Лев Мадорский: Можно ли говорить с Богом из любого дома?

 212 total views (from 2022/01/01),  3 views today

«Выходит, нет разницы между Иудаизмом, Мусульманством, Христианством и, скажем, тем же Бахаизмом?» — то ли восхищённо, то ли удивлённо воскликнул обладатель русского акцента. «Именно так…»

Можно ли говорить с Богом из любого дома?

Лев Мадорский

Лев МадорскийВ декабре прошлого года был в Израиле, посетил Бахайские сады в Акко и вспомнил своего знакомого-бахаиста, с которым встречаюсь, когда изредка приезжаю в Берлин…

С этим необычным человеком познакомился в декабре 1993-го года. Во время первого приезда в Израиль. Остановился у двоюродной сестры в Хайфе и, не успев толком пообщаться, ушёл гулять по городу. -Извини,— попытался я объяснить своё поведение несколько опешившей сестре,— не терпится посмотреть, как вы здесь живёте. Столько лет ждал этого момента.

Думаю, евреям из бывшего Союза, первый раз приехавшим в Израиль, понятно моё состояние. Много лет нам вдалбливали, что евреи не нация. А если нация, то не такая, как все. Нация, для которой еврей-дворник, не нормальная, необходимая для жизни профессия, а самый короткий анекдот. Но появилась страна. Где-то там. В другом мире. Сказочная страна, в которой евреи не только играли в шахматы или на скрипочке, но, как все нормальные люди, подметали улицы, строили дома, доили коров, воевали. Особенно много воевали. Потому что были окружены врагами, и, чтобы выжить, должны были побеждать…

Я шёл по улицам Хайфы, поднимаясь вверх на гору Кармель, и всё поражало. Казалось удивительным и прекрасным. Тёплая, солнечная погода в декабре, идущая навстречу смуглая, с тонкими чертами лица девушка в военной форме, подросток в кипе, катающийся на скейтборде. Ни с чем не сравнимое, сладостное ощущение, что это моя страна, мой народ; ощущение, которое никогда раньше не испытывал, и которое позже, в последующие приезды в Израиль, уже не повторялось с такой силой и остротой, охватило меня. Я чувствовал, что нахожусь внутри сказки и, честно говоря, особенно не удивился, когда неожиданно оказался у гостеприимно распахнутых ворот дворца. Необыкновенной красоты. За воротами виднелись экзотические пальмы. Белокаменные колонны. Ухоженные дорожки, покрытые красноватым гравием. У входа приветливо улыбался, приглашая войти, высокий стройный негр в белоснежной одежде. Я даже оглянулся нет ли поблизости камеры. Не снимается ли фильм по сказкам из тысячи и одной ночи.

Камер не было, но небольшого роста, полноватый человек лет 50-ти, в твидовом пиджаке, с небрежно повязанным на французский манер платком, вполне мог сойти за режиссёра. Он стоял в не совсем обычной позе, широко расставив ноги, и о чём-то беседовал с негром. Подошёл ближе. Разговаривали по-английски.

— Всё-таки не совсем понятно,— говорил с сильным русским акцентом человек, похожий на режиссёра. — Если вы признаёте все религии, то должны признавать и основные положения, которые в этих религиях заложены. Например, признавая иудаизм — не работать в субботу, соблюдать кашрут; признавая мусульманство — не пить вина и т.д. и т.п.

— Ну, не совсем так,— английский негра был безупречен, — признавать религию и исполнять её ритуалы не одно и тоже. Мы признаём, что основные религии от Б-га. Что религии, как и люди, равны перед Всевышним. Вспомните: «… нет ни иудея, ни эллина…»

— Выходит, нет разницы между Иудаизмом, Мусульманством, Христианством и, скажем, тем же Бахаизмом? — то ли восхищённо, то ли удивлённо воскликнул обладатель русского акцента.

— Именно так, — негр увидел, что я прислушиваюсь к разговору и вежливо улыбнулся. — Моисей, Магомет, Христос, Будда — пророки, посланные Б-гом. Все они равны перед Всевышним. Все говорят одно и то же, но разными словами. Как и Баха-Улла, который первый понял это.

— Очень интересно! Потрясающе! Невероятно!— похожий на режиссёра человек подпрыгнул, как ребёнок. — Как это я раньше не слышал про такую замечательную религию! У Вас можно приобрести литературу о Бахаи?

— Да, конечно. Там увидите,— негр сделал неопределённый жест в сторону внутренних помещений дворца.

Далее, с человеком, которому так понравилась идея пророка Баха-Улла, мы гуляли по дворцу из сказок Шехерезады вместе. Уже через полчаса (в Израиле это происходит быстро) перешли на ты. Я узнал, что моего нового знакомого зовут Игорь. Что он по профессии не режиссёр, а инженер-строитель. Как и я живёт в Германии. Но не в Магдебурге, а в Берлине. Как и я приехал в Германию по еврейской эмиграции из Москвы. Мы вышли из дворца и присели отдохнуть на скамейке. Перед нами открывалась величественная панорама Хайфы: далеко внизу зеленоватое, переливающееся солнечными бликами море, а выше, вдоль по горному склону, весёлый, на первый взгляд хаотичный, танец белокаменных домов, современных высоток, отсвечивающих золотом куполов — синагог, минаретов, церквей. Я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Игорь продолжал восхищаться Бахаизмом:

— Прекрасная идея. Удивительно, что раньше ничего подобного не приходило мне в голову,— говорил он, временами вскакивая со скамейки, прохаживаясь взад-вперёд и активно жестикулируя. — Просто и гениально. Один Б-г — одна религия. Только так можно объединить человечество. Молодцы бахаисты: «нет ни эллина, ни иудея…» Это правда. Все религии говорят об одном и том же. Учат одному и тому же. Любви к людям. Доброте. Праведной жизни. А как креститься, какие соблюдать ритуалы, верить в Мессию или не верить… Всё это второстепенное. Надуманное. Помнишь у Даниеля Дефо. Два народа воевали из-за того, с какого конца разбивать яйцо. С тупого или с острого. Это как раз об этом. Что скажешь?

— А ты верующий?— ушёл я от ответа.

— Да, верующий,— Игорь посмотрел на меня со странным выражением. — Мой путь к Б-гу необычен.— И он рассказал историю, в которую, действительно, трудно поверить. — Я из нерелигиозной семьи. В 19 лет влюбился в девушку, чьи родители, как и она сама, принадлежали к Свидетелям Иеговы. Стал членом секты. Сначала потому, что иначе родители девушки запрещали ей со мной встречаться. Но потом. Потом поверил…— Игорь помолчал, — Скажу честно, ничего плохого в секте этой не увидел. Наоборот. Члены секты ведут трезвый образ жизни. Работают. Учатся. Помогают друг другу. В общем, живут по-людски.

— По-людски — это как?— Игорю показалось, что я иронизирую, и он ответил неожиданно горячо:

— По-людски, значит, по-божески. Как Всевышний велит. Не воровать, не убивать, а, главное, любить и прощать. В этом суть любой веры.

— Значит, ты принадлежишь к Свидетелям Иеговы?

— Принадлежал. Два года. Потом любовь кончилась и я из секты вышел. Кстати, никто меня не принуждал остаться. Никто не угрожал. Все эти страшилки, что заставляют и угрожают, большей частью, из пальца высосаны.— Игорь перестал мотаться, сел, откинулся на спинку, — Вышел я из секты. Но не из Веры. Уже тогда понял, что без Б-га жить не смогу. Вот так… Игорь замолчал.

— Ну и что?— не выдержал я.

— А что? Стал посещать православный храм. Для меня уже тогда Вера, молитва, разговор с Всевышним стали жизненной потребностью. Способом существования.

— Почему не синагогу? Ты же еврей.

— Будешь смеяться, но это правда. Только потому, что православный храм был напротив дома, а до синагоги надо было через весь город пилить. А, может, как ты думаешь?-Игорь говорил медленно, как бы рассуждая вслух, — может я уже тогда, в молодости, самостоятельно пришёл к идее Бахаи: Б-г один и не имеет значения из какого дома ты с ним разговариваешь? Из синагоги, церкви или мечети…

— Неужели и из мечети разговаривал?— спросил я.

— Из мечети не пришлось. Но когда стал жить в Берлине, вступил в еврейскую Общину и хожу в синагогу.— Игорь помолчал. -И вот теперь, кажется, нашёл свой путь — Бахаи.

— А как же первая заповедь: «… да не будет у тебя других Б-гов перед лицом Моим»?— Игорь не ответил и перевёл разговор на другую тему.

Прошло много лет. Иногда мы перезванивались, но религиозных тем не касались. И вот несколько лет назад я неожиданно встретил Игоря в Магдебурге. В столице Саксонии-Анхальт каждый год проводится день религий. В старинной церкви Святого Иосифа собираются представители, практически, всех основных религий и рассказывают о своей Вере. Каково же было моё удивление, когда Бахаизм вышел представлять, как сказала ведущая «… наш гость из Берлина», Игорь.

Потом провожал Игоря до вокзала.

— В очередную религию переходить не собираешься?— не совсем тактично пошутил я.

Игорь, как мне показалось, не обиделся. Ответил серьёзно: «Нет, не собираюсь. Теперь я точно знаю, что Баха-Улла прав. Не имеет значения, из какого Дома ты разговариваешь с Б-гом».

Мы тепло попрощались.

Print Friendly, PDF & Email

41 комментарий к «Лев Мадорский: Можно ли говорить с Богом из любого дома?»

  1. Дорогой Лев, шалом! Я Вам уже излагает мои взгляды на эту тему. Говорить с Богом невозможно, потому что Бог — это не СУЩЕСТВО, это бесконечность. К этому Богу приходят не по вере а по знаниям, элементарным, полученным в средней школе. Я лично пришёл к «Нему» именно так. Коротко об этом , моём пути:
    1. Законы природы, по которым существует и развивается Вселенная — это информация, сведения;
    2. у любой информации есть источник — это аксиома;
    3. Источник информации=законов природы и есть бесконечный Бог. Это — «научный» Бог, которому не нужны ритуалы и который может мировоззренчески объединить всё человечество.
    Более того, я считаю, что так именно и произойдёт по законам природы, ибо нынешнее состояние мировоззренческого раскола человечества не может ещё долго продолжаться.
    Должен признать, что .этот мой подход к решению проблемы реальности Бога встретил сильнейшее неприятие и противодействие некоторых авторитетных учёных, назвавших его «чепухой». Но, — никаких аргументов.

  2. Дорогой Лев, спасибо за мысли, созвучные моим. Когда я приехал в Америку, то для упражнений в языке заводил разговоры со всеми, кто оказывался рядом — попутчиками в метро, кассиршами в супермаркете… Поскольку на работу едешь к одному и тому же времени, познакомился с несколькими людьми — они, как и я, выбирали задние вагоны, где меньше пассажиров. Один человек, католик, как оказалось, поделился со мной тем, что для общения со Всевышним заходит в любой христианский храм (а здесь десятки конфессий) или, нередко, в синагогу. Позднее я не раз встречал людей с подобными понятиями. Мне самому неоднократно приходилось бывать в «храмах для всех религий», в частности в Хельсинки, и конечно в Америке. Потрясающая атмосфера… А Бахаи — очень интересная религия; хорошо бы о ней написать для русскоязычного читателя. По некоторым данным, самая быстрорастущая, т.к. процент ее роста опережает процент роста населения. Не для «агитации», Боже избавь, для ознакомления. Недаром один из центров ее находится в Израиле.
    Для сведения тех, кто захочет покритиковать мой комментарий — я человек верующий, но не религиозный.

    1. в, спасибо за мысли, созвучные моим
      ——————-
      Я тоже, дорогой Григорий, понимаю взгляды Игоря и не считаю их, в отличии от одного моего религиозного приятеля, кощунсчтвенными

    2. Недаром один из центров ее находится в Израиле.
      ……………….
      В Израиле этот центр находится благодаря англичанам (сколько они успели совершить за какие-то три десятка лет!), выславших в Палестину основателя бахаизма.
      Кстати, израильтян даже близко бахаи к себе не подпускают, боясь обвинения в миссионерской деятельности, в Израиле запрещённой.

      1. израильтян даже близко бахаи к себе не подпускают, боясь обвинения в миссионерской деятельности, в Израиле запрещённой.
        ——————-
        Спасибо, Сэм, за добавление. Мы с Марком, когда гуляли в Акко, почему-то этого не почувствовали, Там а бахайских садах гуляли другие израильтяне-экскурсанты, в том числе, дети с учительницей

        1. Лев, Израиль — свободная страна — гуляй, где хочешь.
          Особо, если билета пркупать не надо.
          Речь идёт не » о погулять», а » о приобщиться»

    3. Григорий Писаревский: «… Один человек, католик, как оказалось, поделился со мной тем, что для общения со Всевышним заходит в любой христианский храм (а здесь десятки конфессий) или, нередко, в синагогу. …»
      ========
      Я нисколько НЕ критикую ваш комментарий, мне просто показалось очень показательным, что именно католик считает «для общения со Всевышним мне необходима церковь-посредник».
      Даже для «слабого католика» (он готов молиться в церквях протестантов, то есть еретиков) этоа церковь-посредник необходима по внутреннему порыву.

      С точки зрения социологии: это «цивилизация-создающие» различия. Кстати: у евреев и у многих протестантов молиться дома это вполне ОК.

  3. Рав Сакс: «Иудаизм — это правовая система» и «Иудаизм — это вопрос вероисповедания и практики». Вот почему еврею ближе всего исповедывать именно иудаизм.

    1. Я, Михаил, конечно, согласен. Но нельзя осуждать тех, кто не верит или решил креститься. Это личная сфера, где каждый выбирает сам.

  4. “Когда я был в Кирьят-Ям, то меня поразило количество синагог ( 9!) для маленького пригорода Хайфы. Был Шаббат и я решил пойти в турецкую…”
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Когда я был в пригороде Хайфы, я решил пойти в турецкую баню.

  5. В гостях, а кому-то в гостинице хорошо, а по мне, так лучше дома. Пусть мне дадут возможность быть у себя дома и разговаривать в нем с моим Б-гом, и пусть в него не лезут миссионеры и не угрожают уничтожить джихадисты, а там — посмотрим.

  6. Спасибо ,дорогой Лев, за интересные путевые заметки, отраженные выразительно и эмоционально под впечатлением от увиденного и прочувствованного на Святой Земле.
    То. что Бог, наверное, действительно един для всех народов особых сомнений не вызывает. Об этом упоминается в Торе.
    Но этого фактора, увы, недостаточно для положительного ответа на поставленный вами вопрос. Это, примерно ,также недостижимо, как добиться фантастической цели единомыслия даже среди самых разумных и доброжелательных людей, устремленных к поиску путей усовершенствования рода людского. Неравенство во многих сферах проявления человеческого бытия не подлежит выравниванию. Возможно, такова была задумка Всевышнего. Но это не беда и не повод, чтобы расстраиваться, особенно оптимистам, для которых надежда умирает последней.
    Попытаюсь выразить свое мнение по некоторым аспектах религиозности
    . Прежде всего, что есть такое религиозность? Всякое религиозное учение: христианское, иудейское, мусульманское, буддийское и другие основано на своих догмах, доктринах и философии. В них, наверное, содержаться схожие общие положения, но имеются и существенные отличия, в том числе и антагонистические, вызывающие враждебность между народами с различным вероисповеданием. Быть подлинно и искренне верующим в Бога человеком, по моему мнению, дано лишь небольшому числу избранных, наделенных от природы определенными к этому склонностями. Это подобно тому, как среди мирских людей могут находится одаренные, способные к музыке, художественному творчеству, точным наукам и т.п. Предполагаю, что верующий в Бога человек воспринимает религиозный ритуал как естественную психологическую потребность души. Его участие в таком действе становится важной частью смысла земного существования, также, к примеру, как процесс творчества для музыканта или художника. Таковы, видимо, особенности состояния психологии этих людей. Это, конечно, лишь формальная схожесть процессов, ибо они существенно отличаются по уровню своего эмоционального воздействия. Вообще, быть истинно верующим человеком – это, видимо, призвание. А вся прочая, вовлеченная в религию масса людей, это те, которые туда втянуты, путем убеждения или внушения о необходимости быть ближе к Богу. Или те, кто вынужден был сделать такой выбор от безысходности, а возможно, и по принуждению. В современную эпоху это подтверждается хорошо известными фактами проявления религиозного массового фанатизма, одержимых безумной слепой верой исламистов, демонстрирующих свою верность аллаху и готовых к садомазохистским акциям по случаю какого либо значимого события в их религиозной жизни. Все это воспринимается нормальными здравомыслящими людьми как проявление массового психоза. . Цивилизованному человеку свойственно стремление к освобождению от влияния религиозных догм, но при этом ему не обязательно утрачивать веру. Альтернативой религиозной могла бы быть другая идеология, построенная на передовых, гуманитарных философских концепциях, ориентирующих человека к миру и добру и не утрачивать при этом веру в возможность существования Всевышнего, как у агностиков. Но, к сожалению, в современном мире нет реальных предпосылок к такой тенденции, а идея умиротворения является утопической, хотя всегда хочется мечтать, и надеются на пришествие МЕССИИ и наступление всеобщего благоденствия То, что ныне в Израиле религия оказывает большое влияние на власть, создает большие внутриполитические проблемы и не повышает имидж страны.. Во многих цивилизованных странах уже давно религия отделена от государства, потому там она имеет больше шансов быть собирательницей истинно верующих людей и укреплять свой моральный авторитет. В Израиле многие это понимают и пытаются ситуацию изменить, но пока безуспешно.

    1. Быть подлинно и искренне верующим в Бога человеком, по моему мнению, дано лишь небольшому числу избранных, наделенных от природы определенными к этому склонностями. Это подобно тому, как среди мирских людей могут находится одаренные, способные к музыке, художественному творчеству, точным наукам и т.п.
      ——————
      Спасибо, дорогой Сава за интересный, развёрнутый коммент. Мне понраился тезис, вынесенный сверху. Возможно, действительно, чтобы верить без сомнений, надо иметь особый дар. И, всё-таки, жизнь показывает, что вера без сомнений- опасная штука. Опасная потому, что из такой веры в любом вероисповедании вылупляются фанатики. А, как кто-то хорошо сказал : «Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его»

  7. Лев, с Богом можно разговаривать откуда угодно. Все равно общение только одностороннее. Ибо сказано, «если человек говорит с Богом — это молитва, а если Бог с человеком — это шизофрения».

    1. с Богом можно разговаривать откуда угодно. Все равно общение только одностороннее.
      ———————
      Я, Георгий, не спорю на религиозные темы: каждый выбирает сам во что верить или не верить. Но в Вашем утверждении не хватает важного компонента, которого у меня в избыттке-сомнения. Сомнения. на мой взгляд необходимы как в теистическом мировоззрении ( не уверен что есть такое слово), так и в атеистическом. Потому что ни та ни другая сторона не располагает доказательствами. Добавлю, что мне нравится версия разговора с Богом один на один, подтверждённая афоризмом, если не ошибаюсь, Набокова: « К Богу ходят не не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники»

  8. Elena 17 февраля 2020 at 12:57 |
    дорогой лев, позвольте вам возразить.

    Уважаемая Elena, мы уже много раз повторяли: подписывайтесь уникальным ником! Только из недавних авторов тут несколько Елен, а если глубже копнуть? Добавьте фамилию, а если стесняетесь своей фамилии, то хоть одну букву от нее, но отличайтесь хоть чем-то от других Елен, хотя имя и редкое 🙂

  9. Разумеется, Лев, Б-г один на всех, но верить можно по-разному. Это прежде всего относится ко всем конфессиям, но для евреев есть такая особенность, как единство нации и веры. Судьба распорядилась для нас с Вами так, что мы родились евреями. Уйти от этого мы не можем, как не можем отказаться от своих родителей. Соблюдение традиций необходимо для собственной идентификации, позволяющей человеку почувствовать ответственность за себя, свою семью и свой народ, потому что человек есть существо общественное. Без соблюдения 7 заповедей Ноя общество разваливается. Евреи приняли на себя и другие заповеди, поскольку они должны служить В-вышнему, отличившему их от других. В этом их избранность, а не в том, что они якобы лучше других. Тем более, что очень многие из нас считают, что они такие же как все. И даже в Израиле половина народа (левые) тоже стремится к этому, что чревато исчезновением еврейского гос-ва.
    Кстати, «нет ни эллина, ни иудея» — это не общая максима, а Христа и, как ни странно, современных неомарксистов, поклонников политкорректности.

    1. Ну, положим, Иисус говорил, что он послан «к заблудшим овцам Дома Израилева».
      «Нет ни эллина, ни иудея» — это написал настоящий создатель христианства Св.Павел.

      1. «Нет ни эллина, ни иудея» — это написал настоящий создатель христианства Св.Павел.
        ————-
        Но я ,Сергей, и не написал, что это слова Иисуса. За добавление спасибо.

    2. Судьба распорядилась для нас с Вами так, что мы родились евреями. Уйти от этого мы не можем, как не можем отказаться от своих родителей.
      Но, тем не менее, Михамил, многие уходят. Моя сестра и близкий приятель не просто крестились, но стали фанатичными христанами и уговаривают, точнее, много лет уговаривали меня, чтобы спастись ( как они выражались) принять христианство. Они утверждают, что Ветхий Завет устарел, понимая слово «Ветхий» буквально. Я с ними не спорю. Верить так-их право.

    3. Скажите, Михаил, а д-р Герцль, никогда не соблюдавший традиций, он еврей?

  10. Лев, какова вероятность того что человек, который с детства ходил с отцом в синагогу,дома соблюдали заповеди,в зрелом возрасте отправится в христианскую церковь разговаривать, причём не с Ним, а с его сыном, по христианской версии?

    1. Лев, какова вероятность того что человек, который с детства ходил с отцом в синагогу,дома соблюдали заповеди,в зрелом возрасте отправится в христианскую церковь разговаривать, причём не с Ним, а с его сыном, по христианской версии?
      ————-
      По моему, Аарон, вопрос риторический. Потому что такая вероятность приближается к нулю. Если Вы имеете в виду моего героя, то его приближение к Богу, как ни странно, началось с секты Свидетелей Иеговы в 19 лет

      1. Лев, Вы сами ответили.
        Для религиозного человека любой конфессии такой вопрос не стоит.

  11. дорогой лев, позвольте вам возразить.
    иудаизм — образ жизни, и исполнять все заповеди нелегко.
    но есть и хорошие новости — подавляющее большинство израильтян считаются традиционными (масоратим), сознательно придерживаясь части заповедей: кашрут, национальные праздники, отказ от смешанных браков, брит мила, бар мицва, хупа, кадиш и другие.
    все это вполне выполнимо — хотя бы один день в году отказаться от транспорта(в судный день), можно и соблюсти пост, неделю в году не есть квасного.

    1. все это вполне выполнимо — хотя бы один день в году отказаться от транспорта(в судный день), можно и соблюсти пост, неделю в году не есть квасного.
      ——————-
      Спасибо за ответ, дорогая Елена. Я понимаю, что некоторые Заповеди выполнить не так уж словжно. Особенно проживая в Израиле. Но даже в Израиле нужно, мне кажется, верить, что их выполнение нужно Ему. Вот такой уверенностиЮ к сожалени, у меня нет. Я встречал людей глубоко религиозных, которые выполняли ритуалы, но вели себя безнравственно. В Магдебурге был раввин из Израиля, который приглашал к себе в квартиру женщин лёгкого поведения, а позже украл в общине Тору и бежал. За ним специально послали людей в Израиль, но ребе так и нашли. Для меня это был шок.

      1. лев, вы меня разочаровали.
        от вас зависит, хотите ли вы придерживаться традиций или нет.
        я жила в америке, там с кашрутом и праздниками все прекрасно налажено, в германии, полагаю, тоже можно найти все необходимое, а для отказа от свинины не требуется ничего, кроме вашего решения.
        что же касается некоего мошенника/развратника/раввина из израиля, даже не буду пытаться вас переубеждать, что не все раввины/израильтяне/юден — воры, насильники и убийцы.
        желаю всего наилучшего.

        1. , вы меня разочаровали.
          от вас зависит, хотите ли вы придерживаться традиций или нет
          ——————
          Я, Елена, воспитывался в ассимилированной, нерелигиозной семье и , хотя и поверил позже в ;Бога, но не смог побороть сомнений. Пишу об этом искренне, хотя, чтобы Вас не не разочаровывать, мог бы и приукрасить. Ритуалы считаю не обязательными, хотя каждое утро во время пробежки останавливаюсь и читаю Шма. Не ем свинины и не мешаю молочное с мясным. Не знаю-нужно ли это Ему, но знаю, что это нужно мне. Тут я с Мироном согласен.

      2. Это нужно не Ему, а нужно (или не нужно) нам, мне и вам, Лев. Преемственность традиции, цепочка непрерывная времени. А можно всё это рвать, в СССР выучились.

        1. Я согасен, Мирон и косвенно ответил Вам выше, отвечая Елене. Но при этом уважаю право агноситиков, атеистов или принявших христианство, верить так, как они хотят…

        2. Мирон! Почему же Вы назвали «чепухой» мои аргументы в пользу утверждения, что будущее за «научным» Богом, как бесконечным Источником информации-законов природы? Мои аргументы просты:
          1. Законы природы, по которым существует и развивается Вселенная, это информация;
          2. у любой информации есть источник — это аксиома;
          3. Источник информации-законов природы и есть бесконечный Бог.
          Такому Богу не нужны ритуалы. «Он» — един для всех людей.

  12. Если Игорь-бахаист прав, то ритуальная составная той или иной религии, вообще. не имеет смысла. Я думаю. что для атеиста-агностика, как и для Него, если Он существует, всё обстоит именно так. Ритуалы придуманы человеком. . Если бы их не было, то невозможно было бы отличить иудея от мусульманина или христианина.

    1. Я думаю. что для атеиста-агностика, как и для Него, если Он существует, всё обстоит именно так. Ритуалы придуманы человеком.
      —————-
      Вы, Анатолий, насколько я знаю, атеист или агностик. Я верю в Творца. Но здесь мы с вами почти сходимся во мнениях. Почти заключается в том, что я ( не знаю как Вы) не уверн в своей правоте в вопросах ритуала. Наверно, для соблюдения заповедей, как и ритуалов, надо вырости в религиозной семье.

  13. А почему так много религий?
    ——————-
    Это, Валерий, интересный вопрос. Не знаю что бы ответил раввин, но, в моём представлении человека, который верит, что в будущем будет одна религия, причина та же, что и в ответе на вопрос: «Почему так много языков?»: разобщённость народов, поиск наиболее понятного и близкого, историческая случайность. Примеров такого случайного выбора-море разливанное…

  14. «евреи… все нормальные люди, подметали улицы, строили дома, доили коров, воевали.»
    //////////////////////////
    Странно подумать, но оказалось, что среди евреев оказались и ненормальные.
    И почему Вы всё к нам в феврале приезжаете?
    В августе — слабо?
    Может тогда израиль лучше поймёте?
    Ну и ещё одна мелочь — как прав наш закон. по которому почти единственная причина в отказе от
    репатриации — принятие другой религии.

    1. И почему Вы всё к нам в феврале приезжаете?
      В августе — слабо?
      Может тогда израиль лучше поймёте?
      ——————-
      Спасибо, Сэм, за отзыв. Я, действительно, всё время приезжаю в декабре, потому что работаю в музыкальной школе и у меня каникулы. Но, возможно, Вы правы, в том смысле, что я не видел Израиль в жаркое время. Наверно, это немного другой Израиль. Мой выбор страны не связан с принятием другой религии, хотя такие примеры знаю. Считаю, что не приехав в Израиль, совершил неправильный поступое. Как сказал один раввин-отвратительный…Но поезд ушёл

  15. Б-г один и не имеет значения из какого дома ты с ним разговариваешь? Из синагоги, церкви или мечети
    ____________________________
    Все лучше, а то как в Израиле- сефарды в одну синагогу, ашкеназы в другую.
    А вообще, Лев, я хотела бы сказать о другом, о вашей удивительной способности обхождения с людьми, которая меня всегда восторгает.

    1. Б-г один и не имеет значения из какого дома ты с ним разговариваешь? Из синагоги, церкви или мечети
      ____________________________
      Все лучше, а то как в Израиле- сефарды в одну синагогу, ашкеназы в другую
      ——————
      Спасибо, дорогая Инна! Вы умеете находить добрые слова. Когда я был в Кирьят-Ям, то меня поразило количество синагог ( 9!) для маленького пригорода Хайфы. Был Шаббат и я решил пойти в турецкую. Брат жены меня отговаривал: «Так никто не делает. Ты будешь там белая ворона». Но я пошёл. Проблем не было. Вся служба проходила стоя. Помощник раввина ( не знаю как его правильно назвать) каким-то образом вычислил во мне «русского» и принёс Тору на русском языке.

    2. Inna Belenkaya: Все лучше, а то как в Израиле- сефарды в одну синагогу, ашкеназы в другую.
      =========
      Американские и канадские протестанты в этом ближе к иудаизму, чем к православию, католицизму и даже европейским протестантам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *