Лев Мадорский: Умеренность — это мудрость или уход от реальной жизни?

 469 total views (from 2022/01/01),  2 views today

В отношении к умеренности столкнулись две философии, две противоположные концепции, два подхода к жизни — страстный, романтический, взрывной, без оглядки на последствия и расчётливый, сдержанный, осторожный, сохраняющий хладнокровный контроль эмоций и поступков. Где истина?

Умеренность это мудрость или уход от реальной жизни?

Лев Мадорский

 Лев Мадорский «Философия — это неразборчивые ответы на неразрешимые вопросы»
Генри Б. Адамс

К написанию очерка подтолкнуло блуждание по мировой паутине. Есть у меня способ такого блуждания. Загугливаю слово или понятие и наблюдаю как оно на глазах растёт, меняет смысловую окраску, играет новыми, до сих пор мне неизвестными оттенками. Как по-разному интерпретируют его разные люди и даже разные философские системы. Иногда при этом открываются любопытные картинки и слово-понятие предстаёт в новом ракурсе.

Древние греки

Перечитывал Платона «Апология Сократа» и натолкнулся на любимое слово древнегреческих мудрецов — «умеренность». Погружаясь в него, погружаешься в океан мудрости, удивительных тайн и парадоксальных умозаключений. Например, обнаружил, что умеренность (воздержанность, чувство меры) доминирует в знаке Зодиака Водолей, к которому принадлежу. Если в астрологических наворотах есть какой-то смысл, то, наверно, это неплохо. Во всяком случае, Сократ (V в. до н. э.) ставил умереннность (знание, как обуздывать страсти) на первом месте среди трёх главных добродетелей: умеренность, храбрость и справедливость. С лёгкой руки великого мудреца древние греки утверждали, что последний и высший дар богов человеку — чувство меры, чувство золотой середины. Они выступали за умеренность во всём без исключения — в еде, питье, сексе, богатстве, политике, религии. Даже в остроумии во время застолья. Впрочем, когда читаю про обильные пиршества -симпосии (отсюда пошло слово симпозиум) в Афинах с участием гетер, то как-то не очень верю в их чувство меры.

Тем не менее, не исключено, что невероятная концентрация великих древних греков от врача Гиппократа, историка Геродота, математиков Фалеса и Архимеда, оратора Перикла, философов Демокрита, Аристотеля, Сократа, Платона до полководца Александра Македонского была, в определённой степени, следствием этой самой умеренности и золотой середины.

Две стороны медали

С одной стороны, умеренность — прекрасное качество. По мнению геронтологов, это самый простой и надёжный путь к долгой жизни. Из общения с долгожителями они пришли именно к такому выводу. Одно из необходимых условий на этом пути — умение говорить нет. Нет — ещё одному куску пирога, ещё одному бокалу вина, ещё одной сигарете. Каждое «нет» в этом ряду — победа на собой, умение вырваться из затягивающего вихря— водоворота: «Гуляй, ребята! Живём один раз!». Великие педагоги (Я. Коменский, И. Песталоцци) считали, что умение говорить «нет» это главное чему родители должны научить ребёнка. Имеется в виду не религиозный аскетизм и спартанский образ жизни, а самообладание, контроль над собой, стремление к золотой середине.

Об умеренности в литературном творчестве писал ещё Гораций (1 в. н. э.), которого называют поэтом золотой середины:

«Тот, кто золотой середине верен,Мудро избежит и убогой кровли, И того, что питает в других зависть, -Дивных чертогов».

Золотую середину римский поэт призывал соблюдать не только в жизни (современники свидетельствуют, что у него это получалось), но и в художественном творчестве, сочетая эмоциональную насыщенность, с ясностью и краткостью изложения.

Но есть и другое мнение. Далеко не всем пришлась по душе «срединная» горацианская мудрость. Страстный, неудержимый, живущий и пишущий на высшем эмоциональном напряжении Оноре де Бальзак, считает иначе:

«Возможно, что, получив место, позволяющее ему достигнуть aurea mediocritas Горация, г-н Сент-Бев, соблазнившись благополучием крысы в сыре, перестанет писать!..»

А Лев Николаевич скажет ещё определённее:

«Для того чтобы совершить что-то значительное, надо вечно биться и страдать… Надо сфокусировать все силы в одной точке, зубами впиться в какое-нибудь дело и не разжимать зубы до старости».

Великий фантаст Айзек Азимов, вообще, считал умеренность синонимом посредственности. «В реальности умеренности, — писал он, — звезды недостижимы» («Конец Вечности»).

Умеренность в политике

Это тоже любопытный аспект проблемы. Речь даже не столько о политиках, сколько об обычных гражданах. Опрос, проведенный в международных социальных сетях показал, что почти 60% опрошенных считают свои взгляды умеренными. На мой взгляд, именно умеренным взглядам соответствует взвешенность в оценке ситуации, неторопливость в принятии решений, стремление к компромиссам. Секрет четырех сроков Нетаниягу и возможность остаться на пятый состоит в том, что он, хотя и называет себя правым, более других политиков следует умеренным, центристским политическим принципам и избегает резких шагов как вправо, так и влево. Стремление к центристским взглядам характерно не только для еврейского государства. Политологи отмечают, что в 21 веке, в постиндустриальном обществе, политики, которые придерживаются центристских, умеренных взглядов, получают наибольшую поддержку народа.

Иудаизм и умеренность

Еврейские мудрецы, как и древние греки, призывали к умеренности. От умеренности в еде, питье, одежде (одеваться красиво, но не вызывающе) до умеренности в удовольствиях, развлечениях, поведении. По их мнению, вульгарные жесты, непристойные выражения, а также агрессивность и развязность, несовместимы с обликом еврея. Особенно это относится к женщинам, которым рекомендуется вести себя скромно и закрывать части тела, которые обычно принято держать закрытыми. Те, кто бывали в Израиле и попадали в районы, где живут харедим (глубоко религиозные евреи), знают, что появление там женщин в шортах или слишком коротких юбках вызывает недовольство ультраортодоксов.

Но и тут не всё однозначно. Не всем по душе такие ограничения. Это подтвердил недавно прошедший в Тель-Авиве, так называемый, «Парад шлюх». Участницы парада протестовали против попыток обвинять жертв изнасилований в «провокационном» поведении и внешнем виде. Такие парады, проходящие в разных странах, начиная с 2011 года, вызвали заявление полицейского в Торонто: «Не одевайтесь как шлюхи и тогда вас не будут насиловать». Не правда ли, чем-то напоминает призыв комиссара ФРГ по борьбе с антисемитизмом г-на Кляйна, сделанный в мае 2019 года: «Я больше не советую евреям носить кипу в любое время и в любом месте в Германии»?

Итак, в отношении к умеренности столкнулись две философии, две противоположные концепции, два подхода к жизни — страстный, романтический, взрывной, без оглядки на последствия и расчётливый, сдержанный, осторожный, сохраняющий хладнокровный контроль эмоций и поступков. Где истина? Где мудрость и умение жить, а где страусиная попытка уйти от реальной жизни, спрятав голову в песок? Не берусь ответить. Каждый человек индивидуальность и, возможно, однозначных ответов на эти вопросы попросту не существует. Поэтому закончу противоречимыми высказываниями:

«Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным»
Демокрит

«Умеренность — синоним посредственности»
Айзек Азимов

Print Friendly, PDF & Email

14 комментариев к «Лев Мадорский: Умеренность — это мудрость или уход от реальной жизни?»

  1. … Еврейские мудрецы, как и древние греки, призывали к умеренности. …
    =========
    Это «фундамент», но уже «первый этаж» это ОДНОВРЕМЕННО и стремление к Компромиссу (его символ это Аарон) и стремление к Истине (его символ это Моисей).
    Для мира между людьми недостаточно одного только Компромисса, обязательно нужна Истина.

    …. недавно прошедший в Тель-Авиве, так называемый, «Парад шлюх». Участницы парада протестовали против попыток обвинять жертв изнасилований в «провокационном» поведении и внешнем виде. Такие парады, проходящие в разных странах, начиная с 2011 года, вызвали заявление полицейского в Торонто: «Не одевайтесь как шлюхи и тогда вас не будут насиловать». Не правда ли, чем-то напоминает призыв комиссара ФРГ по борьбе с антисемитизмом г-на Кляйна, сделанный в мае 2019 года: «Я больше не советую евреям носить кипу в любое время и в любом месте в Германии»? ….
    ==========
    Автомат у солдата ЦАХАЛа тоже «чем-то напоминает» автомат у джихадиста.
    Уважаемый Лев, вы и я ОЧЕНЬ по-разному понимаем баланс Компромисса с Истиной.
    Вот мой баланс (не ради спора, а просто для понимания друг-друга):
    1) европейская полиция обязана защищать евреев в кипе на всей территории своей страны — или европейским евреям разумно заранее понять, что их европейские власти их защищать НЕ ХОТЯТ или НЕ МОГУТ. Притом без всякой связи с тем, есть ли у них кипа на голове или свиная сосиска в тарелке.
    2) участницы «парада шлюх» требуют себя право идти в клубы-бары-дискотеки-вечеринки, безответственно себя там вести и напиваться до потери пульса — а через десять-тридцать лет обвинять любого неугодного им мужчину в «попытке изнасилования» и истерично орать «женщинам надо всегда верить» на массовых демонстрациях, в СМИ и в соцсетях.

    1. европейская полиция обязана защищать евреев в кипе на всей территории своей страны
      участницы «парада шлюх» требуют себя право идти в клубы-бары-дискотеки-вечеринки, безответственно себя там вести и напиваться до потери пульса
      ———————
      С первым тезисом я , Бенни, согласен. Призыв не носить кипу( об этом говорил и председатель Совета еврейскких общил Германии ), означает, что государство признаётся в бессилии в борьбе с юдофобией.
      В отношении же женщин у меня другое мнение. В так называемом «параде шлюх», женщины протестуют тоже против слабости государства, которое вместо того чтобы обуздать насильника призывает их ( женщин) не носить короткие юбки.

      1. Лев Мадорский: … В отношении же женщин у меня другое мнение. В так называемом «параде шлюх», женщины протестуют тоже против слабости государства, которое вместо того чтобы обуздать насильника призывает их ( женщин) не носить короткие юбки.
        =============
        Ок, я признаю, что участницы «парада шлюх» в Тель-Авиве имеют некое отношение к недостаточно вежливому и не очень умному высказыванию одного полицейского в Торонто.
        Но только «некое отношение», а в приведенный вами же ссылке они предельно ясно сказали о своей цели:

        … Организаторы марша сообщили: «Слово «шлюха» — социальный инструмент, сконструированный для того, чтобы стыдить женщину и подстрекать к насилию против нее. Сегодня мы присваиваем это слово себе, с тем, чтобы лишить общество возможности использовать его против нас». ….

        Я уважаю ваше мнение и ваше желание достичь Компромисса, но для меня Истина в том, что участницы «парада шлюх» в Тель-Авиве протестуют против права граждан на Свободу Слова критиковать поведение полу-пьяных и полу-голых девиц в клубах-барах-дискотеках-вечеринках (и на тёмных и малолюдных улицах и парковках возле них).

        Удачи вам (и нам всем) и спасибо за интересную статью.

        1. Спасибо, Бенни. Согласен, что в «параде шлюх» не всё однозначно.

  2. Нужно различать понятия умеренность это об отношении к материальному, понимание что переедать,пьянствовать вредно, много одежды и яхт не нужно и т.д. Чувство меры это качество, которое позволяет реагировать на ситуации ровно так как того требуют обстоятельства. Не требовать санкции ООН к ученику, не выучившему этюд Черни.

    1. Не требовать санкции ООН к ученику, не выучившему этюд Черни.
      ————————
      Прочитал, Аарон, тезис, вынесенный сверху, и вспомнил музыкальную школу, где проработал много лет. Коллектив был, в основном, как в любой школе, женский. Выходишь в коридор. Особенно перед экзаменом или концертом и, (в контексте темы) как апофеоз неумеренности, бьёт по ушам визг на всю школу: «Как ты играешь это место! Сколько раз тебе говорила! Какой же ты тупой(ая)!» Посильней, чем санкции ООН.

      1. Был в Одессе хороший скрипичный учитель который обладал чувством меры он говорил: «я не скажу что этот ребёнок тупица, я не скажу что он дебил, я не скажу что он дегенерат, только потому что про детей так нельзя говорить»

        1. Был в Одессе хороший скрипичный учитель который обладал чувством меры
          —————-
          Вообще-то любой нормальный учитель не скажет ученику тупица и дегенерат, но Вы, Аарон, наверно, имеете в виду Петрв Абрамовича Столярского?

          1. С Петром Соломоновичем знаком не был, родился когда его уже не было. Упомянутого же звали приблизительно Бенцион Абрамович, познакомились когда он попросил мою дочку играть с его учеником.

          2. Бенцион Абрамович Гонтарь прекрасный учитель. Я про него слышал. Лучше него в Одессе после Петра Абрамовича не было.

  3. Утверждение автора: «В отношении к умеренности столкнулись две философии, две противоположные концепции, два подхода к жизни — страстный, романтический, взрывной, без оглядки на последствия и расчётливый, сдержанный, осторожный, сохраняющий хладнокровный контроль эмоций и поступков. Где истина?»
    Если сопоставлять оба подхода детально, то можно увидеть ложные соотнесения. Так, страстный подход не обязательно противоположен расчетливому, а романтический – сдержанному. Как заметил Марк Твен: «Подлинный экспромт всегда хуже и бледнее заранее придуманного».
    Вопрос автора: «Умеренность — это мудрость или уход от реальной жизни?» – ложная дилемма.
    Здесь слабое звено ¬– реальная жизнь. Поскольку мудрость это и есть уход от жизни, в частности, от плохой, неразумной, примитивной.
    Так, известный древний поэт утверждал:
    Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
    Два важных правила запомни для начала:
    Уж лучше голодать, чем что попало есть,
    И лучше одному, чем вместе с кем попало.
    Такая же ложная дилемма и соотнесении утверждений Демокрита и Азимова.
    «Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным» Демокрит
    «Умеренность — синоним посредственности» Айзек Азимов
    Поскольку умеренность есть некоторое качество, которая проявляется в определенном количестве, то можно говорить и о неумеренной умеренности.
    И с этой точки зрения, можно сказать, что Демокрит говорит об умеренности в проявлении любого качества, в частности умеренности: если она слишком неумеренная, то будет плохо. А Азимов говорит о неумеренности в том смысле, что крайняя степень умеренности выступает проявлением посредственности. Таким образом, оба говорят об одном и том же качестве, – умеренности, – но о разных его количественных проявлениях.
    Итак, умеренность – это хорошо или плохо, мудро, разумно или немудро, неразумно?
    Понятно, что нельзя сказать, как будет во всех случаях жизни. Поскольку в одних случаях и для одних людей умеренное поведение будет разумным, (т.е. соразмерным обстоятельствам), в других случаях и для других людей такое поведение будет неразумным.
    Это момент очень четко отразил поэт, указывая на поведение разных персонажей в одних и тех же обстоятельствах:
    «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
    То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
    В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
    Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
    И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
    Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!»
    Интересно, что поведение каждого персонажа (исходя из его особенностей) здесь выступает вполне умеренным и мудрым, поскольку соответствует их природе.
    Так же можно рассудить и возглас поэта: «А он мятежный ищет бури, как будто в бурях есть покой». Значит, тот, для кого в бурях покой, ищет бури.
    То, что для одного человека умеренно, для другого, – неумеренно и наоборот. Стало быть, определение умеренности – дело субъективное.
    Например, три бегуна, – сильный, средний и слабый, – пробежав одну и ту же дистанцию, на вопрос, с какой скоростью каждый двигался, ответили одинаково: «С умеренной», хотя объективно бежали с разной скоростью.
    В целом, можно полагать, отвечая на призыв нашего уважаемого автора, что умеренность есть соответствие поведения человека своей природе (в частности, вес, рост, свойства нервной системы, особенности обмена веществ и п.д.), своим убеждениям и воззрениям, наличным обстоятельствам, отношениям с людьми (родственным и др.) и законам государства.
    Поэтому и страстный, и романтический, и взрывной, и расчётливый, и сдержанный, и осторожный, – это все разные проявления умеренности как соответствия природе и обстоятельствам.

    1. Поэтому и страстный, и романтический, и взрывной, и расчётливый, и сдержанный, и осторожный, – это все разные проявления умеренности как соответствия природе и обстоятельствам.
      ——————
      Спасибо, Анатолий, за большой и интересный коммент. Я, как видно из текста, совсем не сторонник неумеренности в житейском понимании. Но мне представляется, что объединять по одной шапкой самые разные стороны человеческого характера ( страстный и сдержанный, взрывной и осторожный) не совсем верно. Я, например, себя упрекаю, что в моей жизни умеренность была, подчас, излишне доминирущим вектором и, как я теперь понимаю, сдерживала какие-то бурные проявления молодости.

  4. Не пью воды, чтоб стыли зубы, питьевой
    И ни событий, ни людей не тороплю,
    Мой лук валяется со сгнившей тетивой,
    Все стрелы сломаны — я ими печь топлю.

    Не наступаю и не рвусь, а как-то так…
    Не вдохновляет даже самый факт атак.
    Сорви-голов не принимаю и корю,
    Про тех, кто в омут с головой, — не говорю.

    И не хочу ни выяснять, ни изменять
    И ни вязать и ни развязывать узлы.
    Углы тупые можно и не огибать,
    Ведь после острых — это не углы.

    Любая нежность душу не разбередит,
    И не внушит никто, и не разубедит.
    А так как чужды всякой всячине мозги,
    То ни предчувствия не жмут, ни сапоги.

    1. Сорви-голов не принимаю и корю,
      Про тех, кто в омут с головой, — не говорю.
      ——————
      Эту малоизвестную, редко исполняемую песню Высоцкого люблю. Скупой мелодический рисунок и прекрасный текст. Сам Владимир был никак не умеренный, а, скорее, неистовый человек. Если он пел, то всю ночь. Если играл в театре или в кино, то яростно, с огромным эмоциональным подъёмом. Он всё делал на пределе человеческих возможностей. Так что он как раз и «сорви голова,» и » в омут с головой». Вот редкая запись: https://www.google.com/search?source=hp&ei=8LIQXcr4MI_JwQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *