спрашиваю в шутку: «Покажи мне фотку девочки, с которой ты дружишь!» Ответ: «Дед, мне некогда заниматься этими глупостями, мне заниматься надо!»)))
        Я к тому, что у нас создаётся общее впечатление о молодых, впечатление пессимистическое. Наверное, во многом оно справедливо. На справедливости ради, задумаемся, а так ли хорошо мы знаем молодое поколение? За «общим» всегда стоят «частности», и мой внук — не исключение из правил. Таких много в его среде. Может, будем верить в них?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *