Александр Левинтов: Октябрь 19-го. Продолжение

 343 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Зато порадовали пчеловоды. Чем скармливать этим насекомым тварям рафинад, они пустили его на самогон и добились выдающихся результатов. По калорийности самогон не уступают мёду, зато по социальным и вкусовым эффектам значительно превосходит этот, с точки зрения отечественных учёных, сомнительный продукт.

Октябрь 19-го

Заметки

Александр Левинтов

Продолжение. Начало

Старость возрастная и невозрастная

По данным ООН к 2050 году численность населения Земли увеличится с нынешних 7.6 млрд чел. до 9.8 млрд чел., а к 2100 году, если не произойдёт никакой глобальной катастрофы (вероятность её отсутствия практически равна 0), достигнет 11.2 млрд чел. Если отбросить 47 наименее развитых стран, на остальные сейчас приходится 6.6. млрд чел., в 2050-ом — 7.9 млрд , в 2100–7-7.5 млрд чел.

При этом, численность людей в возрасте свыше 60 лет в 2020 году составит 1 млрд чел. (12.8% от общей численности населения), в 2050–2 млрд чел. (20%), в 2100–3.1 млрд чел. (28%). Даже в указанных слаборазвитых странах доля людей старше 60 лет увеличится за предстоящие 80 лет почти вдвое — с 5 до 9%.

Но эти цифры, сами по себе достаточно впечатляющие, ничего не говорят о другом: реальная продолжительность жизни стремительно растет благодаря улучшению качества жизни и успехам медицины, которая направлена именно на это, а вовсе не на здоровье. Медицина давно уже стала протезной: она не лечит, а протезирует здоровье: очки и искусственные хрусталики протезируют глаза, лекарства протезируют состав и состояние крови, давление, работу сердца, пищеварительного тракта, протезируются руки и ноги, работа мозга — практически все органы и детали человека, что позволяет ему жить неопределённо долго, всё дольше и дольше — естественно, в преклонном возрасте.

Вероятность дожития у родившихся в 2020 году составляет 120 лет, у родившихся в 2050 она составит 150-200 лет, у родившихся в 2100–300 лет. Естественно, это будет сдвигать нижнюю границу старости с нынешних 60 лет до 90-100 — в 2050 году и 150 — в 2100. 150 лет старости, протезированной старости — пугающая нас, сегодняшних, перспектива. Уж лучше глобальная катастрофа.

Но это — возрастная старость.

А есть и не возрастная.

Онкологические больные 4-ой степени переживают оставшийся им обмылок жизни совершенно старчески, независимо от возраста. Такова же психология, умонастроение и поведение других тяжело, смертельно больных — независимо от возраста.

Смысл и цель жизни исчерпывается у спортсменов, когда они покидают спорт. Это может случиться с ними в 20, 30, 40 лет — дальше идёт просто дожитие. Совершенно такова же ситуация в балете, где на пенсию выходят в 35 лет и очень немногим удаётся зацепиться за балетное образование.

Очень похожие ощущения переживают ветераны войн и кадровые офицеры, выходящие на пенсию в 45 лет, в самом расцвете сил. Описания ветеранов двух мировых войн, вьетнамской, афганской, чеченских войн независимы ни от возраста, ни от национальной принадлежности, это всё, по меткому выражению Г. Стайн — «потерянное поколение», поколение молодых стариков, потерявших смысл своего существования.

К этой же категории стариков следует отнести вышедших на свободу из заключения: им уже никак не вернуться к нормальной жизни и по административным поражениям в правах и возможностях, и приобретя иной социальный опыт в тюрьме, не совместимый с жизнью на свободе. Чтобы понять масштаб этого явления, можно умножить число заключенных в нашей стране (1 млн человек) на среднюю продолжительность срока — 3 года: 5% населения страны — старики по приговору суда.

Этот нерадостный список пополняют эмигранты. В отличие от иммигрантов, полных надежд, сил, стремлений начать новую жизнь, эмигранты живут прошлым и только прошлым, у них нет будущего.

По-видимому, это — не полный перечень, какие-то социально значимые группы упущены, но несомненно, что это — старость, психологически и поведенчески ничем не отличающаяся от возрастной старости.

Поневоле встает вопрос о двойной старости, возрастной и невозрастной, — какой пресс давит на таких людей?

Страна прорабов Машковых

«Солнце на западе, значит Ашхабад — там»
Прораб дядя Вова, «Кин-дза-дза»

В качестве подготовки к брейнстормингу в одном провинциальном педвузе я попросил преподавателей и управленцев этого института написать небольшие эссе на тему «Что мы даём: образование или профессиональную подготовку?» Результаты оказались ошеломляющими, хотя и совершенно ожидаемыми: все задались этим вопросом и никто на него не ответил, никак, даже не попытался. Хотя почти все рассуждения были и здравы, и логичны, и искренни, и честны.

Всё дело в том, что поток сознания у людей полностью подменяет собой поток мышления и, в частности, люди отказываются от какой-либо понятийной работы: есть Википедия и прочие словари, думать не надо, всё уже распаковано. Сравниваешь два готовых словарных определения и выполняешь оба, потому что и то, и другое — «надо» («есть такое партийное слово — надо»).

Профессионал по происхождению этого понятия — «заявляющий о себе», человек, самоопределяющийся в деятельности, занимающий в ней определённую позицию, признаваемую другими профессионалами, но профессионал — это ещё и недеятельностная, жизнедеятельностная позиция, требующая ценностного и нравственного самоопределения, соблюдения системы запретов и морального, этического кодекса данной профессии. Свободные от всего этого дилетанты часто преуспевают больше, чем профессионалы — они не знают, чего делать нельзя. Но они и не входят в профессиональный клуб.

Не всякая позиция в деятельности окрашена профессионально: рыть траншеи, ходить строем, быть губернатором или управлять страной — достаточно быть просто актором, не имея никакой профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка обеспечивает стандартный набор компетенций: знаний, навыков и умений, skills. Именно это достаточно легко формализуется, оцифровывается, автоматизируется и роботизируется.

Профессиональная подготовка предполагает ретроспективную рефлексию и способность, таким образом, обучить данной профессии другого. Как правило, профессиональная подготовка краткосрочна, особенно при смене имеющейся профессии на новую или при наличии образования (третий язык обычно дается легче второго, пересесть с водительского места в легковом автомобиле на водительское место в автобусе легче, чем с пассажирского места и т.д.)

Профессиональное образование имеет находящийся в проспективном рефлексивном отношении к деятельности и способный её трансформировать, обновлять, перестраивать, перепроектировать, модернизировать.

Проблема профессиональной подготовки и профессионального образования заключается в том, что профессиональная подготовка всегда немного отстаёт от профессиональной деятельности, в силу ряда обстоятельств, в том числе меркантильных и гендерных: в ходе профессиональной подготовки учат только тому, что было (чаще всего) и что есть, но никогда тому, что будет. Собственно, эта компонента будущего и отделяет профессиональное образование от профессиональной подготовки: профессиональное образование объединяет в себе прошлое, настоящее и будущее профессиональной деятельности, профессиональная подготовка — только прошлое и настоящее. Из этого вытекает, что профессиональное образование включает в себя понимание, в отличие от профессиональной подготовки, а, следовательно, это приводит к интеллектуальной и в конечном счете социальной дифференциации профессионалов.

Современное профессиональное образование превратилось в локомотив профессионального прогресса. Собственно, так было всегда: работа подмастерья признавалась мастерами шедевром, если по уровню мастерства была на их уровне, но не повторяла их, а отличалась новизной (важно подчеркнуть — признание мастеров, а не толпы или электората). Это и есть мастеринг — совмещение в одном процессе и в одном лице всех трёх позиций и придание этому коллективного характера, где задача лидера не оторваться от пелетона, а разгонять его.

В отличие от профессионала, «заявляющего о себе», образованный человек ориентирован не на деятельность, а на культуру и в ходе освоения культуры, вхождения в неё человек, по М. Бахтину, начинает терять границы своего Я, начинает растворяться в культуре, очеловечиваться. В половине американских университетов диплом об окончании не даёт права на работу, поскольку обучение в университете ориентировано исключительно на образование.

К сожалению, у нас понятия профессиональная подготовка/профессиональное образование и образование не разведены, а потому ни мы сами, ни студенты не могут понять, что даётся и что получается: вроде, и олимпиады выигрываем, и ЕГЭ сдаём, и квалификационные работы умеем писать, статьи и монографии, но всё это оказывается похожим на фиджийский самолет из банановых листьев. Например, только два магистранта из 15 по программе «География и образовательный туризм» смогли рассчитать на экзамене, имея доступ к Интернету, стоимость путешествия в 4–5 мест одной страны, получив при этом совершенно нелепые результаты, остальные же 13 долбоюношей вовсе не справились с задачей, решаемой за 20 минут ЛЮБЫМ 12-летним школьником Америки, Европы, Азии.

Мы хорошо знаем, чем синус отличается от косинуса, а синклиналь — от антиклинали, но что делать с этой мертвечиной, понятия не имеем. Поневоле создается впечатление, что современное образование сводится к сдаче ЕГЭ по шумерскому, на котором уже пару тысячелетий никто не разговаривает — и это аттестуется жизненной зрелостью.

Если у нас ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ школа, то при чём тут знания-навыки-умения и профориентация? Начальное профессиональное образование дают Вагановка и ЦМШ при Московской консерватории, Суриковское училище и московская киношкола-киноколледж, где общебразовательные предметы сильно отличаются от того, что даётся в обычной школе. В принципе также работают колледжи. Профподготовка даётся, по большей части, в ПТУ и на курсах (шоферов, поваров, кройки и шитья, бухгалтеров, ITишников, муниципальных работников, молодого бойца, юного элдепеэрошника и т.п.).

Если у нас педагогический университет, который хочет давать общее и профессиональное образование параллельно, то здесь должна быть на первом курсе бакалавриата общая философия (прежде всего, история философии), а на последнем — философия педагогики, если это гуманитарный университет, то на последнем курсе — философия гуманизма, если чермет-университет, то философия металлургии и т.д.

Мы строим профессиональную подготовку, профессиональное образование и общее образование сугубо возрастным образом, не понятийно. А потому все наши выпускники — люди и необразованные, и профессионально не подготовленные, при попадании в пустыню на планете Плюк уверенно заявляют: «Будем считать, что это — Каракумы. Значит так: солнце на Западе, значит Ашхабад — там» и уверенно идут навстречу приключениям на все свои детали тела.

Это — не теоретические ламентации и бурчание: это — массовое явление. Наши перенедоучки, выпускники школ и университетов, будучи прорабами дядями Вовами, заполняют свою необразованность и свой непрофессионализм наспех придуманными химерами и фантазиями, начинают оперировать с ними как с реальностью, но не настоящей, а эфемерной, И поэтому все эти констралябии имеют всегда одну мелкую и подленькую подоплёку: «срубить бабла!», именно — срубить, одним рывком и усилием, одноразово, потому что, понятное дело, констралябия — дело зыбкое и недолгое, это не бизнес, который строится всю жизнь и за её пределами. Недолговечность — верный признак невежества и отсутствия мастерства.

А мы хохочем над ними. Мы привыкли видеть в своих выпускниках «голых королей», но мы совершенно не обращаем внимания на то, что это мы шили «новый наряд короля», хотя мы вовсе не обманщики, мы — честные и трудолюбивые преподаватели, ежегодно выигрываем конкурсы на свои вакансии, проходим диспансеризации и всё такое прочее, но мы, в условиях понятийного вакуума, кроим и шьём пустое место, и нет на нас мальчугана, который крикнул бы на всю улицу: «учитель — жулик!»

Как я понимаю гуманизацию науки

Отказ от античеловеческой тематики

В 1976 году мне, младшему научному сотруднику затхлого отраслевого института, имеющему 175 рублей зарплатой до вычетов и сборов, а также маленькую дочь и неработающую жену, предложили звание майора, полковничью должность (400 рублей в месяц), работу на Калининском проспекте и кучу мелких и крупных привилегий и благ: меня пригласили в лабораторию по изучению эффективного использования заключенных. Лабораторию возглавлял лучший в стране профессионал по данной теме.

Я не спал всю ночь, а утром пришёл в Первый отдел, откуда поступило предложение, и отказался от него:

— Очень жаль, — сказал пожилой инспектор Первого отдела и с гордостью посмотрел на меня.

Сахарову пришлось отказаться от всех благ и удобств, встать на опасный путь сопротивления и диссидентства, когда он понял античеловечность того, чем он занимается.

Субъект-субъектные отношения

Гуманизация науки заключается, помимо всего прочего, в переходе от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным.

Я понял это в середине 80-х, когда начал формулировать свою региональную теорию. Потом, с течением десятилетий и работ я убеждался в необходимости S-S отношений:

— социально-экологический мониторинг в Горном Алтае — это диалог между населением, властью и инноваторами;

— Крымская региональная программа, Шлиссельбургская муниципальная программа, программа развития городов долины Вуоксы и белорусского города Кобрина — это не столько документы, сколько образование и становление людей как субъектов своей городской или региональной среды;

— Серебряный университет — площадка субъективации людей, на которых власть решила поставить крест;

— мастерская оргдеятельностных технологий — это не отчет о проделанной работе, а команда субъектов, озабоченных развитием науки и своего университета.

S-S наука принципиально отличается от драматургии тем, что персонажи и авторы S-S науки — живые люди, взаимодействующие и коммуницирующие между собой. Это вовсе не роли и тут нет диктата текста или, не приведи господи, режиссера.

Множественность истины

Мир абсолютных истин антигуманен и тем имеет право на существование, точно такое же, как Непогрешимый. Мы должны знать своё место в мироздании и пока мы — люди, мы можем позволить себе множественность истин: это наше спасение от рабства Божия. Научное освоение мира, как и художественное, должно радовать Создателя своей пестротой и разноголосицей — на кой ляд ему монотонное карканье и чёрно-белое кино?

Реализуемость

Гуманистическая наука всегда направлена на свою реализацию, чтоб не превращать себя в игру в бирюльки или укладываться на полки. Поиски истины — удобная форма индульгенции для паразитарной науки, ведь эти поиски можно безуспешно вести не только всю свою жизнь, но и столетия.

При этом, особую радость, удивление и вдохновение вызывает то, что реализуется, как правило, самое невероятное и невозможное, серая же предсказуемость никому не интересна, а потому и никогда не реализуется; яркий пример — пятилетние планы, ни один из которых так и не был выполнен, несмотря на напряжение всей науки СССР.

Ad hoc и роль исследователя

Гуманистическая наука, как бы сложно и затейливо она ни организовывалась, принципиально не технологизируема, поскольку любой научный продукт и результат по принципу уникален — именно поэтому люди и занимаются наукой: кому охота повторяться и повторять уже имеющиеся образцы и формы — пусть этим занимается материальное производство, промышленность с сельским хозяйством.

Как ни роботизируй, компьютеризируй и/или автоматизируй науку, а человека из неё не выкинешь, поскольку только ему дано право на ad hoc: на счастливую случайность, на разгадку, на стечение обстоятельств.

Современная наука действительно сложно организованная деятельность, где необходимы «книжные черви» и упорные аналитики с мозгами в террабайты, где нужны менеджеры и продюсеры, мойщики полов и пробирок, белокурые бестии-аспирантки, benice’ы и профсоюзные лидеры: всё равно всё это должно суетиться и мельтешить вокруг позиции исследователя (совершенно не обязательно одиночки), который — единственный! — и несёт ответственность за гуманизм своего дела.

Гуманистические требования к образованию

Этих требований немного. Тезисно они сводятся к следующим:

1. Образование должно строиться на решении реальных задач, но выводить, вести к формированию абстрактных идей и понятий. Фалес (625-545 гг. до н.э.) решал задачу вычисления высоты египетских пирамид и таким образом сформулировал теорему о подобии прямоугольных треугольников, а Протагор (490–420 гг. до н.э.) извлек из этого случая ставшую знаменитой фразу-поучение: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

В Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов имеется 317 задач на подобие треугольников и бесконечное число примеров. Чуть не полмесяца семиклассники долбят эту тему, решают десятками примеры и задачки, пока, наконец, непонимание этой проблемы не доводится до автоматизма: правильные ответы отскакивают от зубов и шариковых ручек совершенно безболезненно, но практического значения эти упражнения не имеют никакого.

2. Гуманитарное знание только тогда становится гуманитарным, когда предполагает и допускает множественность других знаний, таких же истинных, как и оно само. Знания множественны и версиальны, они, даже будучи противоположными, не исключают, а дополняют друг друга. Декарт не опровергается Ньютоном, а Ньютон — Эйнштейном. Рихман и Лобачевский не отвергают Эвклида, Шарко и Фрейд, объявляя друг друга шарлатанами, сохранили себя в науке и медицине.

Оставаясь в рамках гуманизма, мы должны предоставлять право на существование всех и любых систем знаний, понимая, что все они несовершенны.

В этом смысле все религии, церкви и секты антигуманистичны, потому что служат не человеку, а богу или богам, включая атеистические учения, и потому, что только себя считают истинными, а все остальные учения о Боге — ложными или недостаточными. Аргумент истинности свидетельствует не об истинности, а об антигуманности.

В задачнике по жизни в конце нет ответов — на каждую жизненную задачу имеется бесконечное число решений, как уже принятых, так и возможных для принятия в будущем. Тем и хорош этот задачник, что заглядывать в конец в поисках подсказки бессмысленно.

3. Масштаб.

«Как всякий идиот, он мыслил большими масштабами» — это фраза А.А. Зиновьева из «Зияющих высот», впрямую обращена к системе образования, дегуманизация которого начинается с того, что сначала впендюривается идея о шарообразности Земли, космогенезе и происхождении жизни, а потом, в конце забитого избитыми истинами пути меланхолически объявляется: ну, а о том, что происходит внутри тебя и около тебя — тебя жизнь научит, а нам некогда.

Гуманизация образования должна строиться на познании мира, сомасштабного человеку: домашней культуры, семейного социума, отношениями с близкими и родственными, а по поводу шарообразности Земли человек может оставаться в блаженном неведении: в его практической деятельности эта шарообразность неосязаема и несущественна.

4. Онтология и мировоззрение.

Гуманитарное образование должно восстановить свою мировоззренческую и онтологическую составляющую. И то, и другое никак не вписывается в ЕГЭ и прочие тесты с одним «правильным» ответом и двумя-десятью дистракторами.

Мировоззрение — система взглядов и представлений человека о мире и своём месте в нём. Мировоззрение может быть религиозным, атеистическим, мистическим, философским, научным, инженерным, художественным, профессиональным и так далее. Человек может вполне совмещать в себе коллаж из нескольких мировоззрений, только со стороны кажущийся противоречивым: можно иметь научное, философское, материалистическое и профессиональное мировоззрение одновременно. Мировоззрение выражаемо — в правилах, точках зрения, убеждениях, ценностях, принадлежности и т.п. Мировоззрение допускает и такие крайности субъективизма как представление о мире, лишь приснившемся субъекту.

Онтология подобно рефлексии, существующей и в психологии, и в философии/методологии, а потому сильно разнящейся в этих двух действительностях, рассматривается здесь как философская сущность и как методологическое понятие.

В философии принято рассматривать онтологию в паре и в противопоставлении с гносеологией (учением о познании) и эпистомологией (частью гносеологии, учением о научном познании). В этом смысле онтология занимается проблемами мира за пределами и границами сознания, субъекта, Я.

К методологическому понятию онтологии гораздо ближе другой, более тонкий смысл философской методологии: изучение законов, общих и для объективного, и для субъективного мира. Такова, например, онтология природы и культуры человека.

Наконец, методологическая онтология рассматривается как конструктивная часть мышления, порождаемая логикой и порождающая логику. Основным содержанием методологической онтологии являются понятия в своей непротиворечивой совокупности.

В отличие от мировоззрения, методологическая онтология в принципе неописуема: либо у человека нет понятий — и тогда у него нет и онтологии, либо эти понятия есть, но их такое множество, что представить их просто невозможно. Тезаурус понятий подобен лексикону: мы не можем перечислить свой лексикон, но он представлен в нашей письменной или устной речи, он доступен для внешнего наблюдателя и коммуниканта.

5. Понимание и герменевтическое образование.

Нынешнее образование не только глухо к пониманию, но и всей своей махиной направлено на его уничтожение, на формирование биороботов, способных к автоматическим действиям в бинарных ситуациях: «1–0», «да-нет», «правильно-неправильно», «свой-чужой» и т.п. Гуманитарное образование — герменевтическое образование, образование, построенное на понимании и ради понимания.

Понимание, по нашему мнению, является первичной интеллехией относительно мышления. В процессе коммуникации понимание идёт от языка к сгусткам смыслов, равнозначных для коммуникантов, до рабочих понятий, общих для коммуникантов, и уже эти понятия служат основанием и материалом для мышления, выражаемого языком или схемами или иным другим способом, включающим в себя и язык.

Ошибка как дуальность

В русском языке слово «ошибка» имеет дюжину синонимов: грех, погрешность, прегрешение, заблуждение, оплошность, опечатка, описка, промах, упущение, неправильность, просмотр, просчёт — но ни одно из этих слов не обладает такой частотой употребления и полносмысленностью, как «ошибка», а потому для нас скрыт дуализм ошибки.

В немецком ошибка описывается как der Fehler (с производными) и как die Irrung. В английском самыми частотными являются mistake и error. Error и Irrung — латинского происхождения, от errorem. И это прежде всего — грамматическая ошибка, ошибка от неправильного понимания и нарушения правила, канона, еретическая ошибка, которая требует наказания и исправления. У ессеев подобные казусы разрешались в скриптории выносом Книги и подробнейшим разбором Священного Писания, доведения данного вопроса до всеобщей и полной ясности, до всеобщего признания чего-то ошибкой. Суровые законы Кумранской общины требовали наказания за ошибку — вплоть до изгнания из общины, что реально означало мучительную голодную смерть в пустыне: возвращения к прочим людям кумраниты для себя не признавали.

Иное дело — mistake: неправильный выбор, путаница, то, что мы часто называем комедией ошибок:

«Мы были оба.
— Я у аптеки!

— А я в кино искала вас!
— Так, значит, завтра

На том же месте, в тот же час!»

Конечно, такая ошибка вызывает досаду, но за неё не казнят, её не объявляют ересью, на костёр или на эшафот не отправляют и часто даже не исправляют, а лишь напутствуют: «будь впредь внимательней!», например.

У тех же ессеев подобного рода ошибки разбирал в том же скриптории совет старейшин, руководствовавшийся жизненным опытом и бытийной логикой. Этот суд — заметно мягче и терпимее к слабостям человеческим.

Вопрос о дуальности ошибки не пустяшный и не зряшный, поскольку выходит за пределы лингвистических тонкостей.

Общество, не различающее эти два понятия, весьма контрастно, а, стало быть, и конфликтно, нетерпимо, ригористично. Такое общество обычно ксенофобно и не признает инакомыслие, инаковерие, инакотолкование, инакочувствование, любую другую инаковость. Для них контакты с инопланетянами — это непременно звёздные войны, их дети играют в войну: с золотоордынцами, французами, немцами, американцами, марсианами, остроконечниками — со всеми, с кем воевали или намерены воевать.

Я вовсе не тешу себя надеждой исправить общество, в котором живу. Я просто хочу для себя знать и понять, в каком обществе живу, и почему оно такое.

Бессмертие по-российски

Учёные обещают нам, что секрет биологического бессмертия будет раскрыт ими к середине текущего века, а к окончанию столетия бессмертие станет доступно как минимум для половины человечества.

РФ обещает своим гражданам, что для них это достижение станет доступным гораздо раньше, уже к следующему сроку избрания В.В. Путина на президентский срок, то есть к марту 2024 года, сейчас же решаются организационные и юридические вопросы, поскольку главная проблема фактически уже решена.

Человек, желающий принять бессмертие, просто пишет заявление в паспортный стол по месту своей регистрации и копию — в местное отделение пенсионного фонда РФ, если он пенсионер. В течение пяти рабочих дней он приобретает бессмертие в местной больнице, так как переход в бессмертие требует стерильной обстановки. После совершенно безболезненной и кратковременной процедуры, не требующей даже местной анестезии, его помещают в специальный герметичный контейнер, который, для максимальной сохранности, локализуют на глубину до двух метров.

За человеком сохраняется право собственности на выделенный ему участок земли с соответствующим налогообложением и правом продажи, аренды, дарения, завещания и любого другого вида отчуждения. Он и его работодатель освобождается также от отчислений в Пенсионный фонд, но ему предоставляются льготы по бесплатному городскому и магистральному транспорту, включая загранрейсы, бесплатному курортно-санаторному лечению, лекарствам и медицинскому оборудованию.

По поводу получения бессмертия разрешены семейные и общественные, в том числе корпоративные, торжества и праздники, даже с употреблением алкоголя.

За бессмертным сохраняются все гражданские права и свободы, прежде всего свобода слова, совести и собраний, а также право избирать и быть избранным, если нет долгов по штрафам и ЖКХ.

Правом на бессмертие начнут пользоваться граждане РФ, достигшие совершеннолетия, но не ранее наступления пенсионного возраста. Отказ от бессмертия будет преследоваться по закону согласно статье 3.62-бис УК РФ.

Система

В глухом углу Завидовского заповедника, куда не ведёт ни одна охотничья тропа и колея, в длинном сыром распадке расположен небольшой кампус. Он не окружён привычными колючкой и глухим забором — вместо них частоколом расставлены растяжки: никому ещё не удалось заживо покинуть кампус, хотя такие попытки и бывали, и даже не столь редко. Связь с внешним миром осуществляется только лёгкими вертолётами и дронами. Здесь нет телевизоров, радиоприемников, нет Интернета и мобильной связи — ничего.

Это — школа связисток.

Их учат на скорость печатания двумя большими пальцами — на планшетниках, десятью — на компьютерной клавиатуре и ключом радиопередатчика. Их скорость тайпинга за 11 месяцев жесточайшей дрессуры превышает все мировые рекорды, официальные и неофициальные. Со стороны кажется, что у них просто нервная дрожь, но печатают они изумительно грамотно — их донесения должны доноситься непосредственно до адресата, фактически единственного.

Их учебные сутки строятся так:

5:00 — подъем;
5:05-5:50 — квиз на тест и грамотность;
5:50-6:00 — умывание;
6:00-6:15 — завтрак;
6:15-6:30 — построение и получение заданий и расписания на день;
6:30-7:00 — экзекуция перед строем провинившихся (попытки секса, опоздание на построение и т.п.) или занявших последние два места по итогам дня (после пяти экзекуций — отчисление, которого все боятся пуще расстрела);
7:00-14:00 — тренировки (тайпинг-диктант, тайпинг с завязанными глазами, спеллинг, тайпинг по памяти, тайпинг на скорость, тайпинг с помехами, работа ключом);
14:00-14:20 — обед;
14:20-14:30 — отдых;
14:30-17:30 — тесты, квизы, соревнования, в том числе эстафеты;
17:30-18:30 — спорт и фитнес;
18:30-18:40 — ужин;
18:40-19:00 — личное время (гигиена);
19:00-22:00 — выполнение домашних заданий;
22:00 — отбой.

90% попыток суицида или побега, что практически одно и то же, приходится на первую неделю. Всего по этой причине выбывает 10-12 девушек из набора в 50 человек, школу заканчивает не более 15 человек — остальные отчисляются в неизвестном направлении.

Традиционно занятия начинаются первого сентября и заканчиваются торжественным вручением удостоверений, новых паспортов, а также принятием присяги 31 июля и эвакуацией из кампуса двумя легкими вертолётами.

Девушек распределяют по территориально-производственному принципу. У каждой из них всего одна функция — в строго назначенное время раз в день сообщать только негативную информацию о происходящем вокруг них — больше ничего. Они все трудоустроены и, как правило, на хорошо оплачиваемые работы, но основной заработок им приносят эти ежедневные репортажи. Они люто ненавидят всех окружающих, потому что не видят, не хотят и не могут видеть в них ничего хорошего. Окружающие интуитивно им платят тем же.

Ещё 4 года — и школа закончит первый 24-летний цикл и начнет следующий: девушек первого выпуска школы отправят на пенсию, в безлюдные приполярные места, где для них уже почти готовы вполне комфортабельные спецпоселения, а их рабочие места займут новенькие.

Тот, кому они выстукивают свои донесения, получает информацию, необходимую ему для самоутверждения себя лидером нации и отцом народа, глупого, непослушного, избалованного, требующего непрерывного контроля и исправления.

А иначе он давно бы уже ушёл в отставку и занялся любимым делом — игрой в оловянных солдатиков.

Вести с полей

Капустные кочерыжки в этом году шли на базаре поздней осенью по удивительно низким ценам: капуста в этом году удалась на славу, особенно зимние сорта, те, что идут на квашение, а в квашении кочерыжки не участвуют и идут отдельной статьей рыночной торговли. То же и с морковной ботвой: идёт морковь в ту же квашеную капусту и кроликам, а те к ботве относятся более или менее индифферентно, особенно в урожайный год.

А вот картофельные очистки в цене не просто поднялись — подскочили. Оно и понятно, ведь основной потребитель этого ценного продукта — свиньи, а картошка ныне совсем не уродилась, отбить же у свиней картофельную шелуху не удавалось даже в тучные советские годы… впрочем, тучных лет там, кажется, никогда и не было. Наши селекционеры вывели сугубо шерстные породы свиней, поскольку мясо и тем более сало, как доказали учёные диетологи, очень вредно, особенно после 80 лет, до которых, что с салом, что без сала, никто не доживает. Сейчас генетики-селекционеры бьются над выведением слабо визжащих при стрижке пород свиней.

Наши ученые ломают головы, почему в этом году так резко упала яйценосность кур. Базарные обыватели судачат: это перед войной, но, во-первых, мы всегда живём перед войной, а во-вторых, а почему тогда у павлина в этом году перо слабое?

Грибов в этом году было очень много, в некоторых местах — рекордно много, так, что старожилы не упомнят, но, к сожалению, все грибы, даже несъедобные и ядовитые — червивые, а, кстати, съедобных практически и не было. Мужики, что порачительнее и порисковей, солили мухоморы: их, если не с водкой, а со спиртом, то вполне можно употреблять, даже червивые.

Навозу коровы в этом году явно не додали. Сейчас это не заметно, вроде бы, а на следующий год пойдут проблемы и в топливно-энергетическом хозяйстве, и в строительстве, и в обеспечении земледелия удобрениями — других-то нет теперь.

Зато порадовали пчеловоды.

Чем скармливать этим насекомым тварям рафинад, они пустили его на самогон и добились выдающихся результатов. По калорийности самогон не уступают мёду, зато по социальным и вкусовым эффектам значительно превосходит этот, с точки зрения отечественных учёных, сомнительный продукт.

В июле-августе рынок был буквально завален мальками наших речных и прудовых рыб. Мальковая путина захватила даже старицы и водохранилища наших могучих гидроэлектростанций. Малькоперерабатывающие предприятия освоили производство консервов «малёк в томатном соусе», вяленого малька и филе малька в глазированной заморозке.

На болотах уродился мох сфагнум — будет, чем залечивать рваные раны классовой борьбы в наших школах, ПТУ и колледжах широкого профиля.

В целом наше народное хозяйство сделало в этом году уверенный шаг вперед, навстречу Апокалипсису.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «Александр Левинтов: Октябрь 19-го. Продолжение»

  1. Я из рода Каганов — Коэнов смотрю снизу вверх на Александра Левинтова и совершенно потрясена, как может столько знаний поместиться в одной голове, «переполненной красотой мира». Дорогой Александр, ваши строчки о том что «гложет совесть за совершенные ошибки: подлость и неловкость и равнодушие, а так же за потерянную уйму времени и напрасно прожитую жизнь…» вы просто-напросто списали у меня слово в слово. Еще раз благодарю вас за чудесный подарок — чтение ваших очерков.
    Серафима

  2. А.Л.: “К сожалению, у нас понятия профессиональная подготовка/профессиональное образование и образование не разведены, а потому ни мы сами, ни студенты не могут понять, что даётся и что получается: вроде, и олимпиады выигрываем, и ЕГЭ сдаём, и квалификационные работы умеем писать, статьи и монографии, но всё это оказывается похожим на фиджийский самолет из банановых листьев. Например, только два магистранта из 15 по программе «География и образовательный туризм» смогли рассчитать на экзамене, имея доступ к Интернету, стоимость путешествия в 4–5 мест одной страны, получив при этом совершенно нелепые результаты, остальные же 13 долбоюношей вовсе не справились с задачей, решаемой за 20 минут ЛЮБЫМ 12-летним школьником Америки, Европы, Азии….”
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Имея доступ к Интернету, 13 вьюношей не справились с задачей… ёлы-палы, вспоминаются 16 и далеко не юношей, что они творили…Боже милостивый, без всякого интырнета причём,
    как они путешествовали, из Афгана в Индию через Бердичев и — ничего, тишина, народ одобрял.
    С чего бы это ? — Мистика, не иначе. А мы хохочем над собой… Мы привыкли видеть в них «голых королей», однако, — королей. А Вы, уважаемый Александр Евгеньевич, — о выпускниках-магистрантах.
    А в магистратах… Песенка такая, помню, была:
    Як у Львови в магистрати
    Фай-дули, фай-дули фай
    Высыть фотка на шпагати
    Фай-дули, фай-дули фай
    🙂 — — Будьте здоровы и вЕселы.
    Американские-европейские школьники, им что, они с утра — по хамбургеру и поехали по хайвею,
    по тому ль песку…
    Впрочем, по песку – это школьники Азии, кажется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *