Лев Мадорский: Две песни с предисловиями

 355 total views (from 2022/01/01),  1 views today

«Все люди рано или поздно умирают». — «И больше не живут?» — «Нет. Не живут». Эта новость внучку поразила. Она ушла в свою комнату, но через 10-15 минут вернулась. Долго смотрела на меня и, наконец, спросила: «Дедушка, а ты когда умрёшь?» Я не знал что ответить и уже к вечеру написал песню…

Две песни с предисловиями

Лев Мадорский

Продолжение. Начало

Лев МадорскийГимн клуба бардовской песни «У костра»

Клубу 11 лет. Организовал я его в Брауншвайге (Германия) при русскоязычной школе «Теремок» (428 детей) в 2008 году. Встречаемся раз в три месяца. Очередная 39-ая встреча состоится 28 сентября.

Зачем нужен клуб и почему для меня он важен? Такие встречи утоляют тоску по российской бардовской песне, которую люблю с юности. Появилась команда единомышленников, со многими из которых подружился. Это возможность удовлетворить одну из важных человеческих потребностей — потребность самовыражения. Поэтому у нас нет недостатка в желающих выступить, хотя встречи лишены меркантильной составляющей.

За эти годы собралась сильная команда: музыканты, барды, вокалисты. Музыканты познакомились и создали украинскую группу «Дали буде» (Есть будущее) — два вокалиста, гитаристы, ударник. Их приглашают выступить с концертами по всей Германии. На встречи клуба приезжает бард из Вольфсбурга Саша Найданов. Его песни можно найти по ссылке.

В нашей команде певица-самородок из Казахстана Анна Прииб. Она мне напоминает Фросю из фильма «Приходите завтра», которая, не зная ни одной ноты, приехала поступать в Гнесинский институт. Анна по слуху поёт более 200 песен и романсов.

Гимн по просьбе членов клуба написал в 2010 году. Поём его (иногда из-за нехватки времени только первый куплет) перед каждой встречей.

Брауншвайг, Брауншвайг
Тут не низок стоит, не высок.
Брауншвайг, Брауншвайг,
Пройти мимо я, братцы, не смог.
Ну и ты заходи по пути,
И гитару с собой приноси.
Брауншвайг, Брауншвайг
Все дороги ведут в Теремок. — 2 раза.

Ну пора, нам пора,
В синей дымке плывут вечера.
Ну пора, нам пора
Собираться пора у костра.
Я дровишек в костёр подложу,
У огня посижу-посижу.
Ну пора, нам пора.
Можем петь мы всю ночь до утра.

А придут холода,
Заметелит зима города,
А придут холода.
Полоснёт вдруг по сердцу беда.
Нас последний автобус спасёт,
Визбор нам у костра подпоёт.
Вот придут холода,
Нас Высоцкий к вершине зовёт.

Не грусти, не грусти,
Скажут мне те, кто будут со мной.
Не грусти, не грусти,
Снова солнце вернётся весной.
И опять застучат поезда.
И опять загудят провода.
Не грусти, не грусти,
Только песенка снова лети.

В Брауншвайг, в Брауншвайг
Тут не низок стоит не высок.
Брауншвайг, Брауншвайг,
Пройти мимо я, братцы, не смог.
Ну и ты заходи по пути
И гитару с собой прихвати.
Брауншвайг, Брауншвайг,
Все дороги ведут в Теремок — 2 раза.

Вопрос внучки

Когда внучке Эмили было 4 года (сейчас ей 12), слетал на неделю в Москву.

После возвращения у нас состоялся не совсем обычный разговор:

— Где был?

— В Москве.

— Что делал?

— Встречался с друзьями, погулял по городу, был на могиле родителей.

— Что такое могила?

— Место, где человека хоронят?

— Зачем хоронят?

— Когда человек умирает, его кладут в гроб (деревянный ящик) и закапывают в землю.

Увидел по выражению лица Эмили, что обо всё этом она узнала впервые.

— А почему человек умирает?

— Все люди рано или поздно умирают.

— И больше не живут?

— Нет. Не живут.

Эта новость внучку поразила. Она ушла в свою комнату, но через 10-15 минут вернулась. Долго смотрела на меня и, наконец, спросила:

— Дедушка, а ты когда умрёшь?

Я не знал, что ответить, и уже к вечеру написал песню:

Город в золоте осеннем,
Ночь длинней, короче тени.
Внучка влезла на колени:
«Деда, ты когда умрёшь?»
Что ответить я не знаю,
Книгу судеб не читаю.
Пусть цыганка погадает,
Только где найти её.

Ведь цыганки, уж простите,
В Брауншвайге в дефиците.
И кукушки не кукуют
В наших шумных городах.
Что же мне ответить внучке,
Может кто-нибудь научит.
То, что там за поворотом,
Мы не знаем никогда.

Век наш краток или долог,
Позвонил дружок, астролог.
Без проблем могу я, Лёва,
Рассказать как ляжет путь.
И когда тебя ждёт вышка.
Я подумал: «Это слишком»
И сказал: «Спасибо, Миша,
В другой раз когда-нибудь».

Город в золоте осеннем,
Ночь длинней, короче тени.
Внучка влезла на колени:
«Деда, ты когда умрёшь?»
Что ответить я не знаю,
За подарок день считаю.
Пусть цыганка погадает,
Только где найти её.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

44 комментария к «Лев Мадорский: Две песни с предисловиями»

    1. Витя, очень рад. Ты всегда был активным членом нашей команды. Про тебя спрашивают: \»Куда Виктор, пропал?\»

  1. В Израиле, Лев, некоторые религиозные законы воспринимаются секулярными и агностиками, как национальная традиция, подобно, по форме, тому, как в России атеистами поминки.

    1. в Израиле, Лев, некоторые религиозные законы воспринимаются секулярными и агностиками, как национальная традиция
      —————-
      Спасибо, Сава я понял.

  2. Настоящим сообщаю вам, что для детей,во всей их будущей жизни чрезвычайно важна психологическая, моральная обстановка в д.саду, школе. Уверены ли вы что в нынешней обычной немецкой школе обстановка полностью благоприятна для русских/еврейских детей. Если да, то на чём уверенность основана?

  3. На мой взгляд, такое сочувствие. не всегда искреннее, только раздражает понёсшего утрату.

    Да, Лев,Вы абсолютно правы.Но, увы таковы национальные традиции,с которыми приходиться считаться. К сожалению. среди ряда прочих принятых в иудаизме правил приходиться иногда, помимо воли, ради сохранения общественного и личного спокойствия, терпеливо испытывать подобные ощущения. Это не беда, ибо не постоянно действующий негативный фактор.
    Вашу позицию относительно полезности свободного доступа детям. внукам, к источникам познания русского, английского и всякого прочего языков,полностью разделяю.
    Всякие возражения, по этому поводу, выраженные здесь вашими оппонентами, лишены элементарного здравого смысла, особенно те, которые увязываются с некими воображаемыми страхами преднамеренного причинения детям,в русскоговорящей среде их обучения, вредоносного психологического ущерба. Хочется надеяться, что вам удастся переубедить в этом отношении и вашего заблуждающегося сына.

    1. Но, увы таковы национальные традиции,с которыми приходиться считаться.
      ———————
      Разве. Сава, траурные правила шива это национальные традиции,а не часть Галахи, которая, в свою очередь базируется на Торе и Талмуде, т.е. на религилзных законах ?

    2. Sava: На мой взгляд, такое сочувствие. не всегда искреннее, только раздражает понёсшего утрату.
      Да, Лев,Вы абсолютно правы.Но, увы таковы национальные традиции,с которыми приходиться считаться. …
      ========
      Израильтяне (и светские и религиозные) нередко просят НЕ посещать их во время шивы — в определённые дни / часы или даже полностью.
      Но чтобы узнать об этом, надо хоть немножко познакомиться с обычаями хотя бы светских израильтян.

  4. Г-н Амусья, по вашей логике, и евреям, которые рассеялись по миру, незачем было свою культуру сохранять, в синагогу ходить, Тору учить, детей в хедер отдавать. Жили бы себе, впитывая культуру и язык той страны, где поселились. Говоря вашими словами, зачем «создавать ориентацию психологическую, которая им в жизни легко может помешать, прибив опять к иному берегу, что в общем совсем не безопасно, кроме всего прочего». И евреям, действительно, это стоило жизни. Скажете, не корректное сравнение? Не думаю, забвение своих корней – ничего хорошего не несет, амнезия — это не только медицинский термин, и это патология в любом случае.
    Лев, а вы не огорчайтесь,как моя баба Нюра говорила, мы вас любим, что бы там ни «пели» разные комментаторы.

    1. Конечно, когда в Израиль прибывают русскоговорящие эмигранты, язык, культуру страны знать не желают, чтобы облегчить привезенным детям жизнь, требуют русские школы, а себе русскоговорящие экзамены на водительские права или общения с соцработниками на русском — это все отвратительные попытки создать себе некое гетто внутри «чужого» государства.
      ——————
      Спасибо,Гриша и Инна за поддержку. Вы изложили мои мысли, но острее и не так обтекаемо как я . Мирон, конечно, имел в виду израильский вариант «русских», которые хотели бы превратить Израиль в Россию, перенесённую на Ближний Восток. Такой вариант всем нам тоже не по душе. Вам Инна особое спасибо за пожелание бабы Нюры, переадресованное мне.

    2. Inna Belenkaya, Вы точно ходили в четырёхклассную школу для еврейских девочек. Или?

    3. Печально, когда не понимают разницы между евреем, борющимся за сохранение своей культуры, обычаев и своего языка, и сегодняшним евреем из СССР, борющимся за сохранение для себя русской культуры, языка и т.п. Странно читать, как люди путают свои и не свои корни. Вижу это часто — запущенный случай, манкуртизм последней степени, и ссылка ни на какую бабу тут не помогает.

  5. Вопрос конечно не такой простой, поскольку есть различия в иноязычных школах, но и не столь сложный для профессорского уровня чтобы, не разобравшись, продолжать зловещее вещание в духе » калечить, делая добычей постороннего… чьим рупором все эти школы являются» и прочим совковым лексиконом. И с чего вы, г-н Амусья, взяли что мне неприятна какая-то там ваша «правда»?
    Конечно, когда в Израиль прибывают русскоговорящие эмигранты, язык, культуру страны знать не желают, чтобы облегчить привезенным детям жизнь, требуют русские школы, а себе русскоговорящие экзамены на водительские права или общения с соцработниками на русском — это все отвратительные попытки создать себе некое гетто внутри «чужого» государства. На этом вся правда профессора и заканчивается, и никто её опровергать не собирается.
    А что ужасного в том, что 7-ми летний (или позже) ребенок-носитель языка, поступает в Москве в английскую, а в Германии — в русскую школу? Где стандартное для РФ или Германии образование с какого-то класса ведется на другом языке — где тут раздвоение? Ах, его там за углом подкараулят и впихнут в бедную головку чуждое влияние? Так в соцсетях ему что угодно впихнут и без всяких там иноязычных школ.

    1. Отвечать-то и незачем — разница между английской школой для ребёнка, живущего в СССР постоянно, и русской школой для ребёнка-эмигранта, приехавшего в Германию, очевидна. А зловещим моё вещание становится лишь от близости к реальности, которую признавать не хотите. Ваш выбор.

      1. Мирон Амусья
        Ни в коем случае не желаю вам, что бы ваш ребёнок в обычной немецкой школе попал в класс, где кроме него все мусульмане. Каким счастьем покажется Теремок

      2. Воля ваша, профессор, хотите продолжать спорить — пожалуйте. Только, раз уж так рьяно возражаете, потрудитесь понять, на что направлены ваши возражения. Про ребенка-эмигранта, которому родители требуют русскую школу в Израиле (или Германии — неважно), я высказался достаточно ясно.
        Равно как и про ребенка-носителя языка, пусть и родившегося в семье эмигрантов, но уже в другой (своей) стране и окружении. Это нетрудно, понять разницу, надо всего лишь попробовать слушать не только себя.

  6. Автор пишет: «Организовал я его в Брауншвайге (Германия) при русскоязычной школе «Теремок» (428 детей) в 2008 году.» Бог с клубом песни, но зачем в Германии русскоязычная школа? Чтоб раздвоенных детей создавать, всякими комплексами полуторного поколения мучить, только чтобы не выучить самим язык страны пребывания? Этим страдают евреи-выходцы из СССР/РФ в Израиле, Германии, США. Создают «своё» радио, массовую прессу, партии — свое гетто. Говорят — надо приобщать детей к великой русской культуре через язык. А израильскую, немецкую и американскую культуру они и так подберут сами. Не будет этого. Вообще нередко поколение отцов и матерей, не зная языка аборигенов, считает, что и, например, израильской культуры — литературы, музыки и т.п. нет. Сами себя раздваивают, и активно детям с внуками мешают. Переехали — так и живите новой жизнью, не способны — хоть детям, особенно, внукам не мешайте. Ан, нет. Плодят «Теремки», «Колобки», «Чуда — деревья» и т.п. — для нормальной жизни нормальных людей вредное.

    1. Серьезные люди на полном серьезе несут чушь. Определяют что полезно, что вредно, словно секретари райкома, суются в частную жизнь, намекают на цензуру, квоты и запреты — ну чисто совки. И языки им не помогают.
      » Плодят «Теремки», «Колобки»…» — а вы для них принудительную кастрацию введите, для таких плодовитых.

      1. Согласен, Гриша. Не разделяю мнения сына. который говорит с детьми, в основном. по немецки

      2. Вот мы и потеряли плодовитого автора! Он полностью переходит на язык страны пребывания.

      3. » Плодят «Теремки», «Колобки»…- а вы для них принудительную кастрацию введите, для таких плодовитых.”
        :::::::::::::::::::::::::
        Хорошая мысль. И кастрировать русских немцев, немецких евреев и велосипедистов. Гитаристов не обижать. Разобраться с музыкантами поручить Еврейск. общине.
        п.с. С авторами фейков поручить разобраться Л.Беренсону и Э.Рабиновичу. И кастрировать.
        Не разделяющих мнение Медынского, а также тех, кто в основном говорит по немецки, предупредить, в последний раз.

        1. Вспоминается, Алекс, короткий анекдот: «Бей жидов и велосипедистов!» А почему велосипетистов? А почему жидов?

    2. Переехали — так и живите новой жизнью, не способны — хоть детям, особенно, внукам не мешайте. Ан, нет. Плодят «Теремки», «Колобки», «Чуда — деревья» и т.п. — для нормальной жизни нормальных людей вредное.

      Спасибо, Мирон, за Ваше эмоционально выраженное мнение. Точно так думает мой сын и невестка,которые не захотели отдавать детей-внуков а Теремок. Но многие русскоязычные жители Брауншвайга ,отдавшие детей в в русскую школу и я, в том числе, думаю иначе. Какие у меня аргументы. Есть возможность легко сохранить у детей русский язык, что совсем не плохо. И когда Вы пишете о великой русской культуре, то, надеюсь, без иронии. Некоторым немецким фирмам, имеющим дело с Россией, требуются работники владеющие русским. Кстати, 99 процентов родителей Теремка- русские немцы. Еврейская община составляет всего 25-30 человек и из них половина- работащие в Брауншвайге израильтяне. Я в Теремке веду музыку, но это с языком не связано.
      Ну а с немецким языком , как в Израиле с ивритом, а в штатах в английским, проблем у детей,конечно нет.

      1. Салют вашему сыну и невестке! Правильно они делают, ограждая детей от ненужного им влияния. Не чушь я несу, а неприятную для г-на Быстрицкого, да и для вас, уважаемый Лев, правду, которую ссылкой на «секретаря райкома» и «кастрацию», не заменишь. Вы хотите сохранить у внуков русский язык. Это не пиджак-платье — снял, одел. Это вопрос культуры и ориентации в жизни. Зачем вгонять в детей и внуков раздвоенность, которую вы уже внесли один раз , уехав в эмиграцию из СССР? Вам так удобно? Понимаю. Но их-то зачем калечить, делая добычей постороннего и, вследствие жизни в другой стране, чуждого влияния? Великих культур много — английская, французская, немецкая, еврейская, итальянская, а не только русская. Вы выбираете по своему удобству, создавая, второй раз, уже после отъезда, ориентацию психологическую, которая им в жизни легко может помешать, прибив опять к иному берегу, что в общем совсем не безопасно, кроме всего прочего.

        1. Не совсем по теме нашей дискуссии с Мироном даю по просьбе солиста «Дпли буде» ссылку на почту их группы: DALIBUDE
          E-Mail: gena@dalibude.net
          http://www.dalibude.net
          И сразу хочу уже по теме пару слов Мирону. Вы, Мирон, как и мой сын с невесткой, имеете право на своё мнение. И в нём, видимо есть здравая составляющая: жизнь страны пребывания ( её культура, язык и т.д.)-важная часть жизни живущих в этой стране даже если они родились в другой. Но и другие родины -Россию, для еврея Израиль- не стоит забывать. Одно другому не мешает. Я, как и Вы, не очень верю в лозунг квази — патриотов- у человека одна родина. У меня, например. три: Россия, Германия, Израиль.

          1. Может, из-за этой растроенности, вы и не увидели важнейших событий в Москве, и потому июль у вас получился к Июлю Москвы не относящимся. Не спорьте со мной — посмотрите внимательней, чьим рупором все эти школы являются. Чьё влияние они через учителей проводят, какую роль в слухах про всяких «бедных Лиз» их учителя, да и сами ученики, являются. Чьё радио слушают, какое ТВ смотрят, какие праздники всякие «Теремки», и в какие дни отмечают. Не видеть этого невозможно. Не понимать опаснейшей роли — значит проявлять слепоту. Вас понять элементарно, но пожалейте внуков, не калечьте их многородиньем искусственным. Ведь естественным оно не бывает. В том числе и у вас.

          2. вы и не увидели важнейших событий в Москве, и потому июль у вас получился к Июлю Москвы не относящимся.
            ——————-
            Я, Мирон, был в Москве до 27 июля и не мог видеть тех событий.

  7. Лев, для израильтянина, нашего бывшего автора.
    Горе от смерти матери вы называете » факт ухода близких» и полагаете что еврейские дети «намного легче переносят». Позвольте согласиться с вами не до конца.

  8. \Это комментарий на песни из личной почты израильтянина, нашего бывшего автора.
    ——————
    Подозреваю, что вы далеки от веры отцов, дедов и прадедов. На самом деле , тот деликатный вопрос, которого коснулась ваша внучка в бесседе с вами достаточно подробно и гуманно изложен в основах нашей веры. Давно заметил, что люди верующие намного легче переносят факт ухода близких, что далеко не случайно и является следствием усвоения системы ценностей выработанных на протяжении веков нашими предками и изложенными в наших святых книгах.
    Попытайтесь взглянуть на проблемму с этой точки зрегия и осмыслить ее по-новому, без бардовской песни, частушек и кликушества.

    1. Попытайтесь взглянуть на проблемму с этой точки зрегия и осмыслить ее по-новому, без бардовской песни, частушек и кликушества.
      —————-
      Кажется понимаю что имеет в виду автор письма, но ощущение неизвестности, мистической тайны и отрыва в уходе из жизни от привычных устоев ( всё имеет своё продолжение) остаётся Как это странно- было, было, было и вдруг конец и мрак….

    2. люди верующие выполняют множественные законы шива, что само по себе может вогнать в депрессию кого-то,с другой стороны, стремление всё соблюсти и ничего не нарушить может отвлечь от мыслей о причине шива

      1. люди верующие выполняют множественные законы шива, что само по себе может вогнать в депрессию кого-то,
        ——————-
        Мне, Аарон, например, не по душе закон шива, по которому надо первую неделю после утраты быть на людях, которые сочувствуют и поддерживают. На мой взгляд, такое сочувствие. не всегда искреннее, только раздражает понёсшего утрату.

  9. А ответ на вопрос внучки таким и должен быть — философским, раздумчивым, поданным через негромкую, раздумчивую мелодию…

  10. Лева, я уже спрашивал, а ты, видимо, пропустил. Ты левша и играешь как Пол М. Гитару перестроил?

    1. Ты левша и играешь как Пол М. Гитару перестроил?
      —————
      Когда, Гриша. ты сравнил мою игру с Маккарти я хотел соврать, что да. Я левша. Но, к сожалению ты ошибся. Или слишком хорошо обо мне подумал. Я обычный, среднестатистический правша.

      1. Ты не понял. Я не сравниваю игру с Полом, а только хватку инструмента. Я вижу на видео, что правой рукой ты зажимаешь струны на грифе, а левой ударяешь по ним, в то время как среднестатистический правша делает наоборот. Так как у тебя, бывает в двух случаях: либо толстые струны (с МИ нижнего) перетянуты на другую сторону грифа, либо видео снято через зеркало.

        1. Так как у тебя, бывает в двух случаях: либо толстые струны (с МИ нижнего) перетянуты на другую сторону грифа, либо видео снято через зеркало.
          —————
          Гриша. в отношении Маккарти я пошутил. А в отношении перевёрнутости ( у меня кольцо на правой руке) как ни странно, заметил в первый раз. Честно скажу — сам не понимаю как так получилось. Струны не перетянуты. Снимали без зеркала. Пока ничего не понимаю…

  11. Ваши, Лев, мысли и самоощущения выражены весьма схожими, с теми, что чувствуют многие эмигранты в отрыве от прежней, хотя и не слишком родной, но связанной с лучшей порой жизни страной. Вашу потребность не упускать случая заниматься любимым делом хорошо понимаю.
    Ваши бардовские записи понравились. Особенно , сочиненные по случаю вопроса любознательной внучки.
    Заданный ею вопрос, видимо, свойственный многим детям. Примерно в тех же обстоятельствах я был . в свое время, поставлен
    в аналогичную с вами ситуацию. Многим здесь у нас . среди полуторного поколения молодежи репатриантов свойственно увлечение музыкальным творчеством. В этом отличилась и наша внучка, большая любительница музыки с добротным вокалом.
    Ей удалось ,с помощью друзей любителей музыкантов, организовать дружную музыкальную группу из 6 человек.
    Они вскоре обрели популярность и успех среди оказавшихся многих почитателей их музыкального стиля. Все это молодые люди смогли, при остром дефиците, свободного от профессиональной, ( не связанной с музыкой)занятости и семейными заботами, времени находить возможности для сочинения стихов и музыки к ним, а также для необходимых репетиций.
    Они успешно выступают по стране. Успели с успехом выступить и на гастролях: в РФ, Украине, в ряде стран ЕС, Канаде. Выпустили серию дисков со своими записями.
    Страстно увлеченные любимым делом, ребята добились желаемого результата.

    1. Они успешно выступают по стране. Успели с успехом выступить и на гастролях: в РФ, Украине, в ряде стран ЕС, Канаде
      —————-
      Спасибо, дорогой Сава, за тёплые слова. Группу такого уровня , как у Вашей внучки, я мечтаю пригласить на вечера клуба. Но это, конечно, не реально. Команда, которая постоянно выступает на клуб,. создавалась годами

  12. «Дали буде» (Есть будущее)
    Я бы перевёл: «продолжение следует». Смысл несколько иной, или?

    1. «Дали буде» (Есть будущее)
      Я бы перевёл: «продолжение следует». Смысл несколько иной, или?
      —————
      Я, Аарон, точно не знаю. Когда их представляю говорю как я думаю. Они не поправляют.

      1. Вы хороший человек, думаете позитивно,тогда как «продолжение следует» говорит о незаконченности чего-либо, всего лишь.

  13. Это она задала вопрос, к которому мы все относимся обывательски… В устах ребёнка этот вопрос приобрёл философское звучание…
    Ах, дети…
    ——————
    Мне, Яков К. , как учителю музыки приходится много разговаривать с детьми. Причём, не обязательно на музыкальные темы, Для меня такая разговорная пауза в середине урока -это отдых для ученика, а для меня возможность лучше узнать ребёнка. Говорим на разные темы ( школа, религия, с более старшими политика и др) и иногда дети высказывают ( устами младенца…) такие мудщрые и здравые вещи, до которых не додуматься взрослому. Спели с семилетним песенку «Крокодил Гена» Шаинского. Спрашиваю: «А ты бы хотел чтобы день рождения был несколько раз в году?» Он отвечает убеждённо: «Нет» Почему? Ответ поразил меня : « Быстро состаришься».

  14. Буднично, повседневно, с некоторой ностальгической ноткой по временам «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» начинается этот очерк. И вдруг этот очерк переходит из будничности в сложнейший философский вопрос… А виной всему ребёнок, внучка…
    Это она задала вопрос, к которому мы все относимся обывательски… В устах ребёнка этот вопрос приобрёл философское звучание…
    Ах, дети…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *