Елена Пацкина: Беседы о нашем, девичьем. Мария Эбнер-Эшенбах

 147 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Вступить в брак по рассудку значит в большинстве случаев употребить весь свой разум на совершение самого безумного поступка, какой только возможен… Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты!.. Тот, кто верит в свободу воли, никогда не любил и никогда не ненавидел.

Беседы о нашем, девичьем

Мария Эбнер-Эшенбах. Опыт «синтетического интервью»

Елена Пацкина

«Женщины — декоративный пол. Им не о чем говорить, но все, что они скажут, очаровательно».
О. Уайльд

Считается, что женщины живут больше чувствами, чем разумом, и по жизни их ведет скорее интуиция, чем доводы рассудка. Однако именно она из века в век помогает им справляться с проблемами и невзгодами не менее успешно, чем изощренный мужской ум.

Многие женщины не могут точно выразить словами, почему они думают и поступают так или иначе, что не мешает им вполне удачно проходить свой путь.

Тем не менее, встречаются женщины, не только изучающие и понимающие жизнь, но и способные чеканно и изысканно формулировать свои мысли.

С одной из таких удивительных женщин, классиком афоризма, австрийской писательницей Марией Эбнер-Эшенбах (1830–1916) мысленно встретилась и побеседовала сотрудница журнала «Экспромт» Эрлена Оболенская.

Предлагается запись их беседы.

Э. О. — Уважаемая госпожа Эшенбах, в наше вполне эмансипированное время многие женщины стремятся прежде всего реализовать себя в профессии, откладывая создание семьи на все более поздний срок. Вы прожили большую часть своей жизни в 19-ом веке, когда главным событием, целью и содержанием в жизни почти каждой женщины было замужество. Наверное, мои современницы многое в жизни теряют. Что Вы думаете о браке?

М. Э-Э. — Многие браки представляют собой состояние, в котором двое не могут долго выдержать ни друг с другом, ни друг без друга.

Э. О. — Состояние почти безнадежное. А ведь считалось, что браки совершаются на небесах.

В чем проблема?

М. Э-Э. — Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны.

Э. О. — Видно, так и есть. Возможно, супруги должны быть более сдержаны и скрытны, чтобы со временем не раздражать друг друга?

М. Э-Э. — Даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу.

Э. О. — Да, многое приходиться держать при себе в общении даже с близкими людьми. Но ведь бывают же случаи, когда супруги живут вместе долгие годы. Разве это не свидетельство счастливого брака?

М. Э-Э. — О том, правильно ли поступили двое, поженившись друг с другом, нельзя судить даже на их серебряной свадьбе.

Э. О. — Конечно судить о чужом браке вообще трудно. Иногда приходится видеть, что совершенно ничтожные грубияны, бездельники и алкоголики живут за счет своих жен да еще издеваются над ними, а жены все это терпят. Почему?

М. Э-Э. — Иные жены питают к своим мужьям такую же слепую и загадочную любовь, как монашенки к своим монастырям.

Э. О. — А может ли женщина так повлиять на мужа, чтобы он исправился?

М. Э-Э. — Женщина, которая не в состоянии влиять на своего мужа, — это гусыня. Женщина, которая не хочет на него влиять, — это святая.

Э. О. — Какой же выход? Возможно, вступать в брак следует не по страстной любви, а по трезвому расчету, как советовал нам великий Монтень?

М. Э-Э. — Вступить в брак по рассудку значит в большинстве случаев употребить весь свой разум на совершение самого безумного поступка, какой только возможен.

Э. О. — По рассудку — плохо, без рассудка — опасно. Может, вообще не выходить замуж, а ждать большого и светлого чувства. Но в наше прагматичное время многие вообще не верят в любовь.

М. Э-Э. — В ревматизм и в настоящую любовь не верят до первого приступа.

Э. О. — А когда этот приступ нагрянет, женщина какое-то время может диктовать влюбленному свои условия?

М. Э-Э. — Наибольшую власть над мужчиной имеет женщина, которая, не отдаваясь ему, способна заставить его поверить, что он любим.

Э. О. — К сожалению, эта власть очень недолговечна. Ведь немало представителей сильного пола мнят себя Дон-Жуанами и ведут себя соответственно.

М. Э-Э. — Многие из тех, кто считает себя Дон-Жуанами, — всего только фавны.

Э. О. — Может быть, эти мужчины, как, впрочем, и многие женщины, ищут не сильных чувств, а новых впечатлений, как наркоман — новой дозы наркотика?

М. Э-Э. — За новыми впечатлениями больше всех гоняются те, кто не знает, что делать со старыми.

Э. О. — Увы, это так! Но есть еще мужское тщеславие, заставляющее этих фавнов считать себя Дон-Жуанами.

М. Э-Э. — Что бы стало с могуществом женщин, если бы не мужское тщеславие!

Э. О. — Именно это качество мешает им ценить ум в женщинах. Ведь согласитесь, что мужчины часто недолюбливают и избегают неглупых женщин.

М. Э-Э. — У умной женщины миллионы природных врагов: все глупые мужчины.

Э. О. — Возможно, недалекие дамы обладают особым очарованием?

М. Э-Э. — Очарование — это излучение внутренней гармонии.

Э. О. — Гармоничные люди чрезвычайно редки. Часто видишь столь дисгармоничные пары, что диву даешься: что он или она нашли в своем малопривлекательном спутнике. Возможно, у них не было выбора. Но человек всегда волен выбрать свободу.

М. Э-Э. — Тот, кто верит в свободу воли, никогда не любил и никогда не ненавидел.

Э. О. — Вы так думаете? А христианство говорит нам, что каждому человеку Бог даровал свободную волю. Впрочем, жизненный опыт не всегда это подтверждает. Действительно, часто люди не могут уйти, хотя и понимают, что их не любят, и такое положение безнадежно.

М. Э-Э. — Безнадежная любовь делает мужчину жалким, а женщину — заслуживающей жалости.

Э. О. — Разве любовь, даже безнадежная, не делает людей лучше? Разве желание завоевать чью-то любовь не заставляет людей порой совершать подвиги?

М. Э-Э. — Ничто не делает нас такими трусливыми и бессовестными, как желание быть любимыми другими людьми.

Э. О. — Что Вы говорите! Впрочем, иногда люди действительно совершают во имя любви недостойные поступки. Они, таким образом, доказывают свою преданность любимым, которые далеки от морального совершенства.

М. Э-Э. — Большая часть людей требует больше любви, чем заслуживает.

Э. О. — Это верно. Как у нас говорится: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Однако любящая женщина может, вероятно, долго удерживать уже охладевшего к ней мужчину около себя, если будет ему ни в чем не перечить, а только поддакивать. Ваше мнение?

М. Э-Э. — Не противоречат обычно тем, кого больше всего любят, и тем, кого меньше всего уважают.

Э. О. — Причем, подчас это одни и те же люди. Ведь, как правило, любят одних, а уважают других. Любят серых мышек, а уважают друзей. Только друзья могут по-настоящему оценить наши достоинства и воздать нам должное.

М. Э-Э. — Даже самый скромный человек думает о себе лучше, чем думает о нем самый лучший друг.

Э. О. — Как это печально! Неужели мы так плохи в глазах наших ближних?!

М. Э-Э. — Хочешь знать, что говорят о тебе знакомые? Послушай, что они говорят о людях, которые лучше тебя.

Э. О. — Честно говоря, лучше этого никогда не знать. К тому же мнением людей не очень близких можно пренебречь.

М. Э-Э. — Мы так суетны, что придаем значение тому, что думают о нас люди, которым мы не придаем значения.

Э. О. — Да, но бывает же иногда настоящая дружба, встречаются искренние друзья.

М. Э-Э. — Искренних друзей очень мало. Да и спрос на них невелик.

Э. О. — Почему? Разве истинный друг не самое ценное, что может приобрести достойный человек за всю свою жизнь?

М. Э-Э. — По-настоящему хороший человек может иметь столько друзей, сколько хочет, но не всегда тех, которых хочет.

Э. О. — Вероятно потому, что мы не всегда имеем возможность выбирать людей по своему вкусу. Можно за всю жизнь не встретить близких себе по духу, и это обрекает нас на одиночество, несмотря на большое количество знакомых, которых, за неимением лучшего, многие называют друзьями. Иногда приходится видеть умных и талантливых людей, имеющих довольно примитивных приятелей, или женящихся на пустых и глупеньких кокетках. Как Вы думаете, они не видят, с кем имеют дело?

М. Э-Э. — Трудно считать дураком человека, который восхищается нами.

Э. О. — Конечно, если это восхищение искреннее. Но часто люди льстят, чтобы чего-то добиться от нас. И на это способен самый недалекий человек.

М. Э-Э. — Льстец завоевывает наше расположение, даже если мы ничуть не верим его лести.

Э. О. — Возможно, это слабость, за которую человек потом расплачивается. А ему кажется, что все дело в невезении.

М. Э-Э. — Неудачи других кажутся нам совершенно естественными, но вот почему нам не везет — этого мы понять не можем.

Э. О. — Естественно, наши неудачи — это безусловная несправедливость. Ведь мы знаем, что заслуживаем лучшего.

М. Э-Э. — В молодости мы полагаем, что справедливость — минимум того, что мы вправе ожидать от других. В зрелом возрасте мы убеждаемся, что это максимум.

Э. О. — И этот максимум для многих практически недостижим. Не о такой жизни мы мечтали в юности!

М. Э-Э. — Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал.

Э. О. — Кто не мечтал, тот, по крайней мере, не знал разочарований. Очень горько терять свои радужные иллюзии.

М. Э-Э. — Сколько бы мы не платили за свои прекрасные иллюзии, мы не остаемся в убытке.

Э. О. — Безусловно, мечтая о прекрасном, мы какое-то время были счастливы. Будет, что вспомнить в старости.

М. Э-Э. — В старости мы больше тоскуем о мечтах нашей молодости, чем о ее счастье.

Э. О. — Это потому, что с возрастом изменяются ценности?

М. Э-Э. — В молодости мы учимся, в старости понимаем.

Э. О. — Всегда ли приходит понимание? Часто видишь стариков упрямых и вздорных, совершенно неспособных к восприятию меняющейся жизни.

М. Э-Э. — К старости ум просветляется или окостеневает.

Э. О. — Если ум просветляется, то есть надежда достигнуть мудрости и стать чище и добрей.

М. Э-Э. — Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты!

Э. О. — Иногда люди, слывущие добрыми, отнюдь не обладают даже здравым смыслом.

М. Э-Э. — Иные считают, что у них доброе сердце, а это всего лишь слабые нервы.

Э. О. — Да, быть по-настоящему добрым иногда очень непросто. А всегда ли надо прощать людей, нанесшим нам непоправимый вред? Вот великий суфий Инаят Хан считал так: «Прощение — прерогатива Бога. Смертному человеку предоставляется возможность прощать только тогда, когда другой человек попросит его об этом». Что Вы скажете?

М. Э-Э. — Всегда следует прощать: раскаявшегося — ради него самого, нераскаявшегося — ради себя.

Э. О. — Так, вероятно, проще. Если получается. Но иногда на душе скапливается столько обид и горечи, что трудно жить.

М. Э-Э. — Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой.

Э. О. — Но иногда человек бывает совсем одинок и опускает крылья. Возможно, ему просто не хватает терпения. Наш великий классик Л.Н. Толстой любил повторять: «Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать». Как Вы считаете?

М. Э-Э. — Спокойно ждать мы приучаемся лишь тогда, когда ждать уже нечего.

Э. О. — Пожалуй, Вы правы. Тогда что Вы посоветуете человеку, впавшему в уныние?

М. Э-Э. — После каждого падения снова стремись в высоту! Либо разобьешься насмерть, либо у тебя вырастут крылья!

Э. О. — Уважаемая госпожа Эшенбах, разрешите поблагодарить Вас за Ваши мудрые и точные ответы, которые наверняка помогут нам лучше справляться с нашей непростой жизнью.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария к «Елена Пацкина: Беседы о нашем, девичьем. Мария Эбнер-Эшенбах»

  1. Елена П.
    Э-Э. — Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны.
    Э. О. — Видно, так и есть. Возможно, супруги должны быть более сдержаны и скрытны, чтобы со временем не раздражать друг друга?
    М. Э-Э. — Даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу.
    Э. О. — Да, многое приходиться держать при себе в общении даже с близкими людьми. Но ведь бывают же случаи, когда супруги живут вместе долгие годы…
    ::::::::::::::::::
    — Нет на свете совершенства..

  2. Судя по ответам Эшенбах, мужчины плохо знают женщин. Скорее всего, так он и есть. Мне понравился парадоксальный ответ : «Женщина, которая не в состоянии влиять на своего мужа, — это гусыня. Женщина, которая не хочет на него влиять, — это святая.» Продолжайте, Елена, Вашу серию. Вы нашли интересный путь к более близкому знакомству с мудрыми людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *