Сергей Баймухаметов: И дольше века длится день… 7. Мавзолей преткновения

Loading

Безусловным «представителем умершего» является Компартия. Вот и пусть КПРФ берет на себя перезахоронение или же дальнейшее сохранение тела Ленина. Для этого ЦК КПРФ может, например, построить новый мавзолей на территории своей штаб-квартиры или на даче председателя партии Геннадия Зюганова.

И дольше века длится день…

Цикл очерков к 150-летию со дня рождения В.И. Ленина

Сергей Баймухаметов

Продолжение. Начало

Сергей Баймухаметов7. Мавзолей преткновения

Название цикла очерков к 150-летию Ленина — «И дольше века длится день…» — строчка из стихотворения Пастернака. Но здесь она имеет смысл не образно-поэтический, а самый прямой. Тот день 25 октября (7 ноября) 1917 года длится у нас уже больше века — и в массовом сознании, и в государственно-политической практике, и в зримом воплощении. Один из его зримых символов — мавзолей — доминирует в ландшафте Красной площади, главной исторической площади России.

Тут и начинается нечто непонятное.

По архитектуре это копия вавилонских зиккуратов. Но в зиккуратах не хоронили — на их вершинах ставили храмы.

По смыслу это капище — место поклонения языческим богам. Но на капищах стояли идолы богов, а здесь — лежит мумия человека.

По этому, последнему признаку, мавзолей Ленина — гробница египетских фараонов. Конечно, гигантские пирамиды внушали благоговение и трепет. Однако в древнем Египте мумифицировали не только фараонов. Бальзамирование мог заказать любой богатый человек. Чтобы, как считалось, после смерти легче попасть в загробный мир.

Но египтяне не поклонялись мумиям! А коммунисты — поклоняются. И всю страну заставили поклоняться. Хотели заставить весь мир…

Хорошо (ничего хорошего, конечно), Бог вам судия, создали нечто, совершенно не бывалое в истории человечества, но…

Но зачем стоять ногами на трупе?! Как можно в здравом уме и твердой памяти попирать ногами прах своего «вождя и учителя»?! Тем более — в праздничные дни. На глазах народа и мира. В государственно-официальный обиход вошло выражение «трибуна Мавзолея». Дикторы в прямых трансляциях с Красной площади торжественно возвещали по радио и телевидению: «На трибуну Мавзолея поднимаются руководители Коммунистической партии и Советского государства!»

«Трибуна мавзолея», если перевести на русский — «трибуна могилы», или «трибуна на могиле». В мире были, с давних исторических времен остались мавзолеи-усыпальницы, но никто и никогда не устраивал на них «трибун» и не выступал с них перед народом.

«Там стояли столики с телефонами и тележки, на которые мы ставили термосы с заранее сваренным глинтвейном. Это делалось на 7 ноября, 1 мая и в других подобных случаях. Рядом раскладывали выпечку, шоколадные конфеты. За мавзолеем существовала пристройка, в которой стояли накрытые столы, здесь можно было поесть и первое, и второе. Но кушали тут далеко не все, так как за официальной частью праздника обычно следовал прием». (Заместитель начальника отделения Особой кухни подполковник Игорь Нетылев. Из книги «Кремль. Особая кухня». М., 2014)

А мимо, по Красной площади, проходили колонны демонстрантов, празднично настроенных советских граждан. Смотрели на мавзолей, махали руками, приветствовали «руководителей Коммунистической партии и Советского государства». И практически ни у кого не возникало мысли, что это даже не кощунство, а нечто вообще невообразимое.

Затмение. Затмение ума и сердца.

Времена изменились, 75-летний общий морок вроде бы проходит. Как минимум двадцать лет в России говорят о том, что, конечно, мумию Ленина надо выносить из мавзолея. Отдать родственникам для перезахоронения. Как это сделали в Болгарии. Забальзамированное тело Георгия Димитрова, болгарского революционера, председателя Коминтерна, генерального секретаря Болгарской коммунистической партии — вынесли из мавзолея на главной площади Софии еще в 1999 году.

А у нас так и не решили. Не решились.

Только ведь все равно придется. Чем дальше, тем больше будут обостряться до абсурда не только общегуманитарные, но и государственно-политические вопросы. Мавзолей стал камнем преткновения в сознании россиян.

Например, почему государство, в гимне которого значится слово и понятие «Бог», на центральной площади страны бережно хранит мумию самого страшного богоборца, по приказу которого рушили храмы, в массовом порядке расстреливали священнослужителей? Как все это уживается в сознании нынешних руководителей РФ, стоящих в пасхальные дни в храме Христа Спасителя со свечками в руках?

Если сейчас мы ведем свою родословную от Российской империи, если у нас официальный символ — бело-сине-красный флаг Российской империи, то почему на исторической, главной площади страны высится мавзолей разрушителя империи?

Нельзя и дальше держать российский народ в состоянии когнитивного диссонанса-то есть в «негативном побудительном состоянии, возникающем в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями и т.п., относящимися к одному объекту».

Причем, за властью остается лишь бюрократическое решение — о невозможности дальнейшего содержания тела Ленина в мавзолее и передаче его для перезахоронения родственникам или представителям.

Девять лет назад, на 90-м году жизни, скончалась племянница Ленина — Ольга Дмитриевна Ульянова. Она была последней его родственницей по отцовской линии. Ольга Дмитриевна выступала против перезахоронения своего дяди. Нынешние дальние родственники по материнской линии тоже не изъявляют желания упокоить тело Ульянова.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» регламентирует: в случае отсутствия волеизъявления умершего право на похороны имеют его близкие или «иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего».

Безусловным «представителем умершего» является Коммунистическая партия Российской Федерации. Вот и пусть КПРФ берет на себя перезахоронение или же дальнейшее сохранение тела Ленина. Для этого ЦК КПРФ может, например, построить новый мавзолей на территории своей штаб-квартиры или на даче председателя партии Геннадия Зюганова.

А здание мавзолея на Красной площади Москвы следует сохранить как исторический и архитектурный памятник. Чтобы последующие поколения россиян воочию видели, что здесь было и почему.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Сергей Баймухаметов: И дольше века длится день… 7. Мавзолей преткновения

  1. Поклонение мумии Ленина однозначно свидетельствует, что коммунизм советского толка это ни что иное как религия. Вот Николая №2 признали святым и похоронили в царской усыпальнице — соборе Петропавловской крепости. Красную площадь с мавзолеем и кремлевской стеной превратили в коммунистическую усыпальницу. Но православные и католические усыпальницы посещат в церквях и соборах лишь адепты этих конфессий, не гос. чиновники и военные на праздники. Кстати во всей Европе принято хоронить важных персон в церкви, и там народ ходит по их плитам, кроме Португалии. Там эти плиты я видел огороженными.

  2. Все эти доводы и основания для погребения покойника хотя бы по христианскому обряду (он ведь был, наверное, крещён) на кладбище рядом с матерью, как хотела и Крупская, множество раз приводились и приводятся в печати разными людьми вот уже лет 20-30 — и ничего не меняется! Пишите на здоровье.

  3. Согласен с мнением автора на 100%. Есть некоторая надежда, когда деятельным населением страны станет повзрослевшее поколение россиян, урожденных в ХХ1 веке. и быть может восторжествует здравый смысл, тогда проблема сможет решится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.