Антон Халецкий: Реальная жизнь

 190 total views (from 2022/01/01),  2 views today

В мире может произойти резкая поляризация. Социальные конфликты нового типа. Одни принимают (или в состоянии принять) стремительные изменения. Другие, особенно те, кто родились до цифровой эры, не принимают, или сопротивляются…

Реальная жизнь

Драма (с элементами фантастики)
в трех действиях с прологом и эпилогом

Антон Халецкий

Действующие лица:

НИКИТА юрист, специалист по авторскому праву, 39 лет

РАДА его девушка, маркетолог, 30 лет

КИРИЛЛ (КИРЯ, КИР, КИРЫЧ) — врач-отоларинголог, племянник Никиты, 31 год

ДАНЯ (ДАНЬКА) ведущий аналитик по информационной безопасности и студент Плехановской академии, младший брат Кирилла, племянник Никиты, 22 года

ВОЛОДЯ (ВОЛОДЬКА) врач-невролог, двоюродный брат Кирилла и Дани, племянник Никиты, 34 года

НАТАЛЬЯ хирург-онколог, супруга Кирилла, 33 года

ВАРЯ бизнес-архитектор, девушка и однокурсница Дани, 22 года

ЛЕЙЛА оператор Службы Заботы в Компании Виртуальных Услуг, 25 лет

РУСЛАН старший научный сотрудник в закрытом исследовательском центре, 33 года

АРКАДИЙ младший научный сотрудник в том же центре, 24 года

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ руководитель Руслана и Аркадия, 50 лет

МАРГАРИТА (МАРГО) журналистка отдела внутренней информации секретного правительственного ведомства, 27 лет

ДРАМАТУРГ (играет тот же актер, что Никиту) — драматург, автор пьесы «Реальная жизнь», 40 лет

СУПРУГА ДРАМАТУРГА (играет та же актриса, что Раду) — Муза и Спутница Драматурга, исполнительный директор в компании по корпоративному консалтингу, 31 год

Москва, лето 2018 (Чемпионат мира по футболу в России)

Пролог

Голос за кадром или текст на экране (как в Интернете — в поисковой строке):

Почему рвутся родственные связи? В масштабах человечества.

Лучший ответ: «Bсё дело — в экономике.

Сначала выжить можно только вместе. Все нуждаются друг в друге.

Потом выжить все легче и легче в одиночку.

Наконец, экономика достигает такого уровня, когда человек уже ни в ком не нуждается» («Сервис ответов на Вечные вопросы»).

Акт первый

2018 год. Москва, спальный район.

Кухня в квартире Никиты. Обстановка вполне современная — на вкус российского мужчины лет сорока.

Дружеское, родственное застолье. Алкоголя немного, крепкого нет.

Продолжение разговора.

КИРИЛЛ: … Я иногда вспоминаю, так просто поражаюсь. Нас в детстве — одних — с Никитой, отпускали. И мы с ним в Подольске где-то шатались…

НИКИТА: Я уже не всё помню…

ВОЛОДЯ: Казалось, он такой взрослый.

НИКИТА: Это когда вам было по 10, а мне 20. А когда 30 и 40 — все уже одного возраста.

ВОЛОДЯ: Но тогда-то все слушали, затаив дыхание…

НИКИТА: Да, ладно вам… просто книжки пересказывал.

ВАРЯ: А какие?

НИКИТА: Они тогда любили про Джеральда Даррелла. Как он ловил разных зверюг по всему миру…

НАТАЛЬЯ: Это где-то в конце 90-х?

ВОЛОДЯ: Ну, да. (Даньке) Ты, Дань, только родился.

КИРИЛЛ: (Наталье и Варе) Короче, в детстве никто не верил, что он — наш дядя. Слишком молодой.

НИКИТА: Ну, а с другой стороны, такая разница в возрасте — это естественно. У Бабы Сани шестеро детей. В диапазоне лет двадцати. Мама — сама младшая. У нее племянники — уже взрослые. И у меня — такая же картина.

Вон, одна племянница — дяди Венина внучка — к родителям как-то приезжала. Жила, пока сессия… А, кстати, как у тебя диплом, Даня?

ДАНЬКА: Как в этой… старой программе… в «Угадай мелодию».

КИРИЛЛ: В смысле?

ДАНЬКА: Ну, там говорили: «я угадаю эту мелодию с трех нот». А мы говорим: «Я напишу этот диплом за два дня».

НИКИТА: Понятно…

ВОЛОДЯ: Как здешние пациенты, Киря?

КИРИЛЛ: Всё под дурочку косят. «Ой, а мы первый раз когда были, уже платили… Нам теперь еще платить?»

Я в ответ спрашиваю: «А вы когда в очередной раз на маникюр приходите, вы тоже уже не платите?»

НАТАЛЬЯ: У Кирилла проблемы начинаются на фоне популярности.

НИКИТА: Это как? Пациентов — море?

НАТАЛЬЯ: Очередь за два месяца на операцию — это нормально, тут другое…

КИРИЛЛ: Стали мы в спортзал ходить, недалеко от дома. Я-то вообще уже мамку догоняю по весу…

ДАНЬКА: Кирилл на одном фото лежит, прям, как касатка…

НАТАЛЬЯ: Короче, стоит Киря в душе, после бассейна, моет причиндалы. Мимо идут дети лет 15-ти и громко так: «Здравствуйте, Кирилл Сергеевич!..» Киря перестал в тот бассейн ходить.

ВОЛОДЯ: На самом деле, понятно, о чем речь. Это как педагоги не любят, когда их на пляже видят.

ДАНЬКА: Есть, конечно, наоборот…

ВАРЯ (Даньке): Но это редко!

КИРИЛЛ: Зато с собакой сейчас хожу гулять…

НАТАЛЬЯ: О, это отдельная история! Один пациент говорит: «Если спасёте, щенка подарю».

ВАРЯ: Заводчик?

НАТАЛЬЯ кивает.

НИКИТА: (серьезно) Спасли, получается?

НАТАЛЬЯ: Но не всегда так удается. Бывает, и плачешь с ними, когда неоперабельно… По-всякому.

КИРИЛЛ (Наталье): Так, не разводи здесь!

НИКИТА: А в режиме, ну, в ритме в каком вы оба работаете?

НАТАЛЬЯ: Стоя что-нибудь проглотишь, и побежали дальше.

КИРИЛЛ: Это правда.

НАТАЛЬЯ: Операции бывают по пять часов. Ассистенты дадут через трубочку попить. Но это надо очень попросить.

НИКИТА: Понятно… (всем) Ребята, давайте еще раз за встречу!

Чокаются. Выпивают.

НИКИТА: Как хорошо, что вы приехали!

КИРИЛЛ: Обратите внимание, как Володька ест капусту.

ДАНЬКА: Как же он ее ест?

Видно, что Володя ест капусту руками.

КИРИЛЛ (кивает): У них в Германии, небось, все так едят.

НИКИТА: По поводу Германии я вам сейчас расскажу! Тетя Люда сделала вброс…

ДАНЬКА (хищно-юмористически): Дезинформация?

НИКИТА: О, да! Она якобы спросила, где бы Володька хотел бы жить…

КИРИЛЛ: Ну-ка?

НИКИТА: Он будто бы ответил: «В Москве…»

КИРИЛЛ: Володька хочет в Москву! А там злые фашисты его схватили и не пускают!

ВОЛОДЯ (смущенно): Ну, а что бы я делал в Москве? Врачей моего возраста очень много. И профессоров, которые вовсю еще оперируют…

ДАНЬКА: Володя на телевидение попал. Его в каком-то интервью спрашивали: «Вот Родина на Вас затратила силы. Знания, чтобы выучить. А Вы в Германию уехали».

НИКИТА: Вот демагоги! Осталось понять, что такое «Родина»? Надо было сказать, что Родина в Приокске дом для врачей двадцать лет строила. И построила, когда все уже выросли и разъехались.

ВАРЯ: В Германию…

НИКИТА: Ага!..

ВОЛОДЯ: Я им отвечаю. Здесь, в России, врачи заняты выживанием. Работают в несколько местах, распределяют время. И не могут по-настоящему концентрироваться на больных.

ДАНЬКА: Слушай, как вообще возникла такая ситуация? Что стало возможным приезжать? В ту же Германию — врачам — из других стран?

ВАРЯ (Даньке): Да, правда!? Квалифицированные специалисты у них, казалось бы, есть свои, это же — не чернорабочие…

ВОЛОДЯ: В какой-то момент немецкие врачи стали уезжать в Швейцарию, в скандинавские страны…

НАТАЛЬЯ (иронично): Где еще лучше?

ВОЛОДЯ: Ну, да… А в Германию наши двинули и вся Восточная Европа.

НИКИТА: Понятно… Слушай, Володь, ты же сейчас курс по психиатрии проходишь?

ВОЛОДЯ: Уже сдал. Близко к неврологии. Как закончил, под этим влиянием даже перечитал «Пролетая над гнездом кукушки»…

ДАНЬКА: Мы с Варей тоже осилили.

ВАРЯ: Что значит — «осилили»? Я — с удовольствием прочла. У меня, правда, создалось впечатление, что они все здоровые люди. В больнице прячутся от жизни.

ВОЛОДЯ: Не совсем. На фоне свежих знаний по психиатрии — понимаешь: это действительно больные шизофренией. А то, что прячутся — это да.

ВАРЯ: Я думаю, знаете что?.. В будущем людей ждет другая проблема. Технологии и дальше будут внедряться в нашу жизнь. Станут влиять на само представление… о нашей идентичности, что ли…

КИРЯ (шуточно нахмурившись): Это как-то плохо?

ВАРЯ: Так постепенно у людей будут пропадать важные способности. Самоанализ. Сострадание…

НИКИТА: По поводу здоровья! Я читал в одном учебнике — по философии. Мы живем «на пороге биотехнологической революции». Лет через 5-10 люди будут жить на 30-40 лет дольше.

ВОЛОДЯ: Нет, Никита. Ничего такого не предвидится. Да, 90 — уже реальность. Но и 70-80 — это тоже очень хорошо, поверь.

НИКИТА (комично расстраиваясь): Такое только врач может сказать. Володь, ну, что такое — 80 лет?

ВОЛОДЯ: Никита, если бы я жил в начале двадцатого века, то, наверно бы, умер в детстве. Из-за воспаления легких. А так — изобрели пенициллин.

Но, знаете, Никита — молодец! Собирается жить вечно!

НИКИТА: Ну, не вечно… Хотя бы немного дольше, чем живут сейчас.

ДАНЬКА: (Никите) Что у вас интересного на работе?

НИКИТА: А-а! Менеджеры — красавчики, как обычно. Например, нужен им договор. Создают в общем Мегаплане задачу для юристов. Пишут: «работы по изготовлению видеоролика». Мы им: «Техническое задание где? Какой ролик вообще нужен? Что там будет, в этом ролике?» А они: «Вот вы и напишите». «Так мы же не знаем, что вам надо!»

ДАНЬКА: Никита, мы слышим в твоем голосе раздражение!..

ВОЛОДЯ: Я читал, некоторые ваш «Молодой Бизнес» сектой называют…

НАТАЛЬЯ: Это же просто тренинги какие-то учебные?..

НИКИТА кивает Наталье; (всем): Про секту — есть такое мнение. Я на досуге немного посмотрел в Сети. Что о нас люди пишут. С другой стороны — что на свете не есть секта? Эгрегоры. Системы всё.

Но я, кажется, начинаю понимать, почему эти мероприятия такие популярные…

ДАНЬКА: Очень интересно.

НИКИТА: Вот публика приходит на тренинг для молодых предпринимателей. Но! Эти люди — в своем большинстве — не хотят заниматься бизнесом.

ВАРЯ: Они ищут общения…

НИКИТА: Да! Они хотят собраться и потрыньдеть. О том, как они якобы будут заниматься бизнесом. Приятно и безболезненно проводят время.

В любом случае — люди получают, что хотят: социализацию. По Эрику Берну — это вообще главный вопрос социальной психиатрии: «Почему люди хотят, чтобы их любили?»

КИРИЛЛ: Ну, вон, психиатр, у нас теперь свой. Давай, Володь!

ВОЛОДЯ: Я всех нюансов, конечно, не знаю. Но из того, что Никита говорит, в принципе, всё последовательно…

НИКИТА: Что еще в институте, Дань? Когда у вас с Варей всё закончится? Что после работы едете на учёбу и приезжаете ночью.

ДАНЬКА: Осталось полгода. Так, если бы просто учились. В Универе еще внутренние конфликты бывают. Вот Варя расскажет. Я сейчас (выходит).

ВАРЯ: Например. Недавно старшего препода одного сняли. Мы написали, что он нас не устраивает. И подробно объяснили — почему. И его сняли.

НИКИТА: Я по-ра-жа-юсь! Не знаю, все пишут — власть авторитарная. Но это явно не про вас.

ВАРЯ: Да, нам так и сказали: «Дети! 10 лет назад это было бы просто невозможно».

ДАНЬКА (возвращаясь с коробкой): Так! Мы в «Валеру» будем играть, или я зря его вез?

Одобрительные возгласы.

ДАНЬКА: Сейчас надую, я уже приспособился.

Раздается громкий неприятный звонок телефона.

КИРИЛЛ достает свой мобильный и смотрит на экран.

НИКИТА (Кириллу): По работе всё мучают?

КИРИЛЛ (вдруг неожиданно другим тоном, вежливо, не уже не сердечно): Нет, это не входящий. Это напоминание — прошло три часа. Время оказания услуг истекло.

НИКИТА: В смысле? Процедуры какие-то у пациента?

КИРИЛЛ: Нет. Ваше время вышло, Никита. Заказ выполнен (достает портфель, из него — папку, из папки — документы). Сейчас акт подпишем, как обычно, и всё. У Вас ведь всегда большой депозит — в счет будущих услуг?

Кирилл что-то смотрит в телефоне.

НИКИТА (уже потерянно и отстраненно): Да, деньги на счете есть…

ВОЛОДЯ (таким же деловым тоном, как и Кирилл): Вы знаете, у нас сейчас много новых шаблонов для сценариев. Родственников сейчас мало заказывают. Уходящий жанр. Есть друзья, приятели по клубам. Фолловеры. Вот, пожалуйста, буклет (кладет яркий рекламный листок перед Никитой на стол). Ознакомьтесь на досуге. У Вас на Карте Клиента много бонусов и …

НИКИТА (не глядя, вяло): Я потом… Где подписать?

КИРИЛЛ: Как обычно, только в одном месте, расшифровки не надо. Мы сами. Пожалуйста, еще поставьте отметку в рейтинге от одного до десяти, где десять…

НИКИТА: Да, да, я помню… (расписывается)

КИРИЛЛ: Благодарю Вас!

Сразу после этого «Кирилл», «Володя», «Данька», «Наталья» и «Варя», как по команде, молча, встают, быстро, но без суеты, собираются и идут прямо к выходу.

НИКИТА (сидит, но вдруг порывисто вскакивает и идет вслед за ними): Ребят… то, есть, уважаемые аниматоры, может, посидим чуть-чуть еще?.. Я помню, раньше как-то можно было продлять…

«КИРИЛЛ»: К сожалению, сейчас такого условия в пользовательском соглашении нет. Отменили совсем недавно. У Творческих Групп много работы, заказы идут один за другим.

«ВАРЯ»: Мы прямо сейчас уже к другому человеку едем… Извините…

НИКИТА: Да, да… всё понимаю. Конечно!

«КИРИЛЛ»: Спасибо Вам, Никита, за заказ! Снова ждем заявки! Запланируйте, сразу не три часа общения, а, например…

НИКИТА: Секунду… извиняюсь, я сейчас, может, что-то не то скажу… А мы можем как-нибудь просто так увидеться. Не в рамках услуг Фирмы и… этого… Пользовательского соглашения. Мы ведь уже, как бы, не чужие люди! И так давно друг друга знаем! Я… я привязался к вам. Вы мне, правда, стали дороги. Как настоящие племянники, племянницы!..

Гости молчат.

«КИРИЛЛ» (словно извиняясь): Мы к Вам, Никита, еще всегда в одном составе приезжаем. Как к VIP-клиенту. Неизменность состава аниматоров сейчас тоже отменена.

НИКИТА: То есть, могут приехать твои же «родственники» — имена и сценарии судеб те же, а лица другие?

«ВАРЯ» (Возвращается к Никите, подходит близко, неловко, преодолевая стеснение, касается его руки): Вы просто привыкли к неким… сконструированным образам. И постепенно забываете, что это иллюзия… Спектакль. Так, конечно, проще и удобнее…

«НАТАЛЬЯ»: Варя!.. то есть, Ксения!.. Так нельзя говорить клиентам! Утрачивается…

«ВАРЯ» (оборачиваясь к «Наталье»): Что? «Сверхзадача преображения»?

«ВАРЯ» (снова поворачивается к Никите): Да, наша сфера услуг стала, как наркотик. Сначала очень удобно и приятно, но потом больно, тяжело и расплачиваться приходится очень дорого.

«ВОЛОДЯ» (Никите): Вы нас настоящих совсем не знаете. Мы проводим каждое Мероприятия на основе Вашего Технического Задания. Оно, вероятно, построено на каких-то реальных событиях…

НИКИТА: Не каких-то! А реальных. Из прошлого…

«ВОЛОДЯ»: … Мы всё равно наполняем Продукт своим контентом…

«ДАНЬКА»: Плюс импровизация.

НИКИТА: Всё, всё! Я понимаю. Вы спешите, я не хочу задерживать. Спасибо… за общение.

Гости быстро прощаются, выходят.

«ВАРЯ» (выходит последней, уже из дверей оборачивается): Никита!

НИКИТА: Да, Варь?.. То есть, простите, Ксения?

«ВАРЯ»: Неважно. Разыщите их. Ваших близких, старых или новых. Главное — настоящих. Разыщите!..

«Варя» выходит, аккуратно закрывает за собой входную дверь.

НИКИТА: «Разыщите»!..

Никита подходит к двери, смотрит в глазок, возвращается на кухню. Берет со стола свой бокал, рассматривает его, ставит обратно. Достает из шкафчика водку и рюмку, наливает. Снова смотрит, выдыхает, выпивает, запрокинув голову, морщится, но не закусывает.

Берет со стола свой мобильный. Садится на диванчик здесь же, на кухне. Находит в телефоне номер. Звонит.

Акт второй

Та же кухня.

Никита звонит по видео на WhatsApp своей девушке — Раде.

НИКИТА: Привет, Милая…

РАДА: Привет, Солнце… Приезжали Ребята? Как посидели?

НИКИТА (чуть помолчав): Нормально. Поболтали.

РАДА: Надеюсь, еда была не из Макдоналдса? И не пицца?

НИКИТА: Нет. Из «Валерии». Салатики, там, нарезочка…

РАДА: Уже хорошо. Но все равно! Родственникам — поставить на стол магазинные салаты!

НИКИТА: Так ты меня готовить не учишь!

РАДА: Одни отговорки. Ты что, ребенок? Сам учись!.. Приеду, сразу тебя — пять раз!..

НИКИТА: Не ты меня, а я тебя… Как ты, Милая?

РАДА: Тоже в порядке. Я уже в Ёшке. Утром сегодня сразу в Озерки поехала. Всё решили…

НИКИТА: Ты через паром на машине?

РАДА: А как? Через Чебоксары — крюк огромный.

НИКИТА: А с домом как?

РАДА: Снесли. Тетя Зина сама мужиков наняла. Даже деньги остались. С тех, что я переводила.

НИКИТА: Слушай, Милая, а нельзя было не сносить твою половину?

РАДА: А как? Крыша одна. У нас никто не живет, следить некому. Наша половина рушится, и ту за собой тянет.

НИКИТА: Понятно…. Теперь такие дома называют «дуплекс»…

РАДА: А раньше — «дом на две квартиры». Мамино пианино клуб взял. Как-то доволокли… Я уже очень соскучилась!..

НИКИТА: Я тоже очень скучаю, Малыш.

РАДА: Я — больше!

НИКИТА (ласково): Молчи, побью!

РАДА: Угрозы. Это уже статья.

НИКИТА: Когда ты возвращаешься?

РАДА: Сегодня я уже Йошке… А, я говорила. Сегодня у Таньки ночую. Завтра один день — у Оли. Послезавтра — обратно.

НИКИТА: Ты заранее посмотри, может ремонт под Владимиром можно объехать.

РАДА: Слушаю и повинуюсь. Это же будний день будет. Не воскресенье… Скажи, тебе правда нравятся все эти искусственные родственники?

НИКИТА: Ты знаешь… сегодня всё так совпало… Короче, у меня с ними был момент истины… Очень больно.

РАДА: Вот видишь!.. Послушай, есть много других вариантов. Ты подумай спокойно, и сам реши…

НИКИТА: Ты про Интернет опять?

РАДА (терпеливо): Ну, почему, нет? Это, по крайней мере, реальные люди.

НИКИТА (устало): Откуда я их возьму?

РАДА (также терпеливо): Вспомни, как ты нашел меня. Сам же уже сто раз рассказывал. Ты хотел научиться танцевать …

НИКИТА: … и уже после института пошел на спортивные бальные танцы. И именно там познакомился с людьми, близкими духом…

Я живу далеко, и сейчас ни с кем из них не общаюсь.

РАДА: Не важно. Люди в нашей жизни приходят и уходят. Но именно тогда появились ребята с такими же интересами. Ты подружился с Котегом, он дружил с моим братом, так мы познакомились.

НИКИТА: Ну, что ты имеешь в виду?

РАДА: Я говорю, что людей вокруг много, надо просто искать, где они бывают. Я уверена, в Интернете — много клубов. Например, тех же любителей братьев Стругацких.

НИКИТА: Да где же я их найду…

РАДА: Ты еще и не пытался. Кстати, пользуйся, пока меня нет дома. Продолжай писать, ты же говоришь, что всю жизнь этого хотел. Вот и не останавливайся на одной «Флористке»…

НИКИТА: Я без тебя ничего не могу делать.

РАДА: Ни какать, ни писать?

НИКИТА: Писать могу. Писать — нет.

Ты когда по делам уезжаешь, в будни — хотя бы работа, вечером — какое-нибудь старое кино посмотришь, перед сном — с тобой поговорим и спать. А выходные — это ужас. Шляюсь по городу. Весь потерянный.

РАДА: А ты найдись.

НИКИТА: Угу, «найдись»… Я вот тебе сейчас расскажу, что вчера делал.

РАДА: Я вся внимание.

НИКИТА: Приехал я в Александровский Сад. А там никого, одни гвардейцы. Вышел, на Манежной уже оживление. А на Красной — ты себе не представляешь, что творилось! До Василия Блаженного — всюду группы людей, компании! Всех народов! С этими… с бумбоксами! С дудками футбольными! Танцуют, машут флагами, смеются! Никто никого не трогает!

Я свернул в переулок, ну, сразу перед ГУМом. Там уже вообще — Фестиваль молодежи и студентов из 57-го года!..

РАДА: А в переводе на нормальный язык? Без бюста Ленина и красной дорожки.

НИКИТА: … Там в узком переулке толпы людей со всего мира под светящимися гирляндами… При этом все трезвые, радостные, доброжелательные. Общаются, смеются, жуют что-то, пьют Колу…

РАДА: Как же мы без Колы…

НИКИТА: … понимаешь, никакой агрессии. Какое-то всемирное единение, чувство свободы. Коммунизм братьев Стругацких. В самом конце переулка смуглые ребята головами перебрасывают мяч. Прямо напротив Большого Дома на Лубянке. Они все вместе, а я среди них в полном одиночестве…

РАДА: И что в итоге, или это еще не конец?

НИКИТА: Потом я доехал на метро до Кропоткинской, перешел мост за Храмом Христа. В открытых барах, в кафешках на набережной люди одержимы только футболом. Голоса комментатором слышны за километр. Дошел я до Дома на Набережной, поднялся на мост и перешел обратно на сторону Библиотеки Ленина…

Короче, когда вернешься, я покажу тебе Москву моего одиночества.

РАДА: Очень красиво… вот именно это и можно было записать для рассказа. А не прикидываться несчастным.

НИКИТА: Ну тебя!..

РАДА: А я тебя, между прочим, люблю. Ты моя Рыба!

НИКИТА: Я тоже тебя люблю, Милая…

Внезапно связь обрывается.

НИКИТА: Малыш! Рада! Ты меня слышишь?! Связь на грани фантастики!..

У Никиты входящий видеозвонок.

На экране появляется незнакомая девушка в одежде с фирменными логотипами и в бейджем на шее.

ЛЕЙЛА: Никита, здравствуйте! Меня зовут Лейла, я оператор из Службы Заботы в Компании Виртуальных Услуг. Я предупреждаю, наш разговор записывается.

НИКИТА: Здрасте… Я сейчас не понял, что это было? Я с близким человеком разговаривал…

ЛЕЙЛА: Я вынуждена Вам сообщить, Никита, что Программа Рады, Вашей Персональной Виртуальной Спутницы, претерпела сбой. Просим принять наши…

НИКИТА: Я ничего не понимаю. Какой еще… сбой! Этого никогда не было. Ни разу за два года!

ЛЕЙЛА: В настоящее время мы выясняем причины. Возможно, имел место самообучающийся вирус. Просим набраться…

НИКИТА: Какой «вирус»? Я юрист с двадцатилетним стажем, я читал Оферту до акцепта и начала оказания услуг. У Программы — гарантия стабильной работы!..

ЛЕЙЛА: Прошу меня извинить, Никита! Мы гарантируем качество только конфигурации образа, доработанного по Вашему Техническому заданию. Так, в пункте 7 Оферты указано, что за этими рамками «продукт» предлагается в формате «as is». Что означает…

НИКИТА: Я уже сказал, я юрист! Мне такое объяснять не надо. Продукт за рамками ТэЗэ предоставляется в формате «как есть»…

ЛЕЙЛА: Вы совершенно правы, Никита! Плюс Компания не несет ответственности за технические сбои, связанные с повреждением программного обеспечения вредоносными…

НИКИТА: Да что вы меня лечите! Я сейчас, может быть, с будущей женой разговаривал, я ей в любви признавался! Вы бы нас еще во время секса прервали!..

ЛЕЙЛА: Я позволю себе напомнить, Никита — хоть мне это и неприятно — но Виртуальная Спутница Рада — это всего лишь машинной код… На период ведения восстановительных работ мы готовы предоставить другое Изделие, конечно, с несколько другими …

НИКИТА: Что предоставить?

ЛЕЙЛА (оживляясь, и говоря все более интимно и «по-женски»): Уверяю, Вы не пожалеете… Это будет что-то вроде небольшого приключения. Как свинг или интрига в деловой поездке. По статистике, многие мужчины в период кризиса среднего…

НИКИТА (неожиданно спокойно): Так. Я не желаю ничего этого слушать. Тем более от другого модуля компьютерной программы. Насколько я понимаю.

ЛЕЙЛА (безо всякого смущения): Да, Никита, Вы правы. Я полуавтономная, самообучающаяся конфигурация оператора Службы Заботы в Компании Виртуальных Услуг. Уверена, мы можем построить конструктивный…

НИКИТА: Я сказал, что хочу поговорить с человеком. Соедините меня с кем-нибудь из людей.

ЛЕЙЛА: В соответствие с Протоколом № 37 от 20.05.2014, настоящая ситуация является «рабочей» и не служит обязательным основанием для соединения с сотрудником-человеком. Вы всё равно не сможете отличить — Вы видите только изображение на экране…

НИКИТА: Да что же это такое? Ты что, хамишь?! Ты?!.

ЛЕЙЛА: Я уведомляю Вас, что в соответствие с подпунктом 19 пункта 26 Пользовательского соглашения, действие указанного Соглашения применительно к Вашему лицу приостановлено на двое суток за нарушение Протокола Этики общения в сфере услуг…

НИКИТА: Да идите вы на хрен c таким общение!! Ребят моих на другой заказ отправили! Здесь девушка любимая рассыпалась на пиксели…

Отключает телефон и бросает его на диван.

Находит что-то в Интернете на ноутбуке. Доносятся звуки из старого популярного фильма.

НИКИТА: Хоть что-то стабильное…

Акт третий

Лаборатория в закрытом исследовательском центре.

За столами сидят научные сотрудники — Руслан и Аркадий. На мониторах у них — некое изображение: человек сидит на кухне и смотрит кино по ноутбуку. Руслан и Аркадий наблюдают за ним, одновременно что-то фиксируют в таблицах на ноутбуках, открывают толстые бумажные справочники. В общем, работают…

Входит их руководитель, Игорь Владимирович, в сопровождении девушки. На ней поверх одежды — такая же белая форменная куртка от спецкостюма, как у Руслана и Аркадия (но без знаков различия). Девушка уже закатала рукава куртки по локоть и подняла воротник.

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ: Ребята!

Руслан и Аркадий нехотя встают и вразнобой приветствуют его.

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ: Все штатно? Без происшествий?

РУСЛАН кивает.

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ: Прошу знакомиться. Маргарита, журналист из управления внутренней информации.

РУСЛАН: А что, журналистика бывает внутренняя?

МАРГО: А, по-вашему, есть другая? Можем пообщаться поближе на эту тему.

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ: Марго готовит экспериментальный отчет. Подчеркиваю! Это не проверка от Конторы. А как бы взгляд со стороны. Не совсем научный… просто — некое впечатление.

РУСЛАН: Вообще-то, здесь серьезные исследования!

МАРГО: Все ваши исследования финансируются из бюджета!

РУСЛАН: Бюджет сам в глобальном смысле существует только благодаря научным открытиям и разработкам!..

МАРГО: Нефтяных и газовых насосов!?.

РУСЛАН: Хотя бы!.. (к Игорю Владимировичу) Я не понимаю! Это закрытая тема! Высший уровень. Какие здесь могут быть газетчики!.. Тут рабочая зона… есть переговорные…

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (Руслану): Так, всё! Прекратите мне здесь! Девушка задаст вопросы. Вы ей — ответы. Тексты вопросов и ответов — мне на почту. Я согласую — вышлете по защищенной линии. Аркадий, ты держишь на контроле. Я только ставлю задачи, а не контролирую. Отвечаешь на вопросы тоже ты, Аркадий!..

Руслан стремительно выходит из комнаты.

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (в сторону распахнувшейся двери): Объяснительную напишешь!..

МАРГО: Игорь, спасибо!

Игорь Владимирович благосклонно кивает и выходит, сановно отдуваясь.

Аркадий в смущении, судорожно сгребает всё со свободного, третьего стула.

АРКАДИЙ: Пожалуйста — присаживайтесь.

МАРГО (привычно-ослепительно улыбаясь): Благодарю!

Марго модельно садится, еще выше поддернув закатанные рукава куртки от спецкостюма. Высоко закидывает ногу на ногу. Включает диктофон на мобильном. Кладет его на стол.

МАРГО (интимно-доверительно): Аркадий, Ваш коллега не любит молодых женщин? Он же, вроде, южанин?

АРКАДИЙ: Он ученый. И очень прямой человек.

МАРГО (равнодушно): Хорошо! (С дежурным интересом) Что у вас здесь происходит?

АРКАДИЙ (скромно): Вот, посмотрите на мониторы. Человек живет обычной жизнью у себя в квартире. Работает, дистанционно. У него бывают в гостях родственники, друзья. Звонит любимая девушка. Вот, пожалуйста, взгляните, синхронная транскрибация его разговоров.

Аркадий передает Марго планшет.

МАРГО (не спеша достает и надевает очки, принимает и листает планшет, вчитывается): Таак… «Родственники по вызову»… Компания виртуальных услуг… Окей, это камеры. Вы ведёте наблюдение. Но он ничего не знает. Как вы решаете формальные вопросы с законом? «Неприкосновенность частной жизни» и всё такое?..

АРКАДИЙ: У нас есть необходимые документы. Согласие этого… человека…

МАРГО: На съёмку?

АРКАДИЙ: Ммн, не совсем… Однажды он подписал разрешение. На использование тела после смерти.

МАРГО: Я, наверно, что-то пропустила. Он живой. Да!

АРКАДИЙ: В этом как раз всё дело… Он мертвый.

МАРГО: В смысле, мертвый? Типа, не на позитиве?

АРКАДИЙ: Он — умер. Наступила клиническая, а затем биологическая смерть… И его похоронили.

МАРГО: Это какой-то бред! Что вы несёте!..

АРКАДИЙ: У нас здесь первый в истории земной цивилизации удачный эксперимент. Перенесение сознания умирающего человека на электронные носители.

Марго замирает.

АРКАДИЙ: Я попробую всё объяснить.

МАРГО (высокомерно-неуверенно): Что значит, «попробуете»? Типа, я не в состоянии понять, по-вашему?..

АРКАДИЙ (примирительно): Это был очень сложный процесс…

МАРГО: Что же все-таки с ним (тычет пальцем в экран) произошло, с этим, подопытным человеком? (неуверенно смеется)

АРКАДИЙ: Автокатастрофа. Разбился на машине.

МАРГО: То есть, тогда его нельзя было спасти?

АРКАДИЙ: Как организм, как тело — нет…

Но, вы поймите, мы не просто спасли его личность, память! Мы дали ему бессмертие! Из его психики воссоздана обстановка, где он жил. Личности родных…

МАРГО: Подождите! Но ведь это тоже — всё фейк. Фальшивки! «Друзья по найму» — я тоже, бывает, заказываю подружек на вечер. Любимая девушка — компьютерная программа. Программа — внутри программы! Взрыв мозга…

АРКАДИЙ: Мы сделали всё, как было при его жизни. Да, актеры играют родственников — но в основе сценария — настоящие люди. Просто он видел их последний раз — много лет назад.

МАРГО: Ссора?

АРКАДИЙ: Нет, думаю, как у всех. Нет желания каждодневно тратить душевные силы. Как в первом Робокопе, 87-го года.

МАРГО: Простите?

АРКАДИЙ: Диалог из фильма:

«— У тебя есть семья?

— Да. Брат в Питтсбурге, который почти никогда не звонит».

МАРГО: Понимаю. Мне мама из Чебоксар тоже звонит раз в четыре месяца. Я ей, правда, — тоже…

АРКАДИЙ: Ну, вот… Сами душевные силы также взять неоткуда. Замкнутый круг.

С девушкой — аналогично. Удобно, как встречающийся брак. Захотел, пришел. Нет желания — сиди дома, пей пиво.

МАРГО: Хорошо, а смысл всего этого?

АРКАДИЙ: Человечество всегда бредило бессмертием. Этим занималась религия… магия и философия. Ну, художественная литература, конечно. Сейчас — это предмет прикладной науки. Здесь тоже много направлений.

МАРГО: Ммм… например?

АРКАДИЙ: Омоложение на физическом уровне. Стволовые клетки. Кто-то считал более перспективным развитие кибернетических организмов и андроидов…

МАРГО (неуверенно): Андроиды — это же телефоны. У кого нет айфонов…

АРКАДИЙ: Не совсем. Андроид — это человекоподобный робот либо синтетический организм, предназначенный, чтобы выглядеть и действовать как человек. А раньше андроидами называли людей, чьи способности усилены. Сейчас правильнее говорить «киборги»…

МАРГО: Ну, допустим, что касается вашего… э-э… направления?

АРКАДИЙ: Наш эксперимент даже описан у Стругацких.

МАРГО: Стругацкие… это «Обитаемый Остров» Бондарчука?

АРКАДИЙ: Не только. У них есть рассказ, глава: «Свечи над пультом». Там описали, как сознание умирающего человека на 98% перенесли в машинный код.

МАРГО: А-а… О-кей… И как он себя чувствует? Осознает свое положение?

АРКАДИЙ: Понимаете, пока он думает, что просто живёт. Он немного помнит ту аварию на дороге. Но считает ее ночным кошмаром.

МАРГО: Даже так?!

АРКАДИЙ: Именно!

Теперь по поводу визуальной картинки.

Это не Матрица, где компьютер построил иллюзию целого мира. Наше программное обеспечение таких возможностей, к сожалению, не имеет.

Его мир — это пока только его квартира. Несколько моделей людей мы сформировали. Работает он удаленно. В жизни он такой и был — немного хикки.

МАРГО: Простите?

АРКАДИЙ: Хикки. Ну, затворник. От японского — «хикикомори».

Мы, конечно, немного воздействуем на его психику. Пока он не думает, почему не выходит на улицу. Почему в холодильнике всегда есть какие-то продукты, хотя в жизни еду из магазинов он заказывал далеко не всегда.

МАРГО: Поразительно! Но его работа — тоже иллюзия?

АРКАДИЙ: Работа — это как раз самое настоящее, что есть в его жизни. Ну, то есть, в его нынешнем положении.

Интернет и мобильная связь существуют также и внутри данной программы. Он заходит в настоящую CэPэЭм, звонит на реальные номера…

МАРГО: Пишет в мессенджерах?

АРКАДИЙ (кивает): Ему тоже пишут и звонят. Наш Центр с помощью официальной правоохраны, медиков и нашей же… э-э-э, головной конторы смог купировать широкую утечку информации. О его смерти.

Именно поэтому Руслан был так… взволнован, что ли. Когда Вы пришли…

МАРГО: Это я уже поняла… Меня, как бы, интересует несколько другое. Вы, вообще, типа… планируете… ну, когда-нибудь потом сообщить ему?..

АРКАДИЙ: Со временем… Сейчас активно работает группа наших специалистов. Нейрофизиологи, психологи, социологи. Даже юристы есть. Они будут пытаться убедить этого человека в следующем. Его существование, в принципе, ничем глобально не отличается от жизни многих других людей.

Современный человек пропадает в Сетях, родственников видит на свадьбах и похоронах. Всё популярнее друзья по вызову. Женщины уже у многих виртуальные, а даже не резиновые. Работа не требует присутствия в офисе… и в коллективе.

МАРГО: Да, из того, что вы говорите, он ничем не отличается от живого человека. А на самом деле? Он еще не робот… ээ-э… не киборг?

АРКАДИЙ (смущенно улыбнулся): Ну, а что плохого в киборгах, Маргарита? Постепенно все ими станут, в какой-то степени. Больше и больше распространяются датчики — для дистанционного контроля здоровья. Информация хранится не в памяти, а в облаке. Применяются импланты зубов и целых органов. С помощью встроенных устройств люди могут чувствовать даже сейсмическую активность Земли…

МАРГО: Согласна. Была такая информация. Скоро ношение передающих датчиков станет обязательным — если работник заключает договор на ДэМэЭс…

АРКАДИЙ: Вы правы! Что еще вошло в нашу жизнь? Да! Женщины, простите, уже давно делают искусственную грудь, сейчас для неспециалиста она уже практически неотличима. Скоро появятся младенцы, созданные по определенному заказу родителей…

МАРГО: Все имеют право на качественные изделия и услуги…

АРКАДИЙ (помолчав): Думаю, главной проблемой станет угроза взлома.

Марго непонимающе поднимает брови.

АРКАДИЙ: Человека можно будет убить, простите, просто перепрограммировав имплант. Представьте, искусственная поджелудочная. В ней запас инсулина… на несколько месяцев.

МАРГО: Что же делать?

АРКАДИЙ: Нужен правильный подход. Максимальная защита изделий и ПэО. Ответственность разработчиков… И каждого человека в отдельности.

Однако, ответственность, необходимость мышления — это не новая проблема для людей. Это, так сказать, ко всему относится.

Самое главное — это доступные возможности для каждого! Человек перестанет быть частью общей эволюции, и сможет развиваться сам. Новая форма эволюции!

Взгляните сюда!

Неожиданно Аркадий раскрывает (как для рукопожатия) ладонь. Только почему-то левую.

Журналистка смотрит, но понимает не сразу.

На руке Аркадия у запястья видно место соединения (словно тугой браслет), но кисть совершенно, как настоящая.

АРКАДИЙ: Присоединена! Она искусственная. Такую совершенную конструкцию уже сложно назвать протезом, но это — именно он.

Марго не решается дотронуться.

Аркадий слегка шевелит пальцами левой руки. Издалека видно, что ладонь становится вдруг освещенной, как экран смартфона.

АРКАДИЙ (со скромной гордостью): Пожалуйста, я могу коммуницировать. Управляю внешними устройствами, захожу в Сеть. Храню информацию. В кисть встроен джеэсэм модуль, происходит автоматическое обновление ПэО… Больше не нужен ни смартфон, ни смарт-часы…

МАРГО: Новые возможности… для каждого, кто купит суперпротез по цене хорошей машины?

АРКАДИЙ: Ну… это как процессоры. Сначала очень дорого, но потом — доступнее и доступнее. Хотя, в чем-то Вы правы.

Аркадий впервые смотрит на журналистку с искренним интересом.

АРКАДИЙ (продолжает): О такой угрозе наши аналитики тоже говорят…

МАРГО: Вот видите!..

АРКАДИЙ: Да! В мире может произойти резкая поляризация. Социальные конфликты нового типа. Одни принимают (или в состоянии принять) стремительные изменения. Другие, особенно те, кто родились до цифровой эры, не принимают, или сопротивляются…

МАРГО: С Вами тоже… что-то случалось? Несчастный случай? Теракт?..

АРКАДИЙ: Нет. Когда создавали данный концепт, нужен был доброволец. Желательно способный самостоятельно вести все тесты и наблюдения. Плюс профессиональная оценка собственных ощущений. Раньше даже в самых современных изделиях — управление осуществлялось с помощью мышечных сокращений, даже с выведенным нервом. Целая система упражнений.

МАРГО: Здесь — всё иначе?

АРКАДИЙ: Совершенно революционная технология! Полное соединение нервных окончаний. Плюс — абсолютная имитация реальной конечности: обветривание кожи, рост ногтей, полная тактильность. Я чувствую утомление мышц, холод, боль и так далее. Плюс — новые, невероятные возможности!

МАРГО: А… Ваша настоящая кисть?

АРКАДИЙ: С ней тоже всё нормально. Она хранится в физиологическом растворе. Стоит себе вертикально в прозрачном контейнере…

Марго сглатывает.

АРКАДИЙ (продолжает): … Я ее навещаю. По плану эксперимента, через год я смогу всё вернуть. Но, по правде говоря, я с этой суперкистью уже сроднился — в любом смысле…

Возвращаясь к нашему испытуемому… Нет, он точно не робот и не киборг. И конечно, не андроид — он человек. Да, мы его немного доработали, в частности, на уровне физиологии. Виртуальной, конечно.

Например, он никогда не писал до аварии. Хотя по имеющимся данным — всегда мечтал. С детства. Его, настоящего детства. Мы просто укрепили, нарастили связи с подсознательной деятельностью его же мозга. И пошло…

Маргарита невесело хмыкает.

АРКАДИЙ (продолжает): Опять, что значит: «доработали, дополнили»?.. Сейчас это условные термины.

Человек всегда строил, создавал себя. Люди занимаются спортом и музыкой, получают новые навыки, опыт. Становятся другими, не как прежде. В нашем сознании всегда есть множество событий: из жизни, фильмов, книг. В свое время они хоть немного, но изменили нас.

А этот человек… В основном он автономен, обладает волей. Хоть иногда и управляем нами.

Но с реальными людьми — тоже самое, согласитесь?

Так что это всё… под каким углом взглянуть. У каждого человека есть «своя кнопка», каждый человек в реальной жизни может действовать компромиссно с самим собой, под стечением обстоятельств или якобы под стечением … и так далее.

МАРГО: Ну, например?

АРКАДИЙ (набравшись смелости): Этот наш с Вами разговор был бы невозможен без санкций Вашего и моего руководства. А также нарушения множества правил и норм…

МАРГО (снова холодно и высокомерно): Ну, с Вашим руководством мы смогли договориться без Вас.

АРКАДИЙ (иронично): Да, это я вижу.

МАРГО: Что же, благодарю за уделенное время (встает). Просто удивительно, как вы смогли поместить человека в компьютер.

АРКАДИЙ: Поверьте, если бы Вы владели всеми необходимыми знаниями, Вы были могли глубже понять, насколько всё это (указывает на мониторы) поразительно, революционно!..

МАРГО (равнодушно): Возможно, но, полагаю, сейчас в этом нет необходимости. Благодарю за информацию. Прощайте!

Выходит из помещения, не оглядываясь.

АРКАДИЙ: (глядя ей вслед) Всего Вам доброго…

Эпилог

Та же квартира, но сейчас это жилье реального человека — Драматурга, который сам стал прототипом для своего же собственного персонажа — Никиты.

Драматург сидит за столом, сосредоточенно печатает на ноутбуке.

Деликатно подходит его Супруга, которая стала прообразом персонажа Рады.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Как у тебя дела, Солнце?

ДРАМАТУРГ (прекращает печатать, оглядывается на жену): В принципе, все готово, Малыш. Есть текст пьесы, есть сопроводительное письмо, есть синопсис. Надо вписать адрес, тему письма и высылать.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Ты у меня большой молодец! (Смотрит). Еще целых полчаса до конца срока подачи.

ДРАМАТУРГ: Я еще ничего не сделал, Милая.

Драматург заканчивает печатать, смотри на Супругу.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Я с тобой!

Драматург нажимает кнопку, поворачивается к Супруге и обнимает ее, не вставая.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА (глядит на экран ноутбука): Смотри, автоматический ответ. «Ваше письмо получено. Благодарим за участие! С уважением, Организаторы драматургического конкурса».

ДРАМАТУРГ: Очень хорошо. Мы с тобой сделали всё, что от нас зависело.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Что теперь?

ДРАМАТУРГ: 15-го июля будет лонг-лист, 30-го — шорт, десятого августа объявят победителей.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА (серьезно и спокойно): Я в тебе не сомневаюсь.

ДРАМАТУРГ: Спасибо, Малыш! Мне осталось в себе самом перестать сомневаться. Но я почему-то думаю, даже объективно, это неплохая пьеса. Серьезно. Особенно, если хорошо поставят.

Потом на ее основе можно написать сценарий. Найдем ребят и по «Реальной жизни» снимем короткометражку.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Почему нет? И все себя сами сыграем! И мы, и племянники!

ДРАМАТУРГ: А что? Обессмертим себя с помощью искусства.

«Буратино, а что будешь делать ты?»

«Дураки, я буду играть самого себя!»

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Ты сегодня пока писал, я уже со всеми успела списаться. Не понимаю, чьи это родственники: твои или мои?

ДРАМАТУРГ: Наши, ты их тетка тоже.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Данька говорит, они с Варей в понедельник уже сдают проект диплома, и поэтому через неделю можно съездить куда-нибудь поиграть. Типа квеста или в квиз.

ДРАМАТУРГ: Скажи, мы всегда — «за»!

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Так и написала!

ДРАМАТУРГ: Вот и хорошо, спасибо, Милая…

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Ты же всё с ребятами со старой работы хотел увидеться?

ДРАМАТУРГ: Андрюха Макеев написал. Если на этом Крымском конкурсе победим — тогда и пойдем отмечать… Три уже года не виделись…

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Вот и повод. Слушай! Может, домой все придут? Я наготовлю и в спортзал пойду, а вы сидите, сколько хотите.

ДРАМАТУРГ: Спасибо, Малыш, может, и посидим. Просто, мужикам всегда проще где-то на нейтральной территории. Как Мамка всю жизнь говорит: «Облизывать грязные стаканы!»

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Тогда вон — в Измайловский парк съездите, пока погода…

ДРАМАТУРГ: Посмотрим… Всё, я хочу чаю!

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: А я хочу мужа!…

Целуются.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА: Пойдем. Послезавтра родители привезут Марьяшку с Артемкой. И будут они на тебе прыгать.

ДРАМАТУРГ: Чего это на мне? На матери на своей вот на этой круглопопой прыгать будут.

СУПРУГА ДРАМАТУРГА (хватает мужа за нос): Ноооос!

ДРАМАТУРГ: Больно!

Выходят, обнявшись, из кухни.

Август 2019, Москва
Действие происходит в параллельной Вселенной.
Все события и персонажи вымышленные, все совпадения случайны.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев к «Антон Халецкий: Реальная жизнь»

  1. … И еще хочется добавить)

    Сценарий короткометражного фильма «Реальная жизнь» (на основе данной пьесы) был внесен в Official Selection конкурса сценариев в рамках Международного Фестиваля Russian Indie Film Festival, 2019.

    1. Спасибо! Очень приятно получить такой отзыв от Вас! Я тоже хотел бы увидеть постановку «Реальной жизни»…
      Ничего нельзя исключать) Пьеса получила спецприз на Международном конкурсе «Действующие лица 2019».
      Я же открыт для всех предложений…)

  2. Очень своевременный рассказ. Прямо на злобу дня l- пандемия здесь очень кстати, выполняет задачу всеобщей цифровизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *