Эмиль Авербух: Перед выбором

 375 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Противостояние политических сил в Израиле, как было сказано, поменяло плоскость своей поляризации с лево-правого противостояния на светско-религиозное. И дело не в том, что кто-то способствовал этому в своих узко-политических интересах. Главный тектонический разлом в обществе проходит здесь именно по этой линии.

Перед выбором

Эмиль Авербух

Эмиль АвербухЕсли задуматься, понятие выбора очень серьезная вещь: это и проявление свободы, свойственное только человеку, и важнейшая стадия творческого процесса (закон – случайность – выбор), и необходимый элемент нравственной установки личности – необходимость выбрать максиму, долженствующую стать законодательством для всех (категорический императив). И вот вопрос, как все это связано с нашими выборами?

Когда-то мы выбрали – кто выбрал – переехать в Израиль. Но до этого сделал свой выбор Бен Гурион, приняв решение о создании современного государства Израиль в непростой международной обстановке. Еще раньше сионисты выбрали строить это государство не в Уганде, и не на намытом в нейтральных водах острове, а на территории Эрец Исраэль. И откуда ж эта территория? Много веков назад наш праотец Авраам Иври, решил прислушаться к голосу своего Божественного вдохновения и сделал первую алию на Землю Обетованную. Авраам открыл Единого Бога на небе, что соответствовало единству своего разрастающегося кочевого племени на земле. Только так можно было выжить во враждебном окружении – возлюбив ближнего, но этот указ должен был быть спущен Богом с Небес, иначе племя разбредется как стадо овец без Пастора. Авраам передал эту веру своему сыну Ицхаку, а тот – своему, Якову. Освоение новой веры не давалось легко, надо было проходить испытания. На долю Якова выпало бороться с Ангелом. Яков был большой семьянин, но теперь этого стало мало: надо было возглавить народ. Яков победил Ангела и стал Исраэлем. Потребовалось 200 лет египетского горнила, чтобы народ созрел и «заработал» себе свою Святую Землю (заглянем вперед: 2000 тыс. лет мирового горнила потом потребовалось, чтобы народ вернулся на свою Землю и получил шанс усовершенствовать свою национальную культуру и стать непобедимым).

Наш великий пророк, Моше, зафиксировал, с Божьей помощью, авраамово учение в Торе, и она стала основой религии и конституцией еврейского народа. Найдутся такие, которые возразят, что написанного в Торе никогда не было, или было не так и не все… Здесь с математической точностью можно сказать, что было, поскольку речь идет об архетипическом бытие народа, а как оно связано с историко-фактическим бытием – это совсем другой вопрос. Итак, если Платон увещевал тиранов стать философами или мечтал поставить касту последних во главе своего идеального государства, то евреи, приняв Тору, стали «народом философов»: признали трансцендентного Бога и получили соответствующий понятийный текст – Тору. Но кроме философского артефакта, Тора также религиозное учение. С этим стоит разобраться, потому что избушка-избирательная урна наших предстоящих выборов повернулась проблемой соотношения светского и религиозного к нам лицом. Что, собственно говоря, такое вера, религия в соотношении, например, с философией? Если философия – учение о границах (понимания мира, жизни, разума, бытия), то религия – освоение этих границ. Разум полагает веру (читай Канта), религия же есть социальное культивирование веры. Конечно, оно может быть искаженно политикой, идеологией, но не об этом сейчас речь. Нет человека разумного и не верующего: вопрос лишь в том, культивирует ли он свою веру как-то сознательно (не обязательно в рамках религии), или она у него стихийно-бессознательная. Полагание же границ позволяет (как и в математике) сделать уравнения жизни разрешимыми (в некоторых из них границы могут принимать значение государственных).

