Борис Замиховский: Движение за просвещение евреев, Гаскала, и еврейская солидарность

 705 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Призываю всех просвещённых евреев отбросить пренебрежительное отношение к религиозным как ошибочное. Именно религиозные евреи сумели сохранить наш народ в течение столетий преследований. Это они самоотверженно воспитывают по много детей в семье, когда большинство светских ограничиваются одним или двумя детьми.

Движение за просвещение евреев, Гаскала, и еврейская солидарность

Борис Замиховский

Одной из главных проблем еврейского народа во все века были внутренние противоречия и разделения. В настоящее время это разделение на религиозных и светских, просвещённых евреев.

У выходцев из Советского Союза было воспитано понятие, что образованность, просвещённость является чуть ли ни главной характеристикой человека. «Просвещенные» евреи, к которым относилось большинство советских евреев относились к религиозным свысока, как к застрявшим в средневековье. В Союзе была чуть ли ни единственная многоступенчатая градация людей по образованности — семилетка, средняя школа, техникум, институт, Кандидат наук, Доктор наук, Академик. И люди, в частности евреи, правдами и неправдами, старались взобраться по этой лестнице, а взобравшись по ней свысока относились ко всем нижестоящим на этой лестнице.

В Союзе нам внушали, что равные права и прежде всего право на просвещение, важнейшее с точки зрения власти-работодателя, евреям дала именно Советская власть. Я сам полагал именно так. Но не копая глубоко обнаружил, что евреям даровала права, в частности на образование, Февральская революция.

В царской России не было понятий «гражданин» и «гражданское общество», «гражданские права», а было сложное сословное разделение общества — дворяне, мещане, крестьяне, инородцы. У каждого сословия были свои права, привилегии и обязанности. Евреи, должны были платить дополнительный налог на еврейство. Крестьяне, например, имели право-привилегию владеть землёй, а евреи не имели этой привилегии.

Черту оседлости царская власть отменила сама решением о переселении, депортации 600 тысяч евреев из прифронтовой полосы во время Первой Мировой войны. Евреи в значительной степени проживали на территории Польши, которую Германия отняла у России в ходе Первой Мировой войны. Царские власти подозревали евреев в предательстве, шпионаже в пользу Германии. Основанием, вероятно, было то, что евреи в Германии пользовались значительно большими гражданскими правами. Они были там почти полноценными гражданами. И по логике должны были быть расположены к немцам.

Властями нам внушались мысли, что иудаизм — это просто религиозное учение, и как любое религиозное учение — «лицемерие и обман». Мол наука доказала, что никакого Б-га на небе нет. (Гагарин летал и проверил.) Современная наука, просвещение отметают любые верования, как вздор. «Религия — опиум для народа» — как цитировал лозунги Советской власти Остап Бендер.

Советская власть выбрала науку и просвещение во враги религии, и, в частности, иудаизму. (В Европе и Америке этого не произошло. Там сумели сохранить религии, как носителей традиций и нравственности.) Полагаю, что это было сделано, чтобы позволить власти решать возникающие у неё проблемы исходя только из соображений политической целесообразности, часто сиюминутной, не оглядываясь на нравственные нормы, выработанные народом веками.

Впервые просвещение было открыто противопоставлено иудаизму в Германии самими евреями. Интересно сопоставить условия и обстоятельства этого явления тогда и в наше время.

Идею необходимости просвещения для евреев связывают с именем выдающегося еврейского мыслителя Моисея Мендельсона (1729-1786). Моисей Мендельсон был обладателем глубокого ума, широкой эрудиции и необыкновенного обаяния, называемое теперь харизмой. Его называют самым известным евреем XVIII века. Мендельсон рос в Германии, где тогда царил ярый антисемитизм. Например, за право въехать в родной город Дессау после отлучки, еврей Мендельсон должен был уплатить «налог с головы», как за ввоз головы крупного рогатого скота. Евреи не имели даже правa вступить в брак без разрешения властей.

Мендельсон подружился на почве любви к шахматам с выдающимся немецким писателем Готхольдом Лессингом, который написал замечательную пьесу «Евреи», где впервые представил просвещённой немецкой публике галерею положительных, героических характеров евреев. Позднее он написал книгу «Натан Мудрый», где главный образ списан с самого Моисея Мендельсона.

Мендельсон был выдающимся ученым философом. Большинство его трудов касалось общефилософских проблем, где он отталкивался от проблем иудаизма. Одно из его эссе, написанное в 1767, принесло ему победу над другим всемирно известном немецким философом Эммануилом Кантом. Он даже получил за эту работу премию Прусской Академии.

Мечтой этого замечательного человека было сблизить евреев с окружающими их людьми. С одной стороны, он хотел, чтобы немцы увидели в евреях равных сограждан. С другой стороны, он хотел помочь евреям в просвещении, чтобы им было легче влиться в немецкое общество и культуру.

Чтобы открыть евреям путь в немецкий язык, в немецкую культуру он перевёл Тору на немецкий язык и дал там обширные комментарии на иврите. До этого евреи во всех странах говорили и учили грамоте своих детей на иврите. Это не мешало многим владеть несколькими языками. В Германии евреи начали говорить на ломанном немецком языке. (Вероятно, рождение языка идиш связано именно с необходимость понимать окружающий мир в Германии.)

Евреи, которые привыкли тщательно изучать Тору, сумели также тщательно изучить и овладеть немецким языком, смогли вкусить плоды просвещения.

Сам Мендельсон стал большим патриотом Германии, чем даже прусский король Фридрих. Он упрекнул короля в том, что тот пишет стихи на французском языке, а не на немецком.

Наследники Мендельсона, сторонники просвещения, образовали новое в иудаизме течение под названием «Гаскала», что в переводе означает — просвещение.

Надо признать, что в истории Моисей Мендельсон и его последователи стали противоречивыми фигурами. Их усилия дали противоречивые результаты. Рассматривая иудаизм с позиций воинственного просвещения, многие евреи стали отходить от иудаизма. Началось это с потомков самого Мендельсона — четверо из шести его сыновей ушли от иудаизма.

Получение евреями правa на просвещение и прочих гражданских прав связаны с эпохой просвещения. Эпоха просвещения в Европе — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе — стремление к рационализму и свободомыслию. Первыми в мире гражданские права евреям, в том числе на просвещение, предоставила Французская революция 1791 года.

Именно в это время во Франции начались реформы преобразующие политические и социальные отношения в обществе, в частности и отношения к евреям, эмансипации евреев. (Эмансипация — в переводе с латинского означает «освобождение от зависимости».)

Реформаторы стремились к такому политическому устройству, при котором статус человека не зависел бы от его происхождения.

Под эмансипацией евреев в Европе подразумевалась гарантия свободы вероисповедания иудаизма, предоставление им гражданства того государства, где они проживали. Использование своего языка и развитие культуры на нём, свободу перемещения и выбора места жительства в пределах государства, в котором они жили.

Но даже во Франции реформы проводились под девизом «Для евреев как личностей — все права, для евреев как народа — никаких прав». Попытку дать права евреям как народу сделал император Наполеон Бонапарт. Он решил возродить орган самоуправления в древнем Израиле — Синедрион или Сангедрин. Это было названием верховного суда, высшего авторитета в политических и религиозных делах. Между прочим, первые национальные лидеры евреев назывались судиями. Предлагая это Наполеон хотел добиться исключительной лояльности евреев Франции. Сангедрин в составе 71 члена был созван в 1807 году. Наполеон предполагал, что в благодарность евреи примут обязательства полного лояльного отношения к Франции. В качестве теста он предложил членам Сангедрина ответить на ряд вопросов:

Можно ли еврею иметь больше одной жены?

Считают ли евреи, рождённые во Франции, её своей страной и будут ли они защищать её как патриоты, как велит закон?

Готовы ли они считать французов своими братьями или чужаками (гоями)?

Синедрион дал положительные ответы на вопросы Наполеона. «Французские евреи прежде всего французы, любят своих французских братьев и будут с радостью бороться за Францию!»

На вопрос «Отказываются ли они обманывать французов?» Синедрион ответил, что еврейский закон категорически запрещает обманывать деловых партнёров.

Единственный вопрос, на который Синедрион ответил отрицательно был: «Могут ли евреи вступать в брак с христианами?». «Нет. Еврейское право не может это санкционировать». (Сегодня евреи даже в демократических странах, следуя практически всем гражданским нормам стран проживания продолжают противиться смешанным бракам.)

(Советская власть считала, что на все такие вопросы добилась и имеет положительные ответы от всех своих евреев.)

Все властители, включая Наполеона, считали, что у местных евреев не должно быть никаких связей с евреями в других странах, никакой солидарности. Однако, с течением времени солидарность евреев многих стран стала проявляться. Впервые это произошло в 1840 году в связи с Дамасским кровавым наветом. 15 февраля исчез монах-капуцин Тома (Фома у католиков) и его слуга. Поскольку, Сирия и проживающие там католики находились под покровительством Франции, то за дело взялся французский консул Ратти-Ментоном, который рьяно поддержал версию убийства монаха евреями с целью получить христианскую кровь для ритуальных целей. По его наущению местный правитель Мухаммед Али арестовал тринадцать евреев и подверг их жестоким пыткам добиваясь признания вины. Кроме этого, были схвачены в качестве заложников более шестидесяти еврейских детей. Толпы мусульманских и христианских фанатиков нападали на еврейские общины по всему Ближнему Востоку.

В шести американских городах с протестами вышли 15 тысяч евреев, консул США выразил официальный протест от имени американского президента. Главным защитником евреев выступил знаменитый британский общественный деятель еврейского происхождения Мозес Монтефиоре. Его поддержали консул Австрийской империи Элиау Пикотто. После длительных переговоров были безоговорочно освобождены девять из тринадцати задержанных. Остальные умерли под пытками. Благодаря дальнейшим усилиям сэра Мозеса Монтефиоре в ноябре 1840 года был издан указ турецкого султана Абдул-Меджиды I, объявивший Кровавый навет клеветой и запрещавший судебное преследование евреев по этому обвинению на всей территории Османской империи.

А как обстояли дела в России до революции 1917 года?

Подобные обвинения неоднократно происходили в России в XIX веке. Попытки спровоцировать погромы наблюдались несколько раз начиная с 1877 года. Наибольшую огласку получило так называемое «Кутаисское дело» по обвинению евреев в ритуальном убийстве маленькой девочки Сары Модебадзе. Несмотря на результаты экспертиз, отвергавших навет, группу евреев арестовали, дело было передано в суд. Усилиями общественности и адвокатов люди были оправданы. Сэр Мозес Монтефиоре тоже приложил к этому руку.

Евреи многие годы в России жили обособленно. Они жили на территории России отдельной цивилизацией — поклонялись своему Богу, говорили и молились на идиш и иврите, платили за это дополнительные налоги, старались не очень часто пересекаться с местным населением. Я в Одессе застал бабушек, говоривших только ни идиш даже после Второй Мировой войны. Означало ли это, что евреи были более отсталыми, чем коренные жители страны? Да, нет! Евреи, как народ, долгие годы оставались на более высоком культурном уровне относительно основной массы населения империи.

Википедия свидетельствует, что к началу ХХ века около 80 процентов населения Российской империи было неграмотным! Дело немножко поправили прибалтийские губернии, называемые Эстляндской и Лифляндской, где уровень неграмотности был около 5%. По данным Центрального статистического комитета царской России процент неграмотных новобранцев в 1877 году был 74,22%. А у евреев уже многие века была поголовная грамотность — дети начинали учиться с 5-6 лет. У евреев были разработаны замечательные технологии обучения. Ученики были обязаны самостоятельно исследовать тексты Торы, Талмуда и многих других книг. Ученики должны были уметь ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Возможно, благодаря этому евреи были успешны в науке во многих странах. Множество еврейских священнослужителей, следуя определённым технологиям, запоминали наизусть Тору и Талмуд. У евреев были разработаны программы обучения мужчин до 40 лет! Недавно в Европе была разработана программа непрерывного обучения. У религиозных евреев идея непрерывного обучения бытует тысячелетия. Они не читают, а изучают разные аспекты религии, этики, психологии и юриспруденции до конца своих дней.

На протяжении веков после изгнания из Палестины при первой же возможности они открывали еврейские школы — иешивы разного уровня. Иешивы высокого уровня превращались в своеобразные еврейские академии наук. Это происходило и в Вавилоне, где был записан первый Талмуд, и позднее во многих местах на карте проживания евреев в рассеянии. Похожая картина сложилась в Испании в средние века, где писал свои труды великий Маймонид. В разные годы были такие иешивы в Германии, Литве. Кроме этого, во все времена евреи посылали своих детей учиться в далёкие земли, особенно медицине.

Революционное движение в России и сама Февральская революция 1917 года тоже открыла российским евреям путь к просвещению, к равным правам, к эмансипации.

У евреев появилась возможность переехать из маленьких местечек в большие города. Молодёжь рванула в учебные заведения городов, чтобы получить образование, просвещение. Но вскоре это так напугало власть, что она стала ставить разнообразные препоны на пути евреев к просвещению.

А какое отношение к международной солидарности евреев было в Советском Союзе? Ещё более суровое, чем в Европе.

Официально-формальное отношение власти к евреям базировалось на Сталинском определении нации: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Если нет в наличии всех этих четырёх признаков — нет и нации.» Таким образом, евреям отказывали даже в праве называться нацией. Были такие деятели науки и культуры, которые называли евреев бумажной нацией. Тем более не могло быть и речи о солидарности с евреями других стран. Хотя Сталин во время Второй Мировой войны старался использовать эту солидарность посылая представителей еврейского антифашистского комитета собирать деньги для Красной армии в Америку и Англию.

Прожив уже достаточно долгую жизнь, а значительную часть в Америке я понял весьма относительную справедливость оценки людей по степени просвещённости. Просвещённость — это небольшая часть достоинств человека. Есть ещё такие важные характеристики как воля к жизни, физическая, душевная и духовная сила, мужество, смелость и самоотверженность. А для евреев особенно ценными являются нравственность, человечность. Для интеллигентного человека из России эти качества назывались порядочностью. В формировании этих качеств религии, в частности иудаизм, помогали людям значительно больше, чем марксистско-ленинская философия.

Разговаривая с множеством образованных людей, выходцев из Союза, я обнаружил, что среди них бытует некое высокомерное отношение к религиозным евреям, да и к американцам. Они уверены, что Советская система образования превосходит американскую. Во-первых, советская система произошла из российской, которую принесли в Россию немецкие учителя. Это система, основанная на запоминании определённого количества фактов и правил, представленных в учебниках, всеми учениками в классах. Проработав много лет в американской еврейской школе, я обратил внимание на несколько моментов. Ученики, называемые студентами, были разделены на четыре классы по степени заинтересованности и успешности по каждой из важных дисциплин. В Союзе пошли по пути создания специализированных школ с продвинутым преподаванием отдельных дисциплин. Учебники в Америке были очень толстыми, хорошо иллюстрированными и оформленными. Обязательными для прочтения были не все страницы. Ученик мог значительно расширить свои знания самостоятельным чтением того же учебника. Большинство экзаменов письменные. На экзаменах и контрольных работах не допускается пользование шпаргалками или подсказками. За разговор удаляют из класса обоих. Соседи по контрольной укажут преподавателю на пользующегося чем-то студента. Это — обман и считается предельно аморальным. В Союзе ученики готовили шпаргалки, крали экзаменационные билеты и это было предметом гордости. В институте я столкнулся с массово использовавшейся в 20-30 годы бригадной системой сдачи зачетов. При проведении геодезической практики мы готовили решение задач бригадой из семи человек. По-настоящему понимали предмет один — два человека в бригаде. Кроме этого я наблюдал постепенную деградацию требований и качества знаний как в школе, так и в моём вузе.

В американской школе самое главное отличие от советской — студент должен приготовить по каждому ведущему предмету в каждой четверти доклад, презентацию по-американски, в котором должен провести собственное исследование на заданную тему. Проявить способность к самостоятельному добыванию знаний.

Один из моих знакомых, описывая весомость общей просвещенности советского интеллигента, описал это как способность поддерживать беседу на любую тему в течении пяти минут, и всё!

Это одна из нескольких статей, в которых я хочу обратить внимание светских евреев на мудрость своего народа, мудрость иудаизма. Я призываю всех просвещённых евреев отбросить пренебрежительное отношение к религиозным как ошибочное. Именно религиозные евреи сумели сохранить наш народ в течение столетий преследований благодаря иудаизму. Это они самоотверженно воспитывают по многу детей в семье, в то время как большинство светских евреев ограничиваются одним или двумя детьми.

Да это очень, очень трудно для светского, особенно советского еврея, овладеть иудаизмом. Но чтобы быть и оставаться евреем стоит уделять внимание изучению еврейской истории, традиций и множества полезных для жизни вещей, которые являются частью философии иудаизма, чтобы преодолеть разделение нашего народа.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев к «Борис Замиховский: Движение за просвещение евреев, Гаскала, и еврейская солидарность»

  1. Просвещённость — это небольшая часть достоинств человека. Есть ещё такие важные характеристики как воля к жизни, физическая, душевная и духовная сила, мужество, смелость и самоотверженность. А для евреев особенно ценными являются нравственность, человечность. Для интеллигентного человека из России эти качества назывались порядочностью. В формировании этих качеств религии, в частности иудаизм, помогали людям значительно больше, чем марксистско-ленинская философия.
    ___________________________
    Уважаемый автор, существуют ли поправки в нравственном императиве у еврея по отношению к гоям? Вот какой случай рассказал мой отец. А я запомнила. Представьте: Тетеринский колхозный рынок, палатка, торгующая мануфактурой. Продавцы – евреи. Заходит колхозница с рынка. Спрашивает, почем этот ситец (или сатин – неважно), в общем, интересуется ценой на материю. Продавец называет цену. А его напарник говорит на идише: почему ты назвал эту цену? Ведь этот ситец гораздо дешевле. А тот отвечает: ей можно (в смысле соврать). Отец стоял рядом и все слышал(он говорил на идише), но его за еврея не приняли.
    Кто-нибудь скажет, ерунда какая. Но по тем временам — это не ерунда, тогда частной собственности не было и цены устанавливало государство.

    1. Inna Belenkaya: Уважаемый автор, существуют ли поправки в нравственном императиве у еврея по отношению к гоям? Вот какой случай рассказал мой отец. … Продавец называет цену. А его напарник говорит на идише: почему ты назвал эту цену? Ведь этот ситец гораздо дешевле. А тот отвечает: ей можно (в смысле соврать). … тогда частной собственности не было и цены устанавливало государство.
      ========
      1) Сначала надо уметь отличать «нравственный императив евреев» от конкретного случая жульничества конкретного еврея.
      Ещё Жаботинский сказал: «В качестве одного из первых условий равноправия требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев, точно так же, как имеют их и другие народы.»

      2) Сейчас у многих пост-христианских и пост-иудейских прогрессистов-интернационалистов есть традиционный христианский нравственный императив: Милосердие-Любовь это высшая и единственная моральная ценность. А как же Справедливость-Взаимность? Например: еврей делает скидку в цене для своих, которые ответят ему взаимностью в других ситуациях? Да и погромы свои тоже не делают …
      Нет, такое им аморально: если идти «до конца» в анализе христианства и прогрессивизма, то приходишь к выводу, что для них Справедливость-Взаимность это ЗЛО, ради Милосердия-Любви ими надо стремитья пожертвовать.
      В результате у них есть очень проблематичный нравственный императив: для большинства своих-же консервативных сограждан у них НЕТ Милосердия-Любви и НЕТ Справедливости-Взаимности — а у «защищаемых меньшинств» они поощряют наглость и уголовщину.

  2. В Израиле проблема в русских, кто приехал , выдав себя за евреев и нарушив закон о Возвращении, теперь голосуют за антисемитскую партию и будучи паразитами сами, перекладывают свою вину на хозяев этой страны.

  3. Gennadiy
    9 октября 2019 at 0:20
    «Именно религиозные евреи сумели сохранить наш народ в течение столетий преследований». Не могу с Вами согласиться. Здесь дело не в религиозных евреях. Именно еврейские общины сохраняли свою национальную сущность. Они поддерживали материально йешивы, ешиботников, раввинов, строили синагоги и т.д. В общинах с глубоким уважением относились к людям, хорошо знающим Танах. Представителей культа было значительно меньше, по сравнению с сотнями тысяч нынешних. Решали все общины. Ничего бы религиозные евреи не сохранили, так как умерли бы с голоду. Кстати. Любопытный факт. Евреи сами выбирали раввина из двух — трех кандидатов. Если служитель культа не устраивал общину, то его меняли.
    ==========.
    Логика человеческая неисповедима. Суждение: «Здесь дело не в религиозных евреях. Именно еврейские общины сохраняли свою национальную сущность», означает согласно противопоставлению, что члены общины были нерелигиозными евреями и религиозные евреи не умерли с голоду в течение столетий благодаря доброму расположению к ним нерелигиозных. Представители культа – религиозные евреи, а остальные кто – атеисты, что ли? И кормили они религиозных по доброте душевной? И зачем религиозные были нужны общине , почему знатоки Танаха вызывали уважение в общине, да еще глубокое, – тайна превеликая!
    P.S. А если серьезно, то согласен с уважаемым Борисом Замиховским, что именно религиозные евреи И ИХ ОБЩИНЫ сумели сохранить наш народ в течение столетий преследований.

    Хочу думать, что все коллеги записаны в Книгу жизни.

  4. Б.З.: «Прожив уже достаточно долгую жизнь, а значительную часть в Америке я понял весьма относительную справедливость оценки людей по степени просвещённости. Просвещённость — это небольшая часть достоинств человека. Есть ещё такие важные характеристики как воля к жизни, физическая, душевная и духовная сила, мужество, смелость и самоотверженность. А для евреев особенно ценными являются нравственность, человечность. Для интеллигентного человека из России эти качества назывались порядочностью. В формировании этих качеств религии, в частности иудаизм, помогали людям значительно больше, чем марксистско-ленинская философия…»
    :::::::::::::::::
    99% — попадание, дорогой земляк и — коллега Борис З.
    Почему, спросите, не 100?
    Потому как не учтён фактор времени.
    До 37-го, до нашего с вами дня рождения,
    перечисленные качества назывались порядочностью. Так же как и Вера, для еврея – иудаизм. И это строить и жить помогало, а потом, особенно после 29-го, по разным источникам —
    людЯм значительно больше помогали бесПОрядочность и жеСТОкость. Однако, — и жестковыйность. Не правда ли?
    А философия… мать всех наук, отступила перед эхономикой.
    Такие дела. Хорошей вам записи, очень рад был познакомиться с Вашей точкой зрения.
    p.s. И это не еврейская солидарность, (в которой, судя по
    комментам блохерa Геннадия, не
    все понимают, точнее — нИ х-ена нЕ понимают), а совсем другое.
    Но об этом судить автору, а не слуЧАЙному прохожему…

  5. «Именно религиозные евреи сумели сохранить наш народ в течение столетий преследований». Не могу с Вами согласиться. Здесь дело не в религиозных евреях. Именно еврейские общины сохраняли свою национальную сущность. Они поддерживали материально йешивы, ешиботников, раввинов, строили синагоги и т.д. В общинах с глубоким уважением относились к людям, хорошо знающим Танах. Представителей культа было значительно меньше, по сравнению с сотнями тысяч нынешних. Решали все общины. Ничего бы религиозные евреи не сохранили, так как умерли бы с голоду. Кстати. Любопытный факт. Евреи сами выбирали раввина из двух — трех кандидатов. Если служитель культа не устраивал общину, то его меняли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *