[Дебют] Александр Либинсон: Искусство в эпоху либерализма и политкорректности

 220 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Творения новаторов 19 века открывают огромные возможности для тех, кто хочет заниматься искусством в 21 веке. Они позволяют приобщиться к творчеству людям с самой разнообразной подготовкой, широким диапазоном художественной одаренности и владения техникой избранного поля деятельности.

Искусство в эпоху либерализма и политкорректности

Александр Либинсон

Предисловие

Необходимы ли серьезное образование и упорное оттачивание мастерства для успеха? Некоторые удачные стартапы последних 10-20 лет вызывают в этом сомнения. Такой же поворот наблюдается в пластическом искусстве. Многие молодые люди претендуют на создание серьезных произведений с важным философским или социальным содержанием, обладая минимальными техническими навыками. Явное доминирование либерального подхода среди гуманитарной интеллигенции практически исключает отрицательные отзывы на откровенно слабые работы. Особенно, если их авторы — выходцы из низких социальных слоев. Я попробовал дать либерально-доброжелательное описание предельной точки этого процесса — «произведения», не требующего никаких усилий для своего создания.

Оптимистический читатель может надеяться, что такой сценарий останется плодом авторской фантазии.

* * *

В нашу эпоху доминирования либерализма и политкорректности содержание многих понятий изменилось. Этот процесс не обошел стороной и искусство. Сотню лет назад под доступностью искусства понимали способность больших групп людей понимать его. Рост числа потребителей произведений искусства усилило его коммерческую сторону. В конце концов это привело к тому, что современные произведения искусства ориентированы на максимально широкую аудиторию. Говоря экономическим языком, они захватили весь потенциальный рынок. Искусство стало общедоступным и массовым.

Всё больше людей переходят от потребления произведений искусства к их производству. Это начинается с подросткового образования. Изучение строгих наук и инженерии не обеспечивает требования равных возможностей в смысле равных достижений. Без знания математики и понимания физических законов трудно продвинутся в этих дисциплинах. Искусство предоставляет более либеральную платформу представителям разных социальных и этнических групп, поэтому школьники и студенты все больше предпочитают обучение искусству. Для расширения доступности художественного творчества очень важно правильно использовать достижения мастеров прошлого.

Начнём с живописи. Традиционное обучение предполагает развитие чувства цвета, гармонии оттенков, изучение законов перспективы, отработку навыков рисования.

Немногие могут пройти это и вложить в обучение долгие годы. Сейчас редкий учитель рисования отважится предложить скопировать работы известных художников прошлого или даже нарисовать натюрморт. Неказистый рисунок нельзя объяснить нежеланием ученика долго и кропотливо работать: он может обидеться, что недопустимо в развитых странах в 21 веке.

Но можно обратиться к малоизвестным работам.

В 1882 году Альфонс Алле написал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», представлявшее собой чёрное полотно, близкое по форме к квадрату. Он расширил использование цветов, и в 1884 году появился пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексичными кардиналами» представлявший собой ярко-красную одноцветную картину также без малейших признаков изображения. Кульминационной точкой его художественного творчества, видимо, можно считать его абсолютно белое полотно «Анемичные девицы идут к первому Причастию в снежную пору».

Эти картины остались неизвестны широкой публике, и через три десятка лет «Черный квадрат» Малевича стал провозвестником новой эпохи. То ли названия, данные Алле свои работам, сковывали фантазию зрителя, то ли он просто опередил своё время. Нет сомнений в том, что самые обычные школьницы и школьники многократно рисовали образ чёрного квадрата, не подозревая, что они творят шедевры. Любому ученику под силу создать авторскую копию этого широко известного полотна. Не составит особого труда пойти дальше и разработать тему вширь (синий треугольник, оранжевое полотно и т.д.). Отсутствие навыков аккуратного рисования и даже невнимание к оттенкам цветов не будут препятствиями для создания оригинальных картин в этом направлении.

Важный шаг в продвижении новаторской концепции — белое полотно в рамке. Как мы помним, Алле сделал его. Малевич написал «Белый квадрат» через несколько лет после «Черного квадрата», но он все же изобразил фигуру (белый квадрат с четко проведенными границами) на белом фоне. Чисто белое полотно доступно любому, не растрачивает лишних природных ресурсов, позволяет обходится без кисти, без каких бы то навыков рисования, даже просто контроля движений рук. В полном смысле слова нерукотворное произведение.

Борцам за чистую экологию придётся по нраву ещё более смелая концепция: пустая рамка. Её производство загрязняет окружающую среду в минимальной степени. С другой стороны, она беспощадно вскрывает внутренний мир того, кто ее повесит в своём доме. В отличие от старомодных картин, она не позволит скрыть за собой даже мельчайшее пятнышко на стене.

Предельная точка развития живописи — полное отсутствие картины, нет ни рамки, ни даже верёвки, чтобы повесить её на стену. Это произведение обладает рядом важных свойств, делающих его особенно привлекательным в развитых странах 21 века:

— никакого загрязнения окружающей среды;

— никакого насилия над психикой зрителя, каждый представляет что хочет;

— не ограничений с точки зрения площади, доступной на стене;

— нет ограничения, связанных с сочетаемостью с окружающими предметами;

— и главное — никаких требований к квалификации автора.

Едва ли найдется произведение, к которому лучше подходило бы определение «искусство, доступное каждому».

Нетрудно понять, как этот подход можно воплотить в музыке. Это сделал уже известный нам Алле. В 1897 году он исполнил и опубликовал в специальном альбоме издательства Оллендорф «Траурный марш для похорон великого глухого», который не содержал ни одной ноты. Только гробовую тишину, в знак уважения к смерти. Но это произведение также оставалось малоизвестным широкой публике долгие десятилетия. Возможно, это связано с конкретным названием, сковывающим ассоциативный ряд, появляющийся у слушателя. Гораздо более успешным оказалось произведение Джона Кейджа — 4 мин. 33 сек тишины (первое публичное исполнение в 1952 г.). Автор учел требования доступности своего творения: оно написано для произвольного состава инструментов. Этот шедевр доступен любому исполнителю. В отличие от большинства выдающихся музыкальных произведений, он не предполагает владения виртуозной техникой (строго говоря, никакой). Он даже не требует знания нотной грамоты. Такая специфика — важное преимущество, делающее это направление музыки доступным музыкантам из самых разных культур. Есть и другие достоинства:

— исполнение этого произведения на концертах позволить трудоустроить много безработных музыкантов;

— подготовка к исполнению не требует долгих репетиций и дорогостоящей аренды помещений со специальной акустикой;

— это произведение может быть исполнено одновременно не только на музыкальных концертах. Его можно исполнять параллельно с общественными мероприятиями, например, во время речей политических деятелей. Каждый присутствующий сможет выбрать, на чем ему сосредоточиться.

Таким образом, творения новаторов 19 века открывают огромные возможности для тех, кто хочет заниматься искусством в 21 веке. Они позволяют приобщиться к творчеству людям с самой разнообразной подготовкой, широким диапазоном художественной одаренности и владения техникой избранного поля деятельности.

Заключение

В каждой шутке есть доля шутки

Алле был весьма ироничным человеком и относился к своим вышеупомянутым произведениям как к шуткам. Возможно, именно поэтому о них мало кто знает. Судьба произведений Малевича и Кейджа, претендовавших на новизну содержания, совершенно иная. Поэтому я не так оптимистичен по отношению к реализации сценария, изложенного в предложенной читателю статье, как могло бы показаться из предисловия.

* * *

При написании статьи автор использовал статью Википедии об Альфонсе Алле.

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев к «[Дебют] Александр Либинсон: Искусство в эпоху либерализма и политкорректности»

  1. Уважаемый Александр, будем считать вашу статью “ плодом авторской фантазии”, как вы того и хотели. Попутно хочу заметить, что Альфонс Алле не “относился к своим произведениям как шуткам”. Потому что он не создавал никаких произведений искусства. Он просто шутил — вроде как выдавал анекдоты.
    В комментариях к статье высказано немало дельных мыслей. В то же время некоторые утверждения сомнительны, поскольку нет обоснования исходного базиса, на котором они выстроены. Давайте разберемся.
    Будем исходить из простых посылок. Искусство — не копия действительности. Действительность — это человек, его внутренний мир и внешний мир. Искусство — отражение этих миров, но — образное, для чего человечество в процессе своего развития изобрело массу средств и приемов. Слово, ритм, рифма, мазок, звук, объём и прочее сами по себе могут быть примитивными, но в разных сочетаниях могут достигать и совершенства.
    К примеру, есть реализм — и реализм. Высокое Возрождение 16 века — конечно, классика. Но уже Питер Брейгель, старший, в том же 16 веке делает полшага в сторону от общепринятых стандартов. А “черные картины” Гойи на рубеже 18 и 19 веков вообще вызывают возмущение. Потом приходит импрессионизм и много других разных измов. Такая живопись во времена Леонардо да Винчи была невозможна по определению. Не та эпоха. А сейчас? Взгляд на человека и два его мира в 20 веке несравним с 16-м. Мы сегодня видим вещи глубже, с разных сторон и совершенно иначе, чем прежде. Иногда ракурс восприятия даже трудно себе представить. На искусстве это отражается точно так же, как и на других областях нашей жизни.
    Не верьте Пикассо, когда он в 90 лет говорит, что не считает себя художником. Он в 56 увидел разбомбленную дотла Гернику именно так, как изобразил потом на холсте. Так сработало его образное видение — художника, испанца, потрясенного страшной гибелью тысяч мирных жителей на его родной земле. У многих талантливых художников есть такой внутренний преобразователь — и никогда не угадаешь, какое художественное отражение мира он выдаст.
    А нам, зрителям и слушателям, нередко трудно воспринять непривычное. Проще всего обругать.
    Другое дело, что успехи одаренных первопроходцев породили бесчисленные попытки добиться того же элементарным подражанием. Дело оказалось прибыльным. То, что было единичным и оригинальным, стали тиражировать. Завалили музеи разного рода барахлом, не имеющим никакой ценности. Отделить зерна от плевел должны были бы специалисты, но вот это как раз денег не приносит. И мы имеем то, что имеем. Однако…
    Однако не надо вместе с водой выплескивать ребенка.

    1. Всё проще, чем у г-на Кура. Искусство в целом живо, пока существует человечество. Но виды искусства отмирают, постепенно сменяются иными. Не очевидны ли пустые эксперименты театральной сцены с появлением кино?.. Как ни сочувствовать истинным интеллектуалам, но классическая музыка, прежде всего опера, отмирает. Случайны ли судороги мастеров кисти с появлением фотоискусства?..
      Если кому-то покажется, что это случайные совмещения во времени, пусть немного подумает, прежде чем выскажется.

  2. После неожиданно толкового и глубокого замечания Вл.Суравикина вспоминается проникновенный экскурс Б.Тененбаума: «Искусство — парадоксальная вещь. Некий человек — назовем его «художник» — пытается передать свое видение мира. Уж кого он видит в качестве «принимающей среды», вопрос отдельный — может быть, и никого, кроме Г-спода. Однако желание «художника» выразить себя огромно, и он, так сказать, излучает какой-то психо-импульс, воздействующий на слушателя/зрителя/читателя и передaющий внутреннее состояние «художника».
    Сила импульса бывает такова, что пронимает даже людей, вроде бы и «приемных антенн» не имеющих, но все же восприятие импульса сильно зависит от «приемника». Человек с жестяным ухом вряд ли впечатлится Бетховеном, очень сомнительно, что крестьянин станет читать Байрона. Все это понятно — у искусства, помимо прочего, есть и некий «код понимания». Поди почитай китайскую классику без подготовки — умучаешься …» И т.д.
    Опус был реакцией на моё замечание о том, что надо быть скотиной, бесчувственной в кубе, чтобы платить суммы, способные спасти сотни обречённых страдальцев, за элементарную мазню, недостойную даже обычной малярной кисти:
    Из СМИ: «Мужчина, повредивший картину Марка Ротко в галерее Tate Modern, является гражданином Польши… Картина Ротко «Черное на красном» оценивается в 80 000 000 (восемьдесят миллионов) долларов!» Далее — обращение в суд с требованией возмещения утраты.

  3. Вплоть до 20-го века искусство было уделом интеллектуальной элиты и создавалось для элиты. В начале20-го веке началось приобщение к прекрасному широких масс, не готовых к его адекватному пониманию. Одновременно возросла и коммерциализация искусства. К чему это привело характеризует исповедь 90-летнего Пикассо. С музыкой дела обстоят лучше: есть отдельные сообщества любителей классической музыки, джаза и всякого «попа». Они существуют независимо друг от друга, вернее игнорируют друг друга, что не вызывает противоборства. Выход, наверно, состоит в разделении направлений. Вот в Париже существует прекрасный музей импрессионизма на Кэ д,Орсе. Пусть любители «Черных» и других квадратов не мешают ценителям смотреть классику. Не зря, видимо, испанские грабители выбросили на свалку такие абстрактные произведения. Хотя известный художник Юрий Анненков признавал абстракционизм настоящим искусством.

  4. Прежде всего спасибо автору за хороший очерк. (Из «недостатков» заметил только некоторую «казённость» языка, но тут же признаюсь — сам грешен).
    Тема эта актуальна уже не первый десяток лет. Экскурсантам на Монмартре рассказывают о первых (конец 19-го века?) «пробах» такого искусства: на землю положили холст, привели осла с привязанной к хвосту кистью, и стали гонять его по холсту, периодически макая кисть в разные краски. За отсутствием тогда камер действо фиксировалось несколькими нотариусами. Холст был продан за большие деньги…
    В памяти всплыли и личные впечатления.
    Гуляющие по «даунтауну» Сингапура могут наткнуться на тучную скульптуру, которую мы с супругой назвали «броневоробей». Это — примитивная попытка изобразить птицу, достойная усилий заурядного пятилетнего ребёнка. Названа она — «Голубь мира»…
    На одном из холмов Лиссабона, где стоят туристские автобусы и откуда открывается красивый вид на берег — небольшой парк со скульптурой, названной «Материнство». В том же примитивном стиле, словно «из шариков» угадывается женщина с невероятной по размерам задницей, с чем-то напоминающем ребёнка в руках…
    Сходный стиль (для кого-то — простота, а для кого-то — деградация) виден и в скульптурах Скандинавии, и в знаменитом «парке скульптур» Осло, и не только…
    В «развивающихся» странах (скажем — Бразилии) публичные пространства теперь украшаются не копиями греческих скульптур, а сваренными вместе обломками мераллолома. Скажем — шестерни и рельсы на входе в приличную гостиницу…
    Некоторе время назад моя супруга отправилась в Музей Современного искусства, на той же «музейной миле» в Нью Йорке. Отстояв очередь в два этажа, она очутилась перед кучкой мусора, которая может быть после попытки подмести двор. «Вам нравится?» — спросила она у стоявшего рядом молодого мужчины. Тот принялся рассуждать о свободе выражений…
    Из «живописи» вспоминается не только нескончаемые группы с важничающими «искусствоведами» у «Чёрного квадрата», есть и поближе. В почти не посещаемых залах Нью-Йоркского Метрополитен музея (залы для австралийских аборигенов, но те производят вполне симпатичные орнаменты, мусор производят их белые собратья) иногда появляются группы, проникновенно рассматривающие разноцветные полосы и согласно наставлениям гидов ищущие в них глубокий смысл…
    И нужны отдельные очерки для описания той жути, в которую превращается современная классическая музыка…
    Резюмировать всё это можно тем, что Пикассо сказал во время празднования своего 90-летия:
    «… Многие становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с
    искусством. Богачи требуют нового, оригинального, скандального. И я,
    начиная от кубизма, развлекал этих господ несуразностями, и чем меньше их
    понимали, тем больше было у меня славы и денег. Сейчас я известен и очень
    богат, но когда остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости увидеть
    в себе художника в великом значении слова; я всего лишь развлекатель
    публики, понявший время. Это горько и больно, но это истина…»

    Не удержусь и от более широкого обобщения. Думаю, вся эта дичь — лишь часть замеченного исследователями падения интеллекта (проще — поглупения) людей по всей земле, начавшаяся видимо на рубеже 19 — 20 веков, продолжающаяся по сей день и наиболее заметная в развитых странах.. Потеря способности людей Запада защищать свою цивилизацию от всё более нахрапистых «развивающихся», «борьба с колониализмом», чертополох «мультикльтурализма» и откровенных нелепиц вроде «равенства доходов» и «устранения границ», топтание вокруг несуществующих уже «расизма» и «привилегий белого человека», возврат «социализма» — из того же гнилого корня как и упадок «высоких» искусств.

  5. Ура! украденные близ Мадрида вместе с грузовиком картины и скульптуры найдены. По данным местных СМИ, работы Пабло Пикассо, Фернандо Ботеро и Антони Тапиеса лежали на свалке.
    Стальную скульптуру Эдуардо Чильиды стоимостью в 800 тысяч евро преступники разрезали на части и попытались сдать старьевщику за 30 евро…

    В понедельник испанские СМИ сообщили, что полиции удалось найти произведения искусства, вместе с грузовиком похищенные 27 ноября 2010 года в городке Хетафе, пригороде Мадрида, при перевозке с выставки в Кельне. Среди украденного были картины Пабло Пикассо, Фернандо Ботеро, Антони Тапиеса, а также стальная скульптура и коллаж известного художника Эдуардо Чильиды…

    Большая часть работ (общая стоимость украденного оценивается в 5 млн евро) были обнаружены на свалке.
    Как уточняет газета El Mundo, всего найдено 28 произведений искусства. Скульптура Чильиды стоимость в 800 тысяч евро была найдена у старьевщика, распиленная на несколько частей. Как оказалось, хозяин лавки заплатил за нее 30 евро. Остальные работы, в основном картины, были найдены на свалке. Все они до сих пор в оригинальной упаковке, только у одной картины было разбито стекло…
    Найдено было 34 работы (одну обнаружить так и не удалось) — и все они находились в угнанном грузовике, который преступники бросили в южных пригородах Мадрида (хотя сразу после кражи сообщалось, что грузовик был обнаружен, но пустым).
    Украденные полотна и скульптуры принадлежали шести галереям в Мадриде, Барселоне и Кельне.
    «Ничего подобного прежде с нами не случалось. Мы жутко расстроены, потому что скульптура и коллаж Чильиды были редкими экспонатами — их нечем заменить», — заявил сразу после кражи директор галереи Хуана Гриса Давид Фернандес. Чильида, испанский скульптор и художник, создает монументальные абстрактные композиции, чаще всего из железа, создает графику, газетные коллажи. Среди похищенного также были работы Фернандо Ботеро Ангуло, колумбийского художника и скульптора. Он занимается «фигуративным искусством», а известность получил после победы на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году. Картины Антонио Сауры, также выставлявшиеся в Кельне, выполнены в стиле сюрреализм. Его полотна были представлены на Венецианской биеннале в 1958-м (вместе с работами Чильиды и Тапиеса)».
    Ну, не хлам ли это, имеющий отношение к искусству оттого лишь, что денежная стоимость хлама ИСКУССТВЕННО раздута «до небес»?..

  6. И Кейдж, и Малевич отнюдь не были самоучками. Просто за ними пошли необразованные лентяи. Ну и что? Раньше они шли за авторами лебедей на клеенке и музыкальных частушек, дело не в современной либеральной толерантности, а в сонме подражателей любому успеху. Чем проще выглядит успешное произведение, тем больше подражателей, правильно в начале статьи сказано о рынке. Мы люди немолодые, поэтому нам легко представить себе, как мириады патриотов перейдут в релистическую веру, стоит только изменится ветру. Ну и чем они лучше? Дело-то в том, что искусство открывает новое, если заносит Малевича, который, как известно, мог творить в любой манере, так это идет от его собственных поисков, а не от лени, он был бы вполне профессионально успешен в любой другой живописи. А вот идиотская система послаблений школьникам (в любом возрасте, но не имеющим пока навыков) имеет с поисками Малевича лишь внешнее подобие. Дело в том, что любая система имеет огрехи, когда они начинают перевешивать (как в предыдущих случаях с лебедями и частушками), то происходит разрыв. Будем надеяться, что и здесь произойдет. Спасибо автору за повод подумать, уверен, что он и сам все это понимает.

  7. Да нет, Soplemennik! Александр совсем не шутит. Речь идет о том, до чего может довести современная либерально-прогрессистская идеология: все люди равны и «имеют право». Есть гениальные самоучки-художники, Окуджава не знал нотной грамоты и т. п. Но они же были гениями, а не как все, что»имеют право».

  8. Знание т.с. технических/технологических основ любого творчества и умение их применить бесспорно требуется для любого художника, актёра, писателя, музыканта. Необходимо, но недостаточно. Это известно.
    Автор обратил правило в шутку?

    1. Ал. Либин: “Необходимы ли серьезное образование и упорное оттачивание мастерства для успеха? Некоторые удачные стартапы последних 10-20 лет вызывают в этом сомнения. Такой же поворот наблюдается в пластическом искусстве…Явное доминирование либерального подхода среди гуманитарной интеллигенции практически исключает отрицательные отзывы на откровенно слабые работы…
      В нашу эпоху доминирования либерализма и политкорректности содержание многих понятий изменилось…”
      ::::::::::::::::::::::::::::
      Уважаемый А.Л., ваша работа вызвала вот какие мысли – если важны положительные отзывы, “образование и оттачивание” не нужны.
      Если же говорить об определённом УРОВНЕ работ, тогда — другие песни.
      И ещё – существует ли на самом деле конфликт между политкорректностью и мастерством? Не конфликт ли это между “худ. самодеятельностью” и профессионализмом, не попытка ли это (100-летней давности) — доказать, что повар может управлять государством, а пироги печь сапожник и так далее?
      В нашу эпоху, мне кажется, изменилось не содержание понятий, а – самодеятельное толкование содержания.
      Автору и читателям – весёлых праздников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *