Элла Грайфер: Предвыборное

Loading

И выдвигаются требования, в больнице для ради соблюдения песаха квасное на входе отлавливать, или в армии ради гендерного равноправия завести дамские танковые войска… Во имя святости субботы всю страну в пробки не жалко посадить, во имя святости гуманизма — южный Тель-Авив превратить в Африку. Идеи важнее людей.

Предвыборное

Элла Грайфер

«Я не советский,
Я не кадетский.
Меня нетрудно раздавить.
Ах не стреляйте,
Не убивайте!
Цыпленки тоже хочут жить…»
Русский фольклор

В Араде назревают столкновения между религиозным и светским населением. Религиозные считают себя несправедливо обиженными, отвергают как необоснованные подозрения в подготовке диктата, указывают на нужды в помещениях, которые светское начальство удовлетворять не желает. Кто там конкретно прав, кто виноват — судить не берусь, но понимаю, что опасения светских, пусть даже преувеличенные, имеют основания на фоне некоторых происшествий последнего времени — не в Араде, но в стране в целом.

  1. Попытки отлавливания квасного в песах на входе государственных больниц. Неудавшиеся. Ибо администрация и охранники подобным распоряжениям подчиняться отказались.
  2. Скандал с ремонтными работами на дорогах в шабат. Вот этот случай стоит разобрать подробнее.

Светские жители Арада не должны уступать ортодоксам под синагогу свое бомбоубежище, но не вправе отказывать религиозным в возможности строительства синагоги, без которой в общине трудно. И ортодоксы в Бней-Браке тоже не должны допускать в субботу транспортировки людей и техники через свой квартал, но не в праве мешать светским на прочей территории работать, как и когда им вздумается, ибо без этого строить и ездить трудно. А коли-ежели вы за светскими права на территорию не признаете, то и они не обязаны «ваш» квартал объезжать. Я тебя не трогаю — и ты меня не трогай, идешь своей дорогою — иди своей дорогой.

Но вот мы видим — предсубботний кидуш на стройплощадке в качестве демонстрации протеста. Не важно даже, было там 100 человек или 20, а важно, что никого из них в субботу на работу не звали. Значит, эти люди не право свое защищают на соблюдение субботнего покоя, на него никто не покушается, наоборот, это они покушаются на право других людей, решать, когда и как тем работать. Наш график утверждать нам самим, а ваш будем утверждать мы, вас не спрашивая. Мое, значит — мое, и твое — тоже мое.

Понятно, что восторга такие претензии у меня (и не у меня одной!) не вызывают, и не одну меня решительно не устраивают попытки ортодоксов, обосновать притязания на привилегии своими же теориями, не убедительными ни для кого, кроме них самих.

И тем не менее, не спешу я откликнуться на бодрые призывы Либермана, покончить с этим безобразием. Почему?

А потому что единственно возможным средством от этой напасти является (как признает и сам Либерман) … лекарство, едва ли хуже самой болезни. Коалиционные соглашения — штука заковыристая. И если ортодоксы предлагают странные «компромиссы», типа:

— А вот вы признайте в принципе наше право, вам графики составлять — тогда мы готовы в какой-то мере даже учесть ваши интересы.

То предлагаемое Либерманом правительство «Народного единства» — тоже ведь коалиция, и конкретно — с левыми. Так у них-то требования, пожалуй, еще похлеще будут:

— А вот вы признайте в принципе нормой гомосексуализм — тогда мы готовы вести переговоры о том, чтобы ваших детей в гей-клубы завлекать не сразу с первого, а не раньше шестого класса.

— А вот вы признайте в принципе право арабов на «освободительную борьбу» — тогда наши адвокаты готовы рассматривать в срочном порядке официальный запрос каждого солдата на открытие огня, не исключая заранее возможности положительного решения.

— А вот вы признайте в принципе правомерность удушения бизнеса налогами и национализации курей по деду Щукарю — тогда мы готовы сделать исключение для фалафельщика Хаима у вас на углу.

Понимаю, что вызываю на себя огонь с обеих сторон, ибо каждая включает в свою аксиоматику догмат собственного единоспасающего учения и железную уверенность, что согласно незыблемым законам истории и миропорядка общество в целом обязано лучше рано, чем поздно, признать их правоту и вступить на путь, ими указуемый. На компромиссы готовы они лишь при условии, что другая сторона свою идеологическую неполноценность признает хотя бы в принципе. А поскольку другая не признает никогда, автоматически возникает ситуация, именуемая в еврейской традиции «синат хинам».

И выдвигаются требования, в больнице для ради соблюдения песаха квасное на входе отлавливать, или в армии для ради гендерного равноправия завести дамские танковые войска… Ну, представьте себе: больничный охранник родню к тяжело и опасно больному (а может, даже в теракте раненому) не допускает, а девицы в боевой обстановке на подбитом танке меняют гусеницу, весом в… ну, в общем, вы себе представляете. Но непреклонным идеологам глубоко плевать как на состояние здоровья пациента, так и на перспективы будущих детей демобилизованных танкисток. Во имя святости субботы всю страну в пробки не жалко посадить, а во имя святости гуманизма — южный Тель-Авив превратить в Африку. Идеи важнее людей.

Из чего вполне закономерно следует полный улет в астрал с предложением, от ракет псалмами обороняться (я не шучу, своими глазами видела лозунг: תהילים נגד טילים), и не жалеть солдатских жизней ради доказательства нашего миролюбия княгине Марье Алексеевне.

Не случайно как те, так и другие за высшую доблесть считают от армии откосить — у них же поважнее дела имеются:

С точки зрения Печной Трубы, у всех ее кухонных домочадцев довольно-таки нелепые заботы. Кран с утра до вечера наполняет водой одни и те же ведра. Газовая Плита подогревает одни и те же кастрюли, чайники и сковородки. Топор, кроме дров, ничего не хочет рубить.

И только Печная Труба стоит выше этих узких кухонных интересов: она снабжает дымом всю вселенную. (Ф. Кривин).

Print Friendly, PDF & Email

21 комментарий для “Элла Грайфер: Предвыборное

  1. Суммирую мою позицию (это позиция модерн-ортодоксов):

    В вопросах религии Бен-Гурион предложил идею «статус-кво». Смысл был не столько избежать лишних конфликтов с харедим (их тогда было очень мало), сколько избежать лишних конфликтов между светскими-традиционалистами и светскими-анти-иудаистами.

    Но проблема в том, что с тех пор израильское общество сильно изменилось: светским стали гораздо больше важны «права индивидуума» (например: кушать хлеб в Песах в общественной больнице), а традиционалистов и ортодоксов (харедим и религиозные сионисты) стало НЕ только гораздо больше количественно, но им стали гораздо больше важны «права сообщества». Харедим и части РС стали важны религиозные «права сообщества», а правым светским и части РС — национальные «права сообщества»: не признавать беженцами суданских нелегалов, не признавать право одобряющих террор палестинцев «жить без оккупации», признавать право евреев на помощь Государства Израиль в строительстве новых еврейских (именно еврейских) поселений в Галилее и Негеве и т.д.

    Мой вывод: стремление сохранить «статус-кво» будет создавать всё больше и больше проблем.
    Решение это стремиться к некому синтезу «прав индивидуума» и «прав сообщества».
    Но такое стремление будет требовать жёсткого конфликта с теми хардаль-хареди и с теми пост-модернистами, которые бескомпромиссно требуют принуждения (религиозного или светского) в ситуациях, когда возможен компромисс.

  2. Элла: …. Во имя святости субботы всю страну в пробки не жалко посадить …
    ======
    Религиозные Сионисты словом и делом доказали, что всю страну в пробки им посадить таки жалко. Если у вас есть другие сведения, то откройте их.
    И категорически нельзя смешивать РС и харедим в одну кучу!!!
    Вам ведь НЕ нравятся методы антисемитов, которые «по обстоятельствам» обвиняют евреев в том, что большинство евреев «слишком за капитализм» — а потом, что большинство евреев «слишком за социализм».

    Элла: …. полный улет в астрал с предложением, от ракет псалмами обороняться (я не шучу, своими глазами видела лозунг: תהילים נגד טילים) ….
    =======
    В бомбоубежищах Кирьят-Шмоны приезжие хабадники читали техелим (ака «псалмы») вместе с местными традиционалистами из сефардов — против ракет и за своих солдат.
    Это не «полный улет в астрал», это прекрасный и древний еврейский обычай.
    Ваше право его не любить, но сначала хотя бы поймите, что от похожих предложений к светским хабадники и другие харедим однозначно НЕ стали меньше служить в ЦАХАЛе — но многих светских это поддержало.
    Даже лучше: я лично знаю нескольких канадских евреев, которые именно под влиянием харедим из Хабад приблизились к иудаизму и только поэтому поехали потом служить в ЦАХАЛ.
    И ещё лучше: по-моему такие компании харедим повышают желание харедим интегрироваться в израильское общество. Такое «миссионерство» это один из этапов выхода харедим из добровольного гетто в Израиле, в результате которого ОБЕ стороны учатся друг у друга очень важным вещам. Например, некоторые харедим начинают гораздо больше ценить «финансовую независимость от своей общины».

  3. Элла Грайфер
    19 августа 2019 at 19:39 | Permalink
    Давайте разберемся с целями.
    И вот, представьте себе инженера, который должен спроектировать нечто необходимое для экономики страны, должен найти оптимальное соотношение результатов, сроков и затрат, он должен все это обдумать, собрать и взвесить, и тут вы ему подсовываете в этот букет лишнюю проблему: Возможно ли в принципе будет обеспечить шаббат или дело идет о проблеме непрерывного цикла? Если в принципе возможно, во что это обойдется?
    ==========================.
    Взгляд из далека (возможно, не реальный)
    В секулярном государстве, которое признает право своих граждан быть религиозными ортодоксами вплоть до участия в решении политических и социальных проблем, напряжения неизбежны и заранее не определить их общее решение.

    В компании, где я работал, были процессы, которые могли реализоваться только в нерабочие дни. Среди программистов и руководства были и ортодоксальные евреи. Программист, которого я вспоминаю сейчас, не мог отказаться от заданий, решение которых требовало процесса в субботу. Он был строго соблюдающий еврей. Поэтому он был озабочен автоматизацией процессов. Система позволяла это. Был он хорошим программистом (плохой не удержался бы ортодоксом-программистом). Однако все не предвидишь. Случались кризисы. Во-первых, он обеспечивал с помощью руководства себе замену на случай необходимости. Во-вторых, в случае опасности подорвать работу тысяч людей в понедельник, он по согласованию со своим раввином выходил на работу «ради жизни» (не обязательно в медицинском смысле, ибо совокупность забот тысяч людей оказывалась достаточным основанием для интерпретации \»опасность для жизни vs. суббота). Такое случалось очень редко (он был хорошими программистом!). Если бы случалось часто, он бы нашел другую работу.

    Это только пример . Общего же решения для всех программистов и для всех процессов не будет. Мне кажется, что разговор между Бенни и Эллой есть попытка перевода вопроса, который может решаться только конкретно в слишком общий план. Главное согласие ортодоксальных евреев работать в общественно значимых сферах и уважение к их традициям со стороны руководства этих сфер. А там дела будут идти с пониманием, что могут наступать случаи, когда работа/жизнь окажется кризисом и надо будет выбирать. Не всякая работа будет для ортодоксов, и не всякий проект будет рассчитывать на их участи, что не означает кризиса государства и единства народа в его строительстве и защите. Было бы понимание единства истории евреев и их сегодняшнего дня.

    1. Борис Дынин: Мне кажется, что разговор между Бенни и Эллой есть попытка перевода вопроса, который может решаться только конкретно в слишком общий план.
      ========
      Это именно Элла переводит предельно конкретный вопрос в общую плоскость.
      Кроме того:
      1) Элла упорно путает функции «заказчика» и «технического специалиста, который помогает заказчику выбрать нужную заказчику опцию».
      2) в Израиле существует ЗАКОН о «часах работы и отдыха», прямое толкование которого требует от министра транспорта стремиться минимизировать государственные работы евреев в Шабат. В данном случае он обязан принять решение НЕ БУДУЩЕЕ проверять, сколько стоит опция «строим мост по ночам» — и сравнивать это с опцией «строим мост по выходным и шабатам».

      П.С.: Уже второй раз Израиль идёт на выборы под само-обманом лозунга «в главных проблемах Израиля виноваты кипастые».
      Формальный предлог это несогласия Либермана с «закона о мобилизации». Это закон давал приоритет интеграции харедим в израильскую экономику и только потом — в призыве в ЦАХАЛ. С этим законом были согласны большинство левых, большинство правых, анти-религиозная партия Лапида, все религиозные сионисты и даже половина харедим анти-сионистов.
      Да, левые голосовали против, но это чтобы свалить правительство Натаньягу, с самим законом большинство левых были согласны.

      По-поводу этого закона и нескольких других предложений (например, предложение Смотрича о тех. заданиях проектировщикам мостов) относительно легко достижим широкий консенсус в израильском обществе. Все, кто не ослеплён своим «я хочу» и хоть немного в этом разобрался — все они уже убежденны, что эти законы служат интересам всего Израиля.
      Но Либерман начал свою мерзкую демагогию и ослеплённых своим «я хочу» невежд внезапно стало намного больше. Результат: все ранее более-менее умеренные политики (Натаньягу, Бенни Ганц, Лапид, некоторые религиозные сионисты) теперь начали им активно подыгрывать ради мандатов на этих выборах.

      1. Борис! Ваш пример с выдающимся программистом-ортодоксом очень важный. Есть понятие «пикуах нефеш» — действие в исключительных условиях, важных для спасения жизни. Оно как-то трактуется в чисто медицинском смысле. А в Вашем примере оно распространяется и на общественные отношения. Может быть моя гипотетическая комиссия из светских и религиозных специалистов и могла бы решать подходит или нет данный конкретный случай под критерий «жизненно важный».

  4. Если «коллектив «Государство Израиль» обязан стремиться как можно РЕЖЕ нарушать Шабат», но все же будет это делать, означает, что религиозный или соблюдающий традиции гражданин не сможет работать на госпредприятии. Но это же дискриминация! Элла права в принципе: нужны компромиссы. Реальные, а не такие, примеры которых она приводила. Решать должна какая-то авторитетная нейтральная комиссия. но не СМИ, не политики и другие заинтересованные инстанции.

    1. Михаил Поляк : …. Если «коллектив «Государство Израиль» обязан стремиться как можно РЕЖЕ нарушать Шабат», но все же будет это делать, означает, что религиозный или соблюдающий традиции гражданин не сможет работать на госпредприятии. Но это же дискриминация! ….
      =========
      Светский еврей тоже не может работать раввином и даже наблюдателем за кошерностью («машгиах кашрут») от главного раввината Израиля.
      «Транс-женщина» даже не может работать в женской микве. Это уже дискриминация меньшинства, супер-дупер дискриминация !!!
      А религиозный еврей не может работать на должности, где ему нельзя соблюдать Галаху (самому или через «светского еврея»). Это реальность на госпредприятиях Израиля.

      Михаил Поляк: … нужны компромиссы. Реальные, а не такие, примеры которых она приводила. Решать должна какая-то авторитетная нейтральная комиссия. но не СМИ, не политики и другие заинтересованные инстанции. …
      =========
      Именно политики занимаются компромиссами — и в бюджете и в приоритетах разных ценностей.
      А «нейтральная комиссия» станет нейтральной не раньше, чем будут общие ценности. Другими словами: когда или основная масса религиозных «вернутся к вопросу» или основная масса светских «вернутся к ответу».

  5. Автор фактически утверждает две вещи:

    1) Министерство транспорта Израиля должно стремиться проектировать мосты и транспортные развязки именно так, чтобы как можно больше нарушать Шабат и как можно больше нагадить в душу всем религиозным сионистам и всем светским традиционалистам Израиля, для которых «соблюдение Шабата Государством Израиль» это ЦЕННОСТЬ.
    Это очень плохая идеологическая позиция «социального инженера», который, с целью перевоспитания, стремится принуждать силой государства своих идеологических оппонентов.

    2) Если у операторов подъёмных кранов из полу-государственных Солель-Боне или Мааца нет кипы на голове (например, они евреи-традиционалисты), то под предлогом строительства специально спроектированных для нарушения Шабата мостов их можно принуждать работать в Шабат.
    Это тоже очень плохая идеологическая позиция «социального инженера», только тут государство уже принуждает не столько грубой силой, сколько лживыми махинациями.
    Типа вас никто не принуждает — но если в Шабат вы работать не согласитесь, то вы будете уволены, профсоюз вас не защитит и вы получите «чёрную метку» в своей профессии (сможете работать только у мелких подрядчиков, где даже близко нет условий Солель-Боне и Мааца).

    1. Национальные ценности могут противоречить друг-другу, поэтому еврей-мафиози и еврей-«активный христианин» не имеют права на репатриацию по «Закону о Возвращении».
      Но иногда они НЕ противоречат. Например, если с немного дороже возможно спроектировать мост, который можно строить по ночам, без публичного нарушения Шабата от лица Государства Израиль (заказчик этого моста).

      Для автора этой ситуации просто «не существует».
      Для меня это махинация с целью скрыть свою истинную цель: Государство Израиль должно стремиться как можно чаще публично нарушать Шабат.

      А моя цель (и цель многих религиозных сионистов и многих светских традиционалистов) совсем другая: уважать права личности светских, уважать коллективные права светских (частные бизнесы и муниципалитеты сами будут решать, соблюдать ли им Шабат или нет) — но коллектив «Государство Израиль» обязан стремиться как можно РЕЖЕ нарушать Шабат.

      Мой вывод: взаимоисключающие цели делают дискуссию бессмысленной.

      1. Бене:
        Давайте разберемся с целями.

        Полагаю, что если цель государства есть нарушение шаббата для «перевоспитания и социальной инженерии», то такому государству грош цена в базарный день. Правильная цель государства – создание и поддержание транспортной инфраструктуры. Этим оно должно быть озабочено, а нарушение шаббата может оказаться побочным эффектом именно потому, что этот вопрос него не важен. Равнодушие к вещам, что для вас важны, вовсе не предполагает враждебности, не надо искать злой умысел там, где его нет.

        Вы полагаете, что данную конкретную проблему можно было бы разрешить какими-то дополнительными капиталовложениями. Не буду спорить, я не инженер, но даже мне известно, что есть множество аналогичных проблем, которые не имеют технического решения ни за какие деньги – например, те же предприятия непрерывного цикла.

        И вот, представьте себе инженера, который должен спроектировать нечто необходимое для экономики страны, должен найти оптимальное соотношение результатов, сроков и затрат, он должен все это обдумать, собрать и взвесить, и тут вы ему подсовываете в этот букет лишнюю проблему: Возможно ли в принципе будет обеспечить шаббат или дело идет о проблеме непрерывного цикла? Если в принципе возможно, во что это обойдется?

        И если, как вы предлагали, это вопрос денег, то с кого их взнимать? С ортодоксов, с национально-религиозных, с традиционалистов? Наш инженер оказывается перед проблемой, которую не в силах разрешить. Он же не юрист, не экономист, а главное — не раввин, который один только и может определить, что тут по большому счету можно, что – нельзя.

        Вы скажете, что раввины в принципе готовы на компромисс. Но инженеру от них не то требуется. Требуются четкие ответы на вопросы:

        1. Какие работы дозволены, а какие – нет?
        2. Чем заменить те, что не дозволены (тут, конечно, без консультации с инженером не обойтись, но вопрос должен быть решен кардинально)?
        3. Во что это обойдется?
        4. Кто обязывается заплатить?

        Вы скажете, что на стадии планирования никто раввинов об этом не спросил? Но на этой стадии спрашивать уже поздно. На этой стадии инженер должен иметь однозначные галахические постановления и требования, пригодные для всякого проекта. Где они? Не для конкретного случая, в который носом уткнулись, а для того, чтобы беспрепятственно разрабатывать проекты в масштабах страны?

        Нет, я вовсе не подозреваю раввинов в злоумышленности, в желании напакостить инженерам в порядке «социальной инженерии», просто они, также как инженеры, равнодушны к вещам, которые кажутся им выходящими за рамки их профессиональной компетенции. Но они ошибаются. Это – дело их, и только их. Это – часть того, что я именую «Галахой государства».

        1. Элла: Равнодушие к вещам, что для вас важны, вовсе не предполагает враждебности, не надо искать злой умысел там, где его нет.
          ======
          Я тут НИКТО.
          Факт 1: Несколько десятков % израильтян НЕ равнодушны к ЦЕННОСТИ «по мере возможности стараться избегать публичного нарушения Шабата от лица Государства Израиль».
          Факт 2: Государство Израиль всё равно примет ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ решение в этом конкретном вопросе: ДА или НЕТ проверять, насколько трудно / дорого спроектировать мост, который можно строить по ночам, без публичного нарушения Шабата.

          Учитывая Факт 1: ваша опция «НЕТ» всегда будет требовать ПРИНУЖДАТЬ (силой государства, манипуляциями политиков и анти-религиозной истерикой в СМИ).
          Никакого «равнодушия» в ней даже близко нет.

          Элла: есть множество аналогичных проблем, которые не имеют технического решения ни за какие деньги – например, те же предприятия непрерывного цикла.
          ======
          Проблема «предприятий непрерывного цикла» в Израиле прекрасно решается методом «шабес-гой и/или светский-еврей-доброволец».
          И беда, когда пироги начнёт печь сапожник, а светский воитель с Галахой будет пытаться её реформировать.
          Такими требованиями именно вы требуете создать «Государство Галахи» в Израиле, притом «реформированной галахи» в духе Берни Сандерса 🙁

        2. Элла Грайфер: И вот, представьте себе инженера, который должен спроектировать нечто необходимое для экономики страны, должен найти оптимальное соотношение результатов, сроков и затрат, он должен все это обдумать, собрать и взвесить, и тут вы ему подсовываете в этот букет лишнюю проблему: Возможно ли в принципе будет обеспечить шаббат или дело идет о проблеме непрерывного цикла? Если в принципе возможно, во что это обойдется?
          =========
          Именно это я уже объяснял несколько раз 🙁 🙁 🙁

          Ещё раз: по требованию заказчика (министерство транспорта от лица Государства Израиль) инженер должен представить заказчику данные: опция 1 стоит столько-то и имеет такие-то недостатки и преимущества + вот вам данные об опции 2.
          А выбор опций всегда за заказчиком.

    2. Бени, работа в субботу оплачивается в двойном размере.
      Но вот что интересно. когда от обсуждения проблемы установки моста над Аялоном на сайте перейдут к тому, что сейчас действительно интересует израильтян — вчерашнему эпизоду в Борисполе?

      1. Бени, работа в субботу оплачивается в двойном размере.
        ======
        Сэм, стремление перевоспитать религиозных сионистов преднамеренными (!!!) и легко предотвратимыми (!!!) нарушениями Шабата от лица Государство Израиль напрямую связанно со следующим:

        1) Очень хорошо оплачена (изр. налогоплательщиками) работа следователей и прокуроров, которые «обвиняют» Натаньягу в том, на что они же упорно закрывают глаза у Лапида-сына.
        И правильно закрывают: политики могут и должны общаться с лоббистами прессы, а прокуроры не имеют права судебно-активно криминализировать необходимую обществу функцию политиков.

        2) Очень хорошо оплачены (изр. налогоплательщиками) курсы высших офицеров ЦАХАЛа в прогрессивно-либеральном «wexner foundation» — и теперь почему-то на 250% выросло количество оправданных (!!!) жалоб от религиозных солдат ЦАХАЛа.

        3) Уже второй раз Израиль идёт на выборы под само-обманом лозунга «в главных проблемах Израиля виноваты кипастые».
        Виноваты конечно кипастые, но реальная законодательная власть принадлежит не Кнесету, а прогрессистам в БАГАЦе. А реальная исполнительная власть принадлежит не правительству, а прогрессистам в гос. бюрократии. Потом конечно и светские правые имеют немножко законодательной и исполнительной власти — но в главных проблемах Израиля всё равно виноваты кипастые.

  6. Элла!
    Вам, и многим другим, желательно ознакомиться , и основательно, с тем, что составляло
    тысячелетиями суть и смысл жизни еврейского народа: Ветхим заветом и иудаизмом.
    До сих пор всегда с большим интересом и удовлетворением находил и читал Ваши
    великолепные статьи.
    А сейчас… ставить на один уровень, безусловно, не всегда правых харедим и проповедников распутства и хаоса?
    Очень жаль.

  7. Здравые,логично обоснованные мысли Эллы воспринимаются вполне убедительными. ибо они не слишком отличаются от реальности.Но,к сожалению они не будут услышаны и приняты во внимание ни ортодоксами, ни одержимыми стремлением к достижению возможности пробиться к властным структурам, амбициозными политиканами, готовыми , ради этого, объединяться хоть с самим дьяволом.
    Острые противоречия между светскими и хоредим, при существующей реальности, не преодолимы. Так будет до тех пор . пока не отыщется решение проблемы по отделению религии от государства.

  8. Как всегда, хлестко.
    Но Вам не кажется, что подход «мы, они», «не трогайте нас, не трогаем вас» это не то, что нужно нашей стране?

    1. Марку:
      Но Вам не кажется, что подход «мы, они», «не трогайте нас, не трогаем вас» это не то, что нужно нашей стране?

      Ваши предложения?

  9. «И тем не менее, не спешу я откликнуться на бодрые призывы Либермана, покончить с этим безобразием. Почему?..»- — И об’яснять не требуется. А демагогам, которые вместо аргументов наклеивают «кликухи» на авторов, не об’яснить. Не впрячь в одну телегу коня (осла) и трепетную лань.

  10. «…правительство «Народного единства» — тоже ведь коалиция, и конкретно — с левыми. Так у них-то требования, пожалуй, еще похлеще будут:
    — А вот вы признайте в принципе нормой гомосексуализм — тогда мы готовы вести переговоры о том, чтобы ваших детей в гей-клубы завлекать не сразу с первого, а не раньше шестого класса.
    — А вот вы признайте в принципе право арабов на «освободительную борьбу» — тогда наши адвокаты готовы рассматривать в срочном порядке официальный запрос каждого солдата на открытие огня
    — А вот вы признайте в принципе правомерность удушения бизнеса налогами и национализации курей по деду Щукарю…»
    —————————————————————————————————————
    Мда… Сильна была советская школа марсизма-ленинизма. Элла вот до сих не в состоянии взойти в чувство после ее обработки. Не вижу разницы между фантазиями автора и фантазиями двух известных американских дам-депутаток.

Добавить комментарий для Moshe Lifshitz Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.