Джонатан Сакс: Универсальное и партикулярное. Перевод Бориса Дынина

Loading

Ноах, Элиэзер и Итро были людьми Божьими, не будучи евреями. Даже люди Ниневии стали примером того, как неевреи могут прислушиваться к Пророку и покаяться. Бог благословил Ишмаэля так же, как Ицхака. Таковы великие уроки Торы. Трудно придумать более важный принцип для 21-го века.

בס״ד

Универсальное и партикулярное

The Universal and the Particular (Yitro 5780)

Джонатан Сакс
Перевод с английского Бориса Дынина

Самым ярким выражением благодарности и признательности у евреев является выражение Барух а-Шем, то есть, «Слава Богу» или «Хвала Господу».

Хасиды говорят о Баал Шем Тове, что он любил путешествовать по маленьким городкам и деревням Восточной Европы, спрашивая евреев об жизни. Какими бы бедными или встревоженными они ни были, они неизменно отвечали: Барух а-Шем. Это было инстинктивное выражение веры, и каждый еврей знал это. Возможно, им не хватало знаний мудрецов Талмуда или богатства преуспевших людей, но они верили, что им есть за что благодарить Бога. Так они и делали. Когда Баал Шем Това спрашивали, какова цель и причина его поведения, он отвечал словами псалмопевца: «Ты — Свят! Ты пребываешь среди славословий Израиля!». Поэтому каждый раз, когда еврей произносит Барух а-Шем, он или она помогают создать трон для Шехины, Божественного Присутствия.

Слова Барух а-Шем появляются в главе Торы «Итро». Но они произносятся не евреем. Человек, который произносит — это Итро (Иосфор в традиционной русской транскрипции)., тесть Моше. Присоединившись к Моше после Исхода, взяв с собой жену и детей Моше и услышав от своего зятя обо всем, что произошло в Египте, Итро говорит:

«И сказал Итро: «Благословен Бог, который избавил вас от руки египтян и от руки фараона, который избавил этот народ от власти Египта» (Исх. 18:10).

Три человека в Торе произносят эти слова, и все они неевреи, не принадлежат Завету Бога с Авраамом. Первый — это Ноах: «»Благословен Бог!» (Быт. 9:26). Второй — слуга Авраама, предположительно Элиэзер, которого он посылает на поиски жены для Ицхака:

«Благословен Бог, всесильный Бог господина моего, Авраама, Который не прекратил своей милости и правды с господином моим» (Быт. 24:27).

Третий — Итро в главе этой недели.[1]

Важно ли это? Почему похвала Богу приписывается Ноаху, Элиэзеру и Итро, тогда как от израильтян, за явным исключением «Песни у моря» (Исх. 15:1), мы, кажется, слышим постоянные жалобы? Возможно, такова человеческая природа: мы видим яснее других, чего нам не хватает в жизни, тогда как другие видят яснее нас благословения, которые мы имеем. Мы жалуемся, в то время как другие задаются вопросом, на что мы жалуемся, когда у нас есть так много, за что следует благодарить. Это одно из объяснений.

Но возможно более глубокое объяснение. Тора сигнализирует нам о своей самой тонкой и наименее понятой идее: Бог Израиля является Богом всего человечества, хотя религия Израиля не является религией всего человечества. Как сказал Рабби Акива:

«Расположен [Вс-вышний] к человеку, [ибо] создан тот по образу [Творца]… Расположен [Б-г] к сынам Израиля, названным сынами Вс-вышнего» [2]

Мы верим, Бог универсален. Он создал вселенную. Он привел в движение процессы, которые привели к звездам, планетам, жизни и человечеству. Его забота не ограничивается Израилем. Как мы говорим в молитве Ашрей: «Добр Господь ко всем, и милосердие Его на всех Его творениях». Вам не нужно быть евреем, чтобы испытывать чувство почтения к Творцу или признавать Его по примеру Итро. Его рука видна в чудесных событиях. Трудно найти другую религиозную традицию, которая придает такое достоинство людям, не принадлежащим ей.

Это относится не только к тем трем, кто произнес Барух а-Шем. Тора называет современника Авраама Мелхиседека, царя Шалема, «Священником Бога Всквышнего». Он также воскликнул:

«Благословен Аврам Богом Всевышним, Владыкой неба и земли, и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои!» (Быт. 14: 19-20).

Обратите внимание и на то, что название главы этой недели, содержащей Десять заповедей, а также самое значительное событие во всей еврейской истории — завет на Синае, носит имя нееврея. Более того, непосредственно перед откровением на Синае Тора рассказывает нам, как мидианский священник Итро учил Моше организовывать руководство людьми.

Это замечательные выражения духовной щедрости Торы по отношению к тем, кто находится за пределами Завета.

Или рассмотрим Тишрей, самый священный месяц еврейского года. В первый день Рош а-Шана, а также при воспоминании о рождении Ицхака, мы читаем о том, как ангел пришел на помощь Агари и Ишмаэлю.

«Услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ». (Быт. 21: 17-18).

Ишмаэлю не суждено было стать носителем Завета, но он был спасен и благословлен.

В Йом Кипур, после полудня, проведя большую часть дня в посте и исповеди, мы читаем книгу Ионы, в которой Пророк произносит всего несколько слов на иврите: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!», и все население — ассирийцы, враги Израиля — раскаялось. Традиция рассматривает это как модель коллективного покаяния.

На Суккот мы читаем пророчество Захарии о том, как в будущем все народы придут в Иерусалим, чтобы отпраздновать праздник кущей (Зах. 14: 16-19).

Это три замечательных примера универсализма. Они не подразумевают, что в какой-то момент все обратятся в иудаизм. Скорее, что придет день, и все узнают единого Бога, Создателя и Владыку вселенной. Это совсем другое.

Идея о том, что вы можете быть вне определенной веры и при этом быть признанными людьми этой веры верующими в Бога, действительно, очень редка. Гораздо более распространенной является идея: один Бог, одна истина, один путь, и тот, кто не стоит на этом пути, есть безбожник, погибший, неверный, неспасенный, низший класс человечества.

Почему же в иудаизме проводится различие между универсальностью Бога и партикулярностью наших отношений с Ним? Ответ: потому что это помогает нам решить самую большую проблему, с которой человечество столкнулось с самых ранних времен. Как я могу признать достоинство и целостность «другого»? История и биология заложили в человеческий разум способность к альтруизму по отношению к таким людям, как мы, и к агрессии по отношению к людям, не похожим на нас. Мы хорошие, они плохие. Мы невинны, они виноваты. У нас есть правда, у них есть ложь. Бог на нашей стороне, но не их. Многие преступления одних народов против других связаны с таким представлением.

Вот почему Танах учит иному. Ноах, Элиэзер и Итро были людьми Божьими, не будучи евреями. Даже люди Ниневии стали примером того, как неевреи могут прислушиваться к Пророку и покаяться. Бог благословил Ишмаэля так же, как Ицхака. Таковы великие уроки Торы.

Трудно придумать более важный принцип для 21-го века. Великие проблемы, с которыми сталкивается человечество — изменение климата, экономическое неравенство, информационная война, искусственный интеллект — являются глобальными, но наши наиболее эффективные политические системы в большинстве своем являются национальными. Существует несоответствие между нашими проблемами и доступными решениями. Нам нужно найти способ объединить универсальность человечества с нашей культурной и религиозной партикулярностью.

Именно это делает Тора, когда говорит нам, что Ноах, Элиэзер и Итро произнесли Барух а-Шем. Они благодарили Бога, так же как и мы сегодня, благодарим Его. Бог универсален. Поэтому человечество, созданное по Его образу, универсально. Но Откровение и Завет на горе Синай партикулярны. Они принадлежат нашей истории, а не универсальной истории человечества.

Я считаю, что способность быть партикулярным (особенным) в нашей идентичности и универсальным в нашей приверженности будущему человечества, является одним из самых важных принципов, которое мы, евреи, должны донести до 21-м века. Мы различаемся, но мы люди. Поэтому давайте работать вместе, чтобы решать проблемы, которые могут быть решены только вместе.

Шаббат Шалом,

___

[1] Есть два других косвенных примера. Лаван называет слугу Авраама «Ты, благословенный Господом» (Быт. 24:31). Авимелех, царь Герарский, говорит об Ицхаке: «Ты благословенный Господом» (Быт. 26:29). Еще раз обратите внимание, что ни один из них не принадлежит Завету.

[2] Мишна Авот 3:14.

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Джонатан Сакс: Универсальное и партикулярное. Перевод Бориса Дынина

  1. Emil
    — 2020-02-13 00:49
    А шнобель вполне укладывается в определение Платона: человек — это двуногое без перьев.
    =================.
    Диоген предъявил ощипанного петуха со словами: «Вот твой человек, Платон» .
    Скажете, петух был без перьев не от рождения. Но и новорожденный не ходит на двух ногах (помните загадку Сфинкса?). Или новорожденный еще не человек? Если нет, то… Впрочем, спорить с Платоном (и с Вами) не буду/. Я еще на двух ногах и без перьев :-).

  2. Еврей он еврей по содержанию, а по форме — человек, а другие: человеки по содержанию, национальные по форме 🙂

    1. Emil
      12 февраля 2020 at 18:31 |

      Еврей он еврей по содержанию, а по форме — человек
      ===========/
      И кто это сказал?

          1. А шнобель вполне укладывается в определение Платона: человек — это двуногое без перьев.

  3. sava
    — 2020-02-10 16:19

    Б.Д.: »Если следовать логике: «человек прежде всего, а затем еврей». то надо бы согласиться с Молотовым, оставив историкам копаться во вторичных деталях. Согласны?”
    ///////////////////////
    2.М. Горький был прав: ЧЕЛОВЕК-ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО. Увы. далеко не всем представителям рода людского свойственно быть Человеком. Евреи (набожные и не религиозные) среди них -не исключение.
    Ставить вопрос. что первейшее, человек или еврей- это абсурд.
    2.Во всех житейских и чрезвычайных обстоятельствах проявление человечности -это готовность придерживаться божественных заповедей Торы ( Библии), среди которых наиглавнейшая: НЕ НАВРЕДИ ближнему своему.
    =================/
    Уважаемый sava,
    Я не ответил на Ваш постинг сразу, потому что как раз вышел комментарий рабби Сакса как ответ на вопрос.

    Конечно, ставить вопрос. что первейшее, человек или еврей- это абсурд (как и почти со всеми вопросами «что первично, что вторично». Вопрос не в этом. Он в том, что нельзя быть человеком, не будучи англичанином, итальянцем, китайцем, папуасом…, евреем. И потому и возникает вопрос, что значит быть англичанином…, ЕВРЕЕМ? И что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ, и что получается из человека, когда он хочет не быть ни англичанином…, ни евреем, но «просто человеком», и почему это более характерно для секуляризированных евреев, чем для секуляризированных англичан, китайцев….Вспоминая слова Горького, вспомним, как именно под этим лозунгом советская власть превращала человека в червь земной.

    Слова: «Увы. далеко не всем представителям рода людского свойственно быть Человеком», не имеют смысла без ответа на вопрос: «Что есть человек?». Ведь прописная буква ничего не определяет. Как видится для вас она есть ссылка на мораль: «Не навреди ближнему своему». Но ведь, уверен, Вы знаете, как эта заповедь в своей абстрактности (общности) становится пожеланием, звучащим красиво, но по существу, без конкретизации «вреда», «зда», добра»… бессодержательно, что раскрывается в элементарных трудах по этике. Этика в силу своей философичности стремится быть (все)общей, выдвигать общие принципы, но приобретает содержание только в конкретных формах. Как я заметил пару дней назад: когда еврей на лекции в университете отвечает на вопрос: «Кто ты?» — «Я человек»», и когда пастор деревни Шамбон-сюр-Линьон Андре Трокме ответил нацистам: «Я только знаю, что есть человек»», это две большие разницы.

    Вот иудаизм, с его Галахой, Агадой, установлениями личной и общиной жизни есть конкретизация этого принципа с пониманием , что, ставить вопрос о «первейшем» есть абсурд, дает ответ, как быть сознательно евреем и потому содержательным человеком со смыслом в жизни. И мы сталкиваемся с проблемой, которую и надо серьезно решать ото дня ко дню, от случая к случаю. Рабби Сакс дает ориентиры для решения каждым из нас этой проблемы.

    И, в конце концов, если Человека с большой буквы определять этическими императивами, то последним основанием для определения, что есть «Человек», это признание в нем образа и подобия Бога всего человечества. И это именно евреи признали в своей партикулярности. Так что, если хотите, «Кто есть еврей? – Тот, кто осознает себя человеком… по образу Божьему». Так соединяется универсальное и партикулярное.

    P.S. А правка Молотова, изменившая ссылку на евреев, ссылкой на «советских граждан» была преддверием расцвета антисемитизма в СССР, несмотря на то, что жертвами Бабьего Яра были именно евреи, кто, конечно, также были советскими гражданами. Вскоре «еврей» стал не одни из видов «советского гражданина», а воплощением космополита.

  4. Да, иудаизм практически единственное учение, которое не противопоставляет национальную идентичность универсальным ценностям. Оно отвергает неомарксистскую проповедь абсолютного равенства во всем, вплоть до полового различия. Эта проповедь разрушает изнутри западное общество.

Добавить комментарий для Emil Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.