Юлий Герцман: Экспромты (избранное из Гостевой). Продолжение

 312 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Я Давида Самойловича однажды обвинил в плагиате. И замолчал… Надо было видеть его лицо, да и вообще всю фигуру. Он же небольшого роста был, а тут стал как-то приподниматься, чуть ли не вспухать… Выдержав паузу, я расшифровал, что по-моему он спёр строчку у Николая Добронравова…

Экспромты

(избранное из Гостевой)

Юлий Герцман

Продолжение. Начало

А попасться на зуб, что Вам, что, доброй памяти, А. Иванову, — дело минутное.

Кто к нам на зуб попадет, тот от зуба́ и погибнет!

* * *

Дорогой друг, во-первых давай оставим эти «не в курсе», «идиоты» и проч. в стороне — вроде и с IQ всё неплохо, и газеты читаем, а то, что Лимбо не слушаем, так это отнесём к физиологическим особенностям организмов.

Теперь по сути. Вопрос об абортах не имеет никакого отношения к развитию страны, а отражает взгляды некоторой группы людей, которая хотела бы их узаконить. Социальные консерваторы приобретают все бо́льшее влияние в Республиканской партии, но среди них есть умные люди, а есть болваны, заявляющие о «законном изнасиловании» или о том, что ребенок, зачатый от изнасилования одобрен Богом. (написано в ноябре 2012 — ред.)

* * *

Общая позиция ремпубликанцев мне понятна, но кто-то сказал, что тон делает музыку. Одно дело сказать: «Мы принципиально против абортов. Вы можете называть нас реакционерами, ретроградами, но мы верим, что жизнь начинается с зачатия». Вот я лично совершенно не согласен с таким подходом, но уважаю чужое мнение. И думаю, что примерно 40% республиканцев, которые тоже не согласны (далеко не все из них фундаменталисты), пойдут за кандидатом. Но если выходит, извините, политический кретин и на голубом глазу сообщает, что у него есть прямая связь с Богом, который сообщил ему о своей положительной резолюции на сохранении плода изнасилования или инцеста, когда выходит другой кретин м рассуждает о “legitimate” изнасилованиях, то женщина не будет перелистывать партийную программу, а проголосует против обоих красавцев. Знаешь, ей как-то трудно считать себя обыкновенным инкубатором.

Теперь по нелегалам. Давай будем отталкиваться от двух фактов. Нумеро уно: никто не сумеет депортировать 12 млн человек. Просто — невозможно. Физически. Нумеро дуо: в большинстве своем латиноамериканцы разделяют, представь себе, консервативные ценности. Они религиозны, они крайне неодобрительно относятся к абортам, они предпочитают полагаться на себя и т.д. Это прекрасно понимал Рейган, амнистируя их. Республиканцы же нынешние сделали все возможное, чтобы оттолкнуть латиноамериканский электорат, причем так грубо, что этот электорат простил Обаме депортации (в последние 4 года было тихо депортировано больше, чем за Бушевские года). Простил лишь за то, что он с ними разговаривал, как с людьми, и сделал крохотный шажок в сторону признания фактов.

* * *

Тронуло окончание статьи: «Американский народ заслужил Барака Обаму». Сразу вспомнилось:

Сюда я больше не ездок!
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок…
Карету мне, карету!

Где же только найдет г-н Вольский этот уголок? Весь Земной Шар загадили социалисты. Разве что Россия осталась сиять свободой.

* * *

Один из самых моих любимых номеров художественной самодеятельности: генерал МакАртур выступает на съезде Республиканской партии в 1952 году. Сравните статью г-на Вольского с этим выступлением, и вы не найдете даже малейшее отличие не только в духе, но и в выражениях.

  • Администрация является агентом леваков, которые ведут страну к социализму и далее к коммунизму.
  • Демократическая партия захвачена криминалами, дорвавшихся до власти жульническими методами.
  • Америка утратила свою роль в мире, потому что Администрация разрушает армию.
  • Народ стонет от высоких налогов, которые взымаются для фондирования безрассудных расходов, имеющих цель (внимание!) установление тотальной зависимости граждан от правительства с последующим сползанием в тоталитаризм.
  • Климат для бизнеса — ужасающий.

И т.д. Хоть бы одна свежая мысль по истечении 60 лет, все та же тухлятина.

Повторяю — 1952 г., в Белом Доме — Президент Трумен. Тот самый, который сейчас даже самыми правыми барабанщиками признается патриотом, великим президентом и настоящим американцем. В отличие, конечно, от Барака Хусейна Обамы…

Республиканская партия, не захваченная тогда еще людьми с горящими сердцами и звонкими черепами, хотя и бурно аплодировала генералу, но отправила его в политическую безвестность.

* * *

Налоги и вправду были высокие…

Конечно — высокие, страна меж тем не стала коммунистической и тоталитарной. Сейчас они гораздо ниже, но в Путивле плачет Ярославна все с теми же подвываниями.

Юлий! Ну зачем Вы копаетесь в истории? Это так не по товарищески!

Да я вообще, если вдуматься, дрянь: вместо того, чтобы всемерно одобрять, все что-то копошусь… И пальцы у меня толстые — сразу по двум клавишам бьют.

* * *

В январе 2013-года он публично говорит о рассизме белой Америки по отношению к Обаме, уже после того, как он пошел на второй президентский срок.

Соня, генерал Пауэлл говорил — я слушал это интервью — о конкретных людях, допустивших расистские высказывания, а именно о Джоне Сунуну — арабу по отцу и латино по матери. Сунуну был ЕДИНСТВЕННЫМ губернатором, отказавшимся подписать протест против резолюции ООН №3379, приравнивавшей сионизм к расизму. Будучи руководителем администрации у старшего Буша, он так лихо путал свой карман с государственным, что был с треском выгнан с поста. И вот эта светлая личность с экранов телевизоров объявила, что: «Обама должен еще учиться быть американцем».

Интересно, сказал бы он это, если бы тот был белым?

Конечно, расизм в Америке еще жив. И я согласен с вами, что по истечении пятидесяти лет аффирмативные действия превратились в самое сильное проявление расизма, ибо предполагают недоразвитость чернокожего населения, которому необходим гандикап. Но расизм продолжает иметь место и на бытовом уровне, и отрицать его наличие — значит становиться на его сторону.

* * *

Уважаемый Юлий Герцман. Сануну плохой человек, но вы тем не менее проигнорировали суть того, что сказала Соня. Обаму избрали второй раз. И избрали при таком состоянии экономики, при каком никакого президента кроме Рузвельта не переизбирали. О каком расизме белых может идти речь?

Нет, я не проигнорировал, а просто прочел Сонино предложение целиком и ответил, что Пауэлл приводил совершенно конкретные примеры, а не обобщал.

Что же касается расизма, то я полагаю, что расизм еще жив.

1) Имеет место политически обусловленный расизм, выражающийся в продолжении изжившей себя программы аффирмативных действий. К счастью, эта программа постепенно умирает. К несчастью, она умирает медленно. К еще большему несчастью делаются активные попытки заменить ее программой «расовой диверсификации».

2) Также имеет место бытовой расизм — расизм не общества, но отдельных людей. К счастью, каждое следующее поколение болеет им в гораздо меньшей степени, чем предыдущее. Умиранием бытового расизма служит не столько избрание Обамы, сколько положительный баланс миграции чернокожего населения в южные штаты, бывшие символом и оплотом расизма. Но процесс умирания еще не означает самой смерти, и отвратительное выступление Сунуну тому пример.

* * *

За неделю до «Оскара» мы с женой были на приеме в польском консульстве после просмотра фильма Агнешки Холланд «Во мраке». Фильм, по нашему мнению, получился мерзкий: начинается он, с того, что и поляки, и евреи — полное говно, к концу фильма поляки нравственно вырастают, превращаясь из торгашей в праведников, а вот евреи каким жадным хитрым говном были, таким и остались. Выйдя из канализации, они не обращают ровным счетом никакого внимания на своего спасителя, который напрасно старается привлечь к себе внимание, а кучкуются только друг с другом.

Сама же Холланд (полуеврейка) всячески подчеркивала свою принадлежность к польскому народу.

* * *

Отличный материал! Старр, конечно, надеялся, что его рвение учтется, и он станет членом Верховного Суда, но сейчас он не более чем профессор заштатного университета Пеппердайн в Лос-Анджелесе. Ходили слухи, что Буш-мл., обозревая список возможных кандидатов в Судьи, вычеркнул его еще до сбора мнений юристов. Инициировавший заваруху Ньют Гингрич, лишился, в итоге, спикерского поста. Его преемник Боб Ливингстон даже не успел вступить в должность — все это было сделано руками однопарийцев.

Очень хочется надеяться, что страна пережила эту пуританскую дурь.

* * *

Соня, исключительно из читого любопытства задаю этот вопрос: Вам действительно нравится коверкать русский язык?

Поверьте старому хохмачу: в коверкании языка, равно как и в употреблении фрикативного ‘г’ в устной речи, а также козырянии псевдогрузинским или псевдоузбекским акцентом, и т.д. — ничего юмористического нет. Мой покойный учитель Ленид Израилевич Лидес (Леонид Лиходеев) буквально зверел, обнаруживая подобные перлы. Я, конечно, далек от уровня Леонида Израилевича и позволить себе озверевание не могу, но любопытствую.

* * *

Дорогая Соня, спасибо за ссылку. Будучи малопродвинутым (на протяжении столетий наша семья гордилась небрежением к компьютерным знаниям), я был уверен, что Вы просто валяли Ваньку (Маньку, учитывая гендерную составляющую). Оказывается — там целый субкультурный пласт. Представляете, как было бы здорово прочесть диалог «падонка» с куртуазным маньеристом? К сожалению, публикация отрывков не дает возможности оценить замысел, но так автору и надо — пусть не соглашается дербанить плод.

* * *

И действительно здо́рово. Узнаваемо и легко написано. «Только в начале 1980-х появились трикотажные трусики-плавки» — в Риге они (пошива Объединенной Арабской Республики) появились весной 1967 года. Лето было очень жаркое, и на Взморье всегда можно было обнаружить несколько десятков мачо, решивших, что это взаправдашние плавки. Очень забавно было наблюдать, как они выходили из воды.

* * *

А вот российское ТВ который день подряд рассказывает, что «завтра-послезавтра» наступает полный крах-дефолт американской экономики.

Это в их обогащенном избытком алкоголя воображении.

* * *

Интересная, увлекательнейшая статья, еще раз доказывающая, что талант поэта найдёт отклик не только в эмоциях, но и уме, и знаниях читателя.

Достойно всяческого сожаления, что для этой работы не нашлось другого места, как в братской могиле «Мастерской», в то время, как в «Искусствах» из номера в номер тянутся «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границей, дан л’Этранже».

Впрочем, это мое личное мнение, с которым я не согласен.

* * *

Мы прочитали все с тоской,
Что ты сказал о «Мастерской»,
Явив сужденье дилетанта
Об этой кузнице талантов.

Там кузнецы, чей дух так молод,
Куют нам счастия ключи,
У них в руках тяжелый молот,
Учти и лучше помолчи!

Да я уже заткнулся в тряпочку. Теперь, если не дай Бог придется, буду уважительно называть Мастерскую — «Крупным органом».

* * *

Уважаемый Модератор,

Нисколько не вмешиваясь в Ваши прерогативы и не обсуждая Ваши действия, прошу лишь о снисхождении к г-ну Валерию.

Означенный господин — мечта всех сатириков, начиная от Ювенала и заканчивая Петросяном (не шахматистом), ибо является живым воплощением незабвенного Ивана Александровича. Достаточно вспомнить его фразы:

1) «Мой дедушка был присяжным поверенным»;
2) «Два Героя Советского Союза тащили меня в партию, но я не стал»;
3) «Моя любовница-итальянка на 35 лет моложе меня»;
4) «Рубашки я выписываю из Лондона»;
5) «Я готовил вооруженное восстание против советской власти»;
6) «Приходите к нам, антисоветчикам»;
7) «Мне, 6–7-летнему… дядя подарил трофейный кортик (!)…

И т.д.

Рядом с ним Манасе выглядит тоскливым псаломщиком, а Мыслитель — секретарем парткома МТС.

Не лишайте, пожалуйста, удовольствия. Простите его!

* * *

… Вы абсолютно правы. Я не знаю биографии Валерия и в мыслях не имел обвинять его во вранье. Может, у него действительно молодая любовница, и остается только позавидовать. Может «Фил Эспозито» вовсе не ник, а Валерий на самом деле играл в суперсерии за команду Канады. Может, у него дефект речи, и он хотел сказать: «Спасибо, уважаемый Юлий Петрович, за неожиданное заступничество, благодаря которому меня отбанили обратно», а получилось: «Подлец»

Всё может быть, и на аллюзии к незабвенному Ивану Александровичу меня натолкнуло лишь неуемное его желание знакомить всех и вся с подробностями собственной биографии. А то, что я получаю от этих подробностей искреннее удовольствие, так на что же иное расчитывает щедрый автобиограф?

Мой постинг вообще убрали, чтобы не мельтешил здесь. Да я ообенно и не обиделся. В «секретарь парткома МТС» ничего плохого в этом не вижу. Г-н Герцман хотел пошутить, но у него вышло неудачно.

Мыслителю. Почему Вы считаете, что я неудачно пошутил? Это была не неудачная шутка, а удачная серьезность: в сравнении с брызжущим языком Валерия Ваш звучит (читается) именно как таковой секретаря парткома МТС. Работать надо над собой, уважаемый, одними «товарисчами» победу не накуёшь.

* * *

Вы не любите меня потому, что я живое отрицание вас… Вам не нравится что имею твердые убеждения, давно обмененные вами на карьеры, вкусные харчи и теплые туалеты…

А в Германии сейчас холодно… Сочувствую.

* * *

Алексу Тарну: Судя по манере дискутирования, у Вас своеобразная анатомия: голосовые связки непосредственно соединяются с прямой кишкой. Когда Вам не нравится мнение оппонента, а ответить нечего, Вы немедля начинаете его оскорблять. К Вашему сведению: Евгений Михайлович Майбурд — человек авторитетный в профессиональной среде (у Вас, кажется, кроме балабольства другой профессии нет), самый сильный и известный историк экономики из излагающих свои результаты на русском языке. Можно соглашаться или не соглашаться с его взглядами, но если вас поставить рядом, то мелким клоуном будете вглядеть как раз Вы.

* * *

О, в цирке Майбурда объявился собственный паталогоанатом, специалист по прямым кишкам.

Ну вот, Вы сходу начинаете хамить. Google дает около 150 тысяч ссылок на работы Е. Майбурда и 73 тысячи — на Ваши. Так что насчет «узкой среды» поздравляю Вас соврамши… Забавно читать обвинение в «хамстве обыкновенном» от человека, с чьим приходом уровень сероводорода в атмосфере Гостевой ощутимо вырос.

* * *

Милый, Вы, главное не нервничайте, а то у Вас каждый последующий пост получается все более спазматическим. Никто не называл работу Е.М. выдающейся, но так же трудно нзвать выдающейся и Вашу. На вкус, как говорится…

Вам просто сообщили, что Ваш рецензент занимался этим же вопросом и стоило бы прочесть его работу, а не употреблять базарную лексику.

Должен также сообщить Вам, что определением: «некий» — меня не ушибить. Подавляющее большинство нас здесь — «некие». Некий Герцман, некий Тарн, что попишешь: на уровень Толстого, обгаживанием его произведений, не поднимешься (это — о Вас) и пустяковыми байками в число народных любимцев не войдешь (а это — о себе). В отсутствии величия и народной любви нам только и остаётся что не хамить друг другу.

* * *

Предлагаю разумный договор: некий Тарн не читает некоего Герцмана (что, собственно, имеет место и сейчас, без всякого договора), а некий Герцман платит некоему Тарну той же монетой. Тогда ни Вам, ни мне не придется незванно-негадано вскакивать в обсуждения, куда Вас никто не звал.

Ну зачем же… Я на Ваш ЖЖ не хожу, а ходил бы, Вы имели бы полное право отвадить меня. А здесь — общая курилка, и указывать друг другу, как жить — дело пустое. Здесь же и пишется для последующего вскакивания, это только на кладбище последнее слово разменивается на венок.

* * *

Надо же, умеет человек хорошо писать без дурацких смайликов.

Меня редактировал Э. Левин, дай Бог ему здоровья! Но что может заменить смайлик в стенограмме? У Вас, Юлий, есть предложения? Единственное, что приходит в голову, так это вставлять в скобках что-то типа («ирония»), («печаль»), («смех») и т.д. Будет еще хуже, а вообще обойтись без обозначений таких нельзя.

Еще как можно! Ирония должна исходить из подачи текста, а не из обозначений: «Пора смеяться, я пошутил». Вы в одном своем ответе Ю. Табаку (если не ошибаюсь) написали: «Герцману понравится», за чем следовал нуднейший (для меня) текст, который мне по определению понравиться не мог. Ирония была понятна безо всяких смайликов. А кто не понимает, то смайлик не поможет. Последнее, что я хочу делать — учить кого-то жизни, но когда я вижу вот эти скобочки с точечками, то это сразу отвращает от чтения.

Смайлик у Вас стал пунктиком.

Ну я же не объявляю священных войн, а скромно высказываю свое мнение, изложить которое меня побудил рассказ, именно что хорошо написанный.

* * *

Богохулим помаленьку?

Никак нет, гражданин начальник. Собеседников подкалываем помаленьку.

Можно было и потерпеть до исхода Субботы.

Я эту шутку разместил до прихода Субботы… В связи с вращением Земли три звезды у нас появляются на 3 часа позже.

Ну а 5 звездочек появились, вижу, аккурат вовремя.

Для них вовремя — всегда.

* * *

Старость, холод, застарелый алкоголизм (нужное — по выбору читателя) — вот ручки-то и дрожат. Извините уж по доброте душевной.

* * *

Очень хорошо написано. Обзавидуешься точности записей, вроде:

«Тишина ночная сильно отличалась от дневной… Сначала солнце начинало жечь нестерпимо и нестерпимо слепило глаза, словно хотело, чувствуя приближение ночи, поглумиться над миром на все долгие часы вынужденного безделья, но затем оно начинало слабеть, свет его тускнел, менял оттенок, багровел, как будто солнцу было неловко демонстрировать нарастающую слабость, ежевечерне охватывающую его. Оно заливалось румянцем, и быстро-быстро, бочком скатывалось за горизонт, прихватив с собою ветер и оставив, наконец, в покое и людей, и море, и небеса.»

* * *

Прошло уж верно лет 40, как я познакомился со стихами Леонида Аронзона. Уж и не помню, кто из таллинских друзей дал мне листочки с непервой копией, но зато помню, что впечатление осталось очень сильное. Наверное, я присоединюсь к мнению Б. Сусловича: не стоит сравнивать поэтов, каждому — свое. Но если соберете книжку — записываюсь первым на покупку.

* * *

Замечательная проза. И хорошо, что редакция нашла ей достойное место в литературном журнале.

* * *

Прочел ранее, отзываюсь только сейчас. Эрудиция автора позволяет ему находить самые неожиданные параллели, а владение словом превращает серьезное историческое изложение в увлекательнейшее чтение. У меня на полке стоят два «Черчилля» — Роя Дженкинса и Бориса Тененбаума. Том Дженкинса — толще. Информативно они равны, а читать Тененбаума — много интереснее.

* * *

Просьба из зала: напишите продолжение. Читать безмерно интересно и очень хочется узнать (в этом же изложении) схему того, как Франко «крутился» в послевоенные годы и как он разрулил проблему монархии с графом Барселонским. Будет цельная, ИМХО, и, не сомневаюсь, интересная вещь.

* * *

Неустанная умная пропаганда творчества великого писателя вызывает чувство благодарности.

* * *

Очень хорошо написано.

* * *

Уважаемый Артур Давидович, позвольте не согласиться с Вами. Если место под произведением зарезервировано только под положительные отзывы, то кому это нужно? Разброс мнений, как мне кажется, весьма интересен и может быть полезен автору. Я не оцениваю конкретный рассказ Э. Дрейцера (к которому отнесся весьма холодно, но решил не писать отзыв), но ратую за право читателя высказать свое мнение.

* * *

Помню, как буквально «проглотил» эту книгу, а теперь еще эта византийская история с ее публикацией по-новому осветила ее, книги, значительность.

* * *

Рыскин был удивительно талантливым человеком, которого судьба ли, характер ли внесли в список «несостоявшихся». Что бы он ни публиковал, несло печать одаренности, но публиковали его ничтожно мало.

Меня несколько покоробила недоброжелательность по отношению к первой жене Григория. Алла Зайцева-Каллас была превосходным переводчиком, замечательным журналистом — тоже талантливым, но состоявшимся. Может быть, именно в этом крылась причина разлома, но это точно не наше дело.

* * *

Филатов жуткий был антисемит. На пару с Губенко малевали стены театра надписями «Жид, убирайся из нашего театра!» Это — после назначения Эфроса.

Ну и откуда вы эту чушь вытащили? Приход Анатолия Васильевича в Театр на Таганке был иезуитской ловушкой, расставленной парторганами. Против его появления там возражал (и интриговал мастерски из-за рубежа) не только сам Любимов, но и бо́льшая часть труппы. Вместе с Филатовым из Театра ушли Вениами Смехов и художник Давид Боровский. Тоже — антисемиты? Губенко ушел из Театра еще в конце шестидесятых, задолго до появления там Эфроса.

* * *

Мне представляется, что это и есть ээ… ерунда. Но списывать всякие человеческие мерзости на козни парторганов удобно. «Время такое было, внучек».

Покрутившись половину сознательной жизни около членов трупп, должен дружески предостеречь от веры в их травлю, поскольку рядом с любым из них барон Мюнхгаузен выглядит как честнейший пионер Васёк Трубачев.

Что же касается истории, то она такова.

На Малой Бронной в одном театре мирно сосуществовали два театра: хороший и великий — Дуна́евский и Эфросовский. Дунаев был режиссер четверочный, но человек, по общему мнению, приличный. Эфроса он всячески оберегал. В один прекрасный момент в театр был назначен новый директор по фамилии Коган (антисемит, наверное), который увидел возможность прибрать театр к рукам. А чтоб Вы знали, кто́ будет в любом театре хозяином — директор или главреж — рождает большинство интриг. Оружием своим гражданин Коган избрал любимого ученика Эфроса, замечательного актера и бездарного режиссера Льва Дурова, которому стал внушать, что Эфрос потерял контакт с артистами, исчерпал себя, а Дунаев попросту ничтожество. Эфрос, который действительно поставил очень тяжелый спектакль «Мертвые души», находился в состоянии смятения. Излагая длинную историю коротко, состоялось собрание труппы, выразившее недоверие и Дунаеву, и Эфросу. Коган немедленно побежал в горком…

В это время Любимов решил остаться за рубежом. И тут горком, санкционировавший увольнение Эфроса, и вообще на протяжении десятилетий не замечавший его успехов, взбодрился и предложил ему возглавить Театр на Таганке, при этом дав откровенно понять, что если он не согласится, то другой работы для него не будет. Никогда.

Эфрос позвонил Любимову и обрисовал ситуацию, тот дал свое «благословение» на спасение театра, которое Эфрос наивно воспринял как разрешение занять место главного режиссера Таганки. Кто мы такие, чтобы судить его за это? Он ведь не знал, что звонки из-за границы следовали чуть ли не еженощно — всем «сукиным детям», как их обозвал тот же Филатов (с которым я, кстати, познакомился еще в 1968 году — мы оба были студентами).

Далее — известно. Эфрос умер. Театр возглавил Губенко, а когда Любимов возвратился, то самые главные его обожатели, которые травили Анатолия Васильевича, очень быстро убежали из-под тяжелой руки отца-основателя, организовав «содружество» и отхватив новое здание театра.

Не было никакого, даже малейшего признака антисемитизма в этой поганой истории, сгубившей одного из четырех, по определению Геты Яновской, величайших театральных режиссеров ХХ века.

* * *

Все что вы написали мне прекрасно известно, но почему вы считаете, что вам известно всё?!

Возможно, потому, что сын Эфроса — один из моих ближайших друзей и что завлиты (той поры) Таганки и Бронной Элла Левина и Нонна Скегина — подруги моей жены.

Обратите внимание, что я вoзражал лишь против чудовищной чуши, что, мол, Губенко и Филатов развешивали в театре дацзыбао.

* * *

Вы, Юлий, имеете полное право возражать, но эти возражения я не могу принять, даже если слово «чушь» вы повторите еще двадцать раз, т.к. во-первых, дыма без огня не бывает. Вот кому я верю. Во-вторых, мой вопрос был вызван тем фактом, что тов. Н. Губенко все 80-е годы был актером, а потом и худруком Таганки.

Просто для уточнения: Губенко вернулся на Таганку на разовые и проработал там с 80-го по 83-й, после чего опять вернулся в кино. Эфрос пришел на Таганку в 1984 году и только после смерти Анатолия Васильевича Губенко был назначен худруком. Это к вопросу о знаниях.

Статья инженера по технике безопасности, конечно, потрясла меня глубиной прорыва в конфликт, в особенности в том месте, где он рассуждает, что директор по определению должен был быть хозяином театра. Наверное, с точки зрения правильности заземления осветительной аппаратуры, это не вызывает сомнений.

В третьих, повторно обращаю Ваше внимание, что возражал лишь дикому (спасибо, что позволили мне иметь право на возражение) утверждению о дацзыбао, преподнесенному как подтвердившийся факт.

Ваши возражения приняты к сведению, Юлий.

Пост сдал!

* * *

Мемуары Золотухина читал. По мне — так обычный кокетливый актерский треп.

К слову, Филатов личностью был достаточно неприятной — всокомерной, злой и эгоистичной, но вот чего уж у него не было, так это жидоедства.

* * *

Вот насколько могут разниться впечатления очевидцев и участников. Но уж насчет «эгоистичный», Юлий, у тебя явный перегиб. Кто из нас не эгоистичен? А уж в актерской среде…

Да, конечно, но у него была какая-то обостренная, по-моему, форма. Я уже писал, что познакомился с ним, когда мы были студентами.

Наша команда приехала на КВН, и капитан болельщиков Миша Задорнов привел в гостиницу четырех ребят из «Щуки» — своего друга детства Володю Качана, уже тогда известного песней «Солнцу пожалуйся, ветру пожалуйся…», и однокурсников этого друга: Леву Филатова, Борю Галкина и Ваню Дыховичного. Посмеиваясь, Миша предупредил, чтобы мы не очень обращали внимание на их выпендреж, потому что они отчаянно завидуют нам: они, дескать, профессионалы (третий курс!) и до ТВ добраться не могут, а тут какая-то инженерная шушера… Надо сказать, что все, кроме Филатова, вели себя как раз вполне прилично. Потом с каждым из них встречался то за кулисами, то в Домах, то в компаниях.

Первое впечатление не обмануло.

* * *

Ужасно грустно, что всего век назад в России были Мамонтов, Соловьёв, Толстой и Леонтьев, а теперь Мамонтов, Соловьёв, Толстой и Леонтьев…

Не знаю, если вы помните такое имя — Иван Шевцов? Он был, по-моему, самой одиозной фигурой среди охранителей/антисемитов — настолько одиозной, что выпадал даже за границы официального жидоества и оказался своего рода «диссидентом справа». Как оказалось, он недавно умер, дожив до 93-х лет. А вот это — интервью, которое он дал журналисту O. Кашину: «Один против мирового сионизма». Поучительное чтение, по-моему.

Вы будете смеяться, но я с ним встречался.

В студенческие годы я дружил (громко, конечно, сказано) с двумя гавриками из рижской газеты «Советская Молодежь» — один из них был однокурсником Л. Комиссаренко, впоследствии получившим Госпремию СССР за сценарий первого «перестроечного» документального фильма «Легко ли быть молодым», а второй стал довольно известным переводчиком фантастики. Оба принадлежали к неправильной нации. Однажды я захожу к ним, а у них — посетитель. Тут надо отметить, что у Женьки была такая особенность — когда ему было весело, а смеяться он не хотел, то у него в прямом смысле начинали лучиться глаза. У него в этот раз глаза не лучились — полыхали. Полоцк же с каменной мордой грыз кулак. А посетитель распространялся о вредоносности еврейства и о необходимости его, еврейства, государственном окупоросивании. Причем, делал это так, что было видно: гражданин — дурак. Потом он оставил статью какую-то (не помню) и ушел. Вот тогда-то, отхохотавшись, ребята сообщили мне, что это был «сам» Шевцов.

* * *

Если я не ошибаюсь и не путаю, то примерно в те же времена была дискуссия между «Октябрем», главый редактор которого, Кочетов, разразился романом «Чего же ты хочешь?», и «Юностью»? «Юность» обвинили в том, что в журнале стихотворные подборки печатают с разделителем в виде шестиконечной звезды, и что «это не просто так». На что было отвечено (по-моему, Л. Лиходеевым?), что и роман вышел в коричневом переплете…

По-моему, это касалось как раз шевцовской «Во имя отца и сына». Фразу замечательную помню, а кто сказал — нет.

Был такой разговор про шестиконечные разделители текста. А какая знатная ходила по рукам пародия на Кочетова:«»Чего же ты хохочешь». А шевцовской «Тлей», помню зачитывались, как Салтыковым-Щедриным. Ужас в том, что потом, вовсе небездарные «деревенщики» пошли порочным путем Шевцова и Кочетова — Белов, Астафьев…

Было две популярные пародии: «Чего же ты кочешь» (её написал Зиновий Паперный), которая заканчивалась:

— Скажи, отец, был ли 37-й год?

— Нет, сын, не был. Но будет.

И «Чего же ты хохочешь», заканчивающаяся:

— Ну чего ты хохочешь? Чего ржешь?

Да, очень может быть, что шестиконечные звезды вменялись «Юности» в вину не Кочетовым, а Шевцовым. Не помню. Вообще, сейчас, при взгляде уже с других берегов и после краха СССР, странно выглядит вся эта политическая борьба, где в виде партий выступали журналы, и каждая из них начинала с того, что представлялась как единственно верное толкование ленинизма. Уже в Штатах я однажды пересекся в гостях с драматургом Шатровым, видным истолкователем Ильича в нужном свете. Он был тогда уже очень немолод, сидел за столом с очень юной супругой, и был в этой паре какой-то странный отсвет, извращенный донельзя…

* * *

Это ж надо! Ну не знает чем М. Шатрова боднуть, как его зацепить, так придумал «какой-то странный отсвет, извращенный донельзя»…

Уважаемый Мыслитель! Самое смешное, что наши «всезнайки» не в курсе, что эта весьма привлекательная особа есть нынешняя жена Бориса Березовского. А в том, что немолодой мэтр засветился в обществе молодой красотки я вижу только позитив, извращение же это жизнь со старухой, когда все уже друг другу давно осточертели и тянут эту волынку, чтобы не делить имущество.

Это удивительно интересный факт, который коренным образом меняет отношение к творчеству Михаила Шатрова.

Мелкая пикантность, ничего более, так, штришок к портрету советского литератора. Любили жизнь…

Ну, коли так… В этом случае лучше бы обращаться ко мне, ибо я — скабрёзник и болтун, а Мыслитель — личность серьезная, броневиковая.

Вот это правильно.
Точка, жирная!
Мыслитель.

* * *

Будучи человеком удивительно доброжелательным и внутренне красивым в правый профиль, Юлий Герцман вас прощает. Но чтобы это было в последний раз!

* * *

Помню, как-то в Пярну мы отмечали день рождения Володи Лукина (того, что по правам человека). Петр Сергеевич Лебедев организовал для этого финскую баню: он был генералом, когда-то служил в Пярну, и у него там сохранились связи. Были Юлик Ким со своей Ирой Якир, Алик Городницкий с Галей, его тогдашней женой, Жора Лебский (автор музыки к песне на слова П. Когана «Бригантина») и многие другие… Ну и, конечно, Давид Самойлов с женой Галей. Чрезмерное внимание последнего ко мне не ускользнуло от ее ревнивого взгляда, но сорвала она свое раздражение почему-то на моем муже, сильно толкнув его…

Я Давида Самойловича однажды обвинил в плагиате. И замолчал… Надо было видеть его лицо, да и вообще всю фигуру. Он же небольшого роста был, а тут стал как-то приподниматься, чуть ли не вспухать… Выдержав паузу, я расшифровал, что по-моему, строчку: «Папа молод и мать молода» он спер у Николая Добронравова, у которого она звучала: «И Ленин такой молодой».

Смеялся он заразительно, погрозил кулаком и надписал книжку.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «Юлий Герцман: Экспромты (избранное из Гостевой). Продолжение»

  1. Читаешь и на душе становится то весело, то грустно, а в целом удовольствие. Спасибо Юлию и Выпускающему редактору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *