Михаил Ривкин: Древность Йом Кипура

Loading

Йом Кипур не был установлен одномоментно в своём окончательном виде, он сформировался постепенно, в результате длительного исторического развития. Его церемонии, как мы их находи в ТАНАХе, это результат синтеза древнейших обычаев и сравнительно новых, которые добавлялись с течением времени.

Древность Йом Кипура

Михаил Ривкин

Обычаи Йом Кипура коренятся в древнейших традициях и верованиях человека. Ещё во времена седой древности люди верили, что те или иные ритуальные нарушениея, даже содеянные невольно, даже не замеченные самим нарушителем, оскверняют человека и привлекает к нему истребительный гнев Б-га. Если нарушение совершено в храме, то осквернён сам храм. Осквернённый объект или субъект нуждался в специальном очищении, которое одно могло спасти его от гибели. Такое очищение мог провести только жрец посредством специальных ритуальных церемоний. По окончании таких церемоний человек считался очищенным и приближенным к Б-гу. Такие церемонии мы встречаем у древних римлян, у древних греков, в Вавилоне.

В Вавилоне с необыкновенной пышностью отмечали начало нового года, который считался также национальным днём очищения. Праздник проходил между первым и десятым Нисана. Гигантскую позолоченную статую Мардука ставили на корабль и медленно поднимали по реке Тигр. Прочие боги сопровождали его на меньших кораблях до самого Вавилона. На пятый день царь осуществлял ритуальную церемонию сложения царских полномочий. В это утро он пешком шёл в великолепный храм Мардука. У входа его встречал первосвященник, но не давал ему войти. У царя отбирали корону, скипетр прочие символы царской власти, складывали их на поднос у подножия статуи Мардука. После этого царь склонялся на колени перед Мардуком, и первосвященник стегал его кожаным ремнём. Если царь плакал, это было признаком, что его правление на грядущий год будет удачным, а если нет, — значит он уйдёт с трона ещё до конца года. Только после этого царя допускали к Мардуку, он обращался к нему с молитвой и обещал беспрекословно повиноваться его воле. Первосвященник благословлял царя и даровал ему помощь бога и успешное царствование на год. После чего царю возвращали знаки царского достоинства. Он получал от Мардука полномочия царствовать ещё один год. После чего все жрецы молились Мардуку, чтобы он очистил храм и изгнал из него всё нечестие, скопившееся за год.

В Вавилоне объектом очищения и благословения был царь и Храм. Народ вовсе не фигурировал в этой теологической схеме. В Израиле церемония очищала коаним, Великого Коэна (Первосвященника), а также весь народ. В Вавилоне очищение было направлено на ритуальные нарушения, однако в Израиле само понятие греха кардинально изменилось. Очистительная церемония в Иерусалимском Храме была призвана искупить нравственные прегрешения, плохие дела и потому не только священнослужители, как в Вавилоне, но и весь народ должен был принимать в ней активное участие. Весь народ распростирался в приделе Храма, когда Коэн Гадол (великий Коэн) изрекал Священное четырёхбуквенное Имя Б-га.

Мы видим существеннейшие содержательные отличая на фоне несомненного заимствования отдельных церемоний. Но когда именно произошло это заимствование? Есть разные точки зрения. Некоторые учёные считают, что это случилось только во времена Эзры и Нехемии. Они ссылаются на главы УШ-1Х в книге Нехемии. Там подробно рассказано про Рош а-Шана (1 Тишрея), про Суккот и про пост, сопровождавшийся чтением Торы и публичным раскаянием в дурных делах. Однако пост этот падает на… 24 Тишрея! (Нехемия 9:1). Приводятся также слова Йехезкеля (45:18-20), который говорит об «очищении Храма от греха» в первый день месяца, не упоминая Йом Кипура.

Однако есть и контраргументы. Главный из них — это явно древнейшая из всех сохранившихся в ТАНАХе, церемония «козла отпущения». На архаичном, прото-культурном характере этой церемонии построена гипотеза древности Йом Кипура. Согласно этой точке зрения, в каждую эпоху менялось духовное содержание праздника, однако его ритуально-церемониальный «костяк» сохранялся без изменений. На раннем этапе, в эпоху монархии, было три главных праздника, однозначно связанных с сельскохозяйственным циклом, причём календарь был устроен так, чтобы они не смещались с течением времени, подобно тому, как смещается, например, месяц Рамадан. В двенадцатимесячный календарь стали время от времени добавлять тринадцатый месяц.

Однако после вавилонского изгнания праздники всё более и более отдалялись от своего сельскохозяйственного содержания. В это время уже существовала весьма многочисленная еврейская диаспора, и древние сельскохозяйственные праздники уже не соответствовали новой социально-культурной реальности евреев и в диаспоре, и в Стране Израиля. Евреи более интересовались религиозно-нравственным или историческим содержание каждого праздника. Постепенно стихийные радостные торжества земледельцев, сопровождавшиеся обильными возлияниями и буйными хороводами, превращались в праздники глубокого национального содержания. Хотя связь праздников с сельским хозяйством оборвалась, некоторые ритуалы сохранились ещё с той поры. Например, принесение омера в Пэсах и два хлеба приношения в Шавуот. Праздники превратились в «Священное Читание» (вроде описанного в книге Нехемии чтение Торы), первоначально в Иерусалимском Храме, а затем и во многих других главных центрах еврейской диаспоры, поскольку не всегда люди были в состоянии добраться до Иерусалима даже три раза в год. Единственный праздник, в котором удержался его древний сельскохозяйственный облик, это был праздник Суккот. За пять дней до начало радостных торжеств Суккота был установлен Йом Кипур, священный день, день поста и очищения. На исходе старого года и с наступлением нового проводились молитвы и исповедания в грехах, и только после поста, после искупления всех грехов, видел себя человек, как бы рождённым заново, пригодным чтобы войти в Храм Б-жий в радостном и приподнятом настроении (см. Нехемия).

Приведённые выше ссылки на Книги Нехемии и Йехезкиля также не исключают гипотезы древности Йом Кипура. Йехезкиль в главе 48 говорит о своём пророческом видении будущего, и вовсе не стремиться описывать те реальные обряды и церемонии, которые существовали в эпоху Второго Храма. Что касается Нехемии, то логично предположить, что он просто не упомянул этот день, и хотя многие праздники были возобновлены после возвращениея из вавилонского изгнания, сама идея того или иного праздника вовсе не была новацией. Уже в Храме Шломо, на заре эпохи царей, был особый день или особые дни, предназначенные для очищения храма от нечистоты, однако мы не знаем, что это был за день и какие церемонии в этот день практиковались.

Так или иначе, Йом Кипур не был установлен одномоментно в своём окончательном виде, он сформировался постепенно, в результате длительного исторического развития. Он претерпел длительную эволюцию, и его церемонии, как мы их находи в ТАНАХе, это результат синтеза древнейших обычаев и сравнительно новых, которые добавлялись с течением времени.

Некоторые исследователи считают, что 10 Тишрей одно время было и праздником Рош а-шана, и днём Искупления. Это был весёлый и радостный праздник очищения Храма. Несомненные указания на его радостный характер содержатся в Гемаре. В этот день девушки Иерусалима водили хороводы в виноградниках — традиционном месте веселья в те дни, когда праздники ещё были связаны с сельскохозяйственным годом. Этот день носил двойственный и даже амбивалентный характер: день раскаяния и тшувы, с одной стороны, и день безудержного веселья, с другой. Такой двойственный характер вынудил, в конце концов, разнести два аспекта праздника по разным дням: Первый день Тишрей был установлен как радостный праздник Рош а-Шана, а десятый — как день признания грехов и раскаяния. Однако это функциональное разделение не было полным и однозначным, и оба праздника смешивались в сознании простых людей ещё долгое время. Этим, возможно, объясняется и поведение народа, описанное в книге Нехемии: люди не очень понимали, какое поведение является «нормативным» в Рош а-Шана, и начали плакать, однако Нехемия, который отлично знал, что это — «норма» исключительно для Йом Кипура, поправил их. С другой стороны, и Йом Кипур никогда не был в еврейской традиции траурным и печальным днём, подобно постам. Несмотря на пост, раскаяние в грехах и аскезу, он сохранил свой светлый, праздничный облик. В этот день пост облекается в одежды праздника.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Михаил Ривкин: Древность Йом Кипура

  1. М.Р. — “…С другой стороны, и Йом Кипур никогда не был в еврейской традиции траурным и печальным днём, подобно постам. Несмотря на пост, раскаяние в грехах и аскезу, он сохранил свой светлый, праздничный облик. В этот день пост облекается в одежды праздника.”
    ::::::::::::::::::
    Интересно, уважаемый Михаил…Не думал раньше — с такого угла..
    Дай Вам Бог — до 120.

Добавить комментарий для Михаил Ривкин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.