Ефим Гальперин: Движуха. Окончание

Loading

Я заканчиваю свой Маамар, он же трактат, заслуживающий, если не Нобелевской, то хотя бы Пулитцеровской премии… И заканчиваю я его чистосердечным признанием, что категорически не понимаю, зачем я написал всё это. Я ведь не претендую ни на новое слово в науке, ни на то, что, вообще, это кто-то прочитает.

Движуха

маамар

Ефим Гальперин

Окончание. Начало

Э, нет, дорогие вы мои. Не проехали. Ведь к ответу всегда призывается личность. О ней судят и её судят. Именно ей предъявляют все претензии. И не только окружающими, но и самим индивидуумом. И тут совершенно закономерно всплывает вопрос: а скудова (любимое слово М.А. Булгакова) она берётся — личность? Да, есть куча ипостасей. Да, они последовательно, не пересекаясь, квартируют на территории, обозначаемой как конкретный индивидуум. Но что делает эту, в принципе, разношёрстную компанию, совокупностью? Единой личностью? Ну, уж точно не организм КИ, который, при сплошной движухе, постоянной структурой никак не является. Так что же тогда?!

There are more things in heaven and earth, Horatio,
Than are dreamt of in your philosophy.

В переводе М. Вронченко это звучит:

Есть многое в природе, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.

Бабах! «Пушки с берега палят, кораблю пристать велят». А это мы в хлябях выплываем к славной горе типа Арарат — единственной тверди в пространстве, залитом Всемирным потопом движухи. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Так что скажем дружно «нет» релятивизму! Потому что, таки да, существует непоколебимая константа! Этакая радикальная штуковина, которая скрепляет все наши ипостаси в одно целое, обеспечивает законность наследования каждой следующей, и позволяет осмысливать всё проживаемое КИ, как нечто единое. Как личность.

Про что же это я? А про ту самую третью составляющую системы, обозначенной как «Конкретный Индивидуум». Причём, что интересно, эта составляющая уж никак не объективная реальность, данная нам в ощущениях… Ну, просто-таки напрочь не материальная!

Только давайте без придыханий. Не про душу речь. Тем более что по слухам, в стандартном комплекте КИ душа не числится. То есть, часто бывает, что индивидуум имеется, и всякое такое при нём, а вот душа не наблюдается. Вовсе.

Память

Постулат Второй:

Память есть единственная константа, которая в хаосе тотальной движухи, удерживает систему «Конкретный Индивидуум» в рамках самоидентификации, обеспечивая её чувством собственного «Я».

«у толи цель была нажраться
чтоб все заботы позабыть
но то ли водки было мало
а то ли память хороша»
Мария Лесникова

Не будем отбирать хлеб у учёных, безуспешно пытающихся объяснить природу Памяти всякими фотонами-бутонами, кварками-шкварками и прочими гештальтами. С памятью, как с электричеством. Все им пользуются, а вот что это такое…

Вот, учёные университета Ратгерс, Нью-Джерси, додумались до того, что, память вообще не имеет объёма. И что любое воспоминание — лишь набор нейронных связей внутри мозга, и что эти нейронные связи каждый раз собираются заново. Мол, психотерапевт, уложив клиента на кушетку, легко переворошит эти нейронные цепочки, и тем самым избавит его от тяжёлых воспоминаний. Понятно, что такая чепуха, как и много других чепухов, придумана только для обеспечения заработком уймы выпускников краткосрочных курсов психотерапии.

Короче, не стоит заморачиваться. Мы ведь не учёные и не лекари какие, а рядовые пользователи. Поэтому стоит бесхитростно воспринимать наличие памяти просто по самому факту её наличия и согласиться с общепринятыми на сегодня канонами:

Память — запас информации с функциями накопления, хранения и многократного воспроизведения индивидуумом его прошлого опыта.

Подразделяется на:

Кратковременная память. Она же, согласно айтишной терминологии, оперативная. Обеспечивает временное хранение информации и манипулирование ею. Обслуживает повседневные нужды индивидуума. Типа: зарядил ли телефон, выключил ли чайник, закрыл ли входную дверь… Жаль, но к старости этот вид памяти ослабевает.

Долговременная память. Накопитель получаемой конкретным индивидуумом информации, пользование которой открыто для него в течение всей его жизни.

«Коллективное Бессознательное». Согласно основоположнику аналитической психологии Карлу Юнгу, опыт отдельной личности не утрачивается после смерти. Каждый человек появляется на свет уже с присутствующей в его подсознании суммой всех человеческих опытов, начиная чуть ли не с палеолита. И именно эти архетипы побуждают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. При этом вполне допустимо, что в этом «Коллективное» наличествует некоторая дифференциация: опыт близких родственников, опыт дальних, опыт рода, племени, и, наконец, всехний опыт.

На первый взгляд это «Коллективное Бессознательное» — нонсенс, жуть, какой-то гигантский исторический предрассудок. Ну, как это можно помнить то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике! Но вот серьёзные учёные, правда, с извиняющейся интонацией и оговоркой «гипотетическое явление», соглашаются с существованием этого самого «Бессознательное», и его активным влиянием на КИ. Как говаривал почтенный Карл Густав Юнг: «Все, что не проявляется как Сознание, возвращается как Судьба».

Какие-то фильтры не пропускают протуберанцы этого «Коллективное», и они зависают на уровне подкорки, донося инфу не на языке сознания, а на языке эмоций. Разве что в снах, когда глушилки здравого смысла отключаются, всё-таки возникают картинки, звучат обрывки фраз.

«Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке».
Арсений Тарковский

А ещё гипнозом удаётся выцарапать кое-чего, но, увы, в виде намёков, по которым трудно судить о целом. Правда, как это ни странно, разные маги, потомственные целительницы, сниматели порч и сглазов, загоняя подопытных в транс, переводят, как они утверждают, это «нечто» на понятный для них язык. И, представьте себе, у них наблюдается положительная динамика в лечении неврозов.

О, нет! Это уже серой попахивает, и у поганых болот чьи-то тени встают… Так что оставим паранормальников в покое. Вернёмся к материализму с его эмпириокритицизмом.

Кстати, вполне можно предположить (только не шейте мне мизантропию), что множество людей, живших раньше, да и живущих сегодня, как обходились одной лишь кратковременной памятью, так ею и обходятся, Что, в принципе, весьма эргономично. А о существовании долговременной памяти они понятия не имели и не имеют. Как и о том, что творит с ними «Коллективное Бессознательное», навязывая не только поведенческие паттерны, но даже, что вообще загадочно, грехи и проступки предков. И тому в истории человечества масса свидетельств (гугл вам в помощь!).

«… Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое…»
Евгений Шварц

Короче. Да здравствует единственная константа в системе КИ, с которой-то и работают психиатрия, психоаналитика и всякие другие «пси…»! ПАМЯТЬ. Имеются, правда, ещё папиллярные линии. И ДНК с РНК тоже как бы константы. Хотя уже нет! Геном, который ещё совсем недавно числился неизменной наследственной субстанцией, таки да, оказывается, подвержен движухе. Как и нуклеиновые кислоты. И получается, что постоянство хранят только папиллярные линии. Во всяком случае, пока. Да, к тому же, пользуются ими только следователи и прокуроры. Как элементом идентификации. А мы ведь, помнится, этот самый ИИ вывели за скобки исследования. Так что:

 

Именно память даёт понимание, что, например, эта крикливая неряшливая старуха — твоя мать. А этот лысый толстяк в коротковатых брюках — твой отец. А это — дядя. Это — брат. А вот эта, когда-то «загадочная, с ноткой нежности и необъяснимой грусти в глазах…» некая особа, храпящая рядом по ночам, оказывается, законная супруга. Вечно недовольная, вечно голова болит. Да и самой этой храпящей особе понятно, что такое вот этот обезьян, все 24 часа требующий пожрать и предоставлять ему ласки. А писклявая девица-подросток, тянущая на одной ноте слово «хочу», оказывается, их дочь. И этот малолетний урод с ломающимся баском и серьгой в ухе… Ба, да это же родимый сынуля!

То есть, без участия памяти (правда, хрен его знает, как это получается) не сформируется ни одна из ипостасей, и не сложится весь пазл, именуемый «жизнью личности», «жизнью индивидуума», в котором есть и воспоминания детства (ипостась № 1), и «Как свежи были розы», и «Что пролепетала девушка там, под дождём» (ипостась № 2), и «Млечный путь на черном бархате ночи» (ипостась № 3), и так далее.

«Она любила его без памяти. Была бы у неё память, она бы его не любила».
Роман Надирян

А теперь попытаемся догадаться — а на какой жилплощади весь массив памяти прописан. В теле? Да ну, ладно! Неужели где-то там может отыскаться этакий сейф, способный служить хранилищем столь огромного объёма сознательного и бессознательного. Тем более, что масса хранимой Долговременной памятью информации по мере проживания субъектом жизненного цикла всё время увеличивается.

Причём, понятное дело, на момент рождения индивидуума на полочке личной памяти ещё пусто (разве что уже поступило на хранение первое воспоминание — момент выхода из утробы). Зато полным-полно должно быть в отсеках под названием «Коллективное Бессознательное». Вот только совсем непонятно — каким ветром в момент слияния сперматозоида с яйцеклеткой заносится эта запредельная по размерам инфа? И куда именно? В почки, в печень или таки в уважаемый мозг?

Есть такой нейробиолог, профессор биохимии Колумбийского университета в США Эрик Кандель (Eric Richard Kandel), посвятивший жизнь поиску биологических основ человеческой памяти. Он долго возился с ферментами с мудреным названием «протеинкиназы», твердил про вентролатеральную префронтальную кору мозга, изучал гипоталамус, миндалевидное тело… И всем рассказывал, что хранитель памяти — мозг. А недавно спохватился:

— Мне пришлось отказаться от мысли, что мы можем отыскать в мозге место функций, вроде Эго.

Смею и я пропеть в унисон этому, между прочим, нобелевскому лауреату с его столь приятной мне еврейской внешностью, что память (речь, конечно не о Кратковременной, которая как всякая оперативная, много места не требует, а о массиве Долговременной и той, что «Коллективное Бессознательное») не имеет жилплощади внутри тела. Ведь понятно, что при кромешной движухе во всех помещениях организма, несомненно, бедлам творится и на чердаке (нейроны, наночастицы и т.д. и т.п.). Помните: «клетки мозга каждые двое суток полностью обновляются».

Вообще, по мнению прогрессивных психологов новой волны, природа сознания не зависит от неврологической природы мозга. Например, количество извилин совсем не влияет на интеллектуальный уровень. Мозг интеллектуала и мозг идиота выглядят совершенно одинаково. Да и размер тоже ничего не значит. У основоположника микробиологии и иммунологии Луи Пастера после перенесённой в детстве болезни вообще осталось действующим только одно полушарие мозга. Нет, конечно, мозг, таки да, содержит миллиарды нейронов, но сам он вовсе не мыслящая материя. Как шутит профессор Университета Северной Каролины Джулиан Кейт, «мозг — трехфунтовая ёмкость заполненная липидами, белками и соленой водой». А нобелевский лауреат Джон Экклс (первооткрыватель ионных механизмов возбуждения и торможения в нервных клетках) всерьёз уверен, что мозг не производит мысли, а лишь воспринимает их. То есть, он всего лишь приёмное устройство, терминал для доступа сознания извне.

Извне!

И значит, всё, что откопала нейробиология в человеческом организме, никак не хранилище информации. Это не более чем архиватор файлов. Упаковщик и распаковщик. И нет там места ни для разума, ни для сознания.

— Куда деваются наши мечты, наши желания, наша любовь?
— Они где-то остаются.
— Где? В глубинах?
— В небесном архиве.
— Даже небо не вместило бы такого архива…
Исаак Башевис Зингер

Итак, Постулат Третий:

Память индивидуума находится вне его тела и является частицей информационного поля Вселенной.

По аналогии с интернетом, в котором данные хранятся на многочисленных серверах (cloud storage), долговременные памяти всех живущих в настоящее время индивидуумов и опять же «Коллективное Бессознательное» Человечества, находится где-то там… В ебенях! А! Неправда ли, удачное название для обозначения местонахождения. Ведь всегда лучше родное, посконное, сермяжное, и вроде бы, доморощенное. Тем более что словото действительно вкусное.

Ебеня — имя существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения мн. < м2b(1)> по классификации академика А.А. Зализняка); формы ед. ч. не используются. Корень: — еб-; суффикс: — ен; окончание: — я). Значение слова — экспрессивное обозначение локации. При этом данный термин не несет в себе информации об удаленности места от наблюдателя.

Смешно, но это слово, на самом деле, не доморощенное, а, как множество других русских слов, позаимствовано в начале XVIII века из немецкого языка: Ebene — местность, равнина, плоскость, уровень и даже плата. В силу созвучия корня слова с праславянским названием сексуального контакта, «ебеня» в России попало в набор ненормативной лексики. Но при этом сохранило свой основной смысл — обозначение места. В английском языке аналог:

Fuckville (is an expression that means the middle or ass end of nowhere. An expression used to describe a place which is inaccessible).

 

А раз уж существует склад, то должны наличествовать соответствующие складская и транспортная логистики, то бишь системы хранения, постоянного обновления, сортировки и доставки единиц хранения потребителю и обратно.

Понятно, что должен трудиться, не покладая рук, какой-нибудь провайдер (вот только как зовут админа?) и, конечно, функционировать система проверки «свой/чужой». И у каждого КИ свой ресивер, а к нему IP address, Pin Code, логин, пароль и тому подобное. И все эти прибамбасы зазипаны (ZIP) и приаттачены как раз к этим загадочным ДНК, РНК и генам. Которые, скорее всего, исходная базовая настройка изделия с названием «Конкретный Индивидуум». Как формулируют заслуженные айтишники — «ейный BIOS». Тот самый, что несомненно играет огромную роль в наследовании организмом биологической информации: внешность, группа крови, тип метаболизма и некоторые заболевания, но к системе «Память» имеет лишь косвенное отношение.

Вполне можно допустить, что как всякая сложная система, эта тоже может взять и заглючить. Вот, например, часты в народе упрёки в адрес некоторых КИ. Дескать, бесчувственные, чёрствые люди. Тут обделяешь себя, жертвуешь своим временем, своими силами, да и связями, чтобы помочь, творишь добро, а он — неблагодарный, делает вид, что не помнит. Так ведь, может, данный КИ, всё-таки совестливый. И никакого вида не делает. Просто какое-то реле в сети не сработало, и инфа попала на хранение не в те ячейки. Это ведь раньше трафик был простеньким. Ну, что в Средние века, могло крутиться в обменном буфере? А сегодня там гуляет такое количество терабайт спама, что коммуникативные каналы могут и не справиться с перегрузкой. Вот тут-то психушки и пополняются новыми клиентами.

«ирина потеряла память
а николай её нашёл
теперь он помнит секс с ириной
одновременно с двух сторон»
Ростислав Чебыкин

Но в целом, что-то убеждает меня, что эта, как-никак, испытанная в тысячелетиях система уже отлажена, оттестирована, отъюстирована так, что все её компоненты работают корректно. Думаю, что предусмотрены всякие фильтры и даже механизмы, оптимизирующие процесс принятия решений путём отсева ненужной информации. Например, деменция:

— О, а что это за смешной карапуз?

— Да это же твой внучек! — переглядывается между собой родня и шепчет, — ну, старик, вообще, из ума выжил.

Нет, дед не обестолковел. Просто включилось устройство спасительного отсечения ненужных в «стадии доживания» подробностей. Чтобы без перегруза… А то ведь обрушится на КИ осознание, что прожил он жизнь олухом. А до некой «она» дойдёт что, оказывается, просуществовала отведенное ей время истеричной дурой, профукавшей не только всяческие ништяки, но и своих детей.

Между прочим, если хранение памяти находится в ведении аутсорсинга, то почему бы не допустить, что где-то вне тела находится и сознание КИ и его разум. Центр, так сказать, управления полётами индивидуума, то бишь его жизнью. Действительно, пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин?

Опыты американского нейробиолога Бенджамена Либета, подтверждённые другими исследователями, показывают, что физическое действие человек начинает совершать ещё до того, как его мозг принимает решение действовать. Величина запаздывания мысли — целых 0,15 секунды!

Э-э-э! Да, так мы можем договориться до беспросветного детерминизма. Лишаем, понимаете, конкретного индивидуума свободы выбора и прочих самостоятельностей. Так что стоп! Явно, не туда заносит. Выруливаем обратно — к теме «Память».

Кстати, самоуверенные человеки во все времена предпринимали, да и сегодня продолжают предпринимать попытки обустроить подобие хранилища Памяти в этом материальном мире.

Но дело в том, что имеющиеся во всяких собраниях летописи, документы и тому подобное, вплоть до манускриптов загадочной библиотеки Ватикана, никак не подлинники. Все они многократно в угоду каждому очередному правителю подвергались редактированию и, несомненно, переписывались. Часто не очень грамотными писцами. И чем дольше продержался текст в столетиях, тем больше редакций он пережил. Потому что не надо забывать, что сотни тысяч других текстов подвергались цензуре категорической — просто-напросто сжигались. Да и с высеченными в камне царскими анналами, которые, казалось бы, уж на века, тоже не сильно заморачивались. Раз, и в щебень!

Так что, всё это разношёрстное, кое-как каталогизированное (а, сколько ещё не описано и не находится в обороте) множество дошедших до нашего времени письменных свидетельств, исполненных хоть тебе клинописью, хоть иероглифами, хоть латынью, хоть узелковым письмом крайне опрометчиво называть с придыханием — «подлинные источники», а места их складирования — «Хранилищами Памяти» (с больших букв «Х» и «П»). А если ещё учесть наличие толп посредников между архивами и человеческим сообществом. Этих филистеров и начётчиков, зашоренных, а часто и просто тупых, но всегда кем-то ангажированных так называемых исследователей и толкователей текстов. Ну, о какой аутентичности свидетельств может идти речь!

Что же до потуг всякого конкретного индивидуума оставить свидетельства своего существовании… Все эти эвересты лживых мемуаров, многопудие семейных фотоальбомов, всякие «здесь был Вася», фонограммы, кинохроника, телевидение и интернет выглядят весьма трогательно. Как и эпидемия «сэлфи». Всё это ведь один истошный крик: «Я жив! Я жил!». Этакие царапины на тающем льду.

Вот и получается, что вся надежда только на всемирный агрегатор. На ебеня, в которых, несомненно, вся Память человечества во всех её подробностях без каких-либо флуктуаций, аберраций, дериваций и прочих «аций» накапливается, постоянно прирастая выходящими из обращения Долговременными памятями, завершивших своё земное существование индивидуумов.

— Как же так? — должны огорчиться мы, — значит, ничего после нас не остаётся?

Ой, боюсь, что таки да. И все эти возгласы: «Ах, наш Боренька весь пошёл в дедушку Боруха!» чистый волюнтаризм. Ни мечты наши, ни желания, ни сомнения, ни переживания не наследуются. Ну, никак! Да, и честно говоря, кому оно всё нужно? Вот, пожалуйста, прямо сейчас спросите у ближайших своих. У тех же деток. Ну и что они говорят? Вот то-то же!

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну…
Марина Цветаева

Смею к массе известных в мире описаний Смерти предложить ещё одно, вполне имеющее право на существование… Ну, просто-таки, в ногу с научно-техническим прогрессом:

Передатчик Памяти, закреплённый за конкретным индивидуумом, продолжает слать сигналы. «А помнишь, а помнишь…». А приёмник, то бишь, сам КИ, уже того… Не фурычит. Дескать, «душа отлетает». А это значит — отстыковывается тот самый ZIP где IP address, Pin Code, логин, пароль и тому подобное…

А передатчик всё шлёт и шлёт инфу. Какие-то её обрывки залетают в чужие каналы связи, снятся и видятся другим людям. И те мучаются в догадках. Мол, что это? Какой-то намёк? Подсказка по жизни? А это просто заблудившийся чужой привет. Из ебеней.

Инсайт

 

Па-ба-ба-бам! (Людвиг ван Бетховен, симфония № 5 до минор, опус 67, «Тема Судьбы»).

Вот она — вишенка на торте! Речь о прозрениях, неожиданных прорывах, обзываемых нами «интуиция», о проникновениях в суть явлений, ведущих к открытиям в науке, технике и искусстве.

Постулат Четвёртый:

Наблюдаемые в жизни общества и отдельных индивидуумов инсайты генерируются вне тела человека.

Мы жутко недооцениваем жизнеполагающие каналы информации, эту пуповину, что связывает нас с ебенями. Ведь весь этот напряжённый трафик заполнен не только и не столько файлами памяти, как всем (о-го-го!) тем, что обеспечивает развитие Человечества в широком диапазоне: от рационализаторского предложения по усовершенствованию шпульки в швейной машинке до первого колеса и расщепления атома, от «Колобка» до «Гамлета» и от звуков дудочки пастушонка до «Кармина Бурана».

Всё это поступало и поступает в наш мир при посредничестве индивидуумов, которые в обществе числятся по разряду «Одарённые». А там уже по категориям: Рационализаторы, Таланты, Гении.

Причём Рационализаторы имеют место быть, как в технике, так и в литературе и искусстве. Просто в этих областях их призвание — оптимизация процессов воздействия на умы и эмоции sapiens. К примеру, совершенствование техники жонглирования эпитетами, метафорами, рифмами и всякими ля-бемолями (марш «Сегодня мы не на параде. Мы к коммунизму на пути»). Или изыскание резервов в приёмах размазывания красок (Никас Степанович Сафронов или Илья Сергеевич Глазунов) и постукивания долота по мрамору (Евгений Вучетич или Зураб Церетели). Могут ли числиться в «Одарённых» по разряду Рационализаторов тьмы эпигонов Бредбери, Лема, братьев Стругацких, Агаты Кристи, Конан Дойла и т.д.? А почему бы и нет? Довольно таки оптимальный способ популяризации гуляющих по миру чужих мудрых мыслей.

 

«Талант, он как чирей: на любом заду вскочить может».
Фаина Раневская

Только давайте не будем рассаживаться рядочками с распростёртыми для даров руками, с открытыми ртами и даже приотворёнными черепными коробками. Вот, мол, сейчас на нас, раз, и свалится из ебеней нечто. Обойдёмся без фантастики и без майс геверет Шехерезады. Тут ведь, хотите или нет, но, как минимум, надо иметь какой-никакой, а бэкграунд: степень образования, интеллектуальный уровень, жизненный и профессиональный опыт. А то представьте себе, спустили в мир формулу, ныне названную по имени индивидуума с ИИ «Макс Планк», а гражданин получатель в арифметике даже до дробей не добрался. Или вот шлют «Белеет парус одинокий», а человек просто буков не знает, не говоря о том, чтобы отличить четырёхстопный ямб от четырехстопного же, но хорея.

Короче, сами понимаете, что на песке пшеница не вырастет. Так что если кому снизошла мелодия, то он хотя бы слухом обладать должен. И кому-то положено знать, что такое курковый ударно-спусковой механизм в автомате, а иначе окажется он индивидуумом с идентификатором «Калашников»…

 

Вот, знаменитая американская актриса и просто красавица с ИИ «Хеди Ламарр», ко дню рождения которой приурочен День изобретателя в Австрии, Германии и Швейцарии, неожиданно соответствующий бэкграунд имела. Именно с нею связывают изобретения GPS, Bluetooth, Wi-Fi и CDMA.

 

Как по мне, всё дело, в том, что весь инсайт, вся информация приходит не готовая сразу к употреблению, а такими полуфабрикатами а-ля кубики LEGO или груды пазлов. А то ещё и в виде бессознательного: охов-вздохов, колыханий портьер, внутреннего голоса и вещих снов. И уж на долю конкретного индивидуума, избранного для выполнения миссии, выпадает задача всё правильно сложить.

Вот тут определяющую роль играют не только накопленные КИ базовые знания и навыки, но и его психическое состояние на момент получения посылочки. Другими словами — попадёт ли посланный сигнал в резонанс с настроем ипостаси, на данный момент командующей в индивидууме парадом. В здравом ли она расположении духа. А что если ипостась подвернётся этакая изнервлённая, истеричная. Не только не склонная к предстоящему творческому акту, а даже к приёму сигнала. Зато если ипостась окажется не просто толковым техническим посредником в сеансе связи конкретного индивидуума с ебенями, но и добавит в этот инсайт что-нибудь от своего внутреннего, сокровенного… О, да! Именно такая ИПО и есть тем самым, кого в обиходе величают «Муза», хотя традиционно вдохновителем Одарённого принято считать субстанцию, которая витает как бы где-то вне его. Кстати, такой немаловажный для процесса творения фактор, обозначаемый словом «вдохновение» (его произносят обычно с придыханием и трепетом) на самом деле есть наличие устойчивого приёма сигналов.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Александр Пушкин

Ведь это счастье, что, ЧУ, не оказалась ленивой ипостась конкретного индивидуума с идентификатором «Альберт Эйнштейн». И мы с вами, таки да, имеем E = mc2. На славу потрудились и ипостаси индивидуумов из чудного сообщества с идентификатором «Вильям Шекспир». И опять же, неимоверно прекрасно, что не откосила ипостась, царствующая в многоуважаемом индивидууме с ИИ «Людвиг ван Бетховен». А ведь всё могло быть. Дескать, извините великодушно, глух аки пень. Да и прилежными, работящими оказались в нужный момент ипостаси «Джефферсон со товарищи». Старательно ими было перенесено на бумагу: «Все люди сотворены равными и все они наделены…». А если бы нет? Вот поэтому, понимая, что с адресатами не всё просто, сеются семена веером. По всем городам и весям. Чтобы таки дошло до человечества. И желательно, вовремя.

Конечно, среди избранных, много скромно осознающих, что они, уж простите великодушно, лишь стенографы, а всё, что пишется, лепится, рисуется, открывается или изобретается, на самом деле ниспослано им. Извините за кощунство, а предчувствовала ли ипостась индивидуума с идентификатором «А. С. Пушкин» за пять секунд ДО, что в нем вот-вот зазвучит «Я помню чудное мгновенье»? Кстати, сэр Пол Маккартни честно признавался, что мелодия песни Yesterday явилась ему во сне. Но попадаются наглые, самоуверенные граждане с заявлениями: «Я создал! Я открыл! Я!.. Я!.. Я!..». Ау, парень! Это ж не с бухты-барахты приключилось. Это просто на твой приёмник, тщеславный ты наш, было сброшено.

Но это всё как бы с позиций интереса отправителей. А вот каково получателю, на которого свалился дар? Ведь все эти адресаты, эти успешные тюнеры, таки да, удостаиваются в этом мире права числиться авторами полученного (я, между прочим, со своим маамаром, тоже на это надеюсь). Другое дело, что тяжек путь Одарённых, в отличие от тех, кто оказался этим бонусом обделён. Да, рукоплещут им и ближние, и дальние. Да, венчают лавровыми венками. Но ведь движуха, она движуха. И закономерно, что на смену былой ипостаси приходит новая. И тут «Хьюстон, у нас проблемы!». Потому как заступившая на службу ИПО, оказывается, не соответствует высокому призванию.

Я щас взорвусь, как триста тонн тротила,
Во мне заряд нетворческого зла.
Меня сегодня Муза посетила,
Посетила, так, немного посидела и ушла.
Владимир Высоцкий

То есть, связь по части памяти сохраняется. Устойчивая. А вот по части даров и откровений канал начинает глючить. Ну, там ещё на излёте пара-тройка гостинцев от передатчика к приёмнику проскочит… А дальше тишина. Это как обладать голосом на семь октав, а потом вдруг осипнуть. Навсегда.

И если для рядового индивидуума смена ипостаси — это обыденность (хотя нельзя отрицать и некоторый драматизм), то в случае КИ с довесочком в виде Одарённости, смена ИПО чаще всего оборачивается трагедией. И чем ярче было прожитое озарение, тем большей бедой оборачивается. Это же какая жуть — побывать творцом, светочем, а потом… Мол, при ипостаси № 2 (или № 3) были мы Эйнштейнами, Достоевскими и Паблами Пикассами… Как обозначают этот диагноз на своём ехидном идише не совсем древние евреи — «азохэн вэй». Что значит: «Нельзя всё время оставаться спелым бананом». Такие дела.

Что остаётся тогда делать КИ? Держаться. И ждать. Авось… Вот, к примеру:

«Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие всё продолжается».

Это из дневниковых записей 1916 года индивидуума с идентификатором «Иван Бунин». А потом спустя долгих двадцать лет подвернулась ему в череде ипостасей ещё одна, сопрягаемая по резонансу с передатчиком. Вот и сподобился Иван Алексеевич. Случились у него «Тёмные аллеи».

А Джером Дэвид Сэлинджер, судя по всему, не сподобился. Но прожил жизнь достойно. В то же время у большинства Одарённых несоответствие легендарного прошлого с нынешним прозябанием вносит в ослабленные движухой мозги чувство вины, уныние и депрессию. И тут уж некоторые творцы, сжигают свои произведения. Боттичелли. Гоголь. Жорж Руо. Нет, вполне можно допустить, что с пришедшей на смену новой ипостасью, они, наоборот, поднялись на небывалый уровень просветления. А, предав свой труд огню, лишили человечество больших откровений. Но что тут поделаешь, если сам КИ отчаялся. Если пришло к нему понимание, что вот и всё. Абзац. Сдохла батарейка. И виноватит он себя из всех сил. Мол, не сберёг дар, не удержал, разменял по мелочам. А ведь это просто движуха неумолима. И надо понять,

Что нас поток уж не несёт
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперёд
Фёдор Тютчев

Увы, некоторые даже ухи себе отрезают. А то и спиваются, травятся, стреляются, вешаются… Хотя, в то же время есть множество других человеков. Тех, кто спокойно, более того, нахально и даже нагло, со своими новыми ИПО типа «постные щи», продолжает низенько барражировать, используя наработанные навыки. При этом, стараясь соответствовать навешенным на них социумом ярлыкам, они ныряют в бурную общественную деятельность. Сколько блистательных учёных, порадовавших мир открытиями, потом потихонечку переквалифицируются в администраторов от науки, во всяческих референтов. То же самое происходит в мире искусства и литературы. А общество, чтобы не выглядеть несуразно, всё это аккуратно обставляет всякими приличиями. Исследователи и последователи стараются отыскать в жалких почеркушках былых властителей дум проявление каких-либо проблесков прежних доблестей. И кричат «Годы не властны, годы не властны!». Властны! Движуха есть движуха. Она издевательски неумолима. Недаром же «ха» в конце слова.

И в завершение темы инсайта. Очень важный момент. Ну, очень.

«Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой подлости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы; он и мал и мерзок не так, как вы, — и́наче».
Из письма А.С. Пушкина к П.А. Вяземскому

«И́наче», говорите? Это как?! При всём моём невыносимо безусловном пиетете и благоговении пред Поэтом, смею заметить, что, увы, спесив тут и заносчив оказался Александр свет Сергеевич. Ох, никогда нельзя по результату творческого акта — стихотворению, мелодии, живописному произведению или научному открытию — судить о человеческих качествах сопричастного этому конкретному индивидууму. И наивно рассуждать о каких-то внутренних духовных сокровищах, которые, мол, автор извлекает из себя. А то ведь, увы, может постигнуть жуткое разочарование от несоответствия творения и закреплённого за ним имярек. Ведь многие, почитаемые за великих мыслителей, по воспоминаниям современников, в обыденной жизни не отличались ни умом, ни сообразительностью. Туповаты были. Наивны. Да и сварливы до невыносимости. Даже те, уж не взыщите, которые с идентификаторами «Кант» и «Гегель». А другие Осенённые? К примеру, Вильгельм Конрад Рентген был легендарный хам. Тот же Рихард Вагнер с его «Евреи — это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы!» (Р. Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.). А эти, с ИИ «Франсуа Вийон» и «Бенвенуто Челлини» просто до убийств доходили.

Обычно, по поводу низкого душевного качества Избранных все пожимают плечами. Дескать, что поделаешь, причуды гениев. Да нет уж. Скорее всего, это причуды ебеней, рекрутирующих почему-то именно таких индивидуумов в свои почтальоны.

Заключение

Не правда ли, всё мною вышеизложенное выглядит крайне материалистичненько? Ни тебе, тьфу, тьфу, тьфу, каббалы во всём разнообразии её толкований, ни тебе всякой прочей мистики. Всё, как и должно быть — в простоте. Потому как, даже Конец Света, тот самый Апокалипсис, не приведи, конечно, Г-сподь, на самом деле будет элементарным выключением серверов. Wow! Servers shutdown! А по-русски: «п****ц в ебенях!».

Я заканчиваю свой Маамар, он же трактат, заслуживающий, если не Нобелевской, то хотя бы Пулитцеровской премии, и уж, во всяком случае, надеюсь, Доброго Слова моего предка Арье-Лейба, известного, как Шполер Зейде (Дедушка из Шполы, 1725—1811. Да будет светла память о нём, как и о моих родителях!).

И заканчиваю я его чистосердечным признанием, что категорически не понимаю, зачем я написал всё это. Зачем устраиваю этот хай. Я ведь не претендую ни на новое слово в науке, ни на то, что, вообще, это кто-то прочитает. Хотя, честно говоря, надеюсь, что текст найдёт своего читателя. А то, может, даже двух-трёх.

Так каково тогда предназначение мною вышеизложенного?

Один мой, ещё по Москве, лукавый приятель говаривал, что есть теории, которые приносят людям счастье, а есть, которые, наоборот, бывают полезными.

Так вот, может, всё-таки не мешало бы знать нам про ИПО смолоду. Чтобы, хотя бы начать смутно догадываться. А там, глядишь, пришло бы понимание дискретности своего существования. И это знание наследовалось бы всеми последующими поколениями. Но, увы…

… По совокупности добра и зла, что людям нанесли…
Павел Антокольский

Беда наша в том, что в этом обезумевшем мире, охваченном тотальной движухой, начиная с далёких звёзд и заканчивая клетками организма, есть одна, будь она неладна, единственная константа. Память. И пока мы живы… О, пока мы живы! Именно она остаётся источником всех наших душевных терзаний, всех мучений от осознания грехов, ошибок, потерь, накопленных в мельтешении ипостасей…

… Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток…

А. С. Пушкин

И ничего с этим свитком не делается, чёрт побери! И вычёркиванию, увы, ни одна запятая из него не подлежит. Мы с вами больны своим прошлым. Больны безмерно!

Вот твердим же всё время:

— Не было этого, не было этого!

— Было! — отвечает блядская наша память… НАША!

Так может быть, то, что мы считаем бедой, — потерю индивидуумом памяти (болезнь Альцгеймера, авария, контузия…) — на самом деле Благодать?

Заметьте, я не туманился рассуждениями про судьбу. А ещё я старательно не затрагивал тему Б-га. Но не получается без Него. Без Провидения Г-споднего!

И без упоминания Страшного Суда не получается. А с ним-то ведь, оказывается, всё просто. Это когда, ушедшие в небытие, восстанут из праха. И, воспользовавшись сохранившимся бэкапом, залогинятся. Как положено: IP address, Pin Code… Заработают их приёмники памяти. И они, воскресшие, всё вспомнив, посмотрят нам в глаза… Вот это и будет Страшный Суд!

Вот уж, действительно, больше всего, дамы и господа, везёт тем, у кого начинается склероз. Это ведь на самом деле Б-г, наконец-то, жалеет их. И говорит:

— Ладно, Я прощаю. Забудьте…

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев для “Ефим Гальперин: Движуха. Окончание

  1. Я неспроста написала о том, что изменение характера в психиатрической практике считается грозным признаком надвигающегося психического расстройства. Это первое, что говорит о происшедшем психическом надломе, сбое психических механизмов, ответственных за status quo человека. Какая за этим последует клиническая картина – вопрос другой. Я просто хочу сказать, что неверна исходная посылка автора. Да, клетки организма в течение жизни обновляются, старый эпителий отмирает, регенерирует новый, — все так. Но с ипостасью человека, которая, согласно автору, также неизменно меняется, это не проходит.
    Еще Кречмер установил корреляции между характером человека и строением тела. Он выделил, как известно, несколько типов физической конституции, которые отвечают и за сложившийся психотип (как сейчас бы сказали) человека. Но морфология, конституция – с этим человек родился, она не меняется. Астеник остается астеником, пикник – пикником (ну, если к этому не присоединяются какие-то гормональные сдвиги). Как говорил мой шеф, худой человек всю жизнь старается потолстеть, а толстый – похудеть. А в целом, остается все таким, каким было с самого начала – аб ово. И если удалой гусар, бонвиван, бретер принимает обличье смиренного старца, чуть ли не схимника, то за этим кроются изменения психического свойства, а то и вовсе тяжелые аффективные расстройства. Ведь Толстой, которого автор приводит в пример, носил с собой веревку во время мучительного душевного кризиса, который он переживал. Тут уж не до «штучек-дрючек» и не до « отбивания чечеток» по этому поводу.

  2. Замечательное выявление проблемы личности, памяти… и со всем вместе «человека». Как раз недавно, вспоминая способность Бориса Джонсона по памяти декламировать страница из Гомера, я заметил: » Не «из памяти», а «по памяти», хотя никто не знает, где сидят все эти страницы, которые иные из нас могут извлекать из памяти» . Ефим Г., повторяю, замечательно и увлекательно раскрыл проблему, да вот только старый скептик во мне, не может принять, например, постулат: «Память индивидуума находится вне его тела и является частицей информационного поля Вселенной». Так хочется поместить те страницы и прочее где-нибудь в физическом мире, и от безнадежности найти их в мозгу (кроме ничего говорящих в данном случае рассуждений о нейтронах, их связях, взаимодействиях и пр.), мы ищем их во вне, во вселенной, благо теперь у нас есть замечательные слова «информационное поле». Но до тех пора, пока не найдут, не зафиксируют, не выделят и не сохранят в какой-нибудь пробирке «память» (ее кусочки… хоть по какому-либо принципу неопределенности), все это остается ну… «просто замечательно»!

    Выдвигаю Ефима Гальперина на конкурс авторов года по рубрике «нон-фикшин» (хотя и фикшин)

  3. Продолжение трактата также блещет интеллектом и эрудицией уважаемого автора. Своеобразна и манера изложения с оттенком умеренной иронии. Вполне достойная внимания и интереса любознательных читателей публикация на весьма оригинальную и важную житейскую тему. хотя и не со всеми нюансами изложенного можно согласиться.

  4. И все-таки к потенциальному развитию темы. (1) Например, «Рентген был легендарный хам» — по отношению в чему, к какому умолчанному среднему? Это средне-взвешенное хамство массы? А оно подвержено движухе или постоянно? Вопросы я задаю только выборочно, многое, соблазнительное, пропускаю.
    (2) О памяти. «И вычёркиванию, увы, ни одна запятая из него не подлежит» — это автор погорячился. Такие тоже есть, у которых «ни одна запятая», но это болезнь, мучение лютое и не ближе к смерти или после нее, а с младых ногтей. От этого лечат, вот не знаю успешно ли. А «нормальные» еще как успешно постоянно и непрерывно избавляются и придумывают себе новые воспоминания, разнообразно и по разным поводам. А потом выдают это в книгах за реальные биографии исторических лиц типа Дрейфуса или Борджиа. И тут уместно вспомнить о движухе. Она тоже не помогает. А значит, разумно предположить, что кроме памяти есть еще масса всякого ливера, который движуха не меняет по существу, а делает косметический ремонт, да и то очень-очень косметический.
    (3) И на конец отложенное: о серверах. Вещь это, конечно, сильная, про каждого всю изподноготную знает. Но! Сумма подноготных, как негде не плотное множество, покрытия не составляет. Так что, все зомби может и восстанут, а жизни не будет. Пространство-то останется безвоздушным и дырявым!
    Так что, господа, ничего не бойтесь: будущего по-прежнему нет! И движуха в том залог, точнее, заложница.

  5. Ба, да тут целый список синопсисов для сборника рассказов. Надеюсь, они будут короче

  6. А окончание еще лучше начала. И какие тут комментарии? Теория стройная, работающая, очень правдоподобная. Ее ни доказать рассуждениями, ее ни похерить другими рассуждениями. Другую теорию можно наверняка придумать, но это надо быть, как минимум, таким же умным и нахальным, как автор. Кто-то прочитав расстроится, кто-то даже обидится, а по мне все стало спокойнее. Может даже высплюсь ночью.

  7. По аналогии с интернетом, в котором данные хранятся на многочисленных серверах (cloud storage), долговременные памяти всех живущих в настоящее время индивидуумов и опять же «Коллективное Бессознательное» Человечества, находится где-то там… В ебенях! А! Неправда ли, удачное название для обозначения местонахождения. Ведь всегда лучше родное, посконное, сермяжное, и вроде бы, доморощенное. Тем более что слово—то действительно вкусное.
    Смешно, но это слово, на самом деле, не доморощенное, а, как множество других русских слов, позаимствовано в начале XVIII века из немецкого языка: Ebene — местность, равнина, плоскость, уровень и даже плата. В силу созвучия корня слова с праславянским названием сексуального контакта, «ебеня» в России попало в набор ненормативной лексики. Но при этом сохранило свой основной смысл — обозначение места.
    — Пап, а куда летит эта стая птиц? На юг?
    — К ебеням, все летит к ебеням, сына.
    _______________________________
    Блестящая находка. И тянет на Нобелевскую. Остальное более-менее известно.

  8. “а скудова (любимое слово М.А. Булгакова)” – a скудова это известно?
    p.s.
    Ростислав Чебыкин Пирожки и порошки
    *
    адам в эдемский заповедник
    зовёт эркюля пуаро
    чтоб разобраться кто похитил
    ребро
    *
    в какой могиле похоронен
    писатель новиков прибой
    ответил сторож машинально
    в любой
    *
    вот ты крадёшься тёмной ночью
    через дремучий бурелом
    и вдруг из мрака раздаётся
    шалом
    *
    p.p.s. и правда, наша память б-ядска,
    ни одного пирожка не запомнил

Добавить комментарий для Aharon Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.