Михаил Ривкин: Недельный раздел Аазину

 149 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Десять дней между Рош а-Шана и Йом Кипуром называются в иудаизме Дни Трепета, и имеют много особых обрядов, призванных напомнить нам, что в эти дни решается судьба всех людей, не только евреев.

Недельный раздел Аазину

Михаил Ривкин

Я сказал бы: “положу им конец, сотру в среде людей память о них», Если бы не остерегался Я злобы врага, чтобы враги его не возомнили и не сказали: «наша рука одолела, а не Г-сподь сделал все это”. (Деварим 32:26-27)

Тора не скупится на антропоморфизмы по отношению ко Всевышнему. Но даже в этом длинном списке всевозможных уподоблений и сравнений с человеком выражение «Если бы не остерегался Я злобы врага» стоит особняком. Это не просто человеческое поведение, это «человеческое, слишком человеческое»! Как! Творец Мироздания опасается, остерегается, побаивается каких-то там не очень понятных врагов? И даже не самих врагов, а того, что они смогут сказать? Авраам Ибн Эзра пытается свести всю сложность этого пасука к общеизвестному правилу «говорила Тора языком человеческим» (Недарим 3А):

«Писание говорит здесь языком простых людей, чтобы поняли слушатели» (А. Ибн Эзра. Там)

Но такое объяснение только усложняет вопрос. Что же именно должны понять незадачливые «слушатели» из этого уподобления Всевышнего сомневающемуся, опасающемуся, побаивающемуся человеку? Какая реальность скрывается за этой метафорой? Возьмём, для примера, один из известнейших антророморфизмов: «Перст Б-жий» (Шемот 8:15). в этом случае, действительно «говорит Тора языком человеческим». Египетские жрецы, которым «простительно» такое примитивное телесное уподобление, не имеют в виду, что у Б-га есть пальцы. Они хотят сказать только, что в том знамении, свидетелями которого они стали, присутствие Творца проявилось предельно концетрировано и зримо, Его могущество стало очевидно даже для тех, кто, подобно Паро, до того момента упрямо отвергал само Его существование. В этом случае мы понимаем, какая именно идея стоит за просторечным выражением.«Палец Б-жий». А вот в Деварим 32:27 мы как ничего не понимали до Ибн Эзры, так не понимаем и с его комментарием.

Правильно понять этот антропоморфизм можно только с учётом сложной диалектики Б-жественного (про)Явления в конкретно-исторической реальности, точнее, двух диалектических, неустойчивых, вечно колеблющихся равновесий этого Явления. Одно такое равновесие — это равновесие между Партикулярным и Универсальным. Вся песнь Аазину — это взволнованное, пафосное, эмоциональное обращение к Народу Израиля, это — ярчайшее выражение Партикулярного аспекта иудаизма. И вот на последнем пределе этого Партикулярного происходит неожиданный переход к Универсальному. В Молитве Алейну Лешабеах (нам надлежит славить) мы произносим поразительные слова:

«Признают и поймут все жители земли, что пред Тобою следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться».

Это — предельно краткое и точное выражение принципа Универсального в иудаизме. Но если бы Г-сподь не только «сказал», но и сделал бы то, о чём мы с ужасом читаем: «положу им конец, сотру в среде людей память о них», то результат был бы прямо противоположный. Народы мира не только не «признали» бы, «что перед Тобою следует преклонять колена». Наоборот! Они получили бы зримое и неоспоримое доказательство, что «наша рука одолела, а не Г-сподь сделал все это», а раз так, то вся надежда на возможность победы монотеизма во всемирном масштабе была бы уничтожена раз и навсегда!

Но самое удивительное, что в тот момент, когда акцент смещается с Партикулярного на Универсальное, другое диалектическое равновесие, равновесите между Мерой Суда и Мерой Милосердия, склоняется к Мере Милосердия. В обыденном сознании мы, как правило, склонны увязывать с Мерой Милосердия именно Партикулярный вспект иудаизма, иными словами — идею Избранного Народа. Нам кажется, что чем больше Творец обращается исключительно к «первенцу Своему — Израилю», чем сильнее Его Провиденциальная мощь фокусируется на одном-единственном народе, оставляя всё остальное человечество по краям сцены в качестве «массовки» и «декораций», тем полнее должна проявляться именно материнская, слепая, «не зависящая ни от чего» (Авот 5:16) любовь к Избранному народу. В главе Аазину чёрным по белому написано, что дело обстоит как раз наоборот! Именно доведённая до логического завершения, ничем не сбалансированная Партикулярность с трагической неизбежностью доводит до конца и Меру Суда! А если строго, без скидок, без милосердия и жалости судить по грехам любого человека, равно как и любой народ, если писать каждое лыко в строку, то результат, увы, известен заранее: «положу им конец, сотру в среде людей память о них». И только Универсальный аспект иудаизма, в котром все народы, все люди, живущие на Земле являются полноценными действующими лицами, призванными сделать свой важнейший выбор между Добром и Злом, между Истиной и Ложью, между светом и тьмой, только такой «широкий горизонт» может склонить чашу весов в сторону Меры Милосердия для народа Израиля.

Десять дней между Рош а-Шана и Йом Кипуром называются в иудаизме Дни Трепета, и имеют много особых обрядов, призванных напомнить нам, что в эти дни решается судьба всех людей, не только евреев. В течение этих десяти дней мы добавляем к двум первым благословениям молитвы Амида, неизменным в течение всего остального года, специальные вставки:

«Вспомни нас для жини, Царь, желающий дизни, и запиши нас в Книгу жизни, ради Тебя, Б-г жизни» (вставка в первое благословение)

«Кто подобен тебе Отец Всемилостивый! Вспомни милосердно создания Твои для жизни» (вставка во второе благословение)

В праздничной молитве на Рош а-Шана слово «вспомни» повторяется постоянно, одно из благословений праздничной Амиды так и называется: «поминовения» или «вспоминания».

Как-то один из учеников спросил во время урока: почему в праздничной молитве делается такоой акцент на слово «вспомни»? Можно подумать, что Б-г что-то забудет, что у него проблемы с памятью! Нарочитый, грубоватый, просторечный антропоморфизм «вспомни!» выражает в простой и доступной форме, «так, чтобы поняли слушателям», нашу настойчивую просьбу к Создателю решить нашу судбьу на ближайгий год не по Мере Суда, а по Мере Милосердия. Чаши весов, Мера Суда и Мера Милосердия, находяися в постоянном неустойчивом равновесии, и наша искренняя, с должной концентрацией и вниманием, молитва обладает в эти дни особой силой сместить это равновесие в сторону Меры Милосердия. Этот антропоморфизм, привычный нам в силу мнокократного повторения, уже не режет уха соблюдающим евреям, но для человека «не в теме» звучит достаточно неожиданно и странно.

Антропоморфизм «Если бы не остерегался Я» выражает ту же идею, а именно — элемент сомнения, колебания, неоднозначности. Эта, на первый взгляд, странная метафора призвана передать важнейший принцип иудаизма: равновесие между Мерой Суда и Мерой Милосердия это равновесие неустойсивое, вечно обновляющееся, диалектическое. И слова, и дела народа Израиля могут сместить это равновесие и в ту, и в другую сторону. Но, при этом, чаша весов всегда склоняется таким образом, чтобы по всей Земле, для всех народов мира, Возвеличивать и Освящать Имя Всевышнего. Именно в этом и состоит особая, «на грани срыва», грубовато-пугающая, но и очень по-человечески понятная словесная эскапада в недельном разделе Аазину.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «Михаил Ривкин: Недельный раздел Аазину»

  1. Уважаемый Сэм! Я не знаю, по какому нусаху вы молитесь. Если вы молитесь по нусаху ашкеназ, то в молитве Изкор упоминается имя отца покойного (ой).Напротив, в молитве за здравие упоминается имя матери больного. Насколько я знаю, в других вариантах (сфарад, АРИ), так же, но это мне нужно будет специально проверить. С праздником Суккот вас и ваших близких!

  2. Уважамый Михаил!
    У меня вопрос не по этой главе, а касающийся только что прошедшего Праздника Йом Кипур, когда читают Изкор.
    В имеющимся у меня махзоре сказано, что вслед за именами покойных отца и матери должно следовать имя их отца, а в других источниках говорится об упоминании имени матери покойных.
    Как правильно?
    Заранее благодарю за разъяснение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *