Ефим Гальперин: Движуха

Loading

Жизнь человека от бирки на руке до бирки на ноге — это калейдоскоп разнообразных психических состояний…

Движуха

маамар

Ефим Гальперин

Взывание

Это же, как повезло Канту! Да и Ницше. И иже с ними. О, как же старательно, их штудировали. Просто-таки с упоением. И правилом хорошего тона было принято вворачивать при случае «вот у Гегеля…» или «как говаривал старина Фрейд…». Библиотеки были забиты диссертациями, написанными чуть ли не по каждой фразе их учений.

А ведь появись подобные им светочи мысли сегодня, как пить дать, остались бы незамеченными. В лучшем случае какой-нибудь захудалый доцент с ироничным безразличием проскроллил бы мышкой на экране монитора пару страниц. Те же Эрик Фромм с Карлом Густавом, который Юнг, моментально утонули бы в океане рекламных объявлений из серии «как продлить коитус».

Оказывается, нынче самый дефицитный товар — внимание. Так что, ау, дорогие мои мимопроходители и глазамипробегатели! Тут вот я стараюсь всякими штучками-дрючками, подмигиванием, приговорочками, картинками, а кое-где даже отбиванием чечётки замаскировать под публицистику свои поверенные здравым смыслом догадки. Эх, только бы донести, не расплёскивая…

Короче. Автор выражает признательность высокочтимому, терпеливому, категорически несогласному с моими изысканиями Станиславу Лещенко, в задушевных беседах с которым, мой текст становился всё более и более членораздельным.

* * *

«… и кто умножает познание, умножает скорбь»
Екклесиаст, 1:18

Вступление
(с еврейским акцентом)

Есть слово, настолько часто упоминаемо в Первоисточнике (Тора или «Пятикнижие Моисеево»), что даже стало именем собственным. Хаим.

Корень слова — «ха-». На иврите — «жизнь». А частица «-им» — окончание, присущее существительным во множественном числе.

Фигурирует это «ха-» и в слове имеющем в нынешнем обиходе чуть ли не противоположное значение — «хаос». Хотя, в первоначальном значении в досократовской философии, хаос — это как раз начало всякого бытия. То есть, опять таки жизнь. Да и имя первой женщины, согласно тому же Первоисточнику, вовсе не Ева: «И назвал человек свою жену именем Хава, потому что она была матерью всего живущего».

Глагольная форма образуется с помощью окончания «-й». И восклицание «Народ Израиля, живи!» звучит: «Ам Исраэль хай!». Интересно, что этот же «хай» раздаётся и на других языках. Вот: «Хай живе Україна!». И это ещё усиливают частицей «не-». И тогда, «Нехай живе Україна!». В Минске и окрестностях произносят «Няхай жыве Беларусь!». Давайте не будем замечать, что подряд стоят два одинаковых по сути слова — «хай» и «живёт», что, несомненно, говорит о древнем интернационализме.

Вроде бы, со словом «хаим» ясно. Только одна закавыка. Почему всё же «-им»?

Почему множественное число? Ведь тогда получается «жизни»…

— Да, ладно! — скажут мне.

Нет уж! У евреев никогда не бывает просто так. Вон, в Торе важный момент — удвоение букв в именах АврААм и СаРРа. А тут не менее загадочнее: вместо единственного числа — множественное…

Короче. Я, с именем, понятное дело, Хаим, унаследовавший от далёких предков манию к поиску тайных смыслов, толкованию слов и даже отдельных буковок, смею предложить вашему вниманию текст в жанре «маамар» (на идише маймор), что на иврите означает «сказанное», а на латыни зовётся трактат. Обычно это обсуждение какого-либо вопроса. Часто полемически заострённое. Например, Маамар Рабби Бер Дова из Межерича (преемника основателя хасидизма Бааль Шем Това) на тему «Кто является слабоумным».

Система

Предмет исследования — продукт слияния женской и мужской половых клеток.

Отдельный представитель человеческого рода. Особь. Личность. Причём, чисто конкретно. То есть, ни тебе заглавной буквы «Л», ни тебе всяческих придыханий, ни антонима «не-личность».

А если более наукообразно, то речь пойдёт о системе «Конкретный Индивидуум».

В дальнейшем будем пользоваться аббревиатурой — КИ.

Система эта состоит из (как там, в марксизме — «Три составные части…»):

  1. Собственно сам организм. Тело.
  2. Индивидуальный идентификатор. ИИ. Имя, фамилия, отчество, раса, национальность, год и место рождения, родители и всякое такое (см. любую анкету).
  3. Память. Интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия индивидуума с действительностью, обеспечивающее ему самоосознанность.

Ну, с ИИ понятно. Это то, что сопровождает КИ с момента появления его на этот свет (свидетельство о рождении) и до момента ухода с этого света (свидетельство о смерти, солдатский медальон, надпись на надгробном камне и пр.). В ранних цивилизациях идентификатор был куда короче: имя, а то и прозвище. При этом у одного и того же КИ могло быть несколько имён, каждое из которых он приобретал в разные периоды жизни. И это сегодня, между прочим, серьёзная головная боль для историков, роющихся в летописях и хрониках. Позже был задействован ещё один параметр — принадлежность субъекта: сын такого-то, дочь такого-то. Или — из рода такого-то.

В отличие от дактилоскопии или ДНК и РНК, которыми ныне пользуются при

идентификации, но на самом примитивном уровне (ох, не скоро мы узнаем — для чего и впрямь существуют эти штуки), ИИ — характеристика системы «Конкретный Индивидуум» сугубо формальная. Старательно навязываемая социумом. Этакая этикетка на «изделии». Чтобы сподручнее было обществу употреблять этого самого КИ. Так что идентификаторы вовсю используют в военкоматах, загсах, судах, тюрьмах, моргах, в системах налогообложения и, конечно, при селекции на «наши» и «не наши».

«Все её зовут Елена Юрьевна. А на самом деле Рахиль Юдовна. Человеку имя в паспорте записывают. Зачем? Чтобы его с другим человеком не перепутать, чтобы его, в случае чего, по имени всегда можно было найти. А вы, как шпионы, себе имена меняете».
Андрей Платонов

Короче, к самой сути индивидуума идентификатор непосредственного отношения

не имеет. А раз так, то вполне заслуживает выноса за скобки наших рассуждений. А с ним заодно давайте унесём туда же всяческие глупости всяческих отделов кадров: послужные списки с размерами заработной платы, служебные характеристики и почётные грамоты. Да и остальные бессмысленные подробности, вплоть до: рост, вес, размер обуви, цвет кожи и волос, разрез глаз. И обязательно всё-всё из подраздела визуальной идентификации: фото для паспорта 3 × 4 с уголком, а также без уголка для всяких удостоверений, семейные фотоальбомы, портреты на доске почёта и картины маслом типа:

Тут я не могу удержаться от анекдота № 1041200025:

Падает самолет. Пассажиры в жуткой панике. Командир корабля просит стюардессу попытаться как-нибудь успокоить пассажиров.

Стюардесса входит в салон и говорит:

— Прошу всех достать свои паспорта!

Пассажиры успокаиваются и начинают искать паспорта.

Стюардесса:

— Все нашли? Теперь вырвите страницу с фамилией, сверните в трубочку и вставьте себе в жопу, а то в прошлый раз такая неразбериха с трупами была!

Итак, у нас с вами для исследования КИ, как системы, остаются две составляющие.

В первую очередь приглядимся к организму с приданными ему половыми признаками. Как первичными, так и вторичными.

На первый взгляд это совершенно стабильный материальный объект, имеющий

кучу параметров, доступных для фиксации всевозможными приборами и устройствами. Но, ой! Боюсь, что худо-бедно установить какие-нибудь закономерности взаимодействия отдельных элементов системы «Конкретный Индивидуум», облокотившись на эту, можно сказать, глыбу, не получится.

Почему? Да, потому как в соответствии с представлениями современной науки о

мире, в частности о принципе ежемгновенности изменений в нём, всё-всё, начиная со звёзд, планет, народов и вплоть до каждого атома, находится в движухе (слово из современного сленга, прекрасно передающее энтропичность мировых глобальных процессов). И, понятное дело, элементы человеческого организма, вплоть до распоследней клетки подвержены изменениям в виде непрекращающегося обновления.

 

Кожа. Клетки эпидермиса обновляются каждые две-три недели. В среднем за 60-80 дней происходит полный цикл обновления кожи. За год организм вырабатывает около двух миллиардов новых клеток кожи.

Клетки эпителия, покрывающего желудок и кишечник, обновляются каждые три-пять дней. Скорость обновления клеток слизистой оболочки языка десять-четырнадцать дней.

Лёгкие и бронхи. Две-три недели необходимо организму для полного обновления тканей лёгких.

Волосы. Растут в среднем на один-два сантиметра в месяц. Жизненный цикл ресниц и бровей три-шесть месяцев.

Ногти. Полностью обновляются за 150 дней.

Кости. Полное замещение клеток занимает около 10 лет.

Печень. Даже при потере 75 % клеток (в случае оперативного вмешательства), печень способна полностью восстановиться полностью за пять-шесть месяцев.

Почки и селезёнка. Их клетки обновляются за 300-500 дней.

Сердечные мышцы. Полное обновление происходит приблизительно за 20 лет.

Загадка, что зубы обновлению не подлежат. Всего два комплекта выдаётся на всю жизнь — молочные и постоянные.

Да и хрусталик глаза совершенно не обновляется. Зато восстанавливаются и обновляются клетки роговицы. Цикл обновления достаточно быстр — семь-десять дней. При повреждениях роговица способна восстановится всего за сутки.

Кровь. Ежедневно в теле среднестатистического человека замещается около триллиона различных клеток крови. Между прочим, современные учёные, изучая состав крови научными методами, подтверждают то, о чём говорили и писали их коллеги в давние времена: от крови человека зависят не только его здоровье и самоё жизнь, но с ней напрямую связаны его привычки и даже характер.

Не правда ли, всё вышеперечисленное пугает? Но дальше ведь ещё страшнее.

Внимание! Прошу барабанную дробь! Оказывается, и все клетки мозга каждые двое суток обновляются. Полностью!

А если к тому же допустить, что тело состоит из энергетических полей, то можно представить, какие засухи, ливни и ураганы творятся в тех полях при такой-то движухе.

В конце концов, фиг с ним, с телом. Отдадим это увесистое на откуп практической медицине. Чтоб там всякие клизмы, мази, аспирин…

Займёмся ужасом, который в этих условиях творится с психикой несчастного конкретного индивидуума. Потому как, все эти количественные изменения обязательно должны переходить в качественные. То есть, что-то обязательно должно случаться с сущностью этого КИ. С осознанием самого себя.

Вот, к примеру, мой друг детства Петька. Теперь уже Петр Исаакович. Таки да, волосы выпали. Опять же, был жизнерадостным сангвиником, а теперь, вот те на, уже флегматик, И дрейфует в меланхолики. Психотип сменился. Поступки у него пошли неожиданные. Непривычные. Другое мировоззрение, другие реакции на мир, самооценка, круг интересов и всякое такое…

А вот эта… Была просто очаровашка, голову парням сносила на раз, одним взглядом, а тут, гляди, стала мымрой.

Согласитесь, вы в 25 лет и вы же в 35… Разные люди! Оглядываясь, удивляешься — да я ли это, если даже почерк изменился.

«… Он поседел. Он сгорбился. Пополнел. Бостоновый костюм с большими старомодными лацканами, галстучек в голубых разводах, велюровая шляпа, в руках авоська с каким-то пакетом — окончательно отдаляли его от того щеголеватого, стройного комбата, перетянутого в талии так, что и полушубок не полнил его. Ах, как он был красив — фуражка набекрень, смуглый нежный румянец, — наш комбат, насмешливый, молчаливый, бесстрашный…»
Даниил Гранин

А взять этот миф — усладу поэтов и старых дев — про «любовь на всю жизнь»…

Оказывается, влюблённость проходит за три года. Потому что смена нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих победу эмоций над разумом, происходит в организме в течение именно такого отрезка времени. Движуха-с, дамы и господа!

Обратим внимание на личности, наследившие в истории человечества. Не будем тревожить тени всяческих Диогенов, Сократов, а также Плиниев (что Старшего, что Младшего). Вот поближе и похрестоматийней — Лев Николаевич, который Толстой. Шустрый поручик, бабник и бонвиван, начинающий писатель, грозившийся подстрелить Тургенева. Затем назначен обществом в столпы литературы. В титаны, в мыслители, в просветители… Потом, батюшки-светы, старец с патриархальными учениями о любви, прощении, непротивлении, идеолог архаичных сельских общин. А на излёте и вовсе странник, бегущий из дому. Ну, чисто тебе «зеркало русской революции».

Так вот, оказывается, мемуары лиц, имевших удовольствие знаться с графом, как, впрочем, и свидетельства современников тех самых греков, римлян и всяких-разных неупомянутых нами знаковых фигур, бытие которых в мировой истории числится под грифом «жизнь замечательных людей» (учитываем весь спектр понятия «замечательный» — от «прекрасный» до «ужасный»), зафиксировали некоторую общую закономерность. Уж больно непоследовательными оказывались все эти «замечательные» в своих проявлениях в разные отрезки жизни. В том числе даже в обыденных реакциях и поступках. Ну, просто таки, разные личности внутри одного конкретного имярек!

Конечно, всё можно списать на причуды. Дескать, что с них взять — они же через одного гении. Но ведь, если оглядеться вокруг, окажется, что та же дискретность свойственна вообще всем людям. Которые как бы вовсе и не гении. Следовательно, есть основания утверждать, что в течение жизни каждого отдельного КИ в нём на постое пребывают последовательно даже не две-три, а гораздо больше разных самостей.

«Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое».
Лев Толстой

Бдительные учёные, приметив эту, мягко говоря, чехарду, выдвинули теорию, что жизнь человека от бирки на руке до бирки на ноге — это калейдоскоп разнообразных психических состояний, как то: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т.д. (Интересно, а входит ли в перечисленное ПМС — предменструальный синдром?).

Но, почему же эти славные учёные не сделали следующий шаг и не осознали, что вышеозначенные кратковременные изменения состояний весьма легковесное объяснение сложных процессов, происходящих в психике человека. И что на самом деле надо признать наличие череды самостоятельных субъектов, каждый из которых обладает своими психическими свойствами и личностными характеристиками. И, следовательно, конкретный индивидуум как бы проживает несколько жизней. Недаром в Израиле, в отличие от других стран, где отделы кадров требуют автобиографию, спрашивают «корот хаим» (קוֹרוֹת חַיִים), что дословно переводится — «описания жизнЕЙ».

Короче, формулирую…

Постулат Первый:

Представление об индивидууме в течение цикла проживания от рождения до смерти, как о непрерывной личности, является заблуждением. На самом деле — это череда существований неких самостоятельных субъектов, каждый из которых имеет свой психический облик, то есть, свои внутренние мотивации, свой уровень психической активности. И даже свой характер.

«Воевал не я. Воевал юноша с моими именем и фамилией. Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном врагов народа, и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна».
Булат Окуджава

А вот самое что ни на есть конкретное подтверждение постулата! Александр Галич (Гинзбург). Сосед Булата Окуджавы по Пантеону Славы и соратник по поэтическому цеху. Баловень судьбы. Сибарит, пижон, богатей, завсегдатай московских ресторанов, любимец публики. Как писал о нём Юрий Нагибин, «был он внешний человек, с блеском и обаянием, актер до мозга костей, эстрадник». Член всяческих творческих союзов. Это его слащавая пьеса «Вас вызывает Таймыр» шла во всех театрах страны. Это его, не менее опасный по части диабета, чемпион кинопроката (более 30 миллионов зрителей за первый год) фильм «Верные друзья». Всё славно. Жизнь удалась. И тут, на тебе… В возрасте пятидесяти лет такой вдруг шарах. «В Абакан плывут облака»! А ведь ничто не предвещало! Исследователи его жизни изощряются в поисках причин столь кардинальной перемены участи. Чего только не городят вплоть до «совесть взяла верх над инстинктом самосохранения». Наивно! Ведь на самом деле, в конкретном индивидууме внезапно для него самого (и это проступает в поведении и высказываниях Галича) активизировался новый субъект. Да такой неудержимый, что нелюдям, дабы его остановить, пришлось Александра Аркадьевича убить. Такие дела.

Ипостасие

Для дальнейших рассуждений не мешало бы определиться с наименованием этих самых психологических субъектов. «Сущность»? Нет, уж больно слово свистящее. И опять же попахивает Блаватской и Шамбалой. Оккультизмом типа: «что есть сущность и что есть сущность сущности»? Вроде, может подойти ивритское слово «ха»! Но тут как бы сионизмом отдаёт. О! Простенько и со вкусом — Ипостась. Тем более что в этом слове просматривается установка на временность, на сменяемость. На движуху. В дальнейшем будем пользоваться и самим термином, и его сокращением — ИПО.

Итак, картина маслом. Имеется конкретный индивидуум, так сказать, владелец жилплощади (ответственный квартиросъемщик) и сменяющие один другого жильцы. А вот как часто они заселяются? Апологеты пересменок психических состояний наработали достаточно много теорий о циклах. Суть их заключается в том, что каждому возрасту соответствует свой психологический кризис личности. У одних авторов эти циклы семилетние. У других пятилетние. Ну, я бы не доверял этой страсти к систематизированию всего и вся. Кардинальный просчёт в том, что личности в этих теориях традиционно рассматриваются как неделимые и непрерывные. Закоренелые «циклисты» никак не учитывают всеобъемлющую движуху, обеспечивающую неисповедимость в изменениях личности и некое задушевное безумие в круговерти возникающих и исчезающих ипостасей. Между прочим, товарищи буддисты в этом вопросе выражают полное единодушие со мной (или я с ними):

«Каждое мгновение вы становитесь кем-то другим, ибо нет никакого постоянного „Я“. Оно существует лишь в настоящем…».

Так что все эти циклы и таблицы — шаманство. Гадание на кофейной гуще, вчерашней заварке, бульонных кубиках. Как по мне, никакой закономерности вообще быть не может. Все изменения в психике КИ в результате смены одной ИПО на другую (существование которой может длиться десятилетиями, а может схлопнуться за год, за два) случаются спонтанно. И переходы — «из» и «в» — могут быть мгновенными. Как бы скачком. А могут, наоборот, плавным вытеснением.

И что интересно, логики ведь в чередовании ипостасей нет. Ни, чтобы там строго по восходящей — от примитива к мудрецу, ни, наоборот, по нисходящей к примитиву. Вот, вполне может случиться, что со следующей ипостасью придёт к индивидууму просветление. И пробудится в нём духовность и станет он жить просто-таки как святой. Вот мой друг. Был успешным учёным. Атеистом. Теперь раввин. Да ещё и в Иерусалиме.

А может такая ИПО набежать — ну, просто брызги шампанского! Толпы приятелей, шумное весёлое гуляние по жизни, радостное общение (даже с роднёй). А если ко всему этому он окажется азартным, да ещё и удачливым игроком… Ну, тут уж вокруг красавицы, яхты-шмахты, пиры горой. А потом, упс, на смену вползёт пустоватая ипостась… Тупое проживание, серое. В стиле нежити. Вата. Унылое отбывание жизненной повинности. И тут, бац, в семьдесят лет в ипостаси № 6 — страстный (на весь остаток сил) влюблённый. Поэт, философ. Правда, обидно! Нет, чтобы такая ИПО, да в молодости подвернулась, когда и сил немерено, и масса времени в запасе.

Попутно, про институт брака. Вот, говорят, «разлюбил». Или поджимают губу «мы стали чужими людьми». Это же, какие дрова наламываются, какие разборки устраиваются! А ведь супругам просто невдомёк, что они проживают жизнь вовсе не по формуле «один единственный с одной единственной». На самом деле, это разные ИПО во взаимодействии с другими разными ИПО. Такой себе неосознаваемый разврат-развратыч.

А если взять шире — папа, мама, сестрички, братики, дяди, тёти. Мы, воспитанные в пиетете к понятию «семья», твёрдо уверены, что эти люди должны желать своим близким только добра. Мол, родная кровь…

Помнится крик души моей сослуживицы:

— Мама стала вампиром! Отсасывает энергию! И мы с братом главные доноры. Но как бежать от собственной мамы?! Она такая старенькая… Жалко её.

Тут, как мне кажется, ключевое слово — «стала». И старушку бросать не стоит.

Просто надо осознать — это не мать. То есть, номинально — да. А на самом деле это тот самый «чужой», что по капельке отсасывает ваши жизненные силы.

А что, разве КИ, предоставивший вам возможность появиться на свет, не застрахован от смены ипостаси? И тут вполне может оказаться, что очередная ИПО — вампир? А почему нет. Ведь, если чёрные дыры во Вселенной глотают что ни попадя, то почему бы на Земле не цвести буйным цветом энергетическому людоедству. Ведь это такое милое дело — вампирить родню. Они-то ведь подпускают вплотную, позволяют в душу залезть Мол, мы же близкие люди.

Предвижу возгласы:

— Позвольте, позвольте! Как же так! Вы замахиваетесь на самое святое…

Простите великодушно, но уж позвольте вам не позволить. В конце концов, давайте сознаемся, что во всех этих выстраиваниях родословных, рисовании генеалогических древ нас ведь интересует не столько житьё-бытьё наших предков, а как долго жил дядя и что со зрением было у тёти. Да и, не было ли, случаем, у дедушки паранойи. Причём, фиг с ними-то самими. И с дядями, и с тётями, и с дедушками. Тут бы понять, что там валяется в генах. Каковы параметры долголетия в роду и что за наследственные заболевания могут на нас свалиться. Вон, тот же алкоголизм.

Прошу отметить, я ведь толкую про среднестатистического КИ, обитателя стран Европы, Америки и т.п. Без незнакомых мне Африки и Арктики. Хотя, думаю, что и бербер в пустыне, и эскимос на льдине тоже худо-бедно, но проживают свои цепочки ипостасей.

Первая пертурбация с ИПО случается при переходе из детства в отрочество. Это когда, сами понимаете, в период от 7 до 13 лет заявляет о себе главный наш гормон. Явление это было замечено задолго до появления письменности и с тех же пор канонизировано всеми культами и религиями в виде обрядов инициации. Вот и сейчас у католиков дети в возрасте 7—10 лет принимают первое причастие. В иудаизме бар-мицвы у мальчиков (в 13 лет) и бат-мицвы (в 12 лет) у девочек. В исламе в этих же временны́х границах совершают обряд обрезания подростков мужского и, увы, часто женского пола.

Для детской психики эта первая смена ипостаси, несущая кардинальное изменение взаимоотношений в системе «ребёнок — родители», сравнима разве что с землетрясением. Недаром ведь всплёскивают руками: «Ну, подменили ребёнка, ну, не узнать! Такой стал…». А ведь это только начало. Причём с непредсказуемыми для каждого, вступающего в жизнь КИ, последствиями.

А уже на подходе следующая ИПО. А потом ещё. И ещё. И ещё. «Пост сдал! Пост принял!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»).

«Менять вот так же состоянье духа,
Как пенни выменял бы я на шиллинг…»
Кристофер Лог

Знания и навыки, которые приобретает конкретный индивидуум в период проживания в нём каждой ипостаси, понятное дело, аккумулируются. Все-все. Читать, писать, плавать, иностранные языки, варить кашу, стрелять, вышивать крестиком, различать грибы, брать интеграл от дроби, открывать бутылку вина без штопора и т.д. Другое дело, что́ именно из всего этого будет востребовано следующими ИПО. Например, умение играть на балалайке, простимулированное одной из прожитых ипостасей, может быть, вдруг и пригодится.

Определить водораздел смены ипостасей несложно. Достаточно уловить момент перемен в кругу друзей и появление новых врагов. Увы, бывает, что индивидуум отмечает случившийся переход в новую ипостась под мерный звук кардиомонитора, очнувшись после клинической смерти. Хотя, лучше бы без такой жёсткой оплеухи от жизни… А просто, почуяв шестым чувством момент прощания с отбывающей ипостасью, например, № 3 и заступлением на пост ипостаси № 4, устроить под водочку, селёдочку и гитарные переборы — и проводы, и встречу одновременно.

Вполне резонно напрашивается вопрос: а возможно ли прожитие всей жизни с одной ипостасью? Думаю, во времена, предположим, среднего палеолита такое часто случалось. Уж весьма лаконичной была жизнь отдельного Homo sapiens. Не успеешь оглянуться, мамонт наступит или к саблезубому тигру на зуб пожалуйте. А то и сосед каменным топором тюкнет. Ему кормить семью чем-то же надо. Зато при нынешней продолжительности жизни, позволяющей разгуляться с количеством ИПО, отсуществование всего с одной ипостасью навевает грустную мысль — а не идиот ли данный КИ?

Соответственно, может возникнуть и вопрос наоборот: а бывает ли, что ипостасей в индивидууме одновременно несколько? Ответ: бывает. Вон, в психиатрии сейчас широко обсуждается теория мультиперсональности. Дескать, эта «мульти» способствует творческой активности. Сами понимаете, что она скорее имеет отношение к шизофрении. И что те, в ком это «мультяшка» наблюдается, — готовая клиентура для психушек. Так что, граждане, то бишь, ипостаси, не толпитесь! Давайте по одной! В порядке живой очереди!

Спусковым крючком, импульсом для смены ипостаси может быть что угодно. Реплика в метро или эсэмэска прилетела… Начальник наорал… Обсчитали в магазине… Особенно стимулируют возникновение новых ипостасей переезды, смена рода деятельности. Например, прохождение воинской службы. И уж совсем однозначно — эмиграция со всеми её стадиями!

«Неужели не я, освещенный тремя фонарями,
Столько лет в темноте по осколкам бежал пустырями,
И сиянье небес у подъемного крана клубилось?
Неужели не я?..»
Иосиф Бродский

Но весьма опрометчиво утверждать, что причиной возникновения каждой следующей ипостаси является социум. Да и вообще, соображение, что смена ипостаси это такой способ выживания КИ в окружающей среде попахивает вульгарной социологией. Что поделаешь, мы с детства загипнотизированы высказыванием Ленина (явно им краденое, как и всё остальное в его «трудах»): «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

В том-то и дело, что ипостась это активное самопознающее начало. Отдельный субъект с автономной психикой. Своя спонтанность, своя креативность, своё восприятие окружающего мира. Даже трудно предугадать, что может любая ИПО сама себе навыдумывать! Тем самым, между прочим, подводя под монастырь конкретного индивидуума, в котором она на тот момент проживает. Вплоть до разрушения всех чаяний социума по отношению к этому КИ.

Вполне возможно, что пролет в эмиграцию Льва Давыдовича Троцкого случился как раз потому, что тогда, в 1929 году, в нём сменилась ипостась. И на смену прежней, допустим, № 5 — «стреляный волк», пришла, облегчив задачу Сталину, ипостась № 6 — «зайчик-побегайчик». А на большой дороге из Шарлеруа, близ деревушки Ватерлоо союзники, скорее всего, имели дело со свеженабежавшей ипостасью Наполеона. Уже не гениальный и непобедимый то ли полубог, то ли Антихрист, а, предположим, агроном. Ведь это же он распорядился культивировать свёклу и невольно стал отцом-основателем европейской сахарной промышленности.

А вот как бы недавние события… Несгибаемый солдат. Жёсткий генерал, ставший премьер-министром. И вдруг уступка за уступкой, которые каждый раз ставили страну на грань краха.

Все разводили руками:

— Как же так! Что это с ним?

А это у КИ, что числился под индивидуальным идентификатором «Ариэль Шарон», сменилась ипостась. И получилось то, что, увы, получилось.

Вообще, взаимодействие свежеиспечѐнных ипостасей с социумом может быть темой множества исследований. Например, вот такой вариант — ипостась принимает к исполнению заказ общества. Жил-был КИ с наличием в нём ипостаси, предположим, № 2 — неприкаянный демобилизованный солдатик (пардон, ефрейтор), мечтающий стать художником. Бац! Обзавёлся новой ипостасью № 3, которая приняла на себя реализацию ожидания социальной среды — обиженной в Первой мировой войне Германии. И ведь кандидатов на место фюрера было много. Стояли, миленькие, в очереди, дышали друг другу в затылок. Но тут уж по Пушкину: «И Случай, Б-г, изобретатель»… Просоответствовал этот, с усиками а-ля Чарли Чаплин.

А бывает и наоборот. Конкретный индивидуум, а точнее, его квартирантка — Ипостась переламывает социальную среду под себя. Вот Рябой, не к ночи будь помянут. Уголовник, бандюга и вдруг… Всемогущий социум, — так сказать, гегемон — думал, что вот дорвался до пользования этим КИ. Ан нет. Не дорвался, а нарвался! Этот конкретный индивидуум почти тридцать лет держал за горло страну со 150-миллионным населением и разросся метастазами по всему миру. За это время в нём сменилось как минимум четыре ипостаси: мелкий уголовник на побегушках у политических авантюристов в 10-х, расчётливый убийца в 20-х и 30-х годах, маньяк, зацикленный на идее мировой войны в 40-х и параноидальный старик с манией преследования в последней своей ипостаси в 50-х годы… Медсестра, обмывавшая труп Сталина, рассказывала поэту Твардовскому: «И вдруг стало мне его так жалко — вспухший животик, тоненькие ручки, тоненькие ножки — паучок, да и только».

А вот если ИПО и не встраивается в социум, и не перестраивает его под себя? То есть, ни то, ни другое. О! Тут мы с вами набредаем на базовый конфликт в жизни человеков, старательно отражаемый на протяжении столетий всеми средствами искусства. Противостояние КИ и общества. Нежелание (или неспособность) индивидуума, а точнее, проживаемой в этот момент в нём ипостаси, соответствовать требованиям социума.

Масштабы этого конфликта могут быть разные. От разборки на коммунальной кухне до полей мировых войн. При этом механизм конфликта один и тот же. Какой-то период КИ с наличествующей в нём ипостасью прекрасно сосуществует с обществом. Тихо-мирно плывёт по течению, старательно принимая участие в социальных играх. Но вот проклёвывается следующая ипостась. И она, в силу каких-то своих особенностей, так или иначе (поведением или резким поступком) чётко заявляет своё несогласие с запросами социальной среды. И тут уж как пойдёт. Насколько будет агрессивен социум. Сможет ли он потерпеть или стряхнёт КИ с его свежеиспечённой ипостасью с беговой дорожки. Такой себе улёт с арены цирка под названием «жизнь» (см. «Гамлет» или «Палата № 6»).

Ну, а теперь рявкнем: «Стой! Кто идёт!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»). То есть, приглядимся к генезису ипостаси. Ведь, понятное дело, что каждая очередная ИПО не приносится извне каким-нибудь космическим ветром, а созревает внутри КИ. Где-то там, в глубинах нервной системы с её нейронами, синапсами, клетками нейроглии и другими клетками, образующими неврилемму.

Из чего она формируется — свежая ипостась? Каковы они, ингредиенты этого активного самопознающего начала? Ведь кто знает, как, при тотальной движухе в организме, срабатывают гены. И опять же, что могут натворить те самые первичные и вторичные половые признаки, которые я недаром упомянул как базовый элемент организма КИ. О! На что только ни способен половой гормон! Недаром сам термин «гормон» означает именно «побуждать». И в результате индивидуум, существовавший с какой-то вялой серой монотонной ипостасью, может при смене на новую — заполучить весьма сексуально озабоченную ипостась… Влететь в состояние такого «амока» (одержимость, в украинском языке красивее — навіженість), что мама дорогая!

Вообще, если конкретный индивидуум как бы сосуд, в котором зарождаются и зреют ипостаси, то почему бы не представить себе этакую кастрюльку, в которой каждый раз закипает непростой супчик (см. «Книга о вкусной и здоровой пище»). И какой он получится, в немалой степени зависит от того, что из менталитета индивидуума будет доминировать в виде специи в этом бульоне — украинская наивность, русская ксенофобия, еврейская ироничность, польский гонор, немецкая дотошность, английская чопорность, французская болтливость…

Таки да, я вынужден признать, что социум всё-таки, пусть и весьма опосредованно, но принимает участие в приготовлении блюда. Ведь, наверняка, при формировании ИПО учитывается ещё и множество корректировок на микроуровне: «что пили?» — тройной одеколон или «Агдам»? А может коньяк «Курвуазье»? Что ели? С кем дружили и с кем ссорились, какое кино смотрели, какие книги были доступны. И уж обязательно заветная щепоточка, добавляемая в варево напоследок, — оброненное кем-то невзначай слово, что запало в душу… Короче, темна вода во облацех… Может случиться огненное харчо, жидкие рахитичные вчерашний щи с кислой капустой или добродушный борщ. А может вскипеть жутко наваристый йеменский суп из бычьих хвостов. Кстати, «суп» на иврите «марак». Как бы, мрак… Вари, горшочек, вари!

 

А потом настаёт торжественный момент и новенькая, с пылу с жара, ипостась заступает на дежурство. Здравствуйте, я ваша тётя… и буду у вас жить.

«В ту ночь я умер и я возродился… Другое существо, абсолютно новое, начало существовать…»
Индийский мистик Ошо

Теперь не мешало бы определиться со скоростью сменяемости ИПО. Тут, скорее всего, темп задают процессы, протекающие в организме. В детстве, в юности всё несётся ну просто таки курьерским поездом. Болеют быстро, выздоравливают быстро. Влюбляются — вжик, страдают — вжик… Поэтому в эти периоды ипостаси сменяются довольно часто.

Потом к зрелости физиологические процессы замедляются. Всё притупляется — вкус, зрение, обоняние, слух, боль, либидо, память, ненависть, любовь… Болезни протекают медленно. Даже депрессии и те случаются какие-то вялые, скучные и неубедительные.

 

И горшочек, в котором варятся ипостаси, уже еле побулькивает. К тому же скудеет набор специй, и учащаются случаи недопоставки полового гормона. Да и другие гормоны тоже приутихают. Доминировать начинают гены. Недаром индивидуум к старости моторикой и психикой становится похожим на родителей да и на бабушек с дедушками.

И остаётся лицам так называемого золотого возраста лишь меланхоличное перелистывание случившихся по жизни ипостасей… Был глуп. Ну, просто таки, дурак дураком. Или, наоборот, умён, молодец молодцом. Играл в шахматы (а вот напрочь разучился), писал стихи, рисовал удивительно. Так много понимал (или совсем ничего), столько хорошего (или плохого) сделал.

Тут самое время объявиться сердобольным читателям, которые озаботившись участью сменившихся с поста ипостасей, могут предъявить таки печальный вопрос: А что с ними-то, так сказать, демобилизованными, потом делается? Куда они деваются? Воспаряют или сливаются в какую-то бездну? И должны ли эти, хоть и схлопнувшиеся, но заслуженные, продолжать нас интересовать?

Увы, этот топик выходит за рамки данного трактата. Но позволю себе надеяться, что тема утилизации ипостасей-«дембелей» окажется среди других предметов исследования для тех, кто будет дальше развивать мою теорию.

Вообще, дорогой читатель, признайтесь, что эта катавасия с ипостасями — придумка шикарная. И не столько для полчищ адвокатов, заполучающих в таком случае отличную отмазку, чтобы отвести меч Фемиды от своих клиентов, сколько для нас с вами, грешных КИ. Ведь это удобнейшее оправдание всем неудачам, всем нашим оплошностям, спотыканиям, бредовым метаниям, нереализованным возможностям… Можно списать всё нелепое — проступки, вину, грехи, неправедно содеянное… Можно с облегчением развести руками, мол, что поделаешь:

— Был я ипостась № 3, а нынче начал проживать себе в ипостаси № 4. Так что взятки с меня гладки… Проехали…

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Ефим Гальперин: Движуха

  1. Превосходные, по глубокому смыслу с. блеском интеллекта и стилю изложения, размышления уважаемого автора прочитал с большим внимание и интересом.
    /Спасибо, Ефим Гальперин.

  2. Право же, не для похвальбы. Для выяснения истины. Перемудрил автор. Так вот, я всю жизнь пишу только о себе — с дюжину документальных повестей, два десятка рассказов, очерков, даже роман, даже гипотезы — «Вектор эволюции», «Циклы МИРОЗДАНИЯ», «Мировая история как эксперимент и загадка», «Акмеология» и т.д — всё о себе. Поворачиваю свою жизнь (как стакан когда-то; теперь такие не выпускают — разными гранями). И читают, ни разу не обвинив в повторах. Хотя в каких-то деталях повторяюсь, конечно: жизнь-то одна. И я — один и тот же. А что клетки во мне меняются — так это мне до лампочки: я этого не замечаю. Просто, я — человек с биографией. Не с героической, не с трагической — с нормальной. Но вот как, оказывается, она разнообразна. И ведь многое упустил. забыл; что-то не хочу вспоминать. Забыл, кстати, очень многое: память у меня смалу дырявая. Приходится рыться в архиве (старший зять Султанбек спас — не без приключений перевёз в Мюнхен). Многое проверяю по сети — потому что как-то получилось,что не раз, но многажды, случившееся со мной так или иначе совпало с ходом относительно мировых событий. В этом меня упрекнул профессор из Львова. И я ответил ему, что, как рыбу нельзя выдернуть сухой из воды, так и человека — любого! — не выдернуть из мировой истории. Он весь пропитан ею.

  3. Григорий Быстрицкий
    ===============================
    Знаете, Инна, мне самому часто не нравится такой тон, в большинстве случаев это весьма жалкие попытки сказать смешно, на худой конец — оригинально. Но в данном случае, мне кажется, этот тон уместен и применен умело.
    А по части прилагаемых анекдотов это просто мастер-класс для безнадежных поставщиков такого добра на Портал.
    ______________________________

    Да, автор сам признается, что старается «всякими штучками-дрючками, подмигиванием, приговорочками, картинками, а кое-где даже отбиванием чечетки замаскировать под публицистику свои поверенные здравым смыслом догадки». Непонятно только, зачем? Для чего нужно «всякими штучками-дрючками» опускать Толстого, снижать его образ. Что из того, что он «… бабник и бонвиван, начинающий писатель грозившийся подстрелить Тургенева… старец с патриархальными учениями о любви, прощении, непротивлении, идеолог архаичных сельских общин. А на излёте и вовсе странник, бегущий из дому».
    Да Толстой и не исключение. Святой Франциск Ассизский вёл разгульную жизнь, юношей был «царём» пирушек. Тоже не был лишён тщеславия, не допускал, чтобы кто-либо его превосходил. А потом стал искать уединения; надел власяницу, снял с ног обувь, бросил посох и опоясался верёвкой. Из нищего странника и отшельника стал проповедником.
    И Толстой и св. Франциск приняли другое обличье, изменились как личности. Но это не имело разрушительных последствий на их духовную жизнь. Наоборот, результатом этой «движухи» (слово-то какое дикое) было рождение нового мировоззрения, нового мировосприятия, изменивших, может, в лучшую сторону какую-то часть человечества. И таких жизнеописаний в истории человечества полно. И что в этом анекдотичного?

  4. важно не забыть выдвинуть автора в разделе «нон фикшн» на Конкурс «Автор года».
    ——————
    Поддерживаю

  5. Не помню, кто из знаменитостей сказал, что человек за свою жизнь столько раз меняется, переходит в ту или иную характерологическую ипостась (пользуясь выражением автора), что, если собрать воедино все эти ипостаси, то мы получим группу самых разных людей, противоположных по своим вкусам и взглядам, незнакомых, а порой и агрессивно настроенных по отношению друг к другу.
    Но есть и другое мнение, в народе говорят: «Каким в колыбельку, таким и в могилку».
    Не знаю, к каким выводам автор нас подводит, какие нас ждут «догадки» — надо подождать окончания, прав И.Ю.
    С уверенностью только могу сказать, что в практике психиатров резкое изменение личности – это всегда продром (предвестник) психического заболевания. Автор в качестве примера пишет о Л.Н.Толстом: «Шустрый поручик, бабник и бонвиван, начинающий писатель, грозившийся подстрелить Тургенева. Затем назначен обществом в столпы литературы. В титаны, в мыслители, в просветители… Потом, батюшки-светы, старец с патриархальными учениями о любви, прощении, непротивлении, идеолог архаичных сельских общин. А на излёте и вовсе странник, бегущий из дому. Ну, чисто тебе «зеркало русской революции».
    Но ведь Толстой пишет в своей «Исповеди», что носил веревку при себе, настолько он был захвачен суицидальными мыслями и намерением с собой покончить. Так что не все однозначно и каждый случай изменения человеческой ипостаси или ИПО, по автору, требует глубокого подхода, потому что причина не всегда лежит на поверхности.
    Ну, и еще небольшое замечание. Мне кажется излишним этакий ернический, чересчур шутовской тон, в каком излагается этот, в общем-то, серьезный материал.

    1. Inna Belenkaya
      Мне кажется излишним этакий ернический, чересчур шутовской тон
      ==========================================
      Знаете, Инна, мне самому часто не нравится такой тон, в большинстве случаев это весьма жалкие попытки сказать смешно, на худой конец — оригинально. Но в данном случае, мне кажется, этот тон уместен и применен умело.
      А по части прилагаемых анекдотов это просто мастер-класс для безнадежных поставщиков такого добра на Портал.

  6. Конечно, надо дождаться окончания, но потом важно не забыть выдвинуть автора в разделе «нон фикшн» на Конкурс «Автор года». И, кстати, за предыдущую его заметку о майоре Шапиро.

Добавить комментарий для Inna Belenkaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.