Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваелех

Loading

В трагический момент человек, как никогда, нуждается в поддержке, в душевной близости, в ободрении со стороны даже тех людей, которые вели себя далеко не идеально, которых было в чём упрекнуть. Это — народ Израиля, это его, Моше, родной народ. И именно к нему Моше стремится быть как можно ближе в свой последний час.

Недельный раздел Ваелех

Михаил Ривкин

И пошел Моше, и говорил слова эти всему Исраэйлю. (Деварим 31:1)

Не очень понятно, зачем Моше понадобилось ещё раз говорить со всем Израилем. Лучше всего сформулировал это недоумение дон Ицхак Абарбанель:

«И ещё раньше было сказано «И созвал Моше со всего Исраэйля, и сказал им: вы видели все, что сделал Г-сподь пред вашими глазами с Паро и со всеми рабами его, и со всею землею его” (Деварим 29:1). И продолжил далее, излагая все слова Завета. И в тот момент все стояли перед ним. И не понятно, почему сказано вслед за этим, что пошёл Моше говорить с ними. /…/ ибо все уже были собраны вместе ради заключения Завета, и ему следовало говорить с ними именно тогда, и ему, в этом случае, не пришлось бы ходить от одного колена к другому» (И Абарбанель, Деварим, «Первое сомнение»)

Наиболее убедительно разрешил это сомнение р. Шимшон Рафаэль Гирш:

«ЗАТЕМ МОШЕ ПОШЕЛ. Обещания благословений и проклятий и следующий за ними эпилог завершают слова, которые Моше было велено передать народу от имени Б-га. Поэтому он мог считать свою миссию выполненной и полностью посвятить себя задачам, которые еще должен был исполнить перед смертью: попрощаться с народом (стихи 1-6); со словами ободрения представить народу своего преемника (стихи 7-8) и, наконец, передать коэнам и старейшинам письменную Тору, законченную до этого места, с наставлениями читать ее людям каждый седьмой год в праздник Суккот, когда весь народ собирался вокруг Святилища Б-жественного Закона (стихи 8-13). Соответственно, Моше не призвал к себе весь народ, как он обычно делал, когда ему требовалось передать народу послание от имени Б-га, но он пошел к народу, чтобы попрощаться с людьми в свойственной ему, смиреннейшему из всех, простой манере».(Шимшон Рафаэль Гирш Деварим 31:1)

Нам кажется, что разница не только в том, что, объявляя волю Г-спода, Моше был вправе, и даже обязан, собирать народ вокруг Святилища, а выполняя свои личные, более земные, более практические задачи, он обратился к людям «в свойственной ему, смиреннейшему из всех, простой манере». Самое главное отличие состоит в том, что Моше понял, что пришла пора проститься с тем народом, который он вывел из Египта, которым сорок лет водительствовал в пустыне, который так раздражал его своими бесконечными жалобами, и который он любил больше всего на свете. Не только годы Моше, но даже и дни жизни его сочтены, как ясно следует из продолжения нашего Недельного раздела. В такой трагический момент человек, как никогда, нуждается в поддержке, в душевной близости, в ободрении со стороны даже тех людей, которые вели себя далеко не идеально, которых было в чём упрекнуть. Это — народ Израиля, это его, Моше, родной народ. И именно к нему Моше стремится быть как можно ближе в свой последний час.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваелех

  1. Уважаемый Рав,
    Спасибо за Ваши последние разъяснения мне и Ваш комментарий к главе «Ваелех». После них у меня возникли некоторые методологические вопросы толкования Торы, как то: о психологизме и историзме в толкованиях и др. Я их обдумываю и с Вашего разрешения как-нибудь задам. А пока —
    Слиха вэГмар хатима това!

Добавить комментарий для Emil Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.