Владимир Слуцкий: Всему своё время. Библейский этюд

Loading

Владимир Слуцкий

Всему свое время

Библейский этюд

Я живу в пяти километрах севернее Иерусалима, на «спорной» территории, в небольшом (численность не превышает 4000 жителей) поселении со сложным названием Гева Биньямин Адам. Гева — Холм. Биньямин — древний город коэнов, находившийся на землях колена Биньямин. Обычно поселок называют просто Адам с ударением на первый слог, причем это не в дань самому первому нашему предку, а в честь боевого генерала Армии Обороны Израиля Йекутиэля Адама, погибшего в 1982 в Ливане.

Невдалеке виднеются невысокие Иерусалимские горы, а на небольшой предгорной равнине четко выделяются два контрастных ландшафта: серый, усеянный камнями разного калибра, и очищенные от камней ухоженные поля, краски которых меняются в зависимости от сезона и вида с/х работ; частично поля засажены оливковыми деревьями. Камни собраны в кучи у обрыва, они в будущем пригодятся для строительных работ.

Не о подобной ли ситуации говорит сын Давида Соломон — мудрейший царь в  Иерусалиме (судя по молитве, приведенной в исторической хронике Израиля, Б-г сказал: ”Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде… и после … не восстанет подобный тебе”):

Собранные камни

”Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру” (Екклезиаст 3. II в. до н.э.).

Поле созидания

Обратите внимание, что каждая пара содержит очевидные, вполне понятные противоположные действия, которые не вызывают сомнений и указывают на идею выбора:

рождаться — умирать;
насаждать — вырывать посаженное;
убивать — врачевать;
любить — ненавидеть, и т.д.

Только утверждение: время разбрасывать камни, и время собирать камни — не имеет однозначного толкования. Где здесь плюс и где минус? С чем связано собирание и  разбрасывание камней? Тезис толкуется мудрецами неоднозначно. Однако, при чем здесь камни? Даже современный интернет продолжает обсуждать различные толкования этого фрагмента. Иногда эту фразу толкуют с точки зрения сельского хозяйства: в древней Греции состоятельные землевладельцы на участках должников ставили долговой камень, крестьянин, пока стоял камень передавал аристократу большую часть своего урожая. Когда долг был оплачен, то с участка снимали долговой камень. Здесь выражение — собранные камни — обозначает оплаченный долг. Только в 6 веке до новой эры прекратили эту традицию, все долговые камни были убраны, отданные в рабство  крестьяне выкупались. Если крестьянин не мог отдать долг, то он и его семья становились рабами.

В древней Палестине из-за сухости климата, почва очень быстро высыхала. Но если на ней были камни, то образовывалась тень, удерживающая влагу. Поэтому после того, как был закончен посев, камни специально разбрасывали, чтобы земля оставалась более влажной, а накануне сбора урожая их собирали, чтобы не мешали. Другой вариант: почва в Израиле каменистая, поэтому при весенней вспашке приходится убирать с полей на обочины много камней, а осенью из них складывают ограды земельных участков. Причем автор такой гипотезы считает, что перевод вообще неправильный, читать нужно так: Время убирать камни и время их складывать!

Разбросанные камни

У древних шумеров был обычай: если крестьяне ссорились, то они разбрасывали межевые камни, которыми отмечались земельные участки, когда спор разрешался, то эти камни опять собирались и выкладывались вдоль границы. Вряд ли мудрый Соломон пишет о таких, слишком прагматических моментах.

Есть и другие версии.

Тамерлан перед военным походом приказывал своим воинам взять камень и бросить его в кучу. Когда они возвращались, то каждый забирал свой камень, а оставшиеся — это погибшие, которых оплакивали, т.е. время воевать и время оплакивать погибших. Или еще, совсем произвольная.

Камни рассматриваются как строительный материал для крепостей в период войн. Если время камни разбросать, то это означает, что Бог принёс мир, и пора разбирать крепости. А время собирать камни — время отстраивать святыни во имя Господа.

Такие трактовки не годятся, в Екклезиасте уже предусмотрены другие фразы для подобных действий: время разрушать, и время строить; время войне, и время миру, а повторы безусловно исключены в едином тексте.

Есть и философские интерпретации. У современного популярного русского писателя А. Иванова в мемуарах «Время собирать камни» звучит такая мысль: «Сейчас наступает время осмысления, время собирать камни и время воздавать должное людям, которые помогали мне продвигаться по пути обретения личности в общем хоре». Часто используется это выражение, как возмездие за грехи время грешить, время  расплачиваться за них. На тему «Собирать камни» создан художественный фильм, поется песня, но единого мнения до сих пор нет.

Однако, посмотрите еще раз на фотографии — по-моему, можно сделать простой и однозначный вывод:

Собранные камни, знаменуют созидательный труд, а разбросанные камни — признак бездеятельности.

Обычно всё изречение из Екклезиаста сводят к обобщенному выводу, указанному в начале — всему свое время.

Фраза «Всему свое время» давно уже стала афоризмом. Но кто же определяет время, когда надо разбрасывать камни или собирать их?. И вообще Кто определяет, когда всему свое время? Вы знаете? Я — нет, точнее, не уверен. А посему мне больше импонируют слова современного мудреца — петербургского поэта Александра Кушнера:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.

Камень и жизнь — благодаря или вопреки? (фото 14 января 2013 г.)

Вместо послесловия

Через полгода моя внучка Юля оканчивает школу (12-й класс) и будет призвана в Армию Обороны Израиля. Уже ведется подготовительная работа, учеников знакомят с армейской жизнью, путем тестовых экзаменов предварительно определяется будущая военная специальность. Тревожно, конечно, и родителям и мне, дедушке, в детстве пережившему Великую Отечественную войну, но здесь иначе нельзя. Такое время…

Ровно 20 лет Израиль посетил Булат Окуджава, здесь его очень почитают (создан Иерусалимский фонд Булата Окуджавы, ежегодно проводится Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы). В тот год (1993) он написал стихотворение «До свидания, девочки…», здесь тоже рассуждение о временах:

Сладкое время, глядишь, обернется копейкою:
Кровью и порохом тянет от близких границ.
Смуглая сабра с оружием, с тонкою шейкою
Юной хозяйкой глядит из-под черных ресниц.
Как ты стоишь! Как рукою приклада касаешься!
В темно-зеленую курточку облачена…
Знать, неспроста предо мной возникли, хозяюшка,
Те фронтовые, иные, мои времена.
Может быть, наша судьба, как расхожие денежки,
Что на ладонях чужих обреченно дрожат…
Вот и кричу невпопад: до свидания, девочки!
Выбора нет! Постарайтесь вернуться назад!

(Фото из архива автора)

Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев для “Владимир Слуцкий: Всему своё время. Библейский этюд

  1. Владимир Израилевич, здравствуйте. Пишет вам Наташа Таранова, гр. 243. Может помните, что я давно в Барнауле и преподаю нашу любимую Метеорологию и климатологию, хотя и я уже на пенсии. А вас вспоминаю , и ссылаюсь, и ваше фото на фоне подснежников у меня под рукой. Как хорошо вы пишете. Но какая странная жизнь, и вы далеко там, где, наверное, я и не буду уже никогда, но и моя душа болит за эту землю. Пусть все у вас будет хорошо, и будет Мир!!!

  2. Здравствуйте, Владимир Израилевич! С удовольствием прочла Ваш этюд.
    Мирного времени желаю Вам и всем Вашим близким от всей своей русской души.

  3. Владимир, как же Вы замечательно пишите!Тема, в принципе, не так уж и важна.
    Важно, как она раскрыта. Но в удовольствии Вас читать всегда есть еще и польза.
    Никогда не приходило в голову задуматься, а о чем это — разбрасывать камни, собирать камни.
    Последняя фотография — пронзительная.
    Юле — «сабре с шейкою тоненькой» — легкой службы.

    А знаете, кто написал музыку на эти стихи Окуджавы?
    Если не знаете, то вот ответ — Лариса Гернштейн — вице-мэр Иерусалима, две каденции.

    1. Соня Тучинская
      25 Май 2013 at 8:04
      … А знаете, кто написал музыку на эти стихи Окуджавы?
      Если не знаете, то вот ответ – Лариса Гернштейн – вице-мэр Иерусалима, две каденции.
      ===========================
      Уважаемая Соня!
      Извините, что встрял, но задело.
      В такой стране, в таком городе, на таком посту стоило выбрать что-то одно — либо песни, либо работа.

      1. И, кстати, попросите модератора исправить её фамилию.

  4. Кстати, на камнях конденсируется влага ночью. т.е. не только тень. Диалектика, третий з-н Ньютона требуют для наличия жизни двух сил — действия и противодействия! Поэтому палесы- дар Б-й чтобы не заснули в своем свинстве, как остальные народы! Природа хитроумна, но не зловредна, говорил Эйнштейн. В ней не смотря на ее буйства энергии все же заложено созидательное, нравственное начало.

    1. Поэтому палесы- дар Б-й чтобы не заснули в своем свинстве, как остальные народы! — Ой-ё-ёй, Семен. Как же Вы допустили подобное высказывание? Хотите, чтобы Вас уважали и понимали, научитесь с уважением относиться к другим народам.

  5. Рад познакомиться с соседом! Упомянутые вами 5 км., это, на самом деле, по дорогам. А по прямой, от моего иерусалимского дома километра полтора. На холме отчетливо видны белые домики и красные крыши Адама.
    В порядке алаверды приглашаю заглянуть сюда: http://evreimir.com/76521/120414_miller_omer/ . Там и про ваш поселок, где живут наши приятели.

    Что касается ваших размышлений над Книгой Коэлет (лучше называть ее так — по-еврейски!), то считаю ее Королевой Мировых Эссе (даром, что ли, она царского происхождения?). Вся остальная мировая литература бледна перед нею и перепевает ее мотивы.

    Будьте здоровы, и удачной службы вашей внучке!

    1. Спасибо за комментарий и за ссылку, сразу пошел туда и не пожалел, с удовольствием почитал и посмотрел и представил. Появилась тайная мысль, если еще приедете, позовите и меня… а то я здесь мало с кем общаюсь. Вы, вероятно в Писгат Зееве живете? Я сравнительно часто с клубами Матнаса разные поездки совершаю…
      С уважением Владимир

Обсуждение закрыто.