Итак, что из вышесказанного для нас выгорает на конкретно-историческом уровне? Еврейский народ, архетипическая идея которого единство, нуждается в единой светско-религиозной национальной культуре. Отсутствие ее, можно сказать, и привело к разрушению Второго Храма, изгнанию, и задача ее обретения остается актуальной и по сей день. Религиозная ее часть позволила сохраниться народу в изгнании и вернуться на свою исконную землю. Пусть ни у кого не будет иллюзий: в международном законодательстве, нет «закона о возвращении» народов на свою историческую землю, потому что нет прецедента сохранения народа на протяжении 2 тыс. лет, и если евреи являются таковым, то только благодаря Живой Торе, т. е. изучаемой и являющейся основой жизни существенной части этого народа. Только это есть «документ» для наследования Эрец Исраэль! Конечно, светские евреи, отцы и деды и все предки которых изучали Тору и жили по ней, сделали и делают свой огромный вклад, отстраивая и защищая современный Израиль, но для международного общественного мнения и законодательства это не аргумент. Поэтому, если мы хотим остаться на этой земле – и это серьезно – «ребята, давайте жить дружно», как призывал кот Леопольд, и, леавдиль (разделяя), «не ссорьтесь в дороге», как наказывал Йосиф своим братьям. Т. е. у каждой стороны могут быть свои символы единства, например, «возьмемся за руки друзья» у светских, или «ахават хинам» (беспричинная любовь) у религиозных, но само единство – оно одно.

Так о чем же идет речь, что понимать под единой национальной культурой, как к ней приблизиться? Я попытался изложить эти свои соображения в статье «Иудаизм в диалоге». Здесь же я лишь обозначу этот свой подход к теме как необходимость большой творческой работы по переводу религиозных ценностей иудаизма на светский язык и наоборот. Евреи тысячелетия не жили на своей земле, чтобы их национальная культура могла развиваться естественно, и у них не было люксуса своей тысячелетней теологии как связи светской культуры и иудаизма. Правда, была в древности одна попытка Филона Александрийского соединить иудаизм с греческой философией, но ему пришлось уступить грекам: они не понимали, как трансцендентный Бог может управляться с земными делами, и он ввел посредником их Логоса, метафорически назвав его сыном Божьим. Христиане же, в свою очередь, видно, не понимали метафор. Ничего хорошего, как известно, это евреям не принесло.

Но, приблизимся к актуальным политико-философским вопросам, стоящим перед нами сейчас в свете идеи единства. Противостояние политических сил в Израиле, как было сказано, поменяло плоскость своей поляризации с лево-правого противостояния на светско-религиозное. И дело не в том, что кто-то способствовал этому в своих узко-политических интересах. Главный тектонический разлом в обществе проходит здесь именно по этой линии, и он не ограничивается одним Израилем – он выходит далеко за его пределы. Еврейская религия сохранила народ, как было сказано, но ведь и народ одновременно сохранил свою веру. Иудаизм на сегодняшний день, можно сказать, единственная живая монотеистическая религия. И поскольку религии (даже будучи политизированными и идеологизированными) стараются отстоять свою «самость», то два внешних фронта Израиля – это не северный и южный, а лево-постмодернистский, «светский» и идеологически-джихадистский, «религиозный». Т. о., суть конфликта Израиля со своим окружением, как с близкими соседями, так и с дальними друзьями, – не территориальная или юридическая, или еще какая, а именно религиозно-идеологическая. Иначе уже давно бы международное сообщество приблизило бы решение этого конфликта, признав, что не Израиль захватчик, а что палестинское образование – отрыжка колониальной политики империй на протяжении всей истории – Персидской, Римской, Атаманской и, наконец, Британской; и что именно джихад озабочен захватом земель для подведения их под суверенитет ислама, и пора бы его объявить вне закона. Здесь я выразил свое сугубо непрофессиональное мнение – я не историк и не юрист – но, пока мне не предъявили другого, более логически и исторически доказательного объяснения, я с со своим мнением согласен.

Предполагаю, что есть такие светские евреи, для которых сказанное до сих пор – слишком высокие материи. Их больше интересует, например, вопрос об общественном транспорте в Шабат. Отсылаю их к статье «Автобусы в субботу: благо или зло». От себя добавлю к ней такую идею возможного решения этой проблемы в духе Шабата. Поскольку мы живем не только в век экологических проблем, но и царства потребительства, неблагополучия семьи, частых ДТП, я бы предложил стимулирование велосипедного туризма освобождением в Шабат некоторых полос движения на дорогах, устраивая вдоль маршрутов станции подзарядки (обмена) батарей и др. услуг. Электровелосипеды с колясками уже есть, возможно появятся и другие их семейные варианты. Также «мирным путем», я думаю, можно решить и вопрос мобилизации ортодоксальных евреев, создав, например, специальные учебки, где бы они могли получить военную специальность, совмещая это с учением Торы. В любом случае, не на этих проблемах должен зарабатываться электоральный капитал.

Далее выскажу свои соображения об ориентирах, которые, на мой взгляд, важны на наших ближайших выборах в Кнессет:

  1. Прежде всего, единство, о котором шла речь, важно для решения внутренних проблем. Но не внешне-конформистское, а сущностное. Такое единство – процесс, и требует терпения и терпимости. Взаимное поручительство евреев предписано Торой. Понятно, что мещанский лозунг «живи и дай жить другому» совершенно противен этой идее.
  2. Это же единство необходимо и для решения внешних конфликтов. Не может быть решительных действий армии без идеи решения конфликта. Если же просто во гневе растоптать угли костра тлеющей войны, которую нам навязал враг, то его искры могут разлететься дальше и вызвать пожары и жертвы больше, чем от баллонов. Конечно, нельзя искать этого решения, подвергая опасности гражданское население, сколь совершенной не была бы гражданская оборона – для этого есть армия. Хотя в маленьком Израиле и при ракетном оружии тыл невольно становится частью театра военных действий, и ни у кого здесь нет преимуществ: в свое время Центр страны сидел в масках и в оклеенных пленкой комнатах, Север – неделями в бомбоубежищах, в Иудее и Самарии постоянна угроза терактов. Это должны понимать и жители Газы.
  3. Может быть не все знают, но в Израиле есть два значения слова политика, что, видимо, не случайно: как мединиют – государствоведение, и как политика – борьба за кресло. Последнее ослепляет некоторых «шахматистов в отставке» предложением такого хода, ближайшие последствия которого они не способны предвидеть: острые операции в газе с воздуха без полноценной военной кампании, не совместимой, конечно, с предвыборной. Понятно, что такой шаг приведет к шквалу ракетных атак, с которыми невозможно будет бороться только с воздуха. Оттягиванием решительных военных действий в Газе (причем, в самый разгар их подготовки) мы обязаны другим аналогичным политикам, по вине которых были проведены сначала внеочередные выборы в Кнессет, а потом назначены и повторные. Такого типа политики мне напоминают Честолюбца из Маленького принца – так поаплодируйте им, они это любят, но голосуйте за тех, кто занят мединиют.
  4. В решении любых проблем впереди должен идти разум. Как говорит израильская пословица: ло бэкоах, ах бэмоах – буквально: не силой, а мозгами. Аналогичное же и у пророка: «Не силой и не воинственностью, а духом Моим» (Захария, 4:6), который и есть прежде всего дух единства народа.

В свете вышесказанного, приведу также свое мнение о «личностном» выборе, что называется, политическом. Думаю, это должна быть личность талантливая и опытная, доказавшая свою способность быть капитаном такого корабля, каким является Израиль, умеющая проводить его среди рифов международной политики, наводить порядок в команде своих разношёрстных матросов и приводить его к достижениям во всех государственных сферах. Кто этот Кэп – не трудно догадаться, потому что конструктивной оппозиции ему пока нет.

В заключение, поскольку главным лейтмотивом статьи была идея единства, которая выражается у религиозных прежде всего молитвой Шма Исраэль, приведу свой ее вариант для светских евреев – шуточный по форме, но не по содержанию, оригинал которой, надеюсь, все знают (см. Второзаконие, 6:4, 11:21):

«Слушай, израильтянин, Земля Израиля наша – одна она у нас. И полюби ее всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем достоянием твоим. И пусть будут слова эти на сердце у тебя, и тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и когда уезжаешь со своим «двухголовым» паспортом по делам своим, и когда возвращаешься обратно, и когда ложишься и когда встаешь. И да будут они начертанием на обручальном кольце твоем, и заруби их на носу себе меж глаз твоих. И запиши их на дверях твоего дома, и пусть будут они перед тобой на ветровом стекле машины твоей… чтобы продлились дни твои и дни детей твоих на земле, которую Господь клялся дать праотцам нашим пока пребудет небо над землей».

Print Friendly, PDF & Email

17 комментариев к «Эмиль Авербух: Перед выбором»

  1. Всем, заглядывающим в мою статью: выборы приближаются!

    Судя по немногим отзывам, а больше – по их отсутствию, я догадываюсь, что многим недосуг вникать в ее «философские глубины». Для таких отмечу главные ее практические выводы:

    1. «РЕЛИГИОЗНЫМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ЕВРЕЕМ БЫТЬ ОБЯЗАН» – т. е., уважать традиции и их носителей и статус-кво. Продвижение в отношениях здесь могут быть достигнуты не подавлением религиозной культуры, а развитием положительной светской национальной.

    2. ИСКОНИ ИДЕЯ ИЗРАИЛЯ – БЫТЬ МИРОВЫМ ХРАМОМ, А ЕВРЕЯМ В НЕМ –РАБОТНИКАМИ. Эта идея – покруче Великой Китайской стены – ее «не взять напролом», а только проходить через дверь с благими намерениями.

    3. НЕВОЗМОЖНО НЕЕВРЕЮ ПО АЛАХЕ «БЫТЬ» ЕВРЕЕМ, А НЕ ПРОСТО «СЧИТАТЬСЯ» ИМ, НЕ ПРОЙДЯ ГИЮРА. Отговорки: у меня Бог в душе и т. п. здесь недостаточны. Без «учебки» по иудаизму вы не можете стать «воином Израиля».

    4. НЕ ХОДЯТ В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ. Гиюр не обязателен, но: ЖИВИТЕ И ДАЙТЕ ЖИТЬ ИЗРАИЛЮ ПО ЕГО ЕВРЕЙСКИМ ЗАКОНАМ. Кроме того, вы не за «железным занавесом»: где бы вы ни были – Израиль всегда станет на вашу защиту, если вы, хаз вэхалила, подвергнитесь преследованию на почве еврейства, каким бы оно ни было.
    5. ТОТ, КТО ОБЕЩАЕТ ВАМ СИЛОЙ ИЗМЕНИТЬ ЭТИ УСТАНОВКИ – ЛИШЬ БАЛАМУТИТ ВОДУ, ОБЕЩАЯ ПОЙМАТЬ В НЕЙ ЗОЛОТУЮ РЫБКУ: ОНА ТАМ НЕ ЖИВЕТ. Сделав опрометчивый выбор, вы очень скоро обнаружите, что ваш Босс сидит, развалившись, в депутатском кресле, а вы по-прежнему стоите у разбитого корыта. Те, кто строит свою политику на негативе – анти-Биби, анти-религия, анти-Израиль – имеют лишь один «позитив» – власть и свои эгоистические интересы в ней

  2. «Нет человека разумного и не верующего: вопрос лишь в том, культивирует ли он свою веру как-то сознательно (не обязательно в рамках религии), или она у него стихийно-бессознательная.»

    Вы, г-н Авербух, за всех только не говорите. Вас никто не уполнамачивал.

    «Еврейский народ, архетипическая идея которого единство, нуждается в единой светско-религиозной национальной культуре. Отсутствие ее, можно сказать, и привело к разрушению Второго Храма, изгнанию, и задача ее обретения остается актуальной и по сей день. »

    Да, остается актуальной. Только для начала нужно определиться что это такое «еврейский народ». А вернее, что такое еврейская НАЦИЯ! А то эфиопы, к примеру, вам тут, адон Авербух, все храмы переразрушат и сожгут к ебене-фене. Вы их построить не успеете. Не верите? Попробуйте вместе со своими раввинами, например, ещё хоть раз их снять с производства кошерного вина! Вот после того как определимся кто такие евреи, так тогда и обретем единную НАЦИОНАЛЬНУЮ культуру. После этого эфиопских протестов больше никогда не будет, Эли Ишай перестанет называть реформистов «бешенными собаками», публично извинится и вместе с ними, плечом к плечу будет молиться у Стены Плача, Яков Амидрор перестанет называть евреев Тель Авива «гоями, говорящими на иврите», расплачется и с чувством покаяния в Йом Киппур попросит у всех тель-авивцев прощения, считая их плоть от плоти своими!!! Анализы ДНК тоже канут в небытие. Из лексикона исчезнут понятия «русси», «мароккаи», «таймани», «этиопи», «тунисаи» … Все сольются в экстазе единного еврейства, единной еврейской НАЦИЙ! И грянут фанфары 9-ой симфоний Бетховена «К радости единства!».

    «Предполагаю, что есть такие светские евреи, … которых больше интересует, например, вопрос об общественном транспорте в Шабат. … я бы предложил стимулирование велосипедного туризма … Также “мирным путем”, я думаю, можно решить и вопрос мобилизации ортодоксальных евреев, создав, например, специальные учебки …»

    Вы, г-н Авербух, нас за идиотов не держите. «Велосипеды, специальные учебки» … Что ещё? Хамец на Пессах? Это Биби может Фейглина с помощью канабиса купить, а совковых пенсионеров из хостелей путинскими пенсиями. А для единства еврейской НАЦИЙ нас интересуют куда более весомые вещи. К примеру, почему этнический китаец, с обеими родичами этническими китайцами, прошедший ультраортодоксальный гиюр считается евреем, а еврей по папе, радители которого были убиты в Треблинке в виду своего еврейства, таковым не считается, а?!

    Про «электровелосипеды с колясками» нам тут толкуют …

    1. Уважаемый господин Борис,
      меня уполномочил сказать то, что Вы цитируете, Кант и мой разум, способный его понять.

        1. P.S. Если Вы не дойдете до моего комментария в статье по предложенной ссылке, посылаю его Вам отдельно:
          Я думаю, что объяснение последнее по порядку, первое по значению. В иудаизме есть положение, что «дерех эрец кодемет ле Тора» — земной путь предшествет пути Торы. Т. е. нравственные навыки, необходимые для начала изучения Торы, прививает мать от утробы и в раннем детстве. Тот, кто их не получил и хочет быть евреем, может восполнить их процессом гиюра. Конечно, закон идет от тех времен, когда мать-еврейка жила по традициям. Но даже когда она была больше советской гражданкой, чем еврейкой, ей дается «кредит», поскольку что-то от ее матери, бабушки в подсознании у нее осталось и она передала это ребенку.
          А всем недоброжелателям: «Не плюй в колодец… или ищи себе другой»

  3. При всей вообразимой толерантности.
    Еврей, взявшись писать, обязан писать грамотно. А не открывать читателям АТАМАНСКОЙ империи.

    1. Уважаемый г-н Моше Крейдерман,
      спасибо, конечно, за замечание, если это все, что Вы можете сказать по существу статьи, но Ваше бурное возмущение и всплескивание руками мне кажутся непропорциональной реакцией. Атаманская — Османская империя также существовала, в Древнем Египте, хотя, конечно, я имел в виду Оттоманскую — Османскую.

  4. Эмиль! Насколько я знаю, езда на велосипеде, даже на обыкновенном, а уж тем более на электрическом, это нарушение субботы. Так что это не решение проблемы. Единство народа, конечно архи-необходимая вещь и в религиозном и в общественном (безопасность) смысле. Кто бы спорил. Но начать надо с обычного человеческого уважения, прекращения в быту, в СМИ и в И-нете словесных нападок против личности. А там уж можно рассуждать и о разных аспектах.

    1. «… езда на велосипеде, даже на обыкновенном, а уж тем более на электрическом, это нарушение субботы…»
      ==============
      В моем предложении речь шла о духе Шабата, а не о его букве, и касалось нерелигиозных. Оно также позволяет избежать использование общественного транспорта в Шабат и сохранить статус-кво в отношениях религии и государства.

  5. Нужда в единой светско-религиозной национальной культуре касается всех евреев, поэтому диаспора и не упоминается отдельно. Принцип же отношения евреев диаспоры и Израиля ярко оговаривается Торой. Когда, при входе в Землю Израиля колена Рэувена, Гада и полколена Менаше решили остаться за пределами ее границ, то поклялись: «Сами же мы первыми вооружимся и пойдем перед сынами Израиля, доколе не приведем их на место их… » (Бэмидбар, 32:17). Так что, «евреи всех стран — объединяйтесь», если не в Стране Израиля, то хотя бы в единой национальной культуре.

    1. … Принцип же отношения евреев диаспоры и Израиля ярко оговаривается Торой. Когда, при входе в Землю Израиля колена Рэувена, Гада и полколена Менаше решили остаться за пределами ее границ, то поклялись: «Сами же мы первыми вооружимся и пойдем перед сынами Израиля, доколе не приведем их на место их… »
      ==============
      Прекрасный ответ в стиле школы Бэйт-Шамай.
      А последователи школы Бэйт-Гиллель обязательно бы отметили, чти от этого «немножко» далеки сами израильтяне — а по мнению очень многих евреев диапоры «ваше место» это социальная справедливость для всех суданских нелегалов (и их дальних родственников), гомо-браки у стены плача и окончание оккупации фалыстын.

      Тут ооооочень далеко до единства между этими школами, скорее уж будет единство светских и религиозных перед лицом хизбаллончиков, корбиных и прочих берни сандерсов.

      1. «…от этого «немножко» далеки сами израильтяне — а по мнению очень многих евреев диаспоры «ваше место» это социальная справедливость для всех суданских нелегалов…»
        ==============
        Те, что «немножко» далеки, уже своим нахождением в Израиле «лежат на амбразуре», а те в диаспоре, кто так думает о «нашем месте», — пока далеки от еврейской национальной культуры, они больше «лояльны» к истэблишменту своей диаспоры.

  6. Красочный исторический экскурс, интересная статья, убедительно призывающая к ЕДИНСТВУ еврейского народа («Итак, что из вышесказанного для нас выгорает на конкретно-историческом уровне? Еврейский народ, архетипическая идея которого единство, нуждается в единой светско-религиозной национальной культуре»), почему-то ограничивая его ареал обитания границами Израиля. (В статье о еврейском народе диаспора не упоминается.) Ведь нас в Стране не более половины еврейства. Может быть, а по-моему, обязательно, выбирая дальнейший путь Еврейского государства и помня о решающей роли ЕДИНСТВА народа, мединиут (מדיניות ממשלתית ) требует принимать в расчёт и еврейство галута, у которого тоже (не то же?) право на Землю Израиля. Его приоритеты в светско-религиозном противостоянии дОлжно учитывать при выработке (поиске, формулировании) «единой светско-религиозной национальной культуры». Интересы еврейского нарола и Еврейского государства сращены с интересами еврейсва диаспоры.
    .
    Итак, что из вышесказанного для нас выгорает на конкретно-историческом уровне? Еврейский народ, архетипическая идея которого единство, нуждается в единой светско-религиозной национальной культуре

  7. Уважаемый Авраам,
    Во-первых, культурный человек знает, что такое презумпция невиновности и не поддается манипуляциям СМИ и других клерикальных структур; во-вторых, все сказанное Вами никак не касается профессиональных качеств лидера и его успехов на благо Израиля, достигнутых им до сих пор. Во-первых, культурный человек знает, что такое презумпция невиновности и не поддается манипуляциям СМИ и других клерикальных структур; во-вторых, все сказанное Вами никак не касается профессиональных качеств лидера и его успехов на благо Израиля, достигнутых им до сих пор. Во-первых, культурный человек знает, что такое презумпция невиновности и не поддается манипуляциям СМИ и других клерикальных структур; во-вторых, все сказанное Вами никак не касается профессиональных качеств лидера и его успехов на благо Израиля, достигнутых им до сих пор.

  8. «Кто этот Кэп – не трудно догадаться, потому что конструктивной оппозиции ему пока нет.» Это сказано о человеке, на которого представлено в суд не менее трех уголоных дел по обвинению в коррупции , о главе правительства, сумевшего уволить полицейских чиновников. которые заниались его делом по долгу службы, о министре иностранныхдел, который во время визитов за границу не раз позорил свою страну, например, как в Польше, нахамив полякам, или в Украине во время истории с караваем, это сказано о Натаниягу, сумевшего за время службы премьером и главой нескольких мигистерств сумел (в свободное от работы время) заработать 50 миллионов.
    Некем заменить человека, который на требование госконтролера предствить отчет о своих заработках, сменил все руководоство в ведомстве государственного контролера. Все дела о коррупции там уже закрыты. Он клянется, что его целью является благо Израиля, а не спасение от суда и тюрьмы. Ведь он уже успешно спас свою супругу от такой возможности, правда, признанием того что она подворовывала по глупости. Довод суду, как и всему Израилю, показался убедительным. Клянется, что бомбежки Сирии, Ирака, Ливана, иранских баз вовсе не предвыборная пропаганда, не провокации, чреватые последствиями, что это не вызовет большую войну. А ХАМАСа боится, откупается катарскими долларами. А ракеты и огненнные шары летят,
    террор не кончается, вялотекущей войне Натаниягу не видно конца, для него главное — отвертеться от суда. Помогите ему на выборах!

  9. “Противостояние политических сил в Израиле, как было сказано, поменялО плоскость своей поляризации с лево-правого противостояния на светско-религиозное..два внешних фронта Израиля – это не северный и южный, а лево-постмодернистский, «светский» и идеологически-джихадистский, «религиозный». Т. о., суть конфликта Израиля со своим окружением, как с близкими соседями, так и с дальними друзьями, – не территориальная или юридическая, или еще какая, а именно религиозно-идеологическая”
    :::::::::::::::::::::::::::
    А куда делись северный и южный фронты?
    Вроде постреливают с севера и с юга? А также — идеологически-джихадистский фронт имеется .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *