Лев Мадорский: «Женщина — это лучшее, что замыслил Господь»

 431 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Даже если не зарываться во времена Патриархата (Матриархат первобытного общества, если и был, то продлился недолго), очевидно, что у насилия над женщинами глубокие корни. Вспомним хотя бы охоту на ведьм в Средневековье. Долгие годы к женщинам относились как к собственности.

«Женщина — это лучшее, что замыслил Господь»

Лев Мадорский

Лев Мадорский«Мужчина, который бил женщину или ребёнка, проклят»
Габриэль Гарсия Маркес

О том, что американский актёр и режиссёр Мэл Гибсон, сказавший слова, вынесенные в заголовок, прав, как это не парадоксально, говорят даже слова из еврейской молитвы “Преклоняюсь перед Тобой, Всевышний, Правитель мира, что не сделал меня женщиной”. Потому что, как объясняют раввины, слова эти не нужно понимать буквально. В мире — главная роль у женского начала. Эта роль естественна и первична. Мужское же, несмотря на библейскую историю появления Адама и Евы, раввины считают вторичным.

Однако, в сегодняшнем мире замысел Всевышнего, если, конечно мы его понимаем правильно, нарушен и День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, который по решению ООН проводится 25 ноября, несмотря на суровое законодательство во многих странах против насильников, приобретает всё большую актуальность.

Немного статистики

Даже если не зарываться во времена Патриархата (Матриархат первобытного общества, если и был, то продлился недолго), очевидно, что у насилия над женщинами глубокие корни. Вспомним хотя бы охоту на ведьм в Средневековье или римские законы, разрешающие мужьям наказывать жён вплоть до состояния близкого к смерти. Долгие годы к женщинам относились как к собственности. Официальная статистика преступлений в современном мире, связанных с насилием над женщиной (от домашнего до продажи в сексуальное рабство), даже учитывая, что многие женщины о таком насилии стыдятся заявить в полицию, (иногда им внушают, что они якобы сами виноваты), поражает.

Если оставить в стороне мусульманский мир, где такие данные не публикуются, а, подчас, насилие даже защищается законом, то в США, например, только интимные партнёры убивают в год около 2000 женщин, во Франции в разные годы от 100 до 150, в Германии каждые три дня погибает женщина от рук мужа или любовника. В России, несмотря на введение в 2013 году закона о повышении уголовной ответственности за это преступление, в той или иной форме насилия подвергаются ежегодно каждая пятая женщина. Кроме того, в Российской федерации только по официальным данным несколько тысяч женщин заставляют силой выходить замуж, а на Кавказе, в Дагестане и в Чечне сохранились традиции похищения невест и, так называемые, убийства во имя «чести».

Мне вспоминается наша коммунальная квартира в 50-е прошлого века. Я был тогда ребёнком. В одной из комнат муж, пьяница и антисемит, когда выпивал, т.е. практически, ежедневно, зверски бил жену и, как я позже узнал, насиловал старшую дочь. Жена убегала к нам, но страх перед мужем был так велик, что она, грузная женщина не маленького роста, залезала под письменный стол и, дрожа от страха, сидела там часами. При этом жизнь в нашей семье продолжалась. Бабушка вязала, я играл на пианино, сестра делала уроки и т.п. Мама как-то спросила соседку:

— Почему не заявляете в милицию?

— Во-первых, — сказала она, — бесполезно (они даже заявление не принимают) а, во-вторых, тогда он меня точно убьёт.

Женская доля

Нельзя не сказать несколько слов на эту тему, хотя, на первый взгляд, она не имеет прямого отношения ко Дню борьбы с насилием. Но это только на первый. Женщины в физическом отношении слабее мужчин, им жить труднее и это усугубляет вину насильников.

Роль прекрасного пола в современном мире не только трудней, но сложней и ответственней, чем роль не столь прекрасного. Дело не только в том, что женщина в муках рожает. Не каждый знает, что ежедневно при родах в мире, особенно много в развивающихся странах, умирает около 1000 женщин, а по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2,8 миллиона беременных женщин от разных осложнений погибает ещё до родов.

Не забудем и то, что у женщины в семье намного больше обязанностей, чем у мужчины. Так было в прошлые века, так продолжается, несмотря на стиральные, посудомоечные машины и другую кухонную технику, в наше время. На представительницу слабого пола (хочется написать в ковычках) ложатся заботы по уходу за маленькими детьми, хождению по магазинам, готовке, стирке и, вообще, созданию в доме уюта. Да и воспитанием детей (мужчина вечно занят на работе), в основном, занята женщина. Банальная схема — мужчина утром ушёл на работу, вечером вернулся и лежит на диване с газетой или у телевизора — по-прежнему функционирует во многих семьях. Для полноты картины вспомним, что женщине труднее устроиться на работу, и, подчас, она получает за одинаковую работу меньшую зарплату. Это, кстати, тоже формы насилия. Получается, что вопреки разъяснению раввинов, мужчины имеют основания повторять при утренней молитве уже упомянутые слова: «Преклоняюсь перед Тобой, Всевышний, Правитель мира, что не сделал меня женщиной».

Феминистское движение

Говоря о насилии над женщинами, которым переполнен мир, нельзя не упомянуть феминистское (женское) движение за гендерное равенство. Оно возникло ещё в XVIII веке и получило второе рождение в США с конца 60-х прошлого века. Тогда возникла женская организация, объединившая более 300 000 членов. Её целью стала борьба за создание равных возможностей с мужчинами для самореализации. Об активном участии женщин-евреек в возникновении новой волны движения я уже писал.

Это связано ещё и с тем, что желание добиться равенства в общественной, профессиональной, наконец, бытовой сфере совпало у женщин-евреек с желанием добиться равенства в религиозной жизни. И тут, конечно, у них было за что бороться. Женщины не могли (да и сейчас не могут в ортодоксальных общинах) выходить к Торе, быть раввинами или канторами, сидеть рядом с мужчинами во время Богослужения.

Приведу конкретный пример. В Брауншвейге, где живу, сначала была ортодоксальная община. Но вот председателем правления выбирают женщину и община становится консервативной. Теперь в этой общине женщины уравнены в правах с мужчинами: они выходят к Торе, сидят рядом с мужчинами, и даже имеют большинство в правлении. Меня, человека верующего, но не ведущего еврейского образа жизни, это не особенно волновало. Просто показалось непривычным. Другое дело — реакция ортодоксального раввина из Магдебурга, где жил раньше. Когда я рассказал ему о порядках в Брауншвейге, ребе был возмущён:

«Лев, лучше, вообще, не ходить в синагогу, — сказал он, — чем посещать Богослужения, где нарушается порядок, записанный в Торе. Это не иудаизм. Это другая религия. С таким же успехом Вы можете посещать христианскую церковь или мечеть».

Тут мне кажется уместным привести близкий к словам раввина коммент Янкелевича к прошлой статье:

«Равноправие истинное — это когда функция деторождения будет передана мужчинам наравне с женщинами. Равнять, так равнять. А во-вторых, в иудаизме женщина освобождена от обязанностей, связанных с исполнением по времени, так как — ужас — на ней в большей степени лежит забота о детях, и она не всегда может распоряжаться своим временем. Однако на нее в большей степени возложена обязанность создания и поддержания еврейского дома. Или правильнее — еврейского характера дома?»

Хочу добавить от себя, что как-то странно, что вместе с ущемлением женщины в религиозных правах, еврейство считается только по женской линии. Тут, на мой взгляд, какое-то противоречие…

Насилие над женщинами в Израиле

Как это ни удивительно (еврейская семья всегда считалась крепкой и устойчивой), по уровню насилия Израиль не отстаёт от Европы и Штатов. В прошлом году по инициативе известной журналистки и депутата Ксении Светловой в Кнессете обсуждался вопрос о смерти от домашнего насилия. Поводом стал тот факт, что за последние 10 лет мужьями были убиты 24 русскоязычные репатриантки.

«Отвратительные стереотипы, — сказала Светлова, — прочно укоренились в сознании части израильского общества, и не предпринимается достаточно усилий, чтобы исправить ситуацию. «Езжай в свою Россию!», «Русская проститутка» — чего только не приходится выслушивать иногда репатрианткам. Это неcтерпимая, немыслимая ситуация. Среди жертв убийств, попыток убийства и причинении смерти по неосторожности репатриантки составляют 47%».

Ежегодно в Израиле только от рук супругов погибают, примерно, 20 женщин. Особенно остро стоит проблема насилия в мусульманских, арабских семьях. Иногда братья «за честь рода» могут убить сестру или близкую родственницу, которая в их понимании эту честь уронила. Согласно статистике, предоставленной рядом общественных организаций, в Израиле от насилия страдает не менее ста тысяч женщин. В прошлом году в убежищах для женщин скрывались от агрессивных и представлявших опасность глав семейств 641 женщина и 1047 детей.

Послесловие

Не берусь судить правильна ли трактовка раввинами приведённых выше слов из еврейской молитвы. Приятель, с которым обсуждал вопрос, кем быть труднее мужчиной или женщиной, ответил не задумываясь:

«Конечно, женщине. Мужчина ушёл на работу и забыл о домашних делах. Разве что хлеба купить по дороге. Он принимает решения. А, главное, ему не нужно рожать. Если мужчина гуляет налево — он опытный. Если женщина — шлюха. Нет, лучше я буду в следующей жизни собакой или кошкой, чем женщиной».

Думаю, что если бы этот вопрос задали капитанам КВН, то ответ был бы более остроумным.

Надеюсь, что в будущем, с развитием культуры и образования, насилие над женщинами сойдёт на нет и День борьбы с насилием сам по себе отомрёт. Хорошо сказала поэтесса Арина Забавина:

«Мужчина, поднимая руку на женщину, подвергая её унижениям, издевательствам и оскорблениям, перестаёт быть мужчиной. Женщина, безропотно сносящая побои, унижения и издевательства, перестаёт быть женщиной»

Print Friendly, PDF & Email

23 комментария к «Лев Мадорский: «Женщина — это лучшее, что замыслил Господь»»

  1. «… слава Богу я не женщина. Но для раввина эти слова означают как раз, напротив, первенство и главенство женщины.“

    Думаю, что сказанное в Благодарностях, традиционное, подразумевало когда-то и прямое, без экивоков, прочтение. Но традиции, как известно, меняются. Книга же остается.
    Мы открываем Тору… „Все, что Сара тебе скажет, слушайся голоса ее“, — это говорит Всевышний Аврааму.
    „Пей… и для верблюдов твоих начерпаю“ – о высших добродетелях: умении сочувствовать, готовности помочь и щедрости в помощи – мы узнаем от Ривки.
    Мы открываем Писания… Читаем названия: „Свиток Рут“, „Свиток Эстер“… Мы открываем Книгу Судей Израилевых и находим там тексты о Дворе (Деборе) – пророчице, Судье Израиля.
    А вот и притчи: „Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах (города) деяния ее.“
    В Танахе есть все. В нем отражена и общая патриархальность нашего мира и то, не связанное условностями времени – предвечное, что обращено в будущее. Так первые представления о Б-ге, едином в своем многообразии и проецирующем свою сущность на мир, дают нам известные строчки первой главы Берешит (Бытия): „Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью.\» Подлинное осознание этой заповеди – одновременно и залог решения обсуждаемой проблемы.

    1. Так первые представления о Б-ге, едином в своем многообразии и проецирующем свою сущность на мир, дают нам известные строчки первой главы Берешит (Бытия): „Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью.\» Подлинное осознание
      этой заповеди – одновременно и залог решения обсуждаемой проблемы.
      Спасибо, Виктор, за интересный комментарий. В нём я увидел что еврейство по женской линии это один из не совсем понятных простому человеку, не знающему тонкостей Торы, постулатов. Тем более, что цепочка Авраам родил Исаак, Исаак родил Иакова и т.д. остаётся актуальной

      —————-

      1. Как я понял, читая Генриха Греца, его Историю Евреев, еврейские общины городов Вормса, Трира идругих на берегах Рейна, родились от евреек, которых германские рыцари крестоностцы привозили в качестве пленниц, отсюда пошли Ашкеназы — евреи, т.к. рыцарям до своих отпрысков дела не было, их воспитывали мамы. Так что Коль hа Кавод нашим мамам.

        1. Я ошибся, не крестоносцы, а еще легионеры и Цезаря , и Антония, ветераны по выходе на пенсию.

          1. По одной хроник^, древнейшими еврейскими обитателями страны по Рейну были потомки гЬхъ лепонеровъ, которые участвовали въ разрушенш хра­ ма. Ванионы будто бы выбрали себе красивыхъ женщинъ изъ множества еврейскихъ пленницъ, привезли ихъ съ собою въ свои постоянный квартиры на берегахъ Рейна и Майна, где оне служили имъ для удовлетворен’ш ихъ сладострашя. Д Ьти, иронсшедиия отъ смешешя еврейской крови съ германской, были будто воспитаны матерями въ 1удействЬэ такъ какъ ихъ отцы объ нихъ не заботились. Эти потомки смешанной крови были будто первыми основателями еврейскихъ общинъ между Вормсомъ и Майнцомъ *). — точная цитата из Греца.

        2. Eugene V.

          И как вам самому нравится эта версия? Как эти бедные еврейки, якобы привезенные в обозе не то крестоносцев, не то римлян, вырастили и воспитали детей в еврейской вере? Где они учились Торе? Т.е. у вас получается, что по сути они привезли иудаизм в Европу? ? Чего только не напишут, что вывернуть на «еврейство по маме»! Надо все таки критически относиться к прочитанному!

  2. «… слава Богу я не женщина. Но для раввина эти слова означают как раз, напротив, первенство и главенство женщины…Для меня, как и для тебя, такая трактовка не совсем понятна.»

    Уважаемый Лев, признайтесь, что «такая трактовка не совсем понятна» — это дипломатия. Я уверен, что эта трактовка — извращение написанного в Торе. И извращаться приходится только ради того, чтобы не оттолкнуть уж совсем далеко от себя, от религии современного думающего еврея. Не сомневаюсь, что такой трактовки не было у «раввинов» в те времена, когда это было написано. И вряд ли она появилась раньше, чем лет сто назад, когда женщины стали выходить за рамки семьи. Чтобы хоть как-то идти в ногу со временем или, по крайней мере, не отставать от него, и приходится современной религии наступать на горло собственной песне.

    1. Не сомневаюсь, что такой трактовки не было у «раввинов» в те времена, когда это было написано.
      ———————
      Может быть и так, Виктор, а может быть и не так. Главная составляющая ответа на Ваш вопрос как раз сомнение.

  3. Вообще то все эти понятия, как демократия, равенство.. — это все греческое, значит языческое, к иудейству отношения не имеет. Попытки воткнуть это в еврейскую жизнь, приносят раскол. Так это в Израиле. И еврейская страна, и демократическая. И споры вокруг. Страна еврейская, а метод управления демократический. Ну не хотят женщины сидеть за занавеской в синагоге, ну не ходите.
    Все попытки что то изменить — это попытки разрушить иудаизм.

    1. Вообще то все эти понятия, как демократия, равенство.. — это все греческое, значит языческое, к иудейству отношения не имеет. Попытки воткнуть это в еврейскую жизнь, приносят раскол
      ——————-
      C одной стороны, женщина за занавеской и не может выйти к Торе, а, с другой, мы входим в еврейство по женской линии. Вы, Евгений, не видите противоречия ?

  4. «еврейство считается только по женской линии.»

    На этот счет Л. Гумилев приводит еврейскую пословицу, что трудно проследить след рыбы в воде, змеи на камне, а мужчины в женщине. Но это последнее лишь по традиции, т.к. Сейчас есть ДНК.

  5. Есть и такие. которые считают, что в сексуальных домогательствах нет ничего плохого. Это как бы со стороны мужчин знак внимания.
    —————————
    Согласен с такими женщинами. Отшить мужчину не так уж сложно. Куда хуже, если он к тебе полностью равнодушен.

    1. Отшить мужчину не так уж сложно. Куда хуже, если он к тебе полностью равнодушен.
      ——————
      Самое сложное провести, Анатолий, чёткую границу между знаками внимания и домогательствами.

  6. сли признавать полное равноправие женщин, то получается так, что их можно бить. Если дерутся двое или больше мужчин, то в наше время их могут посадить в кутузку, т. к. это опасно для общества или даже для жизни кого-либо. Т. е. это проступок или уголовное преступление, но в этическом плане не осуждается. Более того, если мужика кто-то оскорбил, то никто оскорбленного не осудит за пощечину в ответ. Сам в молодости отвечал так, когда обзывали «жидом». В подобном случае женщину тоже можно ударить? Ведь равенство же … (:|)

    1. если признавать полное равноправие женщин, то получается так, что их можно бить ?
      ———————
      Любопытная проблема, Михаил. При феминистском, иногда доходящем до абсурда, раскладе, вопрос этот вполне мог бы стать предметом обсуждения. Иногда ультрафеминистки не хотят рожать, считая это проявлением дискриминации. Моё мнение, что женщин бить даже услышав «жид» нельзя. Хотя очень хочется…

  7. “Преклоняюсь перед Тобой, Всевышний, Правитель мира, что не сделал меня женщиной”.
    ———————————————————————————————————————
    Именно эти, оскорбляющие женщину, слова молитвы (понимаемые буквально) привели к возникновению реформистской группы в моей общине г. Штутгарт, где я был одним из организаторов.
    При всём давлении ортодоксов, наша община не определена как ортодоксальная. Мы отстояли своё право на существование. Мы (мужчины) отстояли не мнимое (как у ортодоксов), а настоящее равноправие для наших женщин. Прежде всего это равное право (и большая честь!) читать вслух, для всех молящихся, слово Б-га — Тору.
    И мужчины, при этом, должны (о ужас!) внимательно слушать её, в нужных местах повторяя.
    Дорогой Лев, эта проблема НЕРАВЕНСТВА женщины в нашем иудаизме давно привела меня к отрицанию ортодоксии, к неприятию толкований и законов Торы ортодоксальными раввинами.
    Меня радует, что в этом вопросе (равноправия) наши взгляды совпадают.
    Успехов тебе и здоровья!

    1. эта проблема НЕРАВЕНСТВА женщины в нашем иудаизме давно привела меня к отрицанию ортодоксии, к неприятию толкований и законов Торы ортодоксальными раввинами.
      ————————
      Дорогой Яков! Получилась, действительно, некоторое непонимание в отношении этих слов молитвы между раввинами и не так глубоко вникающими в толковании Торы обычными религиозными евреями. Те евреи, которых спрашивал, понимают эти слова буквально: слава Богу я не женщина. Но для раввина эти слова означают как раз, напротив, первенство и главенство женщины…Для меня, как и для тебя, такая трактовка не совсем понятна.

  8. Привожу письмо из личной почты изестного многим из нас израильтянина М.Ф.
    ——————————
    Судя по всему, вы «пошли по девочкам». Это радует и приветствуется!
    Шутка, разумеется.
    Израильское общество, основанное на традиции уделяет женскому вопросу большое внимание.
    Рассматривая общественное устройство современного Израиля мы можем отметить, что женщина всегда занимала и занимает ведущие роли в государственном устройстве и строительстве.
    Женщины в политике для Израиля не новость и известное выражение о том, что в израильском правительстве единственный мужчина — это Голда Меир, не столь парадоксально, сколько соответствует положению вещей у нас. Лимор Ливнат, Ципи Ливни, Аелет Шакет — это только те имена, которые лежат на поверхности.
    Показательным является, что единственная женщина-израильтянка – лауреат Нобелевской премии – профессор химии Ада Йонат, родилась в Иерусалиме в 1939 году в семье репатриантов из Польши. После окончания Еврейского университета получила докторскую степень в Институте Вейцмана, где она преподает и ведет научно-исследовательскую работу и по сей день. Профессор Йонат занимается исследованиями в области рибосомы, в частности воздействием антибиотиков на рибосому и механизмов сопротивления организма антибиотикам. Эти исследования были признаны важным шагом в процессе изучения клинической эффективности лекарственной терапии.
    Кроме того активное присутствие женщин является необходимым условием жизнедеятельности израильских сил безопасности и обороны. Т.е на деле осуществел принцип равноправия в пределах здоровой логики и жизненной необходимости.
    Отрадно отметить, что в нынешнем составе Кнессета есть депутаты женщины, представляющие религиозные круги общества, что свидтельствует об определенных подвижках даже в этой наиболее консервативной части населения Страны.

  9. Насколько сложно женщине добиться цели используя мужские средства на мужском поле по мужским правилам, настолько же просто править миром с помощью женских возможностей. Каждый год читаем Мегилат Эстер.

    1. Насколько сложно женщине добиться цели используя мужские средства на мужском поле по мужским правилам, настолько же просто править миром с помощью женских возможностей. Каждый год читаем Мегилат Эстер.
      ————————
      Это хороший пример, Аарон. Но, я думаю, что Эстер спасла евреев не женскими чарами, если Вы об этом, а любовью к своему народу

  10. Спасибо за отзыв, дорогой Григорий! Действительно, о движение Ми Тоо многое что можно сказать. а что же Вы не упомянули движение #MeToo, загубившее сотни карьер и совершенно маразматические правила некоторых университетов, отвергающих презумпцию невиновности при заявлении студенток о сексуальном насили
    ——————
    Любопытно, что движение это многие женщины восприняли не однозначно.Есть и такие. которые считают, чт ов секусуальных домогательствах нет ничего плохого. Это как бы со стороны мужчин знак внимания. Тем более, что всё зависит от реакции женщины. Интересный подход… Когда в Германии два года работал учителем музыки на продлёнке, мне сказали учителя, что класть руку на плечо девочке нежелательно. Неправильно могут понять…

  11. Дорогой Лев, а что же Вы не упомянули движение #MeToo, загубившее сотни карьер и совершенно маразматические правила некоторых университетов, отвергающих презумпцию невиновности при заявлении студенток о сексуальном насилии?
    И все же женщинам безусловно труднее. Согласен с предложением уважаемого Вл. Янкелевича о распространении обязанности вынашивать и рожать ребёнка на мужчин. Ждём научного решения проблемы! Особенно с учётом роста однополых браков…
    И вообще:
    Чтоб сравняться целиком
    Дуй ка ты, браток, в роддом
    Если можем содержать —
    Значит, сможем и рожать!

    1. Высказывание Янкелевича, — это, конечно, а гройсе хохма. На которую есть другая а гройсе хохма от Александра Невзорова: «Для меня верующий человке — это тот, кто выпрыгнет с одиннадцатого этажа, веря в своего ангела-хранителя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *