Валерий Рапопорт: Где был Бог во время Катастрофы?

 345 total views (from 2022/01/01),  3 views today

Это не первая трагедия человечества. А первой была, когда Каин убил Авеля, а на земле было всего трое мужчин. Да Бог был с жертвами, но он был и с убийцами…

Где был Бог во время Катастрофы?

Краткий конспект лекции

Валерий Рапопорт

Вы спросите: где был Бог во время войны? Отвечаю: понятия не имею. Знаю, что был, что от Него не может идти зло, а дальше — в мыслях сплошной хаос. Поэтому честно отвечаю: я должен убрать или Бога, или вопрос3.
Меир Марат Левит

От автора

Эта лекция должна была быть прочитана в нашей еврейской общине в конце 2018 года. Она состояла из нескольких частей. Сначала я рассказал бы о двух книгах по теме лекции, затем провел дискуссию и высказал в заключение свое мнение. Но, к сожалению, в общине к этому времени идеология бывшего Советского Союза взяла верх над еврейской культурой, и проведение в ее стенах лекции могло привести к скандалу. Вместо этого я встречался со многими людьми и беседовал на тему: «Где же был Бог во время катастрофы?» Большинство людей разной веры, национальности отвечали — «не знаем». Были ответы «фашистская идеология была направлена на уничтожение евреев, цыган, славян и т.д.», «евреи сами виноваты, не выполняли заповеди Торы». Внятного обоснованного ответа для себя я не нашел, поэтому возникла идея этой статьи с надеждой, что возникнет дискуссия, и, может быть, мы получим ответ на этот кровоточащий вопрос: «Как могло так случится что богоизбранный народ4 подвергся уничтожению?»

На эту тему написано более 117 тыс. книг и статей на разных языках мира. Я расскажу о двух из них, которые я нашел практически в течение одного месяца. Автор первой книги раввин Гитик «Где же был Бог во время катастрофы?»1. Вторую книгу «Свои. Путешествие с врагом»2 написала литовская писательница и журналистка Руты Ванагайте, при участии Эфраима Зуроффа. В Литве были уничтожены практически все евреи. Оба автора проделали большую работу по изучению архивных и исторических материалов.

Раввин Менахем-Михаэль Гитик

Книга раввина Гитика представляет собой «научное исследование о причинах и трагическом ходе Холокоста с точки зрения еврейской духовной традиции»1. Я не буду рассказывать полностью об этой книге, иначе читателю будет неинтересно ее читать, а остановлюсь на некоторых ее главах. Меня очень удивила его фраза: «Гитлера заставили евреев убивать, поскольку выпихнуть их из Германии ему просто не дали!»1. Первоначально был план выселить евреев хоть на Мадагаскар, лишь бы третий Рейх был «юденфрай». Но мало кто хотел принять евреев, автор приводит пример «Одиссеи» корабля «Сент-Льюис» с более 900 евреями на борту, вышедшего из Гамбурга в 1939 году, и которых не хотели принять станы Северной и Южной Америки.

Красной нитью через всю книгу проходит «цепочка совершенно невероятных событий, каждое из которых было отдельным чудом, и она создала ситуацию, в которой Катастрофа стала возможной»1. Это неготовность Гитлера к длительной войне с СССР; ненависть к евреям прибалтийцев, хорватов, поляков, «западенцев» того времени; нежелание запада видеть уничтожение евреев в концентрационных лагерях и другие. За всю войну ни Би-Би-Си, ни Голос Америки, вещавшие на всю Европу, «ни разу, ни на каком языке не заявили «Евреев убивают»»1. Раввин Гитик повествует, где, кто и как уничтожал 6 млн евреев, и о тех, кто своей жизнью спасал евреев.

Автор прошелся и по сталинизму, который хотел на деле «врачей — убийц» в 1953 году загнать евреев в барачные города Верхоянска, Коми АССР, в район Биробиджана. И эту трагедию, как говорит автор, остановил Берия, и первое, что он «сделал после убийства Сталина — это … стремительное спасение евреев»1.

Раввин Гитик говорит «Мир не может существовать без еврейского «фактора»»1. И когда еврейский народ стоит перед «последней чертой»1,в дело вмешивается «рука Бога»1. И так было чудо в 1941 году под Москвой, чудо было в 1942 году под Александрией. И эти чудеса были и раньше, начиная с выхода евреев из Египта.

Раввин Гитик рассказывает, какие внешние причины привели к Холокосту, а также отход большинства евреев того времени от своих истоков.

Для меня было открытием, что «еврейская грызня» в СССР на всех её уровнях жизни, и «всё разрушающая ненависть большой части польского еврейства, а также минимальное уважение к еврейским ценностям и их носителям привело к Холокосту»1.

«Рассказывает раввин Ман, что в его родном польско-еврейском местечке перед войной их было всего двое учащихся йешивы. И когда он возвращался из йешивы домой на каникулы, то на улице не показывался. Все еврейские жители местечка буквально умирали со смеху при виде живого анахронизма. Представляете, вместо того, чтобы, как и полагается нормальному еврею, устроиться в жизни, приобрести профессию, обзавестись имуществом, короче, быть современным, нормальным человеком, этот, с позволения сказать, молодой человек голодал, ходил в «отжаленной» с чужого плеча, поношенной одежде и учил, учил, учил устаревшее, замшелое, никому не нужное»1. «Ненависть, пропастью разломившая мир … еврейства, поделила евреев на религиозных и секулярных, на ассимилянтов и сионистов, на патриотов … и строителей мирового коммунизма», на ортодоксов и консерваторов, «сталинистов и троцкистов — вот имя того страшного недуга, метастазы которого сделали ощутимой Катастрофу»1.

В конце книги автор делает замечательный вывод:

«Евреи, давайте уважать друг друга»1.

Но вопрос о Боге и 6 миллионах убитых евреев для меня остался открытым. Но в то же время я рекомендую каждому еврею и не еврею прочитать данную книгу, чтобы понять причины Катастрофы.

Рута Ванагайте и Эфраим Зурофф

Если книгу раввина Гитика я читал более 3 месяцев, мне приходилось обдумывать каждую главу книги, то книгу «Свой» я прочитал на одном дыхании. Но не рекомендую ее читать людям со слабой нервной системой и сердечнососудистыми заболеваниями, за исключением послесловия «Где был Бог?». Всего в 1941–44 годах в Литве погибло около 200 тысяч евреев. В литовских лесах насчитывают 227 мест массовых убийств. В книге приведены документы того времени, показания людей, участвовавших в расстрелах. Ванагайте с известным охотником за нацистами Эфраимом Зуроффом отправляется в путь по местам, где убивали евреев, и общается с оставшимися в живых очевидцами тех событий, большинство из которых просили не публиковать их имена. Цель авторов книги осознать, какую роль часть литовского народа играла в уничтожении граждан Литвы еврейского происхождения, и покаяться, как сделала это Франция через 50 лет после окончания войны. Сейчас некоторым из убийц в Литве стоят памятники, их именами называются улицы и площади.

«Тема Холокоста, речь о людях, поднявших руку на другого человека — это кровоточащая рана. Эта книга — тоже кровоточащая. На ране может образоваться общества: наши прадеды, деды, соседи, дядья. Это правда.

Набраться смелости и посмотреть этой правде в глаза — очень большой шаг к исцелению, примирению, надежде на будущее. Эта книга должна побудить нас, оценивая прошлое, констатируя факты, идти вперед. Мы, поколения наследников, должны выговориться, выплакаться, выплеснуть жалобы и идти вперед»2 таково мнение ксендза Ричардаса Довейко.

Но вернемся к вопросу «Где был Бог?» В книге «Свои» высказались Эфраим Зуроффа, пастор Томас Шярнас, ксендз Ричардас Довейко.

«Почему эти ужасные преступления, которые совершились во время Холокоста в Литве и в других местах мира, могли совершиться? Жертвы были бессильны, так надо было, чтобы Бог был с ними. Но его не было. Шабат шалом»2, Эфраим.

Пастор Томас Шярнас сказал: «Мы — не поляки и не русские, мы — честные литовцы. Среди интеллигентов стали поговаривать, что, может, и мы — арийцы. Начали раздавать брошюры (1941 год), по радио и в прессе началась пропаганда, направленная против евреев, их называли слугами большевиков, паразитами и так далее. На простых людей обрушили мощную антисемитскую пропаганду. Сложилось во всех отношениях неблагоприятное для евреев положение. Это сделали немногие из литовцев — но сделали.

Бог — это безграничный дух, и в самую страшную пору он был с обреченными на смерть, принимал свое невидимое решение, чтобы то, что было хуже всего, стало намного лучше.

А вопрос, где был Бог, когда уничтожали немощных людей, — вопрос батрака (малограмотного человека)»2.

Ксендз Ричардас Довейко сказал: «Знаете, где был Бог? У меня есть ответ. Жертвы Холокоста его точно знали. Бог был рядом с ними. Он был в достоинстве этих людей. Бог страдал так же сильно, как и они. Это очень неожиданный ответ. Вы ведь, наверное, не знаете, что свидетели убийств и сами убийцы удивлялись, почему евреи, которых вели на расстрел, не сопротивлялись, шли тихо, будто парализованные, кроткие, словно овечки. Послушно спускались в яму, обнимали своих детей и укладывались поверх трупов. Из каунасского гетто в IX форт четыреста или пятьсот евреев несколько километров шли в сопровождении восьми бойцов литовского батальона. Они могли напасть на этих охранников, могли бежать, спастись… Ни одна из десяти тысяч жертв этого не сделала. Что это было — предсмертное достоинство Божьего агнца?»2

Мнение автора статьи

В конце я хочу высказать свое (субъективное) мнение, которое частично совпадает с мнением ксендза. Это не первая трагедия человечества. А первой была, когда Каин убил Авеля, а на земле было всего трое мужчин.

Да Бог был с жертвами, но он был и с убийцами. Псалом 36 (в некоторых изданиях 35) стих 9 (10) говорит: «Потому что у Тебя (Бога) источник жизни, в свете Твоем видим мы свет». Бог как солнце дает свет и энергию каждому человеку. И уже сам человек решает направить энергию на созидание или на убийство. Почему Бог допускает это? У него есть функция — реинкарнация (см. приложение № 1). Я предполагаю, что Авель мог в новой жизни стать Ноем или Авраамом. Души людей, убитых в концентрационных лагерях, расстрелянных или просто уничтоженных только по их национальному признаку, после встречи с Создателем получат или уже получили новое тело и продолжат свой путь к самоусовершенствованию. А что будет делать Бог с убийцами и им подобными, я не знаю, но и при жизни многие из них уже получили мини «Ад».

В книге «Свои» по этому поводу сказано:

«Были такие, кто прятал евреев в подвалах, рискуя собственной жизнью и жизнью родных. Прятали, боясь соседа, который мог на них донести… Они понимали, что не смогут жить под бременем вины, и предпочитали рисковать, спасая других людей, чтобы дети и внуки когда-нибудь пришли к их могилам и сказали: это могила праведного человека. А те, что предпочли сохранить себя, убив другого, потом жили кошмарной жизнью. Их ждали угрызения совести, утрата смысла жизни, самоубийства, болезни, ранняя смерть, а также долгие годы лишения свободы или смертная казнь»2.

В заключение, чтобы ни с кем больше не повторилась Катастрофа еврейского народа, я немного расширю высказывания раввина Гитика — Люди (евреи и не евреи), «давайте уважать друг друга»1.

Приложение № 1
Краткое пояснение реинкарнации

Душа не рождается, она не умирает, она не кем-то сделана, не рождена, вечна, ее нельзя уничтожить, хотя тело умирает.
Катха Упанишад5

Беседуя с людьми на данную тему, я понял, что многие не понимают смысл слова «реинкарнация». Я кратко изложу свой взгляд на это понятие, используя книги двух авторов: Е. Бумбиерс6 и Филипп Берг7.

Слово реинкарнация имеет ряд синонимов: перевоплощение душ, повторное воплощение; гилгул (гильгуль), метемпсихоз. Слово «реинкарнация» латинского происхождения, состоит из трех отдельных слов: «ре» — обратно; «ин» — в; «карно» — плоть. Всё вместе буквально: «заново воплотившийся», «обратно в плоть»6.

Перевоплощение душ — вечно вращающееся колесо: с каждым его оборотом души уходят и возвращаются вновь и вновь, в круговращении рождения, развития, смерти и вновь — рождения. Тот же процесс повторяется в течение каждой отдельной жизни7.

После смерти физического тела человек не исчезает, остается его душевное тело и духовное. Его не посылают на вечные мучения в ад или на вечное блаженство в рай. Наша душа в Высших невидимых Мирах получает возможность перерабатывать свои земные опыты и духовно обогащаться, подготавливаться для новой земной жизни6.

Наша жизнь на Земле, по сути, цикл жизненных периодов, и каждое перевоплощение является продолжением прежнего. Поэтому даже в короткой жизни есть смысл — это опыт, который должна получить душа ребенка или душа осиротевших родителей. Несмотря на трагедию, в данном случае ничего не потеряно и ничто не забыто. Какой бы короткой и трагичной ни была жизнь человека, она вносит свой вклад в память души и дает ей возможность выплатить кармический долг. Учение о переселении душ проливает свет на проблему Зла. Евреи и другие народы учат, что Творец справедлив и всесилен. Вместе с тем кто из нас не поражался тому, что Его мир полон несчастий7.

Дело в том, что зло и беззаконие, в избытке царящие в этом мире, никак не связаны с Творцом. Войны, убийства, насилие, обман и притеснения не являются следствием желаний Творца. Это результат борьбы миллионов душ в желании выплатить свой кармический долг и их неудач на этом пути7.

Различия между людьми не зависят от божественного предпочтения или слепых законов генетической наследственности, но зависят от различия между их душами. Различия эти не навязываются нам произвольно, мы сами приносим в нашу жизнь эти качества и создаем сами себя. Зло существует для того, чтобы можно было выбирать между Добром и Злом. Если бы существовало лишь Добро, то у нас бы не было свободы выбора и мы были бы просто роботами7.

Когда душе дают возможность путешествовать в проявленном мире, то тем самым ей дают возможность исправить ошибки, совершенные ею в прежних воплощениях. Человек, который в прошлом своем воплощении был, положим, грабителем банков, и убил несколько человек, может в этой жизни стать известным хирургом, который спасает людей от смерти. Если он сумеет избежать ловушек «эго», заложенных в этой профессии, использует свой талант на пользу другим, и поймет, что они — это средство его исправления, а не средство для прославления и обогащения, тогда он сможет исправить все несправедливости, которые совершил в прежней жизни7.

Ссылки:

1 Гитик, Менахем-Михаэль «Где же был Б-г во время катастрофы?» Дварим., 2004

2 Рута Ванагайте ,Эфраим Зурофф «Свои. Путешествие с врагом» Corpus, АСТ: 2018 ISBN: 978-5-17-107177-6

3 http://evreimir.com/77504/Gde-byl-B-g-vo-vremya-vojny/

4 В Торе (книга Брейшит — Бытие, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Бог на горе Синай (Исход, глава 19:3-6) говорит с Моисеем: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля… Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов».

5 «Катха-Упанишад» в переводе Д.М. Рагозы, Санкт-Петербург, Общества Ведической Культуры Санкт-Петербурга, 1994.

6 Е. Бумбиерс «Перевоплощение и Карма» Киев, Общество книголюбов Украины ТПО «ДМ» 1992.

7 Филипп Берг «Перевоплощение душ», перевод — Е. Баух ISBN 0-924457-07-4 SC Перевод — Е. Баух, Исследовательский центр Каббалы РОВ 14168. Иерусалим. Старый город.

Print Friendly, PDF & Email

22 комментария к «Валерий Рапопорт: Где был Бог во время Катастрофы?»

  1. Уважаемые читатели!
    Сегодня я подвожу итог дискуссии о Катастрофе. Я не мог охватить все статьи и книги о Катастрофе. Но из писем, выступлений, из книг и личных бесед с раввинами и верующими людьми могу поделиться обобщённым мнением.
    1. Очень большая группа людей винит самих евреев в Катастрофе из-за отхода от Торы, еврейских законов и грызни между собой. А также в том, что виновата «фашистская идеология, направленная на уничтожение евреев, цыган, славян и т.д.» Но это не дает ответа на вопрос «Где же был Б-г».
    2. Большинство людей отвечали — «Не знаем». «Важным шагом является признание того, что сегодня у нас нет ответа на этот вопрос. Любая попытка анализа таких событий в понятиях «преступление и наказание» представляется недостойной и аморальной, и уже поэтому неверной. Но отсутствие ответа не означает, что вопрос задан неправильно — это только означает, что до ответа мы еще не добрались».
    3. Сам вопрос не корректен. Если спрашивающий не верит в Б-га, то этот вопрос — интеллигентная форма нападок на религиозного человека. И смысл такой: я не верю, а ты веришь, так объясни, где же Он был, когда все эти ужасы происходили, если Он такой Всесильный и всезнающий?
    Я еще раз хочу подчеркнуть, что, если Всевышнего не существует, вопрос «где Он был…» не имеет буквального смысла — это вопрос исключительно к Торе, к еврейской вере.
    4. Особое мнение высказал лауреат Нобелевской премии мира, узник концлагеря Визель Эли в книге «Ночь»: «В один страшный день — в один из многих страшных дней — мальчик присутствовал при том, как вешали (да, вешали!) другого ребенка, — как он пишет, с лицом печального ангела. — И вот кто-то позади простонал: «Где же Бог? Где Он? Да где же Он сейчас?». И голос внутри меня ответил: «Где Он? Да вот же Он — Его повесили на этой виселице!».
    5. Есть большая группа людей, которая игнорировала ответ на этот вопрос. «Моя хата с краю, ничего не знаю». Катастрофа коснулась всех. Есть «люди», натравливающие одну группы верующих на другую, превращают синагогу в трибуну нападок. Мы должны уважать мнения друг друга. Особенно это касается руководителей общин, обществ и культурных центров.

    Цель статьи состоит в том, чтобы мы были начеку. Катастрофы были и до прихода гитлеризма (выход из Египта, разрушения Храмов), но сегодняшняя наша цель сделать все, чтобы это не повторилось.
    Валерий

  2. \\Cоглашаюсь с вами. уважаемый BENNY. поскольку его книгу не читал,. Сделал такой вывод на основании тезиса автор:
    «Ненависть, пропастью разломившая мир … еврейства, поделила евреев на религиозных и секулярных, на ассимилянтов и сионистов, на патриотов … и строителей мирового коммунизма», на ортодоксов и консерваторов, «сталинистов и троцкистов — вот имя того страшного недуга, метастазы которого сделали ощутимой Катастрофу»

  3. ЧИСЛА и В.З.
    ———————-
    «Когда наш Бог сильнее ихнего бога: «… И прогневался Моисей на военачальников..«
    (Числа 31-13)
    «Ну а когда наш Бог слабее ихнего бога, то … Холокост получаем мы.«
    В. Зайдентрегер

  4. Прошу уважаемого автора простить за допущенную ошибку в упоминании его имени.

  5. 1. К реплике в эпиграфе: Поэтому честно отвечаю: я должен убрать или Бога, или вопрос3.
    Меир Марат Левит.
    Есть основание относиться с пониманием
    Вполне обосновано, наверное, .было бы также признать, что не менее оправдано убрать и то и другое. За всю известную и долгую историю существования человечества не было ни одного периода в его развитии, когда бы его людская общность в определенной мере не наполнялось носителями Зла. Такое прослеживалось и в продолжительную эпоху господства преимущественно религиозного сознания и в более поздние времена, вплоть до современности в мире цивилизации и прогресса, который освободился от доминирующего влияния религии. Зло продолжает проявляться в разных формах и сущностных признаках и вне связи его носителей с верой в Бога.
    Должно быть, порождение Зла- это не разгаданный природный феномен (Божья, или дьявольская воля, для верующих).
    Истоки и причины его наукой полностью не раскрыты. Известно лишь пока
    . что их, носителей зла, в общей людской общности существенное меньшинство среди всех прочих, но влияние их на формирование общественного сознание и способности к достижению высшей власти оказываются весьма велики.
    Подробно эта проблема исследована в труде Игоря Ефимова: http://7i.7iskusstv.com/2018-nomer5-efimov/
    В проявлении Зла антисемитизм— это его наиболее типичная и характерная практически неизменная форма. Он. как и породивший его источник, не находит рационального объяснения. Холокост явился апогеем его проявления со звериной сущностью. О том, как стало возможным зарождение и проявление его в среде просвещенного и цивилизованного, преимущественно верующего в Бога, народа Германии и превращения его (народа) в массового носителя Зла, объясняется также в упомянутом выше источнике.
    2.Возвращаясь к сути упомянутого уважаемым автором эпиграфа, достаточно вспомнить , что в иудейском учении утверждается, что пути Господни неисповедимы.
    Хотя бы только по этому утверждению нет логического смысла отыскивать ответ. Хотя, для ортодоксальных иудейских авторитетов логика не инструмент для аргументации..
    Ваше, Владимир, мнение, похоже, не противоречит утверждению Маратам Левита. Оно воспринимается убедительным в определенной мере.
    Но с мнением мудрого Гетика трудно согласиться. Нет, на мой взгляд, достаточных оснований утверждать, что именно разобщенность по разным объективным обстоятельствам евреев диаспоры явилось причиной Катастрофы. Будь они каким-либо чудом консолидированы, от неминуемой погибели им было бы также не уберечься. Но возможностей принять смерть с достоинством и с сопротивлением было бы больше. Но чудеса свершаются только в фантазиях иудейских проповедников.

    1. sava: «… Но с мнением мудрого Гетика трудно согласиться. Нет, на мой взгляд, достаточных оснований утверждать, что именно разобщенность по разным объективным обстоятельствам евреев диаспоры явилось причиной Катастрофы. »
      ========
      Уважаемый , sava вы ошибаетесь: Менахем Гитик НЕ утверждал этого о причинах Катастрофы.
      В своей книге он вообще НЕ писал о ПРИЧИНАХ Катастрофы, он писал об УРОКАХ Катастрофы. И он математик он очень точен в терминах.

  6. «Где был Бог?». В самом вопросе уже часть ответа: Бог — это Он, это Существо. Это — не научный ответ. Отывет должна дать наука. А может ли она дать ответ? Может, но не хочет. Почему не хочет? Не пришло ещё время. Точнее: ответ , по-моему уже дан, но он не признан. Бог — это бесконечный Источник информации-законов природы, по которым существует и развивается Вселенная. Такое определение доказывается довольно просто логиески, т.е. научно. Я предлагаю такое научное решение проблемы реальности Бога:
    1. Законы природы, по которым существует и развивается Вселенная, — это информация;
    2. у любой информации есть источник — аксиома;
    3 ПервоИсточник информации-законов природы и есть бесконечный Бог.

    При таком определении понятия «Бог», вопрос «Где был Бог?» не имеет ответа. Бог — это бесконечность, спрашивать — Где была бесконечность бессмысленно. Надо изучать законы природы, их анализ даст научный ответ на вопрос — где был Бог?

  7. Когда наш Бог сильнее ихнего бога:
    «… И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем; итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте, а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя…» (Числа 31-13)
    Ну а когда наш Бог слабее ихнего бога, то … Холокост получаем мы.

    1. В. Зайдентрегер, ваша «любовь» к иудаизму уже не позволяет вам отличать месть-геноцид настоящим врагам от Холокоста?

      Или по-вашему женщины Моава, которые ради уничтожения всего еврейского народа готовы сами предлагать себя евреям для секса — такие женщины не могут быть настоящими врагами евреев?

      Или вы очередной российско-имперский «гумманист», который резко осуждает геноцид моавитян евреями 35 веков назад — и очень уважает Сталина, Ивана Грозного и любую мерзость ради «величия» Российской Империи, СССР и современной путинской РФ?

  8. Мнение автора статьи четко структуируется. В первой её части –речь идет о обстоятельствах массового уничтожения евреев в годы Катастрофы. Кстати, это не первая и, боюсь, не последняя катастрофа такого рода в истории мировой цивилизации. Тема неготовности, или неспособности, Б-га их спасти, боюсь, никогда не будет исчерпана, слишком много факторов задействовано в этой трагической цепочке причинно-следственных связей. Поэтому, особый интерес представляет предложенное во второй части статьи решение. Позволю себе его процитировать. Итак:
    « Души людей, убитых в концентрационных лагерях, расстрелянных или просто уничтоженных только по их национальному признаку, после встречи с Создателем получат или уже получили новое тело и продолжат свой путь к самоусовершенствованию. А что будет делать Бог с убийцами и им подобными, я не знаю, но и при жизни многие из них уже получили мини «Ад»»

  9. посмотрим на историю Иова
    И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
    8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
    9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
    10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
    11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?
    12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
    Провокация чистой воды, режиссура. Сатану стимулируют на выполнение его работы. Детей пускают в расход ради высшей цели.
    Что доказывает высшую цель и идею Торы — каждый должен следовать зову сердца, как в случае с Яковом -Израилем и Эйсавом. Роскошь убивает человека, чрезмерный достаток и благополучие это не богоугодное дело.
    В случае с Авелем то же самое, Творец имеет предпочтения, чем обрек на невыносимые страдания Каина. К тому же мы не знаем поведения Авеля.

  10. Задавать вопрос — почему Б-г допустил… бессмысленно, потому что получается, что избрав евреев, он тем самым якобы обязался их защищать. Но ведь избрание произошло для служения Ему, а не для получения каких-либо привилегий по отношению к другим народам. Узнать почему произошла Катастрофа мы не можем, как не знаем почему вообще был создан мир и происходила его История. Сначала Всевышний отделил свет и тьму и увидел, что это хорошо. Но «хорошо» кому? Можно задать еще кучу подобных вопросов. Подобие человека Творцу состоит, мне кажется не в его внешнем виде, а в том, что мы обязаны «делать, чтобы было хорошо», т. е. добровольно соблюдать заповеди, данные в Торе, как минимум 7 заповедей Ноаха.

  11. Мои три копейки к вопросу столь давнему, сколь давно человек задумывается над проблемой зла в мире (в этом отношении Иов столь же современник нам и столь же мудр, знающий, понимающий как, например, уважаемый рав Гитик).

    Я думаю, вопрос уважаемого автора сводится к вопросу, Почему, как, отчего, для чего… Бог сотворил человека со свободной волей, чем выделил его в Творении? (попробуйте свести свободу воли к природе, не отрицая ее и не лишая вопрос о добре и зле всякого смысла) . А если помнить, что у человека есть свобода воли творить добро и зло, быть образом Бога или Его отрицанием, то первый вопрос получает ответ:
    В дни Холокоста, как и во всей истории, во времена всех трагедий, Бог был в добрых делах людей (не ангелов!), с цадиками, с жертвами насилия (как он был с Авелем, а не с Каином), в свободном выборе человеком добра в противостоянии злу,
    сколь бы определение, что есть «добро» ни ускользало от философов и теологов, сколь бы вопрос теодицеи ни оставался мучением для философов и теологов (а также поводом для зубоскальства у иных бравых атеистов, полагающих, что отрицанием Бога, и тем самым свободы воли, они спасают человечество от зла невежества, хотя добро при этом не торжетвует).

    А по вопросу теодицеи, думаю, хороший источник для размышлений – лекция рабби Джонатана Сакса: «Иудаизм, справедливость и трагедия. – Противостояние злу» —
    http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer10/Dynin1.php

    1. «как он был с Авелем, а не с Каином», главное, чего боятся теодицеонисты это заметить что он был с Авелем еще до того как Каин совершил преступление. т.е. это было срежессировано

      1. У «Might — 28 февраля 2020 at 18:36» получается полная чушь: «теологи боятся заметить, что Сатан (или Сатана) режессирует удобные для совершения преступления условия и подстрекает испытуемых людей на преступление, от которого страдают другие люди».
        А Сатан иудаизма не имеет ни малейшей автономии от Бога, а Сатана христианства имеет некую автономию, которую по-моему ему временно разрешил сам Бог.

        Такой уровень невежества достоен «шнобелевской премии по теологии» 🙁

      2. Might: главное, чего боятся теодицеонисты это заметить что он был с Авелем еще до того как Каин совершил преступление. т.е. это было срежессировано
        =====================.
        Might, could you, понять, что если человеку дана свобода воли, то событие не было срежессировано?
        Или Вы не might понять это?

        1. Might, could you, понять, что если человеку дана свобода воли, то событие не было срежессировано?
          Или Вы не might понять это?
          =================
          если психически создать невыносимые условия то свобода выбора становится условным понятием
          с помощью условий и песочницы в которой этот выбор реализуется можно сделать так что никакого выбора и нет

          1. Might
            29 февраля 2020 at 20:33 | Permalink
            если психически создать невыносимые условия то свобода выбора становится условным понятием
            ===================/
            Это верно. Еще проще: если стукнуть человека по голове поленом, то, скорее всего, свобода выбора у него, безусловно, исчезнет. Для пояснения: проблема свободы выбора связана с вопросом: как не допускать ни невыносимых условий, ни ударов поленьями, но не стоит тривиальностями подменять вопрос. Это не might, это weakness.

          2. если стукнуть человека по голове поленом, то, скорее всего, свобода выбора у него, безусловно, исчезнет.
            ==============================
            закон превыше всего! так сказано в Торе. нету у Бога миссии делать человека счастливым, есть завет/закон и тд как угодно можно назвать, смысл этого мира — в его исправлении. Человек — инструмент. Человек концептуально может выбрать — искать божью волю или пытаться взломать систему и использовать законы Бога для своего процветания. Иметь земное счатью безопасно можно только в рамках главной цели, которая совпадает с Божьей целью. Остальное за свой счет, каждый выбирает сам себе где пирушку закатывать. Никто осуждать не будет, даже Бог.
            Проживешь в святости и кротости, блюдя закон — хорошо. Застанешь спокойную эпоху без войн — тебе повезло. Но будь готов стать тем в любой момент времени кто нужет для главной цели.
            Это проще простого.

  12. 1) В иудаизме есть великий принцип «каждый должен заниматся своим делом», который очень многие понимают примитивно.
    Например, в случае личной трагедии: у Ицика родился симпатичный сыночек Яшка — а в возрасте 3 года Яшка заболел, очень сильно страдал и умер.
    Где был Бог в это время? А это Бог решил (и приказал полностью послушному Ему ангелу-смерти это СДЕЛАТЬ), что в возрасте 3 года Яшка должен умереть в огромных мучениях.

    А Ицик тут во-первых не может понять Бога (он не знает о прошлых реинкарнациях души Яшки), во-вторых (и это главное !!!): Ицик тут должен СПОРИТЬ с Богом — любить и попытатся вылечить своего сына Яшку.
    Людям вообще супер-опасно понимать Бога: ещё может оказаться, что в прошлой жизни душа Ицика была душой человека, который зверски убил ту реинкарнацию Яшки — а потом раскаялся. Такое знание может сломить Ицика ещё тогда, когда его сыночек Яшка был бейбиком-симпатягой — а со стороны «ангела-наблюдателя» тут видно, что с помощью огромных страданий (умершего ребёнком Яшки и умершего в старости Ицика) милосердный Бог возвышает душу Ицика, исправляет его грех и очищает его душу и весь мир от самого греха Ицика и от любых его последствий.

    2) Аналогию с Холокостом делать ещё рано. Надо сначала изучить, понять и осознать ещё более великий принцип иудаима: «партнёрство каждого человека и Бога ради Тикун Олам (конечное исправление всего мира в мессианскую эпоху)».
    Некоторые споры человека с Богом — это иногда часть человека в этом партнёрстве. Например: в Торе с Богом спорили и Авраам (о спасении Сдома) и Моисей (о спасении всего еврейского народа после случая с золотым тельцом).

    П.С.: Книгу р. Гитика я купил, читал и даже лично обсудил это с ним во время одной из его лекций в Торонто.

  13. Где был Бог?
    Он был там же, где были все остальные страны и народы, которые отвернулись сначала от немецких евреев, а потом от евреев всех оккупированных стран. Он или не видел, или не хотел видеть, что творится.
    Раввину кажется, что Холокост — наказание за плохое поведение евреев, за слабую веру. Тогда почему Бог спас половину немецких евреев (где-то 250 тыс), в основном неверующих, и оставил умирать почти всех польских евреев (3 млн), самых верующих в него на то время евреев?
    Ну, и приходится сделать ещё один парадоксальный вывод: самыми любимыми евреями у Бога были Советские евреи! Как только Вождь всех народов замыслил их массовое переселение (или уничтожение), Бог тут же устроил ему Пуримшпиль. И за это спасибо!
    Думаю, что правильно поступили те, кто отказался обсуждать этот вопрос, неразрешимый или несуществующий, сколько бы книг на эту тему ни написали.

  14. Почему люди диктуют Богу, требуя от него помощи в исполнении своих желаний?
    Если евреи действительно верят в ветхозаветного Бога, если это их путь, то смысл жизни еврея — сохранять союз с Богом, следовать его путем. В новом завете это «следование» и «союз» были рашифрованы. Там сказано что царство божье внутри нас, а Бога мы должны искать всю жизнь.
    Но евреи устриваются комфортно по жизни благодаря своему, зачастую, превосходящему интеллекту и способности самоорганизовываться «со своими» в сообщества и жалуются потом что плебс их жестко вытесняет.
    Кроме всех прочих процессов в мире просиходит банальная конкуренция с сферах, политике и тд. И евреи могут оставить всех далеко позади со своими способностями.
    И плебс, понимая это только подсознательно, ведется на всякие басни про «марксистов», «социалистов», «иждевенцев», следую простому страху.
    И вот еврейские общины заняв все бюджетные сферы подпадают под гонения и начинают винить Бога что его рядом небыло, когда они просто дрались за свой бытовой комфорт. А Бог, как известно, комфорта никому не обещал, и более того, материальный успех у Бога не поощряется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *