Элла Грайфер: Глядя с Востока. 16. Феномен черной кошки

Loading



Элла Грайфер

Глядя с Востока

16. Феномен черной кошки

Говорят: не повезет,

Если черный кот дорогу перейдет,

А пока – наоборот:

Только черному коту и не везет.

М. Танич

Должен ли еврей понимать антисемита? Московское (да, кажется, и питерское) поколение моих родителей считало, очевидно, что нет. Во-первых, «не тронь г…о, чтобы не воняло», во-вторых, им ОЧЕНЬ хотелось верить, что это явление временное и скоро пройдет. Тем больше хотелось, чем больше реальность доказывала обратное, а понимание, как инстинктивно они предчувствовали, могло убить последнюю надежду. Когда я, в конце концов, все же заинтересовалась психологией этого весьма распространенного подвида «хомо как бы сапиенс», то быстро выяснила, что еврейские авторы, как правило, предпочитают документировать факты, а не искать причины.

Исследователи левого толка указывали, правда, на привычку всяческих власть имущих использовать в своих интересах антисемитский настрой толпы. Но использовать-то и цунами можно, как, например, Моисей при выходе из Египта, из чего вовсе не следует, что он лично сам цунами и сотворил. Государственный, церковный, партийный и т.п. антисемитизм могут произрастать лишь на психологической «подложке» антисемитизма индивидуального, дремлющего в душе если не у всех, то у многих. К тому же, те же власть имущие, в своих, естественно, интересах, от той же толпы и защищали нас, не раз и не два.

Отцы-основатели сионизма объявили антисемитизм разновидностью ксенофобии (прежде всего, «экономической», типа: «все теплые местечки позанимали, все открытия и изобретения сделать подсуетились, сочинили заранее, гады, все гениальное, чтобы нам не осталось ничего») не потому, что изучали, а потому что так удобнее было его инструментализировать для их великой цели. Цель эту я воистину считаю благой, но достижение ее, как показывает опыт, на антисемитизм не повлияло никак.

Экспериментально установленная повышенная логикостойкость и факторезистентность антисемитизма многих наводили на мысль о психопатии, но слишком уж массовое явление. К тому же многие антисемиты, как известно, вполне способны мыслить логически и даже испытывают в этом потребность, что проявляется в изобилии т.н. «рационализаций» — попыток подвести под антисемитские ощущения какую ни на есть вразумительную теоретическую базу. Известно, что «рационализации» плохо совмещаются не только с реальностью, но и друг с другом (типа «а чего они в наши дела лезут!» в сочетании с «да им же на проблемы наши плевать, ведут себя как гастролеры!»), но во всех непременно и несомненно присутствует общий (центральный!) компонент, а именно – страх.

Страх, возникающий естественно и регулярно там, где есть проблема, но не видно путей ее решения. Не важно даже, в чем именно она состоит: в эпидемии чумы, в проигранной войне или в экономическом кризисе, в любом случае страх как таковой вполне объясним. Необъяснима только связь между страхами и евреями, именно ее имитируют «рационализации», но белые нитки, торчащие из этих имитаций, свидетельствуют, что и сами антисемиты антисемитизма, в сущности, не понимают.

Короче – полный тупик. Осталось только отправиться на поиски каких-нибудь аналогичных явлений в психологии двуногих (не исключая и евреев). Что-то такое, чего вроде бы нормальный, здравомыслящий человек боится безо всяких к тому оснований, даже иной раз и стесняется, стыдится своего страха, но избавиться от него не может, объяснить – тем более. Самый простой пример этого явления в окружающей действительности – ЧЕРНАЯ КОШКА. Лучше М. Щербакова не скажешь:

Над суеверьями хохочем до поры, покуда нет дурного знака,

А чуть дорогу кто-нибудь перебежал, так уж и больше не смешно.

И хоть не черная она, а голубая, и не кошка, а собака,

А все равно не по себе, а все равно не по себе, а все равно…

Вот именно «до поры» – пока внутри тревога не гложет, а я вот лично во время операции «литой свинец» на черного кота на улице смотрела как на личного врага, хотя, клянусь, ни минуты не подозревала в пушистике арабского шпиона. Я вообще к кошкам хорошо отношусь, у моей мамы в Мытищах 12 лет черный кот жил, милейшее животное, гладить его одно удовольствие было… Слышите, слышите – вот уже в ход пошли самые типичные оправдания антисемита.

Ну что ж, попробую заглянуть поглубже в себя: Идет операция «литой свинец», очень переживаю, но помочь, естественно, ничем не могу. На рациональном уровне я это осознаю, на религиозном – могу молиться, если верю, что есть Кому, но есть в сознании (а может, это уже подсознание?) еще один уровень, который можно назвать «магическим». Его не надо путать с религиозным, ибо молитва – просьба к Имеющему Власть без всякой попытки узурпации этой власти. Не путать и с научно-техническим, ибо он строится на выявлении и использовании закономерностей, не нами придуманных. Магическое мышление вместо Бога утверждает себя, а на место выявленных закономерностей ставит выдуманные. Чтобы создать систему «железный купол», много надо стараний, денег и времени, причем радиус ее действия ограничен, зато изгнание с пути черного кота – средство легкое, дешевое и универсальное.

Обратите внимание: зловредность бедного животного никоим образом не предполагает его личной злонамеренности. Бывают, конечно, среди черных котов пакостники, что царапаются, кусаются, метят углы и со стола тащат что ни попадя, но бывают ведь и ангелочки с хвостиком. Эти различия роли не играют. Неизвестно даже, способен ли кот осознать, сколь весомые изменения совершает он, перебегая перед моим носом дорогу, в истории государства Израиль и всего прогрессивного человечества, а главное, КАК он совершает это (сие ведь и для меня тайна!). Аналогичный феномен описан был странницей Феклушей в известной драме «Гроза»: «В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен». И хотели бы они, салтаны-то эти, правильно рассудить, да предел-то положен – никуда не денешься.

Наконец, откуда я взяла, что таинственные колеса мироздания двигает своей мягкой лапой вот именно черный кот, а не голубая… нет, лучше фиолетовая собака. Именно такая псина изумила меня некогда в Ассизи неслыханной своей мастью и сожрала мои бутерброды, уповая, очевидно, на протекцию святого Франциска. К этой у меня хотя бы реальная претензия, от черных же котов во весь век кроме мурлыканья ничего не видала. И в семье ведь, вроде, на страдал никто суевериями, а вот поди ж ты… из воздуха окружающего впитала, не иначе.

Так вот, полагаю, что отношение антисемита к нам с вами, дорогие единоплеменники, целиком и полностью соответствует моему отношению к черному коту. Покуда жизнь ни шатко, ни валко течет себе своим чередом, есть, разумеется, озабоченные, но они не делают погоды. Среднестатистический представитель «почвенной нации» об евреях, как правило, вообще не задумывается, антисемитизм его существует латентно, он зачастую и сам не подозревает об его существовании. С ним вполне можно (и нужно) общаться, заключать взаимовыгодные сделки, сотрудничать при защите общих интересов. Все можно, только осторожно, не забывая, что ступаешь по тонкому льду. Бескризисного развития в истории, как известно, не бывает. Рано или поздно образуется ситуация, в которой они окажутся растерянными и беспомощными, вот тут-то и надо готовиться к худшему, не уповая ни на то, что «мы им ничего плохого не делали» (это значения не имеет), ни на то, что зла не замышляли (а кот замышлять и вовсе неспособен), ни на то, что все «рационализации» шиты белыми нитками (не в них ведь причина).

Запомните твердо: причина не в нас, причина в них самих, и изменить ее мы можем также мало, как черный кот – повлиять на ход операции «литой свинец». Наиболее опасны не те, у кого бывали прежде с нами конфликты, или кто самым непримиримым был вчера (например, польские или украинские националисты), а те, чья ситуация самая безнадежная сегодня. Итогом полувекового правления левых в Европе стало банкротство, одичание и вымирание, так велико ли диво, что сегодня именно они – самые отчаянные антисемиты?

Не стоит ломать голову над опровержением очередной «рационализации» или «уступками», которыми как бы можно умилостивить врагов. Не то чтобы мы были безгрешны, но реальные наши грехи никакого отношения не имеют к магической картине мира, в которой мы, по определению, совершаем то, чего на самом деле совершить бы ни при каких условиях не смогли. Там, где в игру вступает магия, логике места нет.

Единственно разумная стратегия для черного кота – елико возможно заблаговременно убраться с дороги, а если невозможно – кусаться, царапаться и выть, выгибая спину, что враждебности, разумеется, не уменьшит, но несколько притормозит прямую агрессию. Для человека или государства, соответственно, возможны кроме того обман, подкуп, шантаж и прочие веками освященные дипломатические приемы. Еще можно (и нужно) искать себе союзников, чьи интересы на данном этапе по какому-то важному параметру с нашими совпадут (например, нынешняя европейская правая, которой мусульманские иммигранты – как в горле кость). Так предки наши поступали веками, так поступали от веку и различные государства в отношениях между собой, также примерно поступают израильские политики, хотя по нынешним временам и невелик у них выбор. Не будем вдаваться в подробности, рассматривать разновидности и формы проявления антисемитизма на теоретическом, практическом, соседском и государственном уровне, равно как и оптимальные способы противостояния, это все дело наживное, если только браться за него без иллюзий.

Но с гневом и возмущением отвергают эту стратегию высоконравственные интеллектуалы. Вынь да положь им либо полную ликвидацию антисемитизма как класса, либо… согласие с антисемитами и смиренное принятие на себя вины за разбегание галактик. Не мытьем так катаньем добиться общения на равных с дорогими коллегами из престижных университетов. Не просто успешного сотрудничества (оно без проблем налаживается в спокойные времена) и даже не уважения, в котором тоже не всегда отказывают, нет, нужно быть непременно «такими же, как все», обладать местом под солнцем не заработанным, что постоянно приходится подтверждать, а естественным, по праву рождения. Место отнюдь небезуспешной борьбы за выживание и преуспеяние (как личное так и общинное, а нынче даже и государственное) занимает заведомо безнадежная борьба против антисемитизма как такового, в которой можно только либо сломаться, либо красиво умереть.

И чтобы не вылезать всякий раз пришибленными из-под развалин очередного воздушного замка, попробуем лучше вспомнить собственное отношение к невинному пушистику и последуем мудрому совету В. Маяковского:

Идите и гладьте —

гладьте сухих и черных кошек!

2011

  

Print Friendly, PDF & Email