Эдуард Гетманский: Евреи — военные капельмейстеры Российской империи. С.А.Чернецкий, И.А. Шатров

Loading

Семья Шатровых жила бедно, ютилась в полуподвальной комнате. После смерти отца в 1893 году определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где научился играть на барабане и трубе. Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт.

Евреи — военные капельмейстеры Российской империи

(С.А. Чернецкий, И.А. Шатров)

Эдуард Гетманский

Окончание. Начало

Эдуард Гетманский

Чернецкий Семён Александрович (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий) (1881-1950) — военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог, генерал-майор. Соломон родился 12 (24) октября 1881 года в Одессе в музыкальной семье. Еврей. Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая — преподавателем игры на фортепиано. Двоюродный брат — композитор и военный капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий. Все три сестры — Эсфирь, Надежда и Вера — стали пианистками. Первые уроки музыки получил под руководством матери. В 1892-1893 годах Соломон обучался игре на тромбоне при оркестре 24-го Драгунского Лубенского полка в Кишинёве (капельмейстером полка был его дядя Исаак Чернецкий). В 1893-1897 годах он учился в музыкальных классах при Одесском отделении Императорского русского музыкального общества (Одесском музыкальном училище) по классу тромбона Г.М. Лоэцо и фортепьяно, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками. В 1900 году из-за тяжёлого материального положения семьи после смерти отца и не окончив училища, был отправлен в Кишинёв к старшему брату матери — капельмейстеру 24-го Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка и альтисту кишинёвского отделения Русского музыкального общества Исааку Исаевичу Чернецкому, автору вальса «Голубая даль» и «Старинного марша».

В Кишинёве окончил музыкальные классы местного отделения Императорского русского музыкального общества и решил посвятить себя военной музыке. Сначала пробовал свои силы в качестве помощника своего дяди — капельмейстера 24-го Драгунского Лубенского полка, а в 1903 году сам стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. В том же году во время еврейского погрома участвовал в организации самообороны, был тяжело ранен и потерял левый глаз. До 1908 года Соломон Чернецкий служил капельмейстером 14-й артиллерийской бригады в Кишинёве, затем 60-го пехотного Замосцского полка в Одессе, одновременно преподавал музыку и хоровое пение в одесском ремесленном училище общества «Труд», а также в народном училище № 12, сиротском доме и женской гимназии при этом обществе. В 1911 году он поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А.К. Глазунова, по классу дирижирования Н.Н. Черепнина, по классу инструментовки М.О. Штейнберга, по классу композиции Я. Витола. Глазунов заметил дарование Чернецкого, дав ему такую характеристику: «С. А. Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами». Предвидение Глазунова полностью оправдалось.

В 1918 году Семён Александрович Чернецкий добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа. Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона. В 1924 году Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с 1932 года. В 1928 году сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА). В 1935 году сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до 1949 года. В трагическом для миллионов судеб советских людей 1937 году во время очередного парада на Красной площади, сводным оркестром которого дирижировал Чернецкий. произошла его роковая встреча со Сталиным, которая могла стоить талантливому дирижёру и композитору жизни. По давней традиции дирижёр должен был находиться спиной к оркестру. Но такое положение не всегда позволяло разглядеть его дальним рядам оркестрантов. Проходя с оркестром по Красной площади, оказавшись напротив мавзолея, на трибуне которого стояло всё правительство страны во главе со Сталиным, Чернецкий неожиданно повернулся лицом к оркестру, оказавшись спиной к трибуне с правительством. Это вызвало возмущение и негодование правительственной верхушки.

По окончании парада Семёна Александровича вызвали с докладом, на что он незамедлительно, спокойно по-военному рапортовал: «Товарищ Сталин! Я очень уважаю вас. Но и никакого морального права не имею дирижировать вами, стоя к вам лицом. Я должен дирижировать военными музыкантами». Такой ответ удовлетворил Сталина и назревающий скандал так и не разразился. На всех последующих парадах Чернецкий дирижировал, стоя спиной к трибуне. Семён Александрович Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР). На знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным оркестром. Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров. Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара. Одним из направлений деятельности Чернецкого, которому он уделял постоянное внимание, была подготовка военных музыкантов. По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров.

Петроградской школой Чернецкий руководил лично. В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых (Московское военно-музыкальное училище) действует и поныне. В Одесскую военно-музыкальную школу С.А. Чернецкий лично отбирал ребят из одесских детских домов. Помимо этого, Чернецкий создаёт в 1923 году военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподаёт в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М.Ю. Ашенбреннера, с 1926 года руководит капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И.Ф. Стравинского. В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г.Г. Нейгаузом создаёт Военный факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где преподаёт дирижирование и служебно-строевой репертуар и в 1946 году получает звание профессора. Семён Александрович Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XX века. Им написано свыше 100 маршей (по некоторым данным около 200), патриотические песни и другие произведения.

Спектр маршей Чернецкого весьма широк — помимо, собственно, военных здесь есть и общественно-политические («Слава Родине», «Ленинский призыв», «Марш московских пионеров»), и производственные («Индустриальный», «Родной Донбасс»), и национальные («Русский», «Славянский», несколько «Украинских», «Грузинский», «Азербайджанский» и др.) и даже на темы песен советских композиторов. В своих военных маршах Чернецкий продолжил лучшие традиции русской военной музыкальной культуры, они не противостоят, как можно было бы ожидать от той эпохи, в которой он жил, а наоборот, являются естественными преемниками лучших дореволюционных военных маршей. Среди наиболее известных и популярных маршей, под которые вот уже не одно десятилетие проходят парады на Красной площади, каждый россиянин узнает (хотя бы на слух) знаменитый «Парад», торжественный марш «Рокоссовский», «Салют Москвы», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Слава Родине», «Вступление Красной Армии в Будапешт», «Вступление Советской Армии в Бухарест» и многие другие. В 1946 году Чернецкий тяжело заболел, и он был вынужден отойти от активной служебной деятельности.

Паралич приковал композитора к постели. Но, превозмогая физическую немощь и демонстрируя величие силы духа, он всё же смог присутствовать в числе жюри на Всеармейском соревновании военных оркестров штабов военных округов и военных академий. Генерал-майор, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Семён Александрович Чернецкий был лауреатом Сталинской премии за концертно-исполнительскую деятельность, также он награждён орденами — Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалью «ХХ лет РККА». Жизненный путь Семёна Александровича Чернецкого, на протяжении которого звучали фанфары военных оркестров, закончился 13 апреля 1950 года в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о военно-музыкальном реформаторе и просветителе Семёне Александровиче Чернецком до сих пор по всем воинским частям и гарнизонам военные оркестры играют знаменитые его произведения, навечно вошедшие в сокровищницу русской военной музыки.

Шатров Илья (Илий) Алексеевич (1879/1885-1952) — военный музыкант, капельмейстер и композитор. Относительно даты рождения И.А. Шатрова существуют две версии. Из собственноручно, написанных им в 1935 году анкеты и автобиографии, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны, следует, что родился он в 1879 году. Эта версия подтверждается и метрическим свидетельством, и аттестатом об окончании Варшавского музыкального института. Вторая версия базируется на характеристике 1945 года из Тамбовской школы ФЗО №1, где работал завхозом Шатров перед мобилизацией, и личном деле 1948 года, заведенном на Шатрова в 9-й гвардейской пушечной Свирской бригаде. В этих документах год рождения Ильи Алексеевича — 1885-й. В любом случае Илья (Илий) Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске Воронежской губернии Российской империи в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. Еврей. В Землянске он окончил начальное 4-классное и 3-классное уездное училища.

Семья Шатровых жила бедно, ютилась в полуподвальной комнате. Любовь Алексея Михайловича к музыке передалась сыну, Илья рано научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной одаренностью. После смерти отца в 1893 году определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где научился играть на барабане и трубе. Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт. Учебу Шатров завершил успешно, и педагогический совет института в 1900 году «по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера». Службу Шатров продолжил в 214-ом Мокшанском пехотном полку, расквартированном в Екатеринбурге. Молодой капельмейстер принял музыкальную команду, о которой скоро заговорили не только в части, но и в городе. С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, развернули в боевой полк и направили в Маньчжурию. В 1904 году Шатрова наградили Серебряной медалью «За усердие». В феврале 1905 года полк участвовал в кровопролитных боях под Мукденом. и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!»

Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров — офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб. После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам. Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с его записями стали пользоваться большой популярностью.

Впервые изданные в 1907 году, ноты вальса к 1911 году были переизданы уже 82 раза. После 1911 года название вальса сократилось, он стал называться «На сопках Маньчжурии». Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение — «Осень настала» на слова Я. Пригожего. В то же самое время огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась. В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к грамзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров не замедлил этим воспользоваться.

Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки. После революции Шатров вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны до 1935 года служил в Павлограде. C 1935 по 1938 годы Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 году демобилизовался в звании техника-интенданта I ранга и остался работать в Тамбове. В марте 1945 года Шатрова снова мобилизовали, присвоили звание старшего лейтенанта. Звание капитан Илья Алексеевич получил в 1947 году. Шатров был награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

После войны Шатров руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе. В 1951 году Шатров был переведен из Закавказского военного округа в Тамбовское суворовское училище, где заведовал музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище. 20 апреля 1952 года Илье Алексеевичу присвоили звание гвардии майора. Скончался Илья (Илий) Алексеевич Шатров в Тамбове 2 мая 1952 года, похоронен на Воздвиженском кладбище. Над могилой — плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса «На сопках Маньчжурии». Установлены мемориальные доски на здании Тамбовского военного авиационно-инженерного института и на домике, в котором он жил. 21 июня 2015 года в Тамбове на улице Интернациональной открыт памятник Илье Шатрову и Василию Агапкину. 27 августа 2016 года на Родине Ильи Алексеевича в Землянске был открыт памятный знак рядом с музыкальной школой.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Эдуард Гетманский: Евреи — военные капельмейстеры Российской империи. С.А.Чернецкий, И.А. Шатров

  1. Пожалуйста укажите источник информации о еврейских корнях Шатрова. Создаётся впечатление, что автор от себя добавил слово «еврей».

  2. Спиной к мавзолею, а точнее к принимающему парад, и, соответственно, лицом к сводному оркестру, развернулся не С.А.Чернецкий, а Иван Васильевич Петров на параде 7 ноября 1948 года. И.Петров в то время был начальником Высшего училища военных капельмейстеров, замещавший больного Чернецкого (он же, Петров, с 1950 г. станет главным дирижёром СА, т.е. сменит Чернецкого на посту уже де юро).
    В этом можно легко убедиться внимательно посмотрев кинохронику. На параде 24 июня 1945 г. Чернецкий ещё не развернулся, Петров в 1948 уже да.
    Более того, сам Чернецкий и наябедничал на Петрова в письме начальнику Главного политуправления и заместителя наркома обороны Л.З.Мехлису от 4 ноября 1948 г. (понятно, что впервые Петров повернулся раньше, ещё на репетиции, коих перед парадами было много). Однако, И.Петров смог убедить начальство, что так просто удобнее управлять оркестром. С тех пор дирижёры именно так и стоят во время парадов. Да и по легенде, ничем не подтверждённой, оправдание Петрова звучало несколько по-иному: «Я управляю оркестром, а дирижировать правительством (в других источниках: Политбюро-) мне то неудобно».

  3. Чернецкий Семён Александрович (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий) (1881-1950) — военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог, генерал-майор.

    ВИКИ (ru.wikipedia.org/wiki/)
    Семён Алекса́ндрович Черне́цкий (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий[2][3]; 1881—1950) — военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог.

    ———-

    Соломон родился 12 (24) октября 1881 года в Одессе в музыкальной семье. Еврей.
    Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая — преподавателем игры на фортепиано. Двоюродный брат — композитор и военный капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий. Все три сестры — Эсфирь, Надежда и Вера — стали пианистками.

    ВИКИ
    Семён Алекса́ндрович Черне́цкий (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий; … Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая … Двоюродный брат — композитор и военный капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий. Все три сестры — Эсфирь, Надежда и Вера — стали пианистками.

    И т.д.

    ПРОДОЛЖАТЬ?

    1. Спасибо за Вашу внимательность, действительно, в статье использованы без специального выделения цитаты из Википедии. Мы обратим внимание автора на нежелательность подобного стиля в статьях для наших изданий. Просим всех наших авторов тщательно соблюдать правила цитирования чужих произведений, чтобы даже намека на плагиат не возникало. Редакция прекратит сотрудничество с автором, у которого будет замечено некорректное использование чужих текстов.

Добавить комментарий для Metraštininkas Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